Генри Хэтэуэй
Генри Хэтэуэй | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Маркиз Анри Леопольд де Файнс 13 марта 1898 г. Сакраменто, Калифорния , США |
Умер | 11 февраля 1985 г. Лос-Анджелес, Калифорния, США | (86 лет)
Место отдыха | Кладбище Святого Креста, Калвер-Сити, Калифорния |
Занятия |
|
Годы активности | 1925–1974 |
Супруг |
Бланш «Скип» Гонсалес
|
Дети | 1 |
Родители |
|
Генри Хэтэуэй (13 марта 1898 — 11 февраля 1985) — американский кинорежиссер и продюсер. Он наиболее известен как режиссер вестернов , особенно с Рэндольфом Скоттом и Джоном Уэйном в главных ролях . Он снял Гэри Купера в семи фильмах.
Фон
[ редактировать ]Генри Хэтэуэй родился Анри Леопольд де Файнс в Сакраменто, Калифорния. [ 1 ] Отец Хэтэуэй, Роди Хэтэуэй , носил дворянский титул. Роди стал театральным менеджером и женился на матери Хэтэуэй, венгерке, которая выступала под именем Джин Хэтэуэй (некоторые цитаты утверждают, что Хэтэуэй была ее девичьей фамилией). [ 2 ] [ 3 ]
Его титул маркиза был унаследован от его прадеда по отцовской линии Ж. Б. де Файнса, бельгийского дворянина и адвоката. [ 4 ] на службе у короля Бельгии Леопольда I. Когда его прадедушка не смог выполнить поручение по обеспечению Бельгии Сандвичевых островов (ныне Гавайи), опальный старший маркиз в 1850 году самовольно сослался в Сан-Франциско. [ 5 ] [ 6 ] Там он наладил юридическую практику и женился.
Ранняя карьера
[ редактировать ]Юные роли и кинотехник, 1908-1917 гг.
[ редактировать ]В 1908 году, в возрасте 10 лет, Хэтэуэй начал сниматься в качестве детского актера в Американской кинокомпании под руководством режиссера Аллана Двана . [ 7 ] Плодотворная работа Двана в виде короткометражных фильмов с одной и двумя катушками, снятых недалеко от границы США и Мексики в период с 1908 по 1912 год, повлияла на более поздний интерес Хэтэуэя к кинопроизводству на западную тематику. [ 8 ]
Хэтэуэй бросил школу в 1912 году в возрасте четырнадцати лет, чтобы стать помощником мастера по недвижимости в Universal Pictures , и начал играть подростковые роли в 1917 году. [ 9 ] После вступления Соединенных Штатов в Первую мировую войну Хэтэуэй на время конфликта служил инструктором по артиллерийскому делу в форте Уинфилд Скотт в Сан-Франциско. [ 10 ]
Помощник режиссера, 1921–1932 гг.
[ редактировать ]После увольнения из армии США в 1919 году Хэтэуэй предпринял краткую, но неудачную попытку заняться крупными финансами вместе с компанией Morris Audit Company. Он вернулся в Голливуд в 1921 году в качестве реквизитора продюсера и режиссера Фрэнка Ллойда , последний известен своей адаптацией классических литературных произведений. [ 11 ]
В 1923 году Хэтэуэй начал работать в немом кино в качестве ассистента таких режиссеров, как Виктор Флеминг и Йозеф фон Штернберг , и вместе с ними перешел к звуку. Он был помощником режиссера Фреда Нибло в версии 1925 года « Бен-Гура» в главных ролях с Фрэнсисом Бушманом и Рамоном Новарро . В течение оставшейся части 1920-х годов Хэтэуэй продолжал работать ассистентом, помогая руководить такими актерами, как Гэри Купер, Марлен Дитрих , Адольф Менжу , Фэй Рэй , Уолтер Хьюстон , Клара Боу и Ной Бири . [ 12 ]
Первые фильмы в качестве режиссёра
[ редактировать ]Рэндольф Скотт Вестерны
[ редактировать ]Генри Хэтэуэй дебютировал в качестве режиссера в вестерне производства Paramount «Наследие пустыни» (1932). Основанный на романе Зейна Грея , Хэтэуэй дал Рэндольфу Скотту его первую главную роль в фильме, который положил начало его долгой карьере в ковбойских ролях. [ 13 ]
Он положил начало серии вестернов Скотта, поставленных Хэтэуэем, по романам Грея: « Дикая лошадь Меса» (1932), «Громящее стадо» (1933), «Закатный перевал» (1933), «До последнего человека» (1933), «Человек из леса» (1933) и Последняя облава (1934).
Хэтэуэй снял боевик, действие которого происходит на Филиппинах, « Давай, морские пехотинцы!» (1934) с Ричардом Арленом и Идой Лупино в главных ролях , за ним последовали драма «Ведьмин час» (1934) и ранний Ширли Темпл фильм «Сейчас и навсегда » (1934). В последнем также снимались Кэрол Ломбард и Гэри Купер.
Жизни бенгальского улана (1935) и боевики
[ редактировать ]Следующим фильмом Хэтэуэя был с Купером «Жизнь бенгальского улана» (1935). Вдохновленный режиссером Полом Берном , Хэтэуэй отправился в Индию на девять месяцев в 1920-х годах, чтобы собрать документальные кадры об индуистских религиозных паломничествах. Проект так и не был завершен, но опыт Хэтэуэя на Дальнем Востоке принес ему предложение стать режиссером « Жизни бенгальского улана» . [ 14 ]
Хэтэуэй получил эту работу, потому что в фильме сменился режиссер, и Купер, имевший одобрение режиссера, восхищался фильмами Хэтэуэй. [ 15 ] [ 16 ] Фильм стал хитом и получил семь номинаций на премию Оскар , в том числе за лучший фильм и за которую Хэтэуэй получил свою единственную номинацию на премию Оскар за режиссуру . [ 17 ] [ 18 ]
Хэтэуэй теперь стал одним из главных режиссеров студии Paramount. [ 19 ] Он сделал еще один с Купером, Питером Иббетсоном (1935). За этим последовал «След одинокой сосны» (1936), его первый цветной фильм, для которого его нанял Уолтер Вангер, платя ему 1000 долларов в неделю. [ 20 ] Он также работал над проблемным фильмом « Я любил солдата» (1936), который так и не был закончен, и снялся в Мэй Уэст фильме « Иди на запад, молодой человек» (1936).
Хэтэуэй вернулся с Купером для приключенческой истории против рабства « Души в море» в главной роли (1937) с Джорджем Рафтом . Вместе с Рафтом и Генри Фондой он снял «Отродье Севера» (1938).
«Настоящая слава» (1939) с Купером была репризой « Бенгальских улан» , действие которой происходит на Филиппинах. После этого он поругался с Paramount и ушел, чтобы присоединиться к Fox. [ 21 ]
20 век Фокс
[ редактировать ]Хэтэуэй работал в компании 20th Century Fox, снимая главную мужскую звезду студии Тайрона Пауэра в фильмах «Джонни Аполло» (1940) и «Бригам Янг» (1940). Хэтэуэй обожала работать с Дэррилом Зануком, называя его лучшим режиссером Америки. Он говорит, что никогда не отказывался от сценария, предложенного ему Зануком. «Да, некоторые собаки, но и много хороших», - сказал он. [ 22 ]
Он вернулся в Paramount, чтобы поставить Джона Уэйна в «Пастыре холмов» (1941). Для Уолтера Вангера он снял еще один имперский боевик « Закат» (1941).
Вернувшись в Fox, он снялся в фильмах «Десять джентльменов из Вест-Пойнта» (1942), «Китаянка» (1942), «Крыло и молитва» (1944), «Дом в Индиане» (1944) и «Ноб Хилл » (1945).
В 1940-е годы Хэтэуэй начал снимать фильмы в полудокументальном жанре, часто используя стиль нуар . К ним относятся «Дом на 92-й улице » (1945), за который он был номинирован на премию «Лучший режиссер» Нью-Йоркским кружком кинокритиков , «Темный угол» (1946), «Рю Мадлен, 13» (1947), «Поцелуй смерти» (1947) и Позвоните в Northside 777 (1948), в котором Хэтэуэй представил одно из первых экранных применений факса .
Хэтэуэй вернулась к приключенческим фильмам в фильме « Вниз в море на кораблях » (1949). Он воссоединился с Power for The Black Rose (1950). У Хэтэуэя было некоторое время для операции по поводу рака, а затем он вернулся, чтобы снять «Лис пустыни: История Роммеля» биографический фильм о генерале Роммеле (1951) . За ним последовали «Четырнадцать часов» (1951), нуар о человеке, собирающемся покончить жизнь самоубийством, « Теперь ты во флоте» (1951), военная комедия с Купером, и две с Power: Rawhide (1951), вестерн, и дипломатический курьер (1952).
Хэтэуэй снял фильм-нуар « Ниагара » (1953), ставший Мэрилин Монро прорывной ролью , и «Белый знахарь» (1953) со Сьюзен Хейворд и Робертом Митчумом . Он воссоединился с Купером в вестерне «Сад зла» (1954), а затем снялся в фильме « Принц Валиант» (1954).
После «Гонщиков» (1955) с любовницей Занука Беллой Дарви Хэтэуэй покинул Fox. [ 23 ]
Пост-Фокс карьера
[ редактировать ]он снял два триллера Вместе с Ван Джонсоном : «Дно бутылки» (1956) и «23 шага до Бейкер-стрит» (1956).
Джон Уэйн нанял его для создания «Легенды о пропавших без вести» (1957) для компании Уэйна. Вернувшись в Fox, он снял вестерн «Из ада в Техас» (1958). Во время съемок Деннис Хоппер пытался творчески заявить о себе на съемочной площадке. Возможно, под влиянием своего недавнего опыта с бунтарским отношением коллеги-актера Джеймса Дина на съемках фильмов «Бунтарь без причины» (1955) и «Гигант» (1956), Хоппер заставил Хэтэуэя снять более 80 дублей сцены, прежде чем он согласился на требования Хэтэуэй. . Сообщается, что после съемок Хэтэуэй сказала молодому актеру, что его карьера в Голливуде окончена. Позже Хоппер признал, что был не прав, не уважая Хэтэуэя в юности, и назвал его «лучшим режиссером, с которым я когда-либо работал», снова работая с Хэтэуэй над «Сыновьями Кэти Элдер» (1965) и «Настоящая выдержка » (1969).
Затем Хэтэуэй сняла мелодраму « Одержимая женщина» (1959) и триллер « Семь воров» (1960). Он воссоединился с Уэйном в комедийном боевике «Север», на север Аляски (1960).
Более поздняя карьера
[ редактировать ]Хэтэуэй был одним из трех режиссеров вестерна « Cinerama Как был завоеван Запад» (1962), сняв большую часть фильма, включая сцены с рекой, прерией и ограблением поезда. Он должен был стать режиссером Маклинтока , но продюсеры не выплатили ему зарплату. [ 24 ]
Он посетил Испанию, чтобы снова поработать с Уэйном над «Миром цирка» (1964). Уэйн попросил Хэтэуэя взять Джона Смита на роль Стива Маккейба в фильме; с 1959 по 1963 год Смит играл роль владельца ранчо Слима Шермана в сериале NBC « Ларами» . Согласно интернет-биографии Смита, у Хэтэуэя возникла сильная неприязнь к Смиту, и после этого он помешал ему получить избранные роли в Голливуде. [ 25 ]
«Мир цирка» оказался кассовым разочарованием, но следующий совместный фильм Уэйна и Хэтэуэй, «Сыновья Кэти Элдер» (1965), стал хитом. То же самое можно сказать и о Неваде Смите (1966), вестерне со Стивом МакКуином в главной роли , который был экстраполирован на основе короткого отрывка из Гарольда Роббинса романа «Саквояжники» .
Он посетил Африку, чтобы снять «Последнее сафари» (1967), затем принял участие в вестерн- 5-карточном стаде (1968) с Дином Мартином и Робертом Митчамом. Это был умеренный успех, но фильм «Настоящая выдержка» (1969), продюсером которого выступил Хэл Б. Уоллис , имел успех в прокате и принес Джону Уэйну премию «Оскар» за лучшую мужскую роль.
Он заменил Джорджа Ситона в постановке нескольких зимних сцен на открытом воздухе для звездного фильма «Аэропорт» (1970), в котором снимались Берт Ланкастер и Дин Мартин . Он сделал это как одолжение Ситону, но денег не взял. [ 26 ]
Хэтэуэй снялся с Ричардом Бертоном в военном фильме «Набег на Роммеля» (1971), а затем снял для Уоллис еще один вестерн «Перестрелка» (1971). 65-м и последним фильмом Хэтэуэя стал Hangup (1974), фильм о черной эксплуатации. Он отказался от Рустера Когберна, так как ему не понравился сценарий. [ 27 ]
Смерть
[ редактировать ]Хэтэуэй умерла от осложнений сердечного приступа в Медицинском центре Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе 11 февраля 1985 года в возрасте 86 лет. [ 3 ] Он похоронен на кладбище Святого Креста в Калвер-Сити , Калифорния. Его работа принесла ему звезду на Аллее славы в Голливуде на Вайн-стрит, 1638.
Фильмография
[ редактировать ]- Десять заповедей (помощник Сесила Б. Демилля , в титрах не указан) (1923)
- Бен-Гур: Повесть о Христе (помощник Б. Ривза Исона и помощник режиссера - в титрах не указан, 1925)
- Грубые наездники (помощник режиссера, 1927)
- Наследие пустыни (1932)
- Дикая Лошадь Меса (1932)
- Громовое стадо (1933)
- Под Тонто Римом (1933)
- Закатный перевал (1933)
- Человек леса (1933)
- До последнего человека (1933)
- Час ведьм (1934)
- Последняя сводка новостей (1934)
- Сейчас и навсегда (1934)
- Жизнь бенгальского улана (1935)
- Питер Иббетсон (1935)
- Тропа одинокой сосны (1936)
- Души в море (1937)
- Порождение Севера (1938)
- Настоящая слава (1939)
- Джонни Аполло (1940)
- Бригам Янг (1940)
- Пастух холмов (1941)
- Закат (1941)
- Десять джентльменов из Вест-Пойнта (1942)
- Китайская девушка (1942)
- Крыло и молитва (1944)
- Дом на 92-й улице (1945)
- Темный угол (1946)
- Поцелуй смерти (1947)
- улица Мадлен, 13 (1947)
- Позвоните в Нортсайд 777 (1948)
- Вниз к морю на кораблях (1949)
- Черная роза (1950)
- Лис пустыни: История Роммеля (1951)
- Четырнадцать часов (1951)
- Сыромятная кожа (1951)
- Дипломатический курьер (1952)
- Аншлаг О. Генри (1952)
- Ниагара (1953)
- Сад зла (1954)
- Принц Валиант (1954)
- Дно бутылки (1956)
- 23 шага до Бейкер-стрит (1956)
- Легенда о пропавших (режиссер и продюсер – 1957)
- Из ада в Техас (1958)
- Одержимая женщина (1959)
- Семь воров (1960)
- На север до Аляски (режиссер и продюсер) (1960)
- Как был завоеван Запад (его режиссерские отрывки: «Реки», «Равнины» и «Преступники», 1962)
- Мир цирка (1964)
- Сыновья Кэти Элдер (1965)
- Невада Смит (режиссер и продюсер, 1966)
- Последнее сафари (1967)
- 5-карточный стад (1968)
- Настоящая выдержка (1969)
- Аэропорт (только некоторые зимние сцены на открытом воздухе, 1970)
- Рейд на Роммеля (1971)
- Перестрелка (1971)
- Зависание (1974)
Сноски
[ редактировать ]- ^ «Голливудская звездная прогулка: Генри Хэтэуэй» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 20 июля 2013 г.
- ^ Канхэм, 1973 стр. 139: «...Роуди взял девичью фамилию своей жены Хэтэуэй..»
- ^ Перейти обратно: а б Кребс, Альбин (13 февраля 1985 г.). «Генри Хэтэуэй умер в 86 лет; снял более 60 фильмов» . Нью-Йорк Таймс . п. Д27 . Проверено 30 января 2024 г.
- ^ Джарвес, Джеймс Джексон (1847). История Гавайских островов: охват их древностей, мифологии, легенд, открытия европейцами в шестнадцатом веке, повторного открытия Куком, а также их гражданской, религиозной и политической истории от древнейшего традиционного периода до настоящего времени . CE Хичкок. стр. 215, 228.
- ^ Канхэм, 1973 стр. 139
- ^ «Генри Хэтэуэй, un marquis devenu roi du western a Hollywood» [Генри Хэтэуэй, маркиз, ставший королем вестерна в Голливуде]. Л'Эхо (на французском языке). 7 августа 2013 г.
внук маркиза де Файнса, который поселился в Калифорнии после того, как выступал в качестве посредника между первым бельгийским королем и властями Гавайских островов в 1860-х годах.
- ^ Канхэм, 1973 стр. 139: «...он стал протеже» режиссера.
- ^ Канхэм, 1973 стр. 179: «Дван снял более четырехсот» этих короткометражных фильмов… «Будучи актером-ребенком, Хэтэуэй усвоил основы западной истории… в последующие годы это превратилось в один из его величайших профессиональных активов».
- ^ Канхэм, 1973 стр. 139-140
- ^ Канхэм, 1973 стр. 140
- ^ Канхэм, 1973 стр. 140-141
- ^ Канхэм, 1973 стр. 142, с. 148: Хэтэуэй « работала с Рэндольфом Скоттом восемь раз ; Джон Уэйн на шестом месте; Тайрон Пауэр — пять; Ричард Уидмарк — четыре… Купер семь раз появлялся в фильмах Хэтэуэя».
- ^ Канхэм, 1973 стр. 179: См. Фильмографию
- ^ Канхэм, 1973 стр. 141
- ^ «ЗАМЕДЛЕННЫЙ ГОЛЛИВУД РАСКАЧИВАЕТ СВОИ ПАРУСА». Нью-Йорк Таймс . 29 июля 1934 года. ПроКвест 101195511 .
- ^ Эйман стр. 6
- ^ Канхэм, 1973 стр. 141: «Первый популярный режиссерский успех Хэтэуэй».
- ^ Канхэм, 1973 стр. 154: «Хэтэуэй очень уважал Гэри Купера как актера до того, как стал его режиссировать, и это уважение отражается в естественной легкости игры Купера в его работе для Хэтэуэй».
- ^ Канхэм, 1973 стр. 141: «Первый популярный режиссерский успех Хэтэуэй».
- ^ Эйман стр. 6
- ^ Эйман стр. 7
- ^ Эйман стр. 10
- ^ «ХЕСТОН ЗАНЯТ В 4 ЭКРАННЫХ РОЛЯХ». Нью-Йорк Таймс . 23 августа 1954 г. с. 2.
- ^ Эйман стр. 12
- ^ «Биография Джона Смита» . tonygill.co.uk. Архивировано из оригинала 22 июня 2021 года . Проверено 11 октября 2012 г.
- ^ Эйман стр. 12
- ^ Эйман стр. 12
Ссылки
[ редактировать ]- Кэнхэм, Кингсли (1973). Голливудские профессионалы: Майкл Кертис, Рауль Уолш, Генри Хэтэуэй, Том 1 . Нью-Йорк: The Tanvity Press, AS Barnes Co., стр. 200. ИСБН 978-0900730580 .
- Эйман, Скотт (сентябрь – октябрь 1974 г.). « Я снимал кино» — интервью с Генри Хэтэуэем . Возьмите один . стр. 6–10.