Ислам в Болгарии
Ислам по странам |
---|
Исламский портал |
Ислам в Болгарии является религией меньшинства и второй по величине религией в стране после христианства . По данным переписи 2021 года, общее количество мусульман в Болгарии составило 638 708 человек. [ 2 ] что соответствует 9,8% населения. [ 3 ] Этнически мусульманами в Болгарии являются турки , болгары и цыгане , живущие в основном в некоторых частях северо-восточной Болгарии (в основном в Разградской , Тырговиште , Шуменской и Силистринской областях) и в Родопских горах (в основном в Кырджалинской и Смолянской областях ). [ 2 ]
История
[ редактировать ]Год | Поп. | ±% |
---|---|---|
1881 | 578,060 | — |
1887 | 676,215 | +17.0% |
1892 | 643,258 | −4.9% |
1900 | 643,300 | +0.0% |
1910 | 602,078 | −6.4% |
1920 | 690,734 | +14.7% |
1926 | 789,296 | +14.3% |
1934 | 821,298 | +4.1% |
1946 | 938,418 | +14.3% |
1992 | 1,110,295 | +18.3% |
2001 | 966,978 | −12.9% |
2011 | 577,139 | −40.3% |
2021 | 638,708 | +10.7% |
При переписи 2011 года ответ на вопрос о вероисповедании не был обязательным. Источник: НСИ 1881 г. |
Контакты с исламом до османского завоевания
[ редактировать ]Первый задокументированный контакт болгар с мусульманским миром произошел в начале 700-х годов, когда болгарский хан Тервел помог византийцам прорвать арабскую осаду Константинополя после того, как его армия, как сообщается, уничтожила около 22 000 вражеских солдат. [ 4 ] Два столетия спустя вражда переросла во взаимное сотрудничество, поскольку Болгария при царе Симеоне I и арабы координировали свои нападения на Византийскую империю . неоднократно [ 5 ] В тот же период болгарское искусство начало проявлять некоторое исламское влияние, вероятно, при посредничестве Византии. [ 5 ]
Позже, в середине 1200-х годов, группа турок-сельджуков, как полагают, поселилась в Северной Добрудже . [ 6 ] По словам Ибн Баттуты и Эвлии Челеби , туркмены колонизировали побережье Черного моря между болгарской границей и Бабадагом дальше на север. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] В конце концов, часть из них вернулась в Анатолию, а остальные приняли христианство и считаются вероятными предками современных гагаузов . [ 12 ] Однако ведутся споры о том, существовало ли это поселение на самом деле, поскольку некоторые ученые считают, что оно имеет черты народной легенды. [ 13 ]
Ученые пришли к единому мнению, что первые мусульманские общины в Юго-Восточной Европе , включая Болгарию, появились в конце четырнадцатого века, когда полуостров постепенно попал под власть Османской империи. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
Османское правление (1396–1878)
[ редактировать ]Османская империя завоевала последнюю независимую часть Второй Болгарской империи , Видинское царство , в 1396 году (или, как предполагают некоторые историки, в 1422 году), и Болгария оставалась под властью Османской империи и ислама в течение почти пяти столетий. К христианам в Османской империи относились как к гражданам второго сорта, то есть как к зимми . [ 17 ] Их часто называли гиаур , что означает «неверный» как оскорбительный термин. [ 18 ] Большая часть завоеванных земель была передана последователям султана, которые владели ими в качестве бенефициаров или феодальных владений (маленькие тимар , средние зеамет и большие хасс ). [ 19 ] Система была призвана сделать армию самодостаточной и постоянно увеличивать количество османских кавалеристов, тем самым стимулируя новые завоевания и поставив завоеванные страны под прямой контроль Османской империи. [ 20 ]
Христиане платили непропорционально более высокие налоги, чем мусульмане, включая подушный налог, джизье , вместо военной службы. [ 21 ] По словам Иналджика, джизье был единственным наиболее важным источником дохода (48 процентов) в бюджет Османской империи, причем на Румелию приходилось львиная доля, или 81 процент доходов. [ 22 ] Однако к началу 1600 года почти вся земля была разделена на поместья ( арпалик ), предоставленные высшим османским сановникам в качестве формы откупного земледелия , что создавало условия для жесткой эксплуатации налогоплательщиков со стороны недобросовестных землевладельцев. [ 23 ] По словам Радищева, чрезмерное налогообложение стало особенно острой проблемой после того, как сбор джизье на большей части страны перешел в руки Шести кавалерийских дивизий . [ 24 ]
Болгары платили также ряд других налогов, в том числе десятину («юшур»), земельный налог («испенч»), сбор с торговли, а также различные нерегулярно взимаемые налоги, продукты и барщины («авариз»). Как правило, общее налоговое бремя райев ( т. е. немусульман) было в два раза выше, чем у мусульман. [ 25 ]
Христиане столкнулись с рядом других ограничений: им было запрещено давать показания против мусульман в межконфессиональных юридических спорах. [ 26 ] Хотя они могли свободно совершать свои религиозные ритуалы, это должно было делаться незаметно для мусульман, т. е. запрещались громкие молитвы и звон колоколов. [ 27 ] Им не разрешалось строить или ремонтировать церкви без согласия мусульман. [ 28 ] Им было запрещено заниматься некоторыми профессиями, ездить на лошадях, носить определенные цвета или носить оружие. [ 29 ] [ 30 ] Их дома и церкви не могли быть выше мусульманских. [ 29 ] [ 31 ]
Тем не менее, существовали определенные категории райев , которые были освобождены почти от всех подобных ограничений, например, Дервенджи , которые охраняли важные перевалы, дороги, мосты и т. д., горнодобывающие центры, такие как Чипровци и т. д. Некоторые из наиболее важных болгарских культурные и экономические центры в 19 веке обязаны своим развитием бывшему статусу дервенджи, например, Габрово , Дряново , Калофер , Панагюриште , Котел , Жеравна . Точно так же христиане, живущие на владениях вакфа , подвергались более низкому налоговому бремени и меньшим ограничениям.
Вероятно, худшей практикой, которой подвергались болгары-христиане, был девширме , или налог крови, когда самых здоровых и ярких мальчиков-христиан забирали из их семей, порабощали, обращали в ислам и позже использовали либо в воинском корпусе янычар , либо в османской административной системе. Мальчиков отбирали из каждого сорока домохозяйств. [ 34 ] Они не должны были состоять в браке, и после взятия им было приказано разорвать все связи со своей семьей. [ 35 ] Родители-христиане возмущались насильственной вербовкой своих детей, [ 36 ] [ 37 ] и просили и пытались выкупить своих детей из сбора. Источники упоминают различные способы избежать девширме, такие как: женитьба мальчиков в возрасте 12 лет, нанесение им увечий или обращение отца и сына в ислам. [ 38 ] В 1565 году эта практика привела к восстанию в Албании и Эпире, жители которого убили рекрутеров. [ 35 ]
Колонизация и обращение в ислам
[ редактировать ]Ислам в Болгарии распространился как за счет колонизации мусульманами из Малой Азии, так и за счет обращения коренных болгар. Массовое перемещение населения османов началось в конце 1300-х годов и продолжалось вплоть до 1500-х годов. Большинство из них, но далеко не все, были непроизвольными. Первая община, поселившаяся на территории современной Болгарии, состояла из татар, которые охотно прибыли сюда, чтобы начать оседлую жизнь в качестве земледельцев, вторая - из племени кочевников, столкнувшихся с османской администрацией. [ 39 ] [ 40 ] Обе группы поселились на Верхне-Фракийской равнине , в окрестностях Пловдива. последовало переселение более 1000 туркменских семей в Северо-Восточную Болгарию. Другая большая группа татар была переселена Мехмедом I во Фракию в 1418 году, после чего в 1490-х годах [ 41 ] [ 39 ] [ 42 ] В то же время имеются записи как минимум о двух насильственных переселениях болгар в Анатолию: одно сразу после падения Велико Тырново , а второе — в Измир в середине 1400-х годов. [ 43 ] [ 44 ] Целью этого «смешения народов» было подавление любых волнений в завоеванных балканских государствах и одновременное избавление от нарушителей спокойствия на задворках Османской империи в Анатолии.
Тем не менее, османы никогда не проводили и не практиковали насильственную исламизацию болгарского населения, как ранее утверждала коммунистическая болгарская историография. По мнению ученых, обращение в ислам было добровольным, поскольку оно приносило болгарам религиозные и экономические выгоды. [ 45 ] Миссионерская деятельность орденов дервишей привела к массовому обращению в ислам; хотя многие новообращенные сохранили христианские обычаи, такие как крещение , празднование христианских праздников и т. д. [ 46 ] Мусульманское население Болгарии представляло собой смесь коренных жителей, принявших ислам, и мусульман, происходящих за пределами Балкан. Большинство городских районов постепенно стало мусульманским, тогда как сельские районы оставались преимущественно христианскими. [ 47 ] Однако в некоторых случаях принятие ислама можно назвать результатом налогового принуждения. Хотя некоторые авторы утверждают, что другие факторы, такие как желание сохранить социальный статус, имеют большее значение, турецкий писатель Халил Иналджик назвал желание прекратить выплату джизьи основным стимулом для обращения в ислам на Балканах, а болгарин Антон Минков утверждал, что это был один из нескольких мотивирующих факторов. [ 48 ]
Два крупномасштабных исследования причин принятия ислама в Болгарии, одно из долины Чепино , проведенное голландским османистом Махиэлем Килем , и другое, проведенное Евгением Радушевым, о регионе Гоце Делчев в Западных Родопах, раскрывают сложный набор факторов, стоящих за этим явлением. процесс. К ним относятся: ранее существовавшая высокая плотность населения из-за позднего включения двух горных регионов в османскую систему налогообложения; иммиграция болгар-христиан из равнинных регионов, чтобы избежать налогов на протяжении 1400-х годов; относительная бедность регионов; раннее приобщение местных болгар-христиан к исламу через контакты с кочевыми йорюками ; почти постоянный конфликт Османской империи с Габсбургами с середины 1500-х до начала 1700-х годов; возникшие в результате огромные военные расходы, которые привели к шестикратному увеличению ставки джизьи с 1574 по 1691 год и введению налога авариз военного времени ; Малый ледниковый период 1600-х годов, вызвавший неурожаи и массовый голод; сильная коррупция и чрезмерное налогообложение местных землевладельцев — все это привело к медленному, но устойчивому процессу исламизации до середины 1600-х годов, когда налоговое бремя стало настолько невыносимым, что большинство оставшихся христиан либо массово обратились в христианство, либо уехали в равнинные районы. [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ]
Предполагается, что в результате действия этих факторов население Османской Болгарии сократилось вдвое с пикового значения ок. от 1,8 миллиона (1,2 миллиона христиан и 0,6 миллиона мусульман) в 1580-х годах до ок. 0,9 миллиона в 1680-х годах (450 000 христиан и 450 000 мусульман) после стабильного роста с базового уровня ок. 600 000 (450 000 христиан и 150 000 мусульман) в 1450-х годах. [ 52 ]
Самое большое преимущество Османской империи по сравнению с другими колониальными державами, система миллета и автономия, которую каждая конфессия имела в юридических, конфессиональных, культурных и семейных вопросах, тем не менее, в значительной степени не распространялась на болгар и большинство других православных народов на Балканах, поскольку независимые Болгарский Патриархат был упразднен, а все Болгарские православные епархии были переданы под власть Вселенского Патриарха в Константинополе. Таким образом, вместо того, чтобы помочь болгарам-христианам сохранить свои обычаи и культурную самобытность, система проса фактически способствовала их уничтожению. Болгарский перестал быть литературным языком, высшее духовенство было неизменно греческим, а фанариоты начали предпринимать настойчивые усилия по эллинизации болгар еще в начале 1700-х годов. И только после борьбы за церковную автономию в середине 1800-х годов и особенно после того, как Болгарский экзархат в 1870 году был учрежден фирманом султана Абдулазиза , эта ошибка была исправлена.
После обретения независимости (1878 г.)
[ редактировать ]После русско-турецкой войны и Берлинского договора 1878 года пять санджаков Османского Дунайского вилайета — Видин, Велико Тырново, Русе, София и Варна — были объединены в автономное Княжество Болгария , что снова поместило Болгарию на политическую карту Европы. спустя пять столетий. [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ] Согласно османскому салнаму 1875 года, довоенное мусульманское население Княжества составляло 405 450 мужчин, или в общей сложности 810 910 человек, и составляло 39,2% населения Княжества. [ 56 ] Большинство мусульман были так называемыми «устоявшимися мусульманами», то есть турками и помаками, но существовали также значительные меньшинства черкесов и крымскотатарских мухациров и цыган. [ 56 ]
Как правило, болгарские правительства после 1878 года стремились обеспечить свободу совести и вероисповедания всем неболгарским и нехристианским гражданам. [ 57 ] Таким образом, мусульмане сохранили право управлять своими школами и молитвенными домами и сохранили значительную автономию во внутриконфессиональных вопросах, таких как брак, развод и наследование. [ 57 ] Мусульмане сражались в сербско-болгарской войне 1885 года (и во всех последующих войнах Болгарии, за исключением Балканских войн) , и заслужили широкое уважение, а также большое количество медалей за храбрость в бою. [ 57 ] Несмотря на то, что не было этнических турецких или мусульманских партий, в каждом национальном собрании до оккупации Болгарии Советским Союзом в 1944 году были турецкие и мусульманские депутаты. [ 58 ] Мечети и имамы финансировались из государственного бюджета. [ 58 ]
Княжество несколько расширилось после Балканских войн , когда в состав страны были включены преимущественно мусульманские регионы Родопы и Западная Фракия. Первая Балканская война сопровождалась насильственной христианизацией поселений болгар-мусульман . [ 59 ] Зверский акт был немедленно отменен новым правительством, избранным после поражения во Второй Балканской войне . [ 57 ]
Как и представители других вероисповеданий, в том числе православные , мусульмане пострадали от ограничения религиозной свободы со стороны марксистско-ленинского режима Живкова , который установил государственный атеизм и подавлял религиозные общины. Болгарские коммунистические режимы объявили ислам и другие религии « опиумом для народа ». [ 60 ] В 1989 году 310 000 [ 61 ] до 360 000 [ 62 ] люди бежали в Турцию в результате ассимиляционной кампании коммунистического Живкова ; режима [ 63 ] однако 154 937 из них вернулись через несколько месяцев после падения режима Живкова в ноябре 1989 года. [ 64 ] [ 65 ] [ 66 ] Программа, начавшаяся в 1984 году, вынудила всех турок и других мусульман Болгарии принять болгарские имена и отказаться от всех мусульманских обычаев. [ 63 ] Мотивация кампании ассимиляции 1984 года была неясна; однако многие эксперты считали, что основным фактором была диспропорция между рождаемостью турок и болгар. [ 63 ] Событие стало известно как «процесс возрождения» или «переименование». По словам болгарского историка и правозащитника Антонины Желязковой, еще от 30 000 до 60 000 мусульман эмигрировали в Турцию в период с 1990 по 1996 год из-за затяжного экономического кризиса в Болгарии. [ 58 ] [ 62 ]
Мусульмане в Болгарии получили большую религиозную свободу после падения режима Живкова. [ 63 ] Во многих городах и селах построены новые мечети; одна деревня построила рядом новую церковь и новую мечеть. [ 63 ] В некоторых селах для молодежи организовывались курсы по изучению Корана (при Живкове изучение Корана было полностью запрещено). Мусульмане также начали издавать собственную газету «Миусюлмани » на болгарском и турецком языках. [ 63 ] В 2022 году скульптор Вежди Рашидов был избран спикером 48-го созыва Национального собрания — высшая официальная должность, когда-либо занимаемая мусульманином в Болгарии. [ 67 ] [ 68 ] [ 69 ]
Демография
[ редактировать ]По переписи 2011 года в Болгарии проживало 638 708 мусульман, что составляло 9,8% населения страны. [ 70 ] По оценкам 2014 года, в Болгарии проживает почти один миллион мусульман, составляющих крупнейшее мусульманское меньшинство в любой стране ЕС (в процентном отношении, а не в абсолютных цифрах). [ 71 ] Согласно опросу Pew Research Center , проведенному в 2017 году , 15% населения Болгарии — мусульмане. [ 72 ] Почти все мусульмане в Болгарии являются гражданами Болгарии. [ 73 ]
Географическое распространение
[ редактировать ]Согласно переписи 2021 года, в 40 из 266 болгарских муниципалитетов проживало мусульманское большинство, а в трех дополнительных муниципалитетах мусульманское большинство, или на один больше, чем в 2011 году. [ 74 ] Существовали два муниципалитета с мусульманским населением более 90 процентов: муниципалитет Сарница с мусульманским населением 96,4% и муниципалитет Черноочене с мусульманским населением 90,8%. Практически все муниципалитеты с мусульманским большинством являются небольшими и очень маленькими и, как правило, сельскими. Исключением и единственным столичным муниципалитетом провинции с мусульманским большинством является муниципалитет Кырджали . Ниже перечислены все муниципалитеты с мусульманским большинством или большинством.
Муниципалитет | Население (перепись 2021 года) | Мусульмане (перепись 2021 г.) | % от общей численности населения | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Муниципалитет Сарница | 4,732 | 4,561 | 96.4% | |||||||
Чернооченьский муниципалитет | 7,775 | 7,059 | 90.8% | |||||||
Муниципалитет Доспат | 7,510 | 6,570 | 87.5% | |||||||
Сатовчанский муниципалитет | 13,422 | 11,731 | 87.4% | |||||||
Рудоземский край | 8,674 | 7,270 | 83.8% | |||||||
Муниципалитет Ардино | 11,138 | 9,370 | 82.8% | |||||||
Муниципалитет Руен | 26,385 | 21,753 | 82.4% | |||||||
Муниципалитет Каолиново | 10,519 | 8,579 | 81.6% | |||||||
Муниципалитет Якоруда | 9,581 | 7,722 | 80.6% | |||||||
Муниципалитет Мадан | 10,062 | 7,870 | 78.2% | |||||||
Zavet Municipality | 8,049 | 6,189 | 76.9% | |||||||
Белицкий муниципалитет | 9,206 | 6,990 | 75.9% | |||||||
Лозницкий муниципалитет | 7,699 | 5,748 | 74.6% | |||||||
Муниципалитет Омуртаг | 16,114 | 11,934 | 73.9% | |||||||
Муниципалитет Момчилград | 14,353 | 10,464 | 72.9% | |||||||
Джебельский муниципалитет | 8,357 | 6,067 | 72.4% | |||||||
Муниципалитет Хитрино | 5,654 | 4,016 | 71.0% | |||||||
Муниципалитет Опака | 5,487 | 3,878 | 70.7% | |||||||
Муниципалитет Дулово | 24,201 | 17,050 | 70.5% | |||||||
Вырбицкий муниципалитет | 7,724 | 5,433 | 70.4% | |||||||
Венецкий муниципалитет | 6,103 | 4,298 | 70.4% | |||||||
Швейный муниципалитет | 14,861 | 10,456 | 70.4% | |||||||
Крумовградский муниципалитет | 16,909 | 11,734 | 69.4% | |||||||
Kaynardzha Municipality | 3,950 | 2,731 | 62.1% | |||||||
Муниципалитет Самуэль | 5,885 | 4,046 | 68.8% | |||||||
Муниципалитет Борино | 2,493 | 1,711 | 68.6% | |||||||
Кирковский городской совет | 20,442 | 14,009 | 68.5% | |||||||
Кырджалинский муниципалитет | 6,664 | 3,250 | 68.4% | |||||||
Муниципалитет Исперих | 19,138 | 12,961 | 67.7% | |||||||
Стамболовский муниципалитет | 5,458 | 3,523 | 64.5% | |||||||
Glavinitsa Municipality | 8,864 | 5,706 | 64.5% | |||||||
Антоновский городской совет | 4,606 | 2,930 | 63.6% | |||||||
Муниципалитет Цар Калоян | 4,569 | 2,810 | 61.5% | |||||||
Муниципалитет Ветово | 9,952 | 5,591 | 56.2% | |||||||
Муниципалитет Кубрата | 14,228 | 7,891 | 55.5% | |||||||
Крушарский муниципалитет | 3,146 | 1,678 | 53.3% | |||||||
Никола Козлево Муниципалитет | 5,262 | 2,783 | 52.9% | |||||||
Муниципалитет Ситово | 4,533 | 2,391 | 52.5% | |||||||
Здоровый муниципалитет | 11,951 | 6,166 | 51.6% | |||||||
Муниципалитет Минерални-Бани | 5,520 | 2,820 | 51.1% | |||||||
Сливопольский край | 8,552 | 3,850 | 45.0% | |||||||
Дальгопольский муниципалитет | 12,208 | 5,071 | 41.5% | |||||||
Ракитовский городской совет | 13,490 | 4,737 | 35.1% | |||||||
Болгария (страна) | 6,519,789 | 638,708 | 9.8% | |||||||
Синим цветом обозначен муниципалитет с мусульманским турецким большинством, красным цветом - мусульманский муниципалитет с болгарским большинством. [ 76 ]
Курсивом обозначено множественность. |
Демографические показатели
[ редактировать ]Мусульмане в Болгарии имеют несколько лучшие демографические показатели по сравнению с православными в Болгарии. Причина этой разницы в основном кроется в этнической принадлежности: большинство мусульман в Болгарии — турки и цыгане (и в гораздо меньшей степени этнические болгары), и эти этнические группы живут в основном в сельской местности; у них другие репродуктивные традиции, и они имеют более молодую возрастную структуру по сравнению с этническими болгарами, что приводит к более высокой рождаемости и рождаемости. В провинциях с большой концентрацией мусульман уровень рождаемости немного выше, а уровень смертности ниже, чем в среднем по стране. Например: в 1992 году общий уровень рождаемости в Болгарии составлял 10,5‰, а мусульмане составляли около 13 процентов от общей численности населения. Однако в провинциях с большим мусульманским населением уровень рождаемости колебался от 11,0 ‰ в Смоляне и 11,6 ‰ в Силистре до 13,1 ‰ в Разграде (>50 процентов мусульман) и 14,7 ‰ в Кырджали (около 70 процентов мусульман).
Возрастная структура
[ редактировать ]Население по возрастным группам по данным переписи 2011 года. [ 77 ] | ||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Этническая группа | Общий | 0–9 | 10–19 | 20–29 | 30–39 | 40–49 | 50–59 | 60–69 | 70–79 | 80+ | ||||||||
Все респонденты | 5,758,301 | 411,866 | 504,233 | 745,756 | 847,944 | 811,658 | 841,576 | 794,105 | 546,980 | 254,183 | ||||||||
из них мусульмане | 577,139 | 47,605 | 66,881 | 87,592 | 88,066 | 86,266 | 82,477 | 65,432 | 39,403 | 13,417 | ||||||||
Доля всех респондентов (%) | 10.0 | 11.6 | 13.3 | 11.7 | 10.4 | 10.6 | 9.8 | 8.2 | 7.2 | 5.3 |
Мусульмане составляли около 10 процентов всех респондентов переписи 2011 года, но они составляли около 12 процентов всех респондентов в возрасте до тридцати лет и менее 7 процентов всех респондентов в возрасте семидесяти лет и старше.
Этническая принадлежность
[ редактировать ]Согласно переписи 2021 года, мусульмане в Болгарии делятся на следующие этнические группы: турки с 447 893 респондентами, или 88,1% всех этнических турков, этнические болгары с 107 777 респондентами, или 2,1% всех этнических болгар и этнические цыгане с 45 817 респондентами, или 17,2 всех этнических цыган. [ 70 ]
Болгарские турки проживают в провинциях Кырджали, Разград, Тырговиште, Шумен, Силистра, Добрич, Русе и Бургас. В основном это сельское население. Болгары-мусульмане преимущественно проживают в Родопах , в частности, в Смолянской губернии , муниципалитетах Сатовча, Якоруда, Белица, Гармен, Гоце Делчев в Благоевградской губернии , муниципалитете Велинград в Пазарджикской губернии , а также муниципалитетах Ардино, Кирково и Крумовград в провинции Кырджали , однако большую часть населения составляют этнические турки. Цыгане-мусульмане проживают в областях Шумен , Сливен , Добрич , Тырговиште , Пазарджик и Пловдив .
Татарские мусульмане живут в северо-восточной Болгарии, а небольшая арабская диаспора проживает в основном в столице Софии. [ 78 ]
Согласно опросу мусульман в Болгарии, проведенному Новым болгарским университетом в декабре 2011 года, примерно 64% идентифицировали себя как турки, 10,1% идентифицировали себя как помаки и 7,0% идентифицировали себя как цыгане. [ 79 ]
Филиалы
[ редактировать ]Согласно переписи населения Болгарии 2011 года, 94,6% мусульман в Болгарии были мусульманами-суннитами , 4,75% — шиитами и 0,65% — мусульманами без дальнейших уточнений. [ 80 ] В Болгарии также есть небольшое присутствие Ахмадии , но они не учитываются при переписи населения. [ 81 ]
Религиозность
[ редактировать ]Евгения Иванова из Нового болгарского университета заявила в 2011 году, что «религия не имеет первостепенного значения для мусульман Болгарии». Новый болгарский университет провел опрос 1850 мусульман в Болгарии, который показал, что 48,6% назвали себя религиозными, 28,5% из них были очень религиозными. Примерно 41% никогда не ходили в мечеть и 59,3% не молились дома. Лишь 0,5% считают, что споры следует разрешать с использованием законов исламского шариата, а 79,6% заявили, что ношение чадры в школе «неприемлемо». 50,4% респондентов назвали сожительство без брака "допустимым" (41,9% сказали "недопустимо" и 7,6% отказались отвечать), 39,8% ели свинину и 43,3% употребляли алкоголь. Напротив, 88% респондентов заявили, что делали обрезание своим мальчикам, а 96% соблюдали мусульманскую практику захоронения своих родственников. [ 79 ]
Согласно опросу Pew Research Center 2017 года, 33% болгарских мусульман ответили, что религия «очень важна» в их жизни. [ 82 ] Тот же опрос показал, что 7% болгарских мусульман совершают все пять намазов . [ 83 ] 22% посещают мечеть хотя бы раз в неделю, [ 84 ] и 6% читают Коран хотя бы раз в неделю. [ 85 ]
Культура
[ редактировать ]В социалистический период истории Болгарии большинство мусульман не имели доступа к халяльной пище. В современной Болгарии понятие халяльной еды возвращается лишь медленно, и лишь немногие мусульмане придерживаются диетических ограничений. Большинство мусульман в Болгарии, которые придерживаются ограничений на халяльную еду, являются недавними арабскими иммигрантами в стране. В супермаркетах нет табличек о том, халяльна ли еда. [ 86 ]
Лишь немногие болгарские мусульманки носят какую-либо традиционную исламскую одежду, например головные платки, и большинство из них живут в сельских районах страны. [ 87 ]
20 февраля 2013 года областной муфтият Шумена организовал концерт суфийской музыки, объявленный первым в своем роде благодаря участию уникального мужского хора, состоящего из 22 суфийских певцов, прошедших обучение в селе Тодор Икономово. Мероприятие почтили главный муфтий, глава Высшего совета мусульман Шабанали Ахмед, дипломаты посольства Турции в Софии и другие высокие гости. [ 88 ]
В 2013 году совет министров предоставил один день отпуска в честь Мавлида, два дня в честь Курбан-байрама и три дня в честь Курбан-байрама. [ 89 ] Во время праздника Курбан-байрам Главный муфтият раздал нуждающимся 2500 упаковок мяса. В том же году Главный муфтият организовал кампании по предоставлению еды и жилья сирийским беженцам. [ 86 ]
В октябре 2014 года муфтият во время праздника Курбан-Байрам начал кампанию по раздаче пакетов с мясом 30 000 семьям любого вероисповедания. [ 90 ]
Во время Ашуры муфтият и представители Болгарской Православной Церкви раздали бедным тысячи порций Ашура. [ 91 ]
Межконфессиональные отношения
[ редактировать ]С 1989 года муфтият прилагает усилия по расширению межрелигиозных отношений между мусульманами и религиозными группами в Болгарии. В 2013 году мусульмане помогли в ремонте церкви в Дырановце . Учителя и ученики мусульманских религиозных школ встречаются со своими христианскими коллегами. [ 92 ]
По мнению болгарского ученого и писателя Азиза Назми Шакира, отношения между местной мусульманской и еврейской общинами «довольно позитивные». [ 93 ] В августе 2013 года во время недели Лимуда болгарская еврейская община организовала в Банско научную дискуссию, посвященную «Личность Моисея в дискурсах монотеистических религий», в которой приняли участие заместитель главного муфтия Миимиин Бирали, раввин Аарон Зербиб, пастор Евгений Найденов и Отец Петко Валов, представитель Католического Апостольского Экзархата. [ 94 ]
В 2013 году во время Рамадана посол США Марси Райс организовала ифтар, на который были приглашены главный муфтий Мустафа Алиш, глава Центрального духовного совета Израиля Роберт Джерасси и президент Объединенных евангелических церквей Николай Неделев. 23 мая и 8 июня 2013 года христианки и мусульманки провели благотворительный базар (продажа четок, одежды, аксессуаров, картин и т.д.) на площади за мечетью Баня Баши с целью оказания финансовой поддержки Центру медицинской помощи и " Питомник Святого Ивана Рильского в Софии. В последние годы Студенческий совет Высшего исламского института и Главный муфтият в сотрудничестве с Центральным духовным советом Израиля, теологическим факультетом Софийского университета «Св. Климент Охридский», организацией евреев Болгарии «Шалом» и «Шалом» Фонд «Этнопалитра» организовал межрелигиозные дискуссии и публичные лекции, посвященные философским, историческим и политическим отношениям между монотеистическими религиями, на базе Медиа-культурного центра Главного муфтията. [ 94 ] В 2014 году главный муфтий встретился с неофитом Болгарии Ансельмо Гвидо Пекорари . [ 95 ]
Образование и доход
[ редактировать ]Во время перехода к капитализму после падения социалистического правительства в 1990 году мусульманские общины пострадали непропорционально сильно. Многочисленные мусульманские предприятия были закрыты, а низкий экономический статус мусульман усугублялся отсутствием образования и плохой инфраструктурой в сельских районах страны. Исследование, проведенное в 2001 году социологами под руководством Ивана Зелени из Йельского университета, пришло к выводу, что бедность и серьезный экономический кризис больше всего затронули мусульман и цыган в Болгарии. С тех пор социологи использовали термин « этнизация » для описания увеличения разрыва в экономическом статусе, негативно влияющего на некоторые общины меньшинств в Болгарии. [ 96 ] Исследования также показывают, что проблемы образования, с которыми сталкиваются меньшинства, создают социальное расслоение и усиливают негативные стереотипы. [ 97 ]
Религиозная инфраструктура
[ редактировать ]Мусульман на общественной арене представляет Главный муфтият. В 2013 году муфтият посетил временный премьер-министр Марин Райков. Во время своего визита Райков заявил, что мусульмане являются неотъемлемой частью нации, и пообещал, что "раны прошлого не будут эксплуатироваться". Официально болгарская мусульманская община называется Мюсюлманско изповедение (Мусульманская конфессия). Администрация контролируется Висш духовен советом (Верховный мусульманский совет), в который входят 30 членов. Основным учреждением Высшего мусульманского совета является Главное мюфтийство (Главный муфтият), которое имеет 20 отделов, включая хадж, образование и связи с общественностью. Также имеется 21 региональный муфтият. [ 98 ] Нынешним главным муфтием Болгарии является Мустафа Хаджи, переизбранный в 2016 году. [ 99 ]
Экрем Хакки Айверди задокументировал 2356 мечетей в Болгарии в 1980-е годы. [ 100 ] В настоящее время количество мечетей в Болгарии оценивается примерно в 1260. Около 400 из этих мечетей были построены после падения коммунистического правительства, и более 100 в настоящее время не используются. В коммунистическую эпоху акты о собственности большинства мечетей были удалены из архивов. [ 98 ] Самая большая мечеть в Болгарии — мечеть Тумбул в Шумене , построенная в 18 веке. [ 101 ]
Научно-исследовательский центр (НИЦ) при Высшем исламском институте был создан в 2014 году. Целью НИЦ является содействие конструктивному и критическому изучению ислама и мусульман, особенно в Европе. Конкретные области исследований включают классические и современные методы экзегезы, экологию и ислам, а также исламское искусство. [ 91 ]
Споры
[ редактировать ]Исламское платье
[ редактировать ]30 сентября 2016 года парламент Болгарии при поддержке Патриотического фронта принял закон, запрещающий ношение женщинами паранджи в общественных местах в целях борьбы с терроризмом и потоками мигрантов через Европу . Однако граждане, не являющиеся гражданами Болгарии, могут свободно носить паранджу. [ 102 ]
исламизм
[ редактировать ]В 2012 году 13 салафитских имамов предстали перед судом в Пазарджикском районном суде за «проповедь антидемократической идеологии» и «противодействие принципам демократии, разделения властей, либерализма, правового государства, основных прав человека, таких как как гендерное равенство и религиозная свобода». [ 88 ] В марте 2014 года один из имамов по имени Ахмед Муса Ахмед был признан виновным и приговорен к одному году лишения свободы. Двое других имамов были приговорены к условным срокам заключения, а остальные десять оштрафованы. [ 103 ] В 2015 году дело было передано в апелляционный суд. [ 103 ]
В ноябре 2014 года в цыганском селе Изгрев Пазарджикской области на юге Болгарии были проведены обыски в нескольких домах. Среди 26 человек, арестованных на 24 часа, был Ахмед Муса Ахмед и шесть других проповедников, обвиненных в поддержке ИГИЛ. [ 104 ] Заместитель генерального прокурора Борислав Сарафов заявил, что проповедники пропагандировали антидемократическую идеологию и «неместные... «арабские» формы ислама», противостоящие «турецкому исламу», существовавшему в Болгарии на протяжении веков. [ 105 ]
Многочисленные исследования, в том числе работа IMIR, пришли к выводу, что салафитская и исламистская идеология непропорционально влияют на мусульманскую общину рома из-за низкого экономического и образовательного положения общины по сравнению с основным болгарским обществом. [ 97 ]
Оппозиция
[ редактировать ]В октябре 2014 года Главный муфтият опубликовал заявление, осуждающее ИГИЛ и призывающее болгарских мусульман не реагировать на призывы к джихаду и созданию халифата. [ 106 ]
Дискриминация
[ редактировать ]Мусульмане в Болгарии обязаны регистрировать периодические конференции в Софийском городском суде, чего члены Болгарской православной церкви делать не обязаны. [ 107 ]
Партия нападения , IMRO – Болгарское национальное движение и другие крайне правые фракции использовали беженцев для разжигания ксенофобии, и в 2013 году было зарегистрировано как минимум три нападения на расовой почве. После нападения депутат предупредил страну, что сирийские беженцы являются «каннибалами» и что их присутствие было призвано замаскировать «исламскую волну», поддерживаемую американскими и турецкими интересами, группа сирийских беженцев подала жалобу в Государственную комиссию по дискриминации. В ноябре 2013 года была основана новая националистическая партия, обещавшая «очистить страну от отбросов иностранных иммигрантов». Ультранационалистические группировки сформировали «гражданские патрули», чтобы проверять, «соблюдают ли мигранты законы государства». Некоторые из них утверждали, что получили официальное разрешение властей. [ 88 ]
В феврале 2014 года 19 депутатов от Партии нападения и Комитета по религиозным конфессиям и парламентской этике подготовили законопроект о внесении изменений в законы о религии , который остановит судебные иски о возвращении собственности вакфа, на которую претендует муфтият. В феврале 2014 года более 1000 человек со всей Болгарии протестовали против решения Пловдивского суда вернуть мечеть Куршун в Карлово, которая была национализирована в коммунистическую эпоху. В том же месяце протестующие забросали камнями и дымовыми шашками мечеть Джумая в Пловдиве. Они размахивали плакатами с надписью «Остановим исламизацию Болгарии». Подобные протесты поддержал Национальный фронт спасения Болгарии . [ 108 ]
Однако местные журналисты и политологи уже давно называют «Атаку» и партию турецкого меньшинства « Движение за права и свободы » (ДПС) «сообщающимися сосудами», отмечая, что обе они совершают возмутительные действия непосредственно перед выборами, чтобы мобилизовать своих избирателей и что кажущаяся враждебность между ними носит лишь перформативный характер. [ 109 ] [ 110 ] Бывшие активисты ДПС обвинили ДПС в финансировании «Атаки» и заявили, что оба они являются продуктами разведывательной службы коммунистического режима. [ 111 ]
В июле 2014 года впервые в демократической истории Болгарии президент Болгарии Росен Плевнелиев устроил ужин-ифтар. Ифтар прошел в резиденции президента Бояна, и на нем присутствовали премьер-министр, спикер Национального собрания, партийные лидеры и представители всех религий страны. [ 112 ]
Известные болгарские мусульмане
[ редактировать ]- Ахмед Доган , политик
- Лютви Местан , политик
- Мустафа Карадая , политик
- Цветан Теофанов , переводчик Корана на болгарский язык
См. также
[ редактировать ]- Ислам по странам
- Болгарские мусульмане
- Помаки
- Alians
- Турки в Болгарии
- Крымские татары в Болгарии.
- Список мечетей в Болгарии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Религиозный состав по странам, 2010-2050 гг.» . Исследовательский центр Пью . 12 апреля 2015 года . Проверено 22 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Болгарская перепись 2012 г. (на болгарском языке)
- ^ Болгария . Всемирная книга фактов. ЦРУ
- ^ Canard 1926 , стр. 90–91; Гилланд, 1959 , стр. 122, 123; Манго и Скотт 1997 , с. 546; Лили 1976 , с. 131.
- ^ Jump up to: а б Норрис 1993 , стр. 21–22.
- ^ Рансиман, С. История Первой Болгарской империи , с. 27
- ^ Мехмет Фуат Кёпрюлю, Гэри Лейзер, Роберт Данкофф ; «Ранние мистики в турецкой литературе», Нью-Йорк, 2006 г., стр. 53–54.
- ^ HT Norris: «Ислам на Балканах: религия и общество между Европой и арабским миром», 1993, стр. 147.
- ^ Пол Р. Брасс: «Этнические группы и государство», 1985, стр. 100.
- ^ Джон Ренар: «Сказки о друзьях Бога: исламская агиография в переводе», 2009, стр. 136
- ^ Чарльз Кинг: Молдаване: Румыния, Россия и культурная политика» 1999, стр. 210.
- ^ П. Виттек, Язиджиоглу Али о турках-христианах Добруджи , стр. 666–667.
- ^ Норрис 1993 , стр. 147.
- ^ Мартин, Ричард (2004). Энциклопедия ислама и мусульманского мира, Ричард К. Мартин (PDF) . Справочник Macmillan США. п. 101. ИСБН 0028656032 .
- ^ Бутурович, Амила (2009) [2006]. «Часть V: Исламский культурный регион - европейский ислам». В Юргенсмейере, Марк (ред.). Оксфордский справочник глобальных религий . Оксфорд и Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . стр. 437–438. ISBN 978-0-19-513798-9 . LCCN 2006004402 . S2CID 161373775 .
- ^ Кючуков, Любомир (2018), Балканский ислам: барьер или мост к радикализации? , Фонд Фридриха-Эберта, с. 5, ISBN 978-954-2979-38-8
- ^ Хаддури, Маджид (2010). Война и мир в праве ислама . Обмен юридическими книгами. стр. 196–198. ISBN 9781616190484 .
- ^ Чезари 2014 , с. 567
- ^ К. М. Вудхаус, Современная Греция: Краткая история , с. 101.
- ^ Озель, Октай (1992). «Границы Всемогущего: пересмотренная земельная реформа Мехмеда II». Журнал экономической и социальной истории Востока (42): 234.
- ^ Шарки, Хизер Дж (2017). История мусульман, христиан и евреев на Ближнем Востоке . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 65–66. ISBN 978-1-139-02845-5 . OCLC 987671521 .
- ^ Иналджик, Халил (1994). Экономическая и социальная история Османской империи, 1300-1600 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 55–75. ISBN 0521343151 .
- ^ Сомель, Сельчук Аксинь (23 марта 2010 г.). Османская империя от А до Я. Пугало Пресс. п. 24. ISBN 978-1-4617-3176-4 .
- ^ Радушев, Евгений (2008), Христианство и ислам в Западных Родопах и долине реки Места с 1500-х по 1730-е годы (на болгарском языке), София, стр. 45–46, ISBN. 978-954-523-103-2
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Радушев, Евгений (2008), Христианство и ислам в Западных Родопах и долине реки Места с 1500-х по 1730-е годы (на болгарском языке), София, стр. 136 = 137, 313–314, ISBN. 978-954-523-103-2
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Куран, Восток; Люстиг, Скотт (2010). «Судебная предвзятость в Османской империи» (PDF) . стр. 3, 22.
- ^ Карш, Ефрем (2006). Исламский империализм: история . Издательство Йельского университета. п. 29. ISBN 978-0-300-10603-9 .
- ^ Хизер Дж. Шарки (2012). Знакомство с мировым христианством . Уайли-Блэквелл. п. 10. ISBN 978-1-4443-4454-7 .
- ^ Jump up to: а б А́гостон, Га́бор; Алан Мастерс, Брюс (2010). Энциклопедия Османской империи . Издание информационной базы . стр. 185–6. ISBN 978-1-4381-1025-7 . Проверено 15 апреля 2016 г.
- ^ Балакян, Питер (2003). Пылающий Тигр: Геноцид армян и ответ Америки . Нью-Йорк: ХарперКоллинз . стр. 25, 445 . ISBN 978-0-06-019840-4 .
- ^ Акчам, Танер (2006). Позорный поступок: Геноцид армян и вопрос ответственности Турции . Нью-Йорк: Метрополитен Букс. ISBN 978-0-8050-7932-6 .
- ^ Насух, Матракчи (1588 г.). «Вербовка янычар на Балканах» . Сулейманнаме, Музей Топкапы Сарай, г-жа Хазине 1517 . Архивировано из оригинала 3 декабря 2018 года . Проверено 20 ноября 2016 г. .
- ^ Финкель, Кэролайн (2007). Мечта Османа: история Османской империи, 1300–1923 гг . Основные книги. п. 325. ИСБН 978-0-465-02396-7 .
- ^ Ицковиц, Н. (2008). Османская империя и исламская традиция . Книга Феникс. Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-09801-2 .
- ^ Jump up to: а б Кларенс-Смит, WG; Кларенс-Смит, WG (2006). Ислам и отмена рабства . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-522151-0 .
- ^ http://www.bbc.co.uk/religion/religions/islam/history/slavery_1.shtml#section_4 ; « ...и укажите, что многие христианские семьи были настроены враждебно и возмущены этим, что, возможно, подчеркивается применением силы для навязывания системы » .
- ^ Мансель, П. (2011). Константинополь: город желаний мира, 1453–1924 гг . Джон Мюррей Пресс. п. 26. ISBN 978-1-84854-647-9 . Проверено 24 июня 2020 г.
- ^ Детрез, Раймонд (18 декабря 2014 г.). Исторический словарь Болгарии . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1-4422-4180-0 .
- ^ Jump up to: а б Баркан, Омер Лютфи (1953–54), Перемещение населения как метод расселения и колонизации в Османской империи стр , . 211–212
- ^ Баркан, Омер Лютфи (1951–52), Перемещение населения как метод расселения и колонизации в Османской империи стр , . 69–76
- ^ Баркан, Омер Лютфи (1953–54), Перемещение населения как метод расселения и колонизации в Османской империи стр , . 209–211
- ^ Баркан, Омер Лютфи (1953–54), Перемещение населения как метод расселения и колонизации в Османской империи с , . 225
- ^ Баркан, Омер Лютфи (1951–52), Перемещение населения как метод расселения и колонизации в Османской империи с , . 63
- ^ Узунчаршылы, Исмаил Хакки (1949), История Османской империи. От основания Османского государства до завоевания Стамбула с введением о сельджуках Анатолии и бейликах . Анатолии 1, Стамбул: Публикации Турецкого исторического общества, стр. 1. 181
- ^ Эминов 1987 , с. 289
- ^ Эминов 1987 , с. 286
- ^ Эминов 1987 , с. 288
- ^ Трамонтана, Феличита (2013). «Подушный налог и снижение христианского присутствия в палестинской деревне в 17 веке». Журнал экономической и социальной истории Востока . 56 (4–5): 631–652. дои : 10.1163/15685209-12341337 .
- ^ Радушев, Евгений (2008), Христианство и ислам в Западных Родопах и долине реки Места с 1500-х по 1730-е годы (на болгарском языке), София, стр. 72–73, 75–81, 89–93, 106. –108, 126, 137–138, 246, 303–304, 314–315, 323–326, 328, 337–338, 347, ISBN 978-954-523-103-2
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Чмиэль, Агата (2012). «Религиозное и демографическое развитие в Юго-Западных Родопах во второй половине пятнадцатого века» (PDF) . Анкара. стр. 42–43, 45, 77–78, 87.
- ^ Киль, Махиэль (1998), Распространение ислама в болгарской деревне в эпоху Османской империи (XV-XVIII вв.). В кн.: Мусульманская культура на болгарских землях. Исследования [ Распространение ислама в болгарских сельских районах в период Османской империи (15–18 вв.). В кн.: Исламская культура на болгарских землях. Исследования ], София, с. 75
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Бойков, Григор (2016). «Человеческая цена войны: потери населения во время османского завоевания и демографическая история Болгарии в эпоху позднего средневековья и раннего Нового времени» . В Шмитте, Оливер Йенс (ред.). Османское завоевание Балкан . Sitzungsberichte der Philosophisch-historischen Klasse. Издательство Австрийской академии наук. стр. 134, 143, 147.
- ^ Оукс, Огастес; Моват, РБ (1918). Великие европейские договоры девятнадцатого века . Кларендон Пресс. стр. 332–60.
- ^ КОЮНЧУ, Ашкин (январь 2014 г.). "Tuna Vilâyeti'nde Nüfus Ve Demografi (1864-1877)" [Население и демография Дунайского вилайета (1864-1877)]. Турецкие исследования - международное периодическое издание по языкам, литературе и истории турецкого или тюркского языков (на турецком языке). 9 (4): 727–728. doi : 10.7827/TurkishStudies.7023 .
- ^ «Балканские этнические карты — Новая карта 13» .
- ^ Jump up to: а б КОЮНЧУ, Ашкин (январь 2014 г.). «Население и демография Дунайского вилайета (1864-1877) / Tuna Vilâyeti'nde Nüfus Ve Demografi (1864-1877)» . Турецкие исследования - международное периодическое издание по языкам, литературе и истории турецкого или тюркского языков (на турецком языке). 9 (4): 717. doi : 10.7827/TurkishStudies.7023 .
- ^ Jump up to: а б с д Крэмптон, Р.Дж. (1 января 2010 г.). « 'Меньшинства и демографические вопросы', Болгария» . Оксфордская история современной Европы . Оксфорд: Oxford Academic: 423–430. doi : 10.1093/acprof:oso/9780199541584.003.0016 .
- ^ Jump up to: а б с Антонина Желязкова (16 января 1998 г.). « Судьба турецкого меньшинства в Болгарии». Культура .
- ^ Шакир 2014 , с. 126
- ^ Чезари 2014 , с. 566
- ^ См. на болгарском языке: Стоянов В., Турското населени в Балгария между полюсите на этническая политика [Турецкое население между полюсами этнической политики] (София: ЛИК, 1998); Груев М. Между пятиконечной звездой и полумесяцем: Болгары-мусульмане и политический режим (1944–1959) (София: ИК). «КОТА», 2003); Калкаджиева Д., Политика Болгарской коммунистической партии в отношении неправославных религиозных общин (1944–1953), «Трудове на катедрите по истории и богословис [Факультет исторических и теологических исследований Шуменского университета], v. . 8 (2005): 252–264; Груев М. и А. Калёнский, Вазродительный процесс: Мюсюльманските обштности и коммунистический режим.
- ^ Jump up to: а б Шакир 2014 , с. 127
- ^ Jump up to: а б с д и ж Митова, Памела (1993). «Религия». В Кертисе, Гленн Э. (ред.). Болгария: страновое исследование (2-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Отдел федеральных исследований , Библиотека Конгресса . стр. 81–82, 90. ISBN. 0-8444-0751-8 . ОСЛК 28066024 . В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - ^ Якар, Мустафа (1 марта 2013 г.). «Рост населения и распределение иностранцев в Турции» . Международный журнал гуманитарных наук . Архивировано из оригинала 7 февраля 2017 года . Проверено 7 февраля 2017 г.
- ^ Обзор международной миграции, том. 26, № 2, специальный выпуск: Новая Европа и международная миграция (лето 1992 г.), стр. 342–352.
- ^ Комитет США по делам беженцев, иммиграции и служб беженцев Америки - социальные науки стр.176
- ^ Вежди Рашидов - Председатель Национального Собрания.
- ↑ Вежди Рашидов избран президентом 48-го Национального собрания.
- ^ Новый законодательный орган Болгарии наконец избирает председателя
- ^ Jump up to: а б National Statistical Institute. "Преброяване 2021: Етнокултурна характеристика на населението" [2021 Census: Ethnocultural Characteristics of the Bulgarian Population as at 7 September 2021] (PDF) (in Bulgarian). Archived (PDF) from the original on 24 November 2022.
- ^ Шакир 2015 , с. 130
- ^ Куперман, Алан; Сахгал, Неха; Шиллер, Анна (10 мая 2017 г.). «Религиозные верования и национальная принадлежность в Центральной и Восточной Европе» (PDF) . Исследовательский центр Пью . п. 52 . Проверено 22 октября 2017 г.
- ^ Шакир 2015 , с. 141
- ^ «Религиозный состав Болгарии в 2021 году» .
- ^ «Религиозный состав Болгарии в 2021 году» .
- ^ «Этнический состав Болгарии по муниципалитетам в 2021 году» .
- ^ «Население по месту жительства, возрасту и вероисповеданию» . Архивировано из оригинала 28 января 2012 года . Проверено 7 апреля 2018 г.
- ^ Шакир 2015 , с. 142
- ^ Jump up to: а б «Мусульмане Болгарии не глубоко религиозны: учитесь» . Хюрриет Дейли Ньюс . 9 декабря 2011 года . Проверено 10 декабря 2011 г.
- ^ «Население по месту жительства, возрасту и вероисповеданию» . censusresults.nsi.bg .
- ^ Корли, Феликс (27 февраля 2007 г.). «Болгария: правовые проблемы продолжаются для мусульман-ахмади и альтернативных православных» (PDF) . Служба новостей Форума 18 . ISSN 1504-2855 . Проверено 22 октября 2017 г.
- ^ «Религиозные верования и национальная принадлежность в Центральной и Восточной Европе: окончательный итог» (PDF) . Исследовательский центр Пью . 10 мая 2017 г. с. 121 . Проверено 22 октября 2017 г.
- ^ «Религиозные верования и национальная принадлежность в Центральной и Восточной Европе: окончательный итог» (PDF) . Исследовательский центр Пью . 10 мая 2017 г. с. 154 . Проверено 22 октября 2017 г.
- ^ «Религиозные верования и национальная принадлежность в Центральной и Восточной Европе: окончательный итог» (PDF) . Исследовательский центр Пью . 10 мая 2017 г. с. 118 . Проверено 22 октября 2017 г.
- ^ «Религиозные верования и национальная принадлежность в Центральной и Восточной Европе: окончательный итог» (PDF) . Исследовательский центр Пью . 10 мая 2017 г. с. 122 . Проверено 22 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Шакир 2014 , с. 136
- ^ Шакир 2014 , с. 137
- ^ Jump up to: а б с Шакир 2014 , с. 142
- ^ Шакир 2014 , с. 135
- ^ Шакир 2015 , с. 139
- ^ Jump up to: а б Шакир 2015 , с. 140
- ^ Шакир 2014 , с. 139
- ^ Шакир 2014 , стр. 139–140.
- ^ Jump up to: а б Шакир 2014 , с. 140
- ^ Шакир 2015 , с. 137
- ^ Чезари 2014 , с. 572
- ^ Jump up to: а б Чезари 2014 , с. 573
- ^ Jump up to: а б Шакир 2014 , с. 130
- ^ «Мустафа Хаджи переизбран Верховным муфтием Болгарии» . Болгарское национальное радио 24 января 2016 года . Получено 21 октября.
- ^ Фурат, Айше Зишан; Эр, Хамит (2012). Балканы и ислам: встреча, трансформация, разрыв, преемственность . Издательство Кембриджских ученых. п. 210. ИСБН 9781443842839 . Проверено 22 октября 2017 г.
- ^ ДК Путеводитель для очевидцев: Болгария . Пингвин. 2011. с. 25. ISBN 9780756684822 . Проверено 22 октября 2017 г.
- ^ Болгария вводит запрет на ношение паранджи – и урезает льготы для женщин, которые его игнорируют – The Independent . Проверено 1 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Шакир 2015 , с. 131
- ^ Шакир 2015 , с. 132
- ^ Шакир 2015 , стр. 132–133.
- ^ Шакир 2015 , с. 134
- ^ Шакир 2014 , с. 129
- ^ Шакир 2015 , с. 136
- ^ Бедров Иван (23 июня 2017 г.). «Сидеров и ДПС — история любовной связи» [Сидеров и ДПС — история любовной связи]. Немецкая волна .
- ^ Georgieva, Stoyana (21 June 2013). "ДПС и "Атака" в "екзактна" комбинация" [DPS and Attack in an "Exact" Combination]. Mediapool .
- ^ Мюмюн, Сезгин (17 апреля 2007 г.). «Сезгин Муюн: ДПС и Атака создают напряженность в стране» [ДПС и Атака создают напряженность в Стране]. Lex.bg.
- ^ Шакир 2015 , стр. 136–137.
Источники
[ редактировать ]- Дак, Мариус (1926). «Походы арабов на Константинополь в истории и легендах» . Журнал Asiatique (на французском языке) (208): 61–121. ISSN 0021-762X . Архивировано из оригинала 17 апреля 2019 года . Проверено 12 июля 2012 г.
- Крэмптон, Ричард. Краткая история Болгарии . (2005). ISBN 0-521-56183-3
- Чезари, Джоселин (2014). "Болгария". Оксфордский справочник по европейскому исламу . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199607976 .
- Эминов, Али (1987). «Положение ислама и мусульман в Болгарии» . Журнал Института по делам мусульманских меньшинств . 8 (2). Журнал Института по делам мусульманских меньшинств: 278–301. дои : 10.1080/02666958708716040 .
- Гилланд, Родольф (1959). «Поход Масламы на Константинополь (717–718)». Византиноведение (на французском языке). Париж: Публикации факультета литературы и гуманитарных наук Парижа: 109–133. OCLC 603552986 .
- Лили, Ральф-Йоханнес (1976). Византийский ответ на экспансию арабов. Исследования структурных изменений Византийского государства в VII и VIII веках (на немецком языке). Мюнхен: Институт византийских исследований и новогреческой филологии Мюнхенского университета. Архивировано из оригинала 25 декабря 2019 года . Проверено 15 июля 2016 г.
- Манго, Кирилл ; Скотт, Роджер (1997). Летопись Феофана Исповедника. История Византии и Ближнего Востока, 284–813 гг . н.э. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-822568-7 .
- Мордтманн, Дж. Х. (1986). «(ал-)Остония» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Льюис, Б. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том V: Кхе-Махи . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 532–534. ISBN 978-90-04-07819-2 .
- Норрис, ХТ (1993). Ислам на Балканах: религия и общество между Европой и арабским миром . Издательство Университета Южной Каролины. ISBN 9780872499775 . Проверено 22 октября 2017 г.
- Радушев, Евгений (2008). Христианство и ислам в Западных Родопах и долине реки Места с 1500-х по 1730-е годы (на болгарском языке). София. ISBN 978-954-523-103-2 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Шакир, Азиз Назми (31 октября 2014 г.). "Болгария". В Нильсене, Йорген; Акгонюль, Самим; Алибашич, Ахмет; Рациус, Эгдунас (ред.). Ежегодник мусульман Европы, том 6 . БРИЛЛ. ISBN 9789004283053 . Проверено 20 октября 2017 г.
- Шакир, Азиз Назми (30 октября 2015 г.). "Болгария". В Шарбродте, Оливер; Акгонюль, Самим; Алибашич, Ахмет; Нильсен, Йорген; Рациус, Эгдунас (ред.). Ежегодник мусульман Европы, том 7 . Блестящий. ISBN 9789004308909 . Проверено 20 октября 2017 г.
- Желязкова, Антонина (16 января 1998 г.). « Судьба турецкого меньшинства в Болгарии». Культура .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Рагару, Надеге (июнь 2001 г.). «Ислам в посткоммунистической Болгарии: прерванное «столкновение цивилизаций»?». Национальные документы . 29 (2): 293–324. дои : 10.1080/00905990120053755 . S2CID 162030233 .
- Кристен Р. Годси , Жизнь мусульман в Восточной Европе: гендер, этническая принадлежность и трансформация ислама в постсоциалистической Болгарии, Princeton University Press, 2009. ISBN 978-0-691-13955-5