Сербско-католическое движение в Дубровнике
Сербо -католическое движение в Дубровнике ( сербско-хорватское : Дубровачки србокатолички покрет / Dubrovački srbokatolički pokret ) — культурное и политическое движение людей из Дубровника , которые, будучи католиками , объявляли себя сербами , в то время как Дубровник входил в состав Габсбургов Королевства . Далмация в 19-начале 20 веков. Первоначально возглавляемое интеллектуалами, которые поддерживали сильные просербские настроения, существовало два выдающихся воплощения движения: ранняя панславянская фаза под руководством Матии Бана и Медо Пучича , которая соответствовала иллирийскому движению , и более поздняя, более сербская националистическая группа, которая была действовал между 1880-ми и 1908 годами, включая большое количество дубровницких интеллектуалов того времени. Движение, приверженцы которого известны как сербы-католики ( Срби католици/Srbi katolici ) или сербы-католики ( католички Срби/katolički Srbi ), в значительной степени исчезло с созданием Югославии .
Фон
[ редактировать ]Рагуза была основана в VII веке беженцами из Эпидавра , римского города, расположенного примерно в 15 км к югу, когда этот город был разрушен славянами , сражавшимися с аварами . В первые века своего существования город находился под властью Византийской империи. [1] Это был один из далматинских городов-государств . В XII и XIII веках Дубровник превратился в олигархическую республику и получил большую выгоду, став торговым форпостом растущего и процветающего сербского государства. [2] После крестовых походов Дубровник перешел под власть Венеции (1205–1358), которая передала свои учреждения далматинскому городу. По Задарскому мирному договору 1358 года Дубровник добился относительной независимости как вассальное государство Венгерского королевства . Между 14 веком и 1808 годом Дубровник управлял собой как свободное государство , хотя с 1382 по 1804 год он был данником Османской империи и платил ежегодную дань своему султану. [3] 27 мая 1806 года войска Французской империи оккупировали нейтральную Республику Рагуза . В 1808 году маршал Мармон издал прокламацию об упразднении Республики Рагуза и объединении ее территории с государством-сателлитом Французской империи, Наполеоновским Королевством Италия . На Венском конгрессе Рагуза и территории бывшей республики были включены в состав коронной земли Королевства Далмация , управляемого Габсбургской монархией , которая в 1867 году стала называться Австро-Венгрия , частью которой она оставалась до 1918.
Использование хорватского языка в повседневной речи увеличилось в конце 13 века, а в литературных произведениях - в середине 15 века. [4] В конце 14 века жители республики в основном были носителями хорватского языка. [5] они называли их хорватскими , славянскими или иллирийскими в то время . [6] Большинство источников позднего средневековья и раннего Нового времени просто называют славянских жителей Дубровника «славянскими», а их язык — « славянским ». [7] Ряд писателей XVI-XIX веков (до эпохи романтического национального пробуждения) открыто заявляли о себе как о хорватах , а о своем языке как о хорватском. [ нужна ссылка ] В ближайшие десятилетия Дубровник стал колыбелью хорватской литературы . [8]
Первоначально латынь использовалась в официальных документах республики. Итальянский язык вошел в употребление в 1420-х годах. [9] Оба языка использовались в официальной переписке Республики. [10] Чтобы противостоять демографическим изменениям, вызванным увеличением славянской иммиграции с Балкан, коренное романское население Рагузы, составлявшее олигархическое правительство республики, пыталось запретить использование любых славянских языков в официальных советах. Когда Рагуза входила в состав Наполеоновского Королевства Италии , между 1808 и 1810 годами, итальянский язык все еще использовался официально. На хорватском языке обычно говорили низшие классы, а на итальянском – высшие. Рагузцы в целом были двуязычными: в повседневных обязанностях говорили по-хорватски, а в официальных случаях - по-итальянски или смешивали оба языка. Были также рагузские авторы морлахизма , преимущественно итальянского и венецианского литературного движения. [11]
До XIX века трудно определить точное количество жителей Дубровника, называвших себя сербами. С усилением акцента на этнических различиях в девятнадцатом веке все чаще упоминаются сербы и хорваты как отдельные народы Дубровника. В Республике Рагуза существовала единая государственная религия — католицизм, прежде чем она была отменена в 1808 году. [12] Епарх Далмации Иосиф Раячич отправил в Дубровник первого православного священника Джордже Николаевича в 1833 году. [13] Православие получило равный статус с католицизмом только в 1848 году, к этому времени уже были сотни православных выходцев из Герцеговины в городе , сохранявших свою религиозную принадлежность к Сербской Православной Церкви . [12]
Начало 19 века
[ редактировать ]В 19 веке политика Дубровника начала включать в себя вопрос принадлежности города – с появлением романтического национализма, такого как иллирийское движение и появление Королевства Сербия , а также сопротивления включению Дубровника в состав Королевства Сербия. Далмация . [14] Город, хотя и был католическим, имел многовековые исторические связи со своей преимущественно православной глубинкой, что подчеркивалось как через пропаганду современной Сербии, так и через многочисленные контакты городской интеллигенции с Сербией и Черногорией . [14]
Примерно в это же время началось культурное и политическое движение сербов в Дубровнике, в частности, статьей Николаевича 1838 года в газете «Србско-Далматинский журнал» (опубликованной в Задаре Божидаром Петрановичем ), в которой он заявил, что весь рагузский славянский литературный корпус является сербской литературой. [15]
В 1841 году Медо Пучич , писатель из старой католической дворянской семьи, познакомился с панславистами Яном Колларом и Павлом Юзефом Шафариком и начал поддерживать сербские национальные чувства. [16] Медо Пучич был первым человеком, публично назвавшим себя сербом, и в то же время считал, что хорватское название языка, на котором он говорил, было просто синонимом сербского имени, поэтому он фактически был приверженцем словинства , панславянского языка. взгляд на южнославянские народности. [14] Литературный журнал Slovinac , основанный Пучичем и другими в 1878 году, отражал эти взгляды.
Матия Бан , еще один католик из Дубровника, находился под настолько сильным влиянием панславистов и романтических националистов Михала Чайковского и Франтишека Заха в Стамбуле , что переехал в Белград в 1844 году, пытаясь продвигать свою идею о том, что сербский патриотизм должен выходить за рамки сербского православия и границы Княжества Сербия . [17] В Сербии группа энтузиастов Пана Пана работала с министром внутренних дел Сербии Илией Гарашаниным , автором книги «Начертание» , чтобы войти в высшие слои сербской политической жизни. [17] Однако они не были встречены единодушным признанием - Йован Стерия Попович и другие при поддержке Церкви в Сербии протестовали против их идей и, как следствие, против Вука Караджича о том, что сербский язык и национальность выходят за рамки православия. идеи [18]

Во время революций 1848 года в габсбургских областях (1848-1849) сербское правительство выступало на стороне южных славян в сербской Воеводине , и в то же время Матия Бан путешествовал по хорватским землям и выступал также за панславянство. В качестве просербских идей они утверждают, что Королевство Далмация должно быть объединено с Королевством Хорватия-Славония , но также называют язык Дубровника сербским. [19] К 1850 году революция закончилась, и Пан, особенно потому, что он получил сербское гражданство в 1844 году, стал подозрительным для австрийской полиции в Дубровнике, которая начала за ним следить. [20] В этот момент его вызвали в Белград, где Гарашанин приостановил все свои операции и приказал ему навсегда вернуться в Белград. [20] Он колебался, но принц Александр и другие убедили его подчиниться. Однако он оставил свою семью в Дубровнике и опубликовал еще два номера журнала «Дубровник» в «Людевит Гай » в Загребе в 1851 и 1852 годах. издательстве [20]
Конец 19 века
[ редактировать ]Политическая реальность Дубровника второй половины XIX века была довольно мрачной: исторический город был отнесен к незначительной периферии Австро -Венгерской монархии , и это оказало существенное влияние на местную политику и возникновение сербской власти. -Католическое движение. [21]
Через три десятилетия после Пана и Пучича, в 1880-х годах, значительная группа рагузских интеллектуалов независимо развила сербско-католические настроения, но на тот момент это было политическое движение, открыто враждебное хорватам и лидеры которого сотрудничали с проитальянскими автономистами. партии (т.е. она не была панславянской). [22]
После Берлинского конгресса 1878 года империя Габсбургов оккупировала Боснию и создала Австро-Венгерский кондоминиум Боснии и Герцеговины , что спровоцировало конфронтацию между сербской и хорватской национальными идеологиями, а новый «сербско-католический» круг Дубровника все больше порвал с панславянская традиция ее основателей Пучича и Бана. [23] В том же году Сербия получила независимость.
При подготовке к выборам в Императорский совет 1879 года Сербская партия Далмации разорвала связи с Народной партией , что ознаменовало значительный сдвиг в политике Далмации того времени. Впоследствии, в 1890 году, коалиция Автономистской партии и Сербской партии победила на муниципальных выборах в Дубровнике, где автономисты считались «сербами-католиками». [24] На выборах 1899 года местные хорваты увидели свою большую ошибку и коалиция Народно-хорватской партии (с 1899 года новое название Народной партии в Далмации) и Партии правых к власти пришла .
вызвало серьезные местные разногласия Открытие памятника Гундуличу , которое планировалось с 1880 года, но в конечном итоге было отложено до 1893 года, .

В 1904/1905 году культурное общество «Хорватский и сербский народный дом» из Цавтата (к югу от Дубровника) пропагандировало панславянские идеи. [25]
В 1908 году, с аннексией Боснии и Герцеговины Австрией , все сербские союзы, клубы и газеты в городе были закрыты и запрещены австрийскими властями, что привело к массовой эмиграции сербско-ориентированного высшего общества из города Дубровника. [ нужна ссылка ]
Матица Сербская в Дубровнике была основана в 1909 году по завещанию сербского бизнесмена Константина Вучковича. [26]
Движение постепенно закрылось, потому что процесс общего политического объединения хорватов и сербов, произошедший в начале 20 века, устранил смысл его существования, поскольку создание Югославии завершилось интеграцией с Сербией. [27]
Наследие
[ редактировать ]После Первой мировой войны в Королевстве Югославия те сербы , которые остались в Дубровнике, высказались за югославское национальное единство, в отличие от хорватов в городе, которые высказались за сохранение автономного статуса Хорватии в Югославии и объединение Далмации с Хорватией. Славония.
В личной переписке с автором и критиком д-ром. Милан Шевич в 1932 году Марко Мурат жаловался, что православные сербы не признают сербскую католическую общину на основании своей веры. [28]
В 1939 году Дубровник и его район вошли в состав Бановины Хорватии, основанной в том же году. Эти обстоятельства усилили эмиграцию. Во времена Независимого государства Хорватия (1941-1945) город полностью переориентировался на хорватскую культуру.
Историография в Хорватии и Сербии не освещала это явление нейтрально - большое количество сербских работ о нем было субъективным и националистическим, пытаясь чрезмерно подчеркнуть его, в то время как хорватские работы, наоборот, имели тенденцию преуменьшать его. [14] Мачей Червинский заявил, что сербско-католическое движение имело непоследовательность и недостатки в языковом, культурном и этническом подтверждении сербской идентичности Дубровника. [29]
Организации
[ редактировать ]

- Zadruga Srpkinja Dubrovkinja - основана в 1887 году.
- Сербская академическая молодежь Дубровника - основана в 1900 году.
- Сербская Зора - основана в 1901 году.
- Ассоциация гимнастики и соколиной охоты Душана Силни - основана в 1907 году и возглавляется Мато Грацичем.
- Matica srpska - основана в 1909 году, финансируется и основана Константином Вучковичем.
- Типография Пасарича
- Типография Маты Грацич
- Союз сербских сельскохозяйственных кооперативов
- Сербский сберегательный банк
Известные люди
[ редактировать ]- Иван Стоянович (1829–1900), католический священнослужитель. [30]
- Медо Пучич (1821–1882), дворянин из Рагузы. [16]
- Матия Бан (1818–1903), писатель. [31]
- Мелько Чингрия (1873-1949), политик.
- Валтазар Богишич (1834–1908), юрист и социолог. [32]
- Луйо Войнович (1864–1951), политик и писатель. [32]
- Константин Войнович (1832–1903), политик.
- Антун Фабрис (1864–1904), писатель.
- Но Будмани (1835–1914), писатель. [32]
- Луко Зоре (1846–1906), филолог.
- Марко Кар (1859–1953), писатель.
- Стиепо Кобашица (1882–1944), писатель.
- Марко Мюрат (1864–1944), художник.
- Милан Решетар (1860–1942), лингвист и историк.
- Никша Гради (1825–1894), писатель.
- Вико Адамович (1838–1919), педагог и историк.
- Петар Колендич (1882–1969), писатель и историк литературы.
См. также
[ редактировать ]- Дубровницкий молитвенник
- Сербская народная партия (Далмация)
- Сербское возрождение
- Сербы в Дубровнике
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Каждан, Александр П., изд. (1991). Оксфордский словарь Византии . Нью-Йорк: Оксфордский университет. Пр. п. 665. ИСБН 978-0-19-504652-6 .
- ^ Рождение Югославии Генри Берлейна
- ^ Питчер, Дональд Эдгар. Историческая география Османской империи , Лейден: Брилл, 1968, стр. 70
- ^ Харрис, Робин (2003). Дубровник: история . Лондон: Саки. п. 247. ИСБН 978-0-86356-332-4 .
- ^ Юрланд, П. Стуре; Университет Сент-Эндрюс, ред. (2007). Языковые контакты и языки меньшинств на побережье Европы; [5-й Международный симпозиум по евролингвистике в Университете Сент-Эндрюс, Шотландия, 11–13 июня 2004 г.] . Исследования по евролингвистике. Берлин: Логос-Верл. п. 235. ИСБН 978-3-8325-1644-4 .
- ^ Харрис, Робин (2003). Дубровник: история . Лондон: Саки. п. 415. ИСБН 978-0-86356-332-4 .
- ^ Дж. Файн (5 февраля 2010 г.). Когда этническая принадлежность не имела значения . стр. 155–156. ISBN 978-0472025602 .
- ^ Харрис, Робин (2003). Дубровник: история . Лондон: Саки. стр. 249, 260. ISBN. 978-0-86356-332-4 .
- ^ Харрис 2006 , с. 247.
- ^ Лодж и Пью 2007 , с. 240.
- ^ Милич Бретт, Бранислава (2014). Воображая Морлакки у Фортиса и Гольдони (доктор философии). Университет Альберты . стр. 1–213. дои : 10.7939/R3MM45 .
- ^ Перейти обратно: а б Банак 1983 , стр. 452.
- ^ Банак 1983 , стр. 453.
- ^ Перейти обратно: а б с д Младинео 2012 , стр. 801.
- ^ Банак 1983 , стр. 454.
- ^ Перейти обратно: а б Банак 1983 , стр. 455.
- ^ Перейти обратно: а б Банак 1983 , стр. 459.
- ^ Банак 1983 , стр. 459–460.
- ^ Банак 1983 , стр. 461.
- ^ Перейти обратно: а б с Банак 1983 , стр. 463–464.
- ^ Младинео 2012 , стр. 800–801.
- ^ Банак 1983 , стр. 464–465.
- ^ Банак 1983 , стр. 473.
- ^ Райчич, Тихомир (октябрь 2001 г.). «Однос сербский список (гласа) према автономашима у Далмации 80-их годов XIX. столеча» [Поведение сербской партии в отношении далматинских автономистов в Австрийской Далмации]. Радови / Институт исторических наук Хорватской академии наук и искусств в Задаре (на хорватском языке) (43). Хорватская академия наук и искусств . ISSN 1330-0474 . Проверено 1 сентября 2011 г.
- ^ Национальный флаг объединенных сербов и хорватов, Дубровник, 1905 г. (на сербском языке)
- ^ Баич, Саня (12 июня 2017 г.). «Кирилика в периодической печати и литературных произведениях сербов-католиков побережья» . РАСЕН (на сербском языке) . Проверено 27 августа 2019 г.
- ^ Младинео 2012 , стр. 802.
- ^ Божич, София (01 января 2014 г.). «Искусство, политика, повседневная жизнь – тематические рамки дружбы Марко Мурата и Милана Шевича» . Вклад в литературу, язык, историю и фольклор (80): 203–217. дои : 10.2298/PKJIF1480203B .
- ^ Червинский, Мацей (2020). «Языковой вопрос в сербском католическом журнале «Срдж» (1902 – 1908): тезисы, полемика, модели аргументации» . Обсуждения . 46 (1): 63–92. дои : 10.31724/rihjj.46.1.4 . ISSN 1849-0379 .
- ^ Банак 1983 , стр. 449.
- ^ Банак 1983 , стр. 456.
- ^ Перейти обратно: а б с Густин Чуляк, Оливия (7 февраля 2012 г.). « Вопрос Бошковича» Доктор Никола Толя: Сербизация жителей Дубровника была актом сопротивления Вене и Пешту» . Свободная Далмация (на хорватском языке) . Проверено 26 июня 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Банак, Иво (1983). «Конфессиональное «правило» и исключение из Дубровника: истоки «сербско-католического» круга в Далмации девятнадцатого века». Славянское обозрение . 42 (3): 448–474. дои : 10.2307/2496046 . JSTOR 2496046 .
- Младинео, Горан (2012). «Никола ТОЛЬЯ, Дубровницкие сербы-католики – правда и заблуждения, самостоятельное издание, Дубровник, 2011 г., 711 страниц» . Журнал современной истории (на хорватском языке). 44 (3). Хорватский институт истории: 800–803. ISSN 0590-9597 . Проверено 4 января 2022 г.