Иван Шишман из Болгарии
Иван Шишман Иван Шишман | |
---|---|
Царь Болгарии | |
Гравюра Ивана Шишмана в детстве из «Тетраевангелия Ивана Александра». | |
Царствование | 17 февраля 1371 г. - 3 июня 1395 г. |
Предшественник | Иван Александр |
Преемник | Иван Срацимир |
Рожденный | 1350/51 |
Умер | 3 июня 1395 г. Никополь, Болгария |
Супруг | Угадай, Мария Драгана Сербии |
Проблема | см. ниже |
Дом | Страцимир |
Отец | Иван Александр |
Мать | Сара-Теодора |
Иван Шишман ( болгарский : Иван Шишман ) правил императором ( царем ) Болгарии в Тырново с 1371 по 3 июня 1395 года. Власть Ивана Шишмана ограничивалась центральными частями Болгарской империи .
После смерти Ивана Александра Болгарская империя была разделена на три царства между его сыновьями: Иван Шишман занял Тырновское царство, расположенное в центральной Болгарии, а его сводный брат Иван Срацимир - Видинское царство. Хотя его борьба за отпор османам отличала его от других правителей на Балканах, таких как сербский деспот Стефан Лазаревич, который стал верным вассалом османов, платил ежегодную дань и участвовал во всех османских кампаниях после битвы за Косово, внося свой вклад пятитысячный отряд христианских рыцарей. Хотя Ивана Шишмана в прошлом называли нерешительным и непоследовательным в своей политике, делалось это без особого внимания к пониманию контекста условий и ограниченности ресурсов, которыми располагал этот правитель. Примечательно, что Иван Шишман — единственный балканский правитель, в отношении которого нет никаких свидетельств уплаты дани Османской империи или какой-либо военной помощи. Основанный на исторических свидетельствах и многочисленных народных песнях региона, прославляющих его борьбу с османскими захватчиками, образ Ивана Шишмана представляет собой образ яростного и согласованного сопротивления Османские вторжения. Тем не менее, в 1393 году турки-османы захватили столицу Тырново. Два года спустя султан Баязид I захватил Никополь внезапным подходом с севера крепости после двух неудачных кампаний в Венгрии и Валахии, вызвав Ивана Шишмана под ложным предлогом дискуссии и казнил его через обезглавливание.
идеи исихазма доминировали Несмотря на военную и политическую слабость, во время его правления Болгария оставалась крупным культурным центром, а в Болгарской православной церкви . Патриарх Тырновский Евтимий стал самым видным деятелем культуры страны. Был написан или переведен ряд текстов, а также проведена орфографическая реформа болгарского языка с синхронизированными правилами. После падения Болгарии ряд ученых нашли убежище в других православных странах и привезли достижения болгарской культуры туда .
Его правление было неразрывно связано с попаданием Болгарии под власть Османской империи . В болгарском фольклоре Иван Шишман изображается как легендарный героический правитель, отчаянно сражавшийся с превосходящими силами Османской империи. По всей Болгарии есть множество мест, географических объектов и крепостей, названных в его честь.
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Родился в 1350 или 1351 году, [ 1 ] Иван Шишман был старшим сыном императора Ивана Александра (годы правления 1331–1371) и его второй жены Сары-Феодоры , еврейки , принявшей Восточную Православную Церковь . [ 2 ] Его рождение поставило вопрос о наследовании болгарского престола. От первой жены Ивана Александра, Феодоры Валахской , у Ивана Шишмана было два старших брата . Старший из них, Михаил Асен , был провозглашен наследником престола и соимператором вскоре после восшествия на престол Ивана Александра. Однако ранняя смерть Майкла Асена в битве против османов в 1355 году еще раз поставила вопрос о престолонаследии. [ 1 ] Вполне вероятно, что Сара-Феодора оказала давление на Ивана Александра, чтобы тот выбрал ее собственного сына своим преемником, хотя Иван Срацимир был бы следующим по системе мажората . [ 1 ] Вопрос был решен в пользу Ивана Шишмана, поскольку последний родился в пурпуре (после коронации его отца), что давало ему право стать преемником. [ 3 ] К концу 1355 года Иван Шишман был провозглашен наследником престола и соправителем. [ 1 ]
Эти события привели к конфликту с Иваном Срацимиром, которому, в свою очередь, было передано правление Видином , вероятно, в качестве компенсации. [ 2 ] Еще одним косвенным свидетельством междоусобицы является то, что портрет Ивана Срацимира не вошел в « Тетраевангелие Ивана Александра» , где иначе была представлена вся семья императора. [ 4 ] В 1356 году Иван Срацимир провозгласил себя императором Видина . [ 5 ] Вместе со своим отцом и младшим братом Иваном Асенем V Иван Шишман председательствовал на церковных синодах в Тырново в конце 1360-х годов. [ 6 ]
Император Болгарии
[ редактировать ]Царствование до 1388 г.
[ редактировать ]
Иван Шишман был провозглашен императором после смерти своего отца 17 февраля 1371 года, когда ему было чуть больше 20 лет. Иван Шишман унаследовал лишь часть царства своего отца: он правил землями между рекой Искр и Силистрой, долиной Софии , частью Родопских гор и северной Фракией . [ 7 ] На западе области, сосредоточенные вокруг Видина, признали Ивана Срацимира императором Болгарии, в то время как на востоке Княжество Карвуна , охватывающее прибрежную полосу между дельтой Дуная и мысом Эмине и находившееся под властью деспота Добротицы , не признавало власть императора Тырново либо. Современные летописцы, такие как Иоганн Шильтбергер, говорят о трех регионах, все из которых назывались Болгарией. [ 8 ] [ 9 ] Таким образом, страна была разделена накануне османского вторжения, несмотря на притязания Ивана Шишмана в его царских грамотах. В них он называл себя главным императором, пытаясь подчеркнуть существование иерархии среди правителей трех Болгарий. [ 10 ] Однако эта иерархия осталась лишь на бумаге; Чтобы еще больше утвердить свою независимость от Тырново, Иван Срацимир и Добротица отделили свои епархии от Болгарского Патриархата в Тырново. [ 11 ] По словам Файна, сразу после смерти Ивана Александра Иван Срацимир попытался завоевать всю Болгарию. Он смог захватить Софию и сумел удерживать город один или два года. [ 12 ] Соперничество между двумя братьями за Софию имело сильную традицию в болгарской историографии со времен Константина Иречека . [ 13 ] но это отвергается многими современными болгарскими историками. [ 14 ] [ 15 ]

Всего через несколько месяцев после восшествия на престол Ивана Шишмана, 26 сентября 1371 года, турки-османы разгромили большую христианскую армию под предводительством сербских братьев Вукашина Мрнявчевича и Йована Углеши в битве при Черномене . Хотя Углеша пытался создать широкую коалицию, включающую Болгарию, Иван Шишман, которому нужно было укрепить свою власть, не присоединился. [ 16 ] После победы при Черномене турки немедленно обратились против Болгарии. [ 17 ] Османский султан Мурад I вынудил Ивана Шишмана отступить к северу от Балканских гор и завоевал северную Фракию, Родопы, Костенец , Ихтиман и Самоков . [ 10 ] Не в силах противостоять нападениям, Иван Шишман был вынужден в 1373 году вести переговоры с османами. Он был вынужден стать вассалом Османской империи и позволить своей сестре Кере Тамаре , известной своей красотой, стать женой Мурада I. [ 18 ] По этому соглашению Болгария вернула себе некоторые завоеванные территории, такие как Ихтиман и Самоков, и положила начало почти десятилетнему непростому миру с турками. [ 10 ] [ 19 ] Несмотря на вассальную зависимость и мирный договор, османские набеги возобновились в начале 1380-х годов и завершились в 1385 году падением Софии , последнего оплота Ивана Шишмана к югу от Балканских гор. [ 20 ] [а]
Тем временем Иван Шишман вел войну против воеводы валахского 1384 и 1386 годами . между Дана I Подробностей об этой войне мало, лишь краткое примечание в Анонимной Болгарской летописи о том, что Дан I умер 23 сентября 1386 года после быть отравленным. [ 21 ] Война была связана с военными действиями между Иваном Шишманом и Иваном Срацимиром (дядей Дана I), который пользовался поддержкой валашских правителей и был женат на Анне из дома Басарабов . [ 14 ]
Падение Болгарии
[ редактировать ]В 1387 году объединенным силам Княжества Сербия и Королевства Босния удалось разгромить османов в битве при Плочнике . Воодушевленный успехом христиан, Иван Шишман немедленно аннулировал свою вассальную зависимость от Мурада I и отказался послать войска в его поддержку в 1388 году. [ 14 ] [ 20 ] Османы отреагировали отправкой 30-тысячной армии. [ 22 ] [ 23 ] под командованием великого визиря Чандарлызаде Али-паши , к северу от Балканских гор. Османские войска захватили крепости Шумен , Мадара , Венчан и Овеч . Иван Шишман покинул Тырново и направился в Никополь , где был осажден и вынужден просить мира. Османы потребовали, чтобы он подтвердил свою вассальную зависимость в дополнение к сдаче Силистры , в то время самого густонаселенного болгарского города на Дунае . [ 24 ] [ 25 ] Однако Иван Шишман, заверенный соседями в том, что он получит поддержку и подготовку Сербии к войне, не только отказался впустить османов в город, но и укрепил его стены. [ 26 ] Али-паша во второй раз перешёл Балканские горы, чтобы последовательно захватить Шумен, Червен , Свиштов и ещё раз осадить Ивана Шишмана в Никополе. [ 27 ] Удивленный быстрым ответом Османской империи и не получив обещанной помощи, болгарский император был вынужден просить мира. Его просьбы были приняты, но условия были более суровыми, чем первоначальные: не только Силистра должна была быть сдана, но и османские гарнизоны должны были быть размещены в других болгарских городах, в первую очередь в Шумене и Овече. [ 20 ] [ 28 ]

После поражения сербов и боснийцев в битве на Косово 15 июня 1389 года Ивану Шишману пришлось обратиться за помощью к Венгрии. Зимой 1391–1392 годов он вступил в тайные переговоры с королем Венгрии Сигизмундом , планировавшим поход против турок. [ 29 ] Новый османский султан Баязид I притворился миролюбивым, чтобы отрезать Ивана Шишмана от союза с венграми. Однако весной 1393 года Баязид собрал большую армию из своих владений на Балканах и в Малой Азии и напал на Болгарию. [ 30 ] [ 31 ] Османы подошли к столице Тырново и осадили ее. Обороной столицы руководил патриарх Евтимий , поскольку Иван Шишман находился в Никополе, предположительно для лучшей связи с Сигизмундом. [ 30 ] после трехмесячной осады Тырново пало 17 июля . По мнению современного болгарского ученого и священнослужителя Григория Цамблака , город был захвачен не из-за военной мощи Османской империи, а из-за измены. [ 32 ] Османская кампания 1393 г. опустошила Болгарию; После этого нашествия земли Ивана Шишмана ограничились Никополем и несколькими городами по Дунаю. [ 33 ] По возвращении из Валахии после битвы при Ровине в 1395 году Баязид I напал и захватил Никополь и, согласно Анонимной болгарской летописи , 3 июня 1395 года убил Ивана Шишмана. [ 33 ] [ 34 ] Византийская хроника указывает дату 29 октября. [ 34 ] Однако некоторые источники предполагают, что болгарский правитель попал в плен и умер в тюрьме. [ 35 ]
Культура и религия
[ редактировать ]
Культурное возрождение, заставившее историков назвать правление Ивана Александра «вторым золотым веком болгарской культуры». [ 37 ] продолжился при его сыне. Наиболее заметной фигурой на этом поприще последней четверти XIV века был патриарх Евтимий Тырновский (годы правления 1375–1393), ученик Феодосия Тырновского . [ 38 ] В 1371 году он основал монастырь Святой Троицы в нескольких километрах к северу от Тырново. [ 39 ] и превратил его в важный культурный центр и крупный центр Тырновского литературного училища . [ 39 ] [ 40 ] Евтимий написал ряд религиозных произведений, в том числе жития, хвалебные речи и письма, но наиболее известен орфографической реформой и стандартизацией болгарского языка , оказавшей влияние на Сербию, Валахию и русские княжества . [ 38 ] Евтимий считал, что многие ученые недостаточно подготовлены и что переводы греческих текстов на местные диалекты и особенности могут привести к неверному истолкованию оригинала и в конечном итоге к еретизму. Тексты о реформе не сохранились, хотя ее характер частично воссоздан историками и лингвистами на основе анализа трудов самого Евтимия и его учеников. Орфография была вдохновлена оригинальным старославянским языком времен расцвета Первой Болгарской империи ; [ 38 ] реформа также включала изменения синтаксиса и обогащение лексики рядом синонимов, чтобы избежать повторений. Чтобы обеспечить успех реформы, все тексты должны были получить одобрение перед публикацией, и этот шаг был поддержан Иваном Шишманом в его указах. [ 41 ] Столица Тырново была в то время главным культурным центром. Об этом писал Патриарх Евтимий: [ 42 ]
Славный город Тырнов сегодня ликует |
|

Исихазм оставался основным течением в Болгарской Православной Церкви во время правления Ивана Шишмана, и Патриарх был его сторонником. Болгария была крупным центром исихастских идей наряду с Византийской империей. [ 43 ] Евтимий был активным противником ересей, но, похоже, с середины 14 века влияние богомилов , самого известного еретического движения на Балканах того времени, в Болгарии значительно уменьшилось, и после 1360 года о них не упоминается ни в одном документе. [ 38 ] Другие секты, такие как варлаамиты, также подвергались гонениям и репрессиям. Евтимий имел строгие моральные взгляды и занимал твердую позицию против разводов и третьих и четвертых браков вдовцов и вдов. [ 41 ] После распада Болгарской империи многие учёные эмигрировали в Сербию, Валахию, Молдавию и русские княжества; они принесли в эти земли болгарские культурные достижения, книги и исихастские идеи. [ 44 ] [ 45 ] Болгарское влияние было настолько велико, что его часто называют «вторым южнославянским влиянием на Россию». [ 46 ] Среди наиболее известных болгарских эмигрантов были Константин Костенец , работавший в Сербии, а также Киприан и Григорий Цамблаки в русских землях. [ 47 ] Экономика находилась в упадке после потери основных портов Месембрии и Анхиала в результате Савойского крестового похода за несколько лет до коронации Ивана Шишмана. После смерти Ивана Александра и отделения Добротицкого княжества Карвуна Тырново также потеряло свой самый важный порт Варну , что привело к сокращению торговли и налоговых поступлений. [ 48 ] Постоянные набеги Османской империи принесли опустошение, голод и депопуляцию, что привело к резкому сокращению обрабатываемых земель. [ 49 ]
Оценка и наследие
[ редактировать ]Болгарские историки дали Ивану Шишману преимущественно отрицательные оценки. [ 50 ] Его часто рассматривают как вторгшегося на престол из-за интриг своей матери и занявшего таким образом место законного преемника, своего старшего брата Ивана Срацимира. В конечном итоге это привело к разделу страны накануне османского вторжения. [ 51 ] Прямых исторических источников, позволяющих предположить какие-либо значительные попытки Ивана Шишмана отбиться от турок, нет. Непоследовательная политика Ивана Шишмана была названа проявлением его слабости и неспособности справиться с ситуацией. [ 52 ] Однако о его правлении помнили и в 16 веке. В договоре, подписанном в 1519 году между османским султаном Селимом I и Людовиком II Венгерским , некоторые из рассматриваемых земель назывались terra cesaris Sysman , «земля императора Шишмана». [ 53 ]
Память об Иване Шишмане сохранилась и в первые века османского владычества. Во время Первого Тырновского восстания в 1598 году один из предводителей повстанцев, имя которого неизвестно, утверждал, что является потомком Ивана Шишмана, и был провозглашен императором под именем Шишман III . [ 54 ] Почти столетие спустя, в 1686 году, второе восстание в Тырново возглавил Ростислав Стратимирович , который также утверждал, что принадлежит к династии Шишманов , и называл себя князем Болгарии. [ 55 ]
Иван Шишман сейчас входит в число самых популярных и известных правителей Третьего Болгарского государства. Ему или его правлению посвящен ряд произведений, в том числе фильм Царь Иван Шишман» 1969 года. « Юрия Арнаудова [ 56 ] и песня «Царь Иван Шишман» хэви-метал группы «Эпизод» в альбоме 2004 года «Святой Патриарх Евтимий». [ 57 ] пик Шишмана на острове Ливингстон Антарктиде на Южных Шетландских островах в . В его честь также назван [ 58 ]
Легенды
[ редактировать ]Иван Шишман – самый известный средневековый правитель в болгарском фольклоре. Его имя звучит во множестве легенд, мифов, сказок и песен. [ 59 ] Он представлен как героический правитель, который сражался и погиб за свою страну, столкнувшись с превосходящими силами врага. Его именем названо множество мест по всей Болгарии: от замков и руин до скал, пещер и населенных пунктов. Та легендарная «география» в основном сосредоточена в районе Софии, Ихтимана и Самокова . [ 60 ] [ 61 ] хотя простирается до Родопских гор , Средней Горы , Врацы , Плевена , Прилепа , Варны и т. д. [ 62 ] [ 63 ] Рядом с Самоковом находятся руины «Крепости Шишмана» с императорскими колодцами, бьвшими, по слухам, из семи ран правителя. Дальше на север, вдоль скал и возвышенностей Искырского ущелья , находятся «Дыры Шишмана», пещеры, где он скрывался, сражаясь с османами в течение семи лет. [ 59 ] императора, Другими родственными топонимами, обычно связанными с последней битвой являются Кокаляне (происходит от кокал , что означает «кость»), Черепиш (от череп , «череп») и Лютиброд («Свирепый брод»), [ 59 ] все думали, что это намекает на судьбу погибших болгарских войск. [ 64 ]

Одна из самых известных легенд связана с последней битвой Шишмана. Османы расположились лагерем в Костенце , недалеко от истоков реки Марица , а болгары находились недалеко от Самокова, на холме. После ожесточенного боя Иван Шишман был семь раз ранен и отступил в крепость, где и скончался; на поле боя появилось семь источников, по одному на каждую рану императора. [ 65 ] Говорят также, что он сражался в Балканских горах у Шишкинграда («города Шишмана»), между Сливеном и Казанлыком , где он убил 10 000 янычар . в огромном сражении [ 61 ] Болгарский просветитель XVIII века. [с] Паисий Хилендарский писал в своей «Истории Славяноболгарской» , что во время осады Тырново Ивану Шишману удалось со своими боярами добраться до Софии . Он спрятал свою сокровищницу в ущелье Искар и семь лет воевал с турками, прежде чем погиб в бою. [ 61 ] Некоторые версии предполагают, что Кокалянский Урвич остался последней павшей крепостью и перед смертью Шишмана закопал сокровища под замком и попытался сбежать, прорубив проход через гору. [ 60 ] Повторяющийся мотив сокровища является сакральным символом болгарской государственности, а обычным местом расположения императорских украшений являются монастыри, озера или убежища под реками. Необнаруженное захватчиками сокровище символизирует суверенитет и мощь Болгарской империи и ее неизбежное возрождение. [ 60 ] , имеется также ряд параллелей Между легендами об Иване Шишмане и житиями святых, особенно Иоанна Рильского , в том числе почти идентичный маршрут императора Тырново-София-Самоков в Риле и путь возвращения мощей Святого Иоанна Рильского в Рильский монастырь в 15 веке – Тырново-София-Рила, а также мотив бессмертных правителей, предвидящих восстановление страны. [ 60 ]
С тех пор, моя дорогая мама, взошла заря, |
|
Отрывок фольклорной песни, собранной братьями Миладиновыми . [ 65 ]
Иван Шишман — один из немногих правителей, упоминаемых в болгарских фольклорных песнях и, как и в легендах, является предметом мистификации. Его фигуру можно увидеть даже в рождественских гимнах , где он представлен либо святым в роли защитника, либо героем, сражающимся с драконами и угнетателями, обычно представляемыми татарами из-за сходства с Тартаром . [ 63 ] В песнях об Иване Шишмане много параллелей с природой и словосочетаний, типичных для болгарского фольклора. В песне из региона Сливен смерть императора вносит хаос в природу и начинают течь реки «черной крови» (типичное фольклорное словосочетание). [ 63 ]
Место Ивана Шишмана в болгарских легендах и фольклоре, скорее всего, связано с тем, что он был последним болгарским императором в Тырново. Есть много общего с его современником королем Марко , правителем Прилепа, который мало что сделал для сопротивления османскому вторжению, но позже стал самым популярным персонажем в болгарском фольклоре. [ 66 ] Люди хотели создать образ «идеального императора», защитника и защитника, сила которого им была нужна, чтобы выжить в условиях османского господства, а не реальной исторической личности. [ 66 ] Со временем мистификация усилилась, и легенды стали все более далекими от реальных событий во время его правления. [ 67 ] Во время Болгарского национального возрождения сказки об Иване Шишмане стали все чаще включать патриотические элементы. [ 63 ]
Семья
[ редактировать ]Иван Шишман был женат сначала на болгарке по имени Кира Мария , умершей в начале 1380-х годов. Его второй женой была Драгана Лазаревич , дочь сербского князя Лазаря и Милицы Неманич и родственница предыдущей сербской династии. Его старший сын Александр принял ислам под именем Искендер и умер на посту губернатора Смирны в 1418 году, а его второй сын Фружин участвовал в восстаниях и походах против османов, пытаясь освободить королевство своего отца, и умер в Венгрии после 1444 года. [ 68 ] Историки, такие как Пламен Павлов, предполагали, что Константинопольский патриарх Иосиф II был внебрачным сыном Ивана Шишмана. Заявление основано на византийском тексте, в котором говорится: «Они говорили, что он [Иосиф II] был внебрачным сыном императора Шишмана». [ 69 ]
Хронология
[ редактировать ]- 1350 или 1351 год — родился Иван Шишман.
- К 1355 г. – провозглашен наследником престола и соправителем.
- 17 февраля 1371 г. - сменил своего отца на посту императора Болгарии в Тырново.
- 1373 г. – становится вассалом Османской империи в обмен на некоторые ранее завоеванные земли.
- 1378 г. – издает Рильскую хартию.
- 1385 – Падение Софии.
- 1384–1386 гг. – Война против Валахии.
- 1388 г. - Османы вторгаются в восточную Болгарию и захватывают ряд городов.
- 17 июля 1393 г. - Падение Тырново.
- 3 июня 1395 г. - Османы захватывают Никополь, казнят Ивана Шишмана.
Сноски
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]^ а: Точный год падения Софии неизвестен. Некоторые современные историки предполагают 1382 год, другие – 1385 год. [ 70 ]
^ b: Цифры обозначают, от какой жены родился каждый ребенок.
^ c: Людей, участвовавших в Болгарском национальном возрождении во время османского владычества, называли просветителями.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Андреев & Лалков 1996 , p. 281
- ^ Перейти обратно: а б Файн 1987 , с. 366
- ^ Божилов и Гюзелев 1999 , стр. 612–613
- ^ Божилов и Гюзелев 1999 , с. 612
- ^ Андреев & Лалков 1996 , p. 292
- ^ Златарский 2005 , стр. 144–148
- ^ Андреев & Лалков 1996 , pp. 281–282
- ^ Божилов и Гюзелев 1999 , с. 614
- ^ Делев 1996 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Андреев & Лалков 1996 , p. 282
- ^ Файн 1987 , с. 367
- ^ Файн 1987 , с. 368
- ^ Иречек 1978 , с. 387
- ^ Перейти обратно: а б с Андреев & Лалков 1996 , p. 283
- ^ Божилов и Гюзелев 1999 , с. 651
- ↑ Fine 1987 , стр. 378–379.
- ^ Божилов и Гюзелев 1999 , с. 655
- ^ Божилов и Гюзелев 1999 , стр. 655–656
- ^ Божилов и Гюзелев 1999 , с. 656
- ^ Перейти обратно: а б с Файн 1987 , с. 407
- ^ Богдан 1966 , с. 266.
- ^ Божилов и Гюзелев 1999 , с. 662
- ^ Иречек 1978 , с. 391
- ^ Андреев & Лалков 1996 , pp. 283–284
- ^ Божилов и Гюзелев 1999 , стр. 662–663
- ^ Андреев & Лалков 1996 , p. 284
- ^ Божилов и Гюзелев 1999 , с. 663
- ^ Андреев & Лалков 1996 , pp. 284–285
- ^ Файн 1987 , с. 422
- ^ Перейти обратно: а б Андреев & Лалков 1996 , p. 285
- ^ Иречек 1978 , с. 396
- ^ Божилов и Гюзелев 1999 , с. 665
- ^ Перейти обратно: а б Андреев & Лалков 1996 , p. 286
- ^ Перейти обратно: а б Божилов, Гюзелев 1999 , с. 666
- ^ Иречек 1978 , стр. 399–400
- ^ Матеев, Михаил (4 апреля 2002 г.). «Рильская хартия» [Рильская хартия] (на болгарском языке). Архивировано из оригинала 29 мая 2007 года . Проверено 28 июля 2011 г.
- ^ Конев, Петер (2002). «Религия в Болгарии после 1989 года» . Обзор Юго-Восточной Европы (1): 81. Архивировано из оригинала 29 июля 2012 года . Проверено 29 июля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Файн 1987 , с. 442
- ^ Перейти обратно: а б Миновский, Валентин (15 июня 2008 г.). «Патриарший монастырь Святой Троицы, также известный как монастырь Асена или Шишмана» (на болгарском языке). Двери православия . Проверено 28 июля 2011 г.
- ^ Кей, Энни (2008). Болгария: Путеводитель по Брэдту . Брэдт Путеводители. п. 169. ИСБН 978-1-84162-155-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Файн 1987 , с. 443
- ^ Божилов и Гюзелев 1999 , с. 621
- ^ Файн 1987 , с. 439
- ^ Kazhdan 1991 , pp. 334, 337
- ^ Иречек 1978 , стр. 398
- ↑ Fine 1987 , стр. 443–444.
- ^ Файн 1987 , с. 444
- ^ Файн 1987 , стр. 367–368.
- ^ Божилов и Гюзелев 1999 , с. 654
- ^ Андреев & Лалков 1996 , pp. 288–291
- ^ Андреев & Лалков 1996 , p. 288
- ^ Андреев & Лалков 1996 , pp. 288–289
- ^ Иречек 1978 , с. 402
- ^ Георгиева и Генчев 1999 , с. 250
- ^ Георгиева и Генчев 1999 , с. 254
- ^ « Царь Иван Шишман» в базе данных фильмов IMDb» . IMDB . Проверено 29 июля 2011 г.
- ^ «Стихи «Царя Ивана Шишмана» » (на болгарском языке). Архивировано из оригинала 28 марта 2012 года . Проверено 29 июля 2011 г.
- ^ Иванов, Л.Л. (2009). Антарктида: остров Ливингстон и острова Гринвич, Роберта, Сноу и Смита . Троян: Фонд Манфреда Вернера. ISBN 978-954-92032-6-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с Андреев & Лалков 1996 , p. 287
- ^ Перейти обратно: а б с д Димитрова
- ^ Перейти обратно: а б с Иречек 1978 , с. 401
- ^ Андреев & Лалков 1996 , pp. 287–288
- ^ Перейти обратно: а б с д Калоянов
- ^ Андреев, Иордания; Иван Лазаров; Пламен Павлов (1999). Кто есть кто в средневековой Болгарии на ( болгарском языке). п. 215. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б Иречек 1978 , с. 400
- ^ Перейти обратно: а б Андреев & Лалков 1996 , p. 289
- ^ Андреев & Лалков 1996 , pp. 289–290
- ^ Георгиева и Генчев 1999 , с. 29
- ^ Павлов, Пламен. «Замечания к портрету Вселенского Патриарха Иосифа II» (на болгарском языке). Архивировано из оригинала 22 марта 2012 года . Проверено 20 сентября 2011 г.
- ^ Георгиева и Генчев 1999 , с. 27
Источники
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Андреев, Джордан (Jordan Andreev); Лальков, Мильчо (Milcho Lalkov) (1996). Болгарские ханы и цари [ Болгарские ханы и цари ] (на болгарском языке). Велико Тырново : Абагар. ISBN 954-427-216-Х .
- Богдан, Джон (1966). Вклады болгарской и сербской историографии в избранных произведениях [ Вклады болгарской и сербской историографии в избранных произведениях ] (на румынском языке). Бухарест : Анубис.
- Божилов, Иван (Иван Божилов); Гюзелев, Василь ( Василь Гюзелев ) (1999). История средневековой Болгарии VII-XIV веков (История средневековой Болгарии 7-14 веков) (на болгарском языке). София : Анубис . ISBN 954-426-204-0 .
- Делев, Петар (Petar Delev); и др. (1996). «19. Болгария при императоре Иване Александре». История и цивилизация для 11 класса [ История и цивилизация для 11 класса ] (на болгарском языке). Труд, Сирма. ISBN 954-439-701-9 . Архивировано из оригинала 5 декабря 2012 года.
- Файн, Дж. (1987). Позднесредневековые Балканы: критический обзор с конца двенадцатого века до османского завоевания . Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-472-10079-3 .
- Георгиева, Цветана (Tsvetana Georgieva); Генчев, Николай (Nikolay Genchev) (1999). История на България XV-XIX век (History of Bulgaria 15th-19th Centuries) (in Bulgarian). София ( Sofia ): Анубис (Anubis). ISBN 954-426-205-9 .
- Каждан А.; и др. (1991). «Том I». Оксфордский словарь Византии . Нью-Йорк , Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-504652-8 .
- Иречек, Константин (Konstantin Jireček) (1978). «XXIII Завоевание Болгарии турками (Завоевание Болгарии турками)». В Петре Петрове (ред.). История болгар с исправлениями и дополнениями автора (на болгарском языке). София: Издательство «Наука и искусство».
- Златарский, Васил (Vasil Zlatarski) (2005). Болгария в XIV и XV веках (на болгарском языке). Восток-Запад (Анубис). ISBN 954-321-172-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Младёв, Ян. «Подробный список болгарских правителей» (PDF) . Проверено 14 апреля 2011 г.
- Димитрова, Цветелина. «Сказания о смерти императора Ивана Шишмана в окрестностях Самокова в контексте идеологии и литературы средневекового правителя» (на болгарском языке) . Проверено 14 апреля 2011 г.
- Калоянов, Анчо (1994). «Болгарские народные песни об императоре Иване Шишмане» . Публикация в сб. «Альманах VI класса» (на болгарском языке). Велико Тырново: Слово . Проверено 19 мая 2011 г.
- Огнянова, Елена (1984). «Легенды – Крепость Урвич под Софией (Легенды – Крепость Урвич под Софией)» . Оно дошло до нас. Традиции и легенды (на болгарском языке). София: Издательство «Отечество». Архивировано из оригинала 22 декабря 2010 года . Проверено 14 апреля 2011 г.
- Братья – Марко и Шишман , Душко Лопандич, № 3122, 2011 г. (на сербском языке)
- Кем был герцог Момчило? , Душко Лопандич, № 3114, 2011 г. (на сербском языке)
- 1350-е годы рождения
- 1395 смертей
- Болгарские цари XIV века
- Болгарский народ еврейского происхождения
- Люди, казненные Османской империей путем обезглавливания
- Казненные болгарские люди
- Убитые болгарские монархи
- Казни в Османской империи в XIV веке
- Династия Срацимиров
- Люди болгаро-османских войн
- Сыновья императоров