Майол из Клюни
Святой Майолус из Клюни | |
---|---|
Рожденный | в. 906 Авиньон (иногда называемый Валенсоль ) |
Умер | 11 мая 994 г. [1] Сувиньи |
Почитается в | Костел Восточная Православная Церковь |
Праздник | 11 мая |
Майолус Клюни ( Maieul, Mayeul, Mayeule, Mayol ) (ок. 906 — 11 мая 994 г.) [1] ) был четвертым аббатом Клюни . Майолус был очень активен в реформировании отдельных общин монахов и каноников; во-первых, как личное поручение, запрошенное и уполномоченное Императором или другой знатью. Позже он счел более эффективным объединить некоторые фонды с материнским домом в Клюни, чтобы уменьшить вероятность последующего рецидива.
Он много путешествовал и был признан влиятельным человеком как в Риме, так и при императорском дворе. Он похоронен в монастыре Сувиньи вместе с Одило, пятым аббатом Клюни, и память его поминается индивидуально 11 мая, а также 29 апреля вместе с четырьмя другими первыми аббатом Клюни.
Жизнь
[ редактировать ]О Майолусе написано две «жизни»: одна Сириусом, монахом из Клюни; и один Одило , пятого аббата Клюни. [2]
Жизнь
[ редактировать ]Отец Майолуса по имени «Фалчер» происходил из богатой провинциальной семьи Авиньона. Его мать звали Раймодис. У них было два сына: Майол и Цинрик. Точно неизвестно, кто был старшим, но традиционно младшие сыновья знатных семей отдавались церкви, а старшие сыновья становились наследниками отцовского имущества, поэтому, поскольку Майолус стал монахом, иногда предполагается, что он младший. [3]
Около 916 года Майолус покинул поместья своей семьи недалеко от Рица, чтобы остаться с родственниками в Маконе из-за феодальных войн. [4] Оба его родителя умерли, когда он был маленьким.
Лион и Мейкон
[ редактировать ]Майолус изучал гуманитарные науки в Лионе и стал каноником, а архидьяконом Макона затем ; его рукоположение в священники произошло в Маконе. Находясь в Маконе, он бесплатно давал занятия большому количеству клерков. [5] Он построил небольшую молельню на противоположном от города берегу реки, где уединялся для молитвы. В личных привычках он всегда был добр, никогда не говорил лжи, клеветы и лести и был суров к грешникам, если нужно было призвать их к покаянию. Среди местных жителей он приобрел репутацию святого человека, и поэтому, когда Безансону понадобился новый епископ, многие люди призывали его стать епископом, но он отказался. [4]
В то время был голод, и Майолус молился о помощи тем, кто просил еды. Однажды, когда он молился, перед ним появились семь солидов (золотых монет). Он боялся, что это проделка дьявола или что деньги пропали, и не стал их трогать. Но когда он обнаружил, что деньги настоящие и никто не потребовал их, он использовал их, чтобы купить еду для голодающих бедняков. [6]
Монах
[ редактировать ]Вместо этого он решил войти в аббатство Клюни , которое он посетил ранее. Эймар Клюни В то время аббатом был . Эмар назначил Майолуса «армариусом» (бухгалтером и церемониймейстером). Позже он стал библиотекарем. Он читал стихи Вергилия и считал, что монахам не следует читать эти произведения, а что им достаточно одной Библии. Он был очень суров в дисциплине, которую применял к новым монахам. [7]
Однажды его вместе с другим монахом отправили из Клюни в Рим, и на обратном пути его спутник заболел. Майол с большим беспокойством ждал возле страдающего монаха три дня, а на третью ночь ему приснилось, что он увидел седовласого старика, который сказал: «Почему ты подавлен в праздной печали?» Ты забыл, что мой брат Иаков приказывает больным? Затем он проснулся и понял, что речь идет о таинстве соборования, упомянутом в послании Иакова (5:14-15). Затем он помазал своего брата-монаха святым маслом, и больной монах начал выздоравливать от болезни. Об этом чуде затем рассказали в Клюни, и монахи почитали Майолуса. [7]
Аббат Клюни
[ редактировать ]Около 948 года Майолус стал помощником аббата Эймара. Эмар ослеп и отказался от своего аббатства, порекомендовав монахам выбрать нового аббата, и предложил выбрать Майолуса аббатом, но он отказался. Однако Майолусу приснилось, что Бенедикт явился ему и сказал ему принять на себя ответственность за офис и что эта книга будет его путеводителем. На следующий день Майол обратился к монахам и сказал: «Теперь я возлагаю надежду на Того, кто способен сглаживать неровности, поднимать тяжелые бремена и свергать врага и подчиняться вашему неизменному повелению». [8] Майол стал аббатом около 954 года. [4]
Строительство Клюни II, ок. 955–981 годы, начавшиеся после разрушительных венгерских набегов 953 года, привели к тому, что бургундские церкви стали иметь каменные своды. Новая церковь аббатства Клюни II была освящена в 981 году. Мощи Петра и Павла были перевезены из Рима в Клюни во время аббатства Майолуса.
плен
[ редактировать ]В 972 году Майол посетил императорский двор в Павии и вернулся через Альпы через перевал Сен-Бернар. [9] в Провансе. Несколько монахов и другие сопровождающие были захвачены сарацинами из крепости Фраксинет . За него, очень почитаемого монахами, быстро был собран выкуп. Однако монахи отреагировали, как только их настоятель был освобожден, вызвав в Провансе ярость против рейдеров. Крестьянство и знать вместе умоляли своего сюзерена Вильгельма, графа Прованского , действовать.
Вильгельм, в равной степени обеспокоенный обращением с аббатом, собрал феодальное войско и перешел в наступление. Его армия состояла не только из людей из Прованса, но также из Нижнего Дофине и Ниццы. Он победил сарацинских налетчиков в битве при Туртуре , таким образом обеспечив безопасность горных перевалов.
Политическая жизнь
[ редактировать ]Император Священной Римской империи Отто I имел хорошие отношения с Майолусом, как и его жена Адельхейда Бургундская . В 971 году Майолус основал монастырь Сан-Сальваторе в Ломбардии. при поддержке Аделаиды [10] Майолус посетил императорский двор в Павии по просьбе Императора, и многие люди искали Майолуса в качестве посредника, чтобы помочь им с их петициями. Якобы он предсказал смерть императора, когда ему приснился сон, в котором он увидел льва в клетке, вырвавшегося из цепей. Майолус истолковал это как знак того, что Император умрет в этом году. Вскоре после этого сна Император действительно умер. [11]
В 974 году Адельхайда и ее сын Отто II вызвали Майолуса в Италию, чтобы сделать его Папой, но Майолус отказался. Оттон II женился на Феофане , родственнице византийского императора Иоанна I Цимисхия . Она часто ссорилась со своей свекровью Аделаидой, что вызывало отчуждение между матерью и сыном. В Павии около 980 года Оттон II и его мать, вдовствующая императрица, помирились после многих лет разлуки, отчасти благодаря усилиям Майолуса. Этот эпизод и другие убедили современников в том влиянии, которое Майолус и Клюни имели на императора. Майол посоветовал императору отказаться от его итальянской кампании в 983 году, сказав ему, что он умрет, если пойдет на нее. [12] и император умер в том же году.
Монастырская реформа
[ редактировать ]До этого времени дома бенедиктинцев были автономными. Движение за реформы Клюниака уже началось с Берно Клюни в начале 10 века, но монастыри, реформированные монахами Клюни во время правления Одо и Аймара (2-го и 3-го аббатов Клюни), оставались независимыми от Клюни. Реформа была личным делом аббата, и аббаты Клюни нередко держали аббатства в двух или более монастырях. Отношения, однако, были с аббатом, а не с Клюни, и после смерти аббата, а не возвращения положения Клюни, монахи продолжали выбирать своего собственного преемника аббата. [13]
Он реформировал многие немецкие монастыри по просьбе императора Оттона Великого. В 972 году Оттон назначил Майолуса аббатом церкви Сант-Аполлинаре-ин-Класе , недалеко от Равенны. Он реформировал Сан-Джованни Евангелиста в Парме в 982 году и каноников в Монте-Челио в Павии в 987 году. [14] В какой-то момент между 966 и 990 годами король Бургундии Конрад отказался от всех прав и передал монастырь Роменмотье аббату Майолусу. В 980-х годах Генрих I, герцог Бургундский, попросил Майолуса взять на себя управление аббатством Сен-Жермен д'Осер . Майолус назначал бы настоятеля, который управлял бы делами в его отсутствие, но не обязательно монаха из Клюни.
При Майолусе сеть монастырей, зависимых от руководства Клюни, начала формироваться и продолжала развиваться при преемниках Майолуса Одило и Хью. В 965 году императрица Аделаида передала монастырь Пайерн аббатству Клюни. Приорат Парай-ле-Мониаль был основан Ламбером Шалонским и его женой Аделаидой Шалонской, друзьями аббата Майолуса, в 973 году как дом Клюни. [15] В 989 году Бруно Руси, епископ Лангрский , попросил Майолуса послать монахов для переустройства аббатства Св. Бенигна в Дижоне, пришедшего в упадок, в дом Клюниака. [16] Среди мест, которые Клюни реформировал или оказывал поддержку в этот период, входит Сен-Мор-де-Фоссе . [17] Майолус послал Вильгельма Вольпиано реформировать аббатство Сен-Сернен в Тулузе.
Богатство и собственность Клюни росли по мере того, как люди жертвовали землю, церкви и другие ценности. владения, что периодически вызывало споры между Клюни и различными феодалами. Клюни не был известен строгостью своей дисциплины или аскетизмом, но аббаты Клюни поддержали возрождение папства и реформы Папы Григория VII. Истеблишмент Клюниака оказался тесно связан с папством. Папы в этот период решительно поддерживали Клюни и налагали наказание отлучением от церкви на любого, кто нарушал или узурпировал права Клюни. [18]
Характер
[ редактировать ]Майолуса в свое время почитали как святого человека. Он много времени проводил в молитве и уединении, обличал грешников, не любил публичной похвалы и высоких почестей, но много добра делал тайно, вдали от глаз общественности. Всякий раз, когда он отправлялся в путешествие, в руке у него была открытая книга, которая могла быть духовным или философским произведением, которую он читал во время поездки. Он обладал прекрасными познаниями в Священных Писаниях и других предметах, но никогда никому не хвастался своими знаниями и говорил только тогда, когда его спрашивали о чем-то. Он всегда говорил очень кратко. Он не был крайним в аскетизме: всякий раз, когда он садился за стол с богатыми или влиятельными людьми, он ел то же, что и они; он носил приличную одежду, не слишком потертую и не слишком дорогую. Он выпил немного вина. Говорили, что он был очень мягким и добрым человеком. [19]
Чудеса
[ редактировать ]Вита С. Майоли приписывает Майолусу ряд чудес, некоторые из которых, как сообщается, произошли при его жизни. Говорят, что Майолус исцелял больных, возвращал зрение слепым, исцелял укушенных змеями, собаками или волками, а также чудесным образом спасал людей от смерти в результате утопления или пожара. Среди приписываемых ему историй о чудесах здесь приводятся следующие:
Однажды, когда Майол возвращался из Аквитании, он решил по пути посетить монастырь и послал вперед гонца сообщить, что он приедет. Монахи этого монастыря были рады его приезду, но поставщик монастыря почувствовал себя плохо, потому что у них закончилась рыба. Однако хозяин монастыря велел монахам спуститься к реке и призвать имя Майолуса, и когда они это сделали, они поймали чрезвычайно большого лосося. [20]
Говорят, что вода, которой Майолус мыл руки, обладала целительной силой. Однажды в Валлаваенсе слепой нищий схватил Майолуса за уздечку, когда он покидал город, и умолял Майолуса освятить воду в принесенном им кувшине. Майолус был тронут этим проявлением веры и благословил воду. Затем нищий промыл глаза водой и прозрел. [21]
Однажды несколько паломников, возвращавшихся от его могилы, дошли до реки Луары и не смогли ее переправиться, так как лодка находилась на другом берегу, а лодочник отказался за ними переправиться. Они призвали имя Майолуса, и лодка сама переправилась к ним, подождала, пока они войдут, и, когда они вошли, перевезла их без переправы на другой берег реки. [22]
Женщина, которая принесла своего мертвого ребенка к могиле Майолуса в Сувиньи. Она положила тело своего ребенка перед алтарем, где оно оставалось всю ночь. В девять часов утра глаза мальчика открылись, и мальчик позвал свою мать, которая прибежала к нему. [22]
Смерть
[ редактировать ]Майолус дожил до 84 лет. За два года до смерти он отказался от аббатства и назначил Одило своим помощником, как это сделал с ним Эмар много лет назад. Он удалился в один из небольших домов Клюниака, где посвятил время служению братьям, обучая, исправляя и вдохновляя. Он продолжал работать даже до самой старости и умер по пути реформирования Сен-Дени в Париже. Он не ушел далеко и остановился в монастыре Сувиньи , где умер и был похоронен.
Почитание
[ редактировать ]После его смерти монахи Клюни хотели доставить его в Клюни, но монахи Совиньи протестовали и настаивали, чтобы он остался там. Могила Майолуса стала центром паломничества. [1] Гуго Капет, король Франции, приехал сюда в 994 году после смерти Маеля. Его праздник - 11 мая; его также поминают 29 апреля, в праздник святых аббатов Клюни», вместе с Одо, Одило Клюни и Хью Клюни .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Гойо, Жорж. «Мулен». Католическая энциклопедия Том. 10. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1911. 24 июня 2019 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Дакетт, Элеонора Шипли. Смерть и жизнь в десятом веке , Издательство Мичиганского университета, 1967, стр. 207 ISBN 9780472061723
- ^ Смит 1920 , с. 100.
- ^ Jump up to: а б с «Майолус Клюни: биография», Виль де Сувиньи
- ^ Смит 1920 , с. 102.
- ^ Смит 1920 , с. 134.
- ^ Jump up to: а б Смит 1920 , с. 103.
- ^ Смит 1920 , с. 104.
- ^ «Итальянские города и арабы до 1095 года», Хильмар К. Крюгер, История крестовых походов: первые сто лет , Том I, изд. Кеннет Мейер Сеттон, Маршалл В. Болдуин (University of Pennsylvania Press, 1955), 51.
- ^ Блюменталь, Ута-Рената. Споры об инвестициях: церковь и монархия с девятого по двенадцатый век , University of Pennsylvania Press, 2010, стр. 13 ISBN 9780812200164
- ^ Смит 1920 , с. 106.
- ^ Смит 1920 , с. 108.
- ^ Иогна-Прат, Доминик. Порядок и исключение: Клюни и христианский мир сталкиваются с ересью, иудаизмом и исламом, 1000–1150 гг. , Cornell University Press, 2002, стр. 55 ISBN 9780801437083
- ^ Томпсон, Джеймс Вестфолл. Церковь и государство в средневековой Германии , Американский богословский журнал , том 22, Чикагский университет. Школа богословия, Издательство Чикагского университета, 1918, с. 406 В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Бушар, Констанс Бриттен (1987). Меч, митра и монастырь: Дворянство и церковь в Бургундии, 980–1198 гг. Издательство Корнелльского университета, стр. 308
- ^ Конант, Кеннет Джон. «Клюни II и Сен-Бенинь в Дижоне», Archaeologia , том 99, 1965, стр. 179–194, дои : 10.1017/S0261340900011152
- ^ Смит 1920 , с. 119.
- ^ Смит 1920 , с. 115.
- ^ Смит 1920 , с. 131.
- ^ Смит 1920 , с. 137.
- ^ Смит 1920 , с. 139.
- ^ Jump up to: а б Смит 1920 , с. 141.
Источники
[ редактировать ]- Смит, Люси Маргарет (1920). Ранняя история монастыря Клюни . Издательство Оксфордского университета .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брюс, Скотт Г. (2007). «Аббат между двумя культурами: Майол из Клюни считает мусульманами Ла Гард-Френе». Раннесредневековая Европа . 15 (4): 426–440. дои : 10.1111/j.1468-0254.2007.00215.x . S2CID 161927593 .
- Брюс, Скотт Г. (2010). «Местная святость и гражданская типология в раннесредневековой Павии: пример культа аббата Майолуса из Клюни», в «Городах, текстах и социальных сетях», 400–1500: Опыт и восприятие средневекового городского пространства , изд. Кэролайн Гудсон, Энн Э. Лестер и Кэрол Саймс. Олдершот || Ашгейт, 2010, стр. 177–191.
- Брюс, Скотт Г. (2015). Клюни и мусульмане Ла Гард-Френе: агиография и проблема ислама в средневековой Европе . Итака || Издательство Корнельского университета, 2015.
- Брюс, Скотт Г. и Джонс, Кристофер А. (2016). Relatio metrica de duobus ducibus: Клюнийская поэма двенадцатого века о молитве за мертвых , публикации журнала средневековой латыни 10. Тюрнхаут || Бреполи 2016г.
- Брюс, Скотт Г. (2017). «Тайные кодексы в рассказах о плене аббата Майола из Клюни», в книге « Преподавание и обучение в средневековой Европе: очерки в честь Гернота Р. Виланда» , изд. Грети Динкова-Бруун и Тристан Мейджор, Публикации журнала средневековой латыни 11. Тюрнхаут || Брепольс, 2017, стр. 149-161.