Самодива (фольклор)
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
The samodiva ( Bulgarian : самодива ; plural: samodivi , Bulgarian: самодиви ), samovila (Bulgarian: самовила ; plural: samovili , Bulgarian: самовили ) or vila (Bulgarian: вила ; plural: vili , Bulgarian: вили ), are woodland fairies or nymphs [ 1 ] Встречается в южно- и западнославянском фольклоре .
Этимология
[ редактировать ]Одна из гипотез этимологии слова самовила состоит в том, что оно происходит от индоевропейского корня *ṷēi-, означающего «следовать», «гнаться» или «дуть», от «вила». Компонент «само» имеет функцию выделения. [ 2 ]
Происхождение слова «дива» неизвестно. Основная гипотеза состоит в том, что здесь имеются следы дейноса «Бога». [ 2 ]
Появление
[ редактировать ]Самодивы обычно изображаются в виде эфирных девушек с длинными распущенными волосами, а в некоторых случаях и с крыльями. Обычно они одеты в свободные белые платья с перьями, которые дают им возможность летать. Самодивов часто описывают как имеющих светлые или рыжие волосы, высоких, стройных женщин с бледной, сияющей кожей и огненными глазами. [ 1 ]
Иногда их описывают как имеющих завесу, которая может удерживать всю их силу. Если их лишают покрова, они теряют всю свою силу. [ 1 ]
среда обитания
[ редактировать ]Согласно болгарскому фольклору, Самодивы могут жить внутри деревьев, заброшенных хижин или темных пещер, а также возле рек, прудов и колодцев. Горы, связанные с Самодивами, включают Витошу , Беласицу , Пирин , Рилу , Родопы , Балканские горы в Болгарии и горы Рудина . Однако гора Пирин – их традиционный фаворит. [ 1 ] Самодивы входят в человеческий мир весной и остаются до осени. Зимой они живут в мифической деревне Змейково.
В болгарском фольклоре они связаны с местами, связанными с водой – колодцами, реками, озерами. [ 3 ] Так, в Болгарии есть достопримечательности, в которых есть слово «самодива» или «самовила». Примером тому являются Самодивские озера в горах Пирин. В частности, они живут под большими старыми деревьями, в заброшенных сараях или в темных пещерах, находящихся вблизи источников воды. [ 1 ]
В македонском фольклоре также говорится, что они обитают на таких деревьях, как дуб и ива, и живут в далекой деревне под названием Пателево .
Место в фольклоре
[ редактировать ]Самодивы способны вызвать засуху, сжечь урожай фермера или заставить скот умереть от высокой температуры.
Болгарский фольклор
[ редактировать ]В болгарском фольклоре Самодивы встречаются как олицетворенная форма природы. Они являются защитниками природы, и их часто сравнивают с образом жизни людей.
Они хорошо осведомлены о травах и растениях, поэтому их ассоциируют со многими растениями, обладающими лечебными свойствами. Некоторые растения, которые обычно ассоциируются с самодивами, — это бересклет алатус , горечавка белая и другие травы. Существует множество местных поверий об этих растениях и их качествах, связанных с самодивами. Например, существует поверье, что Euonymus Alatus следует собирать только накануне Вознесения , потому что самодивы более дружелюбны и их целебная сила сильнее. [ 1 ]
Еще одним важным аспектом фигуры Самодивов является их любовь к пению и танцам. Они часто участвуют в соревнованиях друг с другом и с людьми, и тот, кто победит, оставляет проигравшего себе. Примером тому может служить сюжет «Димо- кавалерист и Гюргья Самодива» , где самодива проигрывает музыкальную битву, и Димо увозит ее в свою деревню.
Говорят, что в некоторых частях Болгарии самодивы связаны с различными необъяснимыми природными явлениями, такими как хронические болезни и вихри. Примером этого является народная песня «Самодива похищает музыканта». Это пережиток дохристианских систем верований на Балканах, аналогично объяснению в древнегреческой мифологии нереид, танцующих на ветру. [ 1 ]
Македонский фольклор
[ редактировать ]В македонском фольклоре Самовилы часто упоминаются как обладающие способностью причинять людям вред или исцелять их. Есть способ убить Самовилу: заставить ее уколоться о терновый куст и испариться. Также известно, что они могли проникнуть в сердца мужчин и оставаться там в течение 5 лет. Их целью было соединиться с душой человека и после вместе отправиться в рай. Обычно они наделяли человека магическими способностями и знаниями о целебных растениях. В Северной Македонии ходят легенды о Самовильских свадьбах, и если мимо проходил случайный человек, ему предлагали вино, а он взамен давал невесте золотую монету. Тогда свадьба продлится всю ночь до рассвета.
Также известно, что их могут видеть четырехглазые собаки и смешанные самовилские дети.
Их голоса были гипнотическими и могли свести человека с ума. Македонский народ боялся называть их по имени Вили, поэтому иногда называл их Майки, Юди, Они.
Балканская мифология утверждает, что Самодивы были дочерьми Ламии . Это, в сочетании с их преимущественно ночным характером, приводит к тому, что их считают негативными или, в лучшем случае, нейтральными по своей природе.
Как и Вила в славянском фольклоре , считается, что сила Самодивы исходит главным образом от ее длинных (обычно светлых) волос. Самодива иногда давала небольшую его часть своему возлюбленному, чтобы усилить свой контроль над ним посредством магических эффектов. Однако, если ее волосы каким-либо образом повреждены, она либо полностью исчезнет, либо потеряет свои силы и красоту.
История
[ редактировать ]В Болгарии нынешнее понимание Самодиваса в настоящее время основано на сборниках народных сказок и народных песен. Многие из них были составлены в XIX веке в рамках усилий болгарских интеллектуалов по Возрождению. [ 1 ] Вторичная литература по теме Самодивы весьма ограничена. Собранный и сохраненный фольклор отражает лишь часть того сложного понимания, которое заключает в себе характер Самодивы, поскольку сказки прошли через многочисленные сита, как на этапах написания фольклорных сборников, так и в дальнейшем, в результате смены режима и идеологии на Балканском полуострове (см. Народная Республика Болгария , Югославия ).
Самые ранние письменные свидетельства о Самодивах относятся к 13 веку, где они, предположительно, произошли от балканских традиций и мифов. Исследователи также обнаружили влияние другого славянского фольклора. Распространено мнение, что образ Самодив и их поведение на самом деле основаны на древних фракийских легендах, особенно связанных с Культом Орфея , включавшим песни и танцы в исполнении жриц огня. [ нужна ссылка ]
Выдающиеся Самодивы в фольклоре
[ редактировать ]- Вила - В некоторых народных сказках Вила Самодива описывается как девушка Самодива, которая ведет остальных в их танцах. Она описывается как активная участница контакта главного героя народных сказок с мистическим миром, служащая проводником или дающая герою задание проверить свою доблесть и решимость. В одной народной сказке Вила нашла Крали Марко еще младенцем и воспитывала его как приемная мать. Когда Марко рос на молоке Самодивы, он приобрел сверхъестественные способности. Характер Вила засвидетельствован в южнославянских сказках, собранных Фридрихом Саломоном Крауссом . [ 4 ]
- Вида - В некоторых историях говорится, что она сестра Крали Марко, в некоторых историях она описывается как разрушительная сила природы. В «Крали Марко» и «Вида Самовила» он встречает ее и убивает в конфликте. В другой сказке она ответственна за нехватку воды в регионе, потому что заперла двенадцать источников.
- Гюргья Гюрги . Одно из появлений в болгарском фольклоре - это когда ее соблазняет пастух, и в конечном итоге она становится его женой.
Появления в другой литературе
[ редактировать ]- В XIX веке болгарский поэт и революционер Христо Ботев упомянул Самодиваса в стихотворении, восхваляющем покойного воеводу Хаджи Димитара . Самодивы утешают умирающего в последние минуты его жизни, символизируя храбрость. Они также, кажется, символизируют союз между ним и землей, ради защиты которой он пожертвовал собой. И все же Самодивы и реакция Хаджи Димитара на их присутствие связаны с той озорной и соблазнительной ролью, которую они часто играют в мифологии. [ 5 ]
- Элин Пелин - Самодива
Самодива как сверхъестественная жена
[ редактировать ]В болгарской народной песне ( «Самодива вышла замуж против своей воли ») рассказывается о Самодиве: три девушки, не связанные друг с другом, снимают свои волшебные одежды, чтобы искупаться, но их видит пастух, который забирает их одежду. Каждая девушка отдельно пытается умолять и убедить юношу вернуть одежду. Он так и делает – но только с первыми двумя; третья девушка, на которой он выбрал жениться после того, как она рассказала, что была единственным ребенком. После свадьбы жители деревни настаивают, чтобы она танцевала для развлечения всех остальных, но самодива говорит, что не может танцевать без одежды. Как только муж доставляет ей одежду, она улетает. [ 6 ]
В сказке «Юность и Вила» младший сын, которого два старших брата считают дураком, умудряется вырвать золотые волосы у Вила, питавшегося серебряными грушами из отцовского сада. Позже он забирает ее обратно в дом своего отца. [ 7 ]
Во второй сказке, «Вила в Золотом замке» , отец просит трех своих сыновей охранять его цветник по ночам, потому что лебеди ели цветы (на самом деле это были вила). Вила возвращается домой в золотой замок, что побуждает юношу искать ее. Там старушка Вила, мать девушки, ставит ему задачи для выполнения. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Иваничка Георгиева (1985). Болгарская мифология . Издательство «Свят».
- ^ Jump up to: а б Кунева [Кунева], Илиана [Илиана] (24.12.2018). «Некоторые виды существительных в болгарском языке с целью их формального описания» . Славия Меридионалис . 18 . дои : 10.11649/см.1660 . ISSN 2392-2400 .
- ^ Ангелова-Дамианова, София (2003). «Самодива» . Литернет .
- ^ Краусс, Фридрих Саломон. Легенды и сказки южных славян Ф. С. Краусса . Лейпциг: Издательство Вильгельма Фридриха. 1883. с. XXXII.
- ^ «Христо Ботев — Хаджи Димитар» . Моя библиотека (на болгарском языке) . Проверено 10 апреля 2023 г.
- ^ Гарнетт, Люси Мэри Джейн. Женщины Турции и их фольклор: Женщины-христианки . Лондон: Дэвид Натт. 1890. стр. 352-355. [1]
- ^ Хоутон, Луиза Сеймур. Чудесные сказки русской бабушки . Нью-Йорк: сыновья К. Скрибнера. 1906. С. 190–195.
- ^ Хоутон, Луиза Сеймур. Чудесные сказки русской бабушки . Нью-Йорк: сыновья К. Скрибнера. 1906. стр. 196–202.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хартленд, Э. Сидни. Наука о сказках: Исследование сказочной мифологии . Лондон: В. Скотт. стр. 267, 312-313.
- Алещенко, Е. И. (2015). "Болгарские сказки о самовилах как отражение фольклорной картины мира" [Bulgarian fairy tales about samovilas as the reflection of the folklore world picture]. In: Известия Волгоградского государственного педагогического университета, (3 (98)), 177-183. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bolgarskie-skazki-o-samovilah-kak-otrazhenie-folklornoy-kartiny-mira (дата обращения: 19.12.2021).
- Trefilova, Olga (2020). "Bulgarian Folk Demonology: A Brief Overview". In: Slavic World in the Third Millennium . 15. 169-170. DOI: 10.31168/2412-6446.2020.15.3-4.11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bolgarskaya-narodnaya-demonologiya-kratkiy-obzor (дата обращения: 19.12.2021). (In Russian)