Jump to content

Иван Шишман из Болгарии

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Иван Шишман
Иван Шишман
Царь Болгарии
Гравюра Ивана Шишмана в детстве из «Тетраевангелия Ивана Александра».
Царствование 17 февраля 1371 г. - 3 июня 1395 г.
Предшественник Иван Александр
Преемник Иван Срацимир
Рожденный 1350/51
Умер 3 июня 1395 г.
Никополь, Болгария
Супруг Угадай, Мария
Драгана Сербии
Проблема см. ниже
Дом Страцимир
Отец Иван Александр
Мать Сара-Теодора

Иван Шишман ( болгарский : Иван Шишман ) правил императором ( царем ) Болгарии в Тырново с 1371 по 3 июня 1395 года. Власть Ивана Шишмана ограничивалась центральными частями Болгарской империи .

После смерти Ивана Александра Болгарская империя была разделена на три царства между его сыновьями: Иван Шишман занял Тырновское царство, расположенное в центральной Болгарии, а его сводный брат Иван Срацимир - Видинское царство. Хотя его борьба за отпор османам отличала его от других правителей на Балканах, таких как сербский деспот Стефан Лазаревич, который стал верным вассалом османов, платил ежегодную дань и участвовал во всех османских кампаниях после битвы за Косово, внося свой вклад пятитысячный отряд христианских рыцарей. Хотя Ивана Шишмана в прошлом называли нерешительным и непоследовательным в своей политике, делалось это без особого внимания к пониманию контекста условий и ограниченности ресурсов, которыми располагал этот правитель. Примечательно, что Иван Шишман — единственный балканский правитель, в отношении которого нет никаких свидетельств уплаты дани Османской империи или какой-либо военной помощи. Основанный на исторических свидетельствах и многочисленных народных песнях региона, прославляющих его борьбу с османскими захватчиками, образ Ивана Шишмана представляет собой образ яростного и согласованного сопротивления Османские вторжения. Тем не менее, в 1393 году турки-османы захватили столицу Тырново. Два года спустя султан Баязид I захватил Никополь внезапным подходом с севера крепости после двух неудачных кампаний в Венгрии и Валахии, вызвав Ивана Шишмана под ложным предлогом дискуссии и казнил его через обезглавливание.

идеи исихазма доминировали Несмотря на военную и политическую слабость, во время его правления Болгария оставалась крупным культурным центром, а в Болгарской православной церкви . Патриарх Тырновский Евтимий стал самым видным деятелем культуры страны. Был написан или переведен ряд текстов, а также проведена орфографическая реформа болгарского языка с синхронизированными правилами. После падения Болгарии ряд ученых нашли убежище в других православных странах и привезли достижения болгарской культуры туда .

Его правление было неразрывно связано с попаданием Болгарии под власть Османской империи . В болгарском фольклоре Иван Шишман изображается как легендарный героический правитель, отчаянно сражавшийся с превосходящими силами Османской империи. По всей Болгарии есть множество мест, географических объектов и крепостей, названных в его честь.

Биография

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Родился в 1350 или 1351 году, [ 1 ] Иван Шишман был старшим сыном императора Ивана Александра (годы правления 1331–1371) и его второй жены Сары-Феодоры , еврейки , принявшей Восточную Православную Церковь . [ 2 ] Его рождение поставило вопрос о наследовании болгарского престола. От первой жены Ивана Александра, Феодоры Валахской , у Ивана Шишмана было два старших брата . Старший из них, Михаил Асен , был провозглашен наследником престола и соимператором вскоре после восшествия на престол Ивана Александра. Однако ранняя смерть Майкла Асена в битве против османов в 1355 году еще раз поставила вопрос о престолонаследии. [ 1 ] Вполне вероятно, что Сара-Феодора оказала давление на Ивана Александра, чтобы тот выбрал ее собственного сына своим преемником, хотя Иван Срацимир был бы следующим по системе мажората . [ 1 ] Вопрос был решен в пользу Ивана Шишмана, поскольку последний родился в пурпуре (после коронации его отца), что давало ему право стать преемником. [ 3 ] К концу 1355 года Иван Шишман был провозглашен наследником престола и соправителем. [ 1 ]

Эти события привели к конфликту с Иваном Срацимиром, которому, в свою очередь, было передано правление Видином , вероятно, в качестве компенсации. [ 2 ] Еще одним косвенным свидетельством междоусобицы является то, что портрет Ивана Срацимира не вошел в « Тетраевангелие Ивана Александра» , где иначе была представлена ​​вся семья императора. [ 4 ] В 1356 году Иван Срацимир провозгласил себя императором Видина . [ 5 ] Вместе со своим отцом и младшим братом Иваном Асенем V Иван Шишман председательствовал на церковных синодах в Тырново в конце 1360-х годов. [ 6 ]

Император Болгарии

[ редактировать ]

Царствование до 1388 г.

[ редактировать ]
Карта разделенной Болгарской империи конца XIV века.
Второе Болгарское царство после коронации Ивана Шишмана. Его брат Иван Срацимир контролировал Видин на северо-западе, а деспот Добротица контролировал побережье на востоке.

Иван Шишман был провозглашен императором после смерти своего отца 17 февраля 1371 года, когда ему было чуть больше 20 лет. Иван Шишман унаследовал лишь часть царства своего отца: он правил землями между рекой Искр и Силистрой, долиной Софии , частью Родопских гор и северной Фракией . [ 7 ] На западе области, сосредоточенные вокруг Видина, признали Ивана Срацимира императором Болгарии, в то время как на востоке Княжество Карвуна , охватывающее прибрежную полосу между дельтой Дуная и мысом Эмине и находившееся под властью деспота Добротицы , не признавало власть императора Тырново либо. Современные летописцы, такие как Иоганн Шильтбергер, говорят о трех регионах, все из которых назывались Болгарией. [ 8 ] [ 9 ] Таким образом, страна была разделена накануне османского вторжения, несмотря на притязания Ивана Шишмана в его царских грамотах. В них он называл себя главным императором, пытаясь подчеркнуть существование иерархии среди правителей трех Болгарий. [ 10 ] Однако эта иерархия осталась лишь на бумаге; Чтобы еще больше утвердить свою независимость от Тырново, Иван Срацимир и Добротица отделили свои епархии от Болгарского Патриархата в Тырново. [ 11 ] По словам Файна, сразу после смерти Ивана Александра Иван Срацимир попытался завоевать всю Болгарию. Он смог захватить Софию и сумел удерживать город один или два года. [ 12 ] Соперничество между двумя братьями за Софию имело сильную традицию в болгарской историографии со времен Константина Иречека . [ 13 ] но это отвергается многими современными болгарскими историками. [ 14 ] [ 15 ]

Вензеля Ивана Шишмана

Всего через несколько месяцев после восшествия на престол Ивана Шишмана, 26 сентября 1371 года, турки-османы разгромили большую христианскую армию под предводительством сербских братьев Вукашина Мрнявчевича и Йована Углеши в битве при Черномене . Хотя Углеша пытался создать широкую коалицию, включающую Болгарию, Иван Шишман, которому нужно было укрепить свою власть, не присоединился. [ 16 ] После победы при Черномене турки немедленно обратились против Болгарии. [ 17 ] Османский султан Мурад I вынудил Ивана Шишмана отступить к северу от Балканских гор и завоевал северную Фракию, Родопы, Костенец , Ихтиман и Самоков . [ 10 ] Не в силах противостоять нападениям, Иван Шишман был вынужден в 1373 году вести переговоры с османами. Он был вынужден стать вассалом Османской империи и позволить своей сестре Кере Тамаре , известной своей красотой, стать женой Мурада I. [ 18 ] По этому соглашению Болгария вернула себе некоторые завоеванные территории, такие как Ихтиман и Самоков, и положила начало почти десятилетнему непростому миру с турками. [ 10 ] [ 19 ] Несмотря на вассальную зависимость и мирный договор, османские набеги возобновились в начале 1380-х годов и завершились в 1385 году падением Софии , последнего оплота Ивана Шишмана к югу от Балканских гор. [ 20 ] [а]

Тем временем Иван Шишман вел войну против воеводы валахского 1384 и 1386 годами . между Дана I Подробностей об этой войне мало, лишь краткое примечание в Анонимной Болгарской летописи о том, что Дан I умер 23 сентября 1386 года после быть отравленным. [ 21 ] Война была связана с военными действиями между Иваном Шишманом и Иваном Срацимиром (дядей Дана I), который пользовался поддержкой валашских правителей и был женат на Анне из дома Басарабов . [ 14 ]

Падение Болгарии

[ редактировать ]

В 1387 году объединенным силам Княжества Сербия и Королевства Босния удалось разгромить османов в битве при Плочнике . Воодушевленный успехом христиан, Иван Шишман немедленно аннулировал свою вассальную зависимость от Мурада I и отказался послать войска в его поддержку в 1388 году. [ 14 ] [ 20 ] Османы отреагировали отправкой 30-тысячной армии. [ 22 ] [ 23 ] под командованием великого визиря Чандарлызаде Али-паши , к северу от Балканских гор. Османские войска захватили крепости Шумен , Мадара , Венчан и Овеч . Иван Шишман покинул Тырново и направился в Никополь , где был осажден и вынужден просить мира. Османы потребовали, чтобы он подтвердил свою вассальную зависимость в дополнение к сдаче Силистры , в то время самого густонаселенного болгарского города на Дунае . [ 24 ] [ 25 ] Однако Иван Шишман, заверенный соседями в том, что он получит поддержку и подготовку Сербии к войне, не только отказался впустить османов в город, но и укрепил его стены. [ 26 ] Али-паша во второй раз перешёл Балканские горы, чтобы последовательно захватить Шумен, Червен , Свиштов и ещё раз осадить Ивана Шишмана в Никополе. [ 27 ] Удивленный быстрым ответом Османской империи и не получив обещанной помощи, болгарский император был вынужден просить мира. Его просьбы были приняты, но условия были более суровыми, чем первоначальные: не только Силистра должна была быть сдана, но и османские гарнизоны должны были быть размещены в других болгарских городах, в первую очередь в Шумене и Овече. [ 20 ] [ 28 ]

Серебряная монета
Серебряная монета Ивана Шишмана.

После поражения сербов и боснийцев в битве на Косово 15 июня 1389 года Ивану Шишману пришлось обратиться за помощью к Венгрии. Зимой 1391–1392 годов он вступил в тайные переговоры с королем Венгрии Сигизмундом , планировавшим поход против турок. [ 29 ] Новый османский султан Баязид I притворился миролюбивым, чтобы отрезать Ивана Шишмана от союза с венграми. Однако весной 1393 года Баязид собрал большую армию из своих владений на Балканах и в Малой Азии и напал на Болгарию. [ 30 ] [ 31 ] Османы подошли к столице Тырново и осадили ее. Обороной столицы руководил патриарх Евтимий , поскольку Иван Шишман находился в Никополе, предположительно для лучшей связи с Сигизмундом. [ 30 ] после трехмесячной осады Тырново пало 17 июля . По мнению современного болгарского ученого и священнослужителя Григория Цамблака , город был захвачен не из-за военной мощи Османской империи, а из-за измены. [ 32 ] Османская кампания 1393 г. опустошила Болгарию; После этого нашествия земли Ивана Шишмана ограничились Никополем и несколькими городами по Дунаю. [ 33 ] По возвращении из Валахии после битвы при Ровине в 1395 году Баязид I напал и захватил Никополь и, согласно Анонимной болгарской летописи , 3 июня 1395 года убил Ивана Шишмана. [ 33 ] [ 34 ] Византийская хроника указывает дату 29 октября. [ 34 ] Однако некоторые источники предполагают, что болгарский правитель попал в плен и умер в тюрьме. [ 35 ]

Культура и религия

[ редактировать ]
Средневековый устав
Рильская грамота Ивана Шишмана, изданная в 1378 году для предоставления привилегий Рильскому монастырю . В грамоте он был выражен как «Во Христе Господь Верный Император и Самодержец всех болгар и греков». [ 36 ]

Культурное возрождение, заставившее историков назвать правление Ивана Александра «вторым золотым веком болгарской культуры». [ 37 ] продолжился при его сыне. Наиболее заметной фигурой на этом поприще последней четверти XIV века был патриарх Евтимий Тырновский (годы правления 1375–1393), ученик Феодосия Тырновского . [ 38 ] В 1371 году он основал монастырь Святой Троицы в нескольких километрах к северу от Тырново. [ 39 ] и превратил его в важный культурный центр и крупный центр Тырновского литературного училища . [ 39 ] [ 40 ] Евтимий написал ряд религиозных произведений, в том числе жития, хвалебные речи и письма, но наиболее известен орфографической реформой и стандартизацией болгарского языка , оказавшей влияние на Сербию, Валахию и русские княжества . [ 38 ] Евтимий считал, что многие ученые недостаточно подготовлены и что переводы греческих текстов на местные диалекты и особенности могут привести к неверному истолкованию оригинала и в конечном итоге к еретизму. Тексты о реформе не сохранились, хотя ее характер частично воссоздан историками и лингвистами на основе анализа трудов самого Евтимия и его учеников. Орфография была вдохновлена ​​оригинальным старославянским языком времен расцвета Первой Болгарской империи ; [ 38 ] реформа также включала изменения синтаксиса и обогащение лексики рядом синонимов, чтобы избежать повторений. Чтобы обеспечить успех реформы, все тексты должны были получить одобрение перед публикацией, и этот шаг был поддержан Иваном Шишманом в его указах. [ 41 ] Столица Тырново была в то время главным культурным центром. Об этом писал Патриарх Евтимий: [ 42 ]

Славный город Тырнов сегодня ликует
и призывает правителя городов, говоря:
Радуйся со мной, мать городов,
потому что те, кого ты вырастил
Я теперь прославлен вместе с ними,
что я приобрел их как помощников и защитников.
Воистину благословен я среди городов,
ибо я собрал добрые сокровища –
блаженные мощи святых,
чьим заступничеством я обладаю,
Я избавлен от всех зол.

Славный город Тырново сегодня ликует
И призывает царствующее над городами, говоря:
Радуйся со мной, мать городов,
Потому что с теми, кого ты вырастил,
Я сейчас хвалю,
Ибо я приобрел их для помощников и адвокатов.
Я поистине блаженен среди городов,
За то, что я собрал добрые сокровища –
Чудесные мощи святых,
Чья защита, когда я имею,
Я избавляюсь от всего зла.
Икона Святого Ивана Шишмана.

Исихазм оставался основным течением в Болгарской Православной Церкви во время правления Ивана Шишмана, и Патриарх был его сторонником. Болгария была крупным центром исихастских идей наряду с Византийской империей. [ 43 ] Евтимий был активным противником ересей, но, похоже, с середины 14 века влияние богомилов , самого известного еретического движения на Балканах того времени, в Болгарии значительно уменьшилось, и после 1360 года о них не упоминается ни в одном документе. [ 38 ] Другие секты, такие как варлаамиты, также подвергались гонениям и репрессиям. Евтимий имел строгие моральные взгляды и занимал твердую позицию против разводов и третьих и четвертых браков вдовцов и вдов. [ 41 ] После распада Болгарской империи многие учёные эмигрировали в Сербию, Валахию, Молдавию и русские княжества; они принесли в эти земли болгарские культурные достижения, книги и исихастские идеи. [ 44 ] [ 45 ] Болгарское влияние было настолько велико, что его часто называют «вторым южнославянским влиянием на Россию». [ 46 ] Среди наиболее известных болгарских эмигрантов были Константин Костенец , работавший в Сербии, а также Киприан и Григорий Цамблаки в русских землях. [ 47 ] Экономика находилась в упадке после потери основных портов Месембрии и Анхиала в результате Савойского крестового похода за несколько лет до коронации Ивана Шишмана. После смерти Ивана Александра и отделения Добротицкого княжества Карвуна Тырново также потеряло свой самый важный порт Варну , что привело к сокращению торговли и налоговых поступлений. [ 48 ] Постоянные набеги Османской империи принесли опустошение, голод и депопуляцию, что привело к резкому сокращению обрабатываемых земель. [ 49 ]

Оценка и наследие

[ редактировать ]

Болгарские историки дали Ивану Шишману преимущественно отрицательные оценки. [ 50 ] Его часто рассматривают как вторгшегося на престол из-за интриг своей матери и занявшего таким образом место законного преемника, своего старшего брата Ивана Срацимира. В конечном итоге это привело к разделу страны накануне османского вторжения. [ 51 ] Прямых исторических источников, позволяющих предположить какие-либо значительные попытки Ивана Шишмана отбиться от турок, нет. Непоследовательная политика Ивана Шишмана была названа проявлением его слабости и неспособности справиться с ситуацией. [ 52 ] Однако о его правлении помнили и в 16 веке. В договоре, подписанном в 1519 году между османским султаном Селимом I и Людовиком II Венгерским , некоторые из рассматриваемых земель назывались terra cesaris Sysman , «земля императора Шишмана». [ 53 ]

Память об Иване Шишмане сохранилась и в первые века османского владычества. Во время Первого Тырновского восстания в 1598 году один из предводителей повстанцев, имя которого неизвестно, утверждал, что является потомком Ивана Шишмана, и был провозглашен императором под именем Шишман III . [ 54 ] Почти столетие спустя, в 1686 году, второе восстание в Тырново возглавил Ростислав Стратимирович , который также утверждал, что принадлежит к династии Шишманов , и называл себя князем Болгарии. [ 55 ]

Иван Шишман сейчас входит в число самых популярных и известных правителей Третьего Болгарского государства. Ему или его правлению посвящен ряд произведений, в том числе фильм Царь Иван Шишман» 1969 года. « Юрия Арнаудова [ 56 ] и песня «Царь Иван Шишман» хэви-метал группы «Эпизод» в альбоме 2004 года «Святой Патриарх Евтимий». [ 57 ] пик Шишмана на острове Ливингстон Антарктиде на Южных Шетландских островах в . В его честь также назван [ 58 ]

Иван Шишман – самый известный средневековый правитель в болгарском фольклоре. Его имя звучит во множестве легенд, мифов, сказок и песен. [ 59 ] Он представлен как героический правитель, который сражался и погиб за свою страну, столкнувшись с превосходящими силами врага. Его именем названо множество мест по всей Болгарии: от замков и руин до скал, пещер и населенных пунктов. Та легендарная «география» в основном сосредоточена в районе Софии, Ихтимана и Самокова . [ 60 ] [ 61 ] хотя простирается до Родопских гор , Средней Горы , Врацы , Плевена , Прилепа , Варны и т. д. [ 62 ] [ 63 ] Рядом с Самоковом находятся руины «Крепости Шишмана» с императорскими колодцами, бьвшими, по слухам, из семи ран правителя. Дальше на север, вдоль скал и возвышенностей Искырского ущелья , находятся «Дыры Шишмана», пещеры, где он скрывался, сражаясь с османами в течение семи лет. [ 59 ] императора, Другими родственными топонимами, обычно связанными с последней битвой являются Кокаляне (происходит от кокал , что означает «кость»), Черепиш (от череп , «череп») и Лютиброд («Свирепый брод»), [ 59 ] все думали, что это намекает на судьбу погибших болгарских войск. [ 64 ]

Средневековая миниатюра юного правителя.
Миниатюра юноши Ивана Шишмана из «Тетраевангелия Ивана Александра» .

Одна из самых известных легенд связана с последней битвой Шишмана. Османы расположились лагерем в Костенце , недалеко от истоков реки Марица , а болгары находились недалеко от Самокова, на холме. После ожесточенного боя Иван Шишман был семь раз ранен и отступил в крепость, где и скончался; на поле боя появилось семь источников, по одному на каждую рану императора. [ 65 ] Говорят также, что он сражался в Балканских горах у Шишкинграда («города Шишмана»), между Сливеном и Казанлыком , где он убил 10 000 янычар . в огромном сражении [ 61 ] Болгарский просветитель XVIII века. [с] Паисий Хилендарский писал в своей «Истории Славяноболгарской» , что во время осады Тырново Ивану Шишману удалось со своими боярами добраться до Софии . Он спрятал свою сокровищницу в ущелье Искар и семь лет воевал с турками, прежде чем погиб в бою. [ 61 ] Некоторые версии предполагают, что Кокалянский Урвич остался последней павшей крепостью и перед смертью Шишмана закопал сокровища под замком и попытался сбежать, прорубив проход через гору. [ 60 ] Повторяющийся мотив сокровища является сакральным символом болгарской государственности, а обычным местом расположения императорских украшений являются монастыри, озера или убежища под реками. Необнаруженное захватчиками сокровище символизирует суверенитет и мощь Болгарской империи и ее неизбежное возрождение. [ 60 ] , имеется также ряд параллелей Между легендами об Иване Шишмане и житиями святых, особенно Иоанна Рильского , в том числе почти идентичный маршрут императора Тырново-София-Самоков в Риле и путь возвращения мощей Святого Иоанна Рильского в Рильский монастырь в 15 веке – Тырново-София-Рила, а также мотив бессмертных правителей, предвидящих восстановление страны. [ 60 ]

С тех пор, моя дорогая мама, взошла заря,
С тех пор, моя дорогая мама, маршировала армия,
Кон к коню, милая моя майко ле, юноша к юноше,
Их сабли, мама дорогая, как ясное солнце,
Огонь сверкает, мама дорогая, по зеленому лесу,
Их воевода, родная матушка, сам царь Иван Шишман,
Отвечает, матушка моя, сам царь Иван Шишман:
Бог силен, моя дорогая мама, Бог-создатель,
Помогите нам, моя дорогая матушка, силой и доблестью!
Мы хотим драться, мама дорогая, на Софьином поле,
Мы кровь прольем, матушка моя, за имя Христа,
Мы прославим, матушка моя дорогая, веру христианскую.

С каких это пор, моя дорогая мама, взошла заря,
С тех пор, моя дорогая мама, прошла армия,
Лошадь за лошадью, моя дорогая мама, чемпион за чемпионом,
Их сабли, мама дорогая, как ясное солнце,
Огонь светит, мама дорогая, сквозь зеленый лес,
Их предводитель, матушка моя дорогая, сам царь Иван Шишман,
Отвечает, милая матушка, сам царь Иван Шишман:
Всемогущий Бог, моя дорогая мать, Бог-творец,
Помоги нам, моя дорогая мама, силой и мужеством!
Нам предстоит битва, моя дорогая мама, в Софийской долине,
Мы прольем кровь, моя дорогая мама, во имя Христа,
Мы будем славить, моя дорогая матушка, христианскую веру.

Отрывок фольклорной песни, собранной братьями Миладиновыми . [ 65 ]

Иван Шишман — один из немногих правителей, упоминаемых в болгарских фольклорных песнях и, как и в легендах, является предметом мистификации. Его фигуру можно увидеть даже в рождественских гимнах , где он представлен либо святым в роли защитника, либо героем, сражающимся с драконами и угнетателями, обычно представляемыми татарами из-за сходства с Тартаром . [ 63 ] В песнях об Иване Шишмане много параллелей с природой и словосочетаний, типичных для болгарского фольклора. В песне из региона Сливен смерть императора вносит хаос в природу и начинают течь реки «черной крови» (типичное фольклорное словосочетание). [ 63 ]

Место Ивана Шишмана в болгарских легендах и фольклоре, скорее всего, связано с тем, что он был последним болгарским императором в Тырново. Есть много общего с его современником королем Марко , правителем Прилепа, который мало что сделал для сопротивления османскому вторжению, но позже стал самым популярным персонажем в болгарском фольклоре. [ 66 ] Люди хотели создать образ «идеального императора», защитника и защитника, сила которого им была нужна, чтобы выжить в условиях османского господства, а не реальной исторической личности. [ 66 ] Со временем мистификация усилилась, и легенды стали все более далекими от реальных событий во время его правления. [ 67 ] Во время Болгарского национального возрождения сказки об Иване Шишмане стали все чаще включать патриотические элементы. [ 63 ]

Иван Шишман был женат сначала на болгарке по имени Кира Мария , умершей в начале 1380-х годов. Его второй женой была Драгана Лазаревич , дочь сербского князя Лазаря и Милицы Неманич и родственница предыдущей сербской династии. Его старший сын Александр принял ислам под именем Искендер и умер на посту губернатора Смирны в 1418 году, а его второй сын Фружин участвовал в восстаниях и походах против османов, пытаясь освободить королевство своего отца, и умер в Венгрии после 1444 года. [ 68 ] Историки, такие как Пламен Павлов, предполагали, что Константинопольский патриарх Иосиф II был внебрачным сыном Ивана Шишмана. Заявление основано на византийском тексте, в котором говорится: «Они говорили, что он [Иосиф II] был внебрачным сыном императора Шишмана». [ 69 ]

Генеалогическое древо династии Шишманов [б]

Хронология

[ редактировать ]
  • 1350 или 1351 год — родился Иван Шишман.
  • К 1355 г. – провозглашен наследником престола и соправителем.
  • 17 февраля 1371 г. - сменил своего отца на посту императора Болгарии в Тырново.
  • 1373 г. – становится вассалом Османской империи в обмен на некоторые ранее завоеванные земли.
  • 1378 г. – издает Рильскую хартию.
  • 1385 – Падение Софии.
  • 1384–1386 гг. – Война против Валахии.
  • 1388 г. - Османы вторгаются в восточную Болгарию и захватывают ряд городов.
  • 17 июля 1393 г. - Падение Тырново.
  • 3 июня 1395 г. - Османы захватывают Никополь, казнят Ивана Шишмана.

Примечания

[ редактировать ]

^   а: Точный год падения Софии неизвестен. Некоторые современные историки предполагают 1382 год, другие – 1385 год. [ 70 ]
^   b: Цифры обозначают, от какой жены родился каждый ребенок.
^   c: Людей, участвовавших в Болгарском национальном возрождении во время османского владычества, называли просветителями.

  1. ^ Перейти обратно: а б с д Андреев & Лалков 1996 , p. 281
  2. ^ Перейти обратно: а б Файн 1987 , с. 366
  3. ^ Божилов и Гюзелев 1999 , стр. 612–613
  4. ^ Божилов и Гюзелев 1999 , с. 612
  5. ^ Андреев & Лалков 1996 , p. 292
  6. ^ Златарский 2005 , стр. 144–148
  7. ^ Андреев & Лалков 1996 , pp. 281–282
  8. ^ Божилов и Гюзелев 1999 , с. 614
  9. ^ Делев 1996 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Андреев & Лалков 1996 , p. 282
  11. ^ Файн 1987 , с. 367
  12. ^ Файн 1987 , с. 368
  13. ^ Иречек 1978 , с. 387
  14. ^ Перейти обратно: а б с Андреев & Лалков 1996 , p. 283
  15. ^ Божилов и Гюзелев 1999 , с. 651
  16. Fine 1987 , стр. 378–379.
  17. ^ Божилов и Гюзелев 1999 , с. 655
  18. ^ Божилов и Гюзелев 1999 , стр. 655–656
  19. ^ Божилов и Гюзелев 1999 , с. 656
  20. ^ Перейти обратно: а б с Файн 1987 , с. 407
  21. ^ Богдан 1966 , с. 266.
  22. ^ Божилов и Гюзелев 1999 , с. 662
  23. ^ Иречек 1978 , с. 391
  24. ^ Андреев & Лалков 1996 , pp. 283–284
  25. ^ Божилов и Гюзелев 1999 , стр. 662–663
  26. ^ Андреев & Лалков 1996 , p. 284
  27. ^ Божилов и Гюзелев 1999 , с. 663
  28. ^ Андреев & Лалков 1996 , pp. 284–285
  29. ^ Файн 1987 , с. 422
  30. ^ Перейти обратно: а б Андреев & Лалков 1996 , p. 285
  31. ^ Иречек 1978 , с. 396
  32. ^ Божилов и Гюзелев 1999 , с. 665
  33. ^ Перейти обратно: а б Андреев & Лалков 1996 , p. 286
  34. ^ Перейти обратно: а б Божилов, Гюзелев 1999 , с. 666
  35. ^ Иречек 1978 , стр. 399–400
  36. ^ Матеев, Михаил (4 апреля 2002 г.). «Рильская хартия» [Рильская хартия] (на болгарском языке). Архивировано из оригинала 29 мая 2007 года . Проверено 28 июля 2011 г.
  37. ^ Конев, Петер (2002). «Религия в Болгарии после 1989 года» . Обзор Юго-Восточной Европы (1): 81. Архивировано из оригинала 29 июля 2012 года . Проверено 29 июля 2011 г.
  38. ^ Перейти обратно: а б с д Файн 1987 , с. 442
  39. ^ Перейти обратно: а б Миновский, Валентин (15 июня 2008 г.). «Патриарший монастырь Святой Троицы, также известный как монастырь Асена или Шишмана» (на болгарском языке). Двери православия . Проверено 28 июля 2011 г.
  40. ^ Кей, Энни (2008). Болгария: Путеводитель по Брэдту . Брэдт Путеводители. п. 169. ИСБН  978-1-84162-155-5 .
  41. ^ Перейти обратно: а б Файн 1987 , с. 443
  42. ^ Божилов и Гюзелев 1999 , с. 621
  43. ^ Файн 1987 , с. 439
  44. ^ Kazhdan 1991 , pp. 334, 337
  45. ^ Иречек 1978 , стр. 398
  46. Fine 1987 , стр. 443–444.
  47. ^ Файн 1987 , с. 444
  48. ^ Файн 1987 , стр. 367–368.
  49. ^ Божилов и Гюзелев 1999 , с. 654
  50. ^ Андреев & Лалков 1996 , pp. 288–291
  51. ^ Андреев & Лалков 1996 , p. 288
  52. ^ Андреев & Лалков 1996 , pp. 288–289
  53. ^ Иречек 1978 , с. 402
  54. ^ Георгиева и Генчев 1999 , с. 250
  55. ^ Георгиева и Генчев 1999 , с. 254
  56. ^ « Царь Иван Шишман» в базе данных фильмов IMDb» . IMDB . Проверено 29 июля 2011 г.
  57. ^ «Стихи «Царя Ивана Шишмана» » (на болгарском языке). Архивировано из оригинала 28 марта 2012 года . Проверено 29 июля 2011 г.
  58. ^ Иванов, Л.Л. (2009). Антарктида: остров Ливингстон и острова Гринвич, Роберта, Сноу и Смита . Троян: Фонд Манфреда Вернера. ISBN  978-954-92032-6-4 .
  59. ^ Перейти обратно: а б с Андреев & Лалков 1996 , p. 287
  60. ^ Перейти обратно: а б с д Димитрова
  61. ^ Перейти обратно: а б с Иречек 1978 , с. 401
  62. ^ Андреев & Лалков 1996 , pp. 287–288
  63. ^ Перейти обратно: а б с д Калоянов
  64. ^ Андреев, Иордания; Иван Лазаров; Пламен Павлов (1999). Кто есть кто в средневековой Болгарии на ( болгарском языке). п. 215. [ постоянная мертвая ссылка ]
  65. ^ Перейти обратно: а б Иречек 1978 , с. 400
  66. ^ Перейти обратно: а б Андреев & Лалков 1996 , p. 289
  67. ^ Андреев & Лалков 1996 , pp. 289–290
  68. ^ Георгиева и Генчев 1999 , с. 29
  69. ^ Павлов, Пламен. «Замечания к портрету Вселенского Патриарха Иосифа II» (на болгарском языке). Архивировано из оригинала 22 марта 2012 года . Проверено 20 сентября 2011 г.
  70. ^ Георгиева и Генчев 1999 , с. 27

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Предшественник Император Болгарии
1371–1395
Преемник

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9ba325e99e8e65031f23b7f629a59336__1716040860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9b/36/9ba325e99e8e65031f23b7f629a59336.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ivan Shishman of Bulgaria - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)