Круглая церковь, Преслав
Круглая церковь Круглая церковь | |
---|---|
![]() Руины Круглой церкви в Преславе . Вид от входа в атриум на притвор и ворота ротонды, вдалеке апсида. | |
Религия | |
Принадлежность | Болгарская Православная Церковь |
Церковный или организационный статус | Кафедральный собор |
Год освящен | Начало 10 века, возможно, до 907 года |
Статус | Сохранился |
Расположение | |
Расположение | Велики Преслав , Шуменская область , Болгария |
Географические координаты | 43 ° 08'32 "N 26 ° 48'47" E / 43,1423 ° N 26,81295 ° E |
Архитектура | |
Тип | Кафедральный собор |
Стиль | Ранняя Византия , возможные кавказские и/или каролингские влияния |
Технические характеристики | |
Направление фасада | Запад |
Длина | 38,5 м (126 футов) (с атриумом) |
Ширина | 14,30 м (46,9 футов) (атриум) 10,50 м (34,4 фута) (ротонда) |
Купол (ы) | 1 |
Диаметр купола. (внешний) | 10,50 м (34,4 фута) |
Круглая церковь ( болг . Кръгла църква , Крагла царква ), также известная как Золотая церковь (Златна църква, Златна царква ) или церковь Святого Иоанна (църква «Свети Йоан», царква «Свети Йоан» ), представляет собой большую частично сохранившаяся раннесредневековая православная церковь. Он расположен в Преславе , бывшей столице Первой Болгарской империи , ныне городе на северо-востоке Болгарии . Церковь датируется началом X века, временем правления царя Симеона I , была раскопана и впервые археологически исследована в 1927–1928 годах.
Круглая церковь, считающаяся одним из самых впечатляющих примеров средневековой болгарской архитектуры, получила свое название от характерной формы одной из трех ее частей — целлы (наос), которая представляет собой ротонду , служащую местом богослужения. Конструкция церкви также включает в себя широкий атриум и прямоугольный вход, или нартекс , отмеченный двумя круглыми башенками.
Церковь сравнивали с образцами религиозной архитектуры позднеримского ( раннехристианского ) периода, Кавказа и каролингского прероманского периода из Карла Великого -за ее характерного плана, который значительно отличается от современных болгарских или византийских построек. Альтернативное название церкви, Золотая церковь, происходит от ее возможного и популярного отождествления с «новой золотой церковью» в Преславе, упомянутой в средневековом литературном источнике.
Богатое внутреннее убранство Круглой церкви, в котором широко используются мозаика, керамика и мраморные детали, отличает ее от других церквей Преслава. Его интерьер украшен сотнями рисунков, изображающих корабли, фауну и христианских деятелей. Средневековые надписи на стенах варьируются от имен святых на византийском греческом языке до отдельных букв и коротких текстов на глаголице и кириллице .
Фон
[ редактировать ]Основанная в 681 году как языческое государство, Болгария была официально обращена в христианство византийским духовенством в 860-х годах при князе Борисе (годы правления 852–889). Право обратить Болгарию в христианство было предметом политического спора между Византией и папством . [1] [2] Приняв христианство, Борис надеялся решить внутренние этнические проблемы и улучшить внешние отношения своего государства, к которому не относились одинаково со стороны христианских правителей Европы. [3]
Круглая церковь была построена во время правления сына и преемника Бориса Симеона (годы правления 893–927), чьи успешные кампании установили временное превосходство Болгарии над Византией. [4] временами угрожая византийской столице Константинополю . Он расширил территорию Первой Болгарской империи на большую часть Балкан . [5] до Адриатики и Эгейского моря . Симеон также завоевал земли современных Сербии и Черногории и эффективно устранил мадьярскую угрозу с севера. Симеон, считающийся одним из величайших лидеров Болгарии, был благотворителем литературы и искусства; его правление считается «золотым веком» средневековой болгарской культуры. [6] [7] из-за литературного влияния Болгарии на современную славянскую Европу . [5] [8]
Город Преслав стал столицей Болгарии в начале правления Симеона, отчасти из-за связи бывшей столицы Плиски с дохристианским язычеством . Симеон превратил Преслав в культурный центр, настоящего соперника Константинополя. [9] [10] Некоторые из наиболее выдающихся ученых Золотого века Болгарии работали в Преславской литературной школе . [7] Задуманный скорее как королевская резиденция и демонстрация культурной мощи, чем крепость, город мог похвастаться впечатляющей архитектурой. [5] включая большое количество характерных дворцов и десятков церквей. [9] [11] Среди них Круглая церковь, считающаяся «одним из самых впечатляющих памятников средневековой болгарской архитектуры». [12] и «выражение высших достижений древнеболгарской культуры», [13] выделялся. [12]
Идентификация и история
[ редактировать ]Круглую церковь обычно отождествляют с «новой золотой церковью», упомянутой в колофоне к древнеболгарскому переводу « Афанасия Александрийского » Речей против ариан . В тексте говорится, что перевод был сделан по приказу князя Симеона Константином Преславским и скопирован Теодором Доксом «в устье Тичи в [ византийском] 6415 году индикта 14 [907 г. н.э.], где тот же князь имел построена святая новая золотая церковь». [14] Неясно, относится ли «устье Тичи» к узкому участку реки, к перевалу Устье недалеко от города или, возможно, к определенному месту рядом с внешними городскими стенами и в непосредственной близости от руин Круглой церкви. . Помимо этой проблемы, если слово «золотой» понимать буквально, источник также неясен относительно того, является ли эта церковь новой среди золотых церквей города или единственной золотой среди новых церквей в Преславе. [15] Ученый Станчо Ваклинов считает определение Круглой церкви как «новой золотой церкви» в литературе «неоспоримым». [16] а историк искусства Никола Мавродинов считает, что это вероятно. [17] С другой стороны, историк А. П. Власто считает эту идентификацию «не совсем достоверной». [18]
Если церковь из заметки на полях приравнять к Круглой церкви, то ее можно однозначно датировать не более чем за несколько лет до 907 года. [15] [19] Хотя церковь можно отнести не позднее X века, некоторые ученые предполагают, что она могла быть построена прямо на вершине гораздо более ранней позднеримской базилики из-за ее устаревшего плана. [18] Возможным донором ( ктетор ) хотя бы части строительства церкви является высокопоставленный церковный чиновник ( хартофилакс ) по имени Павел, который упоминается в надписи внутри церкви. [20] [21] Основная часть работ, вероятно, финансировалась Симеоном, который, возможно, выступал в качестве главного спонсора. [22]
В болгарских академических кругах ведутся споры о том, была ли церковь построена как монастырская церковь или как отдельный собор . Если соседние с церковью постройки интерпретировать как жилую часть монастыря, то, скорее всего, он был основан после постройки Круглой церкви, во времена царя Петра I (годы правления 927–969). Отсутствие входов в эти здания со сторон, обращенных к церкви, и наличие большого атриума делают это маловероятным. Еще одним аргументом против того, чтобы Круглая церковь была монастырской церковью, является ее расположение, изолированное от других зданий, но доступное для публики за пределами центральной части города. [23] Ученый Бистра Николова считает его городским собором и сравнивает его по функциям с Великой базиликой в Плиске. [24] Другой исследователь, Крастю Миятев, видит в ней царскую церковь Симеона, [25] но искусствовед Никола Мавродинов и археолог Тотю Тотев утверждают, что с самого начала он принадлежал монастырю. [26] [27]
Первые раскопки на этом месте были проведены в 1927–1928 годах археологами Национального археологического музея в Софии и Болгарского общества древностей под руководством Йордана Господинова. [13] Вторая попытка под руководством Крастю Миятева привела к гораздо более глубокому исследованию, и археологические исследования на этом месте продолжаются. [28] В 1927 году Круглая церковь вместе со всем средневековым Преславом была объявлена историко-археологическим заповедником и поставлена под охрану государства как национальная древность. В 1970 году он был индивидуально включен в список памятников культуры республиканского значения с публикацией в «Государственной газете» того года , № 46. [29] Круглая церковь, являющаяся частью архитектурного заповедника Великий Преслав, занимает 98-е место среди 100 туристических объектов Болгарии . [30] [31]
Церковь Святой Петки в Русе , открытая в 1944 году, была построена как реконструкция Круглой церкви в Преславе. [32] Круглая церковь подверглась частичной реставрации в конце 1990-х — начале 2000-х годов. [33] В декабре 2009 года было объявлено о планах полностью реконструировать церковь без сноса и изменения каких-либо первоначальных структурных остатков. [34] Памятник царю Симеону был открыт в непосредственной близости от Круглой церкви 27 мая 2007 года в честь 1080-летия со дня его смерти. [35] Несмотря на то, что церковь не является действующей, ее регулярно используют для крещений и свадеб. [36]
Архитектура
[ редактировать ]Расположение и стиль
[ редактировать ]Круглая церковь была построена за пределами внутреннего города Преслава, который в основном включал королевский дворец и связанные с ним здания, такие как Королевская базилика. [37] Он все еще находился в пределах внешних границ города и находился в юго-восточной части Преслава, примерно в 250 метрах (820 футов) от Южных ворот внутреннего города. [23] Он располагался на высокой террасе . [16] [38] Сегодня Круглая церковь вместе с другими руинами средневекового Преслава находится недалеко от современного города Великий Преслав. [39] который является административным центром муниципалитета в Шуменской области , на северо-востоке Болгарии. [40]

Хотя ни одна церковь того времени в населенных славянами частях Балкан не соответствовала современной византийской архитектуре, Круглая церковь заметно отличается от нее своим централизованным круговым планом, который уникален для средневековой болгарской архитектуры. [41] Округлый и динамичный характер его форм контрастирует с острыми прямоугольными конструкциями того периода. [25] Скорее всего, оно основано на многочисленных образцах позднеримских или ранневизантийских построек, разрушенных на болгарских землях. Планировка, особенно ротонда , напоминает церкви времен Юстиниана I, такие как базилика Сан-Витале в Равенне , Маленькая Святая София в Константинополе (сегодня Стамбул ), [18] и Ротонда Галерия в Салониках . [41] Даже если план необычен, технология и принципы, использованные при его строительстве, соответствуют 10 веку и соответствуют другим памятникам Преслава. [42] [43]
Византийские церкви — не единственный источник вдохновения, который исследователи приписывают Круглой церкви. Некоторые ученые связывают его дизайн с армянским влиянием. [44] [45] возможно, привезен в Болгарию мастерами с Кавказа . Вообще церкви такого устаревшего плана на Балканах связаны с миграцией каппадокийских , армянских или грузинских монахов. Другую возможную модель Круглой церкви в Преславе вполне можно найти в каролингской архитектуре времен Карла Великого , в частности в Палатинской капелле в Аахене , западная Германия, с которой она имеет некоторые общие характеристики. [45] [46] [47] На момент строительства Круглой церкви Болгария находилась в прямом контакте с Франкской империей . [46] Одной из черт Круглой церкви, которая, как утверждают ученые, является очень узнаваемым влиянием Каролингов, является наличие монументальной западной стены . [48] [49]
Описание
[ редактировать ]Круглая церковь включает в себя три части: широкий атрий (или двор ), притвор и целлу (также наос или, в зависимости от формы, ротонду), каждая из которых служит помещением для другой. [19] [23] [38] [41] Секции не обязательно были построены одновременно, и принято считать, что реконструкция церкви проводилась через некоторое время после ее завершения. [50] Мавродинов и археолог Карел Шкорпил полагают, что нартекс и целла относятся к первому периоду строительства, а атриум был добавлен вскоре после этого и тем же архитектором. [26]
Общая длина церкви составляет 38,5 м (126 футов), включая атриум. [26] Он был построен в основном из прямоугольных блоков известняка , умеренно скрепленных раствором . Внутри апсиды раствор красного цвета. [51] Пол был покрыт мрамором и каменными плитками, приклеенными на красный раствор в притворе и белый раствор в остальных местах. [23] Красный и желтый кирпичи и куски кирпича использовались для атриума, арок и, возможно, купола; несколько кусков кирпича использовались для заполнения промежутков между камнями на стенах. [25]
Атриум
[ редактировать ]Самая внешняя часть Круглой церкви — это ее атриум, открытое пространство по бокам, ведущее в притвор. Доступ к нему осуществляется через трое ворот (по одному на каждой стене), из которых вход на главной западной стене является самым сложным и грандиозным по внешнему виду. Атриум имеет почти квадратную форму и размеры 12,20 × 14,30 м (40,0 × 46,9 футов). ; колодец В центре двора был построен [16] [23] он был подключен к водопроводу . [52]
Боковые стороны атриума украшены множеством сводов с простенками между ними. Всего имеется четырнадцать сводов: по четыре на каждой из трех стен двора и по одному на стыке западной стены с боковыми сторонами. Атриум включает в себя равное количество круглых колонн из известняка , каждая из которых стоит напротив одного из опор на расстоянии 0,60 м (2,0 фута) друг от друга. [23] [44]
Нартекс
[ редактировать ]
Прямоугольный нартекс составляет среднюю часть здания, между атриумом и целлой, и служит вестибюлем церкви. Он находится прямо к востоку от атриума, через широкие ворота, окруженные парой высоких круглых башен . [16] [43] [53] Притвор Круглой церкви Мавродинов уподобляет аналогичным сооружениям в храмах Афона из-за его глубины. [26]
Вместе с северной и южной стеной вход притвора эффектно изолирует две меньшие по размеру части атриума, схожие по плану. [16] и доступ через двери. Северная часть включает в себя небольшой некрополь , а южная часть, вероятно, была баптистерием , так как представляет собой квадратную инсталляцию с глиняной трубкой, напоминающей купель . Однако Николова считает его форму слишком необычной, а глубину — непригодной для крещения , и полагает, что вместо этого он мог быть спроектирован как сосуд для раздачи святой воды . [54]
Притвор размером 5 × 9,50 м (16,4 × 31,2 фута) является частью Круглой церкви, которая сохранилась в лучшем виде, поскольку некоторые из ее стен достигают 3 м (9,8 футов). Две его башни имеют диаметр 3,20 м (10,5 футов); каждый имеет вход, выходящий во внутреннюю часть притвора, и три окна. На верхние этажи башен можно было попасть по винтовой лестнице, археологические остатки которой были обнаружены в северной башне. Внутри притвора две пары колонн. [16] поддерживающий его второй этаж, на который можно попасть с северной башни. [43] [53] Колонны делят притвор на три нефа и отмечают путь от входа в притвор к воротам ротонды. [26] [55]
Ротонда
[ редактировать ]Круглая целла — самая восточная и важная часть церкви, так как именно здесь литургия совершалась . Диаметр ротонды составляет 10,50 м (34,4 фута). [19] [38] Доступ к нему осуществляется через трое ворот, все из нартекса. [16] [55] Оно было полностью покрыто куполом . [19] [44] Двенадцать сводов, полукруглых , если смотреть изнутри, и пятиугольных на внешней стене, были построены к северу и югу от восточной части ротонды, апсиды, которая сама вписывается в один из сводов. [43] [53] Большие контрфорсы усиливают конструкцию как внутри, так и снаружи. Круг из десяти [55] или двенадцать [26] [43] [53] белый мрамор [53] колонны были вписаны внутрь ротонды, на расстоянии 0,55 м (1,8 фута) от внутренних контрфорсов. Капители колонн аналогичны капителям царского дворца в Преславе. [26] лежал деревянный, обшитый медью гроб . В погребальной камере у одного из сводов возле апсиды [55]
Полукруглая апсида [38] естественно сочетается с другими сводами ротонды, несмотря на то, что она больше, [16] и имеет своды на северной и южной стенах. Мраморный амвон располагался в центре круга колонн и всей ротонды, прямо под центром купола. [16] [38] [56] о чем свидетельствует минометная подсыпка. К амвону вела лестница с востока и запада, выровненная по апсиде. Епископский трон или кафедра, вероятно, находился возле одного из южных сводов, который, вероятно, был расширен для этой цели. [55]
Украшение
[ редактировать ]
Интерьер был щедро украшен красочной мозаикой в византийском стиле . [44] карнизы и керамика. [53] [58] За исключением капителей коринфских и дорических колонн, имеющих римское или византийское происхождение, остальное убранство создавалось специально для и во время строительства церкви. [18] [51] Власто находит протоболгарский колорит в интерьере церкви и связь с искусством Персии или Средней Азии . Таким образом, он считает, что оно не основано на византийских примерах той эпохи. [18] Противоположного мнения придерживается Миятев, указывающий на значительное сходство убранства Круглой церкви и церкви Богородицы (ныне часть мечети Фенари Иса ) 908 года в Константинополе. [59] Мавродинов идет еще дальше и утверждает, что архитектор Круглой церкви непосредственно вдохновлялся древними образцами, ссылаясь, в частности, на богатое скульптурное убранство. [60]
Круглая церковь не имела себе равных по керамическому убранству ни в одной церкви Преслава и была единственным известным зданием в городе, в котором в значительной степени использовалась полихромная керамическая плитка. [61] Керамические и мозаичные иконы были изюминкой интерьера; Их размер варьировался от почти в натуральную величину до миниатюрных. Если керамические изображения выполнялись из глиняных плиток, то мозаичные иконы были более разнообразны по материалу: глина, стекло, камень различных оттенков на золотом фоне. [25] Среди изображенных святых и библейских персонажей — Хараламп и, возможно, Иоиль . Некоторые изображения были заключены в эллипсы . [51]
Круглая церковь украшена карнизами из мрамора и известняка. Они включали большое количество переплетающихся орнаментов и деталей, таких как пальметты , гроздья винограда , листья и фаски . [51] Помимо классических орнаментальных форм, карнизы имеют совершенно новые по своему характеру или хорошо известные, но обновленные мотивы. Цветочный декор доминирует в карнизах. [62] Плитки, найденные внутри руин церкви, изображают птиц и других животных, а также геометрические фигуры и цветочные мотивы, все они покрыты глазурью коричневого, желтого, зеленого, синего или сине-зеленого цвета. Стены были покрыты полированной мраморной облицовкой с инкрустированными фигурами. [25] [51]
Эпиграфика
[ редактировать ]
Круглая церковь содержит множество средневековых надписей, как официальных, так и нацарапанных на ее стенах в виде граффити . Одно исследование насчитало в общей сложности 193 знака и 30 рисунков, подавляющее большинство из которых несет в себе ту или иную христианскую символику . [63] В целом эпиграфика Круглой церкви датируется X веком. [50] представлены три алфавита: греческий , глаголица и кириллица , а также два языка: византийский греческий и староболгарский (восточно- болгарская редакция старославянского языка). [20] Надписи на глаголице Круглой церкви свидетельствуют о том, что использование этого алфавита в Преславе продолжалось наряду с кириллицей. [47]
Пожалуй, самой известной и ценной надписью на стенах церкви является надпись кириллицей на южной стене помещения южнее притвора, условно известного как баптистерий. Надпись была коряво написана поверх известковой замазки и в переводе гласит: «Церковь святого Иоанна, построенная хартофилаксом Павлом». [21] Несмотря на то, что он датируется 10 веком. [64] и упоминание о посвящении церкви и ее потенциальном дарителе, ее нельзя назвать классической дарственной надписью из-за ее неестественного расположения и неуклюжего письма. Николова считает более вероятным, что автором надписи был грамотный человек, служивший под хартофилаксом Павлом и желавший распространить его славу. Она считает, что текст может относиться к строительству только притвора, а не всей церкви, поскольку, по ее мнению, притвор мог быть добавлен после постройки ротонды. [20]
Другие примеры эпиграфики Круглой церкви включают несколько коротких текстов глаголицей и кириллицей, а также отдельные письма. Среди глаголических надписей есть Преслав Абекедарий , литургический текст, включающий первые тринадцать букв этого алфавита; [41] некоторые тексты кириллицей были написаны на керамических плитках. Имена и описания к иконам написаны на греческом языке. [50] есть также двуязычные надписи на греческом и болгарском языках. [65] Отдельные буквы, начертанные на стенах, иллюстрируют способ объединения греческих букв и упрощенной глаголицы в раннюю кириллицу. [66] На стенах церкви граффити христианских крестов , животных, [50] и до 11 изображений кораблей. [63] Была обнаружена по крайней мере одна эпитафия , начертанная на надгробии женщины, описанной как «раба Божия Тудора». [65] [67]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Васильев, Александр Александрович (1952). История Византийской империи, 324–1453 гг . Том. 1 (2-е изд.). Мэдисон: Издательство Университета Висконсина. стр. 282–283 . ISBN 978-0-299-80925-6 .
- ^ Уошберн, Деннис Чарльз; А. Кевин Рейнхарт (2007). Преобразование культур: религия, идеология и трансформации современности . Бостон: Брилл. стр. 132–133. ISBN 978-90-04-15822-1 .
- ^ Крэмптон , стр. 9–11.
- ^ Стивенсон , с. 18
- ^ Jump up to: а б с Ставрева , с. 19
- ^ Отфиноски, Стивен (2004). Страны переходного периода: Болгария . Нью-Йорк: Издательство информационной базы. п. 5. ISBN 978-0-8160-5116-8 .
- ^ Jump up to: а б Крэмптон , стр. 16–17.
- ^ МакДермотт, Мерсия (1998). Болгарские народные обычаи . Филадельфия; Лондон: Джессика Кингсли. п. 25. ISBN 978-1-85302-485-6 .
- ^ Jump up to: а б Стивенсон , стр. 18–19.
- ^ Бакалов, Георгий; Милен Куманов (2003). «СИМЕОН I Великий (864-27.V.927)» [СИМЕОН I Великий (864 — 27 мая 927)]. Электронно издание "История на Болгарию" [ Электронное издание "История Болгарии" ] (CD) (на болгарском языке). София: Книгоиздательская касса «Труд»; Сирма А.И. ISBN 954528613X .
- ^ Фрухт, Ричард К. (2005). Восточная Европа: введение в людей, земли и культуру . Санта-Барбара: ABC-CLIO. п. 821 . ISBN 978-1-57607-800-6 .
- ^ Jump up to: а б Делев
- ^ Jump up to: а б Тотев , с. 58
- ^ Коротко , с. 220
- ^ Jump up to: а б Николова , с. 88–89
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Ваклинов , с. 196
- ^ Мавродинов , с. 150
- ^ Jump up to: а б с д и Власто , с. 171
- ^ Jump up to: а б с д Balgarska entsiklopedia A–Ya
- ^ Jump up to: а б с Николова , с. 91–92
- ^ Jump up to: а б Начев , с. 17
- ^ Начев , с. 18
- ^ Jump up to: а б с д и ж Николова , с. 89
- ^ Николова , с. 54
- ^ Jump up to: а б с д и Миятев , с. 98
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Мавродинов , с. 151
- ^ Тотев , с. 63
- ^ Николова , с. 88
- ^ /по населени места/" [Список памятников культуры с категорией "национального значения" на территории Шуменского воеводства по населенным пунктам " Списак на смавитите на культурата с категории "Национально значение" на территории на территории Шумена ] (PDF) ( на болгарском языке). Министерство культуры Республики Болгария. стр. 9–10. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июля 2011 года . Проверено 1 ноября 2010 г.
- ^ «98. Национальный историко-археологический заповедник «Великий Преслав» » [98. Национальный историко-архитектурный заповедник Велики Преслав] (на болгарском языке). Балгарский туристический саюз. Архивировано из оригинала 21 декабря 2010 года . Проверено 1 ноября 2010 г.
- ^ «Сборник «100-те национальных туристических объектов» » [Сборник «100 национальных туристических объектов»] (PDF) (на болгарском языке). Национально объединение "Сахрани балгарското". стр. 386–387. Архивировано из оригинала (PDF) 28 июля 2011 года . Проверено 1 ноября 2010 г.
- ^ Никифорова, Виолетта. «Царквата «Света Петка» в Русе се руши» [Церковь Святой Петки в Русе терпит ущерб] (на болгарском языке). Българское национальное телевидение. Архивировано из оригинала 16 октября 2010 года . Проверено 1 ноября 2010 г.
- ^ Гринуэй, Пол (2002). Одинокая планета Болгария (1-е изд.). Футскрей, Вик .; Окленд, Калифорния: Одинокая планета. п. 210 . ISBN 978-1-86450-148-3 .
- ^ «Вдигат Златната Царква в оригинале» [Золотая церковь будет построена в первоначальном размере]. Труд (на болгарском языке). Вестникарска Группа Балгария ООД. 20 декабря 2009 г. Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года . Проверено 15 октября 2010 г.
- ^ царя Симеона Великого беше открыт до Златната царя вав Великий Преслав по повод 1080-годишнината от кончината на балгарскиа владелец. Паметлик на смерти болгарского правителя.]. Сега (на болгарском языке). Сега АД. 27 мая 2007 г. Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года . Проверено 15 октября 2010 г.
- ^ Иванова, Эмилия (31 июля 2010 г.). «И днес краштават и венчават в руините на Златната преславска царква» [Люди до сих пор крестятся и венчаются в руинах Золотой церкви Преслава] (на болгарском языке). Двери на Православието. Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года . Проверено 15 октября 2010 г.
- ^ Николова , с. 93
- ^ Jump up to: а б с д и Коева
- ^ «История» [История] (на болгарском языке). Община Великий Преслав. Архивировано из оригинала 15 июня 2010 года . Проверено 18 октября 2010 г.
- ^ «Община Велики Преслав» [Муниципалитет Великий Преслав] (на болгарском языке). Областная администрация Шумен. Архивировано из оригинала 15 декабря 2010 года . Проверено 18 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д Коротко , с. 221
- ^ Ваклинов , стр. 199–200.
- ^ Jump up to: а б с д и Миятев , с. 69
- ^ Jump up to: а б с д Kazhdan , p. 335
- ^ Jump up to: а б Ваклинов , с. 200
- ^ Jump up to: а б Редгейт, Энн Элизабет (2000). Армяне . Оксфорд; Молден, Массачусетс: Уайли-Блэквелл. п. 242 . ISBN 978-0-631-22037-4 .
- ^ Jump up to: а б Тотев , с. 61
- ^ Георгиев, Павел (2002). "Базиликата "Гебе Клисе" и вапросат за вразките между Болгарией и Римом в крае на IX век" (PDF) . Преславская Книжовна Школа (на болгарском языке). 6 . София: Шуменский университет; Университетское издательство "Св. Климент Охридский": 49. ISBN. 978-954-430-885-8 . Архивировано из оригинала (PDF) 24 июля 2011 года.
- ^ Ходино, Р. (1968). «Западные влияния на Круглую церковь в Преславе». Археология (на болгарском языке) (1): 20. ISSN 0324-1203 . OCLC 630557039 .
- ^ Jump up to: а б с д Николова , с. 92
- ^ Jump up to: а б с д и Николова , с. 91
- ^ Мавродинов , с. 152
- ^ Jump up to: а б с д и ж Тотев , с. 60
- ^ Николова , с. 89–90
- ^ Jump up to: а б с д и Николова , стр 90
- ^ Мавродинов , с. 164
- ^ Вандерсолл, Эми Л. (1983). «Пять «романских» порталов: вопросы атрибуции и орнамента» (PDF) . Журнал Метрополитен-музея . 18 :137. дои : 10.2307/1512804 . ISSN 0077-8958 . JSTOR 1512804 . OCLC 1760043 . S2CID 191476880 . Архивировано из оригинала (PDF) 28 июня 2011 года.
- ^ Ваклинов , стр. 198–199.
- ^ Миятев , с. 100
- ^ Миятев , с. 157
- ^ Манго , с. 114
- ^ Ваклинов , стр. 212–213.
- ^ Jump up to: а б Рашев , с. 339
- ^ Ваклинов , с. 227
- ^ Jump up to: а б Ваклинов , с. 226
- ^ Власто , с. 41
- ^ Андреев, Йордан; Лазаров Иван; Павлов, Пламен (1999). Кой кой ев средневековна Балгария [ Кто есть кто в средневековой Болгарии ] (на болгарском языке). София: Издательская касса "Петар Берон". п. 385. ИСБН 978-954-402-047-7 .
Источники
[ редактировать ]По-английски
[ редактировать ]- Крэмптон, Р.Дж. (2005). Краткая история Болгарии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 16–17. ISBN 978-0-521-61637-9 .
- Курта, Флорин (2006). Юго-Восточная Европа в средние века, 500–1250 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 220–221 . ISBN 978-0-521-81539-0 .
- Каждан, Александр (1991). «Болгарское искусство и архитектура». Оксфордский словарь Византии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 334–335. ISBN 978-0-19-504652-6 .
- Манго, Мария Манделл (2009). Византийская торговля, 4–12 века: Археология местного, регионального и международного обмена: материалы тридцать восьмого весеннего симпозиума по византийским исследованиям, Колледж Святого Иоанна, Оксфордский университет, март 2004 г. Фарнхэм: Издательство Ashgate. стр. 113–114. ISBN 978-0-7546-6310-2 .
- Шварц, Эллен К. (2002). Переосмысление Круглой церкви Симеона . София, Болгария: Палеобулгарика XXV. стр. 2–15.
- Ставрева, Кирилка; Кек, Линетт (2007). Культуры мира: Болгария . Нью-Йорк: Маршалл Кавендиш. ISBN 978-0-7614-2078-1 .
- Стивенсон, Пол (2000). «Болгария и за ее пределами: Северные Балканы (ок. 900–963)». Балканская граница Византии: политическое исследование Северных Балкан, 900–1204 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-77017-3 .
- Власто, АП (1970). Вхождение славян в христианский мир: Введение в средневековую историю славян . Кембридж: Архив прессы Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-07459-9 .
На болгарском языке
[ редактировать ]- Делев, Петар; Валерий Кацунов; Пламен Митев; Евгения Калинова ; Искра Баева; Боян Добрев (2006). «10. Златний век на балгарската культура» [10. Золотой век болгарской культуры. История и цивилизация за класс 11. . София: Книгоиздательская касса «Труд»; Сирма А.И. ISBN 954-9926-72-9 .
- Коева, Маргарита (2003). «Архитектура на Парвото балгарско царства». Введение в архитектурную теорию и историю. Учебник за студентами по искусствознанию. Учебник для студентов-искусствоведов . Варна: ЛитерНет. ISBN 954-304-027-3 . Архивировано из оригинала 14 июня 2011 года.
- «Краглата царьва» [Круглая церковь]. Болгарская энциклопедия А–Я [ Болгарская энциклопедия А–Я ] (CD). София: Българская академия на науките; Книгоиздательская касса «Труд»; Сирма А.И. 2002. ISBN 954-8104-08-3 .
- Мавродинов, Никола (1959). искусство : Старобалгарское искусството на Парвото балгарское царство . София: Издательство "Наука и искусство". стр. 150–164. OCLC 456107079 .
- Миятев, Крастю (1965). Болгарии Архитектура в средневековной . София: Издательство на Балгарската академия на науките. стр. 95–100. OCLC 10198565 .
- Начев, Венцеслав (1994). Балгарски надписи [ Болгарские надписи ]. София: Издательская касса "Христо Ботев". стр. 17–19. ISBN 978-954-445-128-8 .
- Николова, Бистра (2002). Православните царяви през Балгарското средневековые IX–XIV в. Православные церкви в болгарское средневековье 9-14 веков . София: Академично издательство «Марин Дринов». стр. 88–92. ISBN 954-430-762-1 .
- Рашев, Рашо (1995). «Корабат като символ в Преславе през X век» [Корабль как символ в Преславе X века] (PDF) . Преславская Книжовна Школа . 1 . София: Шуменский университет; Университетское издательство «Св. Климент Охридский»: 338–343. ISBN 978-954-07-0403-6 . Архивировано из оригинала (PDF) 24 июля 2011 года.
- Тотев, Тотю (1993). Велики Преслав: Патеводитель [ Велики Преслав: Путеводитель ] (на болгарском языке). Варна: Хронос. стр. 58–63. ISBN 954-592-001-7 .
- Ваклинов, Станчо (1977). «IV. Создание единой древнебулгарской культуры (вторая половина 9 — начало XI вв.). Формиране на старобалгарската культура VI–XI век. [ Формирование древнеболгарской культуры VI–XI веков Наука и искусство» Балгарско историческое дружество « . ]. София :
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Трехмерная реконструкция Круглой церкви (доступно в 3D, аудио и видео ; требуется QuickTime 7)
- Археологические памятники в Болгарии
- История Шуменской области
- Церкви X века
- Церкви в Болгарии
- Преслав
- Здания и сооружения Шуменской области
- Туристические достопримечательности Шуменской области
- Средневековые болгарские православные церковные здания
- Круглые церкви
- Болгарские православные соборы
- Золотой век средневековой болгарской культуры