Исламофобия в Польше
Часть серии о |
исламофобия |
---|
![]() |
Исламофобия в Польше — это страх, ненависть или предубеждение против исламской религии или мусульман в Польше. Поскольку мусульманская община в Польше невелика (0,1% населения), ситуацию охарактеризовали как «исламофобию без мусульман». [ 1 ] [ 2 ] По мнению Моники Бобако , исламофобия является одним из основных элементов польского националистического дискурса. [ 3 ] Исламофобия в Польше принимает форму ксенофобии и дискриминации в отношении мусульман или тех, кого считают мусульманами. [ 4 ] [ 5 ]
Предыстория и контекст
[ редактировать ]До Второй мировой войны подавляющее большинство мусульманского населения Польши составляли татары , проживавшие в Польше с 14 века. Однако изменения границ во время войны оставили большую часть татар за пределами Польши, и это привело к тому, что польская мусульманская община стала все более разнообразной. [ 6 ] [ 7 ] По оценкам 2015 года, мусульмане в Польше насчитывают от 25 000 до 40 000 человек, или около 0,1% населения. [ 1 ] и состоят из около 5000 татар-липка, а также более многочисленных недавних иммигрантов. [ 8 ] Во время коммунистического правления цензура запрещала неблагоприятное изображение мусульман из-за геополитического выравнивания Польши с арабскими странами в этот период. [ 6 ] После Второй мировой войны Мусульманская религиозная ассоциация разрослась, что в конечном итоге привело к миграции арабских студентов-мусульман в Польшу в 1970-х и 80-х годах. [ 9 ] Сегодня большинство мусульманских иммигрантов прибывают из Сирии, Чечни, Ирака, Таджикистана и Бангладеш. [ 9 ]
Иммиграция поляков в Соединенное Королевство привела к тому, что многие мигранты из однородного польского общества впервые столкнулись с культурно разнообразной средой. Этот контакт, в сочетании с продолжающимися контактами с членами семей в Польше, привел к транснациональному перемещению исламофобии обратно в Польшу. [ 10 ]
Хотя исламофобия существовала и раньше в Польше, в связи с потерями поляков в войне с террором и строительством мечетей в 2010 и 2012 годах, европейский миграционный кризис 2015 года сделал исламофобию центральной проблемой. [ 8 ] Многие поляки-немусульмане ассоциируют ислам с насилием и терроризмом. [ 4 ] В то же время в Польше усилились ксенофобские настроения, включая антисемитизм и исламофобию . [ 11 ] [ 12 ] По состоянию на 2018 год в Польше наблюдается один из самых высоких показателей исламофобии в Европе. [ 6 ] [ нейтралитет оспаривается ]
Опросы
[ редактировать ]Согласно опросу 2011 года, 47% поляков заявили, что «в Польше проживает слишком много мусульман», а 62% заявили, что «ислам - нетерпимая религия», что является самым высоким показателем среди восьми стран, принявших участие в опросе. [ 13 ] Опрос польских учащихся средних школ, проведенный в 2017 году, показал, что большинство из них выражают сильные гомофобные, антибеженские и исламофобские предрассудки. [ 14 ]
С января по октябрь 2017 года в Польше было возбуждено 664 дела о преступлениях на почве ненависти к мусульманам, из которых по 193 было вынесено обвинительное заключение. Мусульмане были самой целевой группой, и около 20% всех зарегистрированных преступлений на почве ненависти были направлены против мусульман. [ 14 ]
В то время как нормальное возрастное распределение предрассудков склоняется в сторону пожилых людей, в Польше наблюдается обратное: опрос общественного мнения 2015 года показал, что 59 процентов людей в возрасте от 18 до 24 лет связывают ислам с опасностями, по сравнению с 37 процентами людей старше 65 лет. [ 1 ] Согласно опросу 2016 года, поляки значительно переоценивают размер небольшой мусульманской общины, полагая, что в Польше проживает 2,6 миллиона мусульман и что к 2020 году мусульманское население, как ожидается, увеличится до 5 миллионов (13 процентов населения).
В опросе студентов католической семинарии , проведенном в 2018 году , 75 процентов заявили, что не имели контактов с мусульманами. По отрицательной/положительной шкале от +50 до -50 студенты оценили католицизм на 44, православие на 23, ислам на -8,4 и Свидетелей Иеговы на -10,2. 80 процентов ответили, что ислам поощряет насилие, и это понятие распространяется на отдельных мусульман, которых 80 процентов считают более агрессивными, чем немусульмане. Почти 80 процентов будущих священников указали, что мусульмане плохо обращаются с женщинами. Около 44 процентов поддержали (частично или полностью) запрет ислама в Польше. [ 6 ]
Согласно исследованию 2016 года, многие поляки ошибочно полагают, что каждый мусульманин — араб, и наоборот, каждый араб — мусульманин. 48% респондентов-арабов заявили, что сталкиваются с расизмом в Польше, а 26% заявили, что подверглись физическому насилию. Несмотря на эту враждебность, арабские респонденты считают, что, хотя некоторые поляки являются расистами, большинство таковыми не являются. [ 15 ]
Мечети
[ редактировать ]
В 2010 году Мусульманская лига Польши запланировала построить первую специально построенную мечеть в Варшаве в районе Охота . Группа под названием «Европа будущего» ( польский : Europa Przyszłości ) организовала протесты против строительства, формулируя свою оппозицию с точки зрения «европейских ценностей» свободы выражения мнений, секуляризма, демократических идеалов и прав женщин. Перед акцией протеста группа распространяла плакаты, напоминающие предыдущие швейцарские плакаты , с женщиной в никабе и минаретами, напоминающими ракеты. [ 13 ] [ 16 ] [ 17 ]
В 2012 году Ахмадийская община попыталась построить мечеть в районе Влохи в Варшаве. Европа Пшислощи , которые были главными противниками мечети Охота, заявили, что не будут протестовать, поскольку считают ахмадийскую общину мирной. Однако члены местного совета выступили против строительства мечети, и большая часть района подписала петицию, организованную советниками по закону и справедливости . Местный совет отклонил этот план в 2013 году. [ 13 ] [ 17 ] Хотя большая часть оппозиции мечети касалась вопросов территориального планирования, подтекст негодования по отношению к мусульманам был очевиден в дебатах, а также в письме совета об отказе, в котором отмечалось, что «строительство культурно чуждого объекта является причиной для беспокойства по поводу строительства мечети». потеря стоимости имений во Влохах». [ 13 ]
Мечеть Охота, первая в Варшаве, была наконец открыта перед Рамаданом 2015 года, поворотным моментом в польской исламской истории. Однако с момента строительства мечеть подвергалась боевым действиям, в том числе инциденту, в ходе которого по ней обстреляли, а также броску головы свиньи в здание после его открытия. Кроме того, строительство сопровождалась волной нападений на польские мечети, в том числе, в частности, с изображением головы свиньи на мечети Крушиняны татарской общины, которая ранее проживала в Польше в течение сотен лет без направленных против них военных действий. [ 13 ] [ 17 ]
Женщины
[ редактировать ]Традиционно татарские женщины Липки не носили хиджаб , что сделало видимость мусульманских женщин в польском обществе недавней тенденцией. Касия Наркович и Конрад Пендзивятр заявили в своей соавторской статье, что эта заметность сделала мусульманских женщин мишенью исламофобии со стороны двух лагерей: правого католицизма и светского либерального лагеря. Хотя эти два лагеря имеют мало общих ценностей, исламофобское отношение к телам мусульманских женщин является общим, причем оба лагеря заявляют, что мусульманские женщины сталкиваются с угнетением. [ 18 ]
В польском исламофобском дискурсе мусульманские женщины в чадрах символизируются как угроза в сочетании с повествованием о том, что сами женщины угнетаются. Гендерные антимусульманские нарративы в Польше представляют собой версию «гендерной исключительности», подобной той, которая преобладает в западных странах, где патриархат внутренней группы сведен к минимуму, а патриархат чужой группы подчеркнут. [ 18 ]
Политические партии
[ редактировать ]Закон и справедливость
[ редактировать ]После европейского миграционного кризиса миграция стала центральным вопросом в польской политике. Партия «Право и справедливость» (ПиС) приняла дискурс, типичный для крайне правых в Европе . ПиС связал национальную безопасность с миграцией и связал беженцев с мусульманами. [ 8 ] В своих заявлениях политики ПиС использовали фальсифицированные данные и проводили различие между беженцами и так называемыми экономическими мигрантами, что имело совершенно негативный подтекст. [ 8 ] После парламентских выборов в Польше в 2015 году ПиС укрепила контроль над общественными СМИ и использовала исламофобскую риторику для сплочения своих сторонников. Актуализация исламофобского дискурса может придать легитимность физическому насилию в отношении «расовых Других». [ 19 ]
Крайне правые
[ редактировать ]В то время как в других странах, таких как Чехия, существуют положительные отношения между крайне правыми и исламизмом , в Польше это редкость. [ 16 ] В 2006 году Лиги польских семей депутат Войцех Вержейский написал в блоге запись под названием «Сопротивление исламу», которая подверглась критике со стороны Хельсинкского фонда по правам человека . [ 16 ] В 2007 году в Польше было создано отделение организации «Стоп исламизации Европы» консервативная « Европа будущего» во главе с Яном Войчиком и портал Euroislam.pl во главе с Петром Слюсарчиком . , а с 2010 года активизировались [ 16 ]
Исламофобские группы, такие как «Союз защиты Польши», были созданы для защиты чести Польши и предотвращения соблазнения польских женщин мужчинами-мусульманами. [ 20 ]
Во время выборов 2015 года партия KORWiN разместила откровенно расистскую рекламу под названием «Вторжение началось», в которой показаны агрессивные темнокожие мужчины в сочетании с уничижительными заявлениями и картой мира, на которой части, отмеченные белым, стали жертвами вторжения черных. [ 8 ]
СМИ
[ редактировать ]На общественном телевидении гости называли мусульман «нецивилизованными» и представляли угрозу «европейским и христианским ценностям» и описывали их как «насильственных»: «джихадистов», «террористов» и «насильников». Пиела и Лукьянович утверждают, что гости, которые, по их словам, занимаются антимусульманской риторикой — Мириам Шадед (директор Фонда Эстера ), Томаш Терликовский, Войцех Цейровский , Марцин Рола, Витольд Гадвоски и Дариуш Око — «отбираются» сетями. [ 21 ] : 477, 466 Однажды в вечерней программе TVP « После восьми » присутствовали гости, откровенно враждебно настроенные по отношению к исламу, один из которых назвал Коран сатанинской книгой «о ненависти и нетерпимости» в отличие от Библии , которую гость назвал « книгой о любовь ". [ 21 ] : 472 В то время как умеренное крыло Католической церкви поддерживает толерантность, мнения тех, кто ближе к консервативному крылу Церкви, выраженные на сайтах Fronda.pl и Polonia Christiana (PCh24.pl), внесли значительный вклад в формирование стереотипов о беженцах. и мусульмане. [ 6 ]
В 2016 году правый журнал wSieci опубликовал обложку с изображением белой женщины, подвергшейся нападению темнокожих мужчин, под заголовком «Исламское изнасилование Европы», что вызвало возмущение. [ 22 ] [ 8 ] и его сравнивали с пропагандой Второй мировой войны с теми же образами. [ 1 ] [ 23 ]
По словам Яскуловского, более либеральные польские СМИ ( «Политика» и «Газета Выборча» ) выступали против правого дискурса страха и в некоторых случаях сосредотачивались на человеческом аспекте иммиграционной истории, но также говорили о «потопе» и «волне». ". [ 8 ]
Роль католической церкви
[ редактировать ]Хотя Папа Франциск призвал католические общины оказать помощь беженцам, этот призыв не был хорошо принят в Польше. Некоторые польские епископы подвергли сомнению призыв папы, а некоторые молодые священники приняли активное участие в антимусульманских протестах и протестах против беженцев. Это способствовало тому, что исламофобия переместилась из периферии в основной дискурс в Польше. [ 6 ]
В то время как в других западных странах исламофобия была связана с опасениями публичного проявления веры мусульманами, в Польше она была связана с католической церковью и идеей европейской рехристианизации . Противостояние мусульман используется для того, чтобы сплотить верующих вокруг «христианских» ценностей и остановить воображаемое «завоевание Европы» исламом. [ 13 ]
Одной из ключевых мишеней католических исламофобских нарративов являются мусульманские женщины. В рамках этого повествования мусульманские женщины рассматриваются как воспроизводители веры, и это послание соответствует акценту Церкви на репродуктивной политике. [ 7 ]
Польская католическая церковь состоит из двух лагерей: авторитарного, националистического, традиционалистского католицизма и открытого постсоборного католицизма. Хотя лидеры Церкви высказывались в дискурсе открытой церкви, они также подчеркивали террористическую угрозу со стороны религиозного другого. Более того, церковные лидеры поддержали подход к беженцам «помогайте им там, где они есть» (в лагерях беженцев за пределами Польши), который был принят правящей партией ПиС. Небольшая группа, связанная с либеральными изданиями и изданиями Tygodnik Powszechny и Więź, выразила истинно открытые церковные настроения, критикуя сдержанный подход церковной иерархии и епископов, выступающих против беженцев. Оппозиционный епископ-традиционалист также подверг критике церковную иерархию и высказал исламофобские клише. Архиепископ Хенрик Хозер заявил, что джихадисты контролируют миграцию и что общины беженцев станут «идеальной питательной средой для вербовки фанатиков». [ 8 ]
Инциденты
[ редактировать ]
В 2013 году еврейская и татарская общины в Польше совместно протестовали против запрета на халяльный и кошерный убой . [ 24 ]
По данным антирасистской организации «Никогда снова» , «самая большая волна ненависти» в новейшей истории произошла во время польских выборов 2015 года, когда прошли значительные уличные протесты против других этнических и религиозных групп, ориентированные на беженцев-мусульман. [ 11 ]
Январские беспорядки в Элке произошли после того, как вор был убит сотрудником местной кебабной лавки марокканского происхождения. Несколько сотен мужчин окружили ресторан Prince Kebab , скандируя расистские, антииммигрантские и исламофобские лозунги. [ 25 ] [ 26 ] петарды, камни и бутылки с зажигательной смесью . и бросали в магазин [ 27 ] Полиция сначала стояла в стороне и не вмешивалась в течение нескольких часов, однако когда она все-таки вмешалась, толпа тоже ополчилась против них. [ 27 ] Другие нападения на кебаб -рестораны произошли по всей Польше. [ 27 ]
В ноябре 2017 года, в День независимости Польши , участники 60-тысячного националистического марша в Польше выразили антисемитские и исламофобские настроения. Ярослав Качиньский , лидер правящей партии ПиС, назвал эти инциденты «второстепенными», заявив, что участников марша, возможно, подвергли травле. По данным Американского еврейского комитета, марш был «серьезно омрачен ненавистными ультраправыми толпами, которые угрожают основным ценностям Польши и ее положению за рубежом». [ 28 ] Перед маршем, который государственное телевидение назвало «великим маршем патриотов» , контролируемые правительством СМИ в Польше распространили сообщения о предполагаемой преступной деятельности мусульман. [ 17 ]
Позже в ноябре 2017 года, на фоне роста числа ксенофобских инцидентов, двое мужчин в капюшонах разбили дюжину окон в мусульманском культурном центре в Варшаве. [ 29 ] [ 30 ]
В 2019 году президент Польши Анджей Дуда наградил Большим крестом ордена Республикой Польша» «За заслуги перед Роджера Скратона , который ранее был уволен с должности в правительстве Великобритании из-за комментариев о евреях и исламофобии. Скрутон заявил, что исламофобия была «изобретана «Братьями-мусульманами» , чтобы остановить обсуждение серьезного вопроса». [ 31 ] [ 32 ]
В январе 2021 года двум мужчинам в Варшаве были предъявлены обвинения в планировании взрыва мечети. В помещении, принадлежащем двум мужчинам, была обнаружена взрывчатка и огнестрельное оружие. Мотивами мужчин было «предотвратить исламизацию Польши» и «истребить» мусульман. [ 33 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Годзяк, Эльжбета М. и Петер Мартон. «Там, где дикие вещи: страх перед исламом и риторика против беженцев в Венгрии и Польше». Обзор миграции в Центральной и Восточной Европе 17.2 (2018): 125-151.
- ^ Бобако, Моника (20 октября 2018 г.). «Полупериферийные исламофобии: политическое разнообразие антимусульманских дискурсов в Польше» . Образцы предрассудков . 52 (5): 448–460. дои : 10.1080/0031322X.2018.1490112 . S2CID 149990095 – через Тейлора и Фрэнсиса+NEJM.
- ^ Исламофобия. Контексты. : Моника Бобако Автор
- ^ Jump up to: а б Буховский, Михал (14 июля 2017 г.). «Новая волна расизма, ксенофобии и исламофобии в Европе: польские антропологи плывут против течения» . Американский антрополог . 119 (3): 519–523. дои : 10.1111/aman.12915 . ISSN 0002-7294 .
- ^ Грин, Брайан Лэдсон (15 августа 2022 г.). «Выходя за пределы полюсов власти, чтобы изучить полюса: обзор расизма/анти-черноты в Польше» . Социологический компас . 16 (9). дои : 10.1111/soc4.13025 . ISSN 1751-9020 . S2CID 251639603 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Пендзивятр, Конрад (20 октября 2018 г.). «Католическая церковь в Польше о мусульманах и исламе» . Образцы предрассудков . 52 (5): 461–478. дои : 10.1080/0031322X.2018.1495376 . S2CID 150226638 – через Тейлора и Фрэнсиса+NEJM.
- ^ Jump up to: а б Наркович, Кася и Конрад Пендзивятр. «Спасение и страх мусульманских женщин в «посткоммунистической» Польше: тревожная католическая и светская исламофобия». Гендер, место и культура 24.2 (2017): 288–299.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Повседневная политика миграционного кризиса в Польше: между национализмом, страхом и сочувствием , Пэлгрейв Макмиллан, глава Кшиштофа Яскуловского, 2019, стр. 31-53
- ^ Jump up to: а б Котнаровский, Агнешка Дудзиньска и Михал (24 июля 2019 г.). «Воображаемые мусульмане: как польские правые создают ислам» . Брукингс . Проверено 18 ноября 2019 г.
- ^ Гавлевич, Анна; Наркович, Кася (4 мая 2015 г.). Сулейман, Ясир (ред.). Исламофобия на подъеме: распространение антимусульманских предрассудков между Польшей и Великобританией . Центр исламских исследований Кембриджского университета. стр. 90–100 – через eprints.gla.ac.uk.
- ^ Jump up to: а б Наркович, Кася (1 декабря 2018 г.). « Беженцам здесь не рады: реакция государства, церкви и гражданского общества на кризис беженцев в Польше» . Международный журнал политики, культуры и общества . 31 (4): 357–373. дои : 10.1007/s10767-018-9287-9 . S2CID 149837120 .
- ^ Насколько велика проблема исламофобии в Польше? , Шафик Мандай, Аль-Джазира, 14 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Наркович, Кася; Пендзивятр, Конрад (17 февраля 2017 г.). «От беспроблемного к спорному: мечети в Польше» . Журнал этнических и миграционных исследований . 43 (3): 441–457. дои : 10.1080/1369183X.2016.1194744 . S2CID 55413975 – через Тейлора и Фрэнсиса+NEJM.
- ^ Jump up to: а б «Байракли, Энес и Фарид Хафез. «Состояние исламофобии в Европе». Отчет об исламофобии в Европе за 2017 год» (PDF) .
- ^ Свитат, Мустафа. «Арабское сообщество в Польше – факты и мифы». Ежегодник польских европейских исследований 19 (2016): 249–260. Свитат, Мустафа. «Арабское сообщество в Польше – факты и мифы». Ежегодник польских европейских исследований 19 (2016): 249–260.
- ^ Jump up to: а б с д Мареш, Мирослав (4 февраля 2014 г.). «Отношения крайне правых с исламом и исламизмом в Восточно-Центральной Европе: от союзников к врагам» . Восточноевропейская политика и общества: и культуры . 28 (1): 205–224. дои : 10.1177/0888325413502073 . S2CID 144155708 .
- ^ Jump up to: а б с д Хафез, Фарид (20 октября 2018 г.). «Исламофобия на уличном и государственном уровне в странах Вышеградской четверки» . Образцы предрассудков . 52 (5): 436–447. дои : 10.1080/0031322X.2018.1498440 . S2CID 150137005 .
- ^ Jump up to: а б Наркович, Кася и Конрад Пендзивятр. «Спасение и страх мусульманских женщин в «посткоммунистической» Польше: тревожная католическая и светская исламофобия» Gender, Place & Culture 24.2 (2017): 288-299.
- ^ Яскуловский, Кшиштоф; Павляк, Марек (4 июня 2020 г.). «Миграция и жизненный опыт расизма: случай высококвалифицированных мигрантов во Вроцлаве, Польша» . Обзор международной миграции . 54 (2): 447–470. дои : 10.1177/0197918319839947 . S2CID 150575186 .
- ^ «Антиисламская группа патрулирует клубы, чтобы «защитить» польских женщин» . Польское радио из Заграницы . Проверено 18 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Анна Паэла и Анна Лукьянович. «Состояние исламофобии в Европе». Отчет об исламофобии в Польше, 2017 г., стр. 464-482.
- ↑ Обложка польского журнала «Исламское изнасилование Европы» вызвала возмущение , The Guardian, 16 февраля 2016 г.
- ↑ Так называемое «исламское изнасилование Европы» является частью долгой и расистской истории , Washington Post, 16 февраля 2016 г.
- ^ Робертсон Хаффнэгл, Холли (2 января 2015 г.). « Мирное сосуществование?» Еврейские и мусульманские соседи накануне Холокоста» . Восточноевропейские еврейские дела . 45 (1): 42–64. дои : 10.1080/13501674.2015.961879 . S2CID 218510259 – через Тейлора и Фрэнсиса+NEJM.
- ^ Завадска, Анна. «Пить водку с антисемитами. Пример «польско-еврейских отношений» сегодня». Адептус 11 (2018): 1-23.
- ↑ Тунисец обвинен в нанесении ножевых ранений в Польше, вызвавшем беспорядки , BBC, 2 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Умер от ножа для шашлыка , NRC Handelsblad , 29 декабря 2017 г., Руланд Термоте и Питер ван Ос
- ↑ Польша настаивает на том, что крайне правые участники марша призывают к «исламскому холокосту» как к «великому празднику поляков» , Independent, 14 ноября 2017 г.
- ↑ Нападение на мусульманский центр в Варшаве возобновляет опасения по поводу исламофобии , Аль-Джазира, Агнешка Пикулицка-Вильчевска, 7 декабря 2017 г.]
- ↑ Польша расследует нападение на мечеть, крайне правый протест против «виселицы» , 27 ноября 2017 г., Associated Press (перепечатка TOI)
- ↑ Польская награда философу Роджеру Скрутону, который столкнулся с британскими спорами по поводу исламофобских комментариев , The National, 4 июня 2019 г.
- ↑ Польша чествует консервативного философа, уволенного правительством Великобритании из-за напыщенной речи Сороса , Times of Israel, 6 июня 2019 г.
- ^ «Двум мужчинам предъявлено обвинение в планировании нападения на мечеть, чтобы «остановить исламизацию Польши» » . www.thefirstnews.com . 4 января 2021 г. Проверено 5 марта 2021 г.