Джон Браун из Хаддингтона
Джон Браун | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 1722 |
Умер | 19 июня 1787 г. |
Род занятий | пастух, пастух, странствующий торговец, солдат, учитель, министр, писатель, богослов |
Заметная работа | «Библия-самотолкователь», «Библейский словарь» и «Всеобщая история христианской церкви». |
Дети | шесть сыновей |
Богословская работа | |
Традиция или движение | Бюргер Сеседер |
Джон Браун из Хаддингтона (1722 – 19 июня 1787) был шотландским министром и писателем. Он родился в Карпоу , в Пертшире . Он был почти полностью самоучкой, приобретя знание древних языков, работая пастухом. Своим интенсивным поступив на учебу, еще до того, как ему исполнилось двадцать лет, он получил глубокие знания латинский, греческий и еврейский языки, с последним из которых он был хорошо знаком. Он был также знаком с французским, итальянским, немецким, арабским, персидским, сирийским и эфиопским языками. Его ранняя карьера была разнообразной: он был последовательно странствующим торговцем, солдатом Эдинбургского гарнизона в 1745 году и школьным учителем. С 1750 года и до своей смерти он был служителем бюргерского отделения церкви Сецессион в Хаддингтоне . С 1768 года он был профессором богословия своей конфессии и в основном отвечал за обучение ее служителей. Он приобрел справедливую репутацию ученого и благочестивого человека. Лучшими из его многочисленных работ являются «Библия-самотолкователь» и «Библейский словарь», произведения, которые долгое время пользовались большой популярностью. Первое было переведено на валлийский язык. Он также написал «Толкование Вестминстерского исповедания» и ряд биографических и исторических очерков. [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Джон Браун родился в Карпоу в приходе Абернети в Пертшире , Шотландия, в семье ткача-самоучки и речного рыбака, которого также звали Джон Браун. Его матерью была Кэтрин Милли. [ 2 ] Его родители совершали утреннее и вечернее богослужение дома. [ 3 ] Его отец был бедным ткачом, который мог позволить себе отправить его в школу лишь на несколько «четвертей». В течение одного месяца этого времени он изучал латынь. Даже в этот ранний период он усердно учился, читая наизусть «Катехизисы Винсента и Гавела, а также Большой катехизис Ассамблеи». Когда ему было одиннадцать, умер его отец. Его мать прожила недолго. Он сам был настолько подавлен «четырьмя лихорадками подряд», что в его выздоровлении уже не было надежды. [ 4 ]
Оправившись от этой болезни, он имел счастье найти друга и защитника в лице Джона Огилви, почтенного по возрасту и отличавшегося благочестием пастуха, который пас свое стадо среди окрестных гор. Этот достойный человек был старейшиной прихода Абернети, однако, хотя он был человеком умным и религиозным, он был настолько лишен образования, что не умел даже читать. Чтобы восполнить свой недостаток, Огилви был рад нанять молодого Брауна, чтобы тот помогал ему в уходе за стадом и читал ему книги в промежутки относительного бездействия и отдыха, которые давала его работа. Чтобы защититься от непогоды и зноя, они построили среди холмов небольшой домик и к нему свою горную скинию (много лет спустя крестьяне указали под этим названием). [ 5 ]
Вскоре случилось так, что Огилви оставил свою пастушескую деятельность и поселился в городе Абернети. В результате этой перемены молодой Браун поступил на службу к соседнему фермеру, у которого было более многочисленное заведение, чем у его бывшего друга. [ 6 ] Он начал работать пастухом, и его контакт с более обширным и незнакомым миром, «кажется, вызвал, — говорит он нам, — немалое практическое отступничество от всех моих прежних достижений». Даже тайная молитва не всегда совершалась регулярно, но я по глупости доставлял себе удовольствие, восполняя первый день, которому не хватало другого». Новый приступ лихорадки в 1741 году пробудил его совесть, и по выздоровлении он «был провиденциально полон решимости в полдень, пока овцы, которых я пас, отдыхали в загоне, пойти и послушать проповедь на расстоянии двух миль, бегу туда и обратно». [ 4 ]
Сецессия в Шотландской церкви
[ редактировать ]
В 1733 году четыре служителя Шотландской церкви, среди которых был г-н Монкрифф из Абернети, объявили о выходе из ее судебной власти, ссылаясь на причины, по которым они сделали этот шаг, на следующий список жалоб; «Допущение ошибок без адекватного осуждения; ущемление прав христианского народа в выборе и назначении служителей в соответствии с законом патронажа; пренебрежение или ослабление дисциплины; ограничение министерской свободы в противодействии плохому управлению и отказ победившей стороны от возмещения ущерба». К этому телу рано привязался наш юный пастырь; и отважился задумать однажды стать пастырем душ в этой связи. Соответственно, он продолжал свои исследования с возрастающим рвением и усердием и начал приобретать значительные познания в латыни и греческом языке. Эти приобретения он сделал совершенно без помощи других, за исключением того, что ему удавалось время от времени выкраивать час, когда стада собирались в полдень, чтобы искать решения таких трудностей, с которыми он не мог справиться своими усилиями, у двух соседних священнослужителей, один г-н Монкрифф из Абернети, который только что упоминался как один из основателей Сецессиона, и другой г-н Джонстон из Арнгаска, отец покойного почтенного доктора Джонстона из Норт-Лейта; оба они были очень любезны и общительны и проявляли большой интерес к развитию прилежного мальчика-пастушка. [ 6 ]
Будучи пастушком, он усердно учился. Он приобрел хорошее знание латыни, греческого и иврита. Трудности со вторым из них были очень велики, так как он некоторое время не мог выучить грамматику. Несмотря на это, ему удалось, проявив терпеливую изобретательность, выучить буквы методом, который он впоследствии подробно описал (статья от 6 августа 1745 года, цитируемая в «Биографии»). История описывает, как он его добыл. Товарищ согласился на некоторое время позаботиться о его овцах, поэтому, отправившись в полночь, он утром добрался до Сент-Эндрюса, находящегося в двадцати четырех милях от него. Книготорговец расспрашивал мальчика-пастушка, и Фрэнсис Прингл разговор случайно услышал , профессор греческого языка. «Мальчик, — сказал он, указывая на отрывок, — прочитай это, и ты получишь книгу даром». Браун прочитал отрывок, взял том и снова пошел с ним домой (Мемуары, стр. 29; Письмо доктора Джона Брауна Джону Кернсу, DD, стр. 73). [ 4 ]
Еще до того, как ему исполнилось двадцать лет, он приобрел глубокие знания латинского, греческого и еврейского языков, с последним из которых он был знаком критически. Он также был знаком с французским, итальянским, немецким, арабским, персидским, сирийским и эфиопским языками. [ 7 ] Пастушок и его ученость теперь стали предметом разговоров в этом месте. Некоторые «отступившие студенты» объяснили это чудо тем, что Браун получил свои знания от сатаны. Гипотеза получила широкое признание, и только по прошествии нескольких лет он смог своей безупречной и усердной жизнью «оправдать ее». Впоследствии он воспользовался случаем, чтобы отметить, что как раз тогда, когда он получил «лицензию», его «главный клеветник» был отлучен от церкви за аморальное поведение. [ 4 ]
Ранняя карьера
[ редактировать ]

Следующие несколько лет Браун работал разносчиком и школьным учителем, с перерывами в качестве солдата-добровольца, защищавшегося от якобитов во время восстания Сорока пяти . Он вызвался добровольцем вместе со своим лучшим другом Тимом Кнабом и некоторое время был одним из гарнизонов Эдинбургского замка . Когда война закончилась, он на время снова взялся за свой рюкзак, но вскоре нашел более подходящее занятие в качестве школьного учителя. Он преподавал в 1747 году и преподавал в Гэрни-Бридж, недалеко от Кинросса , и в Спиттале, Западный Линтон . [ 8 ] Его преподавательские дни не были временем отдыха. Он запоминал пятнадцать глав Библии в качестве вечернего упражнения после дневных трудов и после таких убийственных усилий позволял себе только четыре часа отдыха. [ 9 ]
Взлом в Сецессионистской церкви
[ редактировать ]В 1747 году произошло «взлом» в сецессионной церкви, к которой он принадлежал. Были сформированы две организации, названные «Бюргеры» и «Антибургеры», из которых первая утверждала, что приносить горожанскую присягу в шотландских городах законно, а вторая – что незаконно. [ 10 ] После разделения в бюргерском филиале возникла потребность в проповедниках, и Браун стал первым новым студентом-богословом. Браун придерживался более либеральных взглядов и теперь начал готовиться к служению. Он изучал теологию и философию совместно с Синодом ассоциированных бюргеров под руководством Эбенезера Эрскина из Стерлинга и Джеймса Фишера из Глазго. В 1750 году он получил лицензию на проповедь Евангелия, а в следующем году был единогласно призван в ассоциированную общину Хаддингтона . [ 10 ]
Служение Хаддингтона
[ редактировать ]Он был рукоположен в сан министра в Хаддингтоне, Восточный Лотиан , 4 июля 1751 года, и это был его дом на всю оставшуюся жизнь. Он был призван занять должность председателя Синода на год с ноября 1753 года. [ 11 ]
Его община была маленькой и бедной, но, хотя впоследствии его пригласили стать пастором голландской церкви в Нью-Йорке, он так и не покинул ее. Его служебные обязанности были очень тяжелыми, поскольку в течение большей части года он произносил три проповеди и лекцию каждое воскресенье, в то время как посещения и катехизация занимали много будних дней. Тем не менее он находил время и для другой работы. Его первая публикация состоялась в 1758 году, и с этого момента он публиковался регулярно до конца своей жизни. [ 10 ]
Издательская работа
[ редактировать ]В 1758 году он опубликовал «Помощь невежественным». Это эссе по простому объяснению Вестминстерского исповедания веры и катехизиса, составленное для молодых членов его собственной общины». Это «простое объяснение» занимало около 400 страниц. В нем он воспользовался случаем, чтобы подтвердить, что праведность Христа, хотя сама по себе и бесконечно ценна, передается верующим только в соответствии с их потребностями, а не для того, чтобы сделать их бесконечно праведными. В следующем году «Краткое рассуждение о праведности Христа» изложило ту же точку зрения. Он заклеймил доктрину, против которой выступал, как «антиномианское и фамилистическое богохульство», но, несмотря на это, ее защищали различные антибуржуазные богословы, которые парировали в его адрес обвинения в «ереси», «богохульстве» и «фамилизме», обвиняли его в «грубое и явное искажение фактов», сетовал на «ядовитый плод» и останавливался на «вопиющей абсурдности» своего учения (см. Доктрина единства и единообразия праведности Христа, рассмотренная и подтвержденная преподобным Джоном Далзилом (Edin. 1760), стр. 72–4. Эта острая полемика не помешала Брауну совершать практические добрые дела по отношению к различным братьям-антибуржуазиям. Он продолжал усердно писать, и его имя стало более известным. В 1768 году он был назначен профессором богословия при бюргерском Синоде. За этой должностью было закреплено много работы, но не было жалованья; студенты учились у Брауна в Хаддингтоне в течение девяти недель каждый год («История МакКерроу», стр. 787). [ 10 ]
В 1778 году его самая известная работа «Самотолковающая Библия» была опубликована в Эдинбурге в двух томах. Его цель, как он объясняет в предисловии, состоит в том, чтобы представить труды лучших комментаторов «в такой форме, которая лучше всего соответствовала бы способностям и досугу более бедной и трудящейся части человечества, и в особенности сделать слова Божьи своими собственными». устный переводчик.' Таким образом, в произведении есть история, хронология, география, конспекты, пояснительные записки и размышления — словом, все, что может желать рядовой читатель. Это библиотека в одном томе. Браун всегда готов дать, по его мнению, единственно возможное объяснение каждого стиха и извлечь из него единственно возможный практический урок. Стиль во всем ясен и энергичен. Книга сразу приобрела популярность, которой среди широких слоев населения она никогда не теряла. Его широко читали среди англоязычных стран, а также в Уэльсе и горных районах Шотландии. Насколько хорошо были известны эта и другие работы Брауна в Шотландии, свидетельствуют некоторые характерные строки Бернса:
А пока я вырос, как проклятый дурак,
Я молюсь и думаю о доме;
Мои голени, моя полоса, я сижу и жарю
Просматривая Баньяна , Брауна и Бостона .
(Письмо Джеймсу Тейлу из Гленконнера, строки 19–22.)
Его многочисленные другие работы укрепили его репутацию, но ни одна из них не принесла ему никакой прибыли. Один из его издателей «по доброй воле» подарил ему около 40 фунтов, но он одолжил их и проиграл другому. Его зарплата от церкви долгое время составляла всего 40 ф. в год, и она никогда не превышала 50 ф. Из других источников к нему поступила лишь очень небольшая сумма. Суровое самоотречение, которое было частой чертой раннего шотландского дома, позволило ему вырастить большую семью и удовлетворить все требования необходимости и долга за счет этого дохода. «Несмотря на мое страстное стремление к книгам, я предпочел хотеть их и многое другое, чем влезать в долги», - говорит он. По крайней мере одна десятая часть его небольшого состояния была отведена на благотворительность. [ 10 ]
Характер
[ редактировать ]На протяжении всей своей жизни Браун был прилежным учеником, и его достижения были значительными. Он знал большую часть европейских и несколько восточных языков. Он хорошо разбирался в истории и богословии; его знакомство с Библией было самым подробным. Хотя он говорит, что «немногие пьесы и романы читаются безопасно, поскольку они щекочут воображение и склонны заразить своей оскверненностью», так что «даже самые чистые, как Янг, Томсон, Аддисон, Ричардсон, околдовывают душу, и склонны не склонны к святому размышлению и другим религиозным упражнениям», и хотя он горячо выступал против смягчения уголовных законов против римских католиков, во многих вещах он вовсе не был ограниченным человеком. Его вера была для него предметом столь глубокого убеждения, что ничто не казалось допустимым, что могло каким-либо образом противоречить ему или отвлекать внимание от его торжественных доктрин. Его проповедь была искренней, простой и прямой, как будто я никогда не читал никакой книги, кроме Библии». Его речь была «нараспев», но «это в нем особенно растрогало серьезные умы». Широко распространенная история подтверждает, что Дэвид Юм услышал его проповедь, и «скептик» был настолько впечатлен, что сказал: «Этот старик говорит так, как будто Сын Божий стоит у его локтя». Этот анекдот, хотя и несомненно мифический, отражает популярное мнение о его проповедях. [ 12 ]
Прочие обязанности
[ редактировать ]В 1768 году, в связи со смертью преподобного Джона Суонстона из Кинросса, профессора богословия при Ассоциированном Синоде, г-н Браун был избран на вакантное кресло. Обязанности на этом важном посту он выполнял с великими способностями, образцовым усердием и успехом. Его публичные занятия были направлены на две основные цели: во-первых, научить своих учеников науке христианства и, во-вторых, поразить их сердца своей силой. Система богословия, которую ему пришлось составить в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей и которая впоследствии была опубликована, является, возможно, одной из всех его работ, которая демонстрирует наиболее поразительные доказательства точности, проницательности и расширенности мышления; и в целом это один из самых глубоких и в то же время ясных взглядов на богословие Вестминстерского исповедания, которые когда-либо были высказаны. [ 13 ] В это время Браун также продолжал выполнять свои обязанности министра. С 1768 года и до года своей смерти он занимал также постоянную должность секретаря синода.
Известные контакты
[ редактировать ]Задокументированы его контакты с тремя известными современниками:
- В 1771 году Браун начал длительную переписку с Селиной Гастингс, графиней Хантингдон . что воодушевляло их взаимно в их христианских усилиях.
- В 1772 году Браун гулял по Хаддингтонскому кладбищу, когда встретил Роберта Фергюссона , поэта, в мрачном настроении.
- Философ Дэвид Хьюм слышал проповедь Брауна в Норт-Бервике и заметил, что Браун проповедовал «так, как если бы он осознавал, что Христос был у него под рукой». [ 14 ]
Смерть
[ редактировать ]Труды Брауна окончательно подорвали его здоровье, которое в последние годы жизни было очень плохим. Он продолжал свою работу почти до самого конца. Браун умер в своем доме в Хаддингтоне 19 июня 1787 года после нескольких месяцев проблем с желудком. Его последними словами были «Мой Христос». [ 15 ] Похоронен он там же на погосте, где установлен памятник его памяти. Мемориальный витраж и медная доска в его память находятся в коллегиальной церкви Святой Марии в Хаддингтоне . [ 16 ]
Работает
[ редактировать ]Джон Браун написал множество книг, наиболее известные из которых описаны здесь.
Только один библейский словарь ( Томаса Уилсона (1563–1622) ), который к тому времени давно уже не издавался, предшествовал «Библейскому словарю» Брауна . Таким образом, он удовлетворил потребность, и после первого издания, опубликованного в 1769 году, до 1868 года выходили многочисленные издания с различными поправками. В нем выражалась кальвинистская теология, и в нем, по оценкам автора, в 2016 году наступит Тысячелетие. Многие статьи в нем длинные и выглядят как трактаты или проповеди. [ 17 ]
«Всеобщая история христианской церкви» вышла в двух томах в 1771 году. [ 18 ]
«Самоинтерпретирующая Библия», впервые опубликованная в Эдинбурге, Шотландия, в 1778 году, была самой значительной работой Брауна и оставалась в печати (под редакцией других) вплоть до начала двадцатого века. Цель предоставления комментариев для простых людей оказалась очень успешной. Идея о том, что Библия «самоинтерпретируется», включала в себя множество маргинальных ссылок, особенно сравнение одного библейского утверждения с другим. Браун также представил подробное введение в Библию и добавил пояснения и «размышления» к каждой главе.
Показателем его популярности является то, что он был переведен на валлийский язык и появился в Роберта Бернса «Послании Джеймсу Теннанту» .
Некоторые из его оригинальных рукописей хранятся в архивах Совета Восточного Лотиана. [ 19 ]
Библиография
[ редактировать ]Работы Джона Брауна
[ редактировать ]- 1758, Помощь невежественным
- 1764 г., Два коротких Катехизиса, связанных друг с другом.
- 1764, Христианский журнал.
- 1765, Христианский журнал.
- 1766, Исторический отчет о возникновении и развитии отделения.
- 1767 г., Письмо о конституции, правительстве и дисциплине христианской церкви.
- 1768 г., Священная тропология,
- 1769, Библейский словарь.
- 1769 г., рекомендуется религиозная стойкость .
- 1771, Всеобщая история христианской церкви, 2 тома.
- 1775 г., Псалмы Давида размером, с примечаниями.
- 1778, Самоинтерпретирующая Библия (Эдинбург, опубликовано Гэвином Олстоном, 2 тома, общее 1-е издание)
- 1779, Сравнение пророчеств Христа и мерзости антихриста, краткий обзор ошибок, нечестия и бесчеловечности папства.
- 1780 г., Абсурд и вероломство всякой авторитетной терпимости к грубой ереси, богохульству, идолопоклонству, папству в Великобритании. [ 20 ]
- 1780, Страшный стыд и презрение тех, кто называет себя христианами, которые пренебрегают воспитанием духовных детей во Христе.
- 1780 г.: «Повторная выставка свидетельства подтверждена», в отличие от несправедливого отчета о ней, данного преподобным Адамом Гибом (Гиб был видным антибургерским священнослужителем, который в этом году написал «Отчет о повторной выставке бюргеров»). свидетельства об отделении')
- 1781 г.: Христианин, студент и пастор в жизни девяти выдающихся служителей.
- 1781, Евангелический и практический взгляд на типы и образы ветхозаветного устроения.
- 1782, Молодой христианин, или Приятность раннего благочестия
- 1782, Краткий обзор естественной и богооткровенной религии.
- 1783, Практическое благочестие, проявленное в жизни тринадцати выдающихся христиан.
- 1783 г., Краткое согласие со Священным Писанием.
- 1783, Необходимость и польза молитвы при выборе пастырей.
- 1784, Краткая история британских церквей.
- 1784, Гармония пророчеств Священного Писания
- 1785, Мысли о путешествии почты в День Господень (об этом см. «Лит. о субботнем вопросе» Кокса, II. 248, Edin. 1865).
- 1789, Избранные останки
- 1791, Самоинтерпретирующая Библия (Лондон, опубликовано Т. Бенсли, 2 тома, в целом 2-е издание, включает исправления/пересмотры, оставленные Брауном для его сыновей, чтобы они интегрировались после его смерти)
- 1792 г., Самоинтерпретирующая Библия (Нью-Йорк, опубликовано Ходжем и Кэмпбеллом, 1 том, в целом 3-е издание, включает исправления / исправления, оставленные Брауном для его сыновей, чтобы они интегрировались после его смерти / Президент США Джордж Вашингтон - первый из 1279 подписчиков с указанием имени, рода занятий и города в каждом из 1567 подписанных экземпляров)
- 1797, Посмертные произведения
- 1804 г., « Извинения за более частое проведение Вечери Господней». [ 21 ] [ 13 ]
- 2024 г., «Библия забытого Джорджа Вашингтона» (Tolle Lege Press, Джорджия) включает первое в истории полное факсимиле нью-йоркского издания «Самоинтерпретируемой Библии» Брауна 1792 года, на которое «подписались» президент США Джордж Вашингтон и многие другие высокопоставленные лица США. эпоха основания. Также содержательный/иллюстрированный новый исторический обзор издания 1792 года, исследованный и отредактированный Дейлом Мэйсоном.
Работы о Брауне
[ редактировать ]- К некоторым его произведениям приписаны различные короткие жизни Брауна.
- наиболее аутентичными являются мемуары его сына, преподобного Уильяма Брауна, доктора медицины, предваряющие издание «Избранных останков» (издание 1856 г.). Некоторые дополнительные факты, а также гравюра с семейного портрета приведены в издании Кука «Библии Брауна» (Глазго, 1855 г.). Некоторые из наиболее достоверных из множества анекдотов о Брауне собраны в «Письме доктора Джона Брауна преподобному Дж. Кернсу, DD» (2-е изд. Эдин. 1861 г.); см. также «Историю сецессионской церкви» МакКерроу (Глазго, 1841 г.).
Семья
[ редактировать ]Он был дважды женат: первый раз на Джанет Томсон, Масселбург , второй на Вайолет Крамби, Стентон , Ист-Лотиан. [ 16 ] У Брауна было шесть сыновей от двух браков, четверо из которых стали министрами, а еще один - ректором Хаддингтона. Среди его сыновей: [ 22 ]
- Преподобный Джон Браун (1754-1832) министр Уайткирка [ 23 ]
- Преподобный Эбенезер Браун (1758-1836) министр Инверкейтинга
- Преподобный Томас Браун (1776-1828) министр Далкейта
- Сэмюэл Браун (1779-1839) торговец из Хаддингтона
- Дэвид Браун (1782–1827) книготорговец на улице Саут-Сент-Эндрю, 16 в Эдинбурге. [ 24 ]
- Преподобный Уильям Браун, доктор медицины (1783-1863)
Его правнук Джон Браун был известен как врач и писатель.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Чисхолм 1911 , с. 659.
- ^ Браун 1887 , с. 36.
- ^ Батлер 1897 , с. 480.
- ^ Jump up to: а б с д Ватт 1886 , стр. 12.
- ^ Чемберс и Томсон 1857 , с. 308-309.
- ^ Jump up to: а б Чемберс и Томсон 1857 , с. 309.
- ^ Андерсон 1877 , с. 384.
- ^ Ватт 1886 , стр. 12-13.
- ^ Чемберс и Томсон 1857 , с. 311.
- ^ Jump up to: а б с д и Ватт 1886 , стр. 13.
- ^ Смолл 1904а , с. 516 -518.
- ^ Ватт 1886 , с. 13-14.
- ^ Jump up to: а б Чемберс и Томсон 1857 , с. 315.
- ^ Чемберс и Томсон 1857 , с. 314.
- ^ Батлер 1897 , с. 487.
- ^ Jump up to: а б Ватт 1886 , с. 14.
- ^ Маккензи 1918 , с. 120.
- ^ Чемберс и Томсон 1857 , с. 316.
- ^ «РУКОПИСИ ПРЕПОДОБНОГО ДЖОНА БРАУНА ХАДДИНГТОНА» . Центр Джона Грея . Проверено 26 мая 2018 г.
- ^ Браун, Хатчисон и Фишер 1780 , с. 1.
- ^ Андерсон 1877 , с. 385.
- ^ Надпись на мемориальной доске преподобному Джону Брауну, Сент-Мэрис, Хаддингтон
- ^ Кэрнс 1860 , с. 2-3.
- ^ Справочник почтового отделения Эдинбурга, 1825 г.
Источники
[ редактировать ]- Андерсон, Уильям (1877). Шотландская нация; или «Фамилии, семьи, литература, почести и биографическая история жителей Шотландии» . Том. 1. Эдинбург [и др.]: А. Фуллартон и компания.
В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Браун, Джон; Браун, Уильям (1856). Мемуары и избранные останки преподобного Джона Брауна, служителя Евангелия, Хаддингтон . Филадельфия: Пресвитерианский совет публикаций . Проверено 27 апреля 2019 г.
- Браун, Джон Крамби (1887). Мемориал столетия преподобного Джона Брауна, Хаддингтон . Эдинбург: Эндрю Эллиот . Проверено 27 апреля 2019 г.
- Браун, Джон; Хатчисон, Патрик; Фишер, Эдвард (1780). Абсурдность и вероломство всякой авторитетной терпимости к грубой ереси, богохульству, идолопоклонству, папству в Британии: в двух письмах к другу, в которых доктрина Вестминстерского исповедания веры относительно терпимости к ложной религии и власти гражданский судья по священным делам; и природа, происхождение, цели и обязательства Национального договора и торжественной лиги откровенно представлены и защищены . Глазго: Напечатано Джоном Брайсом . Проверено 26 мая 2018 г. - из Интернет-архива.
- Батлер, Дугалд (1897). Древняя церковь и приход Абернети, историческое исследование преподобного Д. Батлера . Эдинбург: В. Блэквуд и сыновья. стр. 479–491 . Проверено 20 апреля 2019 г.
- Кэрнс, Джон (1860). Мемуары Джона Брауна . Эдинбург: опубликовано Эдмонстоном и Дугласом для Т. Констебля. стр 2–3 . . Проверено 20 апреля 2019 г.
- Чемберс, Роберт; Томсон, Томас (1857). Биографический словарь выдающихся шотландцев. Новое изд., изд. под опекой издателей. С дополнительным томом, продолжающим биографии до настоящего времени . Глазго: Блэки. стр. 308–317 .
В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Браун, Джон (шотландский богослов 1722–1787) ». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Макелви, Уильям (1873). Анналы и статистика Объединенной пресвитерианской церкви . Эдинбург: Олифант и А. Эллиот; Глазго: Д. Робертсон.
- Маккензи, Роберт (1918). Джон Браун из Хаддингтона . Лондон, Нью-Йорк: Ходдер и Стоутон . Проверено 29 сентября 2018 г.
В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- МакКерроу, Джон (1839a). История Сецессионистской церкви . Том. 1. Эдинбург: Уильям Олифант и сын.
- МакКерроу, Джон (1839b). История Сецессионистской церкви . Том. 2. Эдинбург: Уильям Олифант и сын.
- Смолл, Роберт (1904a). История приходов Объединенной пресвитерианской церкви с 1733 по 1900 год . Том. 1. Эдинбург: Дэвид М. Смолл.
- Смолл, Роберт (1904b). История приходов Объединенной пресвитерианской церкви с 1733 по 1900 год . Том. 2. Эдинбург: Дэвид М. Смолл.
- Ватт, Фрэнсис (1886). , Лесли (ред.). Словарь национальной биографии . Том. 7. Лондон: Смит, Элдер и компания.
В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
. Стивен
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Джона Брауна из Хаддингтона в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)