Столп лодочников
Столп гребцов ( фр . Pilier des nautes ) — монументальная римская колонна, воздвигнутая в Лютеции (современный Париж) в честь Юпитера гильдией лодочников в I веке нашей эры. Это старейший памятник Парижа и одно из первых произведений галло-римского искусства, на котором имеется письменная надпись. [1]
Римское название памятника — Nautae Parisiaci (моряки паризийцев , племени галлов ). [2] Он был найден повторно использованным в городской стене 4-го века на острове Сите и теперь выставлен во фригидарии Терм Клюни .
Описание
[ редактировать ]Столб изготовлен из известняка под названием «Пьер де Сен-Ле-д'Эссерант» из Сен-Ле , Уаза , Франция. Первоначальная колонна должна была иметь высоту 5,24 метра, ширину 91 см у основания и ширину 74 см вверху. [3] Вероятно, он был сформирован в четыре яруса, и хотя порядок сверху вниз достаточно очевиден, исходя из относительных размеров блоков, мы не знаем порядка вращения, в котором блоки были расположены; есть 64 возможности. Однако нет никаких доказательств того, что они были сложены друг на друга и могли представлять собой две пары алтарей.
Гильдия предназначалась для относительно богатых судовладельцев или торговцев. О могуществе гильдии свидетельствует одна из скульптур колонны, где они маршируют с оружием в руках, со щитами и копьями — привилегия, предоставленная римлянами, которая является исключительной менее чем через полвека после завоевания Галлии. [4] Гильдия была также первым известным обществом Парижа.
Надпись
[ редактировать ]
Написанная на латыни с некоторыми галльскими языковыми особенностями, надпись смешивает римские божества с явно галльскими богами . Столб датирован посвящением Тиберию Цезарю Августу , то есть Тиберию, ставшему императором в 14 году нашей эры. Он был учрежден публично (public posierunt) гильдией моряков Лютеции из civitas of Parisii (nautae Parisiaci) . Эти моряки были купцами, путешествовавшими по Сене .
Основное посвящение Юпитеру в образе Иовиса Оптимуса Максимуса («Юпитер лучший и величайший»). Имена императора и верховного божества стоят в дательном падеже как получатели посвящения. Остальные теонимы представляют собой номинативные легенды, сопровождающие отдельные изображения богов. Это (в порядке их появления ниже) Юпитер, Тарвос Тригаранос (Бык с тремя журавлями), Вулкан (Вулкан), Эсус , Цернуннос , Кастор , Смертриос и Фортуна .
Посвящение заключается в следующем:
- Тиб(эрио) Цезарь /
- Август(усто) Joui Optum[o] /
- Махсумо /
- Парижские моряки /
- публичное позирование //
- Эврисы // Senan[t] U[s]e[t]lo[n] [-] //
- Четверг // Таруос Тригаран //
- Флинн // Еда //
- [C]ernunnos // Кастор // [---] //
- Направление[---] //
- Форт[a] // [--]ТВС[--] // Д[--] [5]
Сторона 1 | Сторона 2 | Сторона 3 | Сторона 4 |
---|---|---|---|
[К]ернуннос | Направление[трио] | Кастор | [Полукс] |
Четверг | Это было бы | Таруос Тригаранус | Флинн |
Тиб(эрий) Цезарь Авг(усто) Юпитер Оптум [о] Макссумо моряки парижан публично | [трое вооруженных безбородых мужчин] | Эврисы [три вооруженных бородатых мужчины] | Сенан[т] У[s]е[т]ло[н] [--] [три мужские и женские фигуры в мантиях] |
Форт[уна с Юноной? ] | [две богини] | [--]V[--] [Марс с супругой (Венерой?)] | [Меркурий с Росмертой?] |
Столп является единственным бесспорным примером божественного имени Кернуннос . [2] Галльские теонимы представлены как имена божеств сами по себе, а не как эпитеты римских богов (для сравнения, см. многих кельтских богов, синкретизированных с Марсом ). Другие фигуры появляются на колонне без разборчивых надписей, в том числе римские боги Марс и Меркурий , которых можно идентифицировать по их традиционной иконографии, и другие неопознанные фигуры, в основном женские.
Божества
[ редактировать ]На верхнем ярусе, от которого осталась только верхняя половина, изображены Цернуннос , Смертриос , а также Кастор и Поллукс . У Кернунноса оленьи рога, на которых свисают два гривны. Судя по размеру тела в верхней половине, предполагается, что Кернуннос был изображен в сидячем положении со скрещенными ногами, что типично для других изображений Кернунноса; [6] : 14, 19, 21–24 ему недостаточно места, чтобы сидеть на стуле или стоять. [6] : 30 Смертриос изображен стоящим на коленях, размахивающим дубинкой и нападающим на змею. Кастор и Поллукс изображены стоящими рядом со своими лошадьми, каждый держит копье. [7] : 451
На втором ярусе, который является завершенным, изображены Юпитер , Эсус , Тарвос Тригаранос и Вулкан . Юпитер изображен стоящим, держащим копье и молнию. Эсус изображен стоящим возле ивы, которую он срубает топором. Тарвос Тригаран изображен в виде большого, тяжеловесного быка, стоящего перед ивой. Два журавля стоят у него на спине, а третий – на голове. Вулкан изображен стоящим с молотком и щипцами. [7] : 449–450
- Смертриос
- Это было бы
- Кернуннос
- Тарвос Тригаранос
- Вулкан
- Юпитер
Блок посвящения
[ редактировать ]

Третий ярус, верхняя половина которого сохранилась, имеет на одной стороне основную дарственную надпись. Поскольку у него есть рамка и он кажется завершенным, содержимое нижней половины грани неизвестно. На других сторонах изображена группа из трех юношей со щитами и копьями; группа из трех пожилых бородатых мужчин с копьями и щитами, с надписью «Юрисес» ; и группа из трех фигур, по крайней мере одна из которых — женщина. Они безоружны, одеты в струящиеся платья и имеют надпись Senani U[s]eiloni . [7] : 448
Четвертый, самый нижний ярус немного шире трех верхних. Сохранилась только верхняя половина, а надписи сильно повреждены. На каждом лице изображена пара стоящих фигур. Марса с копьем и мечом сопровождает женское божество с большими круглыми серьгами и струящейся одеждой, перекинутой через одну руку. Меркурий , узнаваемый по кадуцею, изображен с богиней, которая может быть Росмертой , его частой спутницей в галльском искусстве. Фортуну сопровождает еще одно женское божество, возможно, Юнона . Два других неопознанных женских божества находятся на четвертом лице: то, что слева, обнажено до пояса и держит за собой большой плащ с поднятыми руками; другой одет, у него большие круглые серьги. [7] : 447
История Столпа
[ редактировать ]Где-то в III веке каменные блоки, образувшие столб, были разбиты на две части и использованы для укрепления фундамента стен вдоль берега реки. Со временем остров немного разросся, и пристани III века теперь находятся в десятке метров от берегов современной реки. [8]
Кафедральный собор Сент-Этьена был основан Хильдебертом в 528 году нашей эры на месте галло-римского храма; Собор Парижской Богоматери, в свою очередь, был построен на этом месте в 1163 году нашей эры.
Столб был найден 6 марта 1710 года во время строительства склепа под нефом собора Парижской Богоматери и впервые опубликован Бодело де Дэрвалем в 1712 году. [7] : 445–446 Не все фрагменты были восстановлены; для трех ярусов у нас есть только верхняя половина.
После обнаружения каменные блоки были перевезены в Отель де Клюни, средневековое церковное здание, построенное на руинах римской бани II века. Он стал Музеем Клюни , а затем Национальным музеем эпохи Мойен.
В 2001 году блоки были отреставрированы, удалив черную патину грязи, скопившуюся на поверхности камня за три столетия с момента открытия. [3] Отреставрированные камни вновь выставлены в музее.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хатт, Жан-Жак (1952). «Галло-римские памятники Парижа и истоки вотивной скульптуры в Римской Галлии. I. От колонны морских судов Парижа до колонны Майнца». Revue Archéologique (на французском языке). Я : 68–83.
- ^ Перейти обратно: а б Бревиари, А. (2005). «Кельтизм». В Кохе, Джон Т. (ред.). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . Том. 1. АВС-КЛИО. п. 396. ИСБН 978-1851094400 .
- ^ Перейти обратно: а б Сарагоса, Ф. (март 2003 г.). «Найден Столп горной местности». Археология (на французском языке) (398): 15–27.
- ^ Алексис Шарниге и Анн Ломбард-Журдан: Кернуннос, галльский бог-олень, Париж, Ларус, сб. «Боги, мифы и герои», 2009 г. ISBN 978-2-03-584620-4 , с. 15
- ^ CIL XIII, 3026 ; РИГ Л2-1
- ^ Перейти обратно: а б Бобер, Филлис Фрэй (1951). «Цернуннос: происхождение и трансформация кельтского божества». Американский журнал археологии . 55 (1). Археологический институт Америки: 13–51. дои : 10.2307/501179 . JSTOR 501179 . S2CID 194026618 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бюссон, Дидье (1998). Археологическая карта Галлии (на французском языке). Полет. 75. Париж: Академия надписей и изящной словесности. ISBN 2-87754-056-1 .
- ^ Крута, В. (1983). «Галло-римская набережная острова города Парижа». Cahiers de la Rotonde (на французском языке). 6 :6–34.
Библиография
[ редактировать ]- В этом разделе нечеткий стиль цитирования . Причина такова: Цитаты неясны и запутаны. ( декабрь 2023 г. )
- Карбоньер, Филипп (1997). Лютеция: Парижский римский город . Сборник « Открытия Галлимара » . Полет. 330. Париж: Галлимар/Парижские музеи. ISBN 2-07-053389-1 .
- д'Арбуа де Жюбенвиль, Г. (1898). «Эсус, Тарвос, Тригаран». Кельтский обзор . XIX : 245–251.
- Харл, Ортольф, «Император Тиберий и nautae Parisiaci: Памятник колонне Нотр-Дам де Пари и его место в религии, искусстве и экономике северной Галлии», Введение Анри Лаваня: «Le pilier des Nautes, hier et aujourd' хуэй» ( Памятники Пиот , 99, 2019, стр. 71-225.
- Лежен, Мишель (1988) Сборник галльских надписей , том 2-1 галло-этрусских текстов. Галло-латинские тексты на камне . Париж, Editions du CNRS. стр. 166–169.
Внешние ссылки
[ редактировать ]