Тырновская литературная школа

Тырновская литературная школа ( болгарский : Търновска книжовна школа ) конца 14-го и 15-го веков была крупной средневековой болгарской культурной академией, внесшей важный вклад в средневековую болгарскую литературу, основанной в столице Болгарии Тырново . Он был частью Тырновской художественной школы, характерной для культуры Второй Болгарской империи .
Благодаря орфографической реформе святителя Евтимия Тырновского и таких выдающихся представителей, как Григорий Цамблак или Константин Костенец, школа оказала влияние на русскую, сербскую, валашскую и молдавскую средневековую культуру. Он хорошо известен в России как второе южнославянское влияние.
Происхождение и развитие
[ редактировать ]
Главной предпосылкой создания Тырновской литературной школы было культурное возрождение конца 14 века. Во многом это было связано с интересом императора Ивана Александра (1331–1371) к литературе и искусству и традициями, которые он оставил своим сыновьям и преемникам Ивану Шишману и Ивану Страцимиру в этом направлении. Патриарху Тырновскому Феодосию Некоторая заслуга в создании Школы принадлежит и .
Школа была основана в столице Болгарской империи Тырново святым Евтимием Тырновским . Он установил свои орфографической и лингвистической реформы правила болгарского языка и исправил неправильно переведенные тексты, став образцами для православных церквей Болгарии, Сербии , Валахии , Молдавии и России, которые также использовали церковнославянский язык .
Основная деятельность писателей Тырновского литературного училища заключалась в написании оригинальной литературы, переводе книг с греческого языка и создании сборников.
Характеристики
[ редактировать ]Литература Тырновской литературной школы делится на две большие части — религиозную и светскую. Религиозная литература представлена хвалебными посланиями, пассионалами, гимнами и др. Основной задачей авторов пассионалов было прославление святых , причем отмечается выраженный акцент на элементе чудес, который является обязательным для этого жанра, используемого большинством писателей, таких как Евтимий и Цамблак. Отношение к различным еретическим течениям, таким как богомильство , варлаамизм или адамизм, очень враждебное, что отражает официальную позицию Тырновского Патриархата .
К светской литературе относятся рассказы, повести, повести, поэзия и хроники. По типу рассказов повести можно разделить на три основные части: античные («Александрия», «Троянская притча» (Троянская легенда) и другие, изображающие сцены из истории Древней Греции ), восточные повести («Варлаам и Йоасаф», «Акир Премадри» — тексты из индийской и ассирийско-вавилонской литературы ) и средневековой («Теофана — хозяйка» и события истории Болгарии и Византии). Романы весьма разнообразны, но их также можно разделить на три группы: хроники (рассказы об исторических событиях), патерические тексты (новеллы с одним сюжетом) и старинно-фольклорные («Сказки Эзопа», «К происхождению Самодива») . "с темами из болгарской мифологии и древней истории).
Рассказы о перемещении мощей святых были очень распространены, но нет единого мнения, можно ли считать эти рассказы продолжением пассионалов или отдельным жанром. Наряду с закреплением чудодейственных свойств мощей авторы высоко оценили заботившихся о их перемещении и сохранности правителей, всегда содержащих краткую, но ценную историческую информацию.
Представители
[ редактировать ]К основным представителям Тырновской литературной школы относятся:
- Евтимий Тырновский – ученик Феодосия Тырновского. Он был создателем и руководителем Тырновской литературной школы, а также педагогом. Он был автором пассионалов, хвалебных посланий, брев и других. Помимо своей реформы, Евтимий ввел в православную литературу новый жанр, включавший в себя черты как пассионалов, так и хвалебных посланий.
- Григорий Доброписец – ученик Феодосия Тырновского, автор страстей болгарского святого Ромила Видинского.
- Дионисий Дивний – ученик Феодосия Тырновского. Он прославился переводом книг с греческого на болгарский и за это получил прозвище Дивни , что означает «чудесный».
- Киприан – ученик Феодосия Тырновского. Автор пассионалов, гимнов и других произведений, переводчик.
- Григорий Цамблак – ученик Евтимия. Своей работой в Высоких Дечанах , Молдавии и русских княжествах он распространял идеи своего учителя и влияние Тырновского литературного училища. Он был автором многочисленных произведений, в том числе «Похвального послания Евтимию» , содержащего ценные сведения о Патриархе и болгарской истории, и «Книги Григория Цамблака» , которая является единственным собранием произведений славянского писателя того времени.
- Константин Костенец – ученик Андрея, который был прямым последователем Евтимия. Он жил и работал при дворе сербского деспота Стефана Лазаревича . Он основал в Поморавском крае Ресавскую литературную школу.
- Иоасаф Бдинский епископа – учитель видинского был неизвестен, но его труд «Похвальное послание о перенесении мощей святой Филотеи из Тырново в Видин» содержал в себе все черты Тырновской литературной школы. Автор проявил большое уважение к Евтимию Тырновскому.
- Владислав Грамматик – поздний представитель. Он был переводчиком, составителем, переписчиком и каллиграфом. Его единственное известное авторское произведение — повесть «Рила» , являющаяся продолжением « Страстей по Иоанну Рильскому» Евтимия. В работе приведены важные даты восстановления Рильского монастыря во второй половине XV века и переноса мощей святителя Иоанна Рильского в монастырь в 1469 году.
- Димитар Кантакузин – покойный представитель. Он был потомком семьи Кантакузенос. Он писал на болгарском и греческом языках. Кантакузин был автором многих произведений, таких как «Страстное и краткое восхваление Иоанна Рильского» , «Географическое описание» , «Послание к доместикосу Исаю» , поэтических произведений на христианскую тему.
См. также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- «Страницы из истории Тырновской книжной школы», Георгий Данчев, издательство «Наука и искусство», София, 1983.
- «Григорий Цамблак», Константин Мечев, издательство «Наука и искусство», София, 1969.
- "Старобългарска литература", БАН, София, 1971