Роберто Деверо
Роберто Деверо | |
---|---|
лирическая трагедия Гаэтано Доницетти | |
Либреттист | Сальвадор Каммарано |
Язык | итальянский |
На основе | Элизабет Англии Франсуа Анселот |
Премьера | 28 октября 1837 г. Театр Сан-Карло , Неаполь |
Роберто Деверо (полностью Роберто Деверо, или Граф Эссексский , Итальянский: [roˈbɛrto deveˈrø ossiːa il ˈkonte di ˈɛsseks] ; «Роберт Деверо, или Граф Эссекс») — лирическая трагедия , или трагическая опера, Гаэтано Доницетти . Сальвадор Каммарано написал итальянское либретто по Франсуа Ансело трагедии «Элизабет д'Англетер» (1829), а также на основе « Тайной истории любви Элизабет и графа Эссекса» (1787) Жака Лесцена де Мезонс. Деверо был героем как минимум двух других французских пьес, обе под названием «Граф д'Эссекс» : одна Томаса Корнеля и одна Готье де Коста, сеньора де ла Кальпренеда .
Опера во многом основана на жизни Роберта Деверо, 2-го графа Эссекса , влиятельного члена двора английской королевы Елизаветы I. Сюжет Роберто Деверо вряд ли был оригинальным, в основном он заимствован из Феличе Романи либретто «Граф Эссекс» 1833 года, первоначально поставленного Саверио Меркаданте . Вдова Романи обвинила Каммарано в плагиате; практика кражи сюжетов была очень распространена между конкурирующими итальянскими оперными театрами.
Это одна из многих опер Доницетти, посвященных периоду Тюдоров в английской истории и включающих «Анну Болену» (об Анне Болейн ), «Марию Стюарду» (о Марии, королеве Шотландии ) и «Замок Кенилворта» . Главных женских персонажей – Анну Болейн, Марию Стюарт и саму Елизавету – называли «Три королевы Доницетти». Они стали популярными в 1970-х годах, когда американское сопрано Беверли Силлс продвигало их как сериал в Нью-Йоркской городской опере .
Было сказано, что «хотя сюжет быстро и свободно связан с историей, опера несет в себе свою собственную драматическую убедительность». [ 1 ]
Источник
[ редактировать ]Контракт на новую оперную серию для театра Сан-Карло в Неаполе был заключен весной 1837 года. Поколение Роберто Деверо было омрачено серьезными кризисами в жизни композитора. В прошлом году Доницетти потерял обоих родителей, а затем его жена Вирджиния Васелли родила мертвого ребенка. В июне 1837 года еще один ребенок умер во время родов. 30 июля в возрасте 28 лет умерла его жена. Репетиции премьеры начались в конце августа 1837 года; большую часть партитуры пришлось написать через месяц после смерти жены. Кроме того, холеры начало репетиций снова задержала эпидемия .
Сальваторе Каммарано Либретто романтическое переписывание материала , очень правдиво Жака-Франсуа Анселота , трагедии уже рассмотренного Пьером Корнелем и Ла Кальпренедом Лесцена во Франции, к которому он добавил отдельные штрихи из «Истории» .
История выступлений
[ редактировать ]19 век
Роберто Деверо впервые был исполнен 28 октября 1837 года в Театре Сан-Карло в Неаполе. Через несколько лет успех оперы [ 2 ] заставил его исполнить в большинстве европейских городов, включая Париж, 27 декабря 1838 года, для чего он написал увертюру, в которой анахронично цитировалось «Боже, храни королеву»; Лондон, 24 июня 1841 года; Рим в 1849 году; Палермо в 1857 году; в Павии в 1859 и 1860 годах; и в Неаполе 18 декабря 1865 г. [ 3 ] Кроме того, он был вручен в Нью-Йорке 15 января 1849 года. [ 1 ] но похоже, что после 1882 года в XIX веке дальнейших представлений не было. [ 2 ]
20 век и далее
в начале 20-го века Возрождение Роберто Деверо началось в Сан-Карло в Неаполе в 1964 году. [ 2 ] возрождение с Лейлой Генсер в главной роли . Монсеррат Кабалье выступала в концертных выступлениях и постановках в период с декабря 1965 по 1978 год. Роберто Деверо впервые был исполнен в Нью-Йоркской городской опере в октябре 1970 года. [ 4 ] как первая часть трилогии «Три королевы» с Пласидо Доминго и Беверли Силлс в главных ролях . [ 5 ] Его регулярно исполняли в европейских домах в 1980-е годы. [ 2 ] и в концертных версиях Оперного оркестра Нью-Йорка в январе 1991 года (с Владимиром Черновым ), Королевского оперного театра Ковент-Гарден в июле 2002 года и Вашингтонской концертной оперы в 2004 году.
В 2005 году Баварской государственной оперы мюнхенская постановка с Эдитой Груберовой в главной роли была записана на DVD компанией Deutsche Grammophon .
В 2009 году спектакли давали Далласская опера , Лас-Пальмасская опера, фестиваль Opera Holland Park Festival, а в 2010 году спектакли прошли в Мангейме и Риме, а также в Миннесотской опере и снова в Мюнхенской Баварской государственной опере. [ 6 ] плюс его первое выступление в Квебеке в ноябре того же года в Опере Монреаля . [ 7 ] Валлийская национальная опера представляла эту оперу (вместе с двумя другими операми «Три королевы») подряд в течение трех вечеров, начиная с октября 2013 года. [ 8 ] [ 9 ]
После дебюта в партии Элизабетты в Марсельской опере в 2011 году, [ 10 ] Мариэлла Девиа исполнила оперу на концерте в Maggio Musicale Fiorentino 18 мая 2014 года. [ 11 ] и с Оперным оркестром Нью-Йорка (OONY) 5 июня 2014 года. [ 12 ] В 2015 году она исполнила ее на сцене Реал Мадрида. [ 13 ] и возобновил его снова в 2016 году в Театре Карло Феличе в Генуе . [ 14 ]
Метрополитен -опера в Нью-Йорке представила новую постановку пьесы в 2016 году с Сондрой Радвановской в главной роли , которая в том же сезоне появилась в Метрополитене в главных партиях « Анны Болены » Доницетти и Марии Стюарды . [ 15 ]
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 29 октября 1837 г. (Дирижер: – ) |
---|---|---|
Елизавета, королева Англии | сопрано | Джузеппина Ронци де Беньис |
Герцог Ноттингемский | баритон | Поль Барруале |
Сара, герцогиня Ноттингемская | меццо-сопрано | Альмеринда Манзокки Крабы |
Роберто Деверо, граф Эссекс | тенор | Джованни Басадонна |
Лорд Сесил | тенор | Тимолеон Бараттини |
сэр Гуалтьеро Рэли | бас | Анафесто Росси |
Страница | контральто | |
Слуга Ноттингема | бас | Джузеппе Бенедетти |
Лорды парламента, рыцари, оруженосцы, пажи, гвардейцы Ноттингема |
Краткое содержание
[ редактировать ]- Место: Лондон, Англия
- Время: 1601 год, время правления королевы Елизаветы I.
Роберт Деверо, 2-й граф Эссекс , фаворит королевы Елизаветы, отстранен от должности губернатора Ирландии за то, что, действуя по собственной инициативе, согласился на прекращение огня с повстанцами. После попытки восстания он ожидает суда по обвинению в государственной измене в Лондоне.
Акт 1
[ редактировать ]Сцена 1: Большой зал Вестминстера.
Сара, герцогиня Ноттингемская, тщетно пытается скрыть свои слезы от глаз двора, читая печальную историю прекрасной Розамонды короля , несчастной любовницы английского Генриха II , и в ней узнает ситуацию, очень похожую на ее собственную. собственный. Она влюблена в Роберта Деверо, ближайшего друга своего мужа. Придворные дамы выражают обеспокоенность, но она отвечает, что счастлива, хотя в частном порядке раскрывает свою печаль (All'afflitto è dolce il pianto) . Входит Элизабет и заявляет, что по настоянию Ноттингема она согласилась еще раз увидеть Роберта, теперь, когда он вернулся из Ирландии, обвиненный в измене (Герцогиня... Alle Fervide Preci) . Королева готова освободить его без предъявления обвинений, если будет уверена в его дальнейшей лояльности. К постепенному разочарованию Сары, королева раскрывает свою любовь к Роберту (L'amor suo mi fe' beata) . Входит Сесил и объявляет, что парламент ждет ответа от королевы по поводу обвинений против Роберта, так как считает ее слишком снисходительной к нему, но она отказывается подписать предложенный Королевским советом смертный приговор.
Входит Роберт, и в разговоре, который подслушивает все более обезумевшая Сара, Элизабет признается ему в любви. Оставшись наедине, Элизабет обещает Роберту, что кольцо, которое она ему когда-то подарила, всегда будет залогом его безопасности, если он когда-нибудь вернет его ей. Мечту о былых счастливых днях разбивает неуместный комментарий Роберта, который предполагает, что Элизабет знает тайну его любви к Саре. Королева, все более ревнивая, требует, чтобы Роберт назвал женщину, которую он любит. Он отрицает, что любит кого-либо (Насконди, Френа и Палпити), и тогда королева уходит.
Входит Ноттингем, друг и сторонник Роберта, и двое мужчин обсуждают ситуацию Роберта и опасения Ноттингема по поводу поведения его жены после того, как он заметил, как она вышивает синюю шаль (Forse in quel cor sensibile, Qui Ribelle ognun ti chiama) . Двое мужчин прерываются Сесилом, требующим, чтобы Ноттингем присутствовал на собрании пэров королевства.
Сцена 2: Апартаменты Сары в Ноттингем-Хаусе
Сара остается одна, когда входит Роберт и объявляет ее неверной, потому что она вышла замуж за Ноттингема, пока он был в Ирландии. Она защищает себя, говоря, что это была идея королевы и что она была вынуждена выполнять ее приказы. В то же время, увидев кольцо на пальце Роберта, она предполагает, что это любовный знак от королевы, и говорит ему, что они никогда больше не должны видеться, давая ему синюю шаль в знак любви. В финальном дуэте ( Dacchè tronasti, ahi misera ) каждый признается в любви друг к другу и признает, что должен попрощаться. Роберт планирует побег.
Акт 2
[ редактировать ]Большой зал Вестминстера
Королева подходит к Сесилу, чтобы узнать, что решено. Сесил заявляет, что приговор — смертная казнь. Королева, спрашивая Рэли, почему весь процесс занял так много времени, узнает, что у Роберта была шаль, которую он не хотел отдавать. Ей вручают. Входит Ноттингем и умоляет сохранить жизнь Роберту (Non venni mai si mesto), настаивая на его невиновности, но королева продолжает описывать, откуда она знает, что Роберт был неверен, и, когда его приводят, противостоит ему, показывая ему шарф. . Ноттингем тоже это видит и признает. В ярости он заявляет, что отомстит; в то же время Элизабет предлагает Роберту свободу, если он раскроет имя ее соперника. Он отказывается, и она подписывает смертный приговор, объявляя, что при падении топора будет слышен пушечный выстрел. Ноттингем возмущается, что топор — неподходящее наказание.
Акт 3
[ редактировать ]Сцена 1: Апартаменты Сары
В одиночестве Сара получает кольцо Роберта вместе с письмом от него. В нем он велит ей отнести кольцо Элизабет и просить о пощаде. Прежде чем она успевает уйти, приходит Ноттингем и читает письмо (Non sai che un nume vindice). Хотя она заявляет о своей невиновности, он не дает ей уйти. Они оба слышат похоронный марш Роберта, когда его ведут в Тауэр, и Ноттингем уходит, чтобы отомстить Роберту. Она теряет сознание.
Сцена 2: Лондонский Тауэр
В своей камере Роберт размышляет, почему королева не получила его кольцо. Но он отказывается предать Сару (Come uno spirto angelico... Bagnato il sen di lagrime ), и когда Сесил подходит к двери камеры, он не освобождает Роберта, а ведет его на казнь. Его уводят.
Сцена 3: Большой зал Вестминстера.
Элизабет скорбит о предстоящей смерти своего возлюбленного и задается вопросом, почему Сары нет рядом, чтобы утешить ее (Vivi ingrato, lei d'accanto) . Сесил объявляет, что Роберт едет в квартал, и приходит растрепанная Сара. Она дает Элизабет кольцо и признает свою вину за то, что была соперницей королевы. Тщетно королева пытается остановить казнь, но они слышат пушечный выстрел, возвещающий о смерти Роберта. После прибытия Ноттингема Элизабет требует знать, почему он не позволил передать ей кольцо. Он отвечает: «Крови я хотел, и кровь я получил!» Элизабет преследует обезглавленный труп Роберта, и она жаждет собственной смерти, объявляя, что Джеймс VI Шотландии (сын Марии, королевы Шотландии королем станет ). В одиночестве она целует кольцо Роберта.
Музыка
[ редактировать ]Хотя сегодня он исполняется нечасто, он содержит некоторые из лучших вокальных произведений Доницетти, некоторые из них «первоклассные» (конец первого акта, дуэт между Роберто и Сарой, начинающийся с « Dacché Tornasti, ahi Misera » (С тех пор, как ты вернулся, ах, несчастный я) !)), а короткий второй акт - "прекрасен". [ 2 ] Опера сырая и эмоциональная; это мощный инструмент для сопрано. Некоторые из ярких моментов включают дуэт Элизабет и Роберта в первом акте « Nascondi, frena i palpiti » («Спрячься и останови свое дикое биение / о, мое несчастное сердце»). Финальная сцена — одна из самых драматичных и сложных в опере бельканто . Поскольку Элизабет сходит с ума из-за смерти своего возлюбленного, « Quel sangue versato » («Пролитая кровь / поднимается на небеса») доводит романтическую оперу до пределов мелодического выражения и описывается как «мощный конец одному из лучших и наиболее впечатляющих опер Доницетти». [ 2 ] Последние такты содержат шесть высоких ля, один высокий си-бемоль и один высокий натуральный си, [ 16 ] иногда интерполируется как альтернативный D natural . [ 17 ]
Список основных арий и музыкальных номеров
[ редактировать ]Акт 1
- Сара-Романза: «Сладок плач страждущему»: «Тем, кто печален, сладок плач».
- Элизабет: «Герцогиня... Alle Fervide Preci»: «Герцогиня... По настойчивым просьбам вашего мужа».
- Элизабет-Каватина: «L’amor suo mi fe’ beata»: «Его любовь была для меня благословением»
- Роберт: «Nascondi, frena i palpiti»: «Спрячься и проверь свое дикое избиение».
- Ноттингем-Каватина: «Возможно, в этом чувствительном сердце... Здесь все называют тебя предателем»
- Сара и Роберт - Дуэт: «Да четорсти, ахи страданья»: «С тех пор, как ты вернулся, ах, несчастный я!»
Акт 2
- Ноттингем и Элизабет-Дуэттино: «Non venni mai si mesto»: «Никогда я не приходил таким опечаленным».
- Элизабет, Ноттингем и Роберт-Терцетто: «Ecco l'indegno»: «Вот недостойный!»
Акт 3
- Сара и Ноттигам - Дуэтто: «Non sai che un nume vindice»: «Разве ты не знаешь, что изменяли мужья»
- Роберт- Ария: «Как ангельский дух.. С моей грудью, залитой слезами»
- Элизабет - Заключительная ария: «Живой, неблагодарный, лей рядом.. Эта кровь пролилась..» : «Живой, неблагодарный человек рядом с ней.. Эта пролитая кровь..»
Записи
[ редактировать ]Год | Бросать (Элизабет, Сара, Роберто, Ноттингем) |
Дирижер, Оперный театр и оркестр |
Этикетка [ 18 ] |
---|---|---|---|
1964 | Лейла Генсер , Анна Мария Рота, Руджеро Бондино, Пьеро Каппуччи |
Марио Росси , театра Сан-Карло Оркестр и хор (Запись выступления в Сан-Карло, Неаполь, 2 мая) |
Компакт-диск: Золотая опера OPD 1159. Кот: OPD 1159 |
1968 | Монсеррат Кабалье , Бьянка Берини, Бернабе Марти , Пьеро Каппуччи |
Карло Феличе Чилларио , Большого театра дель Лисеу Оркестр и хор (Запись выступления в Большом театре дель Лисеу, ноябрь) |
Компакт-диск: Любители оперы Кот: Роб 196801 |
1969 | Беверли Силлс , Беверли Вульф , Роберт Илосфалви , Питер Глоссоп |
сэр Чарльз Маккеррас , Королевский филармонический оркестр и хор Амброзианской оперы |
компакт-диск: ДГ Кот: 289 465 964-2 |
1970 | Беверли Силлс , Сюзанна Марси , Пласидо Доминго , Луи Килико |
Юлиус Рудель , Нью-Йоркской оперы Оркестр и хор (Запись выступления в Нью-Йоркской городской опере, 18 октября) |
компакт-диск: СРИ Кот: HRE-374-3 |
1975 | Беверли Силлс , Сюзанна Марси , Джон Александр , Ричард Фредрикс |
Юлиус Рудель , Файлы Оркестр Центра и Хор компании Wolf Trap Company (Запись постановки Тито Капобьянко , любезно предоставлена Нью-Йоркской городской оперой ) |
DVD: ВАИ Кот: 4204 |
1994 | Эдита Груберова , Делорес Зиглер , Дон Бернардини , Этторе Ким |
Фридрих Хайдер Страсбургский филармонический оркестр и Рейнской оперы хор (Запись на концертных выступлениях во Дворце музыки и конгрессов, Страсбург, март) |
Компакт-диск: Соловей Кот: 190100-2 |
1998 | Александрина Пендачанская , Ильдико Комлоши , Джузеппе Саббатини , Роберто Сервиле |
Ален Гуингаль театра Сан-Карло Оркестр и хор (Похоже, это видеозапись выступления в театре Сан-Карло в Неаполе, май или июнь) |
DVD: Имиджевые развлечения Кот: ID 6943 ERDVD |
2002 | Нелли Миричойу , Соня Ганасси , Хосе Бро , Роберто Фронтали |
Маурицио Бенини Королевский оперный театр , Ковент-Гарден, оркестр и хор (Запись на концертных выступлениях в Королевском оперном театре Ковент-Гарден, июль) |
Компакт-диск: Опера Рара Кот: ORC24 |
2005 | Эдита Груберова , Жанна Пиланд, Роберто Ароника, Альберт Шагидуллин |
Фридрих Хайдер Баварский государственный оркестр и хор (Видеозапись спектакля в Национальном театре, Мюнхен, май) |
DVD: Deutsche Grammophon Кот: 073 418–5 |
2006 | Димитра Теодоссиу, Федерика Брагалья, Массимилиано Писапия, Эндрю Шредер |
Марчелло Рота Оркестр и хор фестиваля Musica в Бергамо Дж. Доницетти (Аудио и видеозаписи, сделанные на выступлениях в Театре Доницетти в Бергамо, сентябрь) |
Компакт-диск: Наксос Кот: 8.660222-23 DVD: Наксос Кот: 8.2110232 |
2015 | Мариэлла Девиа , Сильвия Тро Сантафе , Григорий Клиент, Марко Кариа |
Бруно Кампанелла Театр Реал Мадрид , оркестр и хор (Видеозапись выступления в Театро Реал, октябрь) |
Blu-ray: Классика BelAir [ 19 ] Кот: BAC430 DVD: Классика BelAir Краска: BAC130 |
2016 | Мариэлла Девиа, Соня Ганасси, Стефан Поп , Мансу Ким |
Франческо Ланциллотта Театра Карло Феличе Оркестр и хор (Выступления в Театре Карло Феличе, Генуя, 20 и 24 марта) |
Blu-ray: Динамический [ 20 ] Кот: 1080i60 DVD: Динамический Кот: 37755 |
2016 | Сондра Радвановская , Элина Гаранча , Мэтью Полензани , Мариуш Квечен |
Маурицио Бенини Метрополитен-опера Оркестр и хор (Выступление 16 апреля) |
Потоковое HD-видео : Met Opera по требованию [ 21 ] |
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Jump up to: а б Эшбрук и Хибберд 2001, с. 239
- ^ Jump up to: а б с д и ж Осборн 1994, с. 260
- ^ Либретти и связанные с ними спектакли на librettodopera.it. [ постоянная мертвая ссылка ] Проверено 5 апреля 2013 г.
- ^ Рудель 1969, стр. 4.
- ^ Кассаро, Джеймс П. (2000), Гаэтано Доницетти: руководство по исследованиям , Нью-Йорк: Гарланд, стр. 168.
- ^ Список прошлых и будущих постановок Operabase.org.
- ^ Каптаинис, Артур, «Роберто Деверо хорошо спел, но переборщил» [ постоянная мертвая ссылка ] . Монреальский вестник . 14 ноября 2010 г.
- ↑ Руперт Кристиансен , « Роберто Деверо , Валлийская национальная опера, Центр тысячелетия Уэльса, обзор» , Telegraph (Лондон), 3 октября 2013 г. Проверено 18 октября 2013 г.
- ^ Райан Эванс, « Роберто Деверо – обзор» , The Guardian (Лондон), 3 октября 2013 г. Проверено 18 октября 2013 г.
- ^ (на французском языке) Морис Саллес, « Honneur à Devia – обзор» , Forumopera.com Le Magazine du monde lyrique , 22 ноября 2011 г.
- ^ (на итальянском языке) Доменико Гатто, « Роберто Деверо . Доницетти. Флоренция – обзор» , оперный журнал Opera World International , 29 мая 2014 г.
- ^ Закари Вулф , «От задумчивой королевы, тоски и сожаления» , The New York Times , 6 июня 2014 г.
- ^ Веб-сайт Teatro Real . Архивировано 13 марта 2016 года в Wayback Machine .
- ↑ Веб-сайт театра Карло Феличе . Архивировано 10 марта 2016 года в Wayback Machine . Рецензия: (на итальянском языке) Давиде Аннакини, Боже, храни Мариэллу Девиа, «Королева» , delTeatro.it , 26 марта 2016 г.
- ^ Томмазини, Энтони (25 марта 2016 г.). « Роберто Деверо» в Метрополитене и тройная корона сопрано». Нью-Йорк Таймс .
- ^ Риггс, Джеффри С. (2003). Голос Ассолюты в опере, 1797–1847 . МакФарланд. п. 154. ИСБН 9780786414017 .
- ↑ Джеймс Джорден , «Королева берет лук: Ева Квелер привела Девию в Деверо и поразила публику» , The New York Observer , 10 июня 2014 г.
- ^ Записи Роберто Деверо на Operadis-opera-discography.org.uk.
- ^ Роберто Деверо , Blu-ray диск Bel-Air, 2016 г. OCLC 962422071 , 969359035 .
- ^ Роберто Деверо , Динамический диск Blu-ray, 2016 г. OCLC 1057332636 .
- ^ Роберто Деверо (16 апреля 2016 г.) , Met Opera on Demand; CID:356435 , Архив Met Opera.
Цитируемые источники
- Эшбрук Уильям и Сара Хибберд (2001), в Холдене, Аманда (ред.), The New Penguin Opera Guide , Нью-Йорк: Penguin Putnam. ISBN 0-14-029312-4
- Осборн, Чарльз (1994), Оперы Бельканто Россини, Доницетти и Беллини , Портленд, Орегон: Amadeus Press. ISBN 0-931340-71-3
- Рудель, Энтони Дж. (1969), буклет «Три королевы, одно сопрано», сопровождающий Deutsche Grammophon 1969 года. запись
Другие источники
- Аллитт, Джон Стюарт (1991), Доницетти: в свете романтизма и учения Иоганна Саймона Майра , Шефтсбери: Element Books, Ltd (Великобритания); Рокпорт, Массачусетс: Element, Inc. (США)
- Эшбрук, Уильям (1992), Доницетти и его оперы , издательство Кембриджского университета, 1982, ISBN 0-521-23526-X
- Эшбрук, Уильям (1998), « Роберто Деверо » в Стэнли Сэди (ред.), Оперный словарь New Grove , Vol. Три, стр. 1359–1360. Лондон: Macmillan Publishers, Inc. ISBN 0-333-73432-7 ISBN 1-56159-228-5
- Блэк, Джон (1982), Оперы Доницетти в Неаполе, 1822–1848 . Лондон: Общество Доницетти.
- Левенберг, Альфред (1970). Анналы оперы, 1597–1940 , 2-е издание. Роуман и Литтлфилд
- Сэди, Стэнли (ред.); Джон Тайрелл (исполнительный редактор) (2004), Словарь музыки и музыкантов New Grove . 2-е издание. Лондон: Макмиллан. ISBN 978-0-19-517067-2 (твердый переплет). ISBN 0-19-517067-9 OCLC 419285866 (электронная книга).
- Вайншток, Герберт (1963), Доницетти и мир оперы в Италии, Париже и Вене в первой половине девятнадцатого века , Нью-Йорк: Книги Пантеона. ЛЦН 63-13703
- Роберто Деверо: Трагический роман королевы , Норберт Миллер из Дальхауса: «Enzyklopädie des Musiktheaters». Буклет оперы РОБЕРТО ДЕВЕРЁ, компакт-диск DDD NIGHTINGALE CLASSICS AG, издание 1994 г.: NC070563-2
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Роберто Деверо : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Сайт Общества Доницетти (Лондон)
- Либретто (итальянский)