Фризская свобода
Фризская свобода Фризская свобода | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
де-факто автономная область Священной Римской империи | |||||||||
в. 11:00 –1498 | |||||||||
![]() Карта Фризии 1300 года | |||||||||
Demonym | фризский | ||||||||
Историческая эпоха | Средний возраст | ||||||||
• Предполагаемая привилегия Карелии | в. 800 | ||||||||
• Первые свидетельства региональной автономии | в. 1100 | ||||||||
• Признание имперской свободы Сигизмундом | 1417 | ||||||||
• Создание графства Восточная Фризия. | 1464 | ||||||||
• Упразднено | 1498 | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть |
Фризская свобода ( западно-фризский : Fryske frijheid ; голландский : Friese vrijheid ; немецкий : Friesische Freiheit ) была периодом отсутствия феодализма во Фризии в средние века . Его основные аспекты включали свободу от , феодальных повинностей и налогов , а также выборность судей и . присяжных крепостничества
Согласно средневековым хроникам, освобождение от феодализма было предоставлено фризам Карлом Великим , хотя самые ранние явные свидетельства свободы фризов датируются 13 веком. На протяжении всего Средневековья фризы сопротивлялись распространению феодализма на свои земли, ведя серию войн против графства Голландия , чтобы сохранить свою автономию . В этот период фризское общество было организовано в сеть сельских коммун , люди в основном управляли собой посредством публичных собраний , а избранные судьи установили кодифицированную правовую систему без какого-либо центрального правительства . Фризы заключили договоры с другими державами для защиты своей свободы, что было признано рядом немецких королей в период позднего средневековья .
Свободе Фризии пришел конец в конце 15-го века, когда растущий уровень классового расслоения на Востоке завершился созданием графства Восточная Фризия , в то время как Западная Фризия оказалась под властью Саксонии . С 16 века фризская свобода подвергалась многочисленным интерпретациям. Во время голландского восстания его использовали в качестве аргумента в пользу восстановления прав, утраченных при правлении Габсбургов , а свобода Фризии позже вдохновила американских и французских революционеров . Одна книга по истории фризии этого периода содержала художественное изображение свободы фризов, которое глубоко повлияло на более позднюю фризскую историографию. Позже он был преобразован в национальный миф , фризским национализмом который изображал свободу как неотъемлемую черту фризского народа и изображал уровень исторической преемственности, который оспаривается историками.
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Регион Фризии простирается вдоль побережья Северного моря , от Зейдерзее на западе до Везера на востоке. В большей части Западной Европы в эпоху Высокого Средневековья социальная организация развивалась по принципу феодализма , поскольку дворяне получали право суверенитета над определенными территориями; но Фризия развивалась по другому пути. [1] Начиная с середины XI века, средневековые коммуны распространились из северной Италии по большей части Европы, набирая силу в районах, находящихся вне власти феодалов. Эти коммуны расширили личные свободы, включая участие в общественной жизни , на свое население, что культивировало в них антагонизм по отношению к феодализму. [2] В пределах Священной Римской империи некоторые из этих коммун, в том числе во Фризии, устранили власть местных князей, установив квазиреспубликанские системы правления. [3]
Развитие автономии
[ редактировать ]
Фризские земли существовали в состоянии автономии как минимум с 11 века. [4] Хотя Фризия официально была передана под власть Священной Римской империи, де-факто система самоуправления . в регионе сложилась [5] Фризы игнорировали права местных феодалов, но все же признавали власть Империи, хотя на практике это оставалось на расстоянии. [6]
Самые ранние упоминания о «фризской свободе» относятся к 13 веку; [7] при этом первые документальные свидетельства самоуправления были обнаружены в ок. 1220 , [1] в то время как энциклопедист Варфоломей Английский упомянул об отношении фризов к свободе в ок. 1240 . [8] Хотя средневековую Фризию сравнивали с итальянскими городами-государствами и Старой Швейцарской Конфедерацией из-за их общих квазиреспубликанских систем правления, Фризия была уникальной в своем современном понимании свободы как внутренней ценности. [9]
На протяжении большей части своей истории фризское самоуправление сохранялось в Восточной Фризии , между реками Везер и Лауэрс . [1] Тем временем части Западной Фризии периодически попадали под феодальную оккупацию графства Голландия . [10] Во время фризско-голландских войн концепция фризской свободы использовалась для мобилизации вооруженного сопротивления попыткам феодализации со стороны графов Голландии. [11]
Коммунальные и правовые учреждения
[ редактировать ]отличие от развития феодальных графств , фризское дворянство никогда не развивало феодальные титулы, рыцарские титулы никогда не создавались, а централизация государств в В государствах была медленным процессом. Сельские коммуны стали доминирующей институциональной формой во Фризии, при этом подразделения более высокого уровня объединялись в самоуправляющиеся районы, известные как communitates terrae ( западно-фризский : Steatsmienskippen ; немецкий : Landesgemeinden ). [1] Фризы в основном управляли собой посредством общественных собраний. [10] также известный как вещи . [12]
Каждый год фризы избирали судей из своего состава. [13] Все фригольдеры имели право стать судьями и ежегодно менялись по ротации. [12] Фризский историк Уббо Эммиус позже утверждал, что выборы судей были «принципиальным элементом свободы». [14] Фризская свобода стимулировала кодификацию обычного права ; самые ранние из сохранившихся фризских юридических рукописей датируются концом 13 века, а самые последние - началом 16 века. [15]
Средневековые фризские правовые кодексы установили своего рода систему чести , в которой компенсационные тарифы использовались для предотвращения распрей . Это было реализовано без какого-либо центрального правительства , и историк Хан Нийдам сравнил его функционирование с Исландским Содружеством . [16] В 1323 году были обнародованы «Законы Убстальсбума», в которых говорилось, что «если какой-либо князь, светский или церковный, [...] нападет на нас, фризов, или на кого-либо из нас, желая подчинить нас игу рабства, то вместе, совместным призывом и силой оружия мы защитим нашу свободу». [17] В 1361 году город Гронинген попытался возродить Упстальсбумскую лигу в качестве своего ведущего государства. [18]
Признание
[ редактировать ]
Лишь в эпоху позднего средневековья свобода фризов была официально признана иностранными феодальными державами. [12] В 1232 году принц-епископство Утрехтское признало, что фризы «свободные люди, освобожденные от всякого ига рабства или чьего-либо репрессивного правления». [17] Француз Бартоломеус Английский также признал свободу фризов от феодального правления и крепостного права, а также их ежегодные выборы судей, написав, что они «рискуют своей жизнью ради свободы и предпочитают смерть, чем быть угнетенным игом рабства». [19]
упоминания о свободах, предоставленных фризам Карлом Великим . В начале 13 века в исторической литературе стали появляться [20] Согласно этим средневековым хроникам, свобода фризов была установлена Карлом Великим, первым императором Священной Римской империи . [21] Но никаких доказательств этой « карелской привилегии » не было найдено до 13-го века, а ведущий историк Хан Нийдам назвал ее «идеологическим украшением». [22] Фризские ученые также часто ссылались на римское право и философию в оправдание свободы фризов. [23] Между 1297 и 1319 годами, пытаясь задним числом оправдать свою свободу от феодального правления, некоторые фризы сфабриковали хартию, которая, как они утверждали, была написана Карлом Великим и подтверждала их свободу от крепостного права , феодальных повинностей и налогов . [24]
В 1248 году Вильгельм II Голландский подтвердил «все права, свободы и привилегии, предоставленные всем фризам императором Карлом Великим», но условия оставались расплывчатыми, поэтому указ не имел большого эффекта. [25] В 1338 году фризские общины направили письмо Филиппу VI Французскому , в котором просили его «помнить о самом полезном даре фризской свободы, [...] уступленной нам Карлом Великим, королем римлян [...] ], навечно». [26] В том же году, после спора между фризами и городом Гронинген , арбитры издали хартию, в которой заявили, что Гронинген согласен защищать свободу фризов от феодалов. [27] издали еще одну хартию , которая подтвердила совместный пакт о защите свободы фризов от «принуждения посредством угнетения». В 1361 году союз фризских земель и город Гронинген [26] Этот союз позже был использован во время попыток Бургундского государства завоевать Фризию. [14]
Согласно книге фризских законов ок. В 1295 году фризы сотрудничали с Рудольфом I из Германии в военных кампаниях в обмен на защиту свободы фризов. [28] В 1417 году немецкий король Сигизмунд издал хартию, которая предоставляла Фризии «имперскую свободу» от княжеского правления. [29] Но так как условия хартии требовали уплаты дани государству , фризы отвергли ее. Вместо этого в 1421 году они ненадолго признали графа Голландии, и Империя впоследствии объявила Фризию мятежной провинцией. [30] В 1493 году немецкий король Максимилиан I издал грамоту, предоставлявшую западнофризам императорские привилегии, но она также была отвергнута фризами, поскольку предусматривала уплату дани. [31] В хрониках аббатства Адуард также признается, что фризы «полностью ненавидели состояние рабства из-за суровости принцев, как они испытали ранее». [17]
Растворение
[ редактировать ]
В обществе, в основном лишенном лидеров, с 1298 года стали упоминаться городские должностные лица, известные как олдермены , и избранные военные лидеры, известные как хедлинги , которых часто сравнивали с итальянскими подестами . [32] К середине 14-го века деревенские старосты ( западно-фризские : haedlingen ) стали более богатыми и могущественными, превратившись в аграрную аристократию региона и став де-факто правящим классом . [33] Между реками Эмс и Нефрит в восточной Фризии сила общинных институтов уменьшилась, и коммуны фактически исчезли, в то время как на западе деревенские главы все больше оказывали на коммуны все большее влияние. [34] По мере роста власти хедлингенов такие элементы фризской свободы, как личная свобода и выборы судей, были отброшены, поскольку свобода была преобразована в свободу от иностранных князей. [19]
В 1420 году восточно-фризские вожди Окко II Том Брок и Сибет Папинга сформировали союз для защиты свободы фризов от Тевтонского ордена ; они переосмыслили фризскую свободу как политическую свободу от иностранного правления, а не свободу от феодального рабства. [14] В 1430 году растущая оппозиция восточно-фризским вождям завершилась созданием «Лиги свободы», в которой союз фризских общин попытался положить конец их квазифеодальному правлению. [14] В середине-конце 15 века фризские хедлингены переосмыслили фризскую свободу как просто свободу от внешнего налогообложения. [19] В 1464 году один из самых могущественных восточно-фризских вождей, Ульрих I , реорганизовал восточные территории в графство Восточная Фризия , положив конец свободе фризов и, наконец, установив феодальное правление на востоке. [31]
Свобода фризов окончательно подошла к концу в результате гражданской войны между Ширингерами и Веткоперами , двумя фракциями фризской знати. [12] В 1498 году Максимилиан назначил , герцога Саксонского . губернатором Альберта III региона [35] при поддержке Ширингеров . [12] В 1504 году Фризия официально была подчинена саксонскому праву . [36] Хотя свобода фризов была отменена, саксы в конечном итоге изо всех сил пытались ввести феодализм в западной Фризии, поскольку местные хедлингены отвергали попытки привести их в дворянство. [31] Пытаясь захватить Фризию у саксов, в 1514 году Карл II, герцог Гельдерский, вторгся во Фризию, заявив о своем намерении восстановить свободу Фризии. [37]
Современные интерпретации
[ редактировать ]Ранний современный период
[ редактировать ]Концепция свободы фризов была переосмыслена во время голландского восстания , когда она использовалась в качестве аргумента в пользу восстановления исторических прав, которые были утрачены при правлении Габсбургов . [38] Во Фрисландии восстание рассматривалось как восстановление фризской свободы, как это описано в трудах фризского республиканца Уббо Эммиуса . [39]
К концу 16-го века беллетризованная версия истории Фризии » Андреаса Корнелиуса , «Croniicke ende waarachtige Beschrijvinge van Vrieslant была опубликована . Хотя описание событий было сильно мифологизировано, книга оказала большое влияние на развитие фризской историографии в последующие столетия. [40]
Идея фризской свободы продолжала существовать до конца 18 века; Американский революционер Джон Адамс отметил, что фризы «славились духом свободы», а французский революционер Оноре Габриэль Рикети сравнил фризский язык с «крепким дубом, сок свободы которого сохраняет его силу и зелень». [41]
Поздний современный период
[ редактировать ]К концу раннего современного периода , когда Фрисландия была интегрирована в Соединенное Королевство Нидерландов , концепция снова получила новое толкование во время подъема фризского национализма ; фризская свобода потеряла свой политический подтекст и была переосмыслена как культурная черта фризского народа. [42] Для националистов XIX и XX веков свобода была врожденной характеристикой фризской национальной идентичности. [43] Затем фризская свобода стала национальным мифом , предполагая непрерывную историю независимости Фризии, которая длилась более восьми столетий, и эта концепция подверглась растущей коммерциализации . Эта реконцепция оспаривается академическими историками, которые отмечают, что национальный миф был создан задним числом в XIX веке, и оспаривают историческую преемственность фризской свободы. [44]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Врис 2015 , с. 231.
- ^ Врис 2015 , стр. 238–239.
- ^ Врис 2015 , с. 239.
- ^ Нейдам 2023 , с. 3; Врис 2015 , стр. 231, 239–240.
- ^ Нейдам 2023 , с. 9; Врис 2015 , стр. 231, 239–240.
- ^ Врис 2015 , стр. 239–240.
- ^ Нейдам 2023 , стр. 6, 57; Врис 2015 , стр. 229–231.
- ^ Врис 2015 , с. 229.
- ^ Врис 2015 , стр. 240–241.
- ^ Перейти обратно: а б Ниждам 2023 , с. 9; Врис 2015 , с. 231.
- ^ Дженсма 2018 , с. 156.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ниждам 2023 , с. 9.
- ^ Нейдам 2023 , с. 9; Врис 2015 , стр. 237–238.
- ^ Перейти обратно: а б с д Врис 2015 , с. 237.
- ^ Нейдам 2014 , с. 6.
- ^ Нейдам 2014 , с. 11.
- ^ Перейти обратно: а б с Врис 2015 , с. 236.
- ^ Врис 2015 , с. 242.
- ^ Перейти обратно: а б с Врис 2015 , с. 238.
- ^ Введение 2018 , стр. 58–59; Ниждам 2023 , с. 16; Врис 2015 , стр. 232, 234.
- ^ Введение 2018 , стр. 58–59; Дженсма 2018 , с. 156; Ниждам 2023 , с. 16; Врис 2015 , стр. 232, 234.
- ^ Нейдам 2023 , с. 16.
- ^ Врис 2015 , стр. 241–244.
- ^ Врис 2015 , стр. 232, 236, 238.
- ^ Врис 2015 , стр. 232–233.
- ^ Перейти обратно: а б Врис 2015 , стр. 234–235.
- ^ Врис 2015 , стр. 234, 237.
- ^ Врис 2015 , с. 235.
- ^ Врис 2015 , стр. 232, 240.
- ^ Врис 2015 , с. 232.
- ^ Перейти обратно: а б с Врис 2015 , с. 233.
- ^ Врис 2015 , стр. 244–245.
- ^ Врис 2015 , стр. 231–232, 240.
- ^ Врис 2015 , стр. 231–232.
- ^ Нейдам 2023 , с. 9; Врис 2015 , стр. 233, 247.
- ^ Нейдам 2023 , с. 17.
- ^ Врис 2015 , стр. 242–243.
- ^ Дженсма 2018 , с. 156; Врис 2015 , стр. 235–236.
- ^ Врис 2015 , стр. 235–236.
- ^ Нейдам 2023 , с. 35.
- ^ Врис 2015 , стр. 229–230.
- ^ Дженсма 2018 , стр. 156–157.
- ^ Дженсма 2018 , с. 157.
- ^ Дженсма 2018 , стр. 161–162.
Библиография
[ редактировать ]- Интроини, Анжела (2018). Комментированный перевод «Thet Freske Riim»: миф о фризской свободе между теорией и практикой (PDF) (Диссертация). Университет Венеции .
- Йенсма, Гоффе (2018). «Ремистифицируя Фризию:« экономика впечатлений »на побережье Вадденского моря» . В Эгбертсе, Линде; Шрур, Мейндерт (ред.). Выдающееся Вадденленд: история, ландшафт и культурное наследие региона Ваддензе . Амстердам: Издательство Амстердамского университета . стр. 151–167. дои : 10.1515/9789048537884-011 .
- Ниждам, Хан (2014). «Коренной или универсальный? Сравнительный взгляд на средневековое (фризское) компенсационное право» (PDF) . В Андерсене, Пер; Тамм, Дитлев; Фогт, Хелле (ред.). Насколько нордическими являются скандинавские средневековые законы . Датская ассоциация юристов и экономистов . стр. 161–181.
- Ниждам, Хан (2023). «Предисловие к изданию и переводу основного текста на старофризском языке» . Фризское земельное право . Лейден : Издательство Brill . стр. 3–61. дои : 10.1163/9789004526419_002 . ISBN 978-90-04-52641-9 .
- Фрис, Эбеле (2015). «Frisonica libertas: Фризская свобода как пример средневековой свободы» . Журнал средневековой истории . 41 (2): 229–248. дои : 10.1080/03044181.2015.1034162 .