Парижанин (Доницетти)
Парижанин | |
---|---|
Опера Гаэтано Доницетти | |
![]() Гаэтано Доницетти ок. 1835 г. | |
Либреттист | Феличе Романи |
Язык | итальянский |
На основе | Байрона Паризина |
Премьера | 17 марта 1833 г. Театр Валле , Рим |
Паризина (также известная как Паризина д'Эсте ) — опера ( tragedia lirica ) в трёх действиях Гаэтано Доницетти . Феличе Романи написал итальянское либретто по мотивам поэмы Байрона « 1816 года Паризина» .
Персонажи Паризины и герцога Аццо как в поэме Байрона, так и в опере Доницетти во многом основаны на исторических фигурах Паризины Малатесты (дочери Андреа Малатесты ) и Никколо III д'Эсте .
Премьера «Паризины» состоялась 17 марта 1833 года в Театре делла Пергола во Флоренции. Представление в Аргентинском театре в Риме является местом действия ключевой сцены в главе 34 романа Граф Монте-Кристо» « Александра Дюма 1844 года .
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 17 марта 1833 г. ( Дирижер : –) |
---|---|---|
Паризина, жена герцога Аццо | сопрано | Каролина Унгер |
Уго, любовник Паризины | тенор | Жильбер Дюпре |
Герцог Аззо | баритон | Доменико Косселли |
Эрнесто, министр герцога Аццо | бас | Карло Оттолини Порту |
Имельда, служанка Паризины | меццо-сопрано | Тереза Заппуччи |
Рыцари, служанки, гондольеры, оруженосцы, солдаты |
Краткое содержание
[ редактировать ]Место: Феррара
Время: 15 век. [ 1 ]
Акт 1
[ редактировать ]
Во дворце герцога Аццо Эрнесто и другие дворяне ждут его прибытия ( È desto il duca? ). Появляется Аззо и рассказывает Эрнесто о своем страхе, что его жена Паризина предала его ради другого мужчины, как и его первая жена Матильда. Когда Аззо уходит, приходит Уго. Уго, которого воспитывал Эрнесто, когда-то был любимцем Аззо, но позже был сослан. Эрнесто одолевает страх, когда он видит своего приемного сына, зная, что его изгнание еще не закончилось и Аззо все еще злится на него. Его страх усиливается, когда Уго раскрывает ему свою любовь к Паризине.
Тем временем Паризина со своей верной Имельдой и другими служанками отдыхает в саду. Они слышат, как на праздник приезжают рыцари, среди которых есть Уго. Когда Паризина и Уго остаются одни, она убеждает его бежать. Их прерывает приезд герцога. В ярости он требует знать, что там делает Уго. Паризина защищает Уго, что только усиливает гнев герцога ( Il difende! E in sua difesa tanto adopra ).
На берегу реки По . Аззо говорит Уго, что он может остаться на праздник, как раз в тот момент, когда Уго и его люди собираются сесть на лодку. Паризина следует за мужем и придворными во дворец на банкет ( Vieni, vieni, e in sereno sembiante ). Эрнесто, Уго и Паризина охвачены страхом, а Аззо охвачен гневом ( Ma divoro nel cor tremante un timor/furor che non posso frenar ).
Акт 2
[ редактировать ]В комнате Паризины Имельда и другие служанки говорят о банкете ( Lietaera dessa ). Они выражают радость по поводу счастья Паризины и кажущегося спокойствия Аццо. Однако Имельда боится того, что может случиться. Входит Паризина. Она устала и засыпает. Служанки оставляют ее одну, но в комнату входит Аззо, чтобы шпионить за ней. Во сне Паризина, полагая, что Уго находится в комнате, зовет его и говорит, что они должны бежать вместе. Аззо кричит в ярости, разбудив Паризину, и обвиняет ее в неверности. Паризина в отчаянии признается в любви к Уго. Аццо собирается убить ее, но затем сдерживается ( Non pentirti, mi ferisci ).
В другой комнате дворца, ожидая начала банкета, Уго обеспокоен тем, что Паризина еще не появилась. Входят солдаты и приказывают Уго следовать за ними к герцогу, который спрашивает его, правдиво ли признание Паризины. Аззо собирается приговорить Уго к смерти, когда вмешивается Эрнесто. Он сообщает, что Уго - сын герцога Аззо от первого брака. Его мать доверила его Эрнесто после того, как ее изгнали из двора. Аззо признает Уго своим сыном и, похоже, отменяет приказ о его смерти.
Акт 3
[ редактировать ]В дворцовой капелле слышен хор ( Мута, бесчувственный ). Паризина молится, чтобы Уго был спасен. Приходит Имельда с письмом от Уго, в котором он просит Паризину бежать вместе с ним. Паризина колеблется, но затем решает присоединиться к нему. Слышна похоронная музыка. Появляется Аззо, преграждает путь Паризине, а затем показывает ей труп Уго. Паризина охвачена ужасом ( Ugo èendedo! A me si renda! ) и падает замертво.
Записи
[ редактировать ]Год | Бросать (Проклятие, Уго, Парижанин, восхищаться) |
Дирижер, Оперный театр и оркестр |
Этикетка [ 2 ] |
---|---|---|---|
1974 | Луи Килико , Джером Пруэтт, Монсеррат Кабалье , Элеонора Бергквист |
Ева Квелер , Карнеги-холл, Нью-Йорк, 1974 г. |
Myto MDCD 0002,2007 |
1997 | Рамон Де Андрес, Амедео Моретти, Александрина Пендачанская , Даниэла Барселона |
Эммануэль Плассон , Оркестр Итальянской Швейцарии и Хор Итало-Швейцарского радио и телевидения |
Компакт-диск: Динамический Кот: CDS 277/1-2 |
2008 | Дарио Солари, Хосе Бро , Кармен Джаннаттасио , Энн Тейлор |
Дэвид Пэрри , Лондонский филармонический оркестр и хор Джеффри Митчелла |
Компакт-диск: Опера Рара Кот: ОРК 40 |
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Этот синопсис переведен из Parisina d'Este (версия от 30 декабря 2008 г.) в итальянской Википедии.
- ^ Источник информации о записи: Operadis-opera-discography.org.uk.
Источники
- Аллитт, Джон Стюарт (1991), Доницетти: в свете романтизма и учения Иоганна Саймона Майра , Шефтсбери: Element Books, Ltd (Великобритания); Рокпорт, Массачусетс: Element, Inc. (США)
- Эшбрук, Уильям (1982), Доницетти и его оперы , издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-23526-X
- Эшбрук, Уильям (1998), «Доницетти, Гаэтано» в Стэнли Сэди (ред.), Оперный словарь New Grove , Vol. Один. Лондон: Macmillan Publishers, Inc. ISBN 0-333-73432-7 ISBN 1-56159-228-5
- Эшбрук, Уильям и Сара Хибберд (2001), в Холдене, Аманда (ред.), The New Penguin Opera Guide , Нью-Йорк: Penguin Putnam. ISBN 0-14-029312-4 . стр. 224 – 247.
- Блэк, Джон (1982), Оперы Доницетти в Неаполе, 1822–1848 гг . Лондон: Общество Доницетти.
- Казалья, Герардо (2005). « Паризина » . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .
- Левенберг, Альфред (1970). Анналы оперы, 1597-1940 , 2-е издание. Роуман и Литтлфилд
- Осборн, Чарльз (1994), Оперы Бельканто Россини, Доницетти и Беллини , Портленд, Орегон: Amadeus Press. ISBN 0-931340-71-3
- Сэди, Стэнли (ред.); Джон Тайрелл (исполнительный редактор) (2004), Словарь музыки и музыкантов New Grove . 2-е издание. Лондон: Макмиллан. ISBN 978-0-19-517067-2 (твердый переплет). ISBN 0-19-517067-9 OCLC 419285866 (электронная книга).
- Вайншток, Герберт (1963), Доницетти и мир оперы в Италии, Париже и Вене в первой половине девятнадцатого века , Нью-Йорк: Книги Пантеона. ЛЦН 63-13703