Jump to content

Монархия Нидерландов

Монарх Королевства Нидерландов
Король Нидерландов
Действующий президент
Виллем Александр
с 30 апреля 2013 г.
Подробности
Стиль Его Величество
Наследник Катарина-Амалия, принцесса Оранская
Первый монарх Вильгельм I
Формирование 16 марта 1815 г .; 209 лет назад ( 1815-03-16 )
Резиденция
Веб-сайт www .royal-house .nl

Монархия Нидерландов ; регулируется Конституцией страны , примерно треть которой объясняет механизм преемственности, присоединения и отречения роли и обязанности монарха; формальности общения между Генеральными штатами Нидерландов ; и роль монарха в создании законов.

Некогда суверенные провинции Испанских Нидерландов периодически управлялись членами Дома Оранских-Нассау и Дома Нассау с 1559 года, когда Филипп II Испанский назначил Вильгельма Безмолвного (Вильяма Оранского) штатгальтером , до 1795 года. когда последний штатгальтер, Вильгельм V, принц Оранский , бежал из страны. Вильгельм Молчаливый стал лидером голландского восстания и независимой Голландской республики . Некоторые из его потомков были позднее назначены провинциями штатгальтерами, а в 1747 году роль штатгальтера стала наследственной должностью во всех провинциях « коронованной » Голландской республики.

Королевство Нидерланды является независимой монархией с 16 марта 1815 года. После отречения своей матери королевы Беатрикс Виллем -Александр стал королем Нидерландов с 30 апреля 2013 года.

Преемственность

[ редактировать ]

Монархия Нидерландов переходит по праву наследования к наследникам Вильгельма I (см. Дом Оранских-Нассау ). [Минусы 1] Наследник определяется двумя механизмами: абсолютным родственным первородством и кровной близостью . В 1983 году в Нидерландах законом установлено абсолютное родственное первородство вместо первородства по мужскому предпочтению. [ нужны разъяснения ] Близость крови ограничивает вступление на престол лица, находящегося в родстве с действующим монархом в пределах трёх степеней родства. Например, внуки принцессы Нидерландов Маргрит (сестры принцессы Беатрикс ) не имеют права наследования, поскольку их родство с Беатрикс, когда она была королевой, было четвертой степени (то есть принцесса Беатрикс является дочерью родителей их родителей). . Наследование ограничивается законными наследниками, что исключает притязания на престол детей, рожденных вне брака. [Минусы 2] Если король умирает, пока его жена беременна: в этот момент наследником считается нерожденный ребенок, если только не мертворожденный - тогда считается, что ребенок никогда не существовал. Таким образом, если предыдущий король умирает, когда его жена беременна первым ребенком, будущий ребенок немедленно считается рожденным и немедленно становится новым королем или королевой. Если беременность заканчивается мертворождением, его или ее правление аннулируется (в противном случае существование мертворожденного короля/королевы добавит степень разделения других членов семьи на трон и может внезапно исключить следующего человека в очереди на трон). [Минусы 3]

Если монарх несовершеннолетний, назначается регент, который исполняет обязанности до достижения монархом совершеннолетия. [Минусы 4] [Минусы 5] Регентом обычно является оставшийся в живых родитель монарха, но конституция предусматривает, что опека и родительская власть несовершеннолетнего монарха будут определяться законом; любое лицо может быть назначено регентом, законным опекуном или и тем, и другим. [Минусы 6]

В Конституции также предусмотрен ряд особых случаев. Во-первых, если после смерти монарха не останется наследника, Генеральные штаты могут назначить преемника по предложению правительства. Это предложение может быть сделано до смерти правящего монарха, даже самим монархом (в случае, если ясно, что монарх умрет, не оставив наследника). [Минусы 7] Во-вторых, некоторые люди исключены из линии преемственности. Они есть:

  • Любой наследник, вступивший в брак без разрешения Генеральных штатов, теряет право наследования. [Минусы 8]
  • Лицо, которое является или стало действительно нежелательным или непригодным в качестве монарха, может быть исключено из линии наследования актом Генеральных штатов по предложению правящего монарха. [Минусы 9] Этот пункт никогда не выполнялся и считается «запасным выходом». Примером может служить наследник, который совершил государственную измену или стал жертвой несчастного случая, выведшего из строя.

Присоединение

[ редактировать ]

Как и большинство монархий, Нидерланды не могут существовать без монарха – конституция Нидерландов не признает ситуацию, в которой нет монарха. должен быть глава государства Это связано с тем, что для функционирования правительства , поскольку должен быть кто-то, кто выполняет задачи конституционной роли короля/королевы. По этой причине новый монарх принимает на себя эту роль в тот момент, когда предыдущий монарх перестает занимать трон. Единственным исключением является случай, когда наследника вообще нет, и в этом случае Государственный совет берет на себя роль монарха до назначения монарха или регента. [Минусы 10]

The monarch is expected to execute his duties and responsibilities for the good of the nation. The monarch must therefore swear to uphold the constitution and execute the office faithfully. The monarch must be sworn in as soon as possible after assuming the throne during a joint session of the States-General held in Amsterdam. Article 32 of the Dutch constitution describes a swearing-in in "the capital Amsterdam", which incidentally is the only phrase in the constitution that names Amsterdam as the capital of the Kingdom.[Cons 11] Церемония называется инаугурацией ( инхулдигинг ).

The Dutch monarch is not crowned—although the crown, orb, and sceptre are present at the ceremony—the monarch's swearing of the oath constitutes acceptance of the throne. Also, note that this ceremony does not equal accession to the throne as this would imply a vacancy of the throne between monarchs which is not allowed. The monarch ascends immediately after the previous monarch ceases to reign. The swearing-in only constitutes acceptance in public.

End of a reign

[edit]

The monarch's reign can end in death or abdication. Both of these events cause the regular mechanisms of succession to go into effect.[Cons 12] While the constitution mentions neither possibility explicitly, it does describe what happens after the monarch dies or abdicates. Abdication is a prerogative of the monarch, but it is also irreversible as the person abdicating cannot return to the throne, nor can a child born to a former monarch after an abdication has occurred have a claim to the throne.[Cons 12]

The abdicated monarch is legally a Prince or Princess of the Netherlands as well as a Prince or Princess of Orange-Nassau. After their death, legally the deceased monarch (abdicated or not) has no titles. However, after death, the abdicated monarch is traditionally referred to as king or queen again. For example, Queen Juliana became queen on 4 September 1948 and princess again on 30 April 1980 following her abdication, but has been referred to as Queen Juliana since her death on 20 March 2004.[1]

Temporary loss of royal authority

[edit]

There are two ways in which the monarch, without ceasing to be monarch, can be stripped of his or her royal authority:

Voluntary suspension of royal authority
The monarch temporarily ceases execution of his or her office.
Removal from royal authority
The government strips the monarch of his or her royal authority, as he or she is deemed unfit for their tasks.

These cases are both temporary (even if the monarch dies while not executing his office it still counts as temporary) and are described in detail in the constitution. A monarch can temporarily cease to reign for any reason. This can be at his own request or because the Council of Ministers deems the monarch unfit for office.[Cons 13][Cons 14] Although there can be any reason for the monarch to cede royal authority or be removed from it, both monarch and council are deemed to act responsibly and not leave the execution of the office vacant unnecessarily. Both cases are intended to deal with emergency situations such as physical or mental inability to execute the office of the monarch.

In both cases, an act of the joint States-General is needed to strip the monarch of authority. In the case of the monarch ceding royal authority, the required act is a law. In case of removal, it is a declaration by the States-General. Formally, both require the normal procedure for passing a new law in the Netherlands.[Cons 13][Cons 14] The former case is signed into law by the monarch himself, the latter is not, so technically it is not a law (this is allowed explicitly in the Constitution since the monarch who is being stripped of his authority will probably not agree to sign the act of his removal, and—in the case of the States-General removing a monarch who has become unfit due to mental or physical incapacitation—may not be able to).

Since neither ceding nor removal is permanent, neither triggers succession. Instead, the States-General appoint a regent. This must be the heir apparent if he or she is old enough.[Cons 5] In order for the monarch to resume his duties, a law (which is signed by the regent) must be passed to that effect. The monarch resumes the throne the moment the law of his return is made public.[Cons 13][Cons 14]

The monarch and the government

[edit]

Although the monarch has roles and duties in all parts of the government and in several important places in the rest of society, the primary role of the monarch is within the executive branch of the Dutch government: the monarch is part of the government of the Netherlands.

The role of the monarch within the government of the Netherlands is described in Article 42 of the constitution:[Cons 15]

This article is the basis of the full power and influence of the monarch and makes him beyond reproach before the law, but also limits his practical power, as he can take no responsibility for it.

The first paragraph of Article 42 determines that the government of the Netherlands consists of the monarch and his ministers. The monarch is according to this article not the head of government; the ministers are not answerable to the monarch within the government.[Cons 16][Cons 17] There is no distinction, no dichotomy, no segregation or separation: the monarch and his ministers are the government and the government is one.[ext 1]

This fact has practical consequences, in that it is not possible for the monarch and the ministers to be in disagreement. The government speaks with one voice and makes decisions as a united body. When the monarch acts in an executive capacity, he does so as a representative of the united government. And when the government decides, the monarch is in agreement (even if the monarch personally disagrees). As an ultimate consequence of this, it is not possible for the monarch to refuse to sign into law a proposal of law that has been agreed to and signed by the responsible minister. Such a disagreement between the monarch and his minister is a situation not covered by the constitution and is automatically a constitutional crisis.[ext 1]

The second paragraph of the article, though, is what really renders the monarch powerless. This paragraph states that the monarch is inviolable. He is beyond any reproach, beyond the grasp of any prosecution (criminal or otherwise) for any acts committed or actions taken as monarch. If anything goes wrong, the minister responsible for the topic at hand is responsible for the failings of the monarch. This sounds like it makes the monarch an absolute tyrant, but in fact, the opposite is true: since the ministers are responsible, they also have the authority to make the decisions. The ministers set the course of the government and the country, and the ministers make executive decisions and run the affairs of the state. And since the government is one, the monarch abides by the decision of the ministers. In fact, the monarchs of the Netherlands rarely make any executive decisions at all and practically never speak in public on any subject other than to read a statement prepared by the Prime Minister (since an unfortunate off-the-cuff remark could get a minister into trouble). The practical consequence of this limit on the power of the monarch is that the monarch never makes a decision on his own. Every decision, every decree must be countersigned by the responsible minister(s).[ext 1]

The monarch and the law of the land

[edit]

Technically, the monarch has a lot of practical power. For instance, no proposal of law actually becomes law until signed by the monarch – and there is no legal requirement for the monarch to sign.[Cons 18] In practice, the monarch will always give assent since most proposals of law are made by the government "by or on behalf of the King".[Cons 19] And while proposals of law must be approved by the States-General, a lot of the practical running of the country is done by royal decree (in Dutch: Koninklijk Besluit). These royal decrees are used for all sorts of things, ranging from appointments of civil servants and military officers to clarifications of how public policy is to be executed to filling in the details of certain laws. Royal decrees create ministries,[Cons 20] dissolve the houses of the States-General,[Cons 21] and appoint & fire ministers.[Cons 22]

However, royal decrees are made by the responsible minister. And while the monarch must sign laws and royal decrees before they come into effect, the constitution determines that the responsible ministers and state secretaries must countersign.[Cons 23] That, given the fact that the ministers have the authority, really means that they decide and it is the monarch who countersigns (the minister asks the monarch for permission, that is, royal authority, and as an upholder of the Constitution, the monarch signs first; the minister is politically responsible for the Act and countersigns. This is an Act of the Crown: monarch and minister together). Even that is a formality. Also, while the monarch may technically propose laws ("by or on behalf of the King"), ministerial responsibility means that he never does. And even though the government may refuse to sign a States-General approved proposal into law, this is practically unheard of and the monarch refusing to sign on his own is even rarer (and would cause a constitutional crisis).[ext 2]

There is one special case in which the monarch has, if possible, even less power than normal: the appointment of his ministers. Ministers are appointed by royal decree, which has to be countersigned by the responsible minister. The royal decree to appoint a minister, however, is countersigned by two responsible ministers rather than one: the outgoing minister responsible for the ministry and the Prime Minister.[Cons 24]

Formation of the government

[edit]

Though the powers of the monarch of the Netherlands are limited, he or she does not have a ceremonial role. The monarch has a role relating to the formation of a new government after parliamentary elections.[citation needed] This power is not directed in the constitution.[ext 1]

After the parliamentary election, there follows a period of time in which the leaders of the political parties in parliament seek to form a coalition of parties that can command a majority of the newly elected parliament. The current nationwide party-list system, combined with a low threshold for getting a seat (two-thirds of one percent of the vote), makes it all but impossible for one party to win an outright majority. Thus, the bargaining required to put together a governing coalition is as important as the election itself.

This process of negotiations, which can last anywhere from two to four months (more on occasion), is coordinated in the initial stages by one or more informateurs, whose duty it is to investigate and report upon viable coalitions. After a likely combination is found, a formateur is appointed to conduct the formal coalition negotiations and form a new Council of Ministers (of which the formateur himself usually becomes the Prime Minister). If the negotiations fail, the cycle starts over. The informateurs and formateur in question are all appointed to this task by the monarch. The monarch makes his own decision in this, based on advice from the leaders of the different parties in parliament, as well as other important figures (the speakers of the new parliament and the senate are among them).[ext 1]

There is usually some popular discussion in the Netherlands around the time of these negotiations about whether the authority of the monarch in this matter should not be limited and whether or not the newly elected parliament should not make the appointments that the monarch makes. These discussions usually turn (to varying degrees) on the argument that a decision by a monarch is undemocratic and there is no parliamentary oversight over the decision and the monarch might make use of this to push for a government of his or her liking.

On the other hand, it is somewhat questionable that the monarch really has much opportunity here to exert any influence. The informateur is there to investigate possible coalitions and report on them. He could technically seek "favourable" coalitions, but the political parties involved are usually quite clear on what they want and do not want and the first choice for coalition almost always is the coalition of preference of the largest party in the new parliament. Besides, the monarchs and (particularly) the queens have traditionally known better than to appoint controversial informateurs, usually settling for well-established yet fairly neutral people in the political arena (the deputy chairman of the Dutch Council of State is a common choice). Once a potential coalition has been identified the monarch technically has free rein in selecting a formateur. However, the formateur almost always becomes the next prime minister, and in any case, it is a strong convention that a government must command the support of a majority of the House of Representatives in order to stay in office. These considerations mean that the selected formateur is always the party leader of the largest party in the potential coalition.[ext 1]

However, in March 2012 the States-General altered its own procedures, such that any subsequent government formation is done without the monarch's influence.[ext 3] No more than a month later, the government coalition collapsed,[ext 4] triggering early elections in September 2012. As no formal procedures had been outlined as to how a government formation without monarch should take place, it was initially feared the subsequent government formation would be chaotic.[ext 3] However, a new government coalition was formed within 54 days – surprisingly early for Dutch standards.[ext 5] Instead of the monarch, the Speaker of the House of Representatives appointed the informateur – whose function was renamed to 'scout'.[ext 6] After the negotiations, the installation ceremony of ministers – the only duty still left to the monarch – was held in public for the first time in history.[ext 7]

The monarch and the States-General

[edit]
The Dutch Court is still known for their old traditions.
The throne of the Ridderzaal, from which the Dutch monarch delivers the Throne Speech on Prinsjesdag.

The one branch of government over which the monarch has no control is the legislative branch, formed by the States-General of the Netherlands. This parliamentary body consists of two chambers, the House of Representatives (also commonly referred to as Parliament) and the Senate.[Cons 25]

As in most parliamentary democracies, the States-General are dually responsible for overseeing the government in its executive duties as well as approving proposals of law before they can become as such. In this respect, it is vital for the government to maintain good relations with the States-General and technically the monarch shares in that effort (although the monarch never officially speaks to members of the States-General on policy matters due to ministerial responsibility).[citation needed]

Constitutionally, the monarch deals with the States-General in three areas: lawmaking, policy outlining at the opening of the parliamentary year and dissolution.

Of the three, policy outlining is the most straightforward. The parliamentary year is opened on the third Tuesday of September with a joint session of both houses.[Cons 26] At this occasion the monarch addresses the joint states in a speech in which he sets forth the outlines for his government's policies for the coming year (the speech itself is prepared by the ministers, their ministries and finally crafted and approved by the prime minister). This event is mandated by the constitution in Article 65. Tradition has made more of this occasion than a policy speech though, and the event known as Prinsjesdag has become a large affair with much pomp and circumstance, in which the States-General and other major bodies of government assemble in the Ridderzaal to hear the King deliver the speech from the throne after having arrived from the Noordeinde Palace in his golden carriage. Both in constitutional aspects and in ceremony the event has much in common with both the British State Opening of Parliament and the American State of the Union.

Lawmaking is the area in which the monarch has the most frequent involvement with the States-General (although he still has very little to do with it in practice). Laws in the Netherlands are primarily proposed by the government "by or on behalf of" the monarch (this phrase is repeated often in the constitution).[Cons 18] Technically, this means that the monarch may propose laws in person, hearkening back to the days of the first monarchs of the Netherlands when monarchs really could and did control this. However, this possibility is at odds with ministerial responsibility and modern monarchs have always avoided the issue by never proposing laws personally. The monarch must still sign proposals into law though, as historical deference to the fact that the law of the land is decreed by the monarch.

While the king has no practical involvement anymore in lawmaking other than a signature at the end, one might get a different impression from reading the communications between the government and the States-General regarding such affairs. All communication from the States-General to the government is addressed to the monarch and correspondence in the opposite direction formally from the monarch (it is also signed by the monarch, without a ministerial countersignature – such communication is not a decision or decree, so does not require a countersignature). The formal language still shows deference to the position of the monarch, with a refusal of the States-General to approve a proposal of law for example becoming "a request to the King to reconsider the proposal". The constitution prescribes a number of the forms used:[Cons 27]

  • If the government accepts a proposal of law and signs it into law, the language is that "The King accedes to the proposal".
  • If the government refuses a proposal of law, the language is that "The King shall keep the proposal under advisement".

A law, once passed, is formulated in such a way as to be decreed by the monarch.

The final involvement of the monarch with the States is dissolution. Constitutionally, the government is empowered to dissolve either house of the states by royal decree. This means that a minister (usually the prime minister) makes the decision and the monarch countersigns. The signing of such a royal decree constitutionally implies new elections for the house in question and the formation of a new house within three months of dissolution.[Cons 21]

The constitution prescribes a number of cases in which one or more houses of the States are dissolved (particularly for changes to the constitution); this is always done by royal decree. In addition, traditionally a collapse of the government is followed by dissolution of the House of Representatives and general elections. Before World War II, before it became common to form new governments with each new parliament, it would happen from time to time that a Council of Ministers found itself suddenly facing a new and unfriendly parliament. When the inevitable clash came, it was an established political trick for the Prime Minister to attempt to resolve the problem by dissolving the parliament in name of the monarch in the hope that new elections brought a more favourable parliament (but it was also possible for the trick to backfire, in which case the new, equally hostile and far more angry parliament would suspend the budget to force the resignation of the government).

Even though the monarch never speaks with members of the States-General formally, it was tradition until 1999 that the queen would invite the members of parliament a few times a year for informal talks about the general state of affairs in the country. These conversations were held in the strictest confidence due to ministerial responsibility. The tradition was suspended in 1999 though, after repeated incidents in which MPs divulged the contents of the conversations, despite agreeing not to (and embarrassing the Prime Minister in doing so). In 2009, an attempt was made to resume the tradition, this failed however when Arend Jan Boekestijn disclosed to the press contents of a private conversation he had with the Queen. Boekestinjin resigned shortly after being exposed as the source.[ext 8]

Other functions of the monarch

[edit]

The monarch has several functions in addition to the duties and responsibilities described in previous sections. Some of these are (partly) constitutional; others are more traditional in nature.

The monarch is the head of state of the Kingdom of the Netherlands. As such, the monarch is the face of the kingdom toward the world: ambassadors of the Netherlands are emissaries of the monarch, foreign ambassadors represent foreign heads of state to the monarch. It is the monarch that makes official state visits to foreign heads of state as representative of the Netherlands. He or She represents the monarch whose face is shown on Dutch stamps and Dutch euro coins.

Constitutionally, the monarch is the head of the Dutch Council of State.[Cons 28] The council is a constitutional body of the Netherlands that serves two purposes. First, it is an advisory council to the government which advises on the desirability, practicability and constitutionality of new proposals of law.

Second, it is the Supreme court for the Netherlands in matters of administrative law.[Cons 29] The position of the monarch as constitutional head of this Council means two things for the constitutional position of the monarch:[ext 9]

  1. The monarch is constitutionally and directly involved with practically all aspects of lawmaking except approval by the States-General (which is representative of the electorate). From inception of the law through proposal to the States to finally signing into law, the monarch is involved. This involvement is derived from the days when the monarch was an absolute ruler and really made law. Originally, with the creation of the first constitutions, the monarchs strove to maintain power by maximum involvement with all aspects of lawmaking. Over time this has grown into a more advisory role.
  2. The monarch is constitutionally involved with at least part of the judicial branch of government as well.

The role played by the monarch in the council is largely theoretical due to ministerial responsibility. While the monarch is officially chairman of the council, in practice the king never votes in Council meetings and always turns over his responsibility as chair of the meetings to the deputy head of the council. He is still presumed to be part of the discussions, though.[citation needed]

Despite the limitations on the role the monarch may play in the council, his involvement is seen as valuable due to the experience and knowledge that a monarch accrues over the years. Reciprocally, being part of the Council deliberations is considered invaluable training and preparation for the role of monarch, which is why the heir-apparent is constitutionally an observer-member of the council from the time he comes of age.[Cons 28]

The monarch is also the Grand Master of the Dutch orders of knighthoods: the Order of Orange-Nassau,[Law 1] the Order of the Netherlands Lion[Law 2] and the Military William Order.[Law 3]

Lastly, the monarch plays a prominent but equally unofficial role in the running of the country as an adviser and confidant to the government. This duty traditionally takes the form of a weekly meeting between the Prime Minister and the monarch in which they discuss government affairs of the week, the plans of the cabinet, and so on. It is assumed that the monarch exerts most of his influence (such as it is) in these meetings, in that he can bring his knowledge and experience to bear on what he tells the Prime Minister. In the case of Queen Beatrix, several former Prime Ministers have remarked that her case knowledge of each and every dossier is extensive and that she makes sure to be fully aware of all the details surrounding everything that arrives on her desk.[citation needed]

Perhaps somewhat surprisingly for a monarchy, the monarch is not the commander-in-chief of the military of the Netherlands (not even nominally). He was until 1983, but a large overhaul of the constitution that year shifted supreme command of the armed forces to the government as a whole.[Cons 30] In contrast to most monarchies, this required Willem-Alexander to resign from his (brigadier general level) ranks in all military branches when he ascended the throne. At that occasion the special Royal distinctive was created that the king could wear on his uniforms to show his lasting relation with the armed forces. This is however no formal rank.

Remuneration and privileges

[edit]

Stipend

[edit]

Article 40 of the constitution states that the monarch is to receive an annual stipend from the kingdom (in other words wages, except that it cannot be called that since it implies the monarch is employed by the government, but rather it is the opposite). The exact rules surrounding these stipends are to be determined by law, as is the list of members of the royal house who also receive them.[Cons 31]

Under current Dutch law the monarch receives their annual stipend which is part of the annual budget, as do the heir-apparent (if of age), the spouse of the monarch, the spouse of the heir-apparent, the former monarch, and the spouse of the former monarch.[Law 4] In practice, as of June 2019, this means King Willem-Alexander, Queen Maxima, and Princess Beatrix. The monarch receives this stipend constitutionally, the others because they are not allowed to work for anybody due to their positions. For example, the recipients of royal stipends in 2009 were Queen Beatrix (€813,000), Prince Willem-Alexander (the heir-apparent; €241,000) and Princess Máxima (€241,000)).[Law 5]For 2017 the stipends were; for the King €888,000, for the Queen €352,000, and for Princess Beatrix €502,000. These personal stipends are in addition to an allowance for each of those named to meet official expenditure, these were set at €4.6 million for the King, €606,000 for the Queen and just over €1 million for Princess Beatrix.[2]

This stipend is linked to the development of the wages of Dutch civil servants. At the beginning of 2009 there was some upset in the parliament about the cost of the royal house and the lack of insight into the structure of those costs. At the insistence of the parliament the development of the stipends of the royal house members was then linked to the development of the salaries of the Dutch civil servants. During 2009 it was agreed collectively that the civil servants would receive a pay increase of 1%. In September 2009, at the first budget debate in parliament during the economic crisis, it was pointed out to the parliament that their earlier decision meant that the stipend to the queen would now also increase. This in turn was reason for the parliament to be displeased again.

Royal privileges

[edit]
Royal Standard

Under the constitution, royal house members receiving a stipend are exempt from income tax over that stipend.[Cons 31] They are also exempt from all personal taxes over assets and possessions that they use or need in the execution of their functions for the kingdom.[Cons 31] The monarch and the heir-apparent are exempt from inheritance tax on inheritances received from members of the royal house.[Cons 31]

The monarch has the use of Huis ten Bosch as a residence and Noordeinde Palace as a work palace. In addition the Royal Palace of Amsterdam is also at the disposal of the monarch (although it is only used for state visits and is open to the public when not in use for that purpose), as is Soestdijk Palace (which is open to the public and not in official use at all at this time).[Law 6]

The monarch has the use of an airplane and a train for state visits (although the airplane is not exclusively reserved for the monarch anymore and the train spends most of its time on display at the Dutch Railway Museum).[ext 10] The monarch also has a small fleet of cars available, on which he may display the royal standard.

Historically the Dutch monarch was protected by law against lèse-majesty. The Netherlands was amongst the last remaining monarchies in Europe to actively prosecute citizens for publicly insulting the reigning sovereign or members of their immediate family,[3][4][5] although the sentences tend to be light. According to Dutch TV, in total 18 prosecutions were brought under the law between 2000 and 2012, half of which resulted in convictions.[6] Lèse-majesty in the Netherlands was formally abolished as of 1 January 2020. However, insulting the Monarch, the Royal Consort, the heir apparent or their consort, or the Regent, is still punishable on the same level as denigrating public officials acting in their official capacity, punishable by up to three months in prison and/or a fine.[7]

Positions of other members of the royal house and royal family

[edit]

The royal family has become quite extensive since the birth of Queen Juliana's children. By consequence so has the Dutch royal house (nominally the collection of persons in line for the throne and their spouses), to the extent that membership of the royal house was limited by a change in the law in 2002.[Law 7]

Despite being a large clan, the family as a whole has very little to do officially with Dutch government or the running of the Netherlands. Constitutionally, an important role is played by the monarch. The heir-apparent is deemed to be preparing for an eventual ascent to the throne, so there are some limited tasks and a number of limits on them (particularly he/she cannot hold a paying job, since this might lead to entanglements later on). Since neither the monarch nor the heir-apparent may hold jobs, they receive a stipend from the government. Their spouses are similarly forbidden from earning an income and receive a stipend as well. But constitutionally that is the whole of the involvement of the royal family with the Dutch government.

In particular, members of the royal house other than the monarch and the heir-apparent have no official tasks within the Dutch government and do not receive stipends. They are responsible for their own conduct and their own income. They may be asked to stand in from time to time such as to accompany the monarch on a state visit if the consort is ill, but this is always a personal favor and not an official duty. In addition, they are not exempt from taxation.

Many members of the royal family hold (or have held) significant positions within civil society, usually functioning as head or spokesperson of one or more charitable organizations, patron of the arts and similar endeavors. Some members of the royal family are also (or have been) avid supporters of some personal cause; Prince Bernhard for instance was always passionate about the treatment of World War II veterans and Princess Margriet (who was born in Canada) has a special relationship with Canadian veterans specifically. As a rule of thumb, the members of the royal family who are contemporaries of Princess Beatrix tend to hold civil society positions as a primary occupation whereas younger family members hold these positions in conjunction with a regular, paying job. A notable exception to this rule is Pieter van Vollenhoven (husband to Princess Margriet), who was chairman of the Dutch Safety Board until his retirement.

As noted earlier, the spouses of the monarch and the heir-apparent are forbidden from holding paying jobs or government responsibilities. This is to prevent any monetary entanglements or undue influences involving the current and future monarchs. These legal limits were not a great problem when they were instituted in the 19th century; The Netherlands had kings and it was considered normal for a married woman to tend the household, raise the family and not to hold any position outside the home. The limits have been more problematic since the early 20th century, when the monarchy of the Netherlands passed to a series of queens and the consorts became men, starting with Prince Hendrik in 1901. The male consorts since then have all either been raised with an expectation of government responsibility (such as Prince Hendrik), or had established careers of their own before marrying the future queen (Prince Bernhard and Prince Claus). Upon marrying into the Dutch royal family they all found themselves severely restricted in their freedom to act and make use of their abilities. All of the male consorts have been involved in some form of difficulty or another (scandals involving infidelity and finances in the cases of Hendrik and Bernhard, deep depression in the case of Claus) and it has been widely speculated (and even generally accepted) that sheer boredom played at least a part in all of these difficulties.

Over time the restrictions on royal consorts have eased somewhat. Prince Hendrik was allowed no part or role in the Netherlands whatsoever. Due to his war efforts, Prince Bernhard was made Inspector General of the Dutch armed forces (although that role was created for him) and was an unofficial ambassador for the Netherlands who leveraged his wartime contacts to help Dutch industry. All that came to a halt in 1976, however, after the Lockheed bribery scandals. Prince Claus was allowed more leeway still after having established himself in Dutch society (he was unpopular at first, being a German marrying into the royal family after World War II); he was eventually given an advisorship within the Ministry for Development Cooperation pertaining to Africa, where he made good use of his experiences as a German diplomat in that continent. Nevertheless, neither Bernhard nor Claus ever fully got over the restrictive nature of their marriages and at the time of the royal wedding in 2002 it was broadly agreed in government circles that Queen Máxima (who had a career in banking before marrying King Willem-Alexander) should be allowed far more leeway if she desires.

Deceased members of the Dutch royal family since William I

[edit]

Death and burial

[edit]

Although Dutch lawmakers have historically favored being very conservative about creating a special legal position for members of the royal house or the royal family, there is one area in which the rules for members of the royal house are very different from those for other Dutch citizens: the area of death and burial.

For Dutch citizens, the rules surrounding death and burial are laid out by the Funeral Services Law (Dutch: Wet op de Lijkbezorging). However, article 87 of this law states the rule doesn't apply to the royal family. The Minister of Internal Affairs can also waive the law for other relatives of the monarch. The reason for this is that the exceptional position of members of the royal house is traditional.

Ever since the burial of William the Silent in the Nieuwe Kerk in Delft, members of the Orange-Nassau family have favored burial in the same crypt as William. Some members of the family buried elsewhere were even moved there later. However, for health and hygiene reasons, burial in churches was forbidden in the Netherlands by decree of William I in 1829. To allow members of the royal family to be entombed, all Dutch laws on burial have made an exception for the royal house ever since the 1829 decree. The practice was banned before under French occupation but returned after 1815.

The burial of the royal house members is a matter of tradition, circumstance, practicality, and spirit of the times. This is due to the lack of any formal rules whatsoever. The body of a departed member of the royal house is typically placed on display for a few days in one of the palaces to allow the family to say goodbye. Depending on the deceased family member's identity (a monarch, for instance), there may also be a viewing for the public. Then, on the burial day, the body is transported to Delft in a special horse-drawn carriage. The current protocol specifies eight horses for a deceased monarch and six for a dead royal consort, which is relatively new since Prince Hendrik was borne to Delft by eight horses. The current carriage is purple with white trim. This also changed since the burial of Queen Wilhelmina in 1962, when the carriage was white. Currently, members of the Dutch armed forces line the route to Delft, which is also new since the burial of Prince Hendrik, which was a quiet affair.

Once in Delft, the body is placed in the family crypt after a short service. Only members of the family are allowed in the crypt through the main entrance in the church, which only opens for royal funerals (the mayor of Delft has a key to a separate service entrance, which is only allowed to open in the presence of two military police officers and two members of the Dutch General Intelligence and Security Service for maintenance).

The monarchy in Dutch society

[edit]

Importance and position within Dutch society

[edit]

The importance and position of the monarchy within Dutch society has changed over time, together with changes in the constitutional position of the monarchy.

The monarchy of the Netherlands was established in 1815 as a reaction to the decline and eventual fall of the Dutch Republic. It was observed at the time that a large part of the decline of the republic was due to a lack of a strong, central government in the face of strong, centrally led competitor nations such as Great Britain and the French kingdom. After the defeat of Napoleon Bonaparte in 1813 and the resurrection of the Netherlands, it was decided to reform the republic in the Kingdom of the Netherlands with a monarchy rather than the old stadtholder system.

The original monarchy was absolute in nature, with the States-General serving as more of an advisory board without the power to do much against the king. This state of affairs allowed the king great freedom to determine the course of the nation and indeed William I was able to push through many changes that set the nation on the course towards industrialization and wealth. He also established the first Dutch railway system and the Nederlandsche Handel Maatschappij, which would later evolve into the ABN Amro bank. On the other hand, his policies caused great discord with the Southern Netherlands, leading to the Belgian Revolution and a years-long war. A backlash against these policies plus rising fear of early Marxism led to acceptance by William II of a series of reforms, starting with a new constitution in 1848 (which was the start of a continuing series of limitations on royal power).

Direct political power and influence of the king continued until 1890, although it slowly declined in the meantime. Both William I and William II proved quite conservative rulers (although William II was less inclined to interfere with policy than his father was), William I resisted major reforms until eventually conflict with the States-General and his own government forced his abdication. William III's reign was a continuous saga of power struggles between the monarch and the parliamentary government (which he forced out a couple of times), plus major international crises due to the same stubbornness (including the Luxembourg Crisis). As a result, the Dutch government used the succession of William III by a female regent as an opportunity to make a power play and establish government authority over royal authority.

Queen Wilhelmina was not happy with the new situation and made several half-hearted attempts during her reign to reassert authority. She was partly successful in certain areas (being able to push for military rearmament before World War I) but she never succeeded in restoring royal power. She did introduce a new concept to Dutch royalty though: the popular monarch. Establishing her popularity in military circles through her support of Dutch military prior to 1917, she was able to wield her personal popularity to uphold the government against a socialist revolution in November 1918.

Royal power continued to decline until the start of World War II. Forced to flee to London, Queen Wilhelmina established the position of "mother of the Dutch state" through her radio broadcasts into the occupied Netherlands and her support for other Dutchmen evading the Germans and fighting from England. She tried to position her family into more influence by giving Prince Bernhard an important position in the military, but was still relegated to a position of constitutional monarch after the war.

Following Wilhelmina's abdication in 1948, the Orange family seems to have settled for a position of unofficial influence behind the scenes coupled with a role as "popular monarchs" in public. As such the monarchs are practically never seen in public doing their official work (except news footage of state visits and the reading of the government plans on Prinsjesdag) and instead their relationship with the public has become more of a popular and romanticized notion of royalty. Queens Juliana and Beatrix were popularly perceived to have a figurehead role, serving to some extent as "mother of the nation" in times of crises and disasters (such as the 1953 floods). In addition, there is a public holiday called Koningsdag (King's Day, which was Koninginnedag, Queen's Day, before 2014), during which the royal family pays a visit somewhere in the country and participates in local activities and traditions in order to get closer to the people.

Popularity of the monarchy

[edit]

The popularity of the monarchy has changed over time, with constitutional influence, circumstance and economic tides.

When the monarchy was established in 1815, popularity was not a major concern. Still, the Orange family held popular support in around 60% percent of the population following the fall of the French. This changed drastically over the following years as William I's policies alienated the Southern Netherlands, drew the country into civil war and established industries that favored the rich Protestants and not the general populace.

Royal popularity remained relatively low throughout the reign of the kings. William II was conservative, but on the whole did as little to lose popularity as he did to gain it. Economic decline drove most of his popular decline, although popular support for the monarch was still not considered of much import then. William III was unpopular under a wide section of the public.

Королевская популярность начала расти с восхождением на престол Вильгельмины. Она выступала за национальные реформы, была ярой сторонницей вооруженных сил и стремилась к возобновлению индустриализации. Примерно в 1917 году страна вообще разделилась на два лагеря: социалисты в городах и роялисты в других местах. Это проявилось в разделительных линиях во время неудавшейся революции Трульстры , когда Трульстра получила народную поддержку в крупных городах, но сельская местность стекалась на сторону королевы. Вильгельмина смогла заручиться народной поддержкой, совершив «рекламный тур» по сельской местности вместе со своей дочерью - эта демонстрация народной поддержки королевы сыграла важную роль в остановке революции и стабилизации правительства. Тем не менее, Вильгельмина оставалась крайне непопулярной в городах на протяжении 1920-х и 1930-х годов.

Общенациональная поддержка пришла к Вильгельмине и монархии во время Второй мировой войны. Вильгельмина была вынуждена отступить в Лондон, но отказалась от эвакуации вплоть до Канады (хотя туда была отправлена ​​принцесса Юлиана с детьми). Вильгельмина регулярно вела радиопередачи на оккупированные Нидерланды и решительно поддерживала голландские войска в изгнании. Она стала символом голландского сопротивления немцам.

До Батавской революции 1795 года в полунезависимых провинциях Нидерландов были главы исполнительной власти, называемые штатгальтерами , которые все были выбраны из Дома Оранских или Дома Нассау по праву первородства . После 1747 года эта должность официально стала наследственной во всех семи провинциях Дома Оранских-Нассау .

Дом Оранских-Нассау происходил из Дитца , Германия, резиденции одного из графств Нассау. Их титул « Принц Оранский » был получен в результате наследования Княжества Оранского на юге Франции в 1544 году. Вильгельм Оранский (также известный как Вильгельм Безмолвный) был первым штатгальтером Оранских (по иронии судьбы, назначенным Филиппом II Испанским ). С 1568 года до своей смерти в 1584 году он возглавлял борьбу голландцев за независимость от Испании. Его младший брат, Иоанн VI, граф Нассау-Дилленбург , штатгальтер Утрехта, был прямым предком по мужской линии более поздних штатгальтеров Фрисландии и Гронингена , более поздних потомственных штатгальтеров и первого короля Нидерландов.

Формально Нидерланды оставались конфедеративной республикой, даже когда в 1747 году должность штатгальтера была централизована (один штатгальтер на все провинции) и формально стала наследственной при Доме Оранских-Нассау.

Нынешняя монархия была основана в 1813 году, когда французы были изгнаны. Новый режим возглавил принц Уильям Фредерик Оранский , сын последнего штатгальтера. Первоначально он правил только территорией старой республики как « суверенный принц ». В 1815 году, после побега Наполеона с Эльбы , Вильгельм Фридрих возвел Нидерланды в статус королевства и провозгласил себя королём Вильгельмом I. В рамках реорганизации Европы на Венском конгрессе Дом Оранских-Нассау был утвержден в качестве правителей Королевства Нидерландов , расширенного за счет территорий, которые сейчас являются Бельгией и Люксембургом . В то же время Вильгельм стал потомственным великим герцогом Люксембурга в обмен на уступку наследственных земель своей семьи в Германии Нассау-Вайльбургу и Пруссии. Великое Герцогство Люксембург входило в состав Нидерландов (до 1839 года), одновременно входя в состав Германской Конфедерации. Он стал полностью независимым в 1839 году, но оставался в личной унии с Королевством Нидерландов до 1890 года. [8] [9] [10] [11]

Отречение от престола стало де-факто традицией в голландской монархии. Королева Вильгельмина и королева Юлиана отреклись от престола в пользу своих дочерей, а Вильгельм I отрекся от престола в пользу своего старшего сына Вильгельма II . Единственными голландскими монархами, умершими на троне, были Вильгельм II и Вильгельм III .

30 апреля 2013 года королева Беатрикс отреклась от престола в пользу наследного принца Виллема-Александра .

Список потомственных глав государств

[ редактировать ]

Религиозная принадлежность

[ редактировать ]

Голландская королевская семья исторически была членами Голландской реформатской церкви . Она стала протестантской церковью в Нидерландах после ее слияния в 2004 году, но некоторые члены королевской семьи являются католиками . В Нидерландах нет закона, определяющего, какой религии должен быть монарх, хотя конституция до 1983 года предусматривала, что брак с католиком означает потерю прав на престол (пересмотр конституции 1983 года заменил это требованием, согласно которому потенциальные наследники должны добиваться парламентское одобрение до брака, чтобы сохранить право наследования).

Королевские финансы

[ редактировать ]

Королевские дворцы являются собственностью голландского государства и отданы в пользование правящему монарху; [12] Хотя Дом Оранж-Нассау обладает большим количеством личных вещей, такие предметы, как картины, исторические артефакты и ювелирные изделия, обычно связаны с выполнением королевских обязанностей и/или украшением королевских резиденций. По существу, эти предметы имеют культурное значение, выходящее за рамки простых произведений искусства и ювелирных изделий, и поэтому были переданы в руки трастов: Фонда архивов Дома Оранжа-Нассау и Фонда исторических коллекций Дома Оранжа-Нассау. Часть коллекции находится в постоянной аренде дворцовому музею Хет Лоо в Апелдорне и Рейксмузеуму в Амстердаме . Королева Юлиана продала оставшиеся королевские дворцы и передала культурные ценности (картины, антиквариат, книги и т. д.) в неличные доверительные фонды.

Драгоценности короны , в том числе корона , держава и скипетр , Государственный меч , королевское знамя и горностаевая мантия, были переданы в Фонд собственности короны. В фонде также хранятся предметы, используемые в церемониальных случаях, такие как кареты, столовое серебро и обеденные сервизы. Передача этих товаров в руки траста гарантирует, что они останутся в распоряжении монарха навечно. [13] В Королевском архиве хранятся личные архивы королевской семьи. [14] Сюда входят книги, фотографии и произведения искусства, а также книги Дома Оранж-Нассау и музыкальная библиотека. Библиотека была открыта в 1813 году, после возвращения Оранж-Нассау Нидерландам. Король Вильгельм I позволил библиотеке штатгальтера остаться частью Королевской библиотеки в Гааге . В библиотеке хранится около 70 000 книг, журналов и брошюр. Музыкальная библиотека насчитывает 6000 партитур, начиная с середины 18 века.

Закон о финансах Королевского дома (1972 г.) [15] с поправками, внесенными в 2008 году, установлены пособия для короля (или царствующей королевы), наследника престола и бывшего суверена, отрекшегося от престола. Обеспечивается также их супругам (а в случае смерти - пережившему супругу). Пособия состоят из двух компонентов: дохода (компонент А) и персонала и материалов (компонент В). Ежегодные повышения или понижения предусмотрены для: Компонента А связана с изменениями годового оклада вице-президента Государственного совета ; компонент B связан с изменениями в оплате труда государственных служащих и стоимости жизни.

В 2009 году правительство решило, что годовой государственный бюджет Нидерландов должен прозрачно отражать все расходы королевского дома, часть из которых ранее несли различные правительственные министерства. [16] В годовом бюджете королевского дома теперь отдельно выделяются три группы расходов (бюджет I годового государственного бюджета). Это:

  • Пособия выплачиваются в соответствии с Законом о финансах Королевского дома. Они включают доходную и кадрово-материальную составляющие, упомянутые выше.
  • Расходы, понесенные при исполнении служебных обязанностей. Они включают расходы, которые ранее покрывались бюджетами трех правительственных министерств (внутренних дел, транспорта и водного хозяйства, здравоохранения и социального обеспечения) и которые теперь отнесены на счет королевского бюджета в интересах прозрачности. Они также включают расходы, связанные с королевскими рейсами и королевской яхтой Groene Draeck.
  • Прочие расходы, связанные с управлением королевским домом. Они относятся к расходам Правительственной информационной службы (AZ/RVD) в связи с королевским домом, расходам Королевского военного двора, Кабинета королевы, а также путевым и другим расходам, понесенным королевскими визитами в заморские провинции и страны в пределах Нидерландов. Королевство (бывшие Нидерландские Антильские острова и Аруба ).

Расходы, связанные с безопасностью членов королевского дома, государственными визитами, а также содержанием и содержанием королевских дворцов (которые считаются национальными памятниками), продолжают финансироваться из бюджетов соответствующих министерств правительства и не включаются в расходы. бюджет королевского дома. [17]

Согласно государственному бюджету на 2010 год, бюджетные ассигнования на королевский дом в 2010 году составляют 39,643 миллиона евро. [18] Выделяют следующие категории расходов:

  • Пособия, выплачиваемые королю, королеве Максиме и принцессе в соответствии с Законом о финансах Королевского дома. В 2010 году они составили около 7,102 миллиона евро.
  • Расходы, понесенные при исполнении служебных обязанностей. В 2010 году они составили около 26,818 миллиона евро.
  • Прочие расходы, связанные с управлением королевским домом. В 2010 году они составили около 5,723 миллиона евро.

Монархи Нидерландов

[ редактировать ]
Виллем-Александр из НидерландовБеатрикс из НидерландовЮлиана из НидерландовВильгельмина из НидерландовВильгельм III НидерландовВильгельм II из НидерландовВильгельм I из Нидерландов

Вильгельмина (1890–1948)

[ редактировать ]

Когда Вильгельмина взошла на голландский престол в 1890 году в возрасте 10 лет, трон Люксембурга перешел к ее очень дальнему родственнику (но, кстати, и ее двоюродному брату по материнской линии) Адольфу , бывшему герцогу Нассау. Так завершился личный союз между Нидерландами и Люксембургом.

За 58-летнее правление королевы Вильгельмины доминировали две мировые войны. Она вышла замуж за немецкого принца, герцога Генриха Мекленбург-Шверинского , которого не устраивала его неблагодарная роль мужа королевы. Сильная личность Вильгельмины и неослабевающая страсть к выполнению унаследованной ею задачи одолели многих мужчин, обладающих властью, включая министров, премьер-министров и ее собственного мужа. Ее больше всего помнят за ее роль во время Второй мировой войны . Первоначальное разочарование многих голландцев из-за ее быстрого ухода в Лондон исчезло (хотя оно никогда не было забыто, а некоторые так и не было прощено), когда она оказала большую моральную поддержку людям и сопротивлению в своей оккупированной стране, Нидерландах. У Хендрика и Вильгельмины была одна дочь Юлиана , вступившая на престол в 1948 году. Они жили в Гааге и во дворце 'т Лоо (Paleis 't Loo) в Апельдорне . Она умерла в 1962 году.

Джулиана (1948–1980)

[ редактировать ]

Юлиана правила с 1948 по 1980 год, и хотя Вильгельмина правила как генерал, Юлиана имела более материнский характер. Одним из первых ее официальных действий было подписание договора о независимости голландской колонии Индонезии . Во время ее правления монархия оказалась втянутой в два крупных кризиса: дело Грета Хофманса и скандалы со взяточничеством в компании Lockheed . Поначалу поводом для беспокойства было ее участие в мистической пацифистской группе. Второй кризис заявил о себе, когда стало известно, что муж королевы, принц Бернард фон Липпе-Бистерфельд , брал взятки для продвижения предложения Lockheed. После дознания принцу запретили выполнять военные задачи, которые он выполнял с 1945 года, но в этом кризисе ни сама монархия, ни положение Юлианы никогда не подвергались сомнению. У них с Бернхардом было четыре дочери: Беатрикс , Ирен , Маргрит и Кристина . После возвращения из Оттавы, Онтарио , Канада, в 1945 году (где родилась Маргрит), они жили во дворце Состдейк. (Paleis Soestdijk) в Соестдейке, примерно в 20 км к северо-востоку от Утрехта . Она умерла 20 марта 2004 года. Ее муж Бернхард умер 1 декабря 2004 года.

Беатрикс (1980–2013)

[ редактировать ]

Голландская королевская семья сегодня намного больше, чем когда-либо. У принцессы Беатрикс и принца Клауса было трое сыновей: король Виллем-Александр (женат на королеве Максиме ), принц Фризо (чья вдова — принцесса Мейбл ) и принц Константин (женат на принцессе Лаурентиен ). У ее сестры принцессы Маргрит и Питера ван Волленховена четверо сыновей, принцы Мауриц , Бернхард , Питер-Кристиан и Флорис . Принцесса Маргрит находится в очереди на престол после дочерей короля Виллема-Александра, принцесс Катарины-Амалии , Алексии и Арианы , а также его брата принца Константина. Принц Фризо потерял право на трон, потому что не было запрошено одобрения на его брак с Мейбл Висс Смит Генеральными штатами . Две другие сестры Беатрикс, Ирина и Кристина , утратили права на престол, поскольку их браки не были одобрены Генеральными штатами. Они оба вышли замуж за католиков, а сама Ирен приняла католицизм, что в то время (1960-е годы) все еще было политически проблематичным. Дополнительным осложнением, которого правительство хотело избежать, было то, что муж Ирен, Принц Карлос-Гюго Бурбон-Пармский (с которым она позже развелась) был членом свергнутой итальянской династии , претендовавшей на права на испанский престол. Традиционно голландские монархи всегда были членами Голландской реформатской церкви, хотя это никогда не требовалось по конституции. Эта традиция вошла в историю Нидерландов .

28 января 2013 года королева объявила, что 30 апреля 2013 года отречется от престола в пользу старшего сына.

Виллем-Александр (2013 – настоящее время)

[ редактировать ]

Нынешним монархом является король Виллем-Александр (род. 1967), который находится на престоле с 30 апреля 2013 года. Он изучал историю в Лейденском университете и активно занимался водным хозяйством . Его жена — королева Максима (урожденная Максима Соррегьета Черрути), экономист, чей отец был министром сельского хозяйства при диктаторском режиме генерала Виделы в Аргентине. Из-за этого их отношения сопровождались ожесточенными общественными дебатами и были официально санкционированы только после тихой дипломатии, в результате чего отец Максимы согласился не присутствовать в день их свадьбы (2 февраля 2002 г.). Бывший министр Макс ван дер Стул и премьер-министр Вим Кок, судя по всему, сыграли решающую роль в этом процессе.

7 декабря 2003 года принцесса Максима родила дочь: принцессу Катарину-Амалию . 26 июня 2005 года родилась еще одна дочь: принцесса Алексия . 10 апреля 2007 года родилась третья дочь, принцесса Ариана . Они являются первым, вторым и третьим в очереди на голландский престол.

Его мать, королева Беатрикс, объявила, что она отречется от престола 30 апреля 2013 года. В этот день Виллем-Александр стал новым королем, был приведен к присяге и инаугурирован в Новой церкви в Амстердаме на сессии Генеральных штатов. .

Наследник

[ редактировать ]

Наследницей Амалия голландского престола является , принцесса Оранская .

Полное название

[ редактировать ]

Большинство членов голландской королевской семьи, помимо других титулов, носят (или носили) княжеский титул принца Оранского-Нассау . Дети принца Фризо и принца Константина вместо этого являются графами и графинями Оранж-Нассау. Помимо титулов короля/принца Нидерландов и принца Оранского-Нассау, дочери королевы Юлианы и принца Бернхарда Липпе-Бистерфельдских носят еще один княжеский титул – принцессы Липпе-Бистерфельдские. Дети королевы Беатрикс и их потомки по мужской линии, за исключением детей короля Виллема-Александра, также носят наименование Достопочтенный ( Jonkeer/Jonkvrouw ) в сочетании с именем «Ван Амсберг ».

Королева Юлиана, единственный ребенок королевы Вильгельмины и герцога Генриха Мекленбург-Шверинского , также была герцогиней Мекленбург-Шверинской. Поскольку титул может передаваться только по мужской линии, потомки королевы Юлианы не носят титул герцога Мекленбург-Шверинского.

Титул принца Нидерландов является прерогативой наиболее важных членов королевского дома (детей монарха и наследника), который меньше королевской семьи. Члены королевского дома могут потерять свое членство при вступлении в брак, не спрашивая (и не получая) согласия парламента.

В дополнение к этому, голландский монарх имеет ряд вспомогательных титулов , имеющих скорее историческое, чем практическое значение, которые были переданы через Дом Оранских-Нассау и представляют собой приращение земель и влияния их предков:

Герцог Лимбургский, граф Каценельнбоген, Вианден, Диец, Шпигельберг, Бюрен, Леердам и Кулемборг, маркиз Вере и Флиссинген, барон Бреда, Дист, Байльштайн, город Граве и земли Кейк, Эйссельштайн, Кранендонк, Эйндховен и Лисвельд, потомственный лорд и сеньор Амеланда, лорд Боркуло, Бредеворта, Лихтенворде, Т-Лоо, Гертруйденберга, Клундерта, Зевенбергена, Хоге и Лаге Звалуве, Наалдвейка, Поланена, Сен-Мартенсдейка, Зоста, Баарна и Тер-Эема, Виллемстада, Стеенбергена, Монфор, Сен-Вит, Бютгенбах и Дасбург, виконт Антверпенский. [19] [20]

Вероятно, самым важным из них было баронство Бреда , которое составляло ядро ​​земель Нассау в Нидерландах (Брабант) еще до того, как они унаследовали Княжество Оранское на территории современной южной Франции. За этим, вероятно, последовало виконтство/бургграфство Антверпена , которое позволило Вильгельму Молчаливому контролировать большую часть политической жизни в этом тогда очень важном городе, а затем маркизат Вире , который позволил Вильгельму Молчаливому и его потомкам контролировать голосов провинции Зеландия. [21] [22] [23] [24] [25]

Королевская семья и королевский дом

[ редактировать ]

В Нидерландах проводится различие между королевской семьей и Королевским домом .

В королевскую семью входят люди, рожденные в этой семье (и юридически признанные таковыми) или вступившие в брак с членами этой семьи. Однако не каждый член королевской семьи является членом королевского дома.

Согласно Акту парламента, членами Королевской палаты являются: [26]

  • монарх (король или королева);
  • бывший монарх (при отречении);
  • члены королевской семьи по линии престолонаследия, отстоящие от монарха не дальше второй степени родства;
  • Принцесса Маргрит Нидерландов
  • супруги вышеуказанных лиц.

Члены королевского дома могут потерять свое членство и титул принца или принцессы Нидерландов, если вступят в брак без согласия голландского парламента. Это случилось с принцем Фризо , когда он женился на Мейбл Висс Смит . Это прямо записано в той части конституции Нидерландов, которая контролирует монархию Нидерландов. [26]

Генеалогическое древо нынешних участников

[ редактировать ]
Юлиана из Нидерландов Принц Бернхард Липпе-Бистерфельдский
Беатрикс из Нидерландов * Принц Клаус Нидерландов
(Клаус фон Амсберг)
Принцесса Ирен ^ Карлос Гюго, герцог Пармский
(дивизия 1981 г.)
Принцесса Маргрит *^ Проф. Питер ван Волленховен *^ Принцесса Кристина Хорхе Перес и Гильермо
(дивизия 1996 г.)
Бернардо Гильермо^ Ева Мари Вальдес^ Николас Уильям Джулиана Гильермо^
Принц Морис ^ Принцесса Марилен ^ Принц Бернхард ^ Принцесса Аннет ^ Принц Питер-Кристиан ^ Принцесса Анита ^ Принцесса Эйми^ Принц Флорис ^
Герцог Пармский ^ Герцогиня Пармская ^ Графиня Колорно ^ Тьяллинг Сибе тен Кате^ Граф Барди ^ Графиня Барди ^ Маркиза Сала ^ Альберт Бреннинкмейер^
Король * Королева * Принц Фризо Принцесса Мейбл ** Князь Константин * Принцесса Лорентен *
Принцесса Оранская * Принцесса Алексия * Принцесса Ариана * Графиня Луана** Графиня Заря** Графиня Элоиза ** Граф Клаус-Казимир ** Графиня Леонора **
Примечания

* Член голландского королевского дома

** Член королевской семьи

^ Член большой королевской семьи

Члены королевского дома

[ редактировать ]

Согласно официальному сайту членами королевского дома в настоящее время являются: [27]

Члены королевской семьи

[ редактировать ]

Согласно официальному сайту, королевская семья состоит из членов королевского дома и других законных потомков королевы Юлианы: [28]

Стандарты

[ редактировать ]

Голландская королевская семья также широко использует королевские штандарты, основанные на их гербах. Хотя это геральдические флаги , они не являются человеческим гербом в форме знамени, как это делает британская королевская семья. Некоторые примеры с сайта королевской семьи: [26]

  • Стандарты правящего короля или королевы:
  • Стандарты нынешних сыновей принцессы Беатрикс и их жен, а также мужа принцессы:
  • Стандарты сестер принцессы Беатрикс и их детей:
  • Стандарты бывших членов королевской семьи:

Монограммы

[ редактировать ]

Как и большинство королевских семей, голландская королевская семья также использует королевские монограммы. Некоторые примеры с сайта королевской семьи: [26]

  • Монограммы правящих королей или королев:
  • Вензеля некоторых членов королевской семьи;

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 28 июня 2024 года . Проверено 2 июля 2024 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  2. ^ Дела, Министерство Генерал. «Я — король национального бюджета на 2017 год» . www.rijksoverheid.nl (на голландском языке). Архивировано из оригинала 28 декабря 2017 года . Проверено 28 февраля 2018 г.
  3. ^ «Банкрот заключен в тюрьму за оскорбление королевы Беатрикс – DutchNews.nl» . DutchNews.nl . 19 июля 2012 года. Архивировано из оригинала 24 января 2015 года . Проверено 28 февраля 2018 г.
  4. ^ «Голландец попал в тюрьму за оскорбление королевы. // Текущее» . Архивировано из оригинала 21 февраля 2011 года . Проверено 29 января 2013 г.
  5. ^ «Твитер приговорен к наказанию за дисс о голландской королеве » Нью-Йорк Дейли Ньюс . Архивировано из оригинала 28 августа 2017 года . Проверено 28 февраля 2018 г.
  6. ^ «Голландца посадили в тюрьму за «оскорбление» короля » . Новости Би-би-си . 14 июля 2016 года. Архивировано из оригинала 21 декабря 2016 года . Проверено 4 февраля 2018 г.
  7. ^ Отношения с Королевством, Министерство внутренних дел и. «Уголовный кодекс» . Wetten.overheid.nl (на голландском языке). Архивировано из оригинала 5 сентября 2021 года . Проверено 6 сентября 2021 г.
  8. ^ Тьюс, Гай (2006) (PDF). Правительства Великого Герцогства Люксембург с 1848 г. (2006 г.), с. 208
  9. ^ "ЛЮКСЕМБУРГ Geschiedenis | Landenweb.nl" . www.landenweb.net . Архивировано из оригинала 10 мая 2013 года . Проверено 28 февраля 2018 г.
  10. ^ «Всемирный справочник – Центральное разведывательное управление» . www.cia.gov . Архивировано из оригинала 13 июня 2007 года . Проверено 28 февраля 2018 г.
  11. ^ Энциклопедия Microsoft Encarta, 1997 г.
  12. ^ «Голландский королевский дом – Дворцы и недвижимое имущество» . Архивировано из оригинала 22 июня 2007 года . Проверено 29 июня 2008 г.
  13. ^ «Голландский королевский дом – движимое имущество» . Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 года . Проверено 29 июня 2008 г.
  14. ^ «Голландский королевский дом – Королевские архивы» . Архивировано из оригинала 21 июня 2008 года . Проверено 29 июня 2008 г.
  15. ^ «Закон о финансах Королевского дома 1972 года» . Архивировано из оригинала 25 февраля 2021 года . Проверено 29 января 2013 г.
  16. ^ «Заключение кабинета министров по отчету о стоимости королевского дома» . Архивировано из оригинала 9 июня 2013 года . Проверено 29 января 2013 г.
  17. ^ «Отчет о стоимости Королевского дома» . Архивировано из оригинала 8 июня 2013 года . Проверено 29 января 2013 г.
  18. ^ «Бюджет короля 2010» . 23 апреля 2008 г. Архивировано из оригинала 10 марта 2012 г. Проверено 29 января 2013 г.
  19. ^ Королевская семья (2013). «Часто задаваемые вопросы о короле Вильгельме-Александре» . Правительственная информационная служба (РВД). Архивировано из оригинала (Интернет) 21 июня 2013 года . Проверено 30 мая 2013 г. Полные официальные титулы короля: король Нидерландов, принц Оранский-Нассау, Йонкхир ван Амсберг, граф Катценельнбоген, Вианден, Диец, Шпигельберг, Бюрен, Леердам и Кулемборг, маркиз Вере и Флиссинген, барон Бреда, Дист, Байльштайн. , город Граве и земли Куйк, Эйсселштайн, Кранендонк, Эйндховен и Лисвельд, потомственный лорд и сеньор Амеланда, лорд Боркуло, Бредеворт, Лихтенворде, Т-Лоо, Гертруйденберг, Клундерт, Зевенберген, Хоге и Лаге Звалуве, Наалдвейк , Поланен, Санкт-Мартенсдейк, Зост, Баарн и Тер-Эем, Виллемстад, Стеенберген, Монфор, Санкт-Вит, Бютгенбах и Дасбург, виконт Антверпенский.
  20. ^ «Нидерланды: княжеский и королевский стиль: 1813–2013» . Archontology.com. Архивировано из оригинала 20 июня 2017 года . Проверено 6 августа 2013 г.
  21. ^ Мотли, Джон Лотроп (1855). Возвышение Голландской республики, том. 2 . Харпер и братья. п. 37.
  22. ^ Янг, Эндрю (1886). Краткая история Нидерландов (Голландии и Бельгии) . Нидерланды: Т.Ф. Анвин. п. 315. Архивировано из оригинала 3 июля 2024 года . Проверено 27 октября 2020 г. .
  23. ^ Патнэм, Рут (1895). Вильгельм Молчаливый, принц Оранский: умеренный человек шестнадцатого века: история его жизни, рассказанная из его собственных писем, писем его друзей и врагов, а также из официальных документов, Том 1 . Патнэм. п. 211 . виконт Антверпена.
  24. ^ Паркер, Джеффри (2002). Голландское восстание . Пингвин.
  25. ^ Роуэн, Герберт Х. (1990). Принцы Оранские: штатгальтеры в Голландской республике . Кембриджский университет. Нажимать. В 1582 году Вильгельм Безмолвный приобрел маркиз Вере и Флиссинген. Он был собственностью Филиппа II с 1567 года, но задолжал провинции. В 1580 году суд Голландии приказал продать его. Уильям купил его, поскольку это дало ему еще два голоса в Штатах Зеландия. Он владел правительством двух городов и поэтому мог назначать их магистратов. У него уже был один из них в качестве первого дворянина Филиппа Уильяма, унаследовавшего Мартенсдайк. Это сделало Уильяма доминирующим членом Штатов Зеландии. Это была уменьшенная версия графства Зеландия (и Голландия), обещанного Вильгельму, и являвшаяся мощной политической базой для его потомков.
  26. ^ Jump up to: а б с д «Официальный сайт Голландского королевского дома на английском языке» . Архивировано из оригинала 25 марта 2011 года . Проверено 26 апреля 2011 г.
  27. ^ Дела, Генеральное министерство (18 августа 2014 г.). «Члены королевского дома» . www.royal-house.nl . Архивировано из оригинала 6 сентября 2018 года . Проверено 28 февраля 2018 г.
  28. ^ Дела, Генеральное министерство (5 октября 2015 г.). «Царская семья» . www.royal-house.nl . Архивировано из оригинала 6 июля 2017 года . Проверено 28 февраля 2018 г.

Конституционные ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ (на голландском языке) Статья 24 Конституции Королевства Нидерландов (голландское издание WikiSource)
  2. ^ (на голландском языке) Статья 25 Конституции Королевства Нидерландов (голландское издание WikiSource)
  3. ^ (на голландском языке) Статья 26 Конституции Королевства Нидерландов (голландское издание WikiSource)
  4. ^ (на голландском языке) Статья 33 Конституции Королевства Нидерландов (голландское издание WikiSource)
  5. ^ Jump up to: а б (на голландском языке) Статья 37 Конституции Королевства Нидерландов (голландское издание WikiSource)
  6. ^ (на голландском языке) Статья 34 Конституции Королевства Нидерландов (голландское издание WikiSource)
  7. ^ (на голландском языке) Статья 30 Конституции Королевства Нидерландов (голландское издание WikiSource)
  8. ^ (на голландском языке) Статья 28 Конституции Королевства Нидерландов (голландское издание WikiSource)
  9. ^ (на голландском языке) Статья 29 Конституции Королевства Нидерландов (голландское издание WikiSource)
  10. ^ (на голландском языке) Конституция Королевства Нидерландов Глава 2: Правительство (голландское издание WikiSource)
  11. ^ (на голландском языке) Статья 32 Конституции Королевства Нидерландов (голландское издание WikiSource)
  12. ^ Jump up to: а б (на голландском языке) Конституция Королевства Нидерландов, статья 27 (голландское издание WikiSource)
  13. ^ Jump up to: а б с (на голландском языке) Статья 35 Конституции Королевства Нидерландов (голландское издание WikiSource)
  14. ^ Jump up to: а б с (на голландском языке) Статья 36 Конституции Королевства Нидерландов (голландское издание WikiSource)
  15. ^ (на голландском языке) Конституция Королевства Нидерландов, статья 42 (голландское издание WikiSource)
  16. ^ (на голландском языке) Конституция Королевства Нидерландов, статья 46 (голландское издание WikiSource)
  17. ^ (на голландском языке) Конституция Королевства Нидерландов, статья 45 (голландское издание WikiSource)
  18. ^ Jump up to: а б (на голландском языке) Конституция Королевства Нидерландов, статья 87 (голландское издание WikiSource)
  19. ^ (на голландском языке) Статья 82 Конституции Королевства Нидерландов (голландское издание WikiSource)
  20. ^ (на голландском языке) Конституция Королевства Нидерландов, статья 44 (голландское издание WikiSource)
  21. ^ Jump up to: а б (на голландском языке) Статья 64 Конституции Королевства Нидерландов (голландское издание WikiSource)
  22. ^ (на голландском языке) Статья 43 Конституции Королевства Нидерландов (голландское издание WikiSource)
  23. ^ (на голландском языке) Конституция Королевства Нидерландов, статья 47 (голландское издание WikiSource)
  24. ^ (на голландском языке) Конституция Королевства Нидерландов, статья 48 (голландское издание WikiSource)
  25. ^ (на голландском языке) Статья 51 Конституции Королевства Нидерландов (голландское издание WikiSource)
  26. ^ (на голландском языке) Статья 65 Конституции Королевства Нидерландов (голландское издание WikiSource)
  27. ^ (на голландском языке) Статья XIX Конституции Королевства Нидерландов (голландское издание WikiSource)
  28. ^ Jump up to: а б (на голландском языке) Конституция Королевства Нидерландов, статья 74 (голландское издание WikiSource)
  29. ^ (на голландском языке) Конституция Королевства Нидерландов, статья 73 (голландское издание WikiSource)
  30. ^ (на голландском языке) Статья 97 Конституции Королевства Нидерландов (голландское издание WikiSource)
  31. ^ Jump up to: а б с д (на голландском языке) Конституция Королевства Нидерландов, статья 40 (голландское издание WikiSource)
[ редактировать ]
  1. ^ (на голландском языке) Мокрая установка van de Orde van Oranje-Nassau. Архивировано 9 июня 2011 года в Wayback Machine , закон об Ордене Оранских-Нассау, статья 3.
  2. ^ (на голландском языке) Закон об Ордене Голландского Льва. Архивировано 9 июня 2011 года в Wayback Machine , закон об Ордене Голландского Льва, статья 3, пар.
  3. ^ (на голландском языке) Мокрая установка Militaire Willems-Orde. Архивировано 9 июня 2011 года в Wayback Machine , закон о Военном Ордене Вильгельма, статья 3.
  4. ^ (на голландском языке) Закон о финансовом статуте королевского дома. Архивировано 9 июня 2011 года в Законе Wayback Machine о финансовом статуте королевского дома.
  5. ^ Утверждение бюджета Дома Королевы (I) на 2009 год 31700 I 2 Пояснительная записка. Архивировано 24 июля 2011 года в Wayback Machine. Аргументация закона, устанавливающего бюджет королевского дома на 2009 год.
  6. ^ (на голландском языке) Закон о доменах Crown . Архивировано 9 июня 2011 года в Wayback Machine.
  7. ^ (на голландском языке) Wet leadmaatschap koninklijk huis. Архивировано 9 июня 2011 года в Законе Wayback Machine о членстве и титулах голландского королевского дома.

Внешние источники

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Янсе де Йонге, EJ; АК Куккук; и др. (2000). А.К.Куккук (ред.). комментарий ( Конституция - систематический постатейный на голландском языке) (3-е изд.). ВЭДЖ ТЖИНК ВИЛЛИНК. ISBN  90-271-5106-7 .
  2. ^ ван Бийстервельд, Южная Каролина; АК Куккук; и др. (2000). АК Куккук (ред.). комментарий ( Конституция - систематический постатейный на голландском языке) (3-е изд.). ВЭДЖ ТЖИНК ВИЛЛИНК. ISBN  90-271-5106-7 .
  3. ^ Jump up to: а б «Формирование без ферзя не так просто» . НОС. 28 августа 2012. Архивировано из оригинала 27 ноября 2012 года . Проверено 13 ноября 2012 г.
  4. ^ «Catshuisoverleg — это ошибка» . НОС . 21 апреля 2012 года. Архивировано из оригинала 23 июля 2012 года . Проверено 13 ноября 2012 г.
  5. ^ «Рютте II на пути к платформе» . НОС . 5 ноября 2012 года. Архивировано из оригинала 8 ноября 2012 года . Проверено 13 ноября 2012 г.
  6. ^ «Камп Веркеннер в формате» . НОС . 13 сентября 2012 г. Архивировано из оригинала 25 февраля 2021 г. . Проверено 13 ноября 2012 г.
  7. ^ «Кабинет-Рютте II beëdigd» . НОС . 5 ноября 2012 года. Архивировано из оригинала 8 ноября 2012 года . Проверено 13 ноября 2012 г.
  8. ^ «Депутат уходит в отставку после того, как рассказал все о королеве» . DutchNews.nl . 19 ноября 2009 года. Архивировано из оригинала 22 ноября 2009 года . Проверено 19 ноября 2009 г.
  9. ^ Бирс, ААЛ; АК Куккук; и др. (2000). А.К.Куккук (ред.). комментарий ( Конституция - систематический постатейный на голландском языке) (3-е изд.). ВЭДЖ ТЖИНК ВИЛЛИНК. ISBN  90-271-5106-7 .
  10. ^ «Het Koninklijk Huis» . Koninklijkhuis.nl. Архивировано из оригинала 19 октября 2011 года . Проверено 7 февраля 2012 г.
[ редактировать ]
  • Официальный королевский сайт : много информации о монархии и королевской семье, а также виртуальные экскурсии по дворцу (тексты на голландском и английском языках).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5961d0c6b8ece47f13c912d7d34a86a9__1722632460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/59/a9/5961d0c6b8ece47f13c912d7d34a86a9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Monarchy of the Netherlands - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)