Артур Хейли
Артур Хейли | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Артур Фредерик Хейли 5 апреля 1920 г. Лутон , Бедфордшир , Англия |
Умер | 24 ноября 2004 г. Лайфорд-Кей , Нью-Провиденс , Багамы | (84 года)
Занятие | Писатель |
Национальность | Канадский |
Известные работы | Отель (1965) Аэропорт (1968) Колеса (1971) |
Супруги | Джоан Фишвик (1944–1950; дивизия) Шейла Данлоп (м.1951) |
Дети | 6 |
Артур Фредерик Хейли , AE (5 апреля 1920 — 24 ноября 2004) — канадский писатель, чьи сюжетные линии разворачиваются на фоне различных отраслей промышленности. Его книги, среди которых такие бестселлеры, как «Отель» (1965), «Аэропорт» (1968), «Колеса» (1971), «Металлы» (1975) и «Перегрузка» (1979), были проданы тиражом 170 миллионов экземпляров на 38 языках. [1]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Артур Фредерик Хейли родился 5 апреля 1920 года в Лутоне , Бедфордшир , Англия, единственный ребенок Джорджа Веллингтона Хейли, фабричного рабочего, и Элси Райт Хейли. Заядлый читатель, [2] Хейли начала писать стихи, пьесы и рассказы в юном возрасте. [3] Однажды он сказал: «Моя мать оставила меня без работы по дому, чтобы я мог писать». [2] Элси посоветовала своему сыну научиться печатать и стенографировать , чтобы он мог стать клерком, а не фабричным рабочим. [3]
В четырнадцать лет Хейли не смог выиграть стипендию, которая позволила бы ему продолжить обучение. [4] С 1934 по 1939 год он был офисным мальчиком и клерком. [5] в Лондоне. Он присоединился к Королевским военно-воздушным силам в 1939 году и служил пилотом во время Второй мировой войны , в конечном итоге дослужившись до звания летного лейтенанта . [3] В 1947 году, недовольный послевоенным лейбористским правительством , [2] он иммигрировал в Канаду, получив двойное гражданство. [6] Поселившись в Торонто, [3] он занимал различные должности в таких областях, как недвижимость, продажи и реклама. [1] Он был редактором профессионального журнала Bus and Truck Transport . [6] В эти годы он продолжал писать. [2]
Карьера
[ редактировать ]Профессиональная писательская карьера Хейли началась в 1955 году со сценария « Бегство в опасность» , который был куплен Канадской радиовещательной корпорацией и показан по телевидению 3 апреля 1956 года. [7] Эта история о полете самолета, оказавшегося под угрозой из-за того, что его экипаж вывел из строя, стала «шлягером сезона», получила огромное признание и транслировалась по всему миру. [8] Он был адаптирован как роман «Джона Касла» (псевдоним Рональда Пейна и Джона Гаррода), соавтором которого считается Хейли; он был опубликован британским издательством Souvenir Press в 1958 году под своим первоначальным названием, но переименован в Runway Zero-Eight ( Doubleday ) в связи с американской публикацией 1959 года. [9] История была снята в 1957 году под названием Zero Hour! ( Paramount ), а на телевидении в 1971 году как «Ужас в небе» . [10]
После успеха « Полета в опасность » Хейли стала востребованной как телевизионный сценарист и писала сценарии для таких шоу, как Studio One , Kraft Television Theater , Playhouse 90 и Suspense . В 1959 году он адаптировал телеспектакль «Нет смертельного лекарства» (за который получил номинацию на премию «Эмми» ) в свой первый роман «Окончательный диагноз». Это история главного патологоанатома больницы в Берлингтоне, штат Пенсильвания, опубликованная издательством Doubleday. Книга получила хорошие отзывы, [11] [12] и был избран Литературной гильдией Америки . [9] Второй роман Хейли « В высоких местах » (Doubleday) был опубликован в 1962 году. Речь идет о международной политике. [9] книга снова была выбрана Литературной гильдией и стала бестселлером в Канаде. [13]
Коммерческий прорыв Хейли произошел в 1965 году с публикацией книги «Отель». [14] (Doubleday), в котором рассказывается о пяти днях из жизни сотрудников и жителей роскошного отеля St. Gregory в Новом Орлеане. Книга продержалась 48 недель в New York Times списке бестселлеров , достигнув 3-го места. [15] и стал восьмым по популярности романом года. [16] Он задал шаблон для будущих работ Хейли: обычные люди, попавшие в чрезвычайные ситуации в бизнесе или отрасли, которые описаны до мельчайших подробностей. [2]
После успеха «Отеля » Хейли переехала в Калифорнию. В 1968 году он добился международной известности. [17] со своим четвертым романом «Аэропорт» (Doubleday), историей одной насыщенной ночи в международном аэропорту Среднего Запада. Роман занимал первое место в газете New York Times в течение 30 недель и стал самым продаваемым романом года. [18] Экранизация « , вышедшая в 1970 году, стала вторым по кассовым сборам фильмом года (уступая только Истории любви» ). [19] и получил десять номинаций на премию Оскар , включая лучший фильм. [20] Успех этого фильма, а также успеха фильма «Приключения Посейдона » 1972 года привел к распространению « фильмов-катастроф » в 1970-е годы. [21] который включал три дополнительных фильма, ставших франшизой «Аэропорт» .
После финансового успеха «Аэропорта» по совету своего налогового адвоката Хейли переехал в качестве налогового изгнанника на Багамы. [22] поселился в Лайфорд-Кей на острове Нью-Провиденс . Он собирался остаться всего на два года, но ему так понравилось. [22] что он оставался там до конца своей жизни. В 1971 году он опубликовал «Колеса» (Doubleday), посвященные автомобильной промышленности; как и в аэропорту , это было нет. 1 New York Times , бестселлер [23] и самый продаваемый роман своего года. [24] Хейли последовала за этим двумя дополнительными «нет». 1 продавец: Менялы (Doubleday, 1975), [25] о банковской сфере; и перегрузка (Doubleday, 1979), [26] об электроэнергетической компании.
В 1979 году, после публикации Overload , Хейли объявил о завершении карьеры. Однако после операции четверного шунтирования сердца он почувствовал себя помолодевшим и вернулся к работе. [27] Его роман «Сильное лекарство» (Doubleday) о фармацевтической промышленности был опубликован в 1984 году и стал еще одним бестселлером; он стал тринадцатым по популярности романом года. [28] Его коммерческий успех несколько снизился. [29] к 1990 году с публикацией The Evening News (Doubleday) и его последним романом « Детектив (Корона), который появился в 1997 году. Хейли продолжал писать, но — за исключением небольшого «Наследие Лайфорда: Краткая история Лайфорда Кея» из 1788 г. (Фонд Лайфорд-Кей, 2000 г.), [30] — Сейчас Хейли писала только в качестве хобби. [1]
Документы Артура Хейли хранятся в редких книг Томаса Фишера Библиотеке Университета Торонто и в Библиотеке Гарри К. Мура Колледжа Багамских островов . [31]
Метод письма и критический прием
[ редактировать ]
Хейли обычно проводила три года [32] по каждой книге. Сначала он посвятил год исследованиям, затем шесть месяцев просмотру своих записей и, наконец, 18 месяцев написанию. [14] Его исследования были кропотливыми: [6] он прочитал 27 книг об гостиничном бизнесе для отелей , [17] он провел несколько месяцев на автомобильном заводе в Детройте для Wheels , [6] и он провел время – в возрасте 67 лет – с повстанческими партизанами в джунглях Перу. [2] для «Вечерних новостей» . У Хейли не было заметных литературных претензий; он сказал: «Я рассказчик, и все остальное второстепенно». [14]
Хейли не была фаворитом критиков. В «Нью-Йорк Таймс» Мартин Левин назвал его «трудолюбивым писателем». [33] Марта Геллхорн в рецензии на The Evening News для The Daily Telegraph написала: «Это не книга, от которой невозможно оторваться; это книга, которую вы едва сможете удержать. Она будет продаваться миллионами и будет переведена на 34 языка. Возможно, это нечто большее. можно читать на исландском или урду». [3] А журнал Time , рецензируя «Колеса» вместе с Гарольда Роббинса » «Бетси , сказал: «Да, любители мусора, это мано-мано для романистов, у которых все большие пальцы. Два величайших шлокмейстера в истории твердых отходов только что опубликовали свою работу. романы об автомобильной промышленности». [34]
Но способность Хейли рассказывать истории была признана некоторыми критиками. В «Нью-Йорк Таймс» Джон Рид в обзоре « Уилса» признал , что «мистер Хейли — никто иной, как компетентный мастер». [35] Кристофер Леманн-Хаупт в своей в газете «Нью-Йорк Таймс» рецензии на книгу «Менялы» написал: «Я имел в виду развлечение, и, честно говоря, я нашел это». [36] В обзоре «Детектива » издательство Weekly написало: «Старый профессионал Хейли… по-прежнему умеет зацепить читателей своим ярким повествованием». [37]
Личная жизнь
[ редактировать ]Хейли была замужем дважды. В 1944 году он женился на Джоан Фишвик (1918–2004), от которой у него было трое детей до развода в 1950 году. В 1951 году он женился на Шейле Данлоп (1927–2017), от которой у него также было трое детей. [1] В 1978 году Шейла Хейли опубликовала книгу «Я вышла замуж за бестселлера: Моя жизнь с Артуром Хейли» («Даблдей»), которая не всегда была лестной: [29] но пара оставалась вместе 53 года.
Артур Хейли умер во сне 24 ноября 2004 года в возрасте 84 лет в своем доме в Лайфорд-Кей на Багамах от инсульта . [38] [39]
Романы
[ редактировать ]- Бегство в опасность (1958), с Джоном Кастлом
- Окончательный диагноз (1959)
- В высоких местах (1962)
- Отель (1965)
- Аэропорт (1968)
- Колеса (1971)
- Менялы (1975)
- Перегрузка (1979)
- Сильная медицина (1984)
- Вечерние новости (1990)
- Детектив (1997)
Избранные экранизации
[ редактировать ]- Нулевой час! ( Paramount Pictures , 1957) По мотивам фильма «Бегство навстречу опасности»
- Режиссер Холл Бартлетт ; сценарий Хейли, Бартлетт, Джон Чемпион
В ролях Дэна Эндрюс , Линда Дарнелл , Стерлинг Хейден.
- Режиссер Холл Бартлетт ; сценарий Хейли, Бартлетт, Джон Чемпион
- Молодые врачи ( United Artists , 1961) на основе окончательного диагноза
- Режиссер Фил Карлсон ; автор Джозеф Хейс
В ролях: Фредрик Марч , Бен Газзара , Дик Кларк.
- Режиссер Фил Карлсон ; автор Джозеф Хейс
- Отель ( Warner Bros. , 1967)
- Режиссер Ричард Куайн ; автор Вендел Мэйес
В ролях Род Тейлор , Кэтрин Спаак , Карл Молден.
- Режиссер Ричард Куайн ; автор Вендел Мэйес
- Аэропорт ( Universal Studios , 1970)
- Режиссер и автор сценария Джордж Ситон.
В ролях Берт Ланкастер , Дин Мартин , Джин Сиберг.
Номинирован на десять премий Оскар , в том числе за лучший фильм; выиграла лучшую женскую роль второго плана ( Хелен Хейс ) [20]
- Режиссер и автор сценария Джордж Ситон.
- Менялы Артура Хейли (мини-сериал NBC TV, 1976)
- Режиссер Борис Сагал ; сценарий Дин Риснер , Стэнфорд Уитмор
В главных ролях Кирк Дуглас , Кристофер Пламмер , Тимоти Боттомс и Джоан Коллинз.
Номинирован на пять премий «Эмми» , в том числе за лучший мини-сериал или фильм; получил награду за лучшую мужскую роль в специальной комедии или драме (Кристофер Пламмер) [40]
- Режиссер Борис Сагал ; сценарий Дин Риснер , Стэнфорд Уитмор
- Колеса (мини-сериал NBC TV, 1978)
- Режиссер Джерри Лондон ; сценарий Роберт Гамильтон, Миллард Лэмпелл , Нэнси Линн Шварц, Хэнк Сирлс
В ролях Рок Хадсон , Ли Ремик , Блэр Браун.
Номинирована на две премии «Эмми», в том числе за лучшую женскую роль в драматическом или комедийном выпуске (Ли Ремик). [41]
- Режиссер Джерри Лондон ; сценарий Роберт Гамильтон, Миллард Лэмпелл , Нэнси Линн Шварц, Хэнк Сирлс
- Отель Артура Хейли (телесериал ABC, 1983–1988)
- В ролях Джеймс Бролин , Конни Селлекка , Энн Бакстер.
- Сильная медицина (мини-сериал, 1987)
- Режиссер Гай Грин ; автор: Рита Лакин
В ролях Памела Сью Мартин , Патрик Даффи , Дик Ван Дайк.
- Режиссер Гай Грин ; автор: Рита Лакин
- Детектив (мини-сериал Hallmark TV, 2005)
- Режиссер Дэвид С. Касс старший; автор Филип Розенберг
В ролях Том Беренджер , Аннабет Гиш , Рик Гомес.
- Режиссер Дэвид С. Касс старший; автор Филип Розенберг
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Холли, Джо (27 ноября 2004 г.). «Умер Артур Хейли, британский автор «Отеля» и «Аэропорта» . Вашингтон Пост . Проверено 6 февраля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гаттридж, Питер (24 ноября 2004 г.). «Артур Хейли» . Независимый . Проверено 6 февраля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Артур Хейли» . Телеграф . 27 ноября 2004 г. Проверено 7 февраля 2014 г.
- ^ Кристи, Мэриан (25 апреля 1990 г.). «Неудержимый Артур Хейли» . Журнал «Бостон Глоуб» . Проверено 7 февраля 2017 г.
- ^ Вольферт, Ли (31 марта 1975 г.). «Артур Хейли пишет новый роман о больших деньгах — и он должен знать» . Люди . Проверено 7 февраля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Артур Хейли» . Шотландец . 29 ноября 2004 года . Проверено 7 февраля 2017 г.
- ^ Пламмер, Кевин (13 августа 2011 г.). «Историк: Комета Хейли» . Торонтоист . Проверено 9 февраля 2017 г.
- ^ Резерфорд, Пол (1990). Когда телевидение было молодым: Primetime Canada 1952–1967 . Торонто: Университет Торонто Press. п. 282 .
- ^ Перейти обратно: а б с Хейли, Шейла (1978). Я вышла замуж за бестселлера: Моя жизнь с Артуром Хейли . Open Road Media, 2014. Kindle Edition.
- ^ Ван Рипер, А. Боудойн (2004). Воображая полет: авиация и популярная культура . Колледж-Стейшн: Издательство Техасского университета A&M. п. 114.
- ^ Фуллер, Эдмунд (20 сентября 1959 г.). «Больничный микрокосм» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . Проверено 9 февраля 2017 г.
- ^ «Окончательный диагноз» . Обзоры Киркуса . nd Архивировано из оригинала 11 февраля 2017 года . Проверено 9 февраля 2017 г.
- ^ Николс, Льюис (9 декабря 1962 г.). «В книгах и вне книг» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . Проверено 9 февраля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Тербер, Джон (26 ноября 2004 г.). «Артур Хейли, 84 года; автор бестселлеров «Отель», «Аэропорт» » . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 10 февраля 2017 г. .
- ^ «Список бестселлеров New York Times от 25 апреля 1965 г. Художественная литература» (PDF) . Списки бестселлеров New York Times для взрослых за 1965 год . Публикации Хоуза . Проверено 10 февраля 2017 г. .
- ^ «1965: Художественная литература» . Американские бестселлеры XX века . Университет Вирджинии. 2016. Архивировано из оригинала 12 января 2017 года . Проверено 10 февраля 2017 г. .
- ^ Перейти обратно: а б О'Доннелл, Мишель (26 ноября 2004 г.). «Артур Хейли, писатель, ставший хитом в «Аэропорте», умер в возрасте 84 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 5 февраля 2017 г.
- ^ «1968: Художественная литература» . Американские бестселлеры XX века . Университет Вирджинии. 2016. Архивировано из оригинала 12 января 2017 года . Проверено 10 февраля 2017 г. .
- ^ «Самые кассовые фильмы 1970 года» . Листал . Проверено 10 февраля 2017 г. .
- ^ Перейти обратно: а б «43-я церемония вручения премии Оскар 1971» . oscars.org . Академия кинематографических искусств и наук. 2015 . Проверено 5 февраля 2017 г.
- ^ Кин, Стивен (2012). Фильмы-катастрофы: Кино катастроф . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 29.
- ^ Перейти обратно: а б Дэвис, Уильям А. (13 декабря 1982 г.). «Комета бестселлеров Хейли» . Журнал «Бостон Глоуб» . Проверено 10 февраля 2017 г. .
- ^ «Список бестселлеров New York Times от 7 ноября 1971 г. Художественная литература» (PDF) . Списки бестселлеров New York Times для взрослых за 1971 год . Публикации Хоуза . Проверено 10 февраля 2017 г. .
- ^ «1971: Художественная литература» . Американские бестселлеры XX века . Университет Вирджинии. 2016 . Проверено 10 февраля 2017 г. .
- ^ «Список бестселлеров New York Times от 4 мая 1975 г. Художественная литература» (PDF) . Списки бестселлеров New York Times для взрослых за 1975 год . Публикации Хоуза . Проверено 10 февраля 2017 г. .
- ^ «Список бестселлеров New York Times от 25 февраля 1979 г. Художественная литература» (PDF) . Списки бестселлеров New York Times для взрослых за 1979 год . Публикации Хоуза . Проверено 10 февраля 2017 г. .
- ^ Дэвис, Уильям А. (13 декабря 1982 г.). «Комета бестселлеров Хейли» . Журнал «Бостон Глоуб» . Проверено 12 февраля 2017 г.
- ^ «Американские бестселлеры 20-го века 1984: Художественная литература» . библиотека.virginia.edu . Университет Вирджинии. 2016 . Проверено 12 февраля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гамильтон, Джефф; Джонс, Брайан (2013). Энциклопедия американской популярной художественной литературы (электронная книга в формате PDF) (2-е изд.). Нью-Йорк: Обучение информационным базам. ISBN 978-1-4381-4065-0 .
- ^ «Хейли, Артур» . Азбука Книжного мира . Архивировано из оригинала 7 февраля 2009 года . Проверено 12 февраля 2017 г.
- ^ Лундстрем, TE (2013). Коллекция Артура Хейли. Международный журнал багамских исследований, 19 , 1-2. Получено с http://journals.sfu.ca/cob/index.php/files/article/viewFile/183/235.
- ^ «Артур Хейли: король бестселлеров» . Новости Би-би-си . 24 ноября 2004 года . Проверено 14 февраля 2017 г.
- ^ Левин, Мартин (7 апреля 1968 г.). «Читательский отчет» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . Проверено 5 февраля 2017 г.
- ^ Скоу, Джон (13 декабря 1971 г.). «Книги: Внутреннее горение» . Время . Проверено 13 февраля 2017 г.
- ^ Рид, Джон (19 сентября 1971 г.). «Колеса» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 13 февраля 2017 г.
- ^ Леманн-Хаупт, Кристофер (28 июля 1975 г.). «Книги времени. Калькуляторы на 50 шагов» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 13 февраля 2017 г.
- ^ «Детектив» . Издательский еженедельник . 30 июня 1997 года . Проверено 13 февраля 2017 г.
- ^ Янкевич, Адам (26 ноября 2004 г.). «Артур Хейли, 84 года, писатель, написавший «Аэропорт», «Отель» » . Бостон Глобус . Проверено 14 февраля 2017 г.
- ^ «Эксклюзивные авторские строки по всему миру после смерти писателя» . HoldTheFrontPage.co.uk . 25 июня 2007 года . Проверено 14 февраля 2014 г.
- ^ "Мировая премьера менял NBC - большое событие NBC" . Эммис.com . Академия телевизионных искусств и наук . Проверено 14 февраля 2017 г.
- ^ «Колеса NBC» . Эммис.com . Академия телевизионных искусств и наук . Проверено 14 февраля 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Артур Хейли» . Daily Telegraph (некролог). 27 ноября 2004 г. Проверено 22 марта 2024 г.
- Хейли, Артур в BC Author Bank (в архиве). Включает в себя отсылку к фильмам «Бегство в опасность» , «Нулевой час!». и Взлётно-посадочная полоса Ноль Восемь .
- «Как Артур Хейли сделал Тома Хэнкса читателем» . Нью-Йорк Таймс . 13 октября 2017 г.