Совет Преслава
( Преславский народный совет болгарский : Преславски народен събор ) состоялся в 893 году. Это было одно из важнейших событий в истории Первой Болгарской империи и краеугольный камень христианизации Болгарии при князе Борисе I.
Предыстория и источники
[ редактировать ]В 889 году Борис I отрекся от престола и удалился в монастырь, ему наследовал его старший сын Владимир-Расате , который пытался восстановить тенгрианство , традиционную религию страны с 681 года. После того, как Владимир-Расате был свергнут своим отцом в 893 году, последний собрал Народный совет [а] в Преславе, чтобы узаконить изменения. [1] [2] Поскольку обсуждаемые вопросы имели огромное значение для всей страны, необходимо было присутствие и одобрение высшего и низшего дворянства, духовенства и представителей всех губерний. [3] Прямого упоминания о Совете в средневековых источниках нет. Наиболее подробное описание событий, приведших к падению Владимира-Расате, дает бенедиктинский аббат Регино из Прюма в своем труде «Хроникон» : [4]
...Князь того народа [Борис I], как говорят, приняв благословение на Крещение, проявил такое совершенство, что днем являлся своему народу в царских одеждах, а ночью - одетым в грубые одежды. вошел тайно в церковь и, лежа на полу храма, проводил время в молитве, подложив внизу только вретище. Вскоре он оставил земное царство и, поставив на место князя своего старшего сына [Владимира], постригся , принял одежды святого подвизания и стал монахом, посвящая свои дни и ночи благотворительности, бдению и молитвам. Тем временем его сын, которого он поставил князем и который был гораздо менее усердным и деятельным, чем его отец, начал грабить и проводить время в пьянках, пирах и разврате и всеми средствами обращать свой новокрещеный народ обратно в языческие ритуалы. Когда отец его узнал об этом, воспламенившись великим гневом, снял с себя иноческую одежду, снова надел военную перевязь, облачился в царские одежды и, взяв боящихся Бога, настроил против своего сына. Вскоре он без особого труда схватил его, вырвал ему глаза и отправил в тюрьму. Затем он собрал всю свою империю и поставил княжеством своего младшего сына [Симеона I], и грозил ему перед всеми такой же карой, если он предаст истинное христианство. Устроив это таким образом, он снял пояс, облачился в святые монашеские одежды и, уйдя в монастырь, провел остаток своей теперешней жизни в святом подвизании.
Решения
[ редактировать ]По мнению историков, на совете председательствовал Борис I, и было принято четыре основных решения: [1]
- Князь Владимир-Расате был свергнут и заменен его братом Симеоном I. Симеон, которому предстояло стать высокопоставленным клириком или даже архиепископом, [5] [6] был освобожден от монашеской клятвы. [7] Произошло также изменение принципа преемственности, позволившее брату монарха стать его преемником. До этого времени на престол мог унаследовать только первенец монарха. Об этом изменении упомянул Иоанн Экзарх в своей работе «Шестоднев» .
- Столица Болгарии была перенесена из Плиски в Преслав . Это решение объясняется желанием Бориса I выбрать столицу подальше от Плиски, где еще была очень сильна память о языческом прошлом. В новой столице Симеон был бы окружен людьми, лояльными христианству и прославянской политике его отца. [8] Преслав также был местом расположения Пантелеймонова монастыря. [9] где удалился Борис I и где мог проживать сам Симеон. Андреев предполагает, что размещение столицы в Преславе было символическим актом разрыва с язычеством. [1]
- Византийское духовенство должно было быть изгнано из страны и заменено болгарским духовенством. Среди вновь назначенных болгарских епископов был Климент Охридский , отправленный в Девол в районе Кутмичевицы . [10]
- Староболгарский язык должен был заменить греческий в литургии. Таким образом, он стал официальным языком Болгарии. Этот акт имел огромное значение не только для Болгарии, но и для всего славянского мира. [11]
Значение
[ редактировать ]Решения, принятые на Преславском соборе, оказали большое влияние на болгарскую историю. Официальный статус древнеболгарского языка дал большой толчок развитию Преславской и Охридской литературных школ . болгарская культура и литература вступили в свой золотой век При новоизбранном Симеоне I , и страна стала культурным и духовным центром славянской Европы . [12] Удаление византийского духовенства и греческого языка из литургии гарантировало, что Болгария будет держаться подальше от любого сильного или прямого византийского влияния в своей политике и религиозной жизни. [13]
Реакция Византии была быстрой. Уже в 894 г. император Лев VI перенес рынок болгарских купцов из Константинополя в Салоники, что нанесло тяжелый удар по экономическим интересам Болгарии. [14] Это разожгло первую коммерческую войну в Европе. [15] выиграна Симеоном I после решающей битвы при Булгарофигоне .
Примечания
[ редактировать ]^ а: Народный совет существовал с момента создания Болгарии и включал в себя в первоначальном виде весь «вооруженный народ» во главе с фурунками . Это была более высокая власть, чем хан , что можно проиллюстрировать собором 766 года, когда хан Сабин был свергнут. [16] Народный совет начал терять значение с централизацией страны под властью Крума и Омуртага и особенно после христианизации, когда монарх считался представителем Бога на земле. [3]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Андреев, с. 85
- ^ Рансимен, стр. 134-136
- ^ Jump up to: а б Златарский, с. 257
- ^ ЛИБИ, том. II, стр. 306 - 307
- ^ Андреев, с. 91
- ^ Рансимен, с. 137
- ^ Андреев, с. 92
- ^ Златарский, стр. 258-259
- ^ Рансимен, с. 136
- ^ Златарский, стр. 271-273
- ^ Златарский, стр. 261-262
- ^ Лальков, стр. 23-25.
- ^ Златарский, с. 284
- ^ Златарский, стр. 284-287
- ^ Младёв, Ян. «Избранное о Византии. Отрывки из Хроники Иоанна Скилица, переведенные и адаптированные из Б. Флюзина и Ж.-К. Шейне (2003)» . Архивировано из оригинала 27 июля 2012 года . Проверено 4 марта 2011 г.
- ^ Златарский, с. 218
Источники
[ редактировать ]- Андреев, Иордания; Милчо Лальков (1996). Болгарские ханы и цари (на болгарском языке). Велико Тырново: Абагар. ISBN 954-427-216-Х .
- Бакалов, Георгий; Милен Куманов (2003). «КУТМИЧЕВИЦА (Кутмичиница)». Электронное издание «История Болгарии» (на болгарском языке). София: Труд, Сирма. ISBN 954528613X .
- Duychev, Ivan; collective (1960). Latin Sources for Bulgarian History (LIBI), volume II (in Bulgarian and Latin). Sofia: Izdatelstvo na BAN.
- Лальков, Милчо (1997). «Царь Симеон Великий (893–927)». Правители Болгарии . Кибеа. ISBN 954-474-098-8 .
- Рансимен, Стивен (1930). «Два орла» . История Первого Болгарского царства . Лондон : Джордж Белл и сыновья . OCLC 832687 .
- Златарский, Василь (1971) [1927]. История Болгарского государства в средние века. Том I. История Первой Болгарской империи (на болгарском языке) (2-е изд.). София: Наука и искусство. OCLC 67080314 .
- «Часть I. От славянизации до падения Первой империи (852-1018); III. Национализация Болгарского государства; 5. Внутренняя политика князя Бориса I» .
{{cite book}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - «Часть I. От славянизации до падения Первой империи (852-1018 гг.); IV. Борьба с Византией за политическое господство; 1. Император Симеон и его первая война с Византией» .
{{cite book}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь )
- «Часть I. От славянизации до падения Первой империи (852-1018); III. Национализация Болгарского государства; 5. Внутренняя политика князя Бориса I» .
- Николов А. Факты и догадки о соборе 893 года. - В: Болгария в мировом культурном наследии. Материалы Третьей национальной конференции по истории, археологии и культурному туризму «Путешествие в Болгарию» - Шумен, 17-19. 05. 2012. Сост. Т. Тодоров. Шумен, 2014, 229-237.