Конкордат 1925 года
(соглашение) 1925 года Конкордат между Святым Престолом и Второй Польской Республикой содержал 27 статей, гарантировавших свободу Церкви и верующих. Он регулировал обычные вопросы интересов, католическое обучение в начальных и средних школах, назначение епископов, учреждение семинарий , постоянного нунция в Варшаве , который также представляет интересы Святого Престола в Гданьске . [1] [2] Он считался одним из самых благоприятных конкордатов для Святого Престола и стал основой для многих будущих конкордатов.
Переговоры
[ редактировать ]
Римско-католическая религия была религией большинства граждан Второй Польской Республики (см. Также демографию Второй Республики ). Польская конституция 1921 года в статье 114 предусматривала, что «римско-католическая вера, религия большинства нации, занимает первое место среди одинаково важных конфессий в стране. Римско-католическая церковь управляет сама собой. Отношение к церкви будет определено на основании договора со Святым Престолом после ратификации Сеймом ( польским парламентом)». [3] Переговоры начались в 1921 году, и польская сторона (министр религии и образования Мацей Ратай , адвокат Владислав Авраам и епископ Адольф Шелонжек ) подготовила проект предложения к 1923 году. [3] Затем переговоры взял на себя Станислав Грабский , который представлял фракцию endecja , доминирующую тогда в правительстве. [3] Переговоры между Грабски и Франческо Боргоджини Дука длились четыре месяца и 23 встречи в Риме. [4] Конкордат подписали 10 февраля Пьетро Гаспарри , кардинал-государственный секретарь Святого Престола, а также Станислав Грабский и Владислав Скшинский от Польши. [3] [5]
Текст конкордата был опубликован в Польше в журнале Dziennik Ustaw . Он был представлен в Сейм для ратификации 24 марта. [3] Его критиковали представители некатолических меньшинств (таких как украинцы), а также члены парламента от социалистов и коммунистов, но правоцентристские консерваторы и представители католиков имели большинство и поддержали договор. [3] Он был ратифицирован 27 марта. [6]
Содержание
[ редактировать ]Согласно конкордату, Церковь пользовалась полной защитой государства и молилась за лидеров Польши во время воскресной мессы и 3 мая. [2] Священнослужители принесли торжественную присягу на верность Польскому государству. [7] Если бы духовенство обвинялось в совершении преступлений, судебные документы передавались бы церковным властям. В случае осуждения они не будут отбывать наказание в тюрьме, а будут переданы церковным властям для интернирования в монастырь или женский монастырь. [8] Конкордат распространился на Латинскую церковь в пяти церковных провинциях: Гнезно и Познани , Варшаве, Вильно , Львове и Кракове . Это относилось также к восточным католикам Украинской греко-католической церкви во Львове и Пшемысле , а также к Армянской католической церкви во Львове. [9] При проведении религиозных торжеств в рамках конкретных обрядов необходимо было соблюдать каноническое право. [10] Католическое обучение было обязательным во всех государственных школах, кроме университетов. [11] В статье 24 Церковь и государство признали права собственности друг друга, частично возникшие со времени раздела до 1918 года. Это означало, что права собственности и права собственности на недвижимость Церкви соблюдались. Более позднее соглашение должно было определить статус экспроприированной церковной собственности, а до этого времени государство будет выплачивать церковным пожертвованиям свое духовенство. Конкордат предусматривал, что никакая часть польской территории не может быть передана под юрисдикцию епископа за пределами Польши. [12] или не польского гражданства. [13]
На бумаге конкордат казался победой церкви. Но польские епископы почувствовали себя вынужденными принять меры против ранних нарушений в области брачного законодательства и прав собственности. Папа Пий XI поддержал это и епископские инициативы по проведению собственных пленарных заседаний. [14]
Литва
[ редактировать ]Конкордат вызвал серьезный конфликт между Святым Престолом и Литвой . Конкордат учредил в Вильно церковную провинцию, тем самым признав претензии Польши на город, несмотря на просьбы Литвы управлять провинцией непосредственно из Рима. [15] Литва и Польша вели ожесточенную борьбу за город и его окрестности с 1920 года, когда город был захвачен пропольскими силами во время мятежа Желиговского . Литовцы подали протест Святому Престолу и отозвали там своего представителя; Святой Престол ответил тем же, и все дипломатические отношения между Литвой и Святым Престолом были прекращены. [15] В апреле 1926 года Папа Пий XI в одностороннем порядке учредил и реорганизовал Литовскую церковную провинцию, не принимая во внимание требования и предложения Литвы. [16] Народное возмущение в ответ на конкордат стало одной из причин того, что Литовская христианско-демократическая партия , ведущая прокатолическая партия в Литве, потеряла большинство на парламентских выборах 1926 года . [16]
В результате было сформировано слабое коалиционное правительство, что, в свою очередь, спровоцировало литовский государственный переворот 1926 года . Отношения Литвы со Святым Престолом были нормализованы несколько месяцев спустя, 4 июня 1927 года, когда был подписан конкордат между кардиналом-государственным секретарем Пьетро Гаспарри Святого Престола и доктором Юргисом Шаулисом от Литвы. Улучшения в 1927 году произошли главным образом благодаря усилиям премьер-министра Аугустинаса Вольдемараса . [17]
аннулирование
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны Святой Престол назначил немецких и словацких священников в польские приходы , нарушив конкордат. [13] Действия были осуждены польским правительством в изгнании , которое сочло это предательством: «Решение Пия XII равносильно принятию незаконных требований Германии и представляет собой недружественный акт по отношению к польскому народу». [18]
12 сентября 1945 года коммунисты в котором доминировали Временное правительство Польши, , опубликовало заявление о том, что конкордат больше не действителен, сославшись на нарушения со стороны Церкви. Эту точку зрения не разделяли Святой Престол и многие польские священники, такие как Стефан Вышинский , который считал, что конкордат был расторгнут только польской стороной путем заявления. [номер 1]
Не только Польша, но и другие восточноевропейские страны, находившиеся под советским контролем, отменили свои конкордаты со Святым Престолом после 1945 года, что можно рассматривать как часть преследований католической церкви во время понтификата Папы Пия XII .
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Папа, по словам Вышинского, никогда не переставал признавать суверенитет Польши и не производил никаких личных или территориальных изменений, а в частых сообщениях прессы Святого Престола продолжали сообщать о Польше «как о стране, которая поддерживает свободные государства, борющиеся за лучшее будущее». ". (Мицевский, кардинал Вышинский , Нью-Йорк, 1984, стр. 34)Тем не менее, государственные власти пытались дискредитировать Папу Пия XII в глазах польского общества. Его настоящие речи и послания к польскому народу не были известны в Польше. (Мицевский, 418)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Конкордат 3
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Конкордат 8
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж (на польском языке) Станислав Дзенцеловский, Ратификация Конкордата - март и апрель 1925 г.
- ^ Пиз, Нил (2009). Самая верная дочь Рима: Католическая церковь и независимая Польша, 1914–1939 гг . Издательство Университета Огайо. п. 68. ИСБН 978-0-8214-1856-7 .
- ^ Джоан М. Рестрепо Рестрепо SJ, Concordata Regnante Sancissimo Domino Pio XI Inita, Pontificia Universitas Gregoriana, Romae, 1932.
- ^ Пиз, Нил. Самая верная дочь Рима , с. 71
- ^ Конкордат 12
- ^ Конкордат 22
- ^ Конкордат 9
- ^ Конкордат 18
- ^ Конкордат 13
- ^ Конкордат 26
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б (на польском языке) Конкордат в Энциклопедии WIEM
- ^ Шмидлин, Йозеф (1922–1939). Папская история . Том IV Мюнхен: Кёстель-Пуштет. п. 135. ОСЛК 4533637 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Герутис, Альберта (1984). «Независимая Литва» В Эд. Альберта Герутис (ред.). Литва: 700 лет Перевод Альгирдаса Будреккиса (6-е изд.). Нью-Йорк: Manyland Books. стр. 100-1 218–219. ISBN 0-87141-028-1 . LCCN 75-80057 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эйдинтас, Альфонсас; Витаутас Жалис; Альфред Эрих Сенн (сентябрь 1999 г.). Эд. Эдвард Тускенис (ред.). Литва в европейской политике: годы Первой республики, 1918–1940 (изд. в мягкой обложке). Нью-Йорк: Сент-Луис. Мартинс Пресс. стр. 100-1 51–52. ISBN 0-312-22458-3 .
- ^ Эйдинтас, Альфонс. Литва в европейской политике , с. 144.
- ^ Дискин, Ханна (2004). Семена триумфа: Церковь и государство в Польше Гомулки . Издательство Центральноевропейского университета. п. 29. ISBN 978-963-9241-16-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лукомский Станислав, Конкордат, заключенный 10 февраля 1925 года между Святым Престолом и Республикой Польша , Ломжа, 1934 год.
- Вислоцкий Ежи, Польский конкордат 1925 года: Правовые и политические вопросы , Университет Адама Мицкевича 1977.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на польском языке) Текст конкордата , зеркало
- (на польском языке) Правовые основы функционирования Церкви - Конкордат 1925 г.
- (на польском языке) Давид Ропушинский, Польский конкордат 1925 г.
- (на польском языке) Михал Хорошевич, Проблемы с предыдущим конкордатом
- (на польском языке) Станислав Пиотровский, Конкордат 1925 года больше не действителен.
- Папа Пий XI
- 1925 год в Польше.
- закрытия 1945 года
- Правовая история Польши
- 1925 год в Литве.
- Отношения Святого Престола и Польши
- Договоры Святого Престола (1870–1929 гг.)
- Договоры межвоенного периода
- Договоры, заключенные в 1925 г.
- Договоры Второй Польской Республики
- Религия во Второй Польской республике
- Отношения Святого Престола и Литвы
- Отношения Литвы и Второй Польской Республики