Паломничество к реликвиям, Маастрихт
Паломничество к реликвиям, Маастрихт Хайлигдомварт Маастрихт | |
---|---|
![]() Изображения паломничества 1930, 1955, 1976 и 2018 годов. | |
Статус | активный |
Жанр | паломничество |
Частота | семилетний |
Местоположение(а) | Маастрихт |
Страна | Нидерланды |
Годы активности | 633 (с перерывом в 150 лет) |
Самый последний | 24 мая 2018 г. | - 2 июня 2018 г.
Предыдущее событие | 30 июня 2011 г. | - 10 июля 2011 г.
Следующее событие | 2025 |
посещаемость | > 100 000 |
Активность | мессы , показ реликвий , шествия , концерты , выставки и т. д. |
Организатор: | Ассоциация Могила Святого Серватия |
Веб-сайт | http://www.heiligdomsvaartmaastricht.nl |
Паломничество реликвий или Маастрихтское семилетнее паломничество ( голландский : Heiligdomsvaart van Maastricht ) — семилетнее католическое мероприятие в голландском городе Маастрихт . Зародившись в средние века, он превратился из паломничества к могиле святого Серватия в современное религиозное, историческое, культурное и коммерческое предприятие. Основными моментами программы являются показ или открытие реликвий в главных церквях и, во-вторых, шествия с главными реликвиями города. Следующее паломничество состоится в 2025 году.
История
[ редактировать ]Маастрихт как город паломничества
[ редактировать ]

Маастрихт был важным местом паломничества за столетия до первого зарегистрированного семилетнего паломничества. Первым, кто упомянул о паломниках, отдающих дань могиле святого Серватия, был Григорий Турский в конце VI века. Именно тогда епископ Монульф заменил деревянную могильную часовню каменной базиликой. [ 1 ] В календарях святых VIII и IX веков упоминаются чудеса, происходящие на могиле святого. [ 2 ] По мере того, как число паломников увеличивалось, первоначальная церковь становилась слишком маленькой. Его заменяли все более крупные постройки, пока в 11 веке не была построена нынешняя церковь. На протяжении веков церковь Святого Серватия приобрела множество реликвий, которые хранились в драгоценных мощах . Индульгенции , связанные с этими реликвиями, привлекли больше паломников. Французский паломник в 1453 году подсчитал, что за один год пребывания в Маастрихте можно добиться сокращения чистилищного наказания примерно на 800 лет. При этом предполагалось, что завершенное Маастрихтское паломничество вознаграждалось полной индульгенцией (полным смягчением наказания). [ 3 ]
Другая коллегиальная церковь Маастрихта, Церковь Богоматери , также обладала важными реликвиями. После Первого крестового похода (1096–1099 гг.) две главные реликвии Истинного Креста были приобретены из Константинополя . Одним из них был так называемый Наперсный крест Константина , помещенный в небольшой золотой триптих . Другим был византийский двойной крест или Патриарший крест , подаренный церкви Филиппом Швабским . Оба реликвария были подарены Папе бывшим каноником в 1837 году. Сейчас они находятся в сокровищнице базилики Святого Петра в Ватикане . Еще одним поводом для посещения паломниками Богоматери стала реликвия пояса Девы Марии , которая остается в церкви и сегодня. [ примечания 1 ]
Когда дело касалось привлечения паломников, между двумя основными церквями существовало сильное соперничество. Больше паломников означало больший доход. Капитул Святого Серватия, считая себя старейшим и могущественным учреждением, позаботился о том , чтобы никакие мощи не выставлялись под открытым небом у Богоматери. Было высказано предположение, что для этой цели использовалась амбулаторная галерея хора Богоматери. Каким бы способом они ни демонстрировали свои мощи, это почти наверняка было менее эффективно, чем впечатляющие представления под открытым небом в церкви Святого Серватия. На протяжении веков из-за этого возникло несколько споров, некоторые из которых велись на самом высоком уровне в Папском трибунале . [ 4 ] Разногласия достигли кульминации в 1495 году, когда капитул Святого Серватия заказал копию Патриаршего Креста Богоматери.
Для нужд паломников были построены две гостиницы в юго-западном углу Фрайтхофа . Госпиталь Святого Серватия впервые упоминается в XI веке. Рядом с ним стоял госпиталь Святого Иакова, который был специально построен для паломников, направлявшихся в Сантьяго-де-Компостелла . Из-за сокращения числа паломников в 17 веке оба учреждения взяли на себя другие задачи. Их снесли в начале 19 века. [ 5 ]
Средневековье: апогей паломничества в Маастрихт
[ редактировать ]
Голландское слово heiligdomsvaart ( нем . Heiligtumsfahrt ) означает «путешествие к святым мощам». Вероятно, оно происходит от старых немецких терминов Römerfahrt и Aachener Fahrt , обозначающих средневековые путешествия или паломничества в Рим и Аахен . Маастрихтский Хайлигдомсварт долгое время находился одновременно с Аахеном и Корнелимюнстерским аббатством . Вместе они предложили одни из лучших реликвий, которые можно увидеть в Европе. Папская булла 1249 года является старейшим документом, относящимся к паломничеству в Маастрихте в традиционные даты середины июля, хотя название heyldomsvaert не упоминается до 1440 года. В 1391 году использовался термин heiligdomskermis («ярмарка святых реликвий»). Популярность паломничества Маастрихт-Аахен-Корнелимюнстер достигла своего апогея в 15 веке, когда в середине июля эти города посетили до 140 000 паломников. [ 6 ]
Семилетнее паломничество в средневековом Маастрихте было сосредоточено вокруг церкви Святого Серватия, хотя церковь Богоматери и другие церкви, несомненно, получили пользу от своих мероприятий в закрытых помещениях. Традиционная дата была за неделю до и через неделю после 16 июля, праздника святых епископов Монульфа и Гондульфа . [ примечания 2 ] Неизвестно, когда эта дата стала центром паломничества в Маастрихте, но в 1289 году вспомогательный епископ Бонавентура Льежа предложил паломникам индульгенцию, посещающую могилу святого Серватия примерно в это время года. Год, в котором совершалось семилетнее паломничество, был юбилейным , что означало предоставление дополнительных послаблений. Большинство паломников стремились заработать индульгенции, посещая могилу святого Серватия, выпивая святую воду из чаши святого Серватия и посещая хотя бы одну из ежедневных выставок реликвий. Никакие индульгенции не могли быть получены без исповеди и покаяния . После выполнения требований паломники получали заранее распечатанное исповедальное свидетельство. Капеллан . вписывал имя паломника и прикреплял печать церкви [ 7 ]
В Маастрихте Соборная церковь Святого Серватия имела исключительное право выставлять реликвии под открытым небом. Во время семилетнего паломничества это происходило один раз в день на площади Фрайтхоф . В XV веке здесь собралось такое количество паломников, что стены вокруг площади пришлось снести. [ 8 ] под открытым небом После служения мессы показана избранная часть церковных реликвий из карликовой галереи , аркадной галереи чуть ниже была крыши апсиды, . По этому случаю галерея гномов была украшена тканями с изображениями ангелов и ключами Святого Серватия.


Показ мощей, должно быть, был театральным мероприятием, во время которого многих паломников охватили эмоции. На протяжении всей церемонии были слышны громкие крики. [ 9 ] Некоторые паломники сидели на крышах вокруг Врейтхофа, чтобы лучше рассмотреть реликвии и насладиться их экспозицией. [ 10 ] Многие взяли с собой хлеб, мясо и личные вещи, чтобы освятиться мощами. Реликвии были показаны четырьмя группами. Каждой группе объявлялась формула, начинавшаяся со слов: «Тебе будет показано...», за которой следовало краткое описание предметов и молитва. Установленный порядок был следующим: 1. судариум святого Серватия (одна из трех «небесных одежд», утраченных во время осады Маастрихта 1579 года ) вместе с его посохом ; 2. красная плащаница святого Серватия вместе с его паломническим посохом ; 3. белая ткань, покрывавшая саркофаг святого Серватия вместе с его чашей и диском ; 4. бюст-мощевик святого Серватия, реликварий святого Фомы и серебряный наперсный крест, изготовленный святым Лукой для Девы Марии. [ 11 ] Затем паломников пригласили посетить могилу внутри церкви и увидеть другие выставленные там реликвии. [ примечания 3 ] Церемония завершилась звоном колоколов и паломническими трубами в рога. [ 12 ]

На протяжении Средневековья десятки тысяч людей посещали Маастрихт во время семилетнего паломничества. [ примечания 4 ] Монастыри, больницы, богадельни и отдельные граждане предлагали приют, поскольку лишь ограниченное число могло быть принято в официальные городские гостиницы для паломников. [ 13 ] Паломники приезжали со всей Европы, особенно из Нидерландов , Франции ( в частности, Нормандии и Бретани , где святой Серватий очень почитался), Англии , Священной Римской империи (Германии, Австрии и Богемии), Венгрии и Скандинавии . После посещения Маастрихта многие отправились в Аахен и Корнелимюнстер или в другие места паломничества. [ примечания 5 ] Паломники имели жизненно важное значение для средневековой экономики города. Во время семилетнего паломничества обычно строгие правила торговли были смягчены. Каждый гражданин мог продавать еду и напитки или менять валюту. [ 14 ] Паломникам предлагался ряд религиозных сувениров: паломнические рога из глины, паломнические фляжки из белой трубочной глины и, прежде всего, паломнические значки из олова или свинца. В 16-17 веках их постепенно заменили печатные изображения, бланки паломников, буклеты, медали и флаги. Предметы часто украшались изображениями реликвий из Маастрихта, Аахена и Корнелимюнстера, что позволяло легко продавать их во всех трех местах. [ 15 ]
Четырнадцать дней паломничества в Маастрихт были известны как «Свобода Святого Серватия». Это был период, когда обычные правила не применялись, что привело к большей свободе для граждан и посетителей, но также и к росту преступности. О начале этого периода объявили городские сторожа, раздувающие свои дела . С этого момента никого нельзя было судить за прошлые правонарушения. Всегда было несколько паломников, которых в качестве наказания отправляли в паломничество. [ 16 ] Нарушение правил в это время наказывалось принудительным паломничеством (например, в Сантьяго-де-Компостелла) или штрафами. Магистраты и гильдии сформировали ополчение , которое патрулировало улицы, особенно в районах, где собиралось много паломников. Большая концентрация людей в относительно небольшом городе с населением около 15 000 человек также создавала угрозу пожаров и болезней. Граждане были обязаны держать на пороге ведро с водой, чтобы предотвратить крупные пожары . [ 17 ]
XVI-XVII века: упадок маастрихтского паломничества.
[ редактировать ]
Упадок паломничества в Маастрихте в 16 веке был результатом протестантской Реформации , а также последовавших за ней религиозных войн и вспышек чумы . Это затронуло Маастрихт так же, как и многие другие места северо-западной Европы. [ 11 ] Паломничества 1489 и 1552 годов были отменены из-за угрозы войны. [ 18 ] [ 19 ] Во время осады Маастрихта (1579 г.) три «небесные ткани» пропали, а бюст-мощевик святого Серватия был практически разрушен. Маастрихт стал хорошо защищенным католическим оплотом. К 1608 году посещаемость паломничества упала до 13 000 человек. После захвата Маастрихта протестантской Голландской республикой в 1632 году был издан запрет на шествия и другие религиозные проявления в общественных местах, что означало конец традиционного Heiligdomsvaart . [ примечания 6 ] Паломничества 1655 и 1662 годов проходили внутри церкви Святого Серватия. После 1706 года семилетние паломничества не проводились до возрождения традиции в 19 веке.
Во время французской аннексии (1794-1814) религиозные отделения в Маастрихте были упразднены. В течение нескольких лет обе коллегиальные церкви использовались как военные арсеналы и конюшни. Церковные сокровища в этот период понесли большие потери. Многие предметы из золота и серебра были переплавлены для уплаты военных налогов. После французского периода пренебрежение продолжалось. Некоторые средневековые реликварии были проданы коллекционерам или просто подарены. Церковь Святого Серватия потеряла четыре панели, принадлежавшие сундуку Святого Серватия, а также икону Веры работы Ван Эйка . Богоматерь потеряла византийский крест и другие предметы (см. выше). В то время мало кто сожалел об этих потерях. С исчезновением паломничества и религиозных учреждений, которые охраняли эти объекты на протяжении веков, они стали бессмысленными для большинства.
1874: Возрождение семилетнего паломничества.
[ редактировать ]


С середины 19 века католицизм снова начал процветать в Маастрихте и других местах Нидерландов. Самооценка католиков повысилась после восстановления епископской иерархии в Нидерландах в 1853 году. Католики теперь хотели выражать свою веру публично. В 1867 году Жоаннес Паредис, епископ Рурмонда , восстановил праздник святых епископов Маастрихта . Через четыре года он ввел праздник в честь мощей всех святых. [ 20 ] Многие реликвии, потерявшие свои контейнеры во время французского периода, получили новые реликварии, преимущественно в стиле неоготического возрождения . В то же время стал очевидным возобновление интереса к средневековому искусству. Важным шагом в переоценке религиозного наследия Маастрихта стала публикация иллюстрированного каталога церковных сокровищ Бока и Виллемсена в 1872 году. Кроме того, французское издание 1873 года содержало дополнительные тексты о средневековых паломничествах, которые, возможно, способствовали возрождению традиции. год спустя. Также в 1873 году Сокровищница базилики Святого Серватия после обширных реставрационных работ под руководством голландского архитектора Пьера Кайперса была открыта для публики. Частью церемонии открытия была короткая процессия с несколькими реликвариями, которая прошла из старой сокровищницы через Врейтхоф в новую сокровищницу. Шествие с участием трех епископов и более 50 священников было незаконным, поскольку оно явно игнорировало запрет на шествия, включенный в Конституцию Нидерландов 1848 года. . [ 20 ] [ 21 ] Католики в Нидерландах были впечатлены; другие высмеивали «Маастрихтский кортеж реликвий».
Успех процессии 1873 года побудил Ф. Ф. Рюттена, декана церкви Св. Серватия, восстановить семилетнее паломничество в 1874 году. Папское разрешение было получено от Папы Пия IX , который также возродил средневековую полную индульгенцию для тех, кто завершил паломничество. Средневековый обычай показывать реликвии из галереи гномов не возродился; вместо этого мощи были выставлены в церкви и во время крестного хода. Мощи две недели оставались на пьедестале хора святого Серватия. Маршрут процессии был таким же, как и в прошлом году: выход из церкви через юго-восточный портал через Врейтхоф и Кайзер-Карелплейн к северному порталу и сокровищнице в монастырях. На этот раз против декана Рюттена было принято судебное решение. Дело продолжалось годами; декан упорствовал, несмотря на проигрыш во всех делах. [ 22 ] Этот и подобные случаи вызвали бурные дискуссии в голландском парламенте. Это не помешало католикам выйти на улицы: в 1878 году в Маастрихте состоялось шесть шествий, а в 1881 году состоялось второе «современное» паломничество. [ 20 ]
20 век: На пути к современному паломничеству
[ редактировать ]В течение 20-го века католики больше не считались угрозой в Нидерландах, отчасти из-за того, что они превратились из религиозного меньшинства в большинство. Если раньше некатолики считали шествия и паломничество «католическим суеверием» и «фольклором», то теперь в этом чувственном подходе к вере появилась определенная любопытность. Некоторые католики отнеслись к этому новому «принятию» со скептицизмом. [ 23 ]

Во время паломничества 1909 года показ реликвий происходил в двух главных церквях, а также в приходской церкви Вика, где можно было поклоняться так называемому Черному Христу Вика. Мессы служили архиепископ Утрехтский и епископ Льежский , что указывает на тот высокий статус, которого к тому времени достигло паломничество в Римско-католической церкви. [ 24 ] В 1916 году пьеса «Святой Серватий», музыкальная пьеса, призванная визуализировать древнюю легенду, была исполнена под открытым небом во Фрайтхофе. Пьеса или вариации на ее тему исполнялись до недавнего времени. [ примечания 7 ] Еще одним элементом паломничества до XIX века, который был возрожден в XX веке, был игривый спектакль «Штурм замка», который проходил на реке Маас в 1930, 1937 и 1983 годах. [ 25 ] [ 26 ]
С 1937 года задача организации семилетнего паломничества лежит на Vereniging Het Graf van Sint Servaas (Общество могилы святого Серватия). Общество стремится продвигать город Маастрихт как католический центр и место паломничества. Также в 1937 году была восстановлена старая традиция, позволяющая участвовать в процессии статуям Богоматери, Морской звезды и Черного Христа Вика. С тех пор было допущено несколько других предметов, не являющихся реликвариями (в основном статуи святых). [ 27 ] Паломничество 1944 года было отменено из-за Второй мировой войны . Он был отложен до 1948 года, что нарушило семилетний цикл и больше не было синхронизировано с Аахеном. [ 28 ] Это также означало, что участники из Аахена смогли присоединиться к процессии в Маастрихте. В 1955 году бюст Карла Великого из Ахена прибыл в сопровождении многих немецких паломников (среди них кардинал Йозеф Фрингс ). В 1969 году ларец-мощевик святого Ремакла был привезен из Ставело , а ларец святого Гуммара - из Лира ; в 1976 году святого Ламберта бюст прибыл из Льежа , храм святой Урсулы из Кельна и другие реликварии из Олдензааля , Визе , Аахена и Буртшайда . [ 29 ]
Начиная с 1969 года традиционные даты примерно в середине июля были отменены, поскольку слишком много людей уехали в отпуск. Первоначально даты были изменены на конец августа, начало сентября; позже, в конце мая, начале июня. [ 30 ] В 1988 году было начато партнерство с другими местами паломничества в Еврегионе Маас-Рейн . В отличие от средневекового партнерства с Аахеном и Корнелимюнстером, паломничества планируются таким образом, чтобы между городами не было конкуренции. В 1990 году число посетителей сократилось, возможно, из-за напряженности в Рурмондской епархии под руководством епископа Джоаннеса Гийсена . [ 31 ] В 1997 году тема была «Где ты?». с около 100 000 посетителей. В 2004 году темой было «Мы — время» . Впервые к паломничеству добавилась обширная культурная программа. [ 32 ] Темой 2011 года было « На пути к свету» . Некоторые мероприятия посетили около 175 000 человек. [ 33 ] 55-й (современный) выпуск проходил с 24 мая по 3 июня 2018 года. Его тема была « Делай добро и не оглядывайся назад» . Следующее паломничество в Маастрихт состоится в 2025 году.
-
Шествие 1955 года ( Кинохроника Полигуна )
-
«Нудкист» (под сенью) в шествии 1962 года.
-
Бюст Святого Серватия в процессии 1962 года.
-
Шествие 1976 года ( кинохроника Полигун )
Программа современного паломничества
[ редактировать ]
Современный Хайлигдомсварт обычно длится 11 дней. Центром большинства мероприятий является базилика Святого Серватия . Вход в церковь и сокровищницу в это время бесплатный (обычно взимается плата). Во время паломничества в церковь можно попасть через три портала , два из которых обычно не используются. Небольшой склеп , обеспечивающий доступ к могиле святого Серватия, также открыт в определенные часы. Сундук-мощевик Святого Серватия, известный как Нудкист («Сундук страданий»), постоянно выставлен на лестнице хора. Второстепенным центром паломничества является Базилика Богоматери . В меньшей степени вовлечены другие церкви в центре Маастрихта, а также ряд (католических) школ, домов престарелых и культурных учреждений. Административный центр паломничества служит информационным центром как для паломников, так и для туристов. [ 34 ]
Мессы и другие услуги
[ редактировать ]Церемония открытия начинается с короткой службы под открытым небом у источника Святого Серватия в долине Йекер , в нескольких милях к югу от Маастрихта. В состав службы входит питьевая вода из источника, который, по преданию, забился там, где святой Серватий постучал посохом о землю. Церемония открытия продолжается в базилике Святого Серватия, где бюст Святого Серватия проносится процессией вокруг церкви, после чего он совершает свой торжественный вход через Южный портал ( Bergportaal ), обычно предназначенный для королевских посетителей. Затем следует Папская высокая месса , которую совершают епископ Рурмонда, декан Маастрихта и другие священники. Во время этой мессы Нудкиста вносят в церковь и ставят на помост на ступеньках хора, где он остается на все время. [ 35 ] В течение следующих 11 дней каждый день проводятся большие мессы, часто нацеленные на определенные группы. В 2018 году были проведены мессы и службы для членов Общины Тэзе , Общины Сант-Эджидио , Общины Распятой и Воскресшей Любви, Общества Св. Григория , Ордена Гроба Господня и монахов аббатства Св. Бенедиктусберга. . Среди других групп, получивших особый прием в церкви, были паломники к святыне Святого Герлаха в Хаутхеме , паломники из Синт-Эденроде и Хасселта , члены армянской , филиппинской и антильской общин в Маастрихте, а также дети начальных школ Маастрихта. молебны, Часовые литургии Кроме того, организуются , лекции и другие духовные мероприятия, некоторые из которых проводятся в склепе, Кейзерзале или других необычных местах. На протяжении 11-дневного паломничества священники доступны для исповеди или личного совета. [ 34 ]
-
Свободный доступ к могиле Святого Серватия.
-
Приветственное обслуживание паломников из Хоутем-Синт-Герлаха
-
Вокруг Нудкиста собралось армяно-апостольское духовенство
-
Армянский хор под органом Святого Серватия.
Демонстрация реликвий
[ редактировать ]Церемонии показа реликвий в двух главных церквях составляют духовную изюминку паломничества и в большей степени, чем шествия или другие мероприятия, отсылают к его средневековому происхождению. [ примечания 8 ] Современный способ демонстрации реликвий осуществляется не из карликовой галереи, а внутри церквей, сначала в базилике Богоматери, а затем в базилике Святого Серватия. [ примечания 9 ] По сравнению со средневековой практикой, сейчас выставляют больше реликвий (причем разных). [ 36 ]
Выставка реликвий в базилике Богоматери
[ редактировать ]
Показ реликвий в базилике Богоматери начинается с литургической входной процессии, во время которой в церковь вносятся основные реликвии из сокровищницы. Пока группы носильщиков поднимаются по центральному проходу к хоровой лестнице, Литания Святым поется . Носильщики располагаются полукругом в алтаре перед амбулаторией . Служба начинается с чтения Евангелия , после чего священник объявляет мощи средневековой формулой «Тебе покажутся...». Мощи показаны пятью группами. Каждый раз, когда объявляется группа, носильщики выходят вперед к краю ступенек хора, а затем на несколько секунд поднимают реликвии, чтобы их могли видеть все. Реликвии ни в коем случае не вынимаются из контейнеров. Произносится молитва и носители возвращаются на свои позиции полукругом, после чего объявляется следующая группа реликвий. В 2018 году порядок показа был:
- мощи христианских мучеников : реликварий апостола Петра , реликварий-бюст апостола Варфоломея , скандинавский реликварий-рог с мощами апостолов Фомы , Андрея и Иуды Фаддея , а также реликварий Святого Транкилла (святого, связанного с Фиванским Легион );
- мощи святых епископов Маастрихтских : бюсты-мощевики Серватия , Монульфа , Гондульфа и Губерта ;
- мощи святых женщин: реликварий пояса Святой Марии , обручальное кольцо Марии, мощи Марии Магдалины , Екатерины Сиенской и Бернадетты Субирус ;
- мощи святых мужей: реликварий с маслом из могилы святителя Николая , мощи святого Роха и мощи святого Джайлса ;
- реликвии Иисуса : ставротека (крест-мощевик) с мощами Животворящего Креста (папский подарок в благодарность за пожертвование византийского двойного креста).
После благословения креста-мощевика снова формируется процессия, несущая мощи в северный трансепт, где они выставляются примерно на час. Затем члены общины могут подойти к реликвиям, прикоснуться к ним, сфотографироваться и поклониться им. [ 37 ]
-
Бюсты-реликвии приближаются к лестнице хора
-
Показаны бюсты епископов Маастрихта
-
Показан пояс Святой Марии
-
Крест-мощевик, выставленный в северном трансепте.
Выставка реликвий в базилике Святого Серватия
[ редактировать ]
Более или менее та же процедура, с некоторыми отличиями, повторяется в базилике Святого Серватия. Формулу « Тебе покажут... » здесь поет кантор . Каждый раз, когда показывают группу реликвий, короткие фанфары , что усиливает драматический эффект. из западного хора церкви звучат [ 38 ] Кроме того, после показа мощи не возвращаются в алтарь, а сразу сносятся по ступеням хора в боковые приделы. Здесь они остаются под охраной членов братства. Это означает, что, в отличие от собора Богоматери, в конце службы алтарь практически пуст. Примечательно, что реликварий святого Фомы и большая часть Серватианы (см. ниже: «Список религиозных предметов/Серватиана»), которые играли столь важную роль в экспозиции средневековых реликвий, больше не выставляются. Текущий порядок показа:
- мощи Иисуса: патриарший крест 1490 года с мощами Животворящего Креста;
- мощи святых мужей: [ примечания 10 ] реликварии Марцеллина и Петра , святого Влеза , святого Ливина , святого Амора и святого Герлаха ;
- мощи святых женщин: мощи святой Агнессы , святой Варвары , святой Цецилии , святой Амельберги и блаженной Клары Фей ;
- мощи святых епископов Маастрихта: реликварий-бюсты Монульфа, Гондульфа и Ламберта , а также реликварий-рог Губерта;
- мощи святого Серватия: ключ святителя Серватия, его наперсный крест, бюст-мощевик и ларец-мощевик (который остается неподвижным).
После завершения церемонии реликвии выставляются в боковых приделах и часовнях, чтобы ими можно было восхищаться и поклоняться. За ними следят члены различных братств и гильдий. [ 39 ]
-
Патриарший крест на входном крестном ходе
-
Показаны три небольших реликвария.
-
Монахини с мощами на лестнице хора
-
Реликвии выставлены в боковых часовнях
Шествия
[ редактировать ]Две процессии на открытом воздухе – не путать с литургическими процессиями внутри церквей – являются, пожалуй, самым знаковым аспектом паломничества в Маастрихте. Красочные парады по обоим воскресеньям смотрят десятки тысяч человек, а также транслируются по телевидению. Кроме того, есть ряд небольших шествий, таких как шествие открытия, «Звездное шествие» (отправляющееся из различных приходских церквей) и детское шествие (с самодельными святынями-мощевиками). [ 40 ]

Маршрут главного шествия в первое воскресенье начинается в Вике и проходит через мост Святого Серватия . Через неделю отправная точка находится в Йекерквартье, откуда он идет до Онзе-Ливе-Враувеплейн и вдоль Мааса . Оба маршрута продолжаются через Маркт в направлении Фрийтхофа . Здесь, в базилике Святого Серватия, проводится короткая служба, завершающаяся пением Гимна Святого Серватия . [ примечания 11 ] Во Врейтхофе, а иногда и на Маркте или Синт-Питерстраат, за процессией можно наблюдать со зрительской трибуны . Первые ряды на стенде Фрийтхофа обычно отводятся для таких гостей, как епископы, члены кабинета министров, губернатор Лимбурга , мэр Маастрихта и другие высокопоставленные лица. Телевизионные записи обычно происходят во Фрийтхофе. [ 41 ]
С 1960-х годов организаторам шествий становится все труднее привлекать местных участников, особенно детей и молодых людей. В результате традиционные группы алтарников , хористов , группы скаутов и «невест» (молодые женщины, одетые в белое) в значительной степени исчезли. То же самое произошло с католическими женскими ассоциациями и ассоциациями рабочих. Их место теперь заняли нерелигиозные, исторические и фольклорные группы или, в некоторых случаях, религиозные группы из других мест (например, Поющие девы Тонгерена ). [ 41 ]
Группы операторов связи
[ редактировать ]Около половины участников процессий — члены братств , гильдий носильщиков или других групп, которые занимаются переноской и сопровождением закрепленных за ними святынь. Например, Братство Святого Серватия отвечает за безопасность сундука-мощевик Святого Серватия (или Нудкиста ), а Гильдия Святого Серватия занимается бюстом Святого Серватия. Другие группы заботятся о бюсте Святого Ламберта, бюстах Святого Монульфа и Святого Гондульфа, статуе Богоматери, Морской звезды или других статуях. Более крупные предметы несут на носилках процессии (сравнимых с пасо в испанских процессиях, но обычно меньшего размера), украшенных цветами. Носильщики одеты официально ( утреннее платье или белый галстук ) или носят псевдолитургические туники . Для перевозки больших носилок обычно необходимы две команды по 12 или 16 носильщиков. Другие участники несут процессионные фонари или шесты, украшенные медалями братства. Предметы меньшего размера несут отдельные участники, раньше часто священники или монахини, а теперь в основном семинаристы или другие миряне. Обычно они носят белые перчатки и/или держат предметы широкими рукавами своих платьев. [ 41 ]
-
Братство святого Серватия с Нудкистом
-
Гильдия перевозчиков Святого Монульфа и Гондульфа
-
Семинаристы несут «второстепенные» реликвии
-
Священник несет реликварий
Тематические группы
[ редактировать ]С 1960-х или 70-х годов для каждого паломничества выбирается тема. В процессиях тема служит ориентиром для тех групп, которые пытаются представить Евангелие все более нерелигиозной аудитории. В 2018 году тему « Делай добро и не оглядывайся назад» представили несколько местных любительских театральных коллективов. Некоторые участники воспроизводили темы из Ветхого и Нового Завета , другие сосредоточились на католических темах, таких как Святой Серватий, Папа Франциск и Святые Таинства . Группа студентов римско-католических семинарий Рольдука и Льежа несла репродукции картины Мастера Алкмара , иллюстрирующей Семь дел милосердия . В ответ на это члены протестантской церкви в Нидерландах принесли рисунки школьников на ту же тему в современном контексте. [ 41 ]
-
Реконструкторская группа, 2004 г.
-
Презентация темы, 2011 г.
-
Презентация по Ветхому Завету
-
Современные дела милосердия
Репрезентативные группы
[ редактировать ]Поскольку в последние годы стало меньше участников из поместных церквей, появилось больше места для других групп, представителей других конфессий, представителей других культур или из других городов. В 2018 году присутствовали местные представители протестантской церкви в Нидерландах (см. выше), Русской православной церкви , Армянской апостольской церкви , филиппинской общины (с темой Аве Мария ), антильской общины (с евангельской группой), Орден Гроба Господня , Орден Святого Лазаря , Орден рыцарей-тамплиеров OSMTH , Бунд дер Святого Себастьяна Шютценюгенда (с Ахенским Фриденскройцем или Аахенским Крестом Мира) и Сестер Бедного Младенца Иисуса (со знаменем в память о беатификация Клары их основательницы Фей ). [ 41 ]
-
Депутаты Православной и Армянской церквей
-
Филиппинская семейная группа
-
Орден Гроба Господня в Иерусалиме
-
Немецкая молодежная группа с Аахенским крестом мира
Музыкально-фольклорные коллективы
[ редактировать ]Церковные хоры , марширующие оркестры , оркестры фанфар , барабанные оркестры , гильдии метателей флагов и фольклорные ополчения (голландский: schutterijen ) уже давно являются частью религиозных процессий в этой части Европы. В процессиях Хайлигдомсварта хор Базилики (главный хор Богоматери) сопровождает статую Морской звезды, а капелла Санкти Сервати (хор Святого Серватия) идет перед бюстом Святого Серватия. Почетное место отдается марширующему оркестру, идущему позади Нудкиста , замыкая таким образом процессию. В первое воскресенье 2018 года это была Королевская гармония Святой Сесиль из Эйсдена ; во второе воскресенье это была Harmonie Sint Petrus en Paulus из маастрихтского района Уолдер. [ 41 ]
-
Часовня Святого Серватия со знаменем
-
Royal Harmony Sainte Cécile, Эйсден
-
Гармония святых Петра и Павла, Уолдер
-
Метатели флагов Alfaritax Krawabelli, Лилль, Франция
Культурная программа
[ редактировать ]Чтения, концерты, театральные представления, кинопоказы и выставки проходят в различных местах города на протяжении всего паломничества. Большинство из этих мероприятий связаны с общей темой. В 2018 году спектакли и концерты прошли в различных церквях: Св. Иоанна, Св. Ламберта , Св. Терезии, церкви Святого Сердца (Домской церкви), а также монастырях Св. Серватия. Фильмы демонстрировались под открытым небом перед церковью Св. Петра-Бенедена. Тематические выставки прошли в монастырях базилик, восточном склепе Богоматери, Доминиканской церкви, культурном центре Centre Céramique, театре Фрийтхоф и музее Боннефантен . На выставке Copes в Bonnefantenmuseum были представлены исторические халаты, а также современные разработки местных дизайнеров Fashionclash. [ 42 ]
-
Концерт карильона во дворе монастыря Святого Серватия.
-
Выставка икон в склепе Богоматери.
-
Художественная выставка в монастырях Богоматери.
-
Выставка покрывал, Музей Боннефантен.
Список религиозных объектов в паломничестве
[ редактировать ]
В семилетних паломничествах центральное место занимает ряд религиозных объектов , прежде всего мощи святого Серватия. Некоторые объекты очень старые и являются частью местного или национального достояния . Не каждая реликвия , реликварий или статуя святого паломничества выставляются во время в Хайлигдомсварт . В сокровищницах главных церквей имеются сотни предметов, требующих отбора. По соображениям сохранения некоторые хрупкие предметы, которые традиционно были частью паломничества, больше не показываются.
Серватиана
[ редактировать ]С самых ранних записей так называемая « Серватиана » играла ключевую роль в паломничестве в Маастрихте. Это предметы, которые считаются личными вещами святого Серватия. Во время семилетнего паломничества их показывали из галереи гномов. Некоторые Серватианы со временем были утеряны. В сокровищнице остались: ключ святого Серватия, наперсный крест святого Серватия, его печать , его чаша, его посох паломника , его посох , его чаша , его диск и переносной алтарь. Из-за их размера и хрупкости их роль в последние годы уменьшилась. Дополнительной причиной этого может быть то, что историки искусства утверждают, что, за исключением чаши Святого Серватия, ни один из этих предметов не является достаточно старым, чтобы быть личными вещами человека, жившего в IV веке. [ 43 ] В настоящее время при выставлении мощей в храме демонстрируются только ключ и наперсный крест; ни один из Серватиан не участвует в процессиях. [ 44 ] Копия посоха паломника находится в постоянной экспозиции в небольшом склепе, ведущем к могиле святого Серватия.
-
Ключ Святого Серватия
-
Наперсный крест Святого Серватия
-
Показ бюста, ключа и нательного креста.
-
Копия посоха паломника в маленьком склепе
Маастрихтские посвящения
[ редактировать ]Четыре основные религиозные статуи в Маастрихте, известные на местном уровне как «Городские или муниципальные богослужения» (голландский: stadsdevoties ), являются религиозными объектами, которые почитались в Маастрихте в течение долгого времени. Это: статуя Богоматери, Морской Звезды, Черного Христа Вика, бюст Святого Серватия и бюст Святого Ламберта. Во время паломничества в Маастрихт они принимают участие в шествиях и других религиозных мероприятиях. [ 34 ]
Звезда моря
[ редактировать ]Статуя Богоматери, Морской Звезды (обычно называемая Морской Звездой), вероятно, является самым известным и самым популярным из маастрихтских религиозных обрядов. Это статуя Марии с младенцем Иисусом XV века в стиле немецкого schöne Madonnen . Он имеет давнюю традицию участия в процессиях, сначала с маастрихтскими миноритами , после 1837 года с приходом Богоматери . Даже сейчас он участвует примерно в десяти шествиях каждый год. небольшие процессионные носилки Для более коротких процессий используются , для которых требуются четыре носильщика. Для более длительных процессий, таких как семилетнее паломничество, используется стальная конструкция гораздо большего размера. Двенадцать перевозчиков должны взять этот помет на свои плечи. Большая конструкция покрыта белым дамастом и украшена цветами. Авианосцы являются членами Гильдии авианосцев «Звезды моря» (голландский: Dragersgilde Sterre der Zee ). Члены гильдии носят туники , одни темно-синие и красные, другие голубые и белые, украшенные медалями гильдии. Все они носят белые перчатки. Через регулярные промежутки времени одна команда перевозчиков сменяет другую. [ 45 ] Члены Братства Морской Звезды (голландский: Broederschap Sterre der Zee ) сопровождают носилки процессии в белом галстуке и черном плаще с шестиконечной звездой. Некоторые несут фонари процессии или шесты процессии с мемориальными досками братства. [ 46 ] Статуя Морской Звезды не играет никакой роли в выставлении мощей в церкви, хотя традиционно эта церемония завершается гимном « О Звезда Морская» . [ 37 ]
-
«Пустая» часовня Звезды Моря во время крестного хода
-
Замена перевозчиков на Stationsstraat
-
Братство Морской Звезды в Хет Бате
-
Морская звезда в процессии во Фрийтхофе
Черный Христос Вика
[ редактировать ]«Черный Христос Вика» представляет собой большой корпус из темного ореха XIII века , который когда-то был частью распятия . На протяжении веков он хранился в монастыре Белых монахинь (голландский: Wittevrouwenklooster ) во Фрийтхофе , куда привлекал паломников в основном из Центральной Европы. [ 47 ] После роспуска монастырей статуя была передана приходской церкви Святого Мартина в Вике . В 1813 году было основано Братство Святого Креста (голландский: Broederschap van het Heilig Kruis ), которое в 1963 году насчитывало около 2000 членов. [ 48 ] Члены братства несут Черного Христа в процессиях на больших процессионных носилках, подобных тем, которые используются для Морской Звезды. Их туники красного и черного цвета, гармонирующие с знаменем процессии.
-
Братство Святого Креста со знаменем
-
Крупный план Черного Христа в Вике
-
Братство и Черный Христос в Хет Бате
-
Братство и Черный Христос во Фрийтхофе
Бюст Святого Серватия
[ редактировать ]
Реликварийный бюст святого Серватия в том виде, в каком мы его знаем, предположительно является вторым или третьим бюстом покровителя Маастрихта. Предыдущий бюст, датируемый примерно 1400 годом, был показан паломникам в галерее гномов на площади Врейтхоф. Он был в значительной степени разрушен во время осады 1579 года . Новый бюст был заказан осаждающим Александром Фарнезе, герцогом Пармским , чей герб находится на постаменте. Посеребренный и частично позолоченный бюст — главное художественное произведение Сокровищницы Святого Серватия. В нем находится большой фрагмент черепа святого. [ 4 ] Бюст также является культурной иконой паломничества в Маастрихт. Изображения бюста появляются на флагах, баннерах и печатных материалах. Бюст занимает центральное место на церемонии открытия паломничества (см.: «Программа/Мессы и другие службы»). До 1970-х годов братья монастыря Бейарт (Братья Непорочного Зачатия Марии, или Братья Маастрихтские) несли бюст в процессиях; с 1976 года члены Гильдии Святого Серватия взяли эту задачу (в буквальном смысле) на свои плечи. [ 49 ] Члены гильдии носят двухчастные темно-синие туники, белые перчатки и зеленую ленту на шее с медалью гильдии. Как и в случае со статуей Морской звезды, используются две процессионные носилки: одна для коротких шествий или шествий в помещении, другая - для более длительных поездок. Пластиковый слип-овер используется для защиты бюста в непогоду.
-
Перед выставлением мощей в церкви Святого Серватия
-
Небольшой процессионный носилок поднимается по лестнице хора.
-
Большой процессионный носилок в Вике
-
Гильдия Святого Серватия сопровождает бюст
Бюст Святого Ламберта
[ редактировать ]Реликварийный бюст Святого Ламберта относительно молод по сравнению с вышеупомянутыми предметами. Он был изготовлен утрехтскими серебряными мастерами Эдельсмидсе Бромом для приходской церкви Святого Ламберта в 1938-40 годах. Это произошло после того, как амбициозный приходской священник получил мощи святого Ламберта, последнего епископа Маастрихта и единственного, кто родился там. Реликвия была подобрана в Льеже и с триумфом доставлена обратно 2000 прихожанами на двух дополнительных поездах в 1937 году. [ 50 ] Новый бюст явно был создан по образцу бюста святого Серватия. Оно мгновенно приобрело популярность до такой степени, что было включено в Маастрихтские посвящения. [ 51 ] Церковь Святого Ламберта закрылась в 1985 году из-за строительных проблем, и приход объединился с приходом Святой Анны. С 2004 года бюст хранится в современной церкви Святой Анны, где в 2018 году ему была выделена отдельная часовня. [ 52 ] Бюст Сен-Ламберта несут в процессиях на одной из двух процессионных носилок, в зависимости от случая, как и ранее упомянутые предметы. Маленький помет одет в зеленый цвет; подстилка большего размера выполнена из белой дамасской ткани и украшена цветами. Члены Гильдии перевозчиков Святого Ламберта (голландский: Dragersgilde St. Lambertus ) носят зеленые и желтые туники; на шее у них цепочка с вышитым медальоном с изображением бюста и пятиконечной звезды Маастрихта . [ 53 ]
-
Перед выставлением мощей в монастырях преподобного Серватия.
-
После показа мощей в часовне Святейшего Сердца
-
Гильдия перевозчиков Святого Ламберта в Вике
-
Перевозка большого помета по Хет Бату
Реликварии и статуи
[ редактировать ]Несмотря на то, что акцент в современных паломничествах несколько сместился от поклонения святым и реликвиям, историческая и религиозная значимость рассматриваемых объектов делает их присутствие первостепенным. Показ реликвариев остается центральной особенностью паломничества в Маастрихте. Помимо главного реликвария святого Серватия ( Нудкиста ), сюда входят ряд реликварий-бюстов апостолов и епископов, а также реликварии и статуи других местных почитаемых святых. Как упоминалось ранее, многие реликварии считаются слишком хрупкими, чтобы покидать их защищенную среду. Это относится к большей части Серватианы, альбу святого Серватия, плащу святого Ламберта, нескольким ставротекам (крестовым реликвариям), всем рогам-реликвариям в сокровищницах (за исключением рога викинга в соборе Богоматери), всем изделиям из слоновой кости и эмалированным гробы, а также серебряный реликварий Святого Фомы.
Ларец-мощевик Святого Серватия
[ редактировать ]
Ларец-мощевик Святого Серватия, часто – ошибочно – называемый Храмом Святого Серватия. [ примечания 12 ] На голландском языке его обычно называют Нудкист («Сундук страданий») — это сундук XII века, в котором хранятся останки епископа Серватия Маастрихт- Тонгеренского . Деревянный сундук с искусными рельефами из позолоченной меди, выемчатой эмалью и драгоценными камнями — главное сокровище базилики Святого Серватия и, возможно, самый важный средневековый объект в Нидерландах. Его значение как основного продукта Mosan металлообработки признано на международном уровне. [ примечания 13 ] На протяжении веков Нудкист был центром почитания святого Серватия в Маастрихте, получив свое прозвище из-за обычая выносить его во время процессии во время бедствия (впервые упоминается в 1409 году). [ 54 ] О его роли в средневековой практике паломничества известно немного. По понятным причинам его нельзя было показать из галереи гномов. Обычно он стоял на каменном алтаре позади главного алтаря , накрытый капсой — расписным деревянным ящиком. Во время паломничества капса снималась и паломникам открывался доступ к алтарю . Им даже разрешили прикоснуться к груди. [ 55 ]
После возрождения паломничества в 19 веке сундук стал частью большинства праздников. В настоящее время он постоянно выставлен на хоровой лестнице (которая фактически находится в переходе ). Когда церковь открыта для публики, сундук постоянно охраняют два или четыре члена Братства Святого Серватия. Эта ассоциация была основана в 1916 году и в настоящее время насчитывает около 50 членов. Внутри церкви они носят туники либо желто-красные, либо черно-красные. Члены братства также сопровождают сундук процессиями, когда он покидает церковь, что обычно происходит только один раз в год (День Святого Серватия, 13 мая). Затем братство носит утреннюю одежду с красными и белыми розетками и медалями братства. Носильщики для процессий спроектированы по индивидуальному заказу и имеют стальную конструкцию с гибкими деталями, которые можно регулировать на плечах переносчиков. Обычно в переноске сундука участвуют две команды из шестнадцати братьев по братству. Нижняя часть рамы покрыта серой тканью. А Коробочка из плексигласа в форме Нудкиста укрывает его независимо от погоды. [ 56 ]
-
Нудкист на хоровой лестнице с двумя охранниками.
-
Процессионные носилки с плексигласовым чехлом на грудь
-
Во время шествия в Grote Looiersgracht, 2011 г.
-
Возвращение в церковь после крестного хода, 2018 г.
Реликварийные бюсты
[ редактировать ]Среди множества реликвариев и религиозных предметов в Маастрихте есть дюжина бюстов-реликвариев. Обсуждаемые здесь бюсты преимущественно датируются XIX веком, сделаны из дерева, а затем полихромированы . Они заменяют серебряные или позолоченные бюсты, утраченные во французский период. Есть несколько замечательных «двойников». И в базилике Богоматери, и в базилике Святого Серватия есть бюсты Монульфа и Гондульфа, епископов Маастрихта VI века, которые часто ассоциируются друг с другом. Все четыре бюста выставлены во время показа реликвий в церквях, но только один комплект присоединяется к процессиям на открытом воздухе (принадлежащий святому Серватию). Их носят на относительно небольших носилках члены Гильдии Святого Монульфа и Святого Гондульфа, которая также является гильдией звонарей . [ 57 ] Естественно, в обеих церквях есть бюст святого Серватия. Тот, что находится в церкви Богоматери, используется просто для демонстрации реликвий в церкви. То же самое касается бюстов Святого Вафоломея и Святого Губерта, а также в церкви Богоматери. В базилике Святого Серватия есть два бюста Святого Ламберта (один серебряный бюст взят взаймы из Рейксмузеума и никогда не покидает сокровищницу), что фактически составляет три, вместе с бюстом в соборе Святой Анны. Святому Серватию также принадлежит бюст святого Аманда , еще одного епископа Маастрихта. Регулярно «посещающие» бюсты из других церквей и других городов — это бюст святого Антония Падуанского (из маастрихтского прихода Шарн), бюст святой Амельберги (из аббатства Сустерен ), серебряный бюст святого Герлаха (из прихода Шарна). Хаутхем-Синт-Герлах ). [ 41 ]
Примечание: позолоченные и посеребренные бюсты святых Серватия и святого Ламберта подробно рассмотрены выше (см.: «Маастрихтские богослужения»).
-
Палубные носилки с бюстами Варфоломея, Губерта и других, монастыри Богоматери.
-
Бюсты Ламберта, Монульфа, Гондульфа и Амандуса, часовня Святого Сердца
-
Бюст Амельберга из Сустерена в процессии в Вике
-
Серебряный бюст Герлаха Хаутемского в процессии в Хет Бате
Другие реликварии
[ редактировать ]
Некоторые реликварии не вписываются в вышеперечисленные категории, но, тем не менее, достаточно важны, чтобы их включили в паломничество. Выдающимся произведением искусства (хотя это копия гораздо более древнего креста XV века) является Патриарший крест базилики Святого Серватия. Он содержит несколько больших частей Истинного Креста . Его несет священник как крестный ход при входной процессии во время церемонии выставления мощей. Однако он слишком хрупкий, чтобы участвовать в каких-либо других шествиях. Возможно, это также применимо и к реликварию с поясом Святой Марии в базилике Богоматери, если бы эта реликвия не считалась слишком важной, чтобы ее можно было исключить. Ядро реликвария средневековое (впервые упоминается в 1286 году), но внешний корпус был заменен в XIX веке. Как внутри церкви, так и во время шествий на открытом воздухе его несет и сопровождает группа женщин в голубых платьях. Две женщины несут носилки для процессии; остальные держат красные розы.
После Второй мировой войны ряд важных реликвий «посетили» Маастрихт (см.: «История/20 век»). В 2018 году здесь были бюсты из Хоутема и Сустерена (упомянутые выше), крест-мощевик из Дордрехта , реликварий святой Лидвины из Схидама и реликварий святых Кассия и Флоренция (мучеников Фиванского легиона ) из Бонна . [ 41 ]
-
Патриарший крест во время выставления мощей в церкви Святого Серватия
-
Пояс Святой Марии во время процессии в Вике
-
Дордрехтский крест-мощевик во время процессии в Вике
-
Реликварий Лидвины Схидамской во время шествия в Хет Бате
Другие статуи
[ редактировать ]Помимо четырех основных религиозных статуй (см. «Маастрихтские посвящения»), есть еще несколько статуй святых, включенных в паломничество в Маастрихт. Некоторые приходы Маастрихта представлены в паломнических процессиях со своим святым покровителем , каждый со своей гильдией носителей. Статуя Святого Петра 15-го века родом из прихода Синт-Питер (фактически два прихода: один у подножия Синт-Питерсберга , другой на полпути вверх по холму). Приход святого Антония Падуанского в Шарне представлен как бюстом (упомянутым выше), так и статуей святого XVII(?) века. Соседний Амби участвует со статуей Святой Вальпурги . Специальным гостем в 2018 году стала статуя Богоматери, причины нашей радости из базилики Богоматери в Тонгерене . [ 41 ]
-
Святой Петр, Синт-Питер
-
Святой Антоний, Шарн
-
Святая Вальпурга, Амби
-
Богоматерь Тонгеренская
См. также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Асманн, Фред (2017): Порядок и путаница. Хор двенадцатого века церкви Св. Церковь Серватия в Маастрихте . Монографии по истории искусства Clavis, Часть XXIV. Фонд средневекового искусства Клависа, Утрехт. ISBN 978-90-75616-13-2
- Бок Ф. и М. Виллемсен (1872 г.): Средневековое искусство и реликвии Маастрихта, хранящиеся в бывших коллегиальных церквях h. Серватий и Богоматерь там и др. Л. Шванн, Кёльн/Нойс
- Хэй, Р. де Ла (1990): «История Маастрихтского Хайлигдомсварта». В: Т.Дж. ван Ренш, А. М. Колдевей, Р. М. де ла Хэй, М. Л. де Крик (1990): Небесные походы. Братства в Маастрихте 1400-1850 гг . Площадь Маастрихта №16. Stichting Историческая серия Маастрихт, Маастрихт. ISBN 90-70356-55-4 ( текст онлайн на academia.edu )
- Колдевей, AM (1985): Der gude Sente Servas . Монографии Маасландса №5. Ван Горкум, Ассен/Маастрихт. ISBN 9023221192
- Колдевей, AM (1990): «Паломничества». В: Т.Дж. ван Ренш, А. М. Колдевей, Р. М. де ла Хэй, М. Л. де Крик (1990): Небесные походы. Братства в Маастрихте 1400-1850 гг . Площадь Маастрихта №16. Stichting Историческая серия Маастрихт, Маастрихт. ISBN 90-70356-55-4
- Колдевей, А.М. (2000): «Реликварий с бюстом Серватия в церкви Серватия в Маастрихте и его литургическое использование». В: Искусство и литургия в средние века: материалы международного конгресса Bibliotheca Hertziana и Nederlands Instituut te Rome, Рим, 28-30 сентября 1997 г. Николас Бок, Мюнхен ( текст онлайн на academia.edu )
- Кроос, Рената (1985): Храм Святого Серватия в Маастрихте и четыре связанных с ним реликвария в Брюсселе . Центральный институт истории искусств, Мюнхен. ISBN 3422007725
- Убахс, PJH и IMH Evers (2005): Историческая энциклопедия Маастрихта . Вальбург Пресс, Зутфен. ISBN 905730399X
- Ос, Хенк ван (2000): Дорога в рай. Поклонение реликвиям в средние века . Каталог выставки Амстердам и Утрехт. Издательство Де Пром, Баарн. ISBN 9068017322
- Различные авторы (1983): Де Синт Серваас , стр. 77-84. Реставрационный информационный бюллетень №10 (специальный выпуск о паломничестве). Фонд реставрации Де Синт Серваас, Маастрихт
- Различные авторы и фотографы (2011 г.): Heiligdomsvaart Maastricht 2011 (фотокнига). Основание гробницы святого Серватия, Маастрихт. ISBN 978-90-78213-10-9
Примечания
[ редактировать ]- ↑ XV века, Ныне очень почитаемая статуя Богоматери, Морской звезды прибыла в эту церковь только в 1837 году и, таким образом, до этой даты не играла никакой роли в привлечении паломников к Богоматери. Колдевей (1990), с. 98.
- ↑ В Аахене паломничество сосредоточилось около 17 июля, в день открытия Ахенского собора . Остается неясным, было ли это совпадением или запланировано. Это, конечно, было чрезвычайно полезно для обоих. Позже к ним присоединился Корнелимюнстер.
- ↑ Многие действительно посещали могилу святого Серватия, некоторые лежали на ней и исповедовались в своих грехах, как описано паломником из Герардсбергена в 1433 году. Koldeweij (1990), p. 94.
- ^ Точного количества посетителей нет. В 1496 году Аахен посетили 142 000 паломников. Предполагается, что большинство из них посетили также Маастрихт. Де ла Хэй (1990), с. 113.
- ^ Маастрихта Значки паломников были найдены в большинстве вышеупомянутых стран. Пять значков из Маастрихта, а также французских и итальянских памятников, слипшихся в результате окисления, были найдены в могиле аббатства Селье в Норвегии. Можно предположить, что все пять были собраны во время одного паломничества. Колдевей (1990), стр. 90–91, 100–101.
- ↑ Шествия внутри церкви или на территории церкви были разрешены. 1629 года Хайлигдомсварт был последним паломничеством с выставлением реликвий под открытым небом. Убахс/Эверс (2005), стр. 423–424: «процесс».
- ↑ Пьеса «Золотой дом» , поставленная в 1983 году, вызвала критику со стороны немецкого историка искусства Ренате Кроос, автора важной публикации о святилище Святого Серватия: «Однако мне кажется весьма сомнительным, что в этом действии (около 1200 г.) участники и костюмы Зальцбургского фестиваля) реликвии должны были «подыгрывать»: рука Фомы, Ставротека 1490 года, бюст Серватия и святилище Серватия. С одной стороны, меры по охране природы запрещают манипулировать находящимися под угрозой исчезновения произведениями ювелира. актерами». Кроос (1985), с. 406. Критика Крооса не имела большого эффекта; в спектакле «Эхо паломника» 1990 года реликвии снова носили. Дж. ван Терм (1990): «Хейлигдомсварт 1990: ретроспектива». В: Де Синт Серватиус , стр. 422-425.
- ↑ Голландский писатель Николаас Матсье посетил паломничество в Маастрихт в 1997 году и был больше всего впечатлен выставкой реликвий («театрально говоря, блестяще»). Шествие, которое было его главной целью, он считал разочаровывающим. Николаас Матсье : «Реликвии и Хайлигдомварт в Маастрихте; Горячая линия с другой стороной» . В: NRC Handelsblad , 20 июня 1997 г.
- ↑ До 1990 года в базилике Святого Серватия не проводилось церемонии выставления мощей; их просто выставляли напоказ в церкви после шествий. В 1990 году выставление мощей состоялось одновременно в обоих храмах. С 1997 года они проводятся в разное время, поэтому люди могут посетить оба мероприятия. См. программы «Хайлигдомсварт 1983» и «Хайлигдомсварт 1990». В: Де Синт Серваас , с. 84 и стр. 408–409.
- ^ В 1955 году эта группа реликвий была разделена на: апостолов, мучеников и исповедников. Видеть: Р. де ла Хэй , «История Маастрихтского паломничества». В: Ван Ренш/Колдевей/Де ла Хэй/Де Крик (1990), с. 119.
- ↑ Впервые упоминается в 1923 году как часть паломничества. «Церковные новости. Семилетний журнал Heiligdomsvaart в Маастрихте в Де Тийде , 23 июля 1923 года (на сайтеsolver.kb.nl ) .
- ↑ Использование слова «храм» является неправильным переводом немецкого и голландского термина Schrein или schrijn , означающего просто «коробка» или «сундук». В немецком языке это слово стало означать «сундук с реликвиями».
- ↑ « Нодкист» был одним из немногих предметов из голландских коллекций, включенных в грандиозную выставку «Рейн и Маас». Искусство и культура 800-1400» , проходившая в Брюсселе и Кёльне в 1972 году. Х. Шницлер, Ж. Лежен и другие (ред.) (1972): Рейн и Маас. Искусство и культура 800-1400 (каталог выставки), стр. 245-246. Музей Шнютгена и министерства голландской и французской культуры Бельгии, Кельн/Брюссель.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Григорий Турский (587): Liber in gloria исповедорум («Слава исповедников»), глава 71 ( онлайн-текст на латыни ).
- ^ Колдевей (1990), стр. 97-98.
- ^ Колдевей (1990), стр. 91-92.
- ^ Перейти обратно: а б Р. де ла Хэй , «История Маастрихтского паломничества». В: Ван Ренш/Колдевей/Де ла Хэй/Де Крик (1990), стр. 116-117.
- ^ Колдевей (1990), стр. 98-99.
- ^ Де ла Хэй (1990), стр. 107-113.
- ^ Де ла Хэй (1990), стр. 113-115.
- ^ Миша Спель : «Могила остается теплой» на сайте NRC Handelsblad , 12 сентября 2003 г.
- ^ Ван Ос (2000), с. 84.
- ^ Жак Эрраец : «Маастрихт под чарами Святого Серватия» в NRC Handelsblad , 24 августа 1990 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кроос (1985), стр. 353-355.
- ^ Де ла Хэй (1990), стр. 116, 121.
- ^ Колдевей (1990), с. 99.
- ^ Убахс/Эверс (2005), с. 566: «Свобода святого Серватия».
- ^ Колдевей (1990), стр. 102-104.
- ^ Колдвей (1990), с. 89.
- ^ Убахс/Эверс (2005), с. 219: «День святилища».
- ^ Кроос (1985), с. 357.
- ^ Де ла Хэй (1990), с. 113.
- ^ Перейти обратно: а б с Б. ван Хелленберг Хубар (1983): «Спорная реставрация канала-святилища в 1874 году». В: Де Синт Серватиус , стр. 77-78.
- ^ Кроос (1985), стр. 396-397.
- ^ Питер Ян Маргри (2000): Нежные вопросы: религиозные ритуалы в конфликте. Противостояние между католиками и протестантами вокруг процессионной культуры в Нидерландах XIX века , стр. 311-317. Издательство Верлорен, Хилверсюм. ISBN 90-6550-065-0 ( текст на сайте pure.knaw.nl ).
- ^ Кроос (1985), с. 405.
- ^ Кроос (1985), с. 404, примечание 227.
- ^ Б. Домен (1983): «Маастрихт снова штурмует замок на Маасе». В: Де Синт Серватиус , стр. 78-79.
- ^ Убахс/Эверс (2005), стр. 103–104: «Штурм замка».
- ^ Кроос (1985), стр. 405-406.
- ^ Кроос (1985), с. 397, примечание 160.
- ^ Кроос (1985), с. 406.
- ^ Дж. ван Терм (1989): «Пойдем, мы идем в дом Господень». В: Де Синт Серватиус , с. 350.
- ^ Барт А. Викарт : «Значение католической церкви», в: Ежегодникам за пятьдесят лет в Маастрихте , стр. 149 ( текст на сайте zichtopmaastricht.nl ).
- ^ «Heiligdomsvaart» на kro.nl. сайте
- ^ «Маастрихт, Х. Серваас (Серватиус)» на сайте meertens.knaw.nl
- ^ Перейти обратно: а б с «Программа Heiligdomsvaart 2018» на сайте Santuarysvaartmaastricht.nl .
- ^ Фотокнига (2011), стр. 24-39, а также «Впечатления HDV 2018: Шествие и открытие мессы 24.05.2018» на сайте Santuarysvaartmaastricht.nl .
- ^ Де ла Хэй (1990), с. 119.
- ^ Перейти обратно: а б Буклет «Reliekentoning Heiligdomsvaart 2018 Basiliek van Starre der Zee», розданный на выставке реликвий в базилике Богоматери, 2 июня 2018 г.
- ^ Николаас Матсье : «Реликвии и Хайлигдомварт в Маастрихте; Горячая линия с другой стороной» . В: NRC Handelsblad , 20 июня 1997 г.
- ^ «Паломничество 1990». В: Де Синт Серваас , стр. 408-409.
- ^ «Шествие и вступительная месса 24 мая 2018 г.» , «Звездное шествие 25 мая 2018 г.» и «Mini Heiligdomsvaart 28 мая 2018 г.» на веб-сайте Santuarysvaartmaastricht.nl .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Шествие с листовками 27 мая 2018 г.» , «Шествие с листовками 3 июня 2018 г.» и фотографии предыдущих шествий на сайте heiligdomsvaartmaastricht.nl .
- ^ «Брошюра о культурной программе» на сайте Santuarysvaartmaastricht.nl .
- ^ Колдевей (1985), стр. 55-56, 283-286.
- ^ « Фотографии экспозиции мощей в Св. Серватии», 02.07.2011 г., на сайте heiligdomsvaartmaastricht.nl .
- ^ «Гильдия носильщиков Sterre der Zee» на сайте sterre-der-zee.nl .
- ^ «Братство Стерре дер Зее» на сайте sterre-der-zee.nl .
- ^ Убахс/Эверс (2005), с. 600: «Черный Христос».
- ^ Убахс/Эверс (2005), с. 98: «Братство Святого Креста».
- ^ «Sint Servaasgilde». Архивировано 8 июля 2018 года в Wayback Machine на веб-сайте sintservaas.nl .
- ^ Убахс/Эверс (2005), с. 300: «Ламбертус, ч».
- ^ Дж. ван Терм и Дж. Нелиссен (1979): Церкви Маастрихта , с. 94. Врум и Дрисманн, Маастрихт
- ^ «Rondleiding». Архивировано 5 июля 2018 года в Wayback Machine на веб-сайте annalambertus.nl .
- ^ «Группы». Архивировано 5 июля 2018 года в Wayback Machine на веб-сайте annalambertus.nl .
- ^ Ахсманн (2017), с. 163.
- ^ Кроос (1985), с. 355.
- ^ Веб-сайт Братства Святого Серватия .
- ^ «Гильдия информаторов» на сайте sintservaas.nl .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Веб-сайт Хайлигдомсварт
- Хайлигдомварт 1962 (YouTube)
- Церемония открытия 2018 (YouTube)
- Шествие 2018 (YouTube)
- Детское паломничество 2018 (YouTube)