Михайловский Златоверхий монастырь
Киево-Михайловский Златоверхий мужской | |
![]() Вид на западный фасад | |
Информация о монастыре | |
---|---|
Номинал | Православная Церковь Украины |
Учредил | 1108–1113 |
Посвящается | Святой Михаил Архангел |
епархия | Киевская епархия |
Люди | |
Основатель(и) | Sviatopolk II of Kyiv |
Аббат | Агапет |
Архиепископ | Епифаний Украинский (митрополит) |
Архитектура | |
Статус | Активный |
Обозначение наследия | Памятник архитектуры национального значения |
Архитектор | Иван Григорович-Барский (реконструкция) |
Дата завершения | 1999 г. (реконструкция) |
Сайт | |
Расположение | 8, Triochsvyatitelska Street , Kyiv |
Страна | Украина |
Веб-сайт | архангел |
Михайловский Златоверхий монастырь ( укр .: Михайловский золотоверхий монастир , латинизированный : Михайловский золотоверхий монастырь ) — монастырь в Киеве , столице Украины, посвященный святому Михаилу Архангелу . Он расположен на берегу реки Днепр , к северо-востоку от Софийского собора . Участок находится в историческом административном районе Аппертаун и выходит на Подол , исторический торговый и торговый квартал города. С декабря 2018 года монастырь является штаб-квартирой Православной Церкви Украины .
Построенный в средние века правителем Киевской Руси Святополком II Изяславичем , монастырь состоит из соборной церкви, трапезной церкви святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова , построенной в 1713 году, Хозяйственных ворот, построенной в 1760 году, и колокола. башня , которая была пристроена в 1710-х годах. Внешний вид сооружения был перестроен в стиле украинского барокко в XVIII веке; интерьер сохранил первоначальную византийскую архитектуру .
Большая часть монастыря, включая соборную церковь, была снесена властями советскими в 1930-х годах. Комплекс был перестроен после обретения Украиной независимости в 1991 году; собор вновь открылся в 1999 году.
История
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]
Когда-то в Киеве было много средневековых церквей, но почти все они были деревянными; ничего из этого не сохранилось. [ 1 ] В 1050-е годы, когда Киев входил в состав Киевской Руси, государства великий князь Изяслав I построил монастырь во имя святого Димитрия Солунского недалеко от Софийского собора . [ 2 ] [ 3 ] Настоятелями монастыря были игумены Киево -Печерской лавры . [ 4 ]
Согласно летописи 1108 года из Лаврентьевской летописи , сын Изяслава Святополк II Киевский основал в Киеве каменную церковь. [ 5 ] и полагают, что в то же время был основан монастырь Св. Михаила. [ 6 ] Современные летописи не сообщают о фундаменте, и вполне вероятно, что Святополк построил собор для нового монастыря в пределах Дмитриевского монастыря. Исторических упоминаний о соборе Святого Михаила до конца 14 века нет. [ 3 ] Церковь, посвященная святому Михаилу Архангелу Изяслава , покровителю . [ 2 ] возможно, был построен в память победы Святополка над половцами , так как Михаил является покровителем военных побед. [ 7 ]
Точная дата завершения строительства Михайловского собора неизвестна. [ 8 ] Считается, что он был построен между 1108 и 1113 годами. [ 9 ] в последний год в соборе похоронили Святополка. [ 10 ] По традиции мощи святой Варвары сюда во время его правления были перенесены . Он был вассальным князем королей Польши , что давало ему свободу выбирать игуменов монастыря. [ 6 ] Купол собора, вероятно, был первым в Киевской Руси позолоченным . [ 11 ] и монастырь, вероятно, по этой причине назывался «Златоверхим». [ 6 ]
В средние века собор стал местом захоронения членов правящего рода Изяславичей. [ 12 ] Вероятно, монастырь перешел под контроль Печерской Лавры ок. 1128 . [ 13 ] Михайловский собор сильно пострадал и был разграблен во время монгольского нашествия в 1240 году, когда Киев был оккупирован. [ 14 ] Он пережил вторжение и последующее политическое насилие. [ 9 ] но впоследствии перестал функционировать как институт. [ 13 ] Вновь оно упоминается в документах только в 1398 году. [ 12 ] а в хартии Сигизмунда I Старого 1523 года монастырь описывается как заброшенный в 1470 году. [ 15 ] Дальнейшие повреждения он получил в 1482 году во время набега на Киев крымского хана Меньли I Гирея . [ 6 ] после чего оно было заброшено. [ 8 ] Он вновь появился в 1496 году. [ 16 ] незадолго до того, как стал использоваться эпитет «Златоверхий». [ 13 ]
16–17 вв.
[ редактировать ]
В 16 веке Михайловский монастырь стал одним из самых популярных и богатых монастырей на территории нынешней Украины. [ 2 ] [ 11 ] С 1523 года Сигизмунд I предоставил ему свободы, который поощрял проведение реставрационных работ. [ 8 ]
Австрийский солдат и дипломат Эрих Лассота посетил Киев в 1594 году. Он написал дневник своих путешествий, позже опубликованный в том же году как Tagebuch des Erich Lassota von Steblau , [ 17 ] и описал монастырь так: [ 18 ] [ 19 ]
Это прекрасное здание. В центре он имеет круглый купол с золотой крышей. Хоры обращены внутрь и также украшены мозаикой. Пол выложен мелкими цветными камнями. При входе в церковь через ворота, находящиеся прямо напротив главного алтаря, слева можно увидеть деревянный гроб, в котором находится тело святой девы Варвары, царской дочери: это была молодая девушка лет двенадцати, насколько можно судить по ее размеру. Останки ее, покрытые до ног куском тонкого полотна, еще не разложились, в чем я сам мог убедиться, прикоснувшись к ее ногам, которые еще были твердыми и не испорченными. На голове у нее позолоченная деревянная корона.
— Erich Lassota von Steblau (trans. Orest Subtelny ), Habsburgs and Zaporozhian Cossacks (1594)
Хотя большая часть православного духовенства и монастырей города обратилась в греко-католическую униатскую церковь в 17 веке, Михайловский собор сохранил свое православное учение. [ 9 ] В 1612 году польский король Сигизмунд III Ваза передал монастырь униатской церкви, которая так и не получила во владение монастырь и его имения. [ 6 ] Деревянная трапезная церковь построена в 1613 году. [ 12 ] В 1618 году религиозный деятель Антоний Грекович попытался распространить свою власть на монастырь. Это вызвало резкую реакцию — запорожские казаки схватили его и утопили во рву напротив Выдубицкого монастыря . [ 20 ]

В 1620 году игумен Михайловский Иов Борецкий сделал собор монастыря резиденцией воссозданной митрополии Киевской, Галицкой и всея Руси . [ 12 ] При его игуменстве были построены монастырская колокольня и трапезная . [ 16 ] монахинь . , был основан монастырь При Борецком рядом с монастырем, на месте нынешней Киевского фуникулера верхней станции [ 15 ] [ примечание 1 ] В этот период была основана типография. [ 12 ] И на карте Киева в Тератургии (1638 г.), написанной киевским монахом Афанасием Калнофойским , и на голландском рисунке 1651 г. монастырь изображен с единственным куполом. [ 15 ]
О работах по восстановлению средневекового собора упомянул французский инженер Гийом Ле Вассер де Боплан в своем «Описании Украины» (1650). [ 15 ] сирийский путешественник и писатель Павел Алеппский, находясь в Киеве. Летом 1654 года монастырь посетил [ 21 ] Описывая церковь, он сравнивал ее со Святой Софией в Киеве и Святой Софией в Константинополе , написав о Михайловском: [ 22 ]
Все здание деревянное, кроме великолепной, высокой и нарядной церкви, которая сделана из камня и известки и имеет высокий купол, сияющий золотом. Эта церковь состоит всего из одного нефа. Он освещен со всех сторон застекленными окнами. Все три церкви, которые я описывал, принадлежат к одному архитектурному стилю и относятся к одной эпохе.
18 век
[ редактировать ]В 1712 году монахини Михайловского монастыря, жившие рядом с монастырем, были переведены в отдельное заведение на Подольском уезде Киева. [ 6 ] Трапезная церковь построена в 1713–1715 годах в стиле украинского барокко из кирпича киевской Симеоновской церкви, уничтоженной пожаром в 1676 году. [ 23 ]
остатки фундамента XVIII века части западного придела собора. Сохранились [ 24 ] Как видно из фундамента пристройки собора в конце 17 - начале 18 веков, сначала был добавлен северный придел, за ним в 1709 году - южный, а западный придел был построен позже. Видно было, что контрфорсы были установлены для усиления конструкции там, где она стояла на малопрочном грунте (почве, не способной выдерживать большой вес). Это стало необходимым после демонтажа старых стен первоначальной церкви при расширении собора. [ 25 ]
В конце 18 века часть монастырской собственности была распродана. [ 13 ] Все его имения были утрачены в 1786 году по указу Екатерины Великой . В результате количество монахов, которых мог содержать монастырь, сильно сократилось, и все новые строительные работы прекратились. [ 26 ]
19 век
[ редактировать ]
В 1800 году монастырь стал резиденцией как Черниговского епископа, так и викариев Киевской епархии . [ 6 ] К началу XIX века в монастыре действовали библиотека, педагогическая школа и хоровая школа. Рост церковных хоров в этот период означал, что музыкальное образование стало приоритетом для монастырских властей. Хор в Михайловском соборе набирался из Чернигова еще до того, как начали прививать музыкальное образование. Самый важный хор Киевской епархии , Свято-Михайловский хор также был одним из первых, образованных в городе. [ 27 ] В 1886 году была открыта певческая школа, действовавшая до начала 1920-х годов. [ 15 ] В XIX веке в Михайловском соборе проживало до 240 монахов. [ 13 ]
В 1880-х годах русский историк искусства Адриан Прахов собора XII века обнаружил некоторые мозаики и фрески , которые он очистил и отреставрировал. Он сделал их копии маслом в натуральную величину и сфотографировал процесс реставрации. Копии его работ выставлялись в Петербурге в 1883 году и в Одессе в 1884 году. [ 28 ]
В 1888 году собор оборудовали воздушным отоплением и покрыли новым полом. Внутреннее убранство осталось неизменным. Строительные работы на территории монастыря продолжались до 1902 года и включали строительство большой гостиницы для паломников и нового здания для монашеских келий. [ 29 ]
20 век
[ редактировать ]Трапезная церковь пострадала от пожара в 1904 году. [ 23 ] средневековый клад был обнаружен В 1906 году в гробу на Трехсвятительской улице (ныне Трехсвятительская улица ), напротив ворот Михайловского собора, . Клад, датируемый XI–XII веками, вероятно, был спрятан в 1240 году, когда Киев был разграблен монголами. Золотые украшения из клада сейчас хранятся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке; другие экспонаты находятся в Британском музее . [ 30 ]
Собор был почти разрушен после Первой мировой войны, когда в него снаряды большевиков попали . Одна из арок, поддерживающих центральный купол собора, была разрушена, а в результате попадания снаряда в боковой части здания образовалась большая дыра. [ 31 ] В 1919 году монастырские постройки были присвоены новой советской властью . [ 31 ] В 1922 году монастырь был закрыт властями. Трапезная была преобразована в Дом пролетарского студента и использовалась как спальное помещение. Остальные здания использовались различными учреждениями, в том числе автошколой. [ 12 ] [ 32 ]
Снос и последствия
[ редактировать ]В январе 1934 года правительство решило перенести столицу Украины из Харькова в Киев, а в апреле был объявлен конкурс на строительство нового Правительственного центра на месте Михайловского собора. [ 15 ] Чтобы предотвратить публичные протесты, были арестованы искусствоведы Федор Эрнст , Николай Макаренко и Стефан Таранушенко , которые, по мнению властей, могли публично выступить против сноса здания. Археологи, в том числе Владимир Гончаров, одобрили предложенный снос собора, заявив, что здания датируются только 17 веком. [ 15 ] [ 33 ] [ примечание 2 ] 26 июня под руководством Владимира Фролова из Ленинградской академии художеств начались работы по демонтажу византийской мозаики XII века. [ 34 ] Они были распределены между Государственным Эрмитажем , Третьяковской галереей и Государственным Русским музеем . [ 35 ] В 1928–1937 годах обследования монастыря проводил Институт истории материальной культуры УССР. [ 36 ]
Монастырь систематически сносился весной 1935 года, когда были разобраны золотые купола собора. [ 37 ] - и 14 августа 1937 года, когда взорвали корпус собора. [ 16 ] Трапезная осталась нетронутой, [ 23 ] Сохранились также два здания, в которых размещались монахи, певчий корпус, часть нижней южной стены колокольни и монастырские подвалы. [ 24 ] [ 38 ] Фундаменты собора и колокольни, а также часть монастырской стены снесены не полностью. [ 24 ] [ примечание 3 ]
В 1938 году, после сноса большей части комплекса, на территории монастыря и прилегающих территориях были проведены раскопки. [ примечание 4 ] Полученная информация состояла из документов и фотографий руин интерьера и экстерьера собора, а также процесса раскопок. [ 36 ] Новая штаб-квартира ЦК Коммунистической партии Украины была построена на месте снесенной церкви Трех Святителей . [ 15 ] [ примечание 5 ] Работы на месте снесенного монастыря были прерваны Второй мировой войной, но возобновились после освобождения Киева в 1944 году. Трапезная церковь тогда использовалась как столовая для студентов-археологов. [ 36 ] Пустующую площадку превратили в спортивные площадки. [ 15 ] а до середины 1970-х годов трапезная использовалась как крытый спортивный комплекс. [ 23 ] Трапезной и нескольким другим уцелевшим зданиям грозило разрушение в 1970-х годах, когда на этом месте планировалось построить музей Ленина. Трапезную, находившуюся в то время в ветхом состоянии, отреставрировали. [ 39 ]
Реставрация
[ редактировать ]Планы и подготовительные работы
[ редактировать ]Идея восстановить монастырь впервые была предложена в 1966 году российским архитектором Петром Барановским . Предложение получило общественную поддержку и было поддержано недавно основанным Украинским обществом охраны памятников истории и культуры . [ 15 ] В 1970-е годы архитекторы и инженеры разработали план реконструкции монастыря. Всерьез об этом задумались только после того, как Украина стала независимым государством в 1991 году. [ 40 ] когда прозвучали призывы к полномасштабной реконструкции монастыря в рамках восстановления утраченного культурного наследия страны. [ 41 ]
Шведский художник Карл Петер Мазер посетил Украину в 1851 году и сделал серию архитектурных рисунков. Включены изображения Михайловского Златоверхого монастыря и внутреннего убранства собора. Рисунки представляют собой уникальную запись Киева середины XIX века. [ 42 ] [ примечание 6 ] и были достаточно точными, чтобы их можно было использовать при восстановлении монастыря. [ 43 ] Также была использована документация, подготовленная Иполитом Моргилевским , советским историком архитектуры до разрушения монастыря. [ 12 ] Чтобы определить правильную ориентацию и положение нового здания, старая фотография, сделанная с 12-го этажа колокольни, была использована для создания рисунка, созданного в электронном виде — метод, впервые использованный при реконструкции городского фонтана Самсона . [ 44 ]
Монастырь был спроектирован с учетом пристроек украинского барокко, которыми он обладал на момент разрушения. [ 45 ] Реставраторы исследовали образы в стиле барокко, чтобы включить их в те части монастыря, которые, как известно, были построены в 17-18 веках, например, боковые приделы собора, посвященные святым Варваре и святой Екатерине Александрийской . Ядро интерьера собора планировалось выглядеть так, как оно могло выглядеть в 11 веке. [ 46 ] стили интерьеров сохранившихся русских и византийских церквей, таких как Софийский собор и церковь Св. Кирилла . В качестве шаблонов использовались рисунки и фотографии мозаик и фресок XII века, копировались [ 46 ] [ 47 ]
В ходе раскопок, которые проводил Институт археологии НАНУ в 1992–1995 годах, было обнаружено более 300 могил, а также обнаружена уникальная резная сланцевая плита XI века. [ 48 ] В 1996/1997 году фундаменты оставались открытыми в течение года, в результате чего уцелевшим фундаментам был нанесен ущерб. Установлено, что первоначальный фундамент колокольни заложился в результате плохой работы с использованием бутового камня и кирпича различного качества. В результате фундамент пришел в негодность, и поэтому его никогда не планировалось использовать для реставрации. [ 25 ] Это место было освящено 24 мая 1997 года. [ 49 ]
Восстановление монастыря
[ редактировать ]
Сначала были перестроены западный конец пограничных стен и Экономические ворота, а затем колокольня, которая затем использовалась в качестве временной смотровой площадки. [ 15 ] [ 50 ] Позже фрески на стенах были восстановлены. [ 51 ] Работы по восстановлению соборного храма официально начались 24 мая 1997 года. [ 13 ] строительные работы продолжались с ноября 1998 года до конца 1999 года. [ 52 ] На втором этаже колокольни был построен новый храм, посвященный Трем Святителям. Церковь была освящена в 1999 году в память разрушенной одноименной церкви и всем украинским жертвам советских репрессий. [ 51 ]
В новые колокола башни высотой 48,28 метра (158,4 фута) впервые позвонили 30 мая 1998 года. [ 53 ] Большая часть колоколов, включая семь самых тяжелых, была отлита в Нововолынске на западе Украины. Их вес колеблется от 2 килограммов (4,4 фунта) до 8 тонн . [ 54 ] Управляемая компьютером клавиатура для управления карильоном колокольни , не встречающаяся больше нигде в Украине, управляет 12 колоколами, настроенными хроматически . [ 54 ] Установлены новые электронные часы, куранты колокольни звучат каждый час и могут воспроизводить 23 известные украинские мелодии. [ 50 ]
Церемония освящения построенного собора состоялась 28 мая 2000 года. Среди присутствующих был тогдашний президент Украины Леонид Кучма . [ 55 ] Собор был официально открыт 30 мая 1999 года, а 28 мая 2000 года были завершены внутренние украшения, мозаика и фрески. В 2001 году боковые приделы были освящены в честь Св. Варвары и Св. Екатерины. [ 2 ]
Восстановленный собор подвергся критике за то, что он основан на «интерпретациях скудно записанных и недостаточно изученных предшественников», а также за то, что он построен на исторических остатках разрушенного собора. [ 56 ] По мнению историка Оленьки З. Певной, «воссозданный собор не только увековечивает сегодняшний взгляд на прошлое, но и привлекает внимание к перспективному созерцанию, воплощенному в «законсервированных» культурно-исторических объектах». [ 47 ]
Музей истории Михайловского Златоверхого монастыря расположен на первом этаже колокольни. [ 57 ] Он был основан в 1998 году для демонстрации некоторых из многочисленных находок, найденных при раскопках. [ 48 ]
Митрополит см.
[ редактировать ]В годы после провозглашения независимости Украины в 1991 году трапезный храм был возвращен правительством Украины религиозной общине. Она стала одной из первых церквей Киева, где службы проводились на украинском языке . [ 23 ] Монастырь стал штаб-квартирой Православной Церкви Украины после создания церкви 15 декабря 2018 года . Михайловский Златоверхий монастырь используется как резиденция Митрополита Киевского и всея Украины . [ 58 ] [ 59 ] Настоятель монастыря имеет сан епархиального архиерея . [ 60 ] Митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель Православной Церкви Украины — Епифаний Украинский . [ 61 ]
Наместником Агапит Михайловского собора является (Гуменюк) , назначенный 10 ноября 2009 года. [ 62 ] Когда Киевская православная духовная академия возобновила свою работу в 1992 году, трапезная стала храмом Киевского духовного училища. [ 23 ]
Архитектура
[ редактировать ]
- Собор Святого Архангела Михаила
- кельи монахов
- Колокольня; Святые ворота
- Экономические ворота
- Кельи хористов
- Трапезная с церковью Иоанна Богослова
- гостиница для паломников
- Отели
Четырьмя основными зданиями монастыря были купольный собор, трапезная, гостиница (построена в 1858 году) и игуменский корпус (впервые построен в 1857 году). [ 63 ] Церковь 11 века располагалась в том месте, которое стало центром собора. [ 6 ] где первоначально располагался единственный купол. [ 5 ] миниатюрная церковь, вероятно, баптистерий С юга к собору могла примыкать . Как и собор, баптистерий мог быть увенчан куполом. [ 64 ]
Даты, стили и архитекторы
[ редактировать ]Имена архитекторов и художников, участвовавших в строительстве средневекового монастыря, неизвестны, но иконописец традиционно считается, что к украшению соборного храма причастен Алипий Печерский , с которым связаны росписи в Киево-Печерской лавре. [ 65 ]
Собор (строение XI–XX веков)
[ редактировать ]Собор XI века был построен по образцу Успенского собора монастыря Печерского . Он был спроектирован на основе плана греческого креста , распространенного во времена Киевской Руси, адаптированного из церквей, построенных в византийском стиле , и имел шесть столбов. [ 5 ] Он имел три нефа и три апсиды с восточной стороны. [ 13 ] На картах Киева 1638 и 1651 годов собор изображен с единственным куполом. [ 65 ] Была еще башня с лестницей, ведущей на хоры; он был встроен в северную часть нартекса, а не выступал из основного блока, как это было принято в то время. [ 64 ] На пожертвования казачьего полководца Богдана Хмельницкого купол собора был позолочен в период его гетмана Запорожского Войска . [ 12 ]

Здание начали расширять еще в 16 веке, но основные изменения собора произошли столетием позже. [ 2 ] Как и многие византийские церкви Киева, в 17-18 веках собор был реконструирован и приобрел внешний вид в стиле барокко. [ 9 ] В 1715 и 1731 годах к первоначальному ядру здания были пристроены два боковых придела (Св. Екатерины с юга и Св. Варвары с севера). [ 12 ] Екатерининский придел, заменивший церковь Входа Господня в Иерусалим XV века, был оплачен Петром I и Екатериной I. [ 15 ] Тогда же в древние северную и южную стены были пробиты большие арки. Арки ослабили конструкцию и вызвали необходимость пристройки в 1746 году массивных арок-бутантов (аркбутанов) с одноэтажными помещениями между ними и двух высоких выступов на западном фасаде. [ 12 ]
Собор был существенно перестроен между 1746 и 1754 годами, в результате чего центральный купол разделился на четыре части. Затем было создано семикупольное сооружение. [ 66 ] Поскольку на протяжении веков собор расширялся, это делало интерьер темнее. [ 5 ] Верхние ярусы иконостаса 1718 года были сняты в 1888 году, когда Евхаристическая была открыта мозаика. В 1908 году в соборе появились полы с подогревом, новые паркетные полы и притворы для входов. [ 15 ]
Восстановленный собор
[ редактировать ]В 1992 году было принято решение раскопать это место перед восстановлением монастыря. [ 1 ] Правительство Украины подготовило проект программы восстановления памятников истории и культуры, а в 1998 году был утвержден Перечень памятников истории и культуры, подлежащих воспроизведению в первоочередном порядке. [ 1 ] [ примечание 7 ]
Часть древнего собора была обнаружена и оказалась целой; сегодня это сооружение является частью склепа нынешнего собора . [ 41 ]
Экстерьер
[ редактировать ]Собор можно было реконструировать так, чтобы он выглядел так, как он в последний раз выглядел в 1930-е годы, или как он был в 1840 году, когда архитектор Павел Спарро сделал подробные записи . Было решено восстановить его в том виде, в котором он был впервые реконструирован в стиле украинского барокко, что позволило избежать необходимости реконструировать пристройки, сделанные после этого периода, которые вызвали структурные проблемы, или включать хозяйственные постройки, добавленные в последующие годы. [ 44 ]
Общая площадь собора составляет 74,5 квадратных метра (802 квадратных фута); его высота составляет 39 метров (128 футов); а центральный крест имеет высоту 4,2 метра (14 футов). [ 67 ] Стены и своды здания построены из кирпича. [ 44 ] Внешние стены синие, а выступающие части окрашены в белый или золотой цвет. [ 67 ] Стены собора примерно на 50 сантиметров (20 дюймов) выше уровня фундамента 11 века. И первоначальный фундамент, и лестница не были разрушены в 1930-е годы и их можно осмотреть. [ 44 ] Недавно построенные бетонные фундаменты были рассчитаны на глубину 15 метров (49 футов), но при этом позволяли осматривать погребенные под землей останки. [ 52 ]
Интерьер
[ редактировать ]Интерьер был полностью расписан: центральное ядро выполнено в стиле древнерусских фресок, а приделы — в стиле барокко. Новые мозаики были заказаны для главного алтаря и главного купола. [ 68 ]
Внутреннее убранство, мозаика и фрески были завершены только в 2000 году. [ 13 ] Некоторые картины можно было воссоздать по архивным фотографиям, но для тех, что находились в приделе Святой Екатерины, пришлось использовать образцы картин XVIII века из других зданий. [ 69 ] Реконструкция интерьера собора показала эффективность передовых технологий окраски. Был использован процесс Кейма , который сделал произведения искусства более устойчивыми к поверхностным загрязнениям, свету, влаге, перепадам температур и воздействию микроорганизмов . [ 70 ] В 2001 и 2004 годах в Киев из Москвы было возвращено 18 произведений искусства. [ 13 ]
Трапезная
[ редактировать ]
Трапезная церковь представляет собой небольшое одноэтажное строение, типичное для православных монастырей. Главный вход изначально находился на северной стороне и был богато украшен. В 1787 году церковь описывалась как каменная, с позолоченным крестом над колокольней, с железной крышей, выкрашенной в зеленый цвет, а главная крыша была железной и выкрашенной в красный цвет. Врата иконостаса были резными и позолоченными. На архитектурном чертеже, сделанном Спарро в 1847 году, показано здание с тремя входами. [ 23 ] В 1824 году, во время настояния епископа Чигиринского Афанасия , крыша трапезной была перекрашена в зеленый цвет, как и железные крыши других монастырских построек. [ 71 ]
В 1715–1718 годах на средства киевского митрополита Иоасафа Кроковского в трапезной церкви был установлен одноярусный резной деревянный и позолоченный иконостас. Считается, что церковь построена из кирпича киевской Симеоновской церкви на Кудрявке, сгоревшей в 1676 году. [ 71 ] В описании 1880 года иконостас описывается как имеющий изображения Бога-Отца со Святым Духом , Благовещения , Марии , Рождества Иисуса , четырех евангелистов , Богоявления и Введения Богородицы во Церковь. Во время ремонта трапезной в 1837 году святыня была украшена новой настенной росписью. К 1845 году стены были украшены 23 иконами. Источники 1850-х годов описывают картину « Чудо с рыбами и хлебами» на потолке. [ 23 ]
В 1904 году храм существенно пострадал от пожара, но вскоре святыню восстановили. [ 71 ] В советский период религиозную живопись побелили. [ 71 ] В 1937 году трапезная церковь Иоанна Богослова оказалась единственным священным сооружением, уцелевшим во время разрушения монастыря. [ 71 ]
В августе 1963 года сохранившаяся трапезная снесенного монастыря без барочного купола была признана памятником архитектуры Украинской ССР . [ 72 ] Здание реставрировали в 1976–1981 годах под руководством архитектора Валентины Шевченко . [ 71 ] Когда потолки были перестроены, южную пристройку 1780-х годов убрали, а крышу заменили гонтовой крышей в стиле барокко. [ 71 ] В рамках реставрации 1970-х годов была восстановлена картина, сохранившаяся лишь в нижнем ярусе алтарной части; в композиции изображено Воскресение , образ четырёх евангелистов и двух серафимов . [ 71 ] Сохранившаяся часть настенной росписи выполнена неизвестным мастером в стиле классицизма. [ 71 ] После реставрации здание использовалось для размещения Музея керамики Государственного архитектурно-исторического заповедника, также известного как «Софийский музей». В 1998 году святыню отреставрировали. [ 23 ]
С восстановлением независимости Украины, в начале 1990-х годов, церковь была возвращена религиозной общине. [ 71 ] Церковь Иоанна Богослова стала одной из первых церквей Киева, где службы проводились на украинском языке. [ 71 ] В 1997–1998 годах трапезная церковь Иоанна Богослова стала первым восстановленным зданием в архитектурном ансамбле Михайловского Златоверхого монастыря. Также в это время святыне вернули исторический облик, покрыв крышу и бани черепицей — кровельным материалом из клиновидных досок. [ 71 ]
В 2014 году, во время Революции Достоинства , в храме был оборудован импровизированный госпиталь, где лечили раненых. [ 71 ]
Другие здания
[ редактировать ]1911 года На литографии изображено устройство участка в начале ХХ века: собор, колокольня со Святыми воротами, архиерейский дом с Крестовоздвиженской церковью Св. Николая, певчие кельи, трапезная, и все кельи для старших монахов изображены. [ 15 ]
Трехъярусная колокольня, построенная над входом в монастырь, была старейшим образцом кирпичной колокольни Киева. Около 1631 года Борецкий заключил договор с «каменщиком Петром Нимецем, киевлянином» на постройку кирпичной колокольни. Вместо него была построена трехэтажная деревянная башня. В 1716–1720 годах его заменили новым сооружением с позолоченным куполом, построенным из кирпича, взятого из разрушенной церкви Св. Георгия в Остере , принадлежавшей монастырю. [ 73 ] В башне было 23 колокола. [ 51 ]
В юго-восточной части монастырской территории располагались ферма, сады и участок для выращивания овощей. Двор фермы был окружен конюшнями для лошадей и каретным сараем . Другие здания на участке включали больницу, здание казначейства и школу. Вход в подвалы монастыря находился недалеко от Экономических ворот. В 1908 году была построена пара четырехэтажных жилых домов, образовавших самостоятельный корпус с собственным двором. [ 15 ]
Монастырь и женский монастырь (до переселения монахинь) были окружены стенами и отделены друг от друга параллельными рядами монашеских келий. [ 15 ] Экономические ворота были традиционной украинской особенностью середины XVIII века и представляли собой арку, окруженную колоннами и увенчанную украшенным фронтоном . Его расположение под углом к стене необычно. [ 12 ]
Восстановленная колокольня
[ редактировать ]При раскопках первоначальный фундамент колокольни оказался ветхим, а качество кирпичной кладки было неудовлетворительным. Поэтому фундамент для реконструируемого здания не использовался. [ 25 ]
Архитектурный стиль перестроенной колокольни напоминает надвратные колокольни Софийского собора и Выдубицкого монастыря. Полы выполнены из железобетона . [ 12 ] Высота конструкции составляет 48,28 метра (158,4 фута). Удалось уменьшить толщину восстановленных стен с первоначальных 3,0–4,0 метра (9,8–13,1 футов) до 0,51–0,77 метра (1 фут 8 дюймов – 2 фута 6 дюймов). Второй ярус, кубический , имеет четыре арки, уже первого яруса, еще уже, имеет куранты и четыре окна. [ 38 ] Третий ярус, увенчанный позолоченным куполом, [ 38 ] Механизм оригинальных часов сломался уже к середине 19 века. У него никогда не было циферблатов, но в марте 1998 года циферблаты установили в часы на башне. [ 74 ] [ 51 ]
Произведения собора (до 1935 г.)
[ редактировать ]Элементы интерьера
[ редактировать ]Самыми яркими элементами интерьера древнего собора были фрески и мозаики XII века. [ 13 ] В 1880-е годы Прахов сформировал коллектив киевских художников, отобранных из рисовальной школы украинского живописца и искусствоведа Николая Мурашко . В 1882 году группа сделала копии мозаик собора; в 1884 г. были нарисованы вновь открытые мозаики купола и триумфальной арки; а в 1888 году были сделаны рисунки ранее неизвестных фресок. [ 75 ]
Лишь немногие мозаики и фрески избежали разрушения при сносе собора. [ 76 ] Некоторые из уцелевших были показаны в 1935 году на выставке «Религия на службе феодалов-эксплуататоров» в Киево-Печерской Лавре . [ 32 ] Во время Второй мировой войны те мозаики и фрески, которые ранее не были вывезены Советским Союзом в Москву, были вывезены нацистами в Германию . После окончания войны они были возвращены Советскому Союзу . [ 13 ]
Фрески
[ редактировать ]
С 1746 по 1754 год во время восстановительных работ проседание приделов собора раскололо главный купол на четыре, а последующие ремонтные работы нанесли непоправимый ущерб многим фрескам. [ 15 ] В начале XIX века интерьер собора был расписан масляными красками. [ 77 ] В 1888 году Прахов обнаружил и очистил ряд фресок XII века, ранее скрытых другими картинами, написанными маслом. Они были обнаружены скрытыми под слоями штукатурки после разбора иконостаса. Их снова спрятали, когда переустанавливали нижние ярусы иконостаса. В 1889 году были закрашены фрески над иконостасом. [ 6 ] [ 78 ] [ 79 ] оставленный Праховым нетронутым на «память потомкам». [ 80 ]
На колоннах собора были нарисованы медальоны , изображавшие полуфигуры святого Себастьяна вместе с именами Сорока Севастийских мучеников , изображения святой Варвары, архангела Гавриила , Марии, первосвященника Захарии , пророка Самуила и небольшого числа из безымянных фигур. [ 81 ]
Когда в 1934 году с собора снимали мозаику, фрески снова увидели. Некоторых увезли в период с июня по середину сентября того же года; сведения о средствах, с помощью которых это было сделано, отрывочны. Работы по их устранению продолжались до августа 1937 года, когда собор был разрушен. Те, что были изъяты, впоследствии были распределены по музеям Киева и Москвы. Поскольку до сноса собора леса не были установлены, считается, что ни одна из фресок купола не сохранилась. Большую часть киевских фресок во время войны вывезли в Германию, в результате чего они были повреждены или утеряны. После войны уцелевшие произведения были возвращены в музеи Новгорода и Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). [ 82 ]
Мозаика
[ редактировать ]Над главным алтарем располагалась коллекция мозаик, изображающих Тайную Вечерю и Апостолов Иисуса . [ 83 ] Павел Алеппский описал их, увидев их в 1654 году: [ 84 ]
Большая Скиния напоминает Софийскую и Печерский монастыри и имеет три больших окна; и таким же образом в центре изображен портрет Богоматери, стоящей вертикально в своих золотых украшениях и с поднятыми и раскрытыми обеими руками. Рядом с ней Господь наш, вручающий Своим ученикам с обеих сторон божественный хлеб и кровь. Под ними рядами портреты первосвященников и все с надписями.
Мозаики настолько покрылись пылью и копотью, что многие оставались скрытыми и незамеченными, пока их вновь не открыл Прахов. В 1888 году с одобрения епархии он очистил их мыльной и масляной смесью, а грязь между кубиками удалил тестообразными гипсовыми заплатами. [ 78 ] Команда Прахова сделала эскизы всех мозаик. Выпущено четыре крупноформатных тома рисунков и эскизных проектов. [ 85 ] Его работы привлекли интерес искусствоведа Никодима Кондакова , которому во многом принадлежит заслуга начала систематического изучения искусства Руси . [ 86 ] [ примечание 8 ] Кондаков определил явный художественный переход от «греческих» мозаик и фресок Софийского собора к мозаикам Михайловского монастыря, утверждая, что фигуры в Михайловском соборе были более плавными, чем статичные и стилизованные фигуры в Софийском соборе. Кондаков пришел к выводу, что это произошло под влиянием русских мастеров, которые работали помимо византийских мастеров. [ 86 ]
В 1899 году искусствовед Дмитрий Айналов и археолог Егор Редин отмечали сходство мозаик с изображением Евхаристии в Софийском соборе и Михайловском: «Общий характер стиля ниже, чем у Софийской мозаики; имеются непропорционально меньшие головы, руки и ноги спутаны; в техническом отношении мозаика отличается преобладанием бесцветных тонов; белые и красные кубики». [ 5 ]
Помимо мозаики Евхаристии, единственные мозаики, сохранившиеся после сноса собора, изображают фигуры святого Димитрия, святого Стефана и апостола Фаддея . [ 76 ] Мозаика Святого Димитрия располагалась на южном краю северо-восточного столба, под восточной аркой главного нефа. сняли, зацементировали и перевезли в музей русского В 1936 году мозаику [ 88 ] Часть мозаик была передана на хранение в Третьяковскую галерею в Москве и Софийский собор. Предметы Софийского собора были разграблены нацистами после оккупации Киева . После окончания Второй мировой войны они были возвращены американцами советским властям. Затем их снова установили в соборе Святой Софии. [ 13 ]
Мощи святой Варвары
[ редактировать ]
монастырь пользовался покровительством гетманов На протяжении многих лет и других благотворителей. Главной достопримечательностью монастыря для паломников были мощи святой Варвары, якобы привезенные в Киев из Константинополя в 1108 году женой Святополка II. [ 64 ] По преданию, мощи святой Варвары были спрятаны под лестницей, когда Киев был занят монголами. [ 44 ] Одно время они хранились в серебряном реликварии, подаренном гетманом Иваном Мазепой в 1701 году. При весе 32 килограмма (71 фунт) он представлял собой высшее достижение украинского ювелирного дела. [ 89 ] [ примечание 9 ]
В 1870 году около 100 000 паломников приехали в монастырь, чтобы увидеть мощи. [ 64 ] До русской революции 1917 года большой популярностью пользовались кольца, изготовленные и благословленные монахами, известные как кольца Святой Варвары. Говорят, что они приносят удачу и защищают владельца от колдовства , но также считаются эффективными против болезней и внезапной смерти. [ 64 ]
После разрушения монастыря мощи святителя хранились в разных местах города. По состоянию на 2023 год [update], они хранятся во Владимирском соборе . [ 90 ]
Иконостас
[ редактировать ]
За гробом находился деревянный пятиярусный иконостас, позолоченный золотом и серебром , подаренный казачьим дворянином Иваном Скоропадским в 1718 году. [ 13 ] Иконостас, пришедший на смену установленному в соборе в 1631 году, [ 12 ] [ 33 ] выполнен черниговским мастером Григорием Петровым, иконы написаны киевским священником Стефаном Лубенским. [ 12 ]
Во время ремонтных работ в 1888 году иконостас планировалось заменить мраморной алтарной стеной. Из-за нехватки средств три верхних яруса сняли, оставив иконостас двухъярусным, о чем свидетельствует ряд фотографий ХХ века. Эскиз иконостаса был сделан Владимиром Николаевым , архитектором, ответственным за его частичный демонтаж в 1880-х годах, а весь иконостас частично виден на рисунке Мазера 1851 года. [ 91 ]
Церковный историк Леонид Иванович Денисов в 1908 году описал иконостас соборной церкви как золотую икону Святого Архангела Михаила, усыпанную бриллиантами и другими драгоценными камнями, подаренную церкви царем Александром. Я в 1817 г. [ 10 ] Иконостас был разрушен незадолго до сноса собора. [ 91 ]
Другие известные произведения искусства
[ редактировать ]Павел Алеппский описал скинию собора такой, какой она была, когда он увидел ее в 1654 году: [ 84 ]
Позади левого хора находится красивая скиния, обращенная к левой руке при входе. Он имеет железную складную дверь, идущую сверху донизу и красиво разделенную на отсеки, которые разнообразны нарисованными цветами и фигурами ангелов и святых, как мы описали о Святой Софии.
- Павел Алеппский , Путешествие Макария (перевод с оригинала 1829 г.) [ 21 ]
Другие известные произведения искусства в соборе включали икону Святой Варвары, украшенную звездами, застежками и кольцами с бриллиантами, подаренную Анной и Елизаветой Русскими , золотую лампаду, украшенную жемчугом и бриллиантами, [ 83 ] и пять серебряных подсвечников, изготовленных по заказу гетмана Мазепы в 1701 году. [ 33 ]
Книги и документы
[ редактировать ]Одним из достижений эрудита Ивана Якимовича Фальковского (1762–1863), возглавлявшего Киевскую духовную академию , было улучшение монастырской библиотеки. Помимо того, что монастырь был центром сохранения исторических рукописей и книг города, он обеспечивал духовные и образовательные потребности киевлян. Фальковский каталогизировал книги и рукописи , которые пронумеровал и расположил в алфавитном порядке. Он также работал над обновлением книг в библиотеке. [ 92 ] В 1860-х годах для публики был открыт бесплатный читальный зал. Советы конфисковали книги библиотеки и перевезли их в Национальную библиотеку Украинской академии наук (ныне Национальная библиотека Украины). До советского периода в монастырской библиотеке насчитывалось 4200 книг. [ 15 ]
Сохранившаяся монастырская коллекция старинных книг, насчитывающая около 300 изданий и 750 рукописей, сейчас хранится в Национальной библиотеке Украины имени Вернадского . [ 16 ] В главной библиотеке Святого Михаила хранится более 20 000 книг. [ 93 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ В 1712 году женский монастырь переехал на Подол , а занимаемые им земли перешли к монастырю. [ 15 ]
- ^ Архитектурные чертежи и фотографии собора XIX века показали, что части здания датируются XII веком, а северный, южный и западный фасады были пристройками 17 и 18 веков. [ 33 ]
- ↑ Археологи с тех пор обнаружили, что фундамент старого ядра собора был сделан из большого бутового камня, скрепленного раствором opus Signinum , и что они были установлены в засыпанных щебнем рвах, укрепленных деревом, скрепленным железными штифтами. [ 24 ]
- ^ Раскопки на этом месте также проводились в 1940 и 1948–1949 годах. [ 36 ]
- ↑ Здание, сильно пострадавшее от вторжения немцев во время Второй мировой войны, [ 8 ] сейчас находится Министерство иностранных дел Украины . [ 16 ]
- ↑ Рисунки Мазера были показаны на выставке 1999 года в Национальном художественном музее Украины в Киеве. [ 42 ]
- ↑ Подсчитано, что за XX век было разрушено более 10 000 зданий, в том числе Михайловский Златоверхий собор, Успенский собор Киево-Печерской лавры , Успенский собор Киево-Печерской лавры , Херсонесский собор . [ 1 ]
- ↑ В 1888 году Кондаков опубликовал свои выводы о русско-византийских памятниках Киева и Феодосии . Энциклопедия Русские древности в памятниках искусства « » , написанная совместно Кондаковым и Иваном Ивановичем Толстым , стала первой всеобъемлющей историей средневекового русского искусства. [ 87 ]
- ↑ Начиная с конца 17 века, в соборе монастыря каждый вторник перед литургией пели песнь в честь святой Варвары. [ 64 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Ивашко и др. 2022 , с. 149.
- ^ Jump up to: а б с д и Павловский и Жуковский 1984 , стр. 503–504.
- ^ Jump up to: а б Кросс 1947 , с. 56.
- ^ Клос 2019 , стр. 7, 11.
- ^ Jump up to: а б с д и Айналов и Редин 1899 , с. 55–57.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Кивлицкий 1894 , с. 601.
- ^ Д-Василеску 2018 , с. 76.
- ^ Jump up to: а б с д Кросс 1947 , с. 57.
- ^ Jump up to: а б с д Уотсон, Шеллингер и Ринг 2013 , с. 372.
- ^ Jump up to: а б Denisov 1908 , p. 301.
- ^ Jump up to: а б «Златоверхий Михайловский монастырь» . Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (на русском языке) . Проверено 26 октября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Vecherskyi, VV Свято- монастырь Златоверхий St. Михайловский [ " "
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Павловский, Вадим; Жуковский, Аркадий. «Михайловский Златоверхий монастырь» . Интернет-энциклопедия Украины . Канадский институт украинских исследований . Проверено 16 августа 2023 г.
- ^ Chobit 2005 , p. 147.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Mykhailo Golden-Domed Monastery, 12–20 centuries] " Михайловский Златоверхий монастырь, 12–20 вв." [ . Streets of Kyiv (в Украину) . Retrieved 10 September 2023 .
- ^ Jump up to: а б с д и Бобина 2013г .
- ^ «Эрих Лассота фон Стеблау» . Самосвидетельства в немецкоязычных странах (на немецком языке). Свободный университет Берлина . 9 июля 2008 года . Проверено 28 августа 2023 г.
- ^ Клос 2019 , с. 12.
- ^ фон Стеблау и Винар 1975 , стр. 76.
- ^ Cac 2009 , стр. 190–191.
- ^ Jump up to: а б Жуковский, Аркадий. «Павел Алеппский» . Интернет-энциклопедия Украины . Канадский институт украинских исследований . Проверено 1 сентября 2023 г.
- ^ Павел Алеппский 1836 , стр. 231–232.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Аsadcheva, Tatyana (21 May 2023). " Трапезной церкви Михайловского златоверхого - 310: чем уникальна эта святыня". Вечерний Киев (Evening Kyiv) (in Russian). Kyiv . Retrieved 6 September 2023 .
- ^ Jump up to: а б с д Орленко и др. 2022 , стр. 37–39.
- ^ Jump up to: а б с Орленко и др. 2022 , с. 40.
- ^ Клос 2019 , с. 22.
- ^ Перепелюк 2021 .
- ^ Тарутина 2018 , с. 39.
- ^ Ивашко и др. 2022 , стр. 151–152.
- ^ «Армлет» . Британский музей . Проверено 11 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Клос 2019 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б «Продолжаем знакомить вас с коллекцией заповедника» . Национальный заповедник «Киево-Печерская Лавра». 30 июля 2020 г. Проверено 6 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Исправлено 2010 г. , с. 480.
- ^ Хьюрик 1982 , с. 15.
- ^ «Перевозка в Украину фрагментов фресок Киевского Михайлово-Златоверхого монастыря» . Государственный Эрмитаж . Архивировано из оригинала 24 июня 2004 года . Проверено 5 апреля 2017 г. .
- ^ Jump up to: а б с д " Исследование Михайловского Златоверхого Монастыря 1920–1960–х: неопубликованная археология" [in Russian). Institute of Archeology of National Academy of Sciences of Ukraine . Retrieved 5 September 2023 .
- ^ Хьюрик 1982 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б с "Колокольня со Святыми воротами, 1997-98" [Belfry with the Holy Gate, 1997-98]. Streets of Kyiv (в Украину) . Retrieved 9 September 2023 .
- ^ Шевченко 1997 , с. 46.
- ^ Chobit 2005 , p. 24.
- ^ Jump up to: а б Воронович, Роман (29 ноября 1998 г.). «Исторический Михайловский Златоверхий собор восстановлен» . Украинский еженедельник . Киевское пресс-бюро. Архивировано из оригинала 27 апреля 2006 года . Проверено 29 августа 2006 г.
- ^ Jump up to: а б " Музейный экспонат как художественный документ эпохи" (in Russian). The Poltava Art Museum (Art Gallery). 21 января 2018 . Retrieved 12 September 2023 .
- ^ Totska, Ирма. "1999 г. Программа рисований интерьера Михайловского собора" [1999. Interior painting program of St. Michael's Cathedral]. Плава (в Украину). М. Жарких. Archived из original на 24 октября 2016 . Retrieved 8 января 2024 года .
- ^ Jump up to: а б с д и "Путем Европы. Как восстанавливали Михайловский собор в Киеве" [The way of Europe. How St. Michael's Cathedral was restored in Kyiv]. Korrespondent.net (in Russian). 25 March 2016 . Retrieved 3 September 2023 .
- ^ Уилсон 2000 , с. 243.
- ^ Jump up to: а б Уиттакер 2010 , с. 108.
- ^ Jump up to: а б Исправлено 2010 г. , с. 483.
- ^ Jump up to: а б Клос 2019 , с. 37.
- ^ Клос 2019 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б Chobit 2005 , p. 26.
- ^ Jump up to: а б с д "Киев. Колокольня Михайловского монастыря (Михайловская площадь)" [Kyiv. Bell tower of Mykhailivsky Monastery (Mykhailivska Square)] (в Украину). National Technical University of Ukraine "Игорь Сикорский Киев Политехнический институт" . Retrieved 10 September 2023 .
- ^ Jump up to: а б Клос 2019 , стр. 40, 44.
- ^ Клос 2019 , с. 39.
- ^ Jump up to: а б "Колокола Михайловcкого Златоверхого монастыря" [Bells of St. Michael's Golden-Domed Monastery] (in Ukrainian). Casting. 24 June 2013 . Retrieved 31 August 2023 .
- ^ Клос 2019 , с. 46.
- ^ Певный 2010 , с. 472.
- ^ " Музеи Киева: Музей истории Михайловского монастыря" [ Museums of Kyiv] Michael's Monastery] (в Russian). PrimeTour. Archived из original на 24 января 2017 . Retrieved 8 September 2023 .
- ^ Letyak, Valentina (16 December 2018). "Факты ICTV - Михайловский Златоверхий станет кафедральным собором единой УПЦ". ICTV) uk in Russian) . Retrieved 17 December 2018 .
- ^ «Михайловский Златоверхий собор станет главным храмом ПЦУ» . Религиозно-информационная служба Украины. 16 декабря 2018 года . Проверено 17 декабря 2018 г.
- ^ "Филарет возглавит Киевскую епархию, митрополит Симеон избран главным секретарем ПЦУ, решает Синод" . Религиозно-информационная служба Украины. 5 февраля 2019 года . Проверено 9 февраля 2019 г.
- ^ «World Digest: 15 декабря 2018 г.: Руководители украинской церкви одобряют отделение от русских» . Вашингтон Пост . 15 декабря 2018 года . Проверено 10 марта 2022 г.
- ^ «Губернатор» (на украинском языке). Михайловский Златокровский мужской монастырь в Киеве. Архивировано из оригинала 30 апреля 2016 года . Проверено 31 августа 2023 г.
- ^ Denisov 1908 , pp. 300–301.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Makarov 2002 , p. 558.
- ^ Jump up to: а б Клос 2019 , с. 11.
- ^ Клос 2019 , с. 13.
- ^ Jump up to: а б Клос 2019 , с. 44.
- ^ Ивашко и др. 2022 , с. 153.
- ^ Ивашко и др. 2022 , с. 155.
- ^ Ивашко и др. 2022 , с. 159.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м " Трапезной церкви Михайловского златоверхого — 310: чем уникальна эта святыня" [The refectory church of the St. Michael's Golden-Domed is 310 years old: how unique is this shrine]. Spiritual Front of Ukraine [Духовный фронт Украины] (in Russian). 21 May 2023. Archived from the original on 26 May 2023 . Retrieved 4 February 2024 .
- ^ Yunakov 2016 , p. 40.
- ^ Эрнст 1930 , стр. 371–372.
- ^ «Колокольня Михайловского монастыря (Михайловская площадь)» . КПИ им. Игоря Сикорского . Архивировано из оригинала 13 мая 2024 года . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Vzdornov 2017 , pp. 187–188.
- ^ Jump up to: а б "Церковь Архангела Михаила, Киев, Украина" [Church of the Archangel Michael, Kyiv, Ukraine]. Christianity in Art: Icons, Frescoes, Mosaics (in Russian) . Retrieved 4 September 2023 .
- ↑ Korenyuk 2014 , p. 238.
- ^ Jump up to: а б "Вздорнов Г. И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век" [Vzdornov G. I.: The history of the discovery and study of Russian medieval painting. 19th century]. Christianity in Art: Icons, Frescoes, Mosaics (in Russian) . Retrieved 4 September 2023 .
- ↑ Korenyuk 2014 , pp. 235, 238.
- ^ Вздорнов 2017 , с. 32.
- ↑ Korenyuk 2014 , p. 239.
- , pp ↑ Korenyuk 2014 .
- ^ Jump up to: а б Denisov 1908 , p. 302.
- ^ Jump up to: а б Павел Алеппский 1836 г. , с. 232.
- ^ Вздорнов 2017 , с. 12.
- ^ Jump up to: а б Тарутина 2018 , с. 43.
- ^ Тарутина 2018 , с. 42.
- ^ "Дмитрий Солунский" [Dmitry Solunsky]. Christianity in Art: Icons, Frescoes, Mosaics (in Russian) . Retrieved 4 September 2023 .
- ^ Клос 2019 , с. 18.
- ^ Клос 2019 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б Олианян 2012 .
- ^ Ivanyuk 2013 .
- ^ Клос 2019 , стр. 54–55.
Источники
[ редактировать ]По-английски
[ редактировать ]- Кросс, Сэмюэл Х. (1947). «Мозаичная Евхаристия Михайловского собора (Киев)» . Американское славянское и восточноевропейское обозрение . 6 (1): 56–61. дои : 10.2307/2491933 . ISSN 0037-6779 . JSTOR 2491933 .
- Д-Василеску, Елена Эне (2018). Небесная пища в святоотеческих текстах и византийской иконографии: питаемая словом . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан . ISBN 978-33199-8-986-0 .
- Хьюрик, Титус Д. (1982). «Михайловский Златоверхий монастырь» . Утерянная архитектура Киева . Нью-Йорк: Украинский музей . АСИН B0006E9KPQ . Архивировано из оригинала 12 января 2018 года . Проверено 8 февраля 2024 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - Ивашко Юлия; Бузин Иван; Санду, Иоан Габриэль; Куснеж-Крупа, Доминика; Кобыларчик, Юстина; Дмитренко Андрей; Беднарц, Лукаш (2022). «Современные технологии имитации настенной живописи Киевской Руси и эпохи барокко в реконструированном Михайловском Златоверхом соборе в Киеве» (PDF) . Международный журнал природоохранной науки (1): 147–162. ISSN 2067-533X .
- Клос, Виталий (2019). Путеводитель по Свято-Михайловскому Златоверхому монастырю . Перевод Ткачевой Виталины. Свято-Михайловский Златоверхий монастырь, Киев. OCLC 856055059 .
- Орленко Николай; Ивашко Юлия; Кобыларчик, Юстина; Кушнеж-Крупа, Доминика (2022 г.). «Изучение фундаментов в Украине с одиннадцатого по восемнадцатый века и методов их сохранения и консервации: опыт» (PDF) . Музейное и культурное наследие [Музееведение и культурное наследие ] 10 (1): 33–5 дои : 10.46284/mkd.2022.10.1.3 . S2CID 247300670 .
- Павел Алеппский (1836 г.). Путешествие Макария: Патриарх Антиохийский . Том. 1. Перевод Белфура, ФК Лондон: Фонд восточных переводов Великобритании и Ирландии. ОСЛК 1157900987 .
- Павловский В.; Жуковский, А. (1984). «Михайловский Златоверхий монастырь» . Энциклопедия Украины . Том. 4. Торонто: Издательство Университета Торонто .
- Певный, Оленька З. (2010). «Зашифрованное повествование о реконструированных формах казачьего барокко» . Гарвардские украинские исследования . 31 (1): 471–519. JSTOR 41756512 .
- фон Стеблау, Эрих; Винар, Любомир Р. (1975) [1866]. Винар, Любомир Р. (ред.). Габсбурги и запорожские казаки: Дневник Эриха Ласспты фон Стеблау (1594 г.) (PDF) . Перевод Субтельного Ореста . Литтлтон, Колорадо: Украинская академическая пресса.
- Тарутина, Мария (2018). Икона и квадрат: русский модернизм и русско-византийское возрождение . Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского государственного университета . ISBN 978-02710-8-257-8 .
- Вздорнов, Герольд И. (2017). История открытия и изучения русской средневековой живописи . Издательство «Брилл» . ISBN 978-90043-0-527-4 .
- Уотсон, Ноэль; Шеллингер, Пол; Ринг, Труди, ред. (2013). Северная Европа: Международный словарь исторических мест . Том. 2. Нью-Йорк: Тейлор и Фрэнсис . ISBN 978-1-884964-022 .
- Уиттакер, Синтия Хила (2010). Визуализируя Россию: Федор Солнцев и создание национального прошлого . Издательство «Брилл» . ISBN 978-90041-9-185-3 .
- Уилсон, Эндрю (2000). Украинцы: неожиданная нация (4-е изд.). Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета . ISBN 978-03002-1-725-4 .
На украинском языке
[ редактировать ]- Aynalov, Dmitry Vlasyevich ; Redin, Egor Kuzmich (1899). "Древние памятники искусства Киева. Софийский собор, Златоверхо-Михайловский и Кирилловский монастыри" [Ancient monuments of art in Kiev. St Sophia Cathedral, Zlatoverkho-Mikhailovsky and St. Cyril's monasteries]. Proceedings of the Pedagogical Department of Kharkov. History and Philology Society (in Russian) (6).
- Cac, IM (2009). "Grekovich, Anthony" . In Smoliy, VA. Энциклопедия истории Украины [Encyclopedia of the History of Ukraine] . Vol. 2. Kyiv: Institute of History of Ukraine . OCLC 1267399436 .
- Chobit, Dmytro (2005). Mykhailivsky Zolotoverkhyi Монастыр [ St. Michael's Golden-Domed Monastery ] (в Russian). Prosvita . ISBN 978-966-7544-24-9 .
- Ernst, Фьодор, ed. (1930). "кол. золотоверхо-михайловский монастырь [Zolotoverho-Mikhailiv Monastery]". Киев: Проводник [ Kyiv: A Guide ] (in Russian). Всеукраинская Академия наук, Комитет на 10-й годовщине Украинской академии наук. pp. 361-375.
- (2013). Иванюк , IA bishop Falkovsky ] . by Irynei library
- Klos, Vitaly (2013). "Киевский Свято – Михайловский Златоверхий мужской монастырь УПЦ КП" [Kyiv St. Michael's Golden-Domed Монастырь из Украинской Ortodox Church]. Encyclopedia of Modern Ukraine (в Russian). Vol. 13. NASU Institute of Encyclopaedic Research . ISBN 978-966-02-2074-4 . Проверено 10 марта 2022 г.
- Макаров, AN (2002). Малая [ энциклопедия Киевской древности in Russian]. Киев: Довира. ISBN 978-966-507-128-0 .
- 2012 , Olianina ( . ) Svitlana Institute of Cultural Studies of the National Academy of Sciences of Ukraine: 144-150.
- Перепелюк, Оля (2021). "Из истории Хора Киевского Михайловского Златоверхого Монастыря (ХIX - Начало ХX Века)" [PDF] . Ethnological Notebooks (в Russian). 5 (161). Lviv: Institute of Folklore of National Academy of Sciences of Ukraine: 1261-1266. doi : 10.15407/nz2021.05.1261 . ISSN 1028-5091 .
- Шевченко, Валентина (1997). Refectory of the Mikhailovsky Golden-domed Monastery] " Трезная Михайловского Златоверхого монастыря" [The . Достопримечательности [Sights of Ukraine] (in Russian). Нет. 1. Kyiv. pp. 46–51.
На русском языке
[ редактировать ]- Denisov, Leonid Ivanovich (1908). Православные монастыри Россiйской Имперiи [ Orthodox monasteries of the Russian Empire ] (in Russian). Moscow: A. D. Stupin.
- Kivlytskyi, E. (1894). "Златоверхій Михайловскій муж- ской 1-го класса монастырь въ Кіевѣ" [St. Michael's Golden-Domed male 1st class monastery in Kyiv.]. Brockhaus and Efron Encyclopedic Dictionary (in Russian). Vol. 12A. St. Petersburg: Semenovskaya Typolitography (I.A. Efron) . Retrieved 11 August 2023 .
- Korenyuk, Y. A. (2014). "Фрески Михайловского Златоверхого собора в Киеве [The Frescoes of St. Michael's Golden-Domed Cathedral in Kyiv]". В созвездии Льва. Сборник статей по древнерусскому искусству в честь Льва Исааковича Лифшица [ In the Constellation Leo: A Collection of Articles on Ancient Russian Art in Honour of Leo Isaacovitch Lifshits ] (PDF) (in Russian). Moscow: State Institute of Art. ISBN 978-5-98287-072-8 .
- Юнаков, Олег (2016). Архитектор Джозеф Каракис (на русском языке). Алмаз. ISBN 978-1-68082-000-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Anon. (1889). Кіево-Златоверхо-Михайловскі м-рь [ Kyiv-Golden-domed-Mikhailovsky Monastery ] (in Russian). Kyiv: S. V. Kulzhenko. OCLC 144539761 .
- Криворчук, H.; Losytskyi, Ю., eds (2011). Воспроизведение утраченных жемчужин архитектуры : ( Златоверхий Михайловский [PDF] in Russian). Киев: Sparrow Publishing House LLC. p. Reproduction of Lost Pearls of Architecture. ISBN 978-966-2377-14-9 . Архивировано из оригинала (PDF) 18 января 2017 года.
- Майко, Вадим В. (2022). Православные церкви Киева 1037–1917: Энциклопедический справочник (на русском языке). Симферополь, Украина: Институт археологии Крыма им. стр. 114–129. ISBN 978-5-905463-15-0 .
- Мыцык Ю.А.; Сохан, СВ; Митсан, ТВ; Синяк, Иллинойс, ред. (2011). Документальное наследие Михайловского Золотоверковского монастыря в Киеве XVI – XVIII вв.; Из основ (на украинском языке). Киев: Национальная академия наук Украины / Национальная библиотека Украины / Институт украинской археографии.
- Похилевич, Л.И. (1865). Монастыри и церкви Киева . Киев: Типография Губернского управления. стр. 16–36.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Киев. Михайловский Златоверхий монастырь» . Народный каталог православной архитектуры (на русском языке). sobory.ru. Архивировано из оригинала 7 августа 2011 года . Проверено 21 июня 2011 г. (самопубликовано)
- Информация о монастыре из MD-Украина.
- Запись колоколов монастыря Барни Смита в 2022 году.
- Репортаж о роли монастыря во время антиправительственных протестов 2014 года от агентства Reuters .
- Подробнее об истории трапезной церкви на сайте pslava.info (на украинском языке)
50 ° 27'21 ″ с.ш. 30 ° 31'22 ″ в.д. / 50,4557 ° с.ш. 30,5227 ° в.д.
- Христианство в Киеве
- Религиозные здания и сооружения Киева
- Монастыри Православной Церкви Украины
- Христианские монастыри, основанные в XII веке.
- Снесены христианские монастыри в Украине
- Восстановленные здания и сооружения в Украине
- Церкви Православной Церкви Украины
- Церковные здания с куполами
- Туристические достопримечательности Киева
- Архитектура барокко в Украине.
- Шевченковский District, Киев
- Украинские церковные здания в стиле барокко