Старосаксонский обет крещения
Старосаксонский обет крещения , также называемый Старосаксонским катехизисом , Утрехтским обетом крещения и Abrenuntiatio Diaboli , — это обет крещения , который был найден в рукописи девятого века в монастырской библиотеке в Майнце , Германия . В обете упоминаются три германских языческих бога ранних саксов , которых читатель должен покинуть: Ууден (« Воден »), Тунаэр и Сакснот . Ученый Рудольф Симек отмечает, что этот обет представляет особый интерес, поскольку это единственный случай, когда бог Сакснот упоминается в религиозном контексте. Один из многих обетов крещения, сейчас он хранится в Ватиканском Кодексе. 577. [1]
Несмотря на условное название текста, существует спор о том, как следует классифицировать язык текста, поскольку в нем присутствуют черты древнеанглийского , старонижнефранконского (староголландского) и старосаксонского (старонижненемецкого).
Клятва
[ редактировать ]Текст (курсивом латиницы) звучит следующим образом: [1]
1. Форсахистские диоболы? | 1. Оставляете ли вы Дьявола? |
и пусть он ответит и форсачо дьявола. | и он должен ответить: Я оставляю дьявола. |
2. Конец всем diobolgelde? | 2. И все идолопоклонство? |
пусть он ответит конец и forsacho allum diobolgelda. | (Он) должен ответить: И я оставляю всякое идолопоклонство. |
3. Каков конец дьявола? | 3. И все дела дьявола? |
пусть он ответит. end ec forsacho allum Devils uuercum и uuordum, | (Он) должен ответить: И я оставляю все дела и обещания Дьявола, |
Thunaer ende Uoden ende Saxnote ende allum их unholdum, hira genotas sint. | Тунаэр, Воден, Сикснот и все эти дьяволы, их последователи. |
4. гелобисту в аламехтигане фадаере | 4. Верите ли вы/доверяете ли вы Богу Всемогущему Отцу? |
ec gelobo in got alamehtigan fadaer | Я верю/доверяюсь Богу Всемогущему Отцу. |
5. слушать ангелов во Христе | 5. Верите ли вы/доверяете ли вы Христу, Сыну Божьему? |
ec gelobo in christ gotes suno. | Я верю/доверяюсь Христу, Сыну Божьему. |
6. Гелобисту в галогане гостя. | 6. Верите ли вы/доверяете ли вы Святому Духу? |
Ec gelobo в галоган-госте. | Я верю/доверяюсь Святому Духу. |
Языковой спор
[ редактировать ]Хотя рукопись клятвы датируется девятым веком, ее язык, судя по всему, относится к восьмому веку. Несомненно, он написан на смеси различных западногерманских диалектов, включая черты, которые могут принадлежать древневерхненемецкому , древненижненемецкому (также известному как старосаксонский), старофризскому , древнеголландскому (также известному как старонижнефранконский) и старонижнефранконскому . Английский . Это привело к обширным дебатам о том, откуда возник текст, не в последнюю очередь потому, что текст мог бы стать важным ранним памятником языка и традиций любой современной страны, которая может на него претендовать. люди, скопировавшие и адаптировавшие текст. [2] [3] [4] [5] Ключевые слои выглядят следующим образом:
- Древнеанглийский (вероятно, конкретно нортумбрийский древнеанглийский ). Это соответствовало бы производству в Нортумбрии или деятельности нортумбрийского миссионера, действующего вместе со Святым Бонифацием на континенте.
- Древненижненемецкий или староголландский , что может соответствовать производству или передаче через монастырь в Утрехте (в современных Нидерландах).
- Древневерхненемецкий , что соответствует копированию сохранившейся рукописи, сделанной носителем этого варианта, возможно, в аббатстве Херсфельд .
Сравнение с современными голландскими и нижненемецкими языками.
[ редактировать ]В глоссарии ниже орфография нормализована:
- ⟨u⟩ заменяется на ⟨w⟩, когда согласная
- ⟨c⟩ заменяется на ⟨k⟩ , а ⟨ch⟩ на ⟨kh⟩.
Исходное слово | Современный голландский | Современный нижненемецкий | Современный английский |
---|---|---|---|
конец | в | и | и |
е[к] | я | я | я |
forsa[kh]o | отказаться | Уступи дорогу | оставить |
каждый | в | все | все |
диоболы | дьявольский | Дювелс | дьявольский |
[w]ercum | работа | Варкен | работает |
и | в | и | и |
[w]ордум | слова | Слова | слова |
Тунэр | дать | дать | Тунор |
конец | в | и | и |
[В]оден | Водан | Водан/Воден | Воден |
конец | в | и | и |
Сакснот | Саксно | Саксно | Саксно |
конец | в | и | и |
каждый | Аллен | все | все |
более | (из) этого | дисс | те |
непослушание | нелояльность | Унманнен | неверный |
й | тот | из | ВОЗ |
беседа | она | эх услышать (восточно-фризский) | их |
геноты | (союзники) товарищи | Понравилось | компаньоны |
святой | являются | рожденный | являются |
Издания
[ редактировать ]СМИ, связанные с саксонской клятвой крещения, на Викискладе?
- Глава королей франков I , изд. А. Борециус, Monumenta Germaniae Historica, раздел 11 законов (Ганновер, 1883 г.), стр. 11. 22 (№ 107)
- «Abrenuntiatio diaboli et prefessio fidei», под редакцией Э. Вадштейна, Меньшие памятники древнесаксонского языка , Нижненемецкие памятники, 6 (Norden: Soltau, 1899), стр. 119–21.
- Ходжкин, Р. Х., История англосаксов , 3-е изд., 2 тома (Оксфорд, 1952), I, 302 [факсимиле]
См. также
[ редактировать ]- Indiculus superstitionum et paganiarum , латинский сборник капитулярий, идентифицирующих и осуждающих суеверные и языческие верования, обнаруженные на севере Галлии и среди саксов во время их порабощения и обращения Карлом Великим.
- Сэкснет
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Симек, с. 276.
- ^ Д. Х. Грин, Язык и история в раннем германском мире (Кембридж, 1998), стр. 344–45.
- ^ Н. ван дер Сийс, Календарь голландского языка (2006).
- ^ Марко Мостерт, « Утрехт между Йорком и Фульдой: Начало голландской письменности в раннем средневековье. Архивировано 20 сентября 2012 года в Wayback Machine », в книге «Против безделья ...» Голландское средневековье в зеркале искусства, культа и Политика , под редакцией Ульрики Зельманн, Анжелики Леманн-Бенц и Урбана Кюстерса (Дюссельдорф: Grupello, 2004), стр. 21–37. ISBN 3-89978-018-3
- ^ Марко Мостерт, «Передача веры: круг Бонифация, германские диалекты, фризские и саксонские новообращенные», Амстердамский вклад в старые немецкие исследования , 70 (2013), 87–130.
Источники
[ редактировать ]- Симек, Рудольф (1993), «Саксонский обет крещения», в Словаре северной мифологии , пер. Анджела Холл. Д.С. Брюэр . п. 276. ISBN 0-85991-513-1