Анна Болейн
Анна Болейн | |
---|---|
Опера Гаэтано Доницетти | |
![]() Джудитта Паста в главной роли | |
Либреттист | Феличе Романи |
Язык | итальянский |
Премьера | 26 декабря 1830 г. Театр Каркано , Милан |
«Анна Болена» — трагическая опера ( tragedia lirica ) в двух действиях, написанная Гаэтано Доницетти . Феличе Романи написал итальянское либретто по мотивам Ипполито Пиндемонте » « Энрико VIII Оссия Анна Болена и Алессандро Пеполи » « Анна Болена , оба повествуют о жизни Анны Болейн , второй жены английского короля Генриха VIII .
Это одна из четырех опер Доницетти, посвященных периоду Тюдоров в английской истории — в порядке композиции «Замок Кенилворта» (1829), « Анна Болена» (1830), «Мария Стюарда» (названная в честь Марии, королевы Шотландии ), она появлялась в разных формы в 1834 и 1835 годах) и Роберто Деверо (1837 год, назван в честь предполагаемого любовника королевы Елизаветы I английской ). Главных женских персонажей последних трех опер часто называют «Три королевы Доницетти».
Премьера «Анны Болены» состоялась 26 декабря 1830 года в театре Каркано миланском и имела «ошеломляющий успех». Вайншток отмечает, что только после этого успеха учитель Доницетти Иоганн Симон Майр «обращался к своему бывшему ученику как к маэстро». [ 1 ] Композитор начал «выходить в число трех самых ярких имен в мире итальянской оперы». [ 1 ] наряду с Беллини и Россини .
История выступлений
[ редактировать ]19 век


После первых выступлений в Италии в 1830 году «Анна Болена» впервые была дана в Лондоне в Королевском театре 8 июля 1831 года. Ее первое выступление в США было дано на французском языке (под именем Анны де Булен ) в Новом Орлеане, в Орлеанском театре . 12 ноября 1839 г. [ 2 ] Премьера оперы в Нью-Йорке и первая итальянская презентация произведения в Соединенных Штатах состоялась в Оперном театре Астора 7 января 1850 года с дирижером Максом Марецеком и Аполлонией Бертукка в главной роли. [ 3 ] Похоже, что до 1850 года он был представлен в Европе в 25 городах, а затем снова в 1881 году в Ливорно. После появления веризма , [ 2 ] это выполнялось нечасто.
20 век и далее
Редко встречавшийся в первой половине 20-го века, он чаще возрождался после Второй мировой войны. 30 декабря 1947 года опера была исполнена в Гран-Театре дель Лисеу в Барселоне в ознаменование столетия этого театра (он открылся в 1847 году Анной Боленой ). В актерский состав входили Сара Скудери в роли Анны, Джульетта Симионато в роли Джейн Сеймур и Чезаре Сьепи в роли Генриха VIII. В апреле 1957 года опера была возрождена в Ла Скала для Марии Каллас (было записано одно из семи представлений) в роскошной постановке Лукино Висконти с Джульеттой Симионато в роли Джейн Сеймур. Это оказалось одним из величайших триумфов Каллас. В возрождении в следующем году Каллас и Симионато повторили свои роли, и к ним присоединился Сьепи в качестве короля, эту роль исполнил Никола Росси-Лемени на премьере годом ранее.
С момента исполнения в 1850 году опера больше не исполнялась в Соединенных Штатах до тех пор, пока она не была представлена в концертной версии Американским оперным обществом в октябре 1957 года с Глорией Дэви в главной роли и Симионато в роли Джованны Сеймур для выступлений как в Ратуше , так и в Карнеги. Зал . [ 4 ] [ 5 ] 26 июня 1959 года опера Санта-Фе поставила первую с 1839 года полноценную постановку произведения. [ 6 ] Несколько известных современных сопрано озвучили эту роль, в том числе Лейла Генсер , Монтсеррат Кабалье , Мариса Гальвани , Рената Скотто , Эдита Груберова и Мариэлла Девиа . В 1970-х годах Беверли Силлс заслужила значительную известность, когда появилась во всех трех операх Доницетти «Тюдоры» в Нью-Йоркской городской опере . (Она также сделала студийные записи всех трех опер.) И «Анна» была одной из последних новых ролей, исполненных дамой Джоан Сазерленд в Опере Сан-Франциско в 1984 году.
еще не входит в «стандартный репертуар», Хотя «Анна Болена» сегодня ее все чаще исполняют. [ 7 ] и есть несколько записей.
В ноябре 2010 года его представила Далласская опера , где также была поставлена «Мария Стюарда» . Опера Миннесоты представила Анну Болину в рамках трилогии «Три королевы». Венская государственная опера представила его весной 2011 года с Анной Нетребко в главной роли и Элиной Гаранчей в роли Джованна Сеймур. в Нью-Йорке Метрополитен-опера впервые установила его в сентябре 2011 года, открыв сезон 2011–2012 годов под руководством Нетребко и Дэвида Маквикара . [ 8 ] Opera Seria UK в Манчестере, Англия, поставила «Анну Болену» в 2012 году как первую постановку в трилогии «Королевы Тюдоров», которая продолжается и в 2014 году. [ 9 ] А Уэльская национальная опера представила трилогию в период с сентября по ноябрь 2013 года на многих площадках Великобритании. [ 10 ] [ 11 ] Лирическая опера Чикаго также включила Анну Болену в сезон 2014–2015 годов. [ 12 ] Сондра Радвановски пела заглавную партию в нескольких оперных театрах, включая Метрополитен, в 2015 году. [ 13 ] [ 14 ]
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 26 декабря 1830 г. (Дирижер: - ) |
---|---|---|
Анна Болейн ( Анна Болейн ) | сопрано | Паста Джудитта |
Генрих ( Генрих VIII ) | бас | Филиппо Галли |
Джованна Сеймур ( Джейн Сеймур ), фрейлина Анны | меццо-сопрано | Элиза Орланди |
Лорд Рошфор ( Джордж Болейн ), брат Анны | бас | Лоренцо Бионди |
Риккардо Перси ( Генри Перси, шестой граф Нортумберленд ) [ 15 ] | тенор | Джованни Баттиста Рубини |
Смитон ( Марк Смитон ), музыкант | контральто | Генриетта Ларош |
Херви, судебный чиновник | тенор | Антонио Криппа |
Придворные, солдаты, охотники |
Краткое содержание
[ редактировать ]- Время: 1536 год.
- Место: Виндзор и Лондон [ 2 ]

Акт 1
[ редактировать ]Сцена первая: Ночь. Виндзорский замок, апартаменты королевы.
Придворные отмечают, что звезда королевы заходит, потому что непостоянное сердце короля горит другой любовью.
Джейн Сеймур входит, чтобы присутствовать на звонке королевы; Входит Анна и замечает, что люди кажутся грустными. Королева признается Джейн, что она обеспокоена. По просьбе королевы ее паж Смитон играет на арфе и поет, пытаясь подбодрить присутствующих. Королева просит его остановиться. Неуслышанная никем другим, она говорит себе, что прах ее первой любви все еще горит и что она теперь несчастна в своем тщеславном великолепии. Все уходят, кроме Джейн.
Входит Генрих VIII и говорит Джейн, что скоро у нее не будет соперников, что для нее приготовлен алтарь и что у нее будет муж, скипетр и трон. Каждый выходит через другую дверь.
Сцена вторая: День. Вокруг Виндзорского замка
Лорд Рошфор, брат Анны, удивлен, встретив лорда Ричарда Перси, которого Генрих VIII призвал обратно в Англию из ссылки. Перси спрашивает, правда ли, что королева несчастна и что король изменился. Рошфор отвечает, что любовь никогда не бывает удовлетворена.
Входят охотники. Перси взволнован перспективой возможной встречи с Анной, которая была его первой любовью. Генри и Анна входят и выражают удивление, увидев Перси. Генри не позволяет Перси поцеловать ему руку, но говорит, что Анна заверила его в невиновности Перси, но у нее все еще есть чувства к Перси. Генрих VIII велит Херви, офицеру короля, следить за каждым шагом и каждым словом Анны и Перси.
Сцена третья: Виндзорский замок, недалеко от покоев королевы.
Смитон снимает с груди медальон с портретом Анны. Он украл его и пришел вернуть. Он слышит звук и прячется за ширмой. Входят Анна и Рошфор. Рошфор просит Анну послушать Перси. Затем он уходит. Смитон выглядывает из-за ширмы, но не может убежать. Перси входит. Перси говорит, что видит, что Анна недовольна. Она говорит ему, что король теперь ненавидит ее. Перси говорит, что все еще любит ее. Анна говорит ему не говорить с ней о любви. Перед уходом Перси спрашивает, сможет ли он снова увидеть Анну. Она говорит нет. Он вытаскивает меч, чтобы нанести себе удар, и Анна кричит. Ошибочно полагая, что Перси нападает на Анну, Смитон выбегает из-за ширмы. Смитон и Перси собираются драться. Анна теряет сознание, и вбегает Рошфор. В этот момент входит Генрих VIII и видит обнаженные мечи. Вызвав слуг, он говорит, что эти люди предали своего короля. Смитон говорит, что это неправда, и разрывает свою тунику, чтобы предложить свою грудь королю для убийства, если он лжет. Медальон с портретом Анны падает к ногам короля. Король хватает его. Он приказывает тащить обидчиков в темницы. Анна говорит себе, что ее судьба предрешена.
Акт 2
[ редактировать ]Сцена первая: Лондон. Прихожая покоев королевы
Охранники отмечают, что даже Джейн Сеймур держалась подальше от Анны. Входит Анна со свитой дам, которые советуют ей довериться небесам. Входит Херви и говорит, что Совет пэров вызвал к себе дам. Дамы уходят с Херви. Входит Джейн и говорит, что Анна может избежать казни, если признает вину. Анна говорит, что не купит свою жизнь позором. Она выражает надежду, что ее преемник будет носить терновый венец. Джейн признает, что она станет преемницей. Анна велит ей уйти, но говорит, что виноват только Генрих VIII. Джейн уходит, глубоко расстроенная.
Сцена вторая: Прихожая, ведущая в зал, где заседает Совет пэров.
Херви сообщает придворным, что Анна потерялась, потому что Смитон заговорил и раскрыл преступление. Входит Генрих VIII. Херви говорит, что Смитон попал в ловушку. Генрих VIII говорит Херви продолжать позволять Смитону верить, что он спас жизнь Анны. Анну и Перси приводят отдельно. Генрих VIII говорит, что Анна занималась любовью со пажем Смитоном и что есть свидетели. Он говорит, что и Анна, и Перси умрут. Перси говорит, что на небесах написано, что они с Анной женаты. Их уводят охранники.
Джейн входит. Она говорит, что не хочет быть причиной смерти Анны. Генрих VIII говорит, что своим уходом она не спасет Анну. Входит Херви и сообщает, что совет расторг королевский брак и приговорил Анну и ее сообщников к смерти. Придворные и Джейн просят короля проявить милосердие. Он говорит им уйти.
Сцена третья: Лондонский Тауэр
Перси и Рошфор вместе в своей камере. Входит Херви и говорит, что король их простил. Они спрашивают об Анне. Услышав, что ее собираются казнить, они тоже решают быть казненными. Они уходят в окружении охраны.
В камере Анны хор женщин комментирует ее безумие и горе. Входит Анна, ей кажется, что это день ее свадьбы с королем. Затем она воображает, что видит Перси, и просит его отвезти ее обратно в дом ее детства (Доницетти использовал тему из англо-американской песни Home Sweet Home как часть «Безумной сцены Анны», чтобы подчеркнуть ее тоску). Приводятся Перси, Рошфор и Смитон. Смитон бросается к ногам Анны и говорит, что обвинил ее в том, что он считал, что спасает ей жизнь. В бреду Анна спрашивает его, почему он не играет на лютне. Звучат пушечные выстрелы, и Анна приходит в себя. Ей говорят, что Джованна и Энрико приветствуются населением в день их свадьбы. Анна говорит, что не желает им мести. Она теряет сознание. Входят охранники и ведут заключенных в блок.
Записи
[ редактировать ]Год | Анна Болейн Энрико Джоанна Перси) |
Дирижер, Оперный театр и оркестр |
Этикетка [ 16 ] |
---|---|---|---|
1957 | Мария Каллас , Никола Росси-Лемени , Джульетта Симионато , Джанни Раймонди |
Джанандреа Гаваццени , Оркестр и хор театра Ла Скала , Милан. (Запись в прямом эфире 14 апреля) |
компакт-диск: ЭМИ Кат.: CDMB 5 66474-2 |
1958 | Лейла Генсер , Плинио Клабасси , Джульетта Симионато, Альдо Берточчи |
Джанандреа Гаваццени, Симфонический оркестр и хор RAI Милана |
Компакт-диск: Андромеда Кот: ANDRCD 5114 |
1965 | Лейла Генцер, Карло Кава, Патрисия Джонсон , Хуан Онсина |
Джанандреа Гаваццени, Глайндборнский фестиваль , Лондонский филармонический оркестр , Хор Глайндборнского фестиваля (Запись в прямом эфире 13 июня) |
Компакт-диск: Охота Кот: CD 554 |
1967 | Тереза Жилис-Гара , Карл Риддербуш , Вера Литтл Джин Фергюсон |
Альберто Эреде , Оркестр и хор Западногерманского радио Кёльн |
Компакт-диск: Оперное депо Кот: ОД 10388-2 |
1968/69 | Елена Сулиотис , Николай Гяуров , Мэрилин Хорн , Джон Александр |
Сильвио Варвизо , Венской государственной оперы Оркестр и хор |
Компакт-диск: Декка Кот: 455 069-2 |
1972 | Беверли Силлс , Павел Плишка , Ширли Верретт , Стюарт Берроуз |
Юлиус Рудель , Лондонский симфонический оркестр Хор Джона Аллдиса |
Компакт-диск: Генеральный директор Вестминстерского наследия Кот: 471 217-2 |
1975 | Рената Скотто , Сэмюэл Рэйми , Сюзанна Марси , Stanley Kolk |
Юлиус Рудель , Оперная труппа Филадельфии (запись «вживую» 16 декабря) |
Компакт-диск: Оперное депо Кот: 11399-2 |
1984 | дама Джоан Сазерленд , Джеймс Моррис , Джудит Форст , Майкл Майерс |
Ричард Бониндж , Оркестр и хор Канадская оперная труппа |
DVD: ВАИ Кот: 4203 |
1987 | дама Джоан Сазерленд , Сэмюэл Рэйми , Сюзанна Ментцер , Джерри Хэдли |
Ричард Бониндж , Оркестр и хор Уэльской национальной оперы |
Компакт-диск: Декка Кот: 421 096-2 |
1994 | Эдита Груберова , Стефано Палатчи , Делорес Зиглер , Братья Хосе |
Элио Бонкомпаньи, Хор и оркестр Венгерского радио |
Компакт-диск: Соловьиная классика Кат.: НКО 070565-2 |
2006 | Димитра Теодоссиу , Риккардо Дзанеллато, София Соловей, Джанлука Пазолини |
Фабрицио Мария Карминати, Оркестр и хор Музыкальный фестиваль в Бергамо Гаэтано Доницетти (Записано в Театре Доницетти в октябре) |
DVD: Динамический Кот: 33534 |
2011 | Анна Нетребко , Ильдебрандо Д'Арканджело Элина Гаранча Франческо Мели |
Эвелина Пидо Оркестр и хор Венская государственная опера |
DVD: Deutsche Grammophon ДДД 0440 073 4725 6 ГХ2 |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Jump up to: а б Вайншток 1963, стр. 73–75.
- ^ Jump up to: а б с Осборн 1994, стр. 194–197.
- ^ Бродский Лаврентий, Вера (1995). Сильный в музыке: музыкальная сцена Нью-Йорка во времена Джорджа Темплтона . Издательство Чикагского университета. п. 3. ISBN 9780226470115 .
- ^ Говард Таубман (9 октября 1957 г.). «Опера: 'Анна Болена' » (PDF) . Нью-Йорк Таймс . п. 39.
- ^ «Повторите для «Болены» » (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 15 октября 1957 г. с. 38.
- ^ Скотт 1976, с. 21
- ^ Выступления на Operabase.com
- ^ Энтони Томмазини (27 сентября 2011 г.). «Заблуждение и неповиновение королевы открывают сезон встреч» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Ричард Уилкокс, « Анна Болена , Opera Seria, Обзор» [ постоянная мертвая ссылка ] , 18 июня 2012 г., на Bachtrack.com.
- ↑ Риан Эванс, Анна Болена - Обзор» , The Guardian (Лондон), 8 сентября 2013 г., на theguardian.com
- ^ Руперт Чистиансен, « Анна Болена , Уэльская национальная опера, обзор» , Telegraph (Лондон), 8 сентября 2013 г., telegraph.co.uk
- ↑ Веб-сайт Lyric Opera. Архивировано 12 января 2015 г., в Wayback Machine.
- ^ Массуда, Раиса. «Сондра Радвановская блистает в опере «Анна Болена» Вашингтонской национальной оперы» . bachtrack.com . Проверено 15 апреля 2018 г.
- ^ Малафронте, Джудит. «Анна Болена» . Operanews.com . Архивировано из оригинала 16 апреля 2018 года . Проверено 15 апреля 2018 г.
- ↑ Либреттист изменил имя исторического персонажа с Генри (Энрико) Перси на Ричарда (Риккардо). По словам Уильяма Эшбрука , возможно, это было сделано для того, чтобы избежать путаницы с другим Энрико оперы (Генрихом VIII). См. Эшбрук, Уильям (август 1969 г.). «Исторические оперы Доницетти» . Опера , с. 9.
- ^ Источник информации о записи: Запись (и) Анны Болены на Operadis-opera-discography.org.uk.
Цитируемые источники
- Осборн, Чарльз (1994), Оперы Бельканто Россини, Доницетти и Беллини , Портленд, Орегон: Amadeus Press. ISBN 0-931340-71-3
- Скотт, Элеонора (1976), Первые двадцать лет оперы Санта-Фе , Санта-Фе, Нью-Мексико: Sunstone Press
- Вайншток, Герберт (1963), Доницетти и мир оперы в Италии, Париже и Вене в первой половине девятнадцатого века , Нью-Йорк: Книги Пантеона. ЛЦН 63-13703
Другие источники
- Аллитт, Джон Стюарт (1991), Доницетти: в свете романтизма и учения Иоганна Саймона Майра , Шефтсбери: Element Books, Ltd (Великобритания); Рокпорт, Массачусетс: Element, Inc. (США)
- Эшбрук, Уильям (1982), Доницетти и его оперы , издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-23526-X
- Эшбрук, Уильям (1998), «Доницетти, Гаэтано» в Стэнли Сэди (ред.), Оперный словарь New Grove , Vol. Один. Лондон: Macmillan Publishers, Inc. ISBN 0-333-73432-7 ISBN 1-56159-228-5
- Эшбрук, Уильям и Сара Хибберд (2001), в Холдене, Аманда (ред.), The New Penguin Opera Guide , Нью-Йорк: Penguin Putnam. ISBN 0-14-029312-4 . стр. 224 – 247.
- Блэк, Джон (1982), Оперы Доницетти в Неаполе, 1822–1848 гг . Лондон: Общество Доницетти.
- Левенберг, Альфред (1970). Анналы оперы, 1597-1940 , 2-е издание. Роуман и Литтлфилд
- Сэди, Стэнли (Ред.); Джон Тайрелл (исполнительный редактор) (2004), Словарь музыки и музыкантов New Grove . 2-е издание. Лондон: Макмиллан. ISBN 978-0-19-517067-2 (твердый переплет). ISBN 0-19-517067-9 OCLC 419285866 (электронная книга).