Спорои
Спорои ( греч . Σπόροι ) или Спори были, по мнению восточноримского ученого Прокопия (500–560), старым названием антов и склавенов , двух раннеславянских ветвей. Прокопий заявил, что склавены и анты говорили на одном языке , но он не прослеживал их общее происхождение от венетов (согласно Иордану), а от народа, который он называл «Спорой». [ 1 ] Название он получил от греческого σπείρω (« сеять »), потому что «они населяли землю разбросанными поселениями». [ 2 ]
Исследования
[ редактировать ]Украинский историк Михаил Грушевский (1866–1934) отметил научную точку зрения по этому поводу: этимология Прокопия была отвергнута как ошибочная, и многие ученые связали этот термин с сербами ; некоторые искали связь с , сербами Птолемея . но «эти сербои жили далеко на востоке, в Поволжье » Он отметил, что славянские сербы появляются в исторических записях в IX веке, и сербы , возможно, имели более широкое значение, как это предполагают два совершенно разных славянских народа (балканские сербы и лужицкие лужички ), однако, по его словам, одинаковые имена часто встречались среди славяне и «[ранние] славяне , возможно, даже не имели своего общего имени для обозначения национальности. Такие имена часто появлялись только со временем». [ 2 ]
По мнению чешского историка Фрэнсиса Дворника (1893–1975), Спорои, вероятно, были Спали, упомянутыми Иорданом ( эт. 551), и Спалеями, упомянутыми Плинием Старшим ( фл. 77–79). [ 3 ] По мнению Североамериканского общества сербских исследований , вместо того, чтобы связывать этноним с малоизвестным Спали , согласно старой точке зрения, это был, скорее всего, греческий перевод имени Сорпои или Сорбой , связанный с сербами. [ 4 ]
По мнению британского археолога Пола М. Барфорда , писавшего в 2001 году, оно, скорее всего, произошло от праславянского слова, означающего «множество» ( sporъ , откуда польское sporo и т. д.). [ 1 ]
Была также установлена связь с зериуани, упомянутыми баварским географом 9-го века . [ 5 ] В нем говорится, что Зериуани, «которая является столь великим царством, что от него, как повествует их предание, произошли и ведут свое происхождение все племена славян» (происхождение, как они утверждают, ведут). [ 5 ]
Другие древние взгляды на славян
[ редактировать ]В отличие от Прокопия, римский бюрократ Иордан (551) писал о славянах в своем сочинении «Гетика» : «хотя они происходят от одного народа, теперь они известны под тремя именами: венеты, анты и склавены» ( ab unastirpe exorti, tria nomina ediderunt, id est Veneti, Antes, Sclaveni ); то есть западные славяне, восточные славяне и южные славяне. [ 6 ] Он заявил, что венеты были предками склавенов и антов, причем двоих раньше называли венетами , но теперь «в основном» называют склавенами и антами. [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Пол М. Барфорд (январь 2001 г.). Ранние славяне: культура и общество в раннесредневековой Восточной Европе . Издательство Корнельского университета. п. 36. ISBN 978-0-8014-3977-3 .
- ^ Jump up to: а б Михаил Грушевский; Эндрю Поппе; Марта Скорупская; Ульяна М. Пасичник; Фрэнк Э. Сисин (1997). История Украины-Руси: От предыстории до одиннадцатого века . Кийц Цюс. п. 57. ИСБН 978-1-895571-19-6 .
- ^ Фрэнсис Дворник (1974). Становление Центральной и Восточной Европы . Академическая международная пресса. стр. 277–279 . ISBN 978-0-87569-023-0 .
- ^ Сербские исследования . Том. 2. Североамериканское общество сербских исследований. 1982. с. 21.
- ^ Jump up to: а б Сэмюэл Хаззард Кросс (1963). Славянская цивилизация на протяжении веков . Рассел и Рассел. п. 6 .
Зеруиани
- ^ Фрэнк А. Кметович (1976). Древние славяне . Издательство Ворзалла.
Иордан не оставил сомнений в славянском происхождении антов, когда писал: «ab unastirpe exorti, tria nomina ediderunt, id est Veneti, Antes, Sclaveni» (хотя они происходят от одного народа, теперь они известны под тремя именами — Венеты, Анты и Склавены). Венеты были западными славянами, анты — восточными славянами, а склавены — южными или балканскими славянами.
- ^ Иорданес, Гетика 5.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Адам Лукашевич (1998). «О рабах и рабах...» Диалоги древней истории . 24 (2): 129–135. дои : 10.3406/dha.1998.2394 . (на французском языке)