Аэропорт (фильм, 1970 г.)
Аэропорт | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Джордж Ситон |
Автор сценария | Джордж Ситон |
На основе | Аэропорт Артур Хейли |
Продюсер: | Росс Хантер |
В главных ролях | |
Кинематография | Эрнест Ласло |
Под редакцией | Стюарт Гилмор |
Музыка | Альфред Ньюман |
Цветовой процесс | Техниколор |
Производство компания | Росс Хантер Продакшнс |
Распространено | Универсальные картинки |
Дата выпуска |
|
Время работы | 137 минут |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Бюджет | 10,2 миллиона долларов [2] |
Театральная касса | 128,4 миллиона долларов |
«Аэропорт» — американская авиакатастрофа 1970 года — драматический фильм, написанный и снятый Джорджем Ситоном , с Бертом Ланкастером и Дином Мартином в главных ролях . [3] Основанный на Артура Хейли 1968 года одноименном романе , он положил начало жанру фильмов-катастроф 1970-х годов . [4] Это также первый из четырех фильмов «Аэропорт» серии фильмов . При бюджете в 10 миллионов долларов он заработал более 128 миллионов долларов. В ролях второго плана представлены Джин Сиберг , Жаклин Биссет , Джордж Кеннеди , Хелен Хейс , Ван Хефлин , Морин Стэплтон , Барри Нельсон , Ллойд Нолан , Дана Винтер и Барбара Хейл .
В фильме рассказывается о том, как менеджер аэропорта пытается сохранить работу аэропорта во время снежной бури, в то время как террорист-смертник замышляет взорвать авиалайнер Боинг 707 в полете. Действие происходит в вымышленном международном аэропорту Линкольн недалеко от Чикаго . Фильм имел коммерческий успех и превзошел «Спартак» как самый прибыльный фильм Universal Pictures . [5] Фильм получил Хелен Хейс премию «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана за роль пожилого безбилетного пассажира и был номинирован на девять других премий «Оскар», в том числе за лучший фильм , лучшую операторскую работу Эрнеста Ласло и лучший дизайн костюмов дизайнера Эдит Хэд .
Сюжет, в котором уделяется внимание деталям повседневной работы аэропортов и авиакомпаний, касается реагирования на парализующую снежную бурю, экологических проблем, связанных с шумовым загрязнением , и попытки взорвать авиалайнер. В фильме переплетаются личные истории, в то время как решения принимаются ежеминутно сотрудниками аэропорта и авиакомпаний, эксплуатационными и техническими бригадами, летными экипажами и Федерального управления гражданской авиации авиадиспетчерами .
Эрнест Ласло сфотографировал его на 70-мм Todd-AO . Это последний фильм, написанный Альфредом Ньюманом , и последние роли в кино Ван Хефлина и Джесси Ройс Лэндис . Это также был последний фильм Росса Хантера, снятый для Universal после 17-летнего пребывания в должности.
Сюжет
[ редактировать ]В вымышленном международном аэропорту Линкольн в Чикаго экипаж самолета Boeing 707 Trans Global Airlines (TGA) неправильно рассчитал поворот с взлетно-посадочной полосы 29 на рулежную дорожку, застрял в снегу и закрыл взлетно-посадочную полосу. Менеджер аэропорта Мел Бейкерсфельд вынужден работать сверхурочно, что вызывает напряженность в отношениях с женой. Развод кажется неизбежным, поскольку он налаживает более тесные отношения с коллегой, агентом по работе с клиентами Таней Ливингстон.
Пилот Вернон Демерест должен оценить капитана Энсона Харриса во время полета 2 TGA в Рим. Флагманский международный рейс TGA, The Golden Argosy , выполняется на Боинге 707. Несмотря на то, что Демерест женат на сестре Бейкерсфельда, у него роман с Гвен Мейген, главной стюардессой рейса, которая перед взлетом сообщает ему, что беременна его ребенком. ребенок. Они рассматривают возможность аборта, но Гвен испытывает моральные сомнения по поводу такой процедуры и выражает волнение, которое она испытала, когда ей сообщили о ее беременности.
Бейкерсфельд нанимает механика Джо Патрони, чтобы тот помог с перемещением самолета-инвалида TGA, блокирующего взлетно-посадочную полосу 29. Менеджер аэропорта Мел Бейкерсфельд и агент по работе с клиентами Таня также имеют дело с пожилой вдовой из Сан-Диего , которая регулярно является безбилетным пассажиром на различных авиалиниях.
Эксперт по сносу домов Д.О. Герреро, которому не повезло и который страдает психическим заболеванием , покупает билет на рейс 2 и крупный полис страхования жизни с намерением покончить жизнь самоубийством. Он планирует взорвать бомбу в чемодане, пока они летят над Атлантическим океаном, чтобы его жена Инес получила страховку на 225 000 долларов. Его беспорядочное поведение в аэропорту, в том числе принятие сотрудника таможни за контролера, привлекает внимание чиновников. Инес находит конверт специальной доставки от туристического агентства и, понимая, что Ди, возможно, делает что-то отчаянное, идет в аэропорт, чтобы попытаться отговорить его. Она сообщает чиновникам, что его уволили со стройки за «неправильное размещение» взрывчатки и что финансовое положение семьи тяжелое.
Пожилой вдове удается уклониться от сотрудника, которому было поручено отправить ее обратно в Лос-Анджелес. Очарованная идеей поездки в Рим, она проходит мимо агента на посадке, садится на рейс 2 и садится рядом с Герреро. Когда экипаж рейса 2 узнает о ситуации с Герреро, они поворачивают самолет обратно в сторону Чикаго, не сообщая об этом пассажирам. Как только безбилетная вдова обнаружена, команда обращается к ней за помощью, чтобы добраться до портфеля, но уловка терпит неудачу.
Пилот Вернон Демерест пытается убедить Герреро не взрывать бомбу, сообщая ему, что его страховой полис аннулирован. Герреро собирается передать Демересту бомбу, но Герреро бежит в туалет и взрывает бомбу, умирая и проделывая трехфутовую дыру в фюзеляже. Гвен, находящаяся сразу за дверью, ранена в результате взрыва и последующей взрывной декомпрессии , но пилоты сохраняют контроль над самолетом.
Поскольку все восточные аэропорты непригодны для использования из-за плохой погоды, рейс 2 возвращается в Линкольн для вынужденной посадки . Из-за повреждения бомбой Демерест требует самую длинную взлетно-посадочную полосу аэропорта, взлетно-посадочную полосу 29, которая до сих пор закрыта из-за застрявшего авиалайнера. Бейкерсфельд приказывает столкнуть самолет с взлетно-посадочной полосы снегоочистителями, несмотря на дорогостоящий ущерб, который они ему нанесут. Механик Джо Патрони, имеющий «квалификацию такси» на 707-х, пытается переместить застрявший самолет вовремя, чтобы поврежденный самолет Демереста приземлился. Превысив рабочие параметры двигателя 707-го, Патрони освобождает застрявший самолет без повреждений, позволяя вновь открыть взлетно-посадочную полосу 29 как раз вовремя, чтобы искалеченный рейс 2 приземлился.
Когда пассажиры выходят из самолета, Инес в истерике извиняется за действия мужа. Жена Демереста видит, как он сопровождает носилки Гвен, поскольку он говорит, что поедет с ней в больницу. Демерест уже решил, что хочет, чтобы она дожила до беременности. Ада наслаждается наградой в виде бесплатного путешествия первым классом на TGA. Но подходя к воротам, она сетует, что «в другую сторону было гораздо веселее». Бейкерсфельд и Таня уходят вместе, направляясь к ней в квартиру, чтобы «отдохнуть» и позавтракать.
Бросать
[ редактировать ]- Берт Ланкастер в роли Мела Бейкерсфельда, менеджера международного аэропорта Линкольн недалеко от Чикаго
- Дин Мартин в роли Вернона Демереста, капитана рейса 2 Trans Global Airlines (TGA), зятя Бейкерсфельда.
- Джин Сиберг в роли Тани Ливингстон, главного агента по связям с клиентами TGA, вдовы, будущей любовницы Бейкерсфельда.
- Жаклин Биссет в роли Гвен Мейген, главной стюардессы рейса 2 TGA.
- Джордж Кеннеди в роли Джо Патрони, главного механика Trans World Airlines (TWA) в Lincoln International, временно отданного в аренду Trans Global Airlines по просьбе менеджера аэропорта Бейкерсфельда, чтобы помочь с текущим кризисом.
- Хелен Хейс в роли Ады Куонсетт, пожилого безбилетного пассажира
- Ван Хефлин в роли Д.О. Герреро, неудавшегося подрядчика и бомбардировщика на рейсе 2 TGA (последняя роль Хефлина в театральном кино)
- Морин Стэплтон в роли Инес Герреро, жены Д.О. Герреро
- Барри Нельсон в роли Энсона Харриса, капитана рейса 2 TGA
- Дана Винтер в роли Синди, жены Бейкерсфельда
- Ллойд Нолан в роли Гарри Стэндиша, главы таможенной службы США в аэропорту.
- Барбара Хейл — Сара, сестра Бейкерсфельда, жена Демереста
- Гэри Коллинз в роли Сая Джордана, бортинженера рейса 2 TGA.
- Джон Финдлейтер в роли Питера Коакли, агента ворот TGA, которому поручено сопровождать миссис Куонсетт.
- Джесси Ройс Лэндис в роли миссис Моссман, прибывающей пассажирки, пытающейся пронести товары через таможню США (последняя роль Лэндиса в театральном кино)
- Ларри Гейтс в роли Акермана, главы Совета уполномоченных аэропорта Линкольна
- Питер Терджен в роли Маркуса Рэтбоуна, едкого и мешающего пассажира
- Уит Бисселл в роли мистера Дэвидсона, пассажира, сидящего рядом с миссис Куонсетт.
Производство
[ редактировать ]Большая часть съемок проходила в международном аэропорту Миннеаполис-Сент-Пол . На стенде в терминале с кадрами с поля и из фильма написано: «Легендарные зимы Миннесоты привлекли сюда Голливуд в 1969 году, когда части фильма «Аэропорт» в терминале и на поле снимались . Однако погода оставалась упорно ясной. , заставляя режиссера использовать пластиковый «снег» для создания соответствующего эффекта».
Ситон заболел пневмонией на Рождество 1968 года, и Генри Хэтэуэй взял на себя режиссуру, пока Ситон выздоравливал, руководя всеми экстерьерами; несмотря на то, что съемки длились пять недель, Хэтэуэй выбрала вариант без оплаты. [6] [7]
Дорогой набор, построенный и представляющий полный интерьер Боинга 707, остался стоять в Universal Studios и в конечном итоге был объединен с более дорогим набором авиалайнера - передней половиной интерьера Боинга 747, построенным в 1974 году для аэропорта 1975 года . Эти два набора стали известны на площадке как «Сцена 747», и оба набора широко использовались в других фильмах и телесериалах Universal. Набор 707 использовался, например, в «Штамме Андромеды» и в таких сериалах, как «Айронсайд» . Декорации были амортизированы в ходе этих многочисленных постановок, а затем примерно в 2002 году их сняли, а помещение превратили в мастерскую.
только один Боинг 707 Использовался : модель 707-349С ( регистрационный N324F). [8] ) арендован у Flying Tiger Line . На голой металлической отделке он имел El Al чит-линию , а также вымышленные названия Trans Global Airlines (TGA) и хвост. Позже этот самолет разбился 21 марта 1989 года при заходе на посадку в Сан-Паулу во время выполнения грузового рейса Transbrasil Flight 801 , в результате чего погибли все три члена экипажа и 22 человека на земле. [9]
Выпускать
[ редактировать ]«Airport» был выпущен 5 марта 1970 года в нью-йоркском Radio City Music Hall . [1]
Прием
[ редактировать ]Театральная касса
[ редактировать ]За первую неделю в Radio City Music Hall фильм собрал 235 000 долларов, заняв седьмое место в прокате в США. [10] На третьей неделе выпуска он распространился на большее количество городов и занял первое место по кассовым сборам в США, где оставался на вторую неделю. [11] Он вернулся на первое место на восьмой неделе выпуска, где снова провел на вершине две недели; подвиг повторился три недели спустя [12] [13] После 12 недель выпуска он собрал 9,5 миллионов долларов, в том числе 2,6 миллиона долларов в Radio City Music Hall. [14] Он снова вернулся на первое место на 17-й и 19-й неделе выпуска, в общей сложности восемь недель занимая первое место. [15] [16]
К концу года это был самый кассовый фильм года с прокатом в кинотеатрах в 37,7 миллиона долларов в США и Канаде и седьмой самый кассовый фильм в США и Канаде за всю историю. [17] [18] Universal заявила, что это был самый кассовый фильм без роуд-шоу . за всю историю [19]
В дальнейшем в США и Канаде он собрал 100 489 151 доллар, что с поправкой на инфляцию эквивалентно 788 миллионам долларов в 2023 году. [20] На международном уровне он собрал 27,9 миллиона долларов при мировой валовой выручке в 128,4 миллиона долларов. [21]
Критический ответ
[ редактировать ]Variety писала: «Основной на романе Артура Хейли, перепродюсированном Россом Хантером с актерским составом звезд длиной с взлетно-посадочную полосу реактивного самолета, адаптированный и поставленный Джорджем Ситоном в блестящем, блестящем стиле, «Аэропорт» — красивый, часто драматично связанная с эпитафией за 10 миллионов долларов ушедшему бренду кинопроизводства», но добавил, что фильм «не создает напряжения, потому что зрители знают, чем он закончится». [22] Кассовые сборы высоко оценили высокую производственную ценность фильма, отличный актерский состав и потенциал большой популярности, но предвидели, что мнения других критиков не будут универсально благоприятными. [23] Кинокритик Полин Кель дала «Аэропорту» одну из худших современных рецензий, презрительно назвав его «безвкусным развлечением старой школы». [24] «Здесь нет электричества», - написала она; «За каждым стереотипным действием следует стереотипная реакция». [24] Роджер Эберт дал фильму две звезды из четырех и раскритиковал предсказуемый сюжет и персонажей, которые «разговаривают стандартными клише фильмов категории B, как ни один фильм категории B, который вы видели за последние десять лет». [25] Джин Сискел дал фильму две с половиной звезды из четырех и сообщил, что, хотя зрители в кинотеатре приветствовали кульминацию, «это долгий и мучительный путь к аплодисментам. Путь преграждают речи, которые продвигают индустрию, диалог». это считается одним из самых глупых на моей памяти, и вымученный сюжет, который рассказывает вам все дважды. [26] Винсент Кэнби из «Нью-Йорк Таймс» назвал его «чрезвычайно глупым фильмом, и он, вероятно, развлечет людей, которых кино уже не очень заботит». [27] Чарльз Чамплин из Los Angeles Times назвал фильм «захватывающим, прославляющим все, что работало, когда Голливуд был моложе, а мы все были более невинными». [28] Гэри Арнольд из Washington Post назвал его «паршивым фильмом», который был «совершенно предсказуемым». [29] В «Ежемесячном кинобюллетене» писали: «На самом деле «банальность» — единственное слово, обозначающее этот невероятно старомодный взгляд на современный феномен международного аэропорта: единственный сюрприз заключается в том, что милый старый седовласый безбилетный пассажир не бросается к штурвалу и не приносит потерпевший бедствие самолет упал в одиночку, как это Дорис Дэй при аналогичных обстоятельствах». сделала однажды [30]
Кристофер Налл писал в 2000 году: «Одним грандиозным появлением « Аэропорт » открыл жанр кинопроизводства, который до сих пор популярен, — фильмы-катастрофы… Жаль, что «катастрофа» происходит только через 2 часа после начала фильма в 2:15. Неважно — бесконечные сиквелы и пародии « Аэропорта » являются свидетельством того, что этот фильм — настоящий кусочек Америки, хорошо это или плохо». [31] Несмотря на то, что этот фильм стал одним из самых прибыльных в карьере Берта Ланкастера, он назвал его «мусором». [32] [33]
Агрегатор рецензий Rotten Tomatoes дает фильму рейтинг 75% на основе 16 рецензий со средней оценкой 6,3 из 10. [34] На Metacritic фильм имеет средний рейтинг 42/100 по мнению 5 критиков, что означает «смешанные или средние отзывы». [35]
Награды и номинации
[ редактировать ]Телевидение
[ редактировать ]Впервые фильм был показан на канадском канале CTV 24 октября 1973 года, почти на месяц раньше, чем канал ABC 11 ноября. Трансляция ABC стала фильмом с самым высоким рейтингом на телевидении, сравнявшись с «Историей любви » с рейтингом Nielsen 42,3, но с небольшим рейтингом. более высокая доля аудитории - 63% (по сравнению с 62% у Love Story ). [41] Рекорд был побит в 1976 году фильмом « Унесённые ветром» . [41]
Счет
[ редактировать ]Этот фильм стал финальным проектом композитора Альфреда Ньюмана . Его здоровье ухудшалось, и он не мог проводить записи своей музыки. Эту работу выполнил Стэнли Уилсон, хотя на обложках «альбома оригинальных саундтреков» Decca и компакт -диска Varèse Sarabande 1993 года указана заслуга Ньюмана. Ньюман действительно дирижировал музыкой, услышанной в фильме. [ нужна ссылка ] Он умер до выхода фильма. За этот фильм Ньюман был посмертно номинирован на премию Оскар в 45-й раз, что стало самым большим достижением композитора на тот момент.
Саундтрек
[ редактировать ]- Из саундтрека инструментальная композиция Винсента Белла "Airport Love Theme" достигла тридцать первой позиции в чарте Billboard Hot 100 и второй позиции в течение трех недель в современном чарте Billboard Adult . [42]
Список треков
[ редактировать ]- Аэропорт (основное название) (3:11)
- Тема любви в аэропорту (3:30)
- Тема Инес (1:29)
- Прощание Герреро (2:37)
- Ада Куонсетт, «Безбилетный пассажир» (1:26)
- Мел и Таня (2:27)
- Тема любви в аэропорту № 2 (2:40)
- Джо Патрони Самолет или плуг? (2:22)
- Треугольник! (3:50)
- Инес-Lost Forever (1:45)
- Аварийная посадка! (1:38)
- Аэропорт (конец названия) (2:36)
Персонал
[ редактировать ]- Бад Шэнк - тростник [43]
- Кэрол Кэй — электрический бас [43]
- Билл Пламмер — контрабас [43]
- Деннис Будимир , Ховард Робертс , Джо Золушка , Томми Тедеско — гитара [43]
Сиквелы
[ редактировать ]У «Аэропорта» было три продолжения , первые два из которых стали хитами.
- Аэропорт 1975 г.
- Аэропорт '77
- Конкорд ... Аэропорт '79 (под названием « Аэропорт '80: Конкорд в Великобритании и Японии»)
Единственный актер, снявшийся во всех четырех фильмах, - Джордж Кеннеди в роли Джо Патрони. Характер Патрони развивается, и он проходит путь от главного механика в аэропорту до вице-президента по эксплуатации в аэропорту 1975 года , консультанта в аэропорту '77 и опытного пилота в Конкорде... Аэропорт '79 .
См. также
[ редактировать ]- «Высокий и могучий» — фильм 1954 года, послуживший образцом для фильма «Аэропорт».
- Нулевой час! , фильм 1957 года по сценарию Артура Хейли, который затронул жанр фильмов о катастрофах авиакомпаний за десять лет до того, как Хейли опубликовала «Аэропорт».
- Реактивный шторм — британский фильм 1959 года, имеющий много общего.
- Самолет! (1980), успешный пародийный фильм, в котором смешались элементы уже хорошо зарекомендовавшего себя жанра фильмов о катастрофах авиакомпаний, включая сюжетные моменты, вдохновленные « Аэропортом-75» , а также «Часом нуля!».
- Звездный полет: Самолет, который не смог приземлиться , телефильм ABC 1983 года с Ли Мейджорсом в главной роли. Также известен как Starflight One или Airport 85 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Аэропорт в каталоге художественных фильмов AFI
- ^ Варга, Уэйн (21 июня 1970 г.). «Поклонник киноиндустрии Фредди находит потерянную аудиторию: потерянная аудитория обнаружена». Лос-Анджелес Таймс . п. q1.
- ^ «Аэропорт» . Классические фильмы Тернера . Архивировано из оригинала 12 марта 2016 года . Проверено 29 февраля 2016 г.
- ^ Харпол, Чарльз (15 марта 2002 г.). История американского кино . Издательство Калифорнийского университета. стр. 251–252. ISBN 978-0-520-23265-5 . Архивировано из оригинала 27 апреля 2016 года . Проверено 27 июня 2015 г.
- ^ Линк, Том (1991). Юниверсал-Сити — Северный Голливуд: столетний портрет . Чатсуорт, Калифорния: Виндзорские публикации. п. 87. ИСБН 0-89781-393-6 .
- ^ «Ситон частично активен» . Разнообразие . 12 февраля 1969 г. с. 4 . Проверено 6 мая 2024 г. - из Интернет-архива .
- ^ https://archive.org/details/sim_take-one_september-october-1974_5_1/page/n11/mode/1up
- ^ «Реестр ФАУ (N324F)» . Федеральное управление гражданской авиации .
- ^ «Описание аварии ПТ-ТКС» . Сеть авиационной безопасности. Архивировано из оригинала 12 октября 2013 года . Проверено 14 июля 2011 г.
- ^ «50 самых кассовых фильмов» . Разнообразие . 18 марта 1970 г. с. 13.
- ^ «50 самых кассовых фильмов» . Разнообразие . 8 апреля 1970 г. с. 11.
- ^ «50 самых кассовых фильмов» . Разнообразие . 6 мая 1970 г. с. 11.
- ^ «50 самых кассовых фильмов» . Разнообразие . 27 мая 1970 г. с. 11.
- ^ «На сегодняшний день валовая прибыль в США составляет 9 510 729 долларов!» . Разнообразие . 10 июня 1970. стр. 9–11.
- ^ «50 самых кассовых фильмов» . Разнообразие . 8 июля 1970 г. с. 11.
- ^ «50 самых кассовых фильмов» . Разнообразие . 22 июля 1970 г. с. 11.
- ^ «Большой прокат фильмов 1970 года» . Разнообразие . 6 января 1971 г. с. 11.
- ^ «Неизменные чемпионы по кассовым сборам» . Разнообразие . 6 января 1971 г. с. 12.
- ^ «1...все из Universal (реклама)» . Разнообразие . 13 января 1971 г. стр. 36–37.
- ^ Аэропорт в кассе Моджо
- ^ «Иностранные чемпионы Universal». Ежедневное разнообразие . 6 февраля 1990 г. с. 122.
- ^ «Кинообзоры: Аэропорт» . Разнообразие . 1970. Архивировано из оригинала 22 июля 2019 года . Проверено 22 июля 2019 г.
- ^ https://www.yumpu.com/en/document/read/29864529/boxoffice-february231970 Boxoffice, 23 февраля 1970 г., Обзоры функций, стр. 11
- ^ Перейти обратно: а б Кель, Полина (2011) [1991]. 5001 ночь в кино . Нью-Йорк: Генри Холт и компания. п. 12. ISBN 978-1-250-03357-4 . Архивировано из оригинала 14 февраля 2017 г. Проверено 2 ноября 2016 г.
- ^ «Рецензия Эберта на «Аэропорт» » . Чикаго Сан-Таймс . Архивировано из оригинала 9 марта 2013 г. Проверено 31 августа 2009 г.
- ↑ Сискель, Джин (25 марта 1970 г.). «Аэропорт». Чикаго Трибьюн . Раздел 2, с. 6.
- ↑ Кэнби, Винсент (6 марта 1970 г.). « Экран: открывается многосюжетный, многозвездный «Аэропорт». Архивировано 2 ноября 2013 г. в Wayback Machine ». Нью-Йорк Таймс . 34.
- ↑ Чамплин, Чарльз (21 марта 1970 г.). «Аэропорт напоминает старый Голливуд». Лос-Анджелес Таймс . Часть II, с. 7.
- ↑ Арнольд, Гэри (24 марта 1970 г.). «Паршивый «Аэропорт»». Вашингтон Пост . Б6.
- ^ «Аэропорт». Ежемесячный кинобюллетень . 37 (437): 126–127. Июнь 1970 года.
- ^ «Аэропорт» . Filmcritic.com . Архивировано из оригинала 2 февраля 2010 г. Проверено 31 августа 2009 г.
- ^ «Аэропортовый мусор» – Ланкастер» . Монреальская газета . 8 марта 1971 года. Архивировано из оригинала 26 апреля 2016 года . Проверено 27 июня 2015 г.
- ^ Стаффорд, Джефф. «Аэропорт» . Классические фильмы Тернера . Архивировано из оригинала 13 августа 2019 г. Проверено 1 декабря 2015 г.
- ^ «Аэропорт (1970)» . Гнилые помидоры . Архивировано из оригинала 30 апреля 2019 года . Проверено 10 июля 2022 г.
- ^ Аэропорт , заархивировано из оригинала 15 декабря 2020 г. , получено 3 ноября 2018 г.
- ^ «Номинанты и победители 43-й церемонии вручения премии Оскар (1971)» . oscars.org . Архивировано из оригинала 02 апреля 2015 г. Проверено 27 августа 2011 г.
- ^ «Премия BAFTA: фильм 1971 года» . БАФТА . 1966 год . Проверено 16 сентября 2016 г.
- ^ «Аэропорт – Золотой глобус» . ХФПА . Проверено 5 июля 2021 г.
- ^ «13-я ежегодная премия Грэмми» . Грэмми.com . Проверено 1 мая 2011 г.
- ^ «Лауреаты премии» . wga.org . Гильдия писателей Америки. Архивировано из оригинала 5 декабря 2012 г. Проверено 6 июня 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Хитовые фильмы на американском телевидении с 1961 года». Разнообразие . 24 января 1990 г. с. 160.
- ^ Уитберн, Джоэл (2002). Лучшие современники для взрослых: 1961–2001 гг . Запись исследования. п. 31.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Аэропорт» . Библиотека Конгресса .
- ^ Посмертная номинация.
- ^ Связан с Карен Блэк в «Пяти легких пьесах» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Аэропорт в каталоге художественных фильмов AFI
- Аэропорт в AllMovie
- Аэропорт на IMDb
- Аэропорт на Rotten Tomatoes
- Аэропорт в базе данных TCM Movie
- Airliners.net Фотографии самолетов, использованных в фильме
- Аэропорт в Британской энциклопедии , Британской энциклопедии, Inc.
- Аэропорт , в Box Office Mojo , IMDb.com.
- фильмы 1970 года
- триллеры 1970 года
- Фильмы-катастрофы 1970-х годов
- Американские фильмы 1970-х годов
- Аэропорт (сериал)
- Американские авиационные фильмы
- Американские фильмы-катастрофы
- Американские триллеры
- Англоязычные фильмы 1970-х годов
- Фильмы об авиационных происшествиях или происшествиях
- Фильмы по мотивам романов-триллеров
- Фильмы Джорджа Ситона
- Фильмы с участием актрисы, удостоенной премии Оскар за лучшую женскую роль второго плана
- Фильмы с участием актрисы второго плана, получившей «Золотой глобус»
- Фильмы продюсера Росса Хантера
- Фильмы, написанные Альфредом Ньюманом
- Фильмы, действие которых происходит в Чикаго
- Фильмы, действие которых происходит в аэропортах
- Фильмы, действие которых происходит в самолетах
- Фильмы, снятые в Миннесоте
- Фильмы Юниверсал Пикчерс
- Фильмы по произведениям Артура Хейли
- Международный аэропорт Миннеаполис – Сент-Пол
- Драматические фильмы 1970 года