Женьжу Хан
Женьжу Хан | |||||
---|---|---|---|---|---|
Хан Сюэянтуо | |||||
Царствование | 628 – 645 | ||||
Предшественник | Йеди Хан | ||||
Преемник | Дуоми Хан | ||||
Рожденный | Иши Инань | ||||
Умер | 21 октября 645 г. | ||||
Проблема | Не ешь Бажуо | ||||
|
Хан ( китайский : 真珠可汗 ; пиньинь : Zhēnzhū Kèhán ; букв. «Жемчужный Хан», букв. » Чжэньчжу Жемчужный латинизированный: Yinčü Qaɣan , « Хан [ 1 ] ) (умер 21 октября 645 г.) был ханом Сюэянтуо . , при котором Сюэянтуо превратился из вассала Восточного Туцзюэ в могущественное ханство, правившее над Северной и Центральной Азией Его личное имя было записано как Иши Инан ( китайский : 乙失夷男 ; пиньинь : Йуши Инан ), последнее является китайским переводом Инан . [ 2 ] Позже он был удостоен полного царственного титула Чжэньчжупиджия Хан ( китайский : 真珠毗伽可汗 ; пиньинь : Zhenzhū Píjiā Kèhán , китайский перевод древнетюркского языка : 𐰘𐰃𐰨𐰇 𐰋𐰃𐰠𐰏𐰀 𐰴 𐰍 𐰣 , латинизировано: Yinčü Bilge Qaɣan , букв. «Жемчужный Мудрый Хан») .
Во время своего правления Сюэянтуо в значительной степени поддерживал династию Тан , хотя между двумя государствами время от времени возникали разногласия, причем самый серьезный спор был связан с попыткой Тан восстановить Восточно-Тюркский каганат в качестве вассального государства под властью Килиби-хана - попытка, которая в конечном итоге провалилась. из-за частых набегов армии Сюэянтуо на турок. На протяжении всего своего правления Сюэянтуо оставался могущественным, несмотря на попытки Тан обуздать его власть, но после смерти Чжэньчжу спор о престолонаследии между его сыновьями, Бачжуо и Йемангом ( 曳莽 ), привел к убийству Бачжуо Йеманга и последующим внутренним беспорядкам. Кроме того, Бачжоу напал на Тан, что привело к крупной кампании возмездия Тан, которая, наряду с восстанием уйгуров , привела к разрушению Сюэянтуо в 646 году.
Как вождь племени
[ редактировать ]Дата его рождения неизвестна, но известно, что он был внуком хана Йеди , который был первым правителем Сюэянтуо, тогда входившего в состав племени конфедерации Тиеле , подчинявшегося тогда власти восточно-тюркских ханов. У него был брат по имени Тонг Тегин. В то время, когда Инан первоначально был правителем Сюэянтуо при Иллиг Кагане , у Инана было 70 000 палаток домашних хозяйств.
К 627 году несколько наиболее сильных членов Тиле, в том числе Сюэянтуо, уйгуры и Байегу ( 拔野谷 ), восстали. [ 3 ] Иллиг Каган послал своего сына Юкук Шада атаковать повстанцев с примерно 400 000 всадников, но потерпел поражение от армии численностью всего 5 000 всадников под командованием уйгурского вождя Пусара. [1] [ 4 ] В то же время Сюэянтуо также победил четырех тюркских генералов, и каган не смог ответить адекватно. Затем каган послал своего подчиненного Асину Шибоби против Тиле, но уйгуры и Сюэянтуо победили Асина Шибоби, заставив его бежать. Последующий гнев Иллига Кагана и кратковременное задержание Ашины Шибоби в конечном итоге привели к тому, что Шибоби также восстал и вступил в союз с Таном. [ 5 ]
Царствование
[ редактировать ]К концу 628 года все северные вассалы турок восстали и подчинились Инану, предложив ему титул хана . Инан сначала отказался от титула, не осмеливаясь его использовать. Поскольку император Тан Тайцзун хотел вступить в союз с Сюэянтуо против восточных тюрков, он послал генерала Цяо Шивана ( 喬師望 ) в качестве посланника в Инань. [ 6 ] , признав его Чжэньжупици-ханом (или сокращенно Чжэньчжу-ханом) и наградив его барабанами и знаменами. Инан был очень доволен и предложил дань уважения императору Тайцзуну. Согласно китайским летописям, к этому моменту его территория простиралась от Мохэ на восток, западных тюрков на запад и пустыни Гоби на юг, и что многие племена, в том числе Хуэйгэ (回纥), Байегу (拔也古), Ади (阿跌), Тонлуо (同羅), Пугу (僕骨) и Байси (白霫) — все подчинились ему. Он основал свою базу власти в Отюкене , традиционной столице турок. [ 7 ]
В августе 629 года он послал своего брата Тонг Тегина принести дань императору Тайцзуну, а император Тайцзун в ответ наградил его мечом и кнутом, заявив: «Господин, если твои подчиненные совершают преступления, ты можешь использовать меч, чтобы казните тех, кто совершил тяжкие преступления, и плетите тех, кто совершает мелкие преступления». Инан был доволен, и это вселило страх в Иллиг Кагана, который безуспешно просил о браке с императорским кланом Тан. [ 8 ]
В 630 году танская армия под командованием генерала Ли Цзин разгромила восточных тюрков, захватив Иллиг. Некоторые из восточных турок сдались Тану; некоторые сдались Сюэянтуо; а некоторые бежали на запад к западным туркам или в близлежащие города-государства. Сюэянтуо теперь был доминирующей державой на севере империи Тан. [ 9 ]
Царствование на бывшей территории Восточной Турции
[ редактировать ]Будучи верховным правителем бывшей восточно-тюркской территории, Инан - ныне Чжэньчжу-хан - пытался сохранить мирные отношения с Таном, формально подчиняясь Тану, и в то же время укреплял свое государство. западных тюрков В 632 году каган Сы Ябгу напал на Сюэянтуо, и силы Сюэянтуо победили его, что способствовало его последующему падению.
Еще одним испытанием, с которым пришлось столкнуться Чжэньчжу, стало нападение восточно-тюркского принца Ашина Шеэра , который во время краха восточных тюрков бежал к западным тюркам и захватил часть ее территории, претендуя на титул Дубу-кагана. . Поскольку Ашина Шеер рассматривал Сюэянтуо как источник падения восточных турок, он поклялся отомстить Сюэянтуо и ок . 634 , с нерешительными результатами. Однако в то время на трон только что вступил новый западнотюркский хан Ишбара Толис , и большая часть людей Ашина Шеэр, не желая продолжать боевые действия, бежала к нему, позволив Сюэянтуо контратаковать и победить Ашина Шеэр. .
Тем временем Инан укреплялся, и к 638 году, как сообщалось, под его началом было более 200 000 солдат. Было также сказано, что он разделил армию, чтобы ею отдельно командовали его сыновья Бачжуо и Цзялиби ( 頡利苾 ), причем Бажуо отвечал за юг, а Цзялиби - за север. [2] Император Тайцзун, полагая, что Сюэянтуо становится сильным и его трудно подчинить, создал Бачжуо и Цзялиби подчиненными ханами при своем отце, наградив их барабанами и знаменами, якобы в знак их почтения, но надеясь вместо этого вызвать разногласия между ними. [ 10 ]
Между тем, Цюй Вэньтай ( 麴文泰 ), король Гаочана , по слухам, объединился с западными турками против Тан, а также пытался вовлечь Сюэянтуо в их союз, отправив эмиссара в Чжэньчжу, чтобы спровоцировать его на вторжение в Китай. [ 11 ] Чжэньчжу в ответ сообщил императору Тайцзуну о подстрекательстве Цюя и, когда император Тайцзун послал генерала Хоу Цзюньцзи атаковать Гаочан в 638 году, предложил послать армию, чтобы направить Хоу. Император Тайцзун послал официального Тан Цзяня и генерала Чжиши Сили ( 執失思力 ) в Сюэянтуо, чтобы наградить Чжэньчжуня шелком за его лояльность и обсудить координацию. (Однако, когда Хоу действительно напал и завоевал Гаочан в 639 году, похоже, это произошло без фактического участия Сюэянтуо.)
провалился заговор В 639 году восточно-тюркский принц Ашина Цзешешуай с целью убийства императора Тайцзуна. После этого Тайцзун переосмыслил свою политику расселения восточных тюрков внутри границ Тан, первоначально установленную в 630 году. Он назначил восточнотюркского принца Ашина Симо Килиби-ханом , приказав ему взять восточных тюрков для поселения между Желтой рекой и Гоби. Он послал Го Сибэня [ 12 ] , главный министр зернохранилищ [ 13 ] Чжэньчжу, объяснив причины и приказав Сюэянтуо сохранять мир с восстановленным Восточно-Тюркским каганатом. Чжэньчжу, которому напомнили, что он старший хаган, хотя и был недоволен этим действием, согласился выиграть время. [ 14 ] , а к 641 году Цилиби-хан поселился недалеко от Динсяна ( 定襄 , в современном Хух-Хото , Внутренняя Монголия ).
Война с Таном
[ редактировать ]Позже в том же году, полагая, что император Тайцзун собирается принести жертвы небу и земле на горе Тай и возьмет с собой своих солдат, Чжэньчжу-хан хотел использовать этот шанс, чтобы уничтожить турок. Он поручил своему сыну Даду Шаду (大度設) [3] с армией, состоящей из солдат Тонглуо, Пугу, Уйгуров, Мохэ и Си, чтобы атаковать восточных турок с 200 000 человек. Цилиби не смог сопротивляться и отступил за Великую стену , занял позицию в префектуре Шуо (примерно современный Шуочжоу , Шаньси ) и обратился за экстренной помощью к императору Тайцзуну.
Зимой 641 года император Тайцзун послал генералов Чжан Цзянь , Ли Шицзи , Ли Далянь , Чжан Шигуй ( 張士貴 ) и Ли Сию ( 李襲譽 ), чтобы атаковать Сюэянтуо, чтобы попытаться защитить турок. Он назначил военного министра Ли Шиджи главнокомандующим кампанией Шуочжоу , поведя 60 000 солдат и 1200 кавалеристов в лагерь в Юфане. Ли Далян был назначен командующим кампанией Линчжоу, возглавив 40 000 солдат и 5 000 кавалеристов в лагерь в Линву . Чжан Шигуй в качестве командующего кампанией Цинчжоу возглавил 17 000 солдат, отступивших из Юньчжуна. Губернатор Лянчжоу Ли Сию был назначен командующим Лянчжоуской кампанией, наступавшей с запада. Тайцзун также поручил Килиби-хану использовать тактику выжженной земли . Сюэянтуо, с другой стороны, обучал свои войска пехотному бою, формируя отряды по пять человек, где один человек держал лошадь, а остальные четверо сражались пешими. В случае победы они садились на лошадей и преследовали убегающего врага.
В декабре 641 года Ли Шицзи вступил в бой с армией Даду на реке Нуожэнь (современная река Айбаг, Внутренняя Монголия ). [ 15 ] Первоначально армия Даду смогла убить лошадей тюркской армии Ли Шиджи стрелами, но лейтенант Ли Шиджи Сюэ Ванчэ ( 薛萬徹 ), в свою очередь, смог сконцентрироваться на атаке на конников армии Сюэянтуо. После этого Ли Шиджи смог победить Даду, убив более 3000 и взяв в плен более 50 000. Однако Даду Шад смог сбежать. Хотя Тайцзун планировал провести полную кампанию, Вэй Чжэн советовал этого не делать, что привело к решению воздержаться от дальнейших военных действий против Сюэянтуо. Вместо этого император Тайцзун отправил эмиссара обратно в Чжэньчжу с резкими словами, но не стал предпринимать дальнейших нападок на Сюэянтуо и не упрекал Чжэньчжу.
Предложение руки и сердца Тану
[ редактировать ]Позже Чжэньчжу отправил к императору Тайцзуну эмиссара с предложением мира с восточными турками и Таном. Он послал своего дядю Ишбара Нишу Иркина [ 16 ] ( китайский : 沙缽羅泥孰俟斤 ; пиньинь : Шаболуо Нишу Цицзин ) в 642 году императору Тайцзуну, предлагая дань в виде 3000 лошадей, 38000 норковых шуб и зеркала из янтаря. Между тем, танский генерал Циби Хели — вождь племени Циби, также входящего в состав племени Тиле, — был задержан в Сюэянтуо после того, как во время возвращения к своему племени он был схвачен своими подчиненными и доставлен в Сюэянтуо (поскольку его подчиненные хотели подчиниться Сюэянтуо, а не Тану), император Тайцзун, обеспокоенный безопасностью Циби Хели (поскольку Циби Хели отказался подчиниться Сюэянтуо, отрезав ухо, чтобы показать свою решимость, в результате чего Чжэньчжу чуть не казнил его) По совету Фан Сюаньлиня согласился на предложение руки и сердца, отправив чиновника Цуй Дуньли для переговоров с Чжэньчжу об условиях, согласно которым дочь императора Тайцзуна принцесса Синьсин (新興公主) выйдет замуж за Чжэньчжу в обмен на освобождение Циби Хели.
В 643 году Чжэньчжу принял эти условия и на этот раз послал своего племянника Тули Шада ( китайский : 突利設 ; пиньинь : Тули Ше ) предложить дань в виде 50 000 лошадей, 10 000 крупного рогатого скота или верблюдов и 100 000 коз в качестве выкупа за невесту . [ 14 ] Император Тайцзун приветствовал Тули на торжественной церемонии, и Тули устроил большой банкет в честь императора Тайцзуна, на котором лично присутствовали император Тайцзун и его чиновники. Однако по настоянию Циби император Тайцзун подумывал об отказе от брака, первоначально приказав Чжэньчжу лично встретиться с ним и принцессой Синьсин в префектуре Лин ( 靈州 , примерно современный Иньчуань , Нинся ), чтобы жениться на ней, полагая, что Чжэньчжу откажется и что он тогда найдите хороший повод разорвать брак. Когда Чжэньчжу согласился поехать в префектуру Лин, император Тайцзун нашел другое оправдание: предложенный выкуп за невесту не был собран полностью (поскольку, чтобы собрать скот, составляющий выкуп за невесту, Чжэньчжу пришлось собирать его у подчиненных племен, и это заняло больше времени, чем предполагалось, и скот также умирал из-за того, что ему пришлось идти через Гоби) — отменить брачный договор, несмотря на сильное противодействие со стороны своего чиновника Чу Суйляна , который указывал, что, по сути, он обесценивал свою собственную слова. Император Тайцзун обосновал свое решение тем, что, если бы Чжэньчжу женился на танской принцессе, он имел бы большую легитимность над племенами Тиле и его было бы труднее контролировать.
Конец правления
[ редактировать ]Тем временем Чжэньчжу продолжал периодически нападать на восточных турок. Когда император Тайцзун послал эмиссаров попытаться помешать ему сделать это, Чжэньчжу, как сообщается, ответил:
Как я смею не подчиняться приказу Всевышнего! Однако турки непредсказуемы и неоднократно вторгались в Китай, ежегодно убивая десятки тысяч человек. Когда Ваше Величество завоевало их, они должны были быть порабощены и подарены китайскому народу. Вместо этого вы относились к ним с великой добротой, как если бы они были вашими собственными детьми, но они все равно восставали. У этих людей звериные сердца, и к ним нельзя относиться по человеческим принципам. Я, получив глубокую милость, прошу разрешения истребить их для Вашего Величества.
К концу 644 года восточные тюрки, которые вообще не поддерживали Килиби-хана всем сердцем , рухнули из-за угрозы Сюэянтуо, бежали обратно на территорию Тан и снова поселились там. Они пересекли Желтую реку на юг, стремясь поселиться между Шэн (勝州, в современном Хух-Хото , но к югу от Желтой реки) и Ся (夏州, примерно современный Юлинь , Шэньси префектурами ). Несмотря на сопротивление официальных лиц, император Тайцзун согласился их урегулировать. Килиби, чье восстановленное государство находится в руинах, также вернулся в Китай и снова стал танским генералом, положив конец попыткам Тан воссоздать восточных турок в качестве вассала.
Когда впоследствии Чжэньчжу послал эмиссара, чтобы принести дань уважения императору Тайцзуну, который в то время тщательно готовился к нападению на Когурё , император Тайцзун ответил: «Вернитесь и скажите своему хану: мы с сыном сейчас собираемся напасть на Когурё. Если он думает, что сможет этим воспользоваться, добро пожаловать!» Чжэньчжу, опасаясь гнева императора Тайцзуна, послал еще одного эмиссара, чтобы извиниться и предложить помощь в военной кампании против Когурё , но император Тайцзун отклонил это предложение. В 645 году, после того, как император Тайцзун разгромил основные силы Когурё у горы Чжуби ( 駐驆山 ), недалеко от крепости Анши ( 安市 , в современном Аньшане , Ляонин ), мангниджи ( регент ) Когурё Ён Кэсомун попросил Чжэньчжу атаковать Тан. , предлагая ему большую дань уважения, если он это сделает. Чжэньчжу, опасаясь реакции Тан, не сделал этого.
Смерть и преемственность
[ редактировать ]Чжэньчжу умер 21 октября 645 года. Несмотря на разногласия, возникшие в последние годы, император Тайцзун провел грандиозную траурную церемонию по Чжэньчжу. Говорили, что хан, с разрешения Тан, ранее создал своего старшего сына от наложницы - Йеманг Толис Шад - титул, традиционно присваиваемый субправителям восточного крыла для управления различными племенами, и сына своей жены Бачжуо Си Ябгу Хана , отдав ему западные части для управления народом Сюэянтуо, и что император Тайцзун осуществил создание на великих церемониях. Сообщалось, что Йеманг был агрессивным и встревоженным человеком, а также у него были плохие отношения с Бачжоу. После смерти Инаня оба присутствовали на похоронах, а после похорон Йеманг, опасаясь, что Бачжоу причинит ему вред, внезапно ушел первым, что привело к тому, что Бачжоу преследовал его и убил. После этого Бачжоу занял трон с титулом Цзялюлюсюэсадуоми-хан (или , короче, Дуоми-хан ).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Китайский : английский язык ; Пиньинь : Пиньинь : Яулакар Пусар сама по себе версия Бодхисаттвы . , Ягулакар Пусар , сама по себе версия Бодхисаттвы . [ 17 ]
- ↑ Неясно, был ли Цзялиби тем же человеком, что и Йеманг. Однако, описывая спор между Бачжуо и Йемангом в 645 году, Тан Хуйяо упомянул, что в какой-то момент по просьбе Чжэньчжу император Тайцзун создал титулы подчиненных ханов как Бачжуо, так и Йеманга, что может предполагать, что Йеманг и Цзялиби были одним и тем же человеком. Описанное здесь деление (на юг и север) отличалось от разделения на запад/восток и этнического разделения, описанного для разделения между Бачжуо и Йемангом.
- ↑ Даду был описан как его старший сын, но позже Йеманг был назван его старшим сыном. Более того, солдаты Даду, которые, как описано, принадлежали к различным племенам, также, по-видимому, совпадали с этническим составом людей под властью Йеманга в 645 году, поэтому было возможно, но не подтверждено, что Даду и Йеманг были одним и тем же человеком.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лю Чжэнчэн, Минкай, Юнцянь (1981); Словарь китайских заимствованных слов [ Словарь заимствованных слов и гибридных слов на китайском языке ]. Шанхайское лексикографическое издательство . п. 404.
- ^ См . Сюэянтуо о споре о фамилии ханов Сюэянтуо.
- ^ Ли, Джу-Юп (31 июля 2023 г.). Тюркские народы в мировой истории . Тейлор и Фрэнсис. п. 19. ISBN 978-1-000-90421-5 .
- ^ Хунг 2013 , с. 142.
- ^ Юань 2022 , стр. 134.
- ^ Теобальд, Ульрих. «Язык Сюэянтуо, Сыр Тардуш (www.chinaknowledge.de) » www.chinaknowledge.de . Получено 1 июля 2024 г.
- ^ Графф, Дэвид А. (01 января 2002 г.), «Стратегия и непредвиденные обстоятельства при Танском поражении восточных турок, 629–630 гг.» , Война в истории Внутренней Азии (500–1800 гг.) , Брилл, стр. 31–71, дои : 10.1163/9789004391789_003 , ISBN 978-90-04-39178-9 , получено 16 июля 2024 г.
- ^ Хунг 2013 , с. 145.
- ^ Пан, Ихонг (1997). Сын неба и небесного кагана: Суй-Танский Китай и его соседи . Исследования по Восточной Азии. Беллингем, Вашингтон: Центр восточноазиатских исследований Университета Западного Вашингтона. п. 189. ИСБН 978-0-914584-20-9 .
- ^ Цзыжи Тунцзянь , т. 195 : «Опасаясь их превосходства и опасаясь, что им будет трудно контролировать его позже, Гуйхай поклонялся двум своим сыновьям как младшим ханам и дал каждому из них барабаны и ленты, чтобы показать свое превосходство и поделиться своей силой. (Опасаясь их растущей силы и потенциальных трудностей с контролем над ними позже, в год Гуйхая, оба сына Инаня были назначены Младшими каганами, каждый был награжден барабаном и знаменем. Внешне это демонстрировало высокую честь, но на самом деле было предназначено для разделения их сила.)
- ^ Хунг 2013 , с. 165.
- ^ Хунг 2013 , с. 161.
- ^ Ван, Чжэньпин (31 августа 2005 г.). Послы с острова бессмертных: китайско-японские отношения в период Хань-Тан . Издательство Гавайского университета. стр. 118–119. ISBN 978-0-8248-6139-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Скафф, Джонатан Карам (6 июля 2012 г.). Суй-Танский Китай и его тюрко-монгольские соседи: культура, власть и связи, 580-800 . Издательство Оксфордского университета. стр. 200, 219. ISBN. 978-0-19-987590-0 .
- ^ Хунг 2013 , с. 172.
- ^ Старая книга Тан , том. 199б.
- ^ Эркоч, Хайреттин Ихсан (2023). «Доманихейские верования уйгуров II: другие религиозные элементы» . Журнал истории религии . 47 (4): 587. дои : 10.1111/1467-9809.13005 . ISSN 0022-4227 .
Источники
[ редактировать ]- Юань, Хун (2022). От киданей к чжурчжэням и монголам: история варваров в тройных войнах и квартетных конфликтах . iUniverse. ISBN 9781663242587 .
- Хун, Хинг Мин (2013). Ли Ши Минь, Основание династии Тан: стратегии, которые сделали Китай величайшей империей в Азии . Издательство Алгора. ISBN 978-0-87586-980-3 .