Рената Скотто
Рената Скотто | |
---|---|
![]() Скотто в 1967 году | |
Рожденный | Савона , Италия | 24 февраля 1934 г.
Умер | 16 августа 2023 г. Савона, Италия | (89 лет)
Занятия |
|
Организации |
Рената Скотто (24 февраля 1934 — 16 августа 2023) — итальянское сопрано , оперный режиссёр и преподаватель вокала. Скотто, известная своим чувством стиля, музыкальностью и замечательной певицей и актрисой, считается одной из выдающихся оперных певиц своего поколения.
За более чем 40 лет она исполнила около 45 партий сначала в Италии, затем как ведущее сопрано Метрополитен- опера (Мет). Ее особенно помнят по заглавным партиям в « Травиате » Пуччини » Верди, исполненной во время ее сценического дебюта в Милане в 1952 году, и «Мадам Баттерфляй , которая была ее первой ролью в Метрополитене и последней ролью там в 1987 году, а также по таким произведениям бельканто , как Доницетти Лючия ди Ламмермур . Она появилась в первой телепередаче Метрополитена в 1977 году в роли Мими в опере Пуччини «Богема » вместе с Лучано Паваротти под управлением Джеймса Левина . Позже она расширила свой репертуар такими ролями, как Маршаллин в «Кавалере розы» Рихарда Штрауса, Эль в « Человеческом голосе » Пуленка и мадам Флора в «Медиуме » Менотти . В качестве оперного директора она работала в Метрополитене, Арене ди Верона и других ведущих оперных театрах.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Скотто родился в Савоне , промышленном городе и порту на Лигурийском море , 24 февраля 1934 года. [1] Ее отец был полицейским, а мать - швеей. Во время Второй мировой войны ее мать отвезла ее и ее сестру в близлежащие горы, устраивая шитье у фашистов, нацистов и американцев. [2] После войны девочка увидела в родном городе свою первую оперу — «Риголетто» Верди с Тито Гобби в главной роли — и тогда, в двенадцать лет, решила, что станет оперной певицей. [2]
Она изучала музыку в Миланской консерватории . [3] с 16 лет живет в монастыре монахинь и зарабатывает на жизнь шитьем и уборкой. Сначала она училась у Эмилио Гирардини по классу меццо-сопрано . [3] В 1952 году она выиграла конкурс с призом за дебют в Театро Нуово в Милане. [2] Она исполнила заглавную партию в « Травиате » Верди сначала в своем родном городе в канун Рождества перед аншлаговым домом. На следующий день состоялся ее «официальный» оперный дебют в Театро Нуово. [2]
Италия
[ редактировать ]В 1953 году Скотто прошел прослушивание в Ла Скала на роль Уолтера в опере Каталани «Волли» . [3] с Ренатой Тебальди и Марио дель Монако в главных ролях. После ее прослушивания было слышно, как один из судей, дирижер Виктор де Сабата , сказал: «Забудьте об остальном». «Ла Уолли» открылся 7 декабря 1953 года, и Скотто был отозван на пятнадцать вызовов на занавес, а Тебальди и Дель Монако получили по семь. Ей предлагали больше второстепенных ролей в Ла Скала, но она отказалась от них в пользу более крупных ролей в региональных театрах Италии. [2] Она появилась в Римской опере в 1955 году в партии Софи в « Вертере » Массне , в Ла Фениче в Венеции в 1956 году в роли Травиаты и Микаэлы в « Кармен » Бизе . [3] По рекомендации тенора Альфредо Крауса она прошла дополнительное обучение вокалу у Мерседес Ллопарт . Краус должен был стать частым партнером на сцене и во время записей. [4] Она была участницей ансамбля Ла Скала с 1957 года, исполняя такие роли, как Доницетти Адина в «Любовном напитке» и Норина в «Доне Паскуале», в «Травиату» но не была принята Франко Дзеффирелли . [4]
Главный прорыв Скотто произошел в 1957 году, когда она выступила на Эдинбургском фестивале » Беллини в постановке Ла Скала «Сомнамбулы ; На роль Амины была выбрана Мария Каллас , и это было настолько успешно, что компания добавила внеплановый пятый спектакль. Каллас, у которой был контракт на четыре выступления, отказалась выступать в добавленном спектакле, но позволила руководству Ла Скала, заявившему ее на пятое выступление без ее согласия, объяснить ее уход с фестиваля болезнью. Скотто, исполнившая роль Амины, выступила 3 сентября 1957 года и в 23 года стала международной оперной звездой. [2] [4] [5]
В 1960-е годы она стала одной из ведущих певиц возрождения бельканто , инициированного Каллас в 1950-е годы. Беллини Она пела « Заиру » и «Странницу» Доницетти , «Марию ди Роган» Мейербера , «Роберта-дьявола» и другие репертуарные раритеты. В 1964 году она выступила с Ла Скала в Большом театре в Москве, что стало первым туром оперной труппы в Советский Союз в годы холодной войны . В 1967 году она появилась в Ла Скала в роли Джульетты в опере Беллини «Капулети и Монтекки» и в роли Лючии ди Ламмермур Доницетти Глюка , в 1969 году — в «Эвридике» , а в 1970 году — в роли Елены в «Сицилийской вечерне » Верди . [3]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]Американским дебютом Скотто стала партия Мими в опере Пуччини «Богема» в Лирической опере Чикаго в 1960 году. 13 октября 1965 года Скотто дебютировала в Метрополитен-опера в партии Мадам Баттерфляй с Джоном Александром в роли Пинкертона. [2] [6] Луи Снайдер из New York Herald Tribune написал:
Мисс Скотто, как примадонна, возвращает нас к тем временам, когда считалось, что для того, чтобы вас пригласили в Метрополитен, у вас был солидный голос и опыт, а нью-йоркский тест был тестом на коммуникацию личности. В среду вечером мисс Скотто прибыла со всеми тремя, и если она пошла своим путем в изображении Чио-Чио-Сан, то есть за пределами запрещенных рамок эффективной постановки Аоямы, вряд ли это кого-то волновало. Поскольку она поет музыкально и трогательно, с пафосом, красками и юмором в голосе, чтобы окутать слушателя в первом ряду оркестра или последнем ряду семейного круга, мисс Скотто - певица для всех ценовых категорий. И они сообщили ей об этом в среду вечером после «Un bel di» под такие громкие овации, какие слышались в Палате представителей в этом или, может быть, даже в прошлом сезоне. Казалось бы, это случай мгновенной любви между мисс Скотто и публикой Нью-Йорка. [7]
До 1987 года она спела там более 300 представлений в 26 ролях. [8] и поселилась со своей семьей в соседнем округе Вестчестер . Когда Джеймс Левин стал главным дирижером в 1971 году, ей было предоставлено несколько новых ролей в новых постановках. [4] включая Вителлию в первой постановке труппы «Милосердия Тита» Мейербера Моцарта, в «Пророке» и «Франческе да Римини» Зандонаи . [8]
Скотто открыл серию телепередач Live from the Met в 1977 году с «Богемой» вместе с Лучано Паваротти . [2] Пуччини Она снялась в телепередачах «Манон Леско» и «Триттико» Верди , «Луиза Миллер и Дон Карло» Зандонаи , «Франческа да Римини» » Верди , а также в роли Дездемоны в «Отелло вместе с Джоном Викерсом и другими. [2]
Скотто также имел успех в Метрополитене в роли «Джоконды» Понкьелли . Перейдя к более тяжелому репертуару Верди в 1970-х годах, она появилась в партиях Элизабетты в «Дон Карлосе» , Луизы Миллер , Леди Макбет , Леоноры в «Трубадоре » и в « Реквиеме » под управлением Джеймса Левина . Ее помнят как поющую актрису; Пласидо Доминго сказал в интервью 1978 года: «За каждым словом, которое она интерпретирует, стоит акцент, чувство, которое она вкладывает». [2]
Во время исполнения «Норма» Беллини , открывшего сезон 1981/1982 годов в Метрополитене, поклонники Марии Каллас выкрикивали негативные замечания и освистывали Скотто с того момента, как она ступила на сцену. Многие были вывезены из оперного театра сотрудниками службы безопасности. В статье для The New Yorker критик Эндрю Портер заметил: «Каста дива» была катастрофой. Устойчивые ноты часто были неустойчивыми. Повторяющиеся буквы «А» в кульминации оба раза переходили в резкий и резкий си-бемоль, сдавленный крик. Нисходящие весы кабалетты были скользящими. В колоратурных отрывках она схватывала — и промахивалась». Критик Питер Дж. Дэвис отмечал в «Нью-Йорк» журнале : «Снова и снова Скотто напоминала нам о своей суверенной музыкальности, о своем инстинктивном чувстве ритмической жизни нот, о ее способности тонко формировать вылепленные фразы и ее чувствительность к окрашиванию слов в эмоции, которые мгновенно определяют драматическую ситуацию». [2]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]В конце своей карьеры Скотто исполнила роли Федоры Джордано ( Барселона, 1988), Шарлотты в «Вертере» Массне , Маршаллина в «Кавалере розы» Рихарда Штрауса ( Фестиваль в Чарльстоне, Сполето , 1995 и Катания), Кундри в «Парсифале » Вагнера ( Шверин, 1995), [9] Пуленка Эль в «Человеческом голосе» ( Magio Musicale Fiorentino, 1993, Концертгебау, Амстердам , и Лисеу , Барселона, 1996), [9] Мадам Флора в «Медиуме » Менотти (Турин, 1999) и Клитемнестра в «Электре» Рихарда Штрауса (Балтимор, 2000 и Севилья, 2002). [9]
выступления Скотто включали «Les nuits d'été» Берлиоза , песню Малера Более поздние концертные и Рихарда Штрауса, а также «Erwartung » Шенберга с оркестром Академии Санта-Чечилия и туринским оркестром RAI. [9]
Режиссер-постановщик
[ редактировать ]Когда она собиралась уйти со сцены, Скотто также успешно занялся режиссурой оперы; [2] она поставила свою последнюю постановку «Встречи Мадам Баттерфляй» , [10] став первой женщиной в доме, поставившей оперу и снявшейся в ней. В число ее режиссерских работ также входят постановки этой оперы в Арена ди Верона , Гранд-опера Флориды и Опера Палм-Бич Беллини ), «Пирата» (Фестиваль Беллиниано, Катания, 1993) и «Сомнамбула» (Катания, 1994); телепередача премии «Эмми» удостоенная «Травиата», ( Нью-Йоркская опера , 1995); Норма ( Финская национальная опера ); Адриана Лекуврер (Сантьяго, 2002 г.); Люсия ди Ламмермур (Музыкальный зал Салоник, 2004 г.); «Ла Уолли» ( Опера Далласа , Театр Берна ); «Богема» (Лирическая опера Чикаго, 2007 г. и Опера Палм-Бич, 2009 г.); Турандот (Афины, 2009 г.); «Сомнамбула» ( Гранд-опера Флориды и Мичиганский оперный театр Верди , 2008 г.) и «Бал-маскарад» (Лирическая опера Чикаго, 2010 г.). [9]
Обучение
[ редактировать ]Скотто преподавал вокал в Италии и США, а также занимал академические должности в Национальной академии Санта-Чечилия в Риме и Джульярдской школе в Нью-Йорке. Она тренировала таких певцов, как Рене Флеминг , Анну Нетребко и Дебору Фойгт . [2]
Личная жизнь
[ редактировать ]Скотто женился на Лоренцо Ансельми в 1960 году, который был солистом Ла Скала, и стал ее менеджером. У пары родились дочь и сын. Ее муж умер в 2021 году. [2]
Скотто умерла в своем родном городе Савона 16 августа 2023 года в возрасте 89 лет. [5] [11] [12]
Метрополитен-опера вспоминала после ее смерти:
Ее дебют в Метрополитене в 1965 году в главной роли Мадам Баттерфляй показал, что она необычайно убедительная и совершенная артистка, способная создать глубоко трогательный персонаж посредством притягательного присутствия на сцене, выразительной музыкальной фразировки и неизменно драматической подачи итальянского текста. [8]
Награды
[ редактировать ]Скотто получил две премии «Эмми» за телепередачу «Джоконда». [9] и ее руководство «Травиатой» из NYCO. [13]
- 1992 — Премия Frankfurter Allgemeine Zeitung за интерпретацию Маршаллина в «Кавалере розы» . [9]
- 2007 – Лауреат премии Opera News Award Гильдии Метрополитен-опера. [14]
- Оперы Тампы 2009 - Премия Антона Копполы за выдающиеся достижения в области искусства. [15]
- Франко Альбиатти, лауреат премии итальянских критиков. [9]
Записи
[ редактировать ]- Беллини: Норма (1979) Columbia Masterworks [3]
- Силеа: Адриана Лекуврёр (1977) CBS [3]
- Доницетти: Лючия ди Ламмермур (ди Стефано, Бастианини; Санцогно, 1959) Deutsche Grammophon [3]
- Джордано: Андреа Шенье (Доминго, Милнс; Левин, 1976) RCA Red Seal [3]
- Леонкавалло: Паяцы (1978) EMI [3]
- Масканьи: Cavalleria Rusticana (Доминго, Эльвира; Левин, 1978) RCA Red Seal [3] [4]
- Мейербер: Пророк (1976) CBS [3]
- Пуччини:
- Он дал:
- Набукко (Лучетти, Манугерра, Гьяуров; Мути, 1977–78) EMI [4]
- Otello (Domingo, Milnes; Levine, 1978) RCA Red Seal
- Риголетто (Краус, Бастианини; Гаваццени, 1960) Deutsche Grammophon [4]
- Риголетто (Коссотто, Бергонци, Фишер-Дискау; Кубелик, 1964) Deutsche Grammophon [3]
- Травиата (Дж.Раймонди, Бастианини; Вотто, 1962) Deutsche Grammophon [3]
- Травиата (Краус, Брусон; Мути, 1980) EMI [4]
- Вольф-Феррари: Секрет Сюзанны (Брюсон; Притчард, 1980) CBS [3]
Публикации
[ редактировать ]- Скотто: Больше, чем дива (мемуары) Ренаты Скотто и Октавио Рока, Doubleday & Company, Inc, 1984. ISBN 0-385-18039-X
- Конрад Драйден : Риккардо Зандонаи, Биография , Предисловие Ренаты Скотто, Peter Lang Inc, 1999. ISBN 0-8204-3649-6
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кендалл, Джонатан (16 августа 2023 г.). «Рената Скотто, оперная дива, сыгравшая роли, умерла в возрасте 89 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 19 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Тихлер, Джонатан. «Празднование Ренаты Скотто» . Метрополитен-опера . Проверено 13 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Кач, К.Дж .; Рименс, Лео (2012). «Скотто, Рената» . Großes Sängerlexikon (на немецком языке) (4-е изд.). ДеГрюйтер . стр. 4322–4323. ISBN 978-3-59-844088-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Кестинг, Юрген (17 августа 2023 г.). «Умереть тонко» . Frankfurter Allgemeine Zeitung (на немецком языке) . Проверено 17 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Лангер, Эмили (16 августа 2023 г.). «Рената Скотто, сопрано оперы 20-го века, скончалась в возрасте 89 лет» . Вашингтон Пост . Проверено 16 августа 2023 г.
- ^ «Выступления с Ренатой Скотто» . Архив Метрополитен-опера. 2023 . Проверено 19 октября 2022 г.
- ^ «Мадам Баттерфляй {456} Метрополитен-опера: 13.10.1965» . Архив Метрополитен-опера. 2023 . Проверено 19 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Рената Скотто, 1934–2023» . Метрополитен-опера. 19 октября 2022 г. Проверено 19 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Рената Скотто» . Оркестр Национальной академии Санта-Чечилия . Архивировано из оригинала 11 мая 2006 года . Проверено 16 августа 2023 г.
- ^ Блюм, Рональд (16 августа 2023 г.). «Рената Скотто, сопрано необычайной силы, умирает в 89 лет» . АП Новости . Проверено 19 августа 2023 г.
Скотто 314 раз выступала в Метрополитен-опера, начиная со своего дебюта в опере Пуччини «Мадам Баттерфляй» 13 октября 1965 года и заканчивая финалом, также в роли Чио-Чио-Сан, 18 января 1987 года. Она также руководила своим последним спектаклем. , и это стало ее новой профессией.
- ^ Гервасони, Пьер (17 августа 2023 г.). « Рената Скотто была одной из величайших оперных певиц всех времен»: дань оперного мира сопрано» . Ле Монд (на французском языке) . Проверено 18 августа 2023 г.
- ^ От редакции (16 августа 2023 г.). «В возрасте 89 лет умирает знаменитая итальянская сопрано Рената Скотто» . Журнал Platea Magazine (на европейском испанском языке) . Проверено 16 августа 2023 г.
- ^ Блейк, Джейсон (18 августа 2023 г.). «Поток дани итальянскому сопрано Ренате Скотто» . Всеобщее внимание . Проверено 19 августа 2023 г.
- ^ «Премия оперных новостей 2006» . Метрополитен-опера. Архивировано из оригинала 3 февраля 2007 года . Проверено 13 октября 2022 г.
- ^ «Рената Скотто» . Журнал Тампа-Бэй . Ноябрь 2008. с. 71 . Проверено 28 февраля 2006 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Даффи, Брюс: Интервью с Ренатой Скотто , 21 января 1988 г.
- 2005 г. Сейчас играет в DMV: Рената Скотто The New York Times, 19 июня 2005 г.
- Рената Скотто / Режиссер-постановщик – In Memoriam (менеджмент) piperartists.com 2023
- Несоответствие Ренаты Скотто (на французском языке) Диапазон 16 августа 2023 г.
- «Рената Скотто, сопрано, певица» . Операбаза . Проверено 13 октября 2022 г.
- Ренаты Скотто Дискография на Discogs
- Рената Скотто на IMDb
- Рената Скотто на сольном концерте, 20 февраля 1982 г. (Джон Аткинс, пианист) на YouTube
- 1934 рождения
- 2023 смерти
- Люди из Савоны
- Итальянское оперное сопрано
- Лауреаты дневной премии «Эмми»
- Итальянские оперные режиссеры
- Женщины-оперные режиссёры
- Академический состав Национальной академии Санта-Чечилия
- Преподаватели Джульярдской школы
- Итальянские оперные певицы XX века
- Итальянские музыкальные преподаватели
- Итальянские женщины-преподаватели музыки
- Кавалеры Ордена Искусств и литературы
- Выпускники Миланской консерватории