Чудо Солнца

Чудо Солнца ( португальский : Milagre do Sol ), также известное как Чудо Фатимы , представляет собой серию событий, которые, как сообщается, чудесным образом произошли 13 октября 1917 года, на которых присутствовала большая толпа, собравшаяся в Фатиме, Португалия, в ответ. к пророчеству, сделанному тремя детьми-пастушками, Лусией Сантос , Франсиско и Хасинтой Марто . Пророчество заключалось в том, что Дева Мария (называемая Богоматерью Фатимской ) явится и совершит чудеса в этот день. Газеты опубликовали показания свидетелей, которые заявили, что видели необычайную солнечную активность, например, Солнце, которое «танцевало» или зигзагообразно двигалось по небу, приближалось к Земле или излучало разноцветный свет и сияющие цвета. По их данным, мероприятие длилось примерно десять минут.
Местный епископ начал каноническое расследование этого события в ноябре 1917 года, чтобы просмотреть показания свидетелей и оценить, совместимы ли предполагаемые частные откровения Марии с католическим богословием . Местного священника, проводившего расследование, особенно убедили совпадающие показания светских репортеров, правительственных чиновников и других скептиков о необычных солнечных явлениях. [1] Епископ Хосе да Силва объявил чудо «достойным веры» 13 октября 1930 года, разрешив «официально культ Фатимской Богоматери» в католической церкви . [2]
На собрании 13 октября 1951 года в Фатиме папский легат кардинал Федерико Тедескини рассказал миллиону присутствующих, что 30 октября, 31 октября, 1 ноября и 8 ноября 1950 года сам Папа Пий XII стал свидетелем чуда Солнца. сады Ватикана. [3] [4] Ранний и устойчивый интерес к чуду и связанным с ним пророчествам оказал значительное влияние на религиозные практики многих католиков. [5]
Это событие было подвергнуто большому анализу с критических социологических и научных точек зрения. По мнению критиков, показания очевидца на самом деле представляли собой набор непоследовательных и противоречивых свидетельств. Предлагаемые альтернативные объяснения включают свидетелей, обманутых своими чувствами из-за того, что они долго смотрели на Солнце, а затем увидели что-то необычное, как и ожидалось. [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12]
Фон
[ редактировать ]Начиная с весны 1916 года трое детей-католических пастухов, живущих недалеко от Фатимы, сообщили о явлениях ангела, а начиная с мая 1917 года - о явлениях Девы Марии, которую дети описали как Леди Розария. Дети сообщили о пророчестве, что молитва приведет к окончанию Великой войны и что 13 октября того же года Леди раскроет свою личность и совершит чудо, «чтобы все могли поверить». [13] Газеты сообщили о пророчествах, и многие паломники начали посещать этот район. Рассказы детей вызвали глубокие споры и вызвали резкую критику как со стороны местных светских, так и религиозных властей. Временный администратор ненадолго взял детей под стражу, полагая, что пророчества были политически мотивированы в противовес официально светской Первой Португальской республике, созданной в 1910 году. [14]
Событие
[ редактировать ]
число присутствующих людей варьируется от 30 000 до 40 000. По оценкам Авелино де Алмейды, пишущего для португальской газеты O Século , [15] до 100 000, по оценкам адвоката Хосе де Алмейда Гарретта. [16] [17]
Были высказаны различные утверждения относительно того, что на самом деле произошло во время события. По словам многих очевидцев, после дождя темные тучи рассеялись, и Солнце появилось в небе в виде непрозрачного вращающегося диска. Говорят, что он был значительно тусклее, чем обычно, и бросал разноцветные огни на ландшафт, людей и окружающие облака. Затем сообщалось, что Солнце направилось к Земле, а затем зигзагообразно вернулось в свое нормальное положение. [18] [19] Свидетели сообщили, что их ранее мокрая одежда стала «внезапно и полностью сухой, как и мокрая и грязная земля, которая ранее намокла из-за прошедшего дождя». [20] Не все свидетели сообщили, что видели «танец» Солнца. Некоторые люди видели только сияющие цвета. Несколько человек ничего не видели. [8] [21] [22]
Скептик Брайан Даннинг прокомментировал изображение, которое обычно принимают за фотографию Солнца, сделанную в Фатиме: «На старой черно-белой фотографии настоящего солнечного чуда видно множество темных дождевых облаков за деревьями и пробивающееся сквозь них солнце. конечно, на фотографии нет ничего необычного, но, конечно, фотография статична. Что бы ни увидела толпа, это не было достаточно интересно, чтобы быть заметным на фотографии». [9] [10] Фотография, первоначально опубликованная в 1951 году журналом L'Osservatore Romano, впоследствии была признана сделанной примерно восемь лет спустя в другом городе Португалии во время другого солнечного явления. Однако ошибочно приписываемое изображение продолжает циркулировать в Интернете. [23]
Трое детей (Лусия душ Сантуш и ее двоюродные братья Хасинта и Франсиско Марто), которые первоначально утверждали, что видели Фатимскую Богоматерь, также сообщили, что видели панораму видений, в том числе Иисуса , Богоматерь Скорби , Богоматерь с горы Кармель и Святой Иосиф благословляет народ. [24] В четвертом издании своих мемуаров, написанном в 1941 году, Лусия рассказала, что по случаю их третьего визита в Кова-да-Ирия 13 июля 1917 года она попросила Леди рассказать им, кто она такая, и сотворить чудо, чтобы что бы все поверили. Леди сказала ей, что они должны продолжать приходить в Кова каждый месяц до октября, когда произойдет запрошенное чудо. [18]
Отчеты Де Марки
[ редактировать ]Описания событий, произошедших в Фатиме, были собраны отцом Джоном Де Марки, итальянским католическим священником и исследователем. Де Марчи провел в Фатиме семь лет, с 1943 по 1950 год, проводя исследования и подробно беря интервью у директоров. [25] В «Непорочном сердце » (1952) Де Марчи сообщил, что «в ряды наследников (присутствовавших 13 октября) входили верующие и неверующие, набожные старушки и насмешливые молодые люди. Сотни из этих смешанных категорий дали Официальные свидетельства различаются; впечатления в мельчайших деталях путаны, но, насколько нам известно, ни одно из них прямо не отрицает видимое чудо Солнца». [26]

Де Марчи является автором нескольких книг на эту тему, таких как «Правдивая история Фатимы» . Они включают ряд описаний свидетелей:
- «Солнце, то окруженное алым пламенем, то окруженное ореолами желтого и темно-фиолетового цвета, казалось, находилось в чрезвычайно быстром и кружащемся движении, временами казалось, что оно отрывается от неба и приближается к земле, сильно излучая нагревать." - Домингуш Пинто Коэльо, пишущий для католической газеты Ordem . [27]
- «Серебряное солнце, окутанное тем же прозрачным серым светом, кружилось и вращалось в круге разорванных облаков [.. Свет стал красивым голубым, как будто он проникал через витражи собора, и распростёрся над людьми, стоявшими на коленях с протянутыми руками [...] люди плакали и молились с непокрытыми головами, пред лицом чуда, которого они ждали, секунды казались часами, такими яркими они были». — Репортер лиссабонской газеты O Dia . [26]
- «Солнечный диск не оставался неподвижным. Это не было сверканием небесного тела, ибо оно закружилось само по себе в бешеном вихре, когда вдруг послышался шум от всего народа. Солнце, кружась, казалось, высвободилось из небосвод и угрожающе наступал на землю, как будто раздавив нас своей огромной огненной тяжестью. Ощущение в эти минуты было ужасным». — Де Марчи приписывает это описание Алмейде Гарретт, профессору естественных наук Университета Коимбры. [28] Отец-теолог Стэнли Л. Джаки писал, что на самом деле оно было подарено Хосе Алмейдой Гарреттом, молодым юристом, и его часто ошибочно приписывают его отцу, профессору естественных наук в Университете Коимбры . [16] по имени Гонсалу де Алмейда Гарретт. [29]
- «Словно гром среди ясного неба, облака разорвались, и солнце в зените предстало во всем своем великолепии. Оно начало головокружительно вращаться вокруг своей оси, как самое великолепное огненное колесо, какое только можно себе представить, принимая на себя все цвета радуги и испускание разноцветных вспышек света, производивших самый поразительный эффект. Это возвышенное и несравненное зрелище, повторившееся три раза, продолжалось около десяти минут. вундеркинд, бросились на колени». - Мануэль Формигао, профессор семинарии в Сантарене и священник. [28]
- «Я чувствую себя неспособным описать то, что я видел. Я пристально смотрел на солнце, которое казалось бледным и не резало мне глаз. Похожее на снежный ком, вращающийся само по себе, оно вдруг как будто зигзагом спустилось вниз, угрожая земле, я побежал и спрятался среди людей, которые плакали и ожидали конца света в любой момент». - Преподобный Хоаким Лоуренсу описывает свой детский опыт в Альбурителе, в 18 километрах (11 миль) от Фатимы. [30]
- «В тот день 13 октября 1917 года, не помня предсказаний детей, я был очарован замечательным зрелищем в небе, какого я никогда раньше не видел. Я видел его с этой веранды» — португальский поэт Афонсу Лопиш Виейра . [31]
Де Марчи также опирался на газетный отчет Авелино де Алмейды, журналиста, присланного газетой O Século , который подробно описал реакцию толпы. [32]
признание католической церкви
[ редактировать ]объявила это событие «сверхъестественным». В 1930 году Католическая церковь Рядом с этим местом в Фатиме был построен храм, который посетили тысячи верующих. [33]
Папа Пий XII одобрил «явления Фатимы» в 1940 году. Четыре раза в течение недели, когда он провозглашал догмат Успения Марии (через 33 года после фактического события, которое, как утверждается, произошло в Фатиме), Папа Пий XII утверждал, что был свидетелем то же «Чудо Солнца». [34] [35] В 16:00 . 30 октября 1950 года во время прогулки по садам Ватикана он подошел к статуе Лурдской Богоматери и начал видеть чудо. В рукописных заметках он описал себя как «пораженный благоговением». [34] То же чудо он увидел 31 октября, еще раз 1 ноября (день определения догмата), а затем еще раз 8 ноября. Он писал, что в другие дни примерно в то же время пытался посмотреть, сможет ли он наблюдать Чудо Солнца, но не смог. Он доверил эту информацию ряду кардиналов Ватикана, сеньору Паскалине Ленерт (монахине, отвечающей за папские апартаменты, и его секретарю) и, наконец, рукописным запискам (обнаруженным в 2008 году), которые позже были выставлены на обозрение в Ватикане. [34]
В 2017 году Папа Франциск одобрил признание чуда с участием двух детей, участвовавших в событии в Фатиме, Франциско и Хасинты Марто, что открыло путь к их канонизации . [36]
Объяснения верующих
[ редактировать ]В католицизме это событие рассматривается как исполнение обещания Марии, матери Иисуса, детям-пастушкам, которые сказали, что она являлась им несколько раз до 13 октября 1917 года. По рассказам детей, Марию называли « Госпожа Фатима », пообещала им, что совершит чудо, чтобы показать людям, что они говорят правду, и таким образом заставила толпу увидеть, как Солнце совершает «невероятные» движения в небе. [37] Католики на протяжении веков считали Марию могущественной « чудотворицей », и эта точка зрения сохраняется и по сей день. [38] Различные богословы и ученые-апологеты обсуждали пределы научных объяснений этого события и предлагали возможные механизмы, посредством которых божественное вмешательство вызвало солнечное явление. [ нужна ссылка ]
Отец Эндрю Пинсент, директор по исследованиям Центра науки и религии Яна Рэмси при Оксфордском университете , утверждает, что «научная точка зрения не исключает чудес, и событие в Фатиме, по мнению многих, особенно заслуживает доверия». Он утверждает, что обычное предубеждение связано с непониманием сферы применения научных законов, которые просто описывают, как естественные системы ведут себя изолированно от свободных агентов. Заключая, что это событие является «общественным чудом самого необычайного рода и достоверности», он рассматривает год этого события как связанный со значительными историческими вехами, которые требуют послания покаяния Фатимы: протестантизм в 1517 году, масонство в 1717 году и атеистический коммунизм. в 1917 году. [39]
Богослов, физик и священник Стэнли Л. Джаки соглашается и приходит к выводу, что благодаря божественному вмешательству скоординированное взаимодействие естественных метеорологических явлений, усиление воздушной линзы кристаллами льда , произошло в точно предсказанное время, и это суть чуда. [40]
Джаки описал это явление:
…должна была произойти внезапная температурная инверсия. Холодные и теплые воздушные массы могли бы предположительно продвинуть эту вращающуюся воздушную линзу по эллиптической орбите сначала к Земле, а затем подтолкнуть ее вверх, как если бы это был бумеранг, обратно в исходное положение. Между тем кристаллы льда в нем выполняли роль многих средств преломления солнечных лучей... Лишь один наблюдатель, юрист, спустя три десятилетия заявил, что путь спуска и подъема имел эллиптическую форму с наложенными на нее маленькими кругами. Такое наблюдение имело бы большой смысл для любого, кто знаком с гидродинамикой или даже с работой бумеранга. Действительно, имеется много научной информации, позволяющей подойти к чуду Солнца с научной точки зрения... Тщательно скоординированное взаимодействие стольких физических факторов само по себе было бы чудом, даже если кто-то не желает видеть ничего большего в том, что на самом деле произошло. Ясно, что «чудо» Солнца не было просто метеорологическим явлением, каким бы редким оно ни было. В противном случае это наблюдалось бы до и после, независимо от наличия или отсутствия благочестивой толпы. Я просто утверждаю, как и в других своих работах о чудесах, что, совершая чудеса, Бог часто использует природный субстрат, значительно улучшая его физические компоненты и их взаимодействие. [40]
По мнению Яки, верующие должны верить, что в Фатиме произошло чудо, а «те, кто ставит цель своей жизни на Христа как на величайший и несравненно чудесный факт истории», должны обращать внимание на факты, подтверждающие чудеса. [41]
Де Марчи считал, что связанные с ним чудесные явления, такие как воздействие Солнца на стоячую воду в результате проливных дождей, непосредственно предшествовавших этому событию, были подлинными. По словам Де Марчи, «...инженеры, изучавшие этот случай, подсчитали, что понадобилось бы невероятное количество энергии, чтобы осушить те лужи воды, которые образовались на поле за несколько минут, как сообщили свидетели. " [20] Де Марчи писал, что предсказание неустановленного «чуда», внезапное начало и конец события, различное религиозное происхождение наблюдателей, огромное количество присутствующих людей, сообщения о наблюдениях людей на расстоянии до 18 километров (11 миль) отсутствие какого-либо известного научного причинного фактора делает массовую галлюцинацию или массовую истерию маловероятной. [42] Де Марчи заключает, что «учитывая несомненную ссылку на Бога и общий контекст этой истории, кажется, что мы должны приписать Ему одному самое очевидное и колоссальное чудо истории». [42]
Лео Мэдиган , бывшая медсестра-психиатр и местный журналист в Фатиме в конце 20-го века, также отвергает предположения критиков массового гипноза и считает, что удивление, страх, экзальтация и духовная природа этого явления объясняют любые несоответствия описаний свидетелей. Мэдиган писал, что люди видели «отражение собственного света Леди, спроецированного на само Солнце». [43]
Филипп Даллер, священник и преподаватель философии Папского университета Святого Креста в Риме, изучал фотографии толпы, сделанные фотографом «O Século» Джудой Руа. В своем анализе теней Даллер утверждает, что существует два источника света, один из которых — «серебряное солнце», описанное свидетелями, но на неправильной высоте, чтобы быть Солнцем. Он заявляет, что показания свидетелей, наблюдавших это явление на расстоянии, помещают «серебряное солнце» ни по азимуту настоящего Солнца, ни по какому-либо фиксированному азимуту, а неизменно в направлении Фатимы, делая вывод, что «серебряное солнце» было настоящий светящийся объект над Фатимой. [44]
Скептические объяснения
[ редактировать ]
Теологи, ученые и скептики ответили на утверждения, противоречащие установленным научным знаниям о поведении Солнца. [45] [8] [10] [46] [7] Научный писатель Бенджамин Рэдфорд отмечает, что «Солнце на самом деле не танцевало на небе. Мы знаем это, потому что, конечно, все на Земле находятся под одним и тем же солнцем, и если бы ближайшая к нам умирающая звезда вдруг начала несколько небесную гимнастику миллиард других людей наверняка сообщили бы об этом». Рэдфорд писал, что психологические факторы, такие как сила внушения и парейдолия, могут лучше объяснить описанные события. По словам Рэдфорда, «никто не предполагает, что те, кто сообщил о том, что видел Чудо Солнца – или любые другие чудеса в Фатиме или где-либо еще – лгут или обманывают. в их сознании». [8] Что касается заявлений о чудесном высыхании дождевой воды, Рэдфорд написал: «Непонятно, какая была погода во время чуда», а фотографии, сделанные во время события, не показывают, что дождь шел так сильно и долго. как сообщалось. [45]
В книге «Свидетельства видений Девы Марии» (1983) бывший редактор журнала ASSAP Кевин МакКлюр, чье намерение в книге состояло в том, чтобы подойти к событиям явления Мариан в достаточно объективном формате, чтобы читатель «принял независимое решение». относительно того, что могут означать эти видения и откуда они могли прийти». [47] написал, что «эти события остаются запутанными и загадочными» и что это явление уникально по сравнению с другими аномальными событиями, такими как наблюдения НЛО. Он писал, что нельзя «говорить, что чудесного, изумительного, непостижимого события не произошло», ища возможные объяснения. [48] Ссылаясь на описания феномена «Чудо Солнца», МакКлюр пишет, что «рассказы о чуде, о танце Солнца» просто несовместимы». МакКлюр отмечает, что восприятие и память становятся неопределенными во время непонятного события. Неудивительно, но противоречия в отчетах должны вызвать некоторые сомнения в объективности увиденного. [49] Хотя МакКлюра часто неверно цитируют, утверждая, что он никогда не видел такого набора противоречивых описаний одного случая ни в одном из исследований, которые он проводил за предыдущие десять лет, он конкретно имел в виду сообщения о предполагаемых явлениях Мариан, которые Заявив такое заявление, трое детей стали свидетелями, а не рассказов о самом феномене Солнечного чуда. [50]
По словам профессора религии Лизы Дж. Швебель, утверждения о чуде вызывают ряд трудностей. Швебель заявляет: «Мало того, что все присутствующие не видели этого явления, но также существуют значительные несоответствия между свидетелями относительно того, что они действительно видели». Швебель также отмечает, что не существует подлинной фотографии заявленного солнечного явления, «несмотря на присутствие на местах сотен репортеров и фотографов», а одна фотография, которую часто представляют как подлинную, на самом деле является «солнечным затмением в другой части мира, сделанным где-то до 1917 года». [46] Есть некоторые свидетельства того, что свидетели ожидали чуда. Свидетель Хоаким Грегорио Таварес, присутствовавший в Фатиме 13 октября, заявляет: «Мы должны заявить, что, хотя мы и допускаем возможность какого-то чудесного факта, мы были там, имея в виду разговоры, которые мы имели ранее с хладнокровными людьми, которые ожидали некоторых изменений цвета Солнца». [51] Жители деревни Албуритель тоже готовились к солнечному чуду. По словам Марии ду Карму, «ожидалось, что в чуде будут участвовать звезды». [52] Вероятно, это связано с тем, что в июле, августе и сентябре жители Фатимы утверждали, что свет Солнца потускнел, а небо стало достаточно темным, чтобы стали видны звезды. Это отрицали и многие свидетели, выступавшие в предыдущие месяцы. Она также утверждает, что утром 13 октября «жители Альбурителя затемняли кусочки стекла, подвергая их воздействию дыма свечей, чтобы они могли наблюдать Солнце, не причиняя вреда своим глазам». [52]
Сверхъестественные объяснения, например, объяснения отца Пио Скатицци, который утверждает, что наблюдатели в Фатиме не могли быть коллективно обмануты или что этот эффект не был замечен обсерваториями в отдаленных местах из-за божественного вмешательства. [53] были отвергнуты критиками, которые утверждают, что участники мероприятия наверняка могли быть обмануты своими чувствами или же они могли стать свидетелями локального природного явления. По словам Бенджамина Рэдфорда, «конечно, опасно смотреть прямо на солнце, и, чтобы не повредить зрение, те, кто находился в Фатиме в тот день, смотрели вверх в небо вокруг Солнца, что, если делать это достаточно долго, может создать иллюзию движения солнца, когда мышцы глаз утомляются». [8] Другие, такие как профессор физики Огюст Мессен, предполагают, что описанное явление может быть объяснено оптическими эффектами, создаваемыми человеческим глазом. Мессен представил свой анализ явлений и «Чудес Солнца» на Международном симпозиуме «Наука, религия и совесть» в 2003 году. [54] [55] Хотя Мессен считал, что те, кто утверждает, что испытал чудеса, «честно переживали то, о чем сообщают», он заявил, что солнечные чудеса нельзя принимать за чистую монету и что сообщаемые наблюдения представляют собой оптические эффекты, вызванные длительным наблюдением за Солнцем. [7] Мессен утверждает, что остаточные изображения на сетчатке, возникающие после коротких периодов созерцания Солнца, являются вероятной причиной наблюдаемых эффектов танца. Точно так же Мессен пришел к выводу, что наблюдаемые изменения цвета, скорее всего, были вызваны обесцвечиванием светочувствительных клеток сетчатки. [7] Вскоре после чуда католический юрист Коэльо сообщил в своей статье, что несколько дней спустя он увидел точно такие же движения и изменения цвета Солнца, как и 13 октября. Он говорит: «Однако у нас осталось одно сомнение. Было ли то, что мы видели на Солнце, исключительным явлением? Или оно могло быть воспроизведено в аналогичных обстоятельствах? Именно эта аналогия обстоятельств представилась нам вчера. Мы могли видеть Солнце полузатянутым, как в субботу. видел в тот день ту же последовательность цветов, то же вращательное движение и т. д.». [56]
Мессен отмечает, что солнечные чудеса были засвидетельствованы во многих местах, где религиозно настроенных паломников поощряли смотреть на Солнце. В качестве примера он приводит явления в Херольдсбахе, Германия (1949 г.), где многие люди в толпе численностью более 10 000 человек свидетельствовали о том, что были свидетелями таких же наблюдений, как и в Фатиме. [7] Мейсен также цитирует статью в Британском журнале офтальмологии , в которой обсуждаются некоторые современные примеры солнечных чудес. [57] Профессор Штёкль, метеоролог из Регенсбурга, также предложил аналогичную теорию и сделал аналогичные наблюдения. [58]
Критики также предполагают, что описанные визуальные явления могли быть вызваны сочетанием облаков, атмосферных эффектов и естественного солнечного света. Стюарт Кэмпбелл , писавший для журнала «Метеорология» в 1989 году, предположил, что облако стратосферной пыли изменило внешний вид Солнца 13 октября, сделав его более удобным для наблюдения и заставив его казаться желтым, синим и желтым. фиолетовый и вращаться. В подтверждение своей гипотезы Кэмпбелл сообщил, что в Китае сообщалось о синем и покрасневшем Солнце, как это было задокументировано в 1983 году. [11] Пол Саймонс в статье, озаглавленной «Чудесные погодные тайны в Фатиме», заявил, что вполне возможно, что некоторые оптические эффекты в Фатиме могли быть вызваны облаком пыли из Сахары . [59]
Исследователь - скептик Джо Никелл писал, что эффект «танцующего солнца», о котором сообщалось в Фатиме, представлял собой «комбинацию факторов, включая оптические эффекты и метеорологические явления, такие как солнце, видимое сквозь тонкие облака, из-за чего оно выглядело как серебряный диск. Другие возможности включают в себя изменение плотности проходящих облаков, в результате чего изображение солнца попеременно то ярче, то тускнеет, и поэтому кажется, что оно приближается и удаляется, а также капли пыли или влаги в атмосфере, преломляющие солнечный свет и таким образом придающие разнообразные цвета». Никелл также предполагает, что необычные визуальные эффекты могли возникнуть в результате временного искажения сетчатки, вызванного взглядом на яркий свет Солнца. [6] или были вызваны солнечным светом — относительно распространенным атмосферным оптическим явлением. [60] [12] Никелл также подчеркивает психологическую внушаемость свидетелей, отмечая, что набожные зрители часто приходят в места, где сообщалось о явлениях Мариан, «полностью ожидая какого-то чудесного события», например, явление Марии в Лаббоке в 1988 году в Техасе, храм Матери Кабрини недалеко от Денвера, Колорадо в 1992 году и Коньерс, штат Джорджия , в начале-середине 1990-х годов. [6]
См. также
[ редактировать ]- Явление Мариан
- Чудо Фатимской Богоматери , фильм 1952 года.
- Фатима , фильм 2020 года
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хойновский, Питер (август 2010 г.). «Чудо Солнца» (PDF) . Крестоносец Фатима. Архивировано из оригинала (PDF) 29 августа 2017 года . Проверено 3 июня 2017 г.
- ^ «Итоги следственной комиссии» . Октябрь 1930 года . Проверено 3 июня 2017 г.
- ^ Жозеф Пеллетье. (1983). Солнце танцевало в Фатиме Даблдей, Нью-Йорк. стр. 100-1 147–151.
- ^ «Пий XII увидел «Чудо Солнца» – ЗЕНИТ – англ.» . зенит.орг . 4 ноября 2008 г. Проверено 17 мая 2017 г.
- ^ О'Нил, Майкл (1 июня 2014 г.). «Чудо или обман? Как решает католическая церковь» . Чикагский католик . Проверено 3 июня 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Настоящие тайны Фатимы» . www.csicop.org . Ноябрь 2009 года . Проверено 17 мая 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Международный форум Огюста Мессена «Явления и чудеса Солнца» в Порту «Наука, религия и совесть», 23–25 октября 2003 г. ISSN 1645-6564
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бенджамин Рэдфорд (2 мая 2013 г.). «Леди Фатимы и чудо Солнца» . LiveScience.com . Архивировано из оригинала 15 апреля 2015 года . Проверено 20 октября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Даннинг, Брайан (22 июля 2008 г.). «Скептоид № 110: Освещение Фатимского чуда Солнца» . Скептоид . Проверено 16 апреля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с МакКлюр, Кевин (1983). Доказательства видений Девы Марии . Водолей Пресс. ISBN 0-85030-351-6 .
- ^ Перейти обратно: а б «Пыльная завеса Фатимы», New Humanist , Том 104, № 2, август 1989 г. и «Чудо Солнца в Фатиме», Журнал Метеорологии , Великобритания, Том 14, вып. 142, октябрь 1989 г.
- ^ Перейти обратно: а б Никелл, Джо (1993). В поисках чуда: Плачущие иконы, реликвии, стигматы, видения и исцеления . Книги Прометея. стр. 178–. ISBN 978-1-61592-464-6 .
- ^ Март 1952: 38, 74.
- ^ Беннетт, 2012 г.
- ^ Де Марки 1952a
- ^ Перейти обратно: а б Донал Энтони Фоли. Явления Марии, Библия и современный мир . Издательство Грейсвинг; 2002. ISBN 978-0-85244-313-2 . стр. 404–.
- ^ Де Марчи 1952a: 185–87.
- ^ Перейти обратно: а б Беннетт, Джеффри С., Когда солнце танцевало: миф, чудеса и современность в Португалии начала двадцатого века , University of Virginia Press, 2012 г. ISBN 978-0813932507
- ^ Джон Хафферт (1961). «Знакомьтесь со свидетелями» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 28 ноября 2016 года . Проверено 28 ноября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Де Марчи 1952b: 150
- ^ Джаки, Стэнли Л. (1999). Бог и Солнце в Фатиме . Книги реального просмотра. п. 272. АСИН B0006R7UJ6 . Имена Изабель де Мело
- ^ Фрер Мишель де ла Сент-Тринит (1989). «Глава X, приложение II». Вся правда о Фатиме, Том I: Наука и факты . Имена Изабель Брандао де Мело и несколько расплывчатых или не поддающихся проверке сведений.
- ^ «Это фотография «Чуда Солнца» Фатимы? Правда, скрывающаяся за популярной фотографией –» . ЦерковьПОП . 11 мая 2017 года . Проверено 9 ноября 2022 г.
- ^ Де Марчи 1952b: 151–66.
- ^ Де Марчи, Джон. Правдивая история Фатимы , Образовательное общество катехизической гильдии, Сент-Пол, Миннесота, 1956 г.
- ^ Перейти обратно: а б Де Марчи 1952b: 143.
- ^ Де Марки 1952b: 147
- ^ Перейти обратно: а б Де Марчи 1952b: 146.
- ^ История науки в Университете Коимбры: 1772–1933 гг . Издательство Университета Коимбры / Издательство Университета Коимбры; 2013. ISBN 978-989-26-0609-5 . стр. 15–.
- ^ Де Марчи 1952b: 149
- ^ Де Марчи 1952b: 148–49.
- ^ Элбсон. «Фатима – Чудо Солнца» . www.universocatolico.com.br . Проверено 17 мая 2017 г.
- ^ «100-летие Фатимской Богоматери» . Римско-католическая епархия Портленда . Проверено 6 мая 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Гаспари, Антонио (4 ноября 2008 г.). «Пий XII видел «Чудо Солнца» » . зенит.орг .
- ^ «Именно после Хиросимы Благословенная Мать начала усиленное вмешательство» . Дух Дейли . Архивировано из оригинала 20 августа 2017 года . Проверено 24 декабря 2018 г.
- ^ Юнно Арочо Эстевес (23 марта 2017 г.). «Папа признает чудо, приписываемое провидцам Фатимы» . Католическое Солнце . Епархия Феникса . Проверено 6 мая 2017 г.
- ^ «Богоматерь Фатимская» . Католическое информационное агентство . ЦНА. Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 года . Проверено 7 мая 2017 г.
- ↑ Чудеса Богоматери Гонсало де Берсео, Ричард Терри Маунт, Аннет Грант Кэш, 1997 г. ISBN 0-8131-2019-5 стр. 6–7.
- ^ Отец Андрей Пинсент (11 мая 2017 г.). «Фатиме в 100 лет: может ли ученый серьезно отнестись к чуду Солнца?» . catholicherald.co.uk . Проверено 17 мая 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Отец Стэнли Яки о чуде Фатимы - католическая позиция» . catholicstand.com . 13 октября 2013 года . Проверено 17 мая 2017 г.
- ^ Джаки, Стэнли Л. (1999). Бог и Солнце в Фатиме . Книги реального просмотра. АСИН B0006R7UJ6 .
- ^ Перейти обратно: а б (Де Марчи 1952b: 150, 278–82)
- ^ Лео Мэдиган (2003). Дети Фатимы . Наш воскресный гость. ISBN 978-1-61278-303-1 .
- ^ Даллеур, П. 2021. Фотографии и отзывы Фатимы: углубленный анализ. Scientia и Fides. 9, 1 (март 2021 г.), 9–45. DOI: https://doi.org/10.12775/SetF.2021.001 .
- ^ Перейти обратно: а б Рэдфорд, Бенджамин (2019). «Фатима Чудо утверждает, что вся мокрая» . Скептический исследователь . 43 (3): 31–33. Архивировано из оригинала 21 июня 2019 года . Проверено 21 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Лиза Дж. Швебель. Явления, исцеления и плачущие мадонны: христианство и паранормальные явления . Паулист Пресс; 2014. ISBN 978-1-61643-695-7 . стр. 2–.
- ^ МакКлюр, Кевин (1983). Доказательства видений Девы Марии . Водолей Пресс. п. 12. ISBN 9780850303513 .
- ^ МакКлюр, Кевин (1983). Доказательства видений Девы Марии . Водолей Пресс. стр. 84–85. ISBN 9780850303513 .
- ^ МакКлюр, Кевин (1983). Доказательства видений Девы Марии . Водолей Пресс. п. 78. ИСБН 9780850303513 .
- ^ МакКлюр, Кевин (1983). Доказательства видений Девы Марии . Водолей Пресс. п. 72. ИСБН 9780850303513 .
- ^ Джаки, Стэнли Л. (1999). Бог и Солнце в Фатиме . Книги реального просмотра. п. 92. АСИН B0006R7UJ6 .
- ^ Перейти обратно: а б Джаки, Стэнли Л. (1999). Бог и Солнце в Фатиме . Книги реального просмотра. п. 293. АСИН B0006R7UJ6 .
- ^ Де Марки 1952b: 282
- ^ Халлет, М. (2011) Явления Богородицы и историческая критика (новое расширенное издание)
- ^ Явления и чудеса Солнца. Огюст Мессен. Международный форум в Порту «Наука, религия и совесть», 23–25 октября 2003 г. Архивировано 15 февраля 2010 г. на Wayback Machine Meessen.net.
- ^ Джаки, Стэнли Л. (1999). Бог и Солнце в Фатиме . Книги реального просмотра. п. 57. АСИН B0006R7UJ6 .
- ^ «Солнечная ретинопатия после религиозных ритуалов». М. Хоуп-Росс, С. Трэверс, Д. Муни; Br J Ophthalmol 1988, 72: 931–934. два : 10.1136/bjo.72.12.931 [1]
- ^ Джаки, Стэнли Л. (1999). Бог и Солнце в Фатиме . Книги реального просмотра. п. 303. АСИН B0006R7UJ6 .
- ^ «Чудесные погодные секреты в Фатиме», Пол Саймонс, The Times , 17 февраля 2005 г.
- ^ Никелл, Джон (1993). В поисках чуда: Плачущие иконы, реликвии, стигматы, видения и исцеления . Прометей. ISBN 0-87975-840-6 .
Библиография
[ редактировать ]- Де Марчи, Джон (1956). Правдивая история Фатимы . Сент-Пол, Миннесота: Образовательное общество катехизической гильдии. OCLC 40630767 . ( Онлайн-текст )
- Де Марчи, Джон (1952b). Непорочное Сердце, правдивая история Фатимской Богоматери . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Янг. ОСЛК 2947238 .
- МакКлюр, Кевин (1983). Доказательства видений Девы Марии . Водолей Пресс. ISBN 0-85030-351-6 .
- Беннетт, Джеффри С. (2012). Когда солнце танцевало: миф, чудеса и современность в начале двадцатого века . Университет Вирджинии Пресс. ISBN 978-0-8139-3250-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Газетная статья на португальском языке, вышедшая вскоре после предполагаемого чуда.
- Изображение Солнца во время предполагаемого чуда. (архив)
- Фил Плейт «Когда стучатся самоисполняющиеся пророчества»
- Статья BBC News о солнечных чудесах в Ноке
- Фатима словами сестры Люсии - Бесплатная онлайн-версия книги мемуаров, написанной Люсией душ Сантуш, ОКР.
- Правдивая история Фатимы - Бесплатная онлайн-версия книги, написанная отцом Джоном де Марки, IMC.
- Книги и документы Послания Фатимы