Боз (король)
Серый | |
---|---|
Король антов | |
Царствование | конец 4 века |
Предшественник | Неизвестный |
Преемник | Неизвестный |
Умер | в. 380 |
Проблема | восемь сыновей |
Религия | Славянское язычество |
Боз (умер около 380 г.) был царем антов , раннего славянского народа , жившего на территории современной Украины. Его история упоминается Иорданом в Гетике (550–551); в предшествующие годы остготы под командованием Эрманарика завоевали большое количество племен в Центральной Европе (см. Ойум ), включая антов. Через несколько лет после поражения остготов от вторгшихся гуннов король по имени Винитарий , внучатый племянник Эрманарика, выступил против антов Боза и разгромил их. Винитарий приговорил Боза, его сыновей и семьдесят его дворян к распятию , чтобы запугать антов. Эти конфликты представляют собой единственные контакты между германцами и славянами до VI века, задокументированные в письменных источниках.
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Византийский историк Иордан писал в своей книге «De origine actibusque Getarum» (или «Getica», написанной в 550 или 551 году). [ 1 ] ), что король Эрманарик ( эт. 370-е гг.) из грейтунгов (готское племя, скорее всего, то же самое, что и поздние остготы ), член династии Амали , сумел подчинить себе большое количество племен в Европе ( Кассиодор называл его «правителем все народы Скифии и Германии »), и говорят, что он наконец подчинил себе вендов (славян). [ 2 ] Иордан отмечал, что готские племена регулярно совершали набеги на славянскую территорию. [ 2 ]
Иордан упомянул три племени одного и того же происхождения, составлявшие славян: венды ( западные славяне ), анты ( восточные славяне ) и склавены ( южные славяне ), и заявил, что анты были самыми храбрыми и сильными среди них. [ 3 ] Он также заявил, что правление антов было наследственным. [ 4 ] в то время как Прокопий утверждал, что склавены и анты «не управляются одним человеком, но они издревле жили в условиях демократии». [ 5 ] По мнению украинского ученого Романа Смаль-Стоцкого (1893–1969), анты со временем получили сильную правящую власть и военную организацию под готским влиянием. [ 6 ] Они населяли территорию между Днестром и Днепром , [ 6 ] наиболее вероятно в районе, простирающемся от Вислы до устья Дуная и на восток до Дона . [ 7 ] В племенной союз антов, вероятно, входили некоторые соседние западнославянские племена. [ 6 ] Судя по тому, что Иордан назвал Боза «королем», анты, похоже, пытались создать свое собственное государство на границах или даже внутри Готского государства. [ 8 ]
История Боза
[ редактировать ]
Гунны вторглись на территории Эрманариха. в сопровождении алан только что завоеванных ими [ 9 ] Эрманарик, опасавшийся опустошения, покончил с собой. [ 9 ] В годы после смерти Эрманарика произошла война между частью остготов, оставшейся под властью гуннов, и антами. [ 10 ]
Внучатый племянник Эрманарика, Винитарий, которому не нравилось находиться под властью гуннов, вывел свои войска и выступил против антов, чтобы победить их и продемонстрировать свою храбрость. [ 11 ] Это произошло в последней четверти IV в. [ 12 ] возможно около 380. [ 7 ] Боз, король антов ( rex Antorum ), организовал союз для защиты антов. [ 7 ] и сумели победить Винитариуса в своих первых столкновениях, однако Винитарий доблестно сражался и сумел захватить и распять Боза вместе с его сыновьями и 70 его вождями ( приматами ). [ 12 ] [ 13 ] Винитарий оставил их тела висеть, чтобы навести страх на сдавшихся. [ 13 ] Эти конфликты представляют собой единственные контакты между германцами и славянами до VI века, задокументированные в письменных источниках. [ 14 ]
Последствия
[ редактировать ]После этого аланы (по словам современника Марцеллина , хотя Иордан говорил, что это были гунны) бросились спасать своих родственников, проведя решающую битву против остготов у реки Эрак (ныне называемой Тилихул ), в которой остготы потерпели поражение и были отброшены на запад. . [ 15 ] В конце концов остготы достигли берегов нижнего Дуная. [ 15 ]
Оценка
[ редактировать ]Историк Флорин Курта считает, что рассказ Иордана о Бозе и Винитариусе, возможно, возник в готской устной традиции, учитывая повествовательную структуру этой истории. [ 16 ] Он считает Боза «квазилегендарным», поскольку он единственный славянский лидер, упомянутый Иорданом, в то время как Прокопий не упоминает ни одного лидера. [ 17 ]
Некоторые историки пытались отождествить Боза с Бусом, упомянутым в « Слове о полку Игореве» , [ 18 ] в котором бояре рассказывают Святославу I Киевскому (годы правления 945–972) о «готических девицах... поющих о времени Буса», [ 19 ] но это было опровергнуто. [ 20 ] Первым соединил их в 1876 г. О. Охоновский. Позднее его поддержал С. Роспонд. [ 21 ]
Йордан написал свое имя на поздней латыни как Boz (« Boz nomine »), хотя в нескольких рукописях Getica используется Box или Booz . [ 22 ] В этимологических исследованиях относительно этого имени существуют различные теории.
Имя переводится на славянских языках как Бож ( Бог , Божь ; транслитерируется как Бож ). Одна из теорий состоит в том, что оно происходит от славянского слова болото , « Бог », интерпретируемого как «Божий». [ 23 ] «Божественный». [ 24 ] Польский лингвист Станислав Урбаньчик (1909–2000) упомянул * Božь (божественный), * Vo(d)žь (вождь) и ' * Bosь (босой) как возможные варианты. [ 25 ] Польский папиролог Адам Лукашевич отметил, что слово «вождь» было возможным, поскольку оно соответствовало обстоятельствам. [ 24 ] Польский лингвист Станислав Роспонд (1906–1982) пришел к выводу, что его звали Бос , «босоногий», и что другие этимологии, выдвинутые Урбанчиком, менее вероятны; он поддержал это, соединив Боза с Бусом ( Боусь ) из «Слова о полку Игореве» , как Омельян Огоновский это впервые сделал в 1876 году [ 25 ] Украинский школяр Mykhailo Hrushevsky (1866–1934) соответствовал тому, что его имя было "переходом Божко , Богидар , Богдан ". [ 18 ] Украинский историк Богдан Струминский подчеркивал, что, поскольку первые палатализации (гь > жь и т. д.) еще не произошли в славянском языке во времена Боза, * Божь был неубедителен, а * Во(д)жь «еще менее приемлем». Поддерживая связь с Бусом , он предположил, что это был готический язык, как * Bōs , встречающийся в тех же вариантах, что и западно-готический Bōsō , неопределенной даты, «вероятно означающий «Колдун»», и англосаксонский Bōsa , из 7-го века. [ 21 ] Другие выдвинули теорию иранской этимологии ( Bwzrmyhr или Burzmipuhr ). [ 26 ] Немецкий историк Ф. Альтхайм (1898–1976) трактовал гуннское имя Бозос как производное от букса , краткой формы иранского багабукса . [ 24 ]
Его титул, rex Antorum , переводится как «Король антов». [ 27 ] Украинский историк Николай Андрусяк (1902–1985) предположил, поскольку Иордан использовал rex как для германских правителей, так и для правителя антов, что восточные славяне переняли «*kuning-» от готов и славянизировали его в «kǔnędzϐ». ( князь ), переведенный Иорданом как «рекс». [ 28 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Короткометражка 2001 , с. 39.
- ^ Перейти обратно: а б Менхен-Хельфен 1973 , стр. 24–25.
- ^ Короткометражка 2001 , с. 39; АУГБ 1962 , с. 35
- ^ Чировский 1976 , с. 85.
- ^ Короткометражка 2001 , с. 115.
- ^ Перейти обратно: а б с Смаль-Стоцкий 1950 , с. 67.
- ^ Перейти обратно: а б с АУГБ 1962 , с. 35.
- ^ Kobylinski 2005 , p. 530.
- ^ Перейти обратно: а б Аммиан Марцеллин . «3». В Тайер, Билл (ред.). Римская история Аммиана Марцеллина - Книга 31 . Том. 3. Перевод Дж. К. Рольфе.
- ↑ Maenchen-Helfen 1973 pp . ,
- ^ Грушевский 1997 , с. 124.
- ^ Перейти обратно: а б Грушевский 1997 , стр. 134, 281.
- ^ Перейти обратно: а б Гири 2010 , стр. 101–102.
- ^ Institut Zachodni (1988). Polish Western affairs . Vol. 29. Институт Западной. p. 174.
- ^ Перейти обратно: а б Георгий Вернадский (1959). Истоки России . Кларендон Пресс. п. 72.
- ^ Короткометражка 2001 , с. 41.
- ^ Курта 2001 , стр. 117–118.
- ^ Перейти обратно: а б Грушевский 1997 , с. 134.
- ^ Аноним (2005) [1996]. «Слово об Игореве» . В Ржевском, Николай (ред.). Антология русской литературы от древнейших произведений до современной художественной литературы: введение в культуру . Я Шарп. п. 15. ISBN 9780765612465 .
- ^ Менхен-Хельфен 1973 , стр. 24–25; Грушевский 1997 , с. 134; Зупанич 1961 , стр. 121–122
- ^ Перейти обратно: а б Струминский 1980 , с. 789.
- ^ Бартломей Шимон Шмоньевский (январь 2010 г.). «Анты: восточные «братья» склавенов?». Забытые варвары . Исследования в раннем средневековье. Том. 32. С. 53–82. дои : 10.1484/M.SEM-EB.3.5085 . ISBN 978-2-503-53125-0 .
Все попытки этимологизировать имя короля Боза предполагают, что это (Боз) действительно было его именем. Однако в некоторых рукописях «Гетики» Джордана дается несколько иное написание (box или даже booz), что оставляет место для многих других возможных интерпретаций. ...
- ^ ДЖИС 1985 , стр. 204.
- ^ Перейти обратно: а б с Лукашевич 1998 , стр. 130.
- ^ Перейти обратно: а б Струминский 1980 , с. 788–789.
- ^ Менхен-Хельфен 1973 , с. 25.
- ^ Maenchen-Helfen 1973 , p. 25; Брюшевский 1997 , pp. 134, 281; JIES 1985 , p. 204
- ^ Андрусяк, Николай (1955), «Цари Киева и Галиции», Славянское и восточноевропейское обозрение , том. 33, № 81 (июнь 1955 г.), стр. 342–349 , MHRA , с. 342, JSTOR 4204660 ,
Иордан использовал титул «рекс» как для германского «кунинга», так и для правителя антов. Справедливо предположить, что уже в это время восточные славяне переняли у готов титул правителя «кунинг-» и славянизировали его до «кёндзу» (укр. князь ); следовательно, старославянское «kǔnędzϐ» было переведено Иорданом как «рекс».
Источники
[ редактировать ]- «Журнал индоевропейских исследований» . 13 . 1985: 204.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Ассоциация украинцев Великобритании (1962). «Украинское обозрение». Украинское обозрение . 10 . Ассоциация украинцев Великобритании. ISSN 0041-6029 . OCLC 1779352 .
- Чировский, Николай Львович (1976). К историческим началам восточнославянской Европы: Литература . Научное общество Шевченко. п. 85.
- Курта, Флорин (2001). Становление славян: история и археология Нижнего Дуная, ок. 500–700 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-80202-4 .
- Кобылинский, Збигнев (2005). «Славяне». В Фуракре, Поль (ред.). Новая Кембриджская средневековая история, Том 1: около 500–700 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 524–546. ISBN 978-0-521-36291-7 .
- Лукашевич, Адам (1998). «О рабах и рабах... » Диалоги древней истории (на французском языке). 24 (2): 129–135. дои : 10.3406/dha.1998.2394 .
- Гири, Патрик Дж. (2010). Чтения по средневековой истории: раннее средневековье . Университет Торонто Пресс. ISBN 978-1-4426-0116-1 .
- Грушевский, Михаил (1997). История Украины-Руси: От предыстории до одиннадцатого века . Кийц Цюс. ISBN 978-1-895571-19-6 .
- Менхен-Хельфен, Отто (1973). Мир гуннов: Исследования по их истории и культуре . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-01596-8 .
- Смаль-Стоцкий, Роман (1950). Славяне и германцы: древнейшие германо-славянские отношения . Брюс. п. 67.
- Струминский, Богдан (1980). «Были ли анты восточными славянами?» (PDF) . Гарвардские украинские исследования . 3–4 (2): 788–789. JSTOR 41035872 . Архивировано из оригинала (PDF) 20 декабря 2015 г. Проверено 5 ноября 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Иорданес (551). Гетика (на латыни).
- Розов, В. (1929). «Боз, рекс Анторум». Византинославица (на русском языке). 1 .
- Зупанич, Нико (1961). «Боз рекс Анторум. Историко-этнографический вклад в первый в истории политический акт славян». Ситула . IV . Любляна: 91–122.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Миров, Чарльз К. (1915). «Иорданес описывает въезд и странствования готов в Римской империи» . Иордан, Происхождение и деяния готов, изд. 2 . Издательство Принстонского университета: 65–93. Архивировано из оригинала 24 мая 2012 г. Проверено 23 июля 2012 г.
- Прицак, Омельян (1982). «Западные и южные славяне в раннем средневековье» . Недели обучения Итальянского центра исследований раннего средневековья, XXX, 1983 г. В ШТАБ-КВАРТИРЕ ЦЕНТРА: 353–435.