Jump to content

Столп лодочников

Модель, реконструирующая Столп лодочников в Музее Клюни.

Столп гребцов ( фр . Pilier des nautes ) — монументальная римская колонна, воздвигнутая в Лютеции (современный Париж) в честь Юпитера гильдией лодочников в I веке нашей эры. Это старейший памятник Парижа и одно из первых произведений галло-римского искусства, на котором имеется письменная надпись. [1]

Римское название памятника — Nautae Parisiaci (моряки паризийцев , племени галлов ). [2] Он был найден повторно использованным в городской стене 4-го века на острове Сите и теперь выставлен во фригидарии Терм Клюни .

Описание

[ редактировать ]

Столб изготовлен из известняка под названием «Пьер де Сен-Ле-д'Эссерант» из Сен-Ле , Уаза , Франция. Первоначальная колонна должна была иметь высоту 5,24 метра, ширину 91 см у основания и ширину 74 см вверху. [3] Вероятно, он был сформирован в четыре яруса, и хотя порядок сверху вниз достаточно очевиден, исходя из относительных размеров блоков, мы не знаем порядка вращения, в котором блоки были расположены; есть 64 возможности. Однако нет никаких доказательств того, что они были сложены друг на друга и могли представлять собой две пары алтарей.

Гильдия предназначалась для относительно богатых судовладельцев или торговцев. О могуществе гильдии свидетельствует одна из скульптур колонны, где они маршируют с оружием в руках, со щитами и копьями — привилегия, предоставленная римлянами, которая является исключительной менее чем через полвека после завоевания Галлии. [4] Гильдия была также первым известным обществом Парижа.

Посвящение Юпитеру при Тиберии (14–37 гг. н. э.)

Написанная на латыни с некоторыми галльскими языковыми особенностями, надпись смешивает римские божества с явно галльскими богами . Столб датирован посвящением Тиберию Цезарю Августу , то есть Тиберию, ставшему императором в 14 году нашей эры. Он был учрежден публично (public posierunt) гильдией моряков Лютеции из civitas of Parisii (nautae Parisiaci) . Эти моряки были купцами, путешествовавшими по Сене .

Основное посвящение Юпитеру в образе Иовиса Оптимуса Максимуса («Юпитер лучший и величайший»). Имена императора и верховного божества стоят в дательном падеже как получатели посвящения. Остальные теонимы представляют собой номинативные легенды, сопровождающие отдельные изображения богов. Это (в порядке их появления ниже) Юпитер, Тарвос Тригаранос (Бык с тремя журавлями), Вулкан (Вулкан), Эсус , Цернуннос , Кастор , Смертриос и Фортуна .

Посвящение заключается в следующем:

Тиб(эрио) Цезарь /
Август(усто) Joui Optum[o] /
Махсумо /
Парижские моряки /
публичное позирование //
Эврисы // Senan[t] U[s]e[t]lo[n] [-] //
Четверг // Таруос Тригаран //
Флинн // Еда //
[C]ernunnos // Кастор // [---] //
Направление[---] //
Форт[a] // [--]ТВС[--] // Д[--] [5]
Столп лодочников
Сторона 1 Сторона 2 Сторона 3 Сторона 4
[К]ернуннос Направление[трио] Кастор [Полукс]
Четверг Это было бы Таруос Тригаранус Флинн
Тиб(эрий) Цезарь Авг(усто) Юпитер Оптум [о] Макссумо моряки парижан публично [трое вооруженных безбородых мужчин] Эврисы [три вооруженных бородатых мужчины] Сенан[т] У[s]е[т]ло[н] [--] [три мужские и женские фигуры в мантиях]
Форт[уна с Юноной? ] [две богини] [--]V[--] [Марс с супругой (Венерой?)] [Меркурий с Росмертой?]

Столп является единственным бесспорным примером божественного имени Кернуннос . [2] Галльские теонимы представлены как имена божеств сами по себе, а не как эпитеты римских богов (для сравнения, см. многих кельтских богов, синкретизированных с Марсом ). Другие фигуры появляются на колонне без разборчивых надписей, в том числе римские боги Марс и Меркурий , которых можно идентифицировать по их традиционной иконографии, и другие неопознанные фигуры, в основном женские.

Божества

[ редактировать ]

На верхнем ярусе, от которого осталась только верхняя половина, изображены Цернуннос , Смертриос , а также Кастор и Поллукс . У Кернунноса оленьи рога, на которых свисают два гривны. Судя по размеру тела в верхней половине, предполагается, что Кернуннос был изображен в сидячем положении со скрещенными ногами, что типично для других изображений Кернунноса; [6] : 14, 19, 21–24  ему недостаточно места, чтобы сидеть на стуле или стоять. [6] : 30  Смертриос изображен стоящим на коленях, размахивающим дубинкой и нападающим на змею. Кастор и Поллукс изображены стоящими рядом со своими лошадьми, каждый держит копье. [7] : 451 

На втором ярусе, который является завершенным, изображены Юпитер , Эсус , Тарвос Тригаранос и Вулкан . Юпитер изображен стоящим, держащим копье и молнию. Эсус изображен стоящим возле ивы, которую он срубает топором. Тарвос Тригаран изображен в виде большого, тяжеловесного быка, стоящего перед ивой. Два журавля стоят у него на спине, а третий – на голове. Вулкан изображен стоящим с молотком и щипцами. [7] : 449–450 

Блок посвящения

[ редактировать ]
Воины
Гравюра с элементами, найденными во время раскопок, «История Парижа» , том 1, Мишель Фелибьен.

Третий ярус, верхняя половина которого сохранилась, имеет на одной стороне основную дарственную надпись. Поскольку у него есть рамка и он кажется завершенным, содержимое нижней половины грани неизвестно. На других сторонах изображена группа из трех юношей со щитами и копьями; группа из трех пожилых бородатых мужчин с копьями и щитами, с надписью «Юрисес» ; и группа из трех фигур, по крайней мере одна из которых — женщина. Они безоружны, одеты в струящиеся платья и имеют надпись Senani U[s]eiloni . [7] : 448 

Четвертый, самый нижний ярус немного шире трех верхних. Сохранилась только верхняя половина, а надписи сильно повреждены. На каждом лице изображена пара стоящих фигур. Марса с копьем и мечом сопровождает женское божество с большими круглыми серьгами и струящейся одеждой, перекинутой через одну руку. Меркурий , узнаваемый по кадуцею, изображен с богиней, которая может быть Росмертой , его частой спутницей в галльском искусстве. Фортуну сопровождает еще одно женское божество, возможно, Юнона . Два других неопознанных женских божества находятся на четвертом лице: то, что слева, обнажено до пояса и держит за собой большой плащ с поднятыми руками; другой одет, у него большие круглые серьги. [7] : 447 

История Столпа

[ редактировать ]

Где-то в III веке каменные блоки, образувшие столб, были разбиты на две части и использованы для укрепления фундамента стен вдоль берега реки. Со временем остров немного разросся, и пристани III века теперь находятся в десятке метров от берегов современной реки. [8]

Кафедральный собор Сент-Этьена был основан Хильдебертом в 528 году нашей эры на месте галло-римского храма; Собор Парижской Богоматери, в свою очередь, был построен на этом месте в 1163 году нашей эры.

Столб был найден 6 марта 1710 года во время строительства склепа под нефом собора Парижской Богоматери и впервые опубликован Бодело де Дэрвалем в 1712 году. [7] : 445–446  Не все фрагменты были восстановлены; для трех ярусов у нас есть только верхняя половина.

После обнаружения каменные блоки были перевезены в Отель де Клюни, средневековое церковное здание, построенное на руинах римской бани II века. Он стал Музеем Клюни , а затем Национальным музеем эпохи Мойен.

В 2001 году блоки были отреставрированы, удалив черную патину грязи, скопившуюся на поверхности камня за три столетия с момента открытия. [3] Отреставрированные камни вновь выставлены в музее.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Хатт, Жан-Жак (1952). «Галло-римские памятники Парижа и истоки вотивной скульптуры в Римской Галлии. I. От колонны морских судов Парижа до колонны Майнца». Revue Archéologique (на французском языке). Я : 68–83.
  2. ^ Перейти обратно: а б Бревиари, А. (2005). «Кельтизм». В Кохе, Джон Т. (ред.). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . Том. 1. АВС-КЛИО. п. 396. ИСБН  978-1851094400 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Сарагоса, Ф. (март 2003 г.). «Найден Столп горной местности». Археология (на французском языке) (398): 15–27.
  4. ^ Алексис Шарниге и Анн Ломбард-Журдан: Кернуннос, галльский бог-олень, Париж, Ларус, сб. «Боги, мифы и герои», 2009 г. ISBN   978-2-03-584620-4 , с. 15
  5. ^ CIL XIII, 3026 ; РИГ Л2-1
  6. ^ Перейти обратно: а б Бобер, Филлис Фрэй (1951). «Цернуннос: происхождение и трансформация кельтского божества». Американский журнал археологии . 55 (1). Археологический институт Америки: 13–51. дои : 10.2307/501179 . JSTOR   501179 . S2CID   194026618 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и Бюссон, Дидье (1998). Археологическая карта Галлии (на французском языке). Полет. 75. Париж: Академия надписей и изящной словесности. ISBN  2-87754-056-1 .
  8. ^ Крута, В. (1983). «Галло-римская набережная острова города Парижа». Cahiers de la Rotonde (на французском языке). 6 :6–34.

Библиография

[ редактировать ]
  • Карбоньер, Филипп (1997). Лютеция: Парижский римский город . Сборник « Открытия Галлимара » . Полет. 330. Париж: Галлимар/Парижские музеи. ISBN  2-07-053389-1 .
  • д'Арбуа де Жюбенвиль, Г. (1898). «Эсус, Тарвос, Тригаран». Кельтский обзор . XIX : 245–251.
  • Харл, Ортольф, «Император Тиберий и nautae Parisiaci: Памятник колонне Нотр-Дам де Пари и его место в религии, искусстве и экономике северной Галлии», Введение Анри Лаваня: «Le pilier des Nautes, hier et aujourd' хуэй» ( Памятники Пиот , 99, 2019, стр. 71-225.
  • Лежен, Мишель (1988) Сборник галльских надписей , том 2-1 галло-этрусских текстов. Галло-латинские тексты на камне . Париж, Editions du CNRS. стр. 166–169.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2e80576766ed1643995f14121f500d7a__1707991740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2e/7a/2e80576766ed1643995f14121f500d7a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pillar of the Boatmen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)