Здоровье Болгарии
Здоровый | |
---|---|
Хан Болгарии | |
Царствование | 700–721 |
Предшественник | Asparukh |
Преемник | Kormesiy |
Рожденный | 675 [ нужна ссылка ] Болгарская империя |
Умер | 721 Болгарская империя |
Проблема | телериг |
Дом | Конец |
Отец | Asparukh |
Хан Тервел ( болгарский : Тервел ), также называемый Тарвел , или Тервал , или Тербелис в некоторых византийских источниках, был ханом Болгарии во времена Первого Болгарского царства в начале 8 века. В 705 году император Юстиниан II назвал его цезарем , став первым иностранцем, получившим этот титул. [1] [2] Он был воспитан язычником, как его дед Хан Кубрат , [3] [4] [5] но позже, возможно, был крещен византийским духовенством. Тервел сыграл важную роль в разгроме арабов при осаде Константинополя в 717–718 гг. В Номиналиях булгарских ханов говорится, что Тервел принадлежал к роду Дуло и правил 21 год. Свидетельства источника и некоторые более поздние предания позволяют идентифицировать Тервела как сына Аспаруха .
Союз с Юстинианом II
[ редактировать ]Тервел впервые упоминается в византийских источниках в 704 году, когда к нему обратился свергнутый и сосланный византийский император Юстиниан II . Юстиниан заручился поддержкой Тервела для попытки восстановления византийского престола в обмен на дружбу, подарки и замужество дочери. С армией из 15 000 всадников, предоставленной Тервелом, Юстиниан внезапно двинулся на Константинополь и сумел войти в город в 705 году. Восстановленный император казнил своих сменителей, императоров Леонтия и Тиберия III , вместе со многими из их сторонников. Юстиниан наградил Тервела многими дарами, титулом кайсара ( цезаря ), что сделало его вторым после императора и первым в византийской истории иностранным правителем, получившим такой титул, и территориальной уступкой в северо-восточной Фракии , области под названием Загора . Была ли дочь Юстиниана Анастасия выдана замуж за Тервела, как было условлено, неизвестно.
Однако всего три года спустя, когда Юстиниан II укрепил свой трон, он нарушил это соглашение и начал военные действия по возвращению уступленной территории, но хан Тервел разгромил византийцев в битве при Анхиале (недалеко от современного Поморья ) в 708 году. В 711 году Столкнувшись с серьезным восстанием в Малой Азии , Юстиниан снова обратился за помощью к Тервелу, но получил лишь вялую поддержку, выраженную в 3-тысячной армии. Юстиниан , перехитрившийся мятежным императором Филиппиком , был схвачен и казнен, а его болгарским союзникам было разрешено отступить в свою страну. Тервел воспользовался беспорядками в Византии и в 712 году совершил набег на Фракию, грабя вплоть до окрестностей Константинополя.
Учитывая хронологические сведения «Именника » , Тервел умер бы в 715 году. Однако византийский летописец Феофан Исповедник приписывает Тервелу роль в попытке восстановить свергнутого императора Анастасия II в 718 или 719 году. Если бы Тервел прожил так долго, он должен был быть болгарский правитель, заключивший новый договор (подтверждающий ежегодную дань, уплачиваемую византийцами Болгарии, территориальные уступки во Фракии, регулирующие торговые отношения и обращение с политическими беженцами) с императором Феодосием III в 716 году. Однако в другом месте Феофан записывает имя болгарского правителя, заключившего договор 716 года, как Кормесия , т. е. возможного преемника Тервела Кормесия . Вероятно, летописец приписал Тервелу события 718 или 719 года просто потому, что это была фамилия булгарского правителя, с которым он был знаком, и что его источники умалчивали об этом имени, как и в его рассказе об осаде. Константинополя. Согласно другой теории, Кермесиос был уполномочен Тервелом подписать договор.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что именно во времена Тервела был создан знаменитый наскальный рельеф « Мадарский всадник» как памятник победам над византийцами, в честь его отца Аспаруха и как выражение славы Болгарского государства.
Война с арабами в 717–718 гг. и дальнейшая жизнь.
[ редактировать ]25 мая 717 года Лев III Исавриец был коронован императором Византии. Летом того же года арабы под предводительством Масламы ибн Абд аль-Малика пересекли Дарданеллы и осадили Константинополь с большой армией и флотом.
Лев III обратился к Тервелу с просьбой о помощи, опираясь на договор 716 г., и Тервел согласился. Первое столкновение булгар с арабами закончилось победой булгар. Уже на первых этапах осады булгары появились в тылу мусульман и большая часть их армии была уничтожена, а остальные оказались в ловушке. Арабы построили две траншеи вокруг своего лагеря, обращенные к болгарской армии и стенам города . Они упорствовали в осаде, несмотря на суровую зиму со 100-дневным снегопадом. Весной византийский флот уничтожил арабский флот, прибывший с новым продовольствием и снаряжением, а византийская армия разгромила арабские подкрепления в Вифинии . Наконец, в начале лета арабы вступили в бой с булгарами, но потерпели сокрушительное поражение. По словам Феофана Исповедника , в битве булгары убили около 22 000 арабов. Вскоре после этого арабы сняли осаду.
В 719 году Тервел вновь вмешался во внутренние дела Византийской империи, когда свергнутый император Анастасий II попросил его помощи для возвращения престола. Тервел предоставил ему войска и 360 000 золотых монет. Анастасий двинулся на Константинополь, но его население отказалось сотрудничать. Тем временем Лев III отправил Тервелу письмо, в котором призывал его уважать договор и предпочесть мир войне. Поскольку Анастасий был оставлен его сторонниками, болгарский правитель согласился на просьбы Льва III и разорвал отношения с узурпатором. Он также отправил Льва III многих заговорщиков, искавших убежища в Плиске .
Культ святого Тривелия
[ редактировать ]В своей «Славяно-болгарской истории» (1762 г.) Паисий Хилендарский интерпретирует характер Тервела на основе гравюры на меди из Христофора Жефаровича « Стемматографии» (1741 г.), на которой изображены святой Давид, царь Болгарии, и святой Феоктист. В образе святого Феоктиста, что является монашеским именем сербского короля Стефана Драгутина , Паисий узнал царя Тривелиуса или Тервела. [6] Помимо прочего, Паисий писал об этом болгарском правителе:
Этот царь Тривелий был первым, кто принял христианство в 703 году нашей эры. Приняв святую веру, он имел великое благочестие и преданность Христу. Из-за этого он построил себе монастырь и добровольно покинул царство [...] и затем принял монашеский сан. [...] Его монашеское имя было Феоктист.
Анонимная « Зографическая история » (1760-е гг.) пытается даже найти монастырь св. Феоктиста недалеко от Охрида , а иеромонах Спиридон Габровский в своей « Истории » 1792 года указывает, что в Охриде «в его монастыре до сих пор лежат его реликвии". Поразительно, что « Зографическая история » и « Славяно-булгарская история », появившиеся почти одновременно, являются первыми текстами, в которых упоминается царь Тривелий вообще в балканской литературе, чего нет в западной литературе, где он активно присутствовал с 16 века. В западной литературе, которая, по-видимому, также являлась источником упомянутых афонских монахов, имеется также эпизод о его монашестве, но ни в одном источнике до « Истории Паисия » не упоминается его монашеское имя, что, очевидно, является оригинальной конструкцией Паисием, чтобы связать Тривелия с фигурой Феоктиста из « Стематографии ». [6] Кроме того, важно подчеркнуть, что Паисию было известно о том, что сербский король Драгутин принял монашество с именем Феоктист, поэтому еще более удивительно, что он связал фигуру монаха Феоктиста из « Стематографии » с болгарским правитель Тривелий.
Другая гравюра на меди Жефаровича того же 1741 года, сделанная всего за несколько месяцев до публикации «Стемматографии » , особенно полезна для идентификации образа св. Феоктиста из «Стематографии». Эта медная доска с изображением святого Саввы с сербскими святыми из дома Неманича была задумана как своего рода пропагандистский политический меморандум и была отправлена как поздравительное послание императрице Марии Терезии по случаю ее восшествия на престол. На медной пластине изображены семнадцать святых фигур. Во втором ряду святителей изображен святой Феоктист с ясно написанными подписями. Все представленные персонажи без исключения находят свою аналогию в святых из дома Немани, поэтому такую аналогию следует искать и для персонажа святого Феоктиста. [6]
Трактовки Паисия по аналогии и без критического анализа будут подхвачены в позднейшей болгарской литературе и создадут фиктивный и до тех пор несуществующий культ святого, который найдет отражение в живописи XVIII и XIX веков. [6]
Наследие
[ редактировать ]Пик Тервела на острове Ливингстон на Южных Шетландских островах в Антарктиде назван в честь Тервела из Болгарии.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Андреев, Я. Болгарские ханы и цари (VII-XIV вв.). София, 1987 г.
- ^ Хан Тервел - тема для студентов-кандидатов. Архивировано 1 мая 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Вачкова, Веселина. «Болгарская тема в памятниках Константинополя» (PDF) . gtbyzance.com . Архивировано из оригинала (PDF) 17 августа 2011 года.
- ^ «Славянско-болгарская история», Св. Паисий Хилендарский, 18 век.
- ^ «Болгары», документ. фильм, режиссёр и сценарист П. Петков, опер. Кр. Михайлов. Производство БТВ. 2006, Болгария
- ^ Перейти обратно: а б с д Недески, Виктор (2020). «Вклад в опознание святых Давида Царя и святого Феоктиста по медным пластинам Христофора Цефаровича» (PDF) . Христофор Жефарович и его время: материалы второго научного сбора в честь покровителей и защитников города Струмицы ул. Пятнадцать Тивериопольских священномучеников, состоявшихся в Струмице 5 и 6 декабря 2019 г .: 117–129.
Источники
[ редактировать ]- Mosko Moskov, Imennik na bălgarskite Hanove (novo tălkuvane) , София, 1988.
- Йордан Андреев, Иван Лазаров, Пламен Павлов, Кой кой ев средневековна Балгария , София 1999.
- (первоисточник), Бахши Иман, Джагфар Тарихы , т. III, Оренбург 1997.
- (первоисточник), Никифор, Патриарх Константинопольский, Краткая история , К. Манго, изд., Dumbarton Oaks Texts 10, 1990.
- (первоисточник), «Хроники Феофана Исповедника» , К. Манго и Р. Скотт, пер., Oxford University Press, 1997.