Христофор Жефарович

«Достопочтенному господину Христофору Жефаровичу, иллиро-расскому универсальному иконописцу, ревнителю болгарского отечества, любителю Иллирийской империи»
Христофор Жефарович ( болгарский : Христофор Жефарович , сербская кириллица : Христофор Жефарович , Христофор Жефарович ) — художник, гравер, писатель и поэт XVIII века, а также известный сторонник раннего панюжного славянства . [ 1 ] [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Христофор Жефарович (старая кириллица: Христофоръ Жефаровичъ), родившийся в конце 17 века, происходил из священнической семьи из Дойрана в Османской империи (современная Северная Македония ) и сам стал монахом. Будучи высокообразованным и образованным странствующим монахом, он рисовал и торговал книгами, иконами и церковной утварью. Некоторое время он провел в монастыре Святого Наума в Охриде . Его имя впервые было упомянуто в 1734 году в Белграде , где он был хорошо известен как художник. Его первыми хорошо сохранившимися работами являются фрески в церквях монастыря Бодани в Бачке , тогдашней Габсбургской монархии (сегодня в Сербии ) с 1737 года и православного монастыря Шиклош с 1739 года. [ 3 ] Он занимался исключительно гравюрой на меди и книжной иллюстрацией после 1740 года. гравировал медные пластины для своих книг и печатал их в «офортно-типографской мастерской» своего сотрудника Томаса Месмера в Вене . Его гравюра имела большое культурно-историческое значение для искусства барокко того времени. Его стиль «яркой гравюры» был совершенно виртуозным и оригинальным, он специализировался на высших отраслях — гравюре для печати — искусства гравера.
Жефарович совершил паломничество в Иерусалим через Салоники и Яффо , а затем обосновался в Богоявленском монастыре в Москве , где и умер 18 сентября 1753 года. Он был ответственен за популяризацию жанра письма под названием проскинетария с описаниями святых мест и монастырей Палестины. и в других местах, часто вознося молитвы и молитвы, связанные с каждым местом. Жефарович был автором двух религиозных сочинений, наставления новоназначенным священникам (Поучение святительское к новопоставленному иерею, Поучение святительское к новопоставленному ерею ) 1742 года и описания Иерусалима 1748 года (Описание света божия града Иерусалима, Описание святаго божия града) . Иерусалим ), книга путешествий была издана иерусалимским архимандритом Симеоном Симоновичем на свои средства. С именем Жефаровича также связаны два учебника — букварь и грамматика, а также многочисленные медные гравюры известных личностей современной Воеводины.
Его работа была признана в Европе , и он стал почетным членом Императорской академии в Вене и Королевской академии в Мюнхене .
Он умер в Москве 18 сентября 1753 года.
Стемматография
[ редактировать ]Наибольшее значение для Южнославянского возрождения оказала работа Жефаровича, опубликованная в Вене в 1741 году. Книга была написана по заказу сербского православного митрополита Карловицкого Арсения IV Йовановича Шакабенты , который также финансировал ее выпуск. [ 4 ] При составлении Жефарович использовал Стемматографию хорвата « Павао Риттера Витезовича 1701 года, который, со своей стороны, использовал Царство славян» Мауро Орбини 1601 года. Стемматография была проиллюстрирована Жефаровичем гравюрами на меди и черно-белыми рисунками. Он содержит 20 медных пластин с изображением 28 сербских и болгарских правителей и святых; 15 из них — сербские князья, принцессы, короли и цари (в основном из династии Неманичей ), а 7 — сербские архиепископы и патриархи. [ 5 ] Стемматография также содержит 56 гербов южнославянских балканских и других стран с описательными четверостишиями под ними, которые считаются первым примером современной светской болгарской и сербской поэзии . Стемматография оказала решающее влияние на Болгарское национальное возрождение и оказала большое влияние на всю болгарскую геральдику XIX века, когда она стала наиболее влиятельной среди всех поколений болгарских просветителей и революционеров в период национального пробуждения Болгарии и сформировала идею для современного болгарского национального символа.
Образец болгарского герба Стемматография мантию использовался в качестве государственного символа королевской болгарской администрации в 1878 году, но был заключен в горностаевую и с княжеской короной над ней. Этот герб продолжал использоваться на государственной печати и печатях государственных учреждений даже после того, как официальный герб (также под влиянием герба в Стемматографии ) был введен Национальным собранием . Герб недолговечной османской провинции Восточная Румелия также был создан на основе герба Константинополя (называемого «гербом Румынии ») в творчестве Жефаровича.
Герб Болгарии Жефаровича изображен на реверсе болгарской банкноты номиналом 2 лва , выпущенной в 1999 и 2005 годах. [ 6 ]
Национальность и этническая принадлежность
[ редактировать ]Hristofor Žefarović worked for the spiritual resurgence of the Bulgarian and Serbian people , as he considered them to be one and the same " Illyrian " ( South Slavic ) people. Pavle Nenadović , exarch of the Serbian Patriarch, had called him "Illyro-Rascian universal painter, zealot of the Bulgarian homeland and kinlover of the Illyrian Empire" ("иллирïко рассïанскому общему зографу, ревнителю отчества Болгарскагѡ и любителю царства Иллѵрïческагѡ"). Žefarović noted "our Serbian motherland" ("отечество сербско наше", otechestvo serbsko nashe ) and signed as a "Illyro-Rascian universal painter" ("иллирïко рассïанскïи общïй зографъ", illirïko rassïanskïy obshtïy zograf ). In his testament, he explicitly noted that his relatives were "of Bulgarian nationality" ("булгарской нации", bulgarskoy natsii ) and from Dojran . [ 7 ] [ 8 ] Этническая принадлежность Жефаровича была предметом споров между болгарской и сербской историографией . Западные ученые предпочитают подчеркивать его вклад в историю обоих народов и утверждают, что Жефарович принадлежал к обоим народам . [ 9 ]
Почести
[ редактировать ]Zhefarovich Crag on Fallières Coast , Antarctica is named after Hristofor Zhefarovich.
Галерея
[ редактировать ]-
Гравюра святых Мефодия и святого Иефрема Сербских.
-
Герб Османской Фракии
-
Герб Румынии , позже принятый в качестве государственного символа Восточной Румелии.
-
Герб Польши
-
Герб Болгарии
-
Герб сербского дома Неманичей.
-
Герб Македонии
-
Герб Сербии
-
Герб Венгрии
-
Герб Моравии
-
Герб Богемии
Примечания
[ редактировать ]- ^ Империи и полуострова: Юго-Восточная Европа между Карловицем и Адрианопольским миром, 1699–1829 гг., Пламен Митев, LIT Verlag Münster, 2010, ISBN 3643106114 , с. 90
- ^ Национальный вопрос в Югославии: истоки, история, политика, Иво Банак, издательство Корнельского университета, 1988, ISBN 0801494931 , с. 74.
- ^ Лазарь Чурчич (1971). Живан Милисавац (ред.). литературный лексикон Югославский ( на сербско-хорватском языке). Нови-Сад ( САП Воеводина , СР Сербия ): Matica srpska . п. 592.
- ^ Михальчич, Раде (2001) [1984]. Лазар Гребелянович: история, культ, традиции (на сербском языке). Белград: сербский школьный учебник; Знание. стр. 228–29. ISBN 86-83565-01-7 .
- ^ Жефарович, Христофор; Месмер, Томас (1972) [1741]. Динко Давыдов (ред.). Стемматография (на церковнославянском языке). Нови-Сад: Галерея Матицы Сербской .
- ^ Болгарский национальный банк . Банкноты и монеты в обращении: 2 лева (выпуск 1999 г.) и 2 лв (выпуск 2005 г.). - Проверено 26 марта 2009 г.
- ^ „булгарской нации... въ православной архiепископiи Салонской въ городѣ Догрiанѣ братъ родной свящтеникъ и протчiя сродники“.
- ^ Болгария, Р. Дж. Крэмптон, Oxford University Press, 2007, стр. 30. , ISBN 0-19-820514-7
- ^ Хьюз, Генри Стюарт (1971). Учителя истории: очерки в честь Лоуренса Брэдфорда Паккарда . Айер Паблишинг. стр. 271–272 . ISBN 978-0-8369-2164-9 .