Жерар Сузе
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2024 г. ) |
Жерар Сузе (8 декабря 1918 — 17 августа 2004) — французский баритон , считавшийся одним из лучших интерпретаторов мелодии (французской авторской песни) в поколении после Шарля Панзера и Пьера Бернака .
Происхождение и образование
[ редактировать ]Он родился Жерар Марсель Тиссеран , но позже принял сценический псевдоним Сузе из деревни на реке Луаре, ныне являющейся частью коммуны Сузе-Шампиньи . Он происходил из музыкальной семьи в Анжере , Франция. Его родители встретились на одном из первых представлений « Пеллеаса и Мелизанды» в 1902 году; его мать и два брата были певицами, а его сестрой, на 15 лет старше, была сопрано Женевьева Турен , которая впервые исполнила в Пуленка «Fiançailles pour rire» 1942 году. После учебы в Коллеже Рабле в Шиноне он поступил в Сорбонну в Париже , чтобы изучать философию, и там он встретил певца Пьера Бернака , который посоветовал ему изучать пение.
Сузе поступил в Парижскую консерваторию в 1940 году, обучаясь у Клэр Круаза и Жана-Эмиля Ванни-Марку . Фактически он начал петь как тенор, но в 1943 году по совету ведущего оперного певца Анри Эчеверри стал баритоном. Он окончил консерваторию в 1945 году, получив две первые премии: Prix de chant и Prix de Vocalise . Во время учебы в консерватории он также попробовал свои силы в композиции, и в 1942 году три его постановки на стихи Поля Валери были исполнены Пьером Бернаком. Он продолжал изучать голос у Бернака, хотя впоследствии выразил некоторые различия с методами и идеями последнего относительно произношения. Он стремился не ограничиваться специалистом по французскому репертуару и подробно изучил немецкую песню вместе с Лоттой Леманн .
Карьера
[ редактировать ]Публичные выступления Жерара Сузе начались в 1945 году с сольных концертов и концертов, включая исполнение « Форе » Реквиема в честь столетия композитора в Королевском Альберт-холле в Лондоне. Он быстро сделал международную карьеру как сольный исполнитель, восхищаясь не только французской музыкой, но и знанием немецкого репертуара, особенно Шуберта и Шумана . На сольных концертах его первым концертмейстером была Жаклин Бонно (которая была его современницей в Парижской консерватории), но она не хотела путешествовать, и с 1954 года он сформировал тесное музыкальное и романтическое партнерство с американским пианистом Далтоном Болдуином , которое продолжалось до конца. своей карьеры. Эти двое совершили три тура по Южной Африке (1958–1973) перед восторженной публикой. [ 1 ]
Исключительные лингвистические способности Сузе позволили ему убедительно петь на 13 разных языках, включая иврит, португальский и русский. В современной музыке он выступал в Онеггера » «Танце смерти и на мировой премьере Стравинского » «Canticum Sacrum . Композитор Жак Легерни (1906–1997) написал множество песен для Сузе и его сестры. Сузе также спел Жоселин Бине » « Цикл мелодий на семь стихотворений Поля Элюара в программе сольного концерта 1955 года. [ 2 ]
Его оперная карьера началась в 1947 году в Чимарозы » «Сегрето брака на Фестивале в Экс-ан-Провансе , но только в конце 1950-х годов он расширил свою сценическую деятельность, хотя даже тогда она не имела приоритета над его сольными концертами. . Среди его ролей были Монтеверди «Орфей» « , «Дон Жуан» и Альмавива Моцарта в Женитьбе Фигаро» , Леско в Массне » «Манон и Мефистофель в Берлиоза « Осуждении Фауста» . Одной из его любимых и наиболее успешных ролей была роль Голо в опере Дебюсси « Пеллеас и Мелизанда» .
После 1960-х он мало работал в опере, но продолжил сольную карьеру, окончательно уйдя из выступлений в конце 1980-х. Последние годы своей жизни он провел, давая мастер-классы в США, Европе и Японии: он был вдохновляющим учителем, предпочитавшим работать над фразировкой и настроением песни, а не над французской дикцией.
Он был заядлым художником-абстракционистом и в 1983 году опубликовал книгу « На моем пути: мысли и рисунки». [ 3 ] в котором подборка его картин сопровождалась его письменными комментариями об искусстве и жизни. Он умер в своем доме в Антибе на юге Франции 17 августа 2004 года.
Записи
[ редактировать ]Первые записи Жерара Сузе были сделаны в 1944 году с сопрано Жермен Любен и Женевьевой Турен. (Эти и некоторые более поздние записи с Элли Амелинг были его единственными записанными дуэтами.) Другие записи он сделал в 1940-х годах для небольшой французской компании Boîte à Musique, а затем подписал контракт с английской Decca. Впоследствии он записывался для Philips и EMI . Опубликована дискография его записей, насчитывающая более 750 наименований. [ 4 ] Он участвовал в полных записях песен Форе и Пуленка. Трижды он выигрывал престижный Гран-при Диска, в том числе за запись песен Равеля. Позже в своей карьере он стремился отречься от своих ранних записей и наложить вето на их трансляцию по радио, отдав предпочтение своим более поздним версиям некоторых из тех же произведений. К большому облегчению поклонников гладкого и красивого качества его молодого голоса, он не получил широкого внимания, и многие из его ранних записей были переизданы и получили широкое признание.
Репутация
[ редактировать ]Хотя критики сходятся во мнении, что размер голоса часто находил недостаточным, музыкальность Сузе, идеальная дикция, чувство стиля (особенно французской мелодии ) и детальная интерпретация никогда не подвергались сомнению и нашли идеальную нишу на концертной платформе. Когда Жерар Сузе умер, он был всего лишь наслаждением для знатока, но был несколько забыт публикой и молодыми певцами. С другой стороны, некрологи быстро признали важность его вклада в пение 20-го века. Газета Daily Telegraph сообщила, что он «соперничал с Дитрихом Фишером-Дискау за звание величайшего лирического баритона своего времени». [ 5 ] Газета New York Times описала его голос как «не огромный, но богатый по цвету и тону, гибкий, чувственный и прекрасный». Сузе был «чувственным человеком, интуитивно реагирующим на музыку и позволяющим ей вести его в новых направлениях на конкретном концерте». [ 6 ] The Guardian отметила, что «основа его популярности в сольных выступлениях заключалась в его легко воспроизводимом, ярком и теплом баритоне. Его владелец использовал его с врожденной чувствительностью и непоколебимым чувством стиля. Его привлекательное искусство было основано, прежде всего, на очень французский подход, одновременно уравновешенный и вежливый, но внутренне поэтичный». [ 7 ]
В 1950-х годах стиль пения Сузе стал объектом неожиданной критики, когда он был процитирован Роланом Бартом в одном из его эссе в «Мифологиях » «L'art Vocal Burses». [ 8 ] Ссылаясь на записи песен Форе, Барт жаловался, что Сузе наделял отдельные слова излишней эмоциональностью посредством преувеличенной фонетической драматизации и что, навязывая свои собственные «признаки» эмоций, он подавлял смысл слов и музыки. Не все согласились с описанием стиля Бартом, не говоря уже о силе его аргументов, но это критика, которая свойственна многим другим певцам, помимо Сузе, и затрагивает суть того, как следует подходить к вокальному исполнению. (Действительно, несколько лет спустя Барт выступил с аналогичной критикой в адрес пения Дитриха Фишера-Дискау. [ 9 ] )
Сузе считал себя романтиком. Никогда не анализируя и не отстраняясь в своих выступлениях, он сказал: «Для меня музыка прозрачна и говорит сама за себя. Я могу выразить свои эмоции только тогда, когда пою».
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Подробности туров по Южной Африке.
- ^ Потвин, Жиль. «Бине, Жоселин» . Канадская энциклопедия/Энциклопедия музыки в Канаде. Архивировано из оригинала 25 декабря 2005 года . Проверено 9 сентября 2010 г.
- ^ Сузе, Г. В пути: мысли и рисунки . Париж: Библиотека искусств, 1983. ISBN 2-85047-044-9
- ^ Моррис, Мануэль (состав). Записанные выступления Жерара Сузе: дискография . Нью-Йорк ; Лондон: Гринвуд, 1991. ISBN 0-313-27392-8
- ^ Некролог в The Daily Telegraph (Лондон), вторник, 7 сентября 2004 г.
- ^ Миджетт, Энн (19 августа 2004 г.). «Жерар Сузе, 85 лет, баритон, уважаемый в репертуаре авторских песен» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 17 февраля 2019 г.
- ^ Алан Блит (18 августа 2004 г.). «Жерар Сузе» . Хранитель . Проверено 17 февраля 2019 г.
- ^ Барт, Роланд. «L'Art Vocal Bureau», в «Мифологиях » (Париж, 1957), стр.169.
- ^ Барт, Роланд. «Зерно голоса» в L'obvie et l'obtus , (Париж, Сеуиль, 1982), стр.239).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джей Би Стейн . Великая традиция . (Лондон, Дакворт, 1974), стр. 487–90.
- А. Блит, изд. Песня на записи 2 . (Издательство Кембриджского университета, 1988).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- http://www.bach-cantatas.com/Bio/Souzay-Gerard.htm Краткая биография с некоторыми фотографиями.
- Некоторые программы, вступления и фотографии из его трех очень успешных туров по Южной Африке, 1958–73 гг.
- https://www.youtube.com/watch?v=rBrM1l290MY Запись его мастер-класса, проведенного в Техасском университете в Остине, 1988 год.