Jump to content

Архитектура Тырновского художественного училища

Культура Второй Болгарской империи
Церковь Святого Димитрия Салоникского, Велико Тырново

Архитектура Тырновской художественной школы — это термин, обозначающий развитие архитектуры во время Второго Болгарского царства (1185–1396). В 13 и 14 веках столица Тырново определила развитие болгарской архитектуры: многие здания сохранились или реконструированы, которые демонстрируют навыки средневековых болгарских архитекторов , а также использованные ими строительные и декоративные методы. Строители создали уникальный архитектурный стиль, известный как Тырновский стиль (Тырновский стиль), оказавший влияние на архитектуру многих стран Юго-Восточной Европы и некоторых частей Центральной Европы . Благодаря разнообразной архитектуре Тырновскую школу можно разделить на несколько филиалов в зависимости от назначения зданий.

Религиозная архитектура

[ редактировать ]
Общий план СС. Церковь Сорока мучеников в Тырново
Внешний вид СС. Церковь Сорока мучеников в Тырново

Во времена Второй Болгарской империи церкви не имели больших или сложных конструкций, поскольку предназначались для покаяния. Типичными для Тырновской архитектурной школы были относительно небольшие крестообразные купольные церкви или базилики . За счет своей небольшой длины и ширины церкви поднялись на высоту. Их часто строили на каменном основании высотой около одного метра. Обычно главный вход располагался на западе. За дверным проемом следовали притвор (нартекс), наос и жертвенник. Над притвором иногда возвышалась небольшая прямоугольная колокольня («Святой Димитр Солунский» в Тырново, церковь в Асеновой крепости в Асеновграде , церковь Христа Пантократора в Несебре и др.). Наос мог быть разделен на нефы (в базиликах) с помощью колонн или колонн.

Внутренний вид с фресками 1259 года, Боянская церковь в Софии , ЮНЕСКО достопримечательность списка всемирного наследия .

По количеству нефов церкви были однонефными ( Церковь Св. Димитрия Солунского, Велико Тырново в окрестностях Асена, Тырново, Боянская церковь ), двухнефными (« Иван Рильский » в Трапезице, Тырново) и трехнефными. -неф ( Церковь Св. Сорока мучеников в Тырново, «Святого Николы» в Мельнике ). В крестообразных купольных церквях ( церковь Св. Иоанна Алитургета и церковь Христа Пантократора в Несебре) купол лежал на четырех колоннах, соединенных со стенами арками. Алтарь представлял собой полукруглую или многоугольную апсиду. В некоторых храмах алтарь разделялся на три части, а внешние (называемые бема и диаконник ) служили для хранения церковной утвари, одежды и книг. В этом случае обычно была тройная апсида. Конструкцию усложняло предапсидное пространство. Своды были полукруглыми и построены из кирпича. Некоторые церкви имели надворные части, такие как галереи (Церковь Святых Сорока мучеников и «Св. Петра и Павла» в Тырново), часовни ( Церковь Бояна ), оссуарии и другие. Церковь Пресвятой Богородицы Петричской в ​​Асеновой крепости двухэтажная, нижний служил костницей. [1]

Церковь Святых Петра и Павла, Велико Тырново

Особым типом христианских церквей были церкви триконха . Они небольшие, однонефные, с притвором или без него. Их главной особенностью были три кончи ( апсиды ), расположенные в восточной, южной и северной стенах наоса. Небольшой купол положен прямо на стены. Конхальные церкви можно найти в основном в монастырях, и они не столь изысканны. Примерами могут служить церковь в монастыре «Святых Архангелов» в Тране , церковь «Святого Николы Мрачки» в Пештерском монастыре и другие. [1]

Декоративные украшения

[ редактировать ]
Фрагмент церкви Святого Димитрия Салоникского , Велико Тырново.

Главной особенностью Тырновской архитектурной школы является богатая декоративная отделка экстерьера зданий. Используемая техника получила название смешанного строительства, при котором пояса камня и кирпича чередовались друг с другом. Этот метод был наследием римской архитектуры (opus mixtum), но в этом случае он утратил свое первоначальное конструктивное применение и использовался преимущественно в художественных целях. Широкие гипсовые фуги имели и декоративное назначение. Строитель выбрал разные породы камня ( известняк , травертин , мрамор , гранит ), а кирпичи имели разную форму и размеры и располагались в разных положениях, образуя декоративные орнаменты и вензеля. Иногда применялся метод ячеистого типа, при котором каждый каменный блок полностью обкладывался кирпичами. Кирпичи были окрашены в красный цвет, чтобы усилить контраст. Фасады церквей были сегментированы глубокими нишами (часто с двумя ступенями), украшенными аркбутанами и арочными сводами. В отличие от церквей в В Константинополе ниши Тырновской архитектурной школы не соответствуют интерьеру (псевдоконструктивные ниши) и использовались исключительно для декоративных целей. В качестве дополнительного декора использовались ряды глиняных кругов и четырехлистников, глазурованных зеленым, коричневым, желтым или оранжевым цветом. Истоки этого вида декора лежат в арабской архитектуре. Особенно богато украшены церкви Несебра «Св. Иоанн Алитургетос» и «Христос Пантократор».

Церковь Христа Пантократора, Несебр
Церковь Пресвятой Богородицы, Асенова крепость

Иногда архитекторы использовали живопись для украшения тех или иных элементов. Люнеты ниш церкви Димитрия Солунского в столице были оштукатурены и расписаны ромбовидными узорами. В некоторых церквях высоко на стенах были встроены консоли, на которых лежали небольшие декоративные арки. Крыши были покрыты черепицей или свинцовыми пластинами (первоначальное покрытие св. Петра и Павла в Тырново), купол был узким и высоким, круглой или многоугольной формы. Многоугольные купола характеризовались небольшими колоннами по углам. Внешний вид церквей дополнялся скульптурами и картинами.

Монастыри

[ редактировать ]
Средневековый склеп Бачковского монастыря.

В 13 и особенно в 14 вв. процветало строительство монастырей. Были построены небольшие монастыри, такие как Монастырь Сорока мучеников, а также крупные монастырские комплексы. В смутное время многие монастыри напоминали крепости. Обычно они имели прямоугольную форму, постройки окружали двор, в котором располагалась главная церковь. Снаружи они имели высокие каменные стены, укрепленные контрфорсами, а изнутри располагались галереи с несколькими магазинами, ведущие к жилищам монахов. В состав монастырских комплексов входили также хозяйственные постройки, магазины и мастерские. Примерами такого типа являются монастырь Зограф на Афоне ; Бачковский монастырь под Асеновградом или Рильский монастырь . Несмотря на то, что последний был разрушен несколько раз, общий план последнего соответствует традициям Второго Болгарского царства.

Зографский монастырь
Высеченные в скале церкви Иваново , ЮНЕСКО объект Всемирного наследия .

С ростом влияния исихазма в течение 14 века широкое распространение получили скальные монастыри. Жилище монаха и церкви были высечены прямо в скалах. Были добавлены деревянные балконы и лестницы, от которых сохранились только колыбели в скалах. Монастыри такого типа были построены в основном в северо-восточной Болгарии вдоль рек Русе Лом, Черный Лом и Белый Лом.

Самая большая концентрация монастырей в средневековой Болгарии была на севере Старой Планины , особенно вокруг столицы; в районах к северу и югу от Софии ; южное побережье Черного моря ; область вокруг Пирота и в Македонии . Многие из них назывались Малой горой Афон.

Военная архитектура

[ редактировать ]
Башня Хрелио , 1335 год в Рильском монастыре.
Средневековая крепость Червен

Во времена Второй империи крепости обычно строились в труднодоступных местах (холмах или плато) и этим резко отличались от монументальных сооружений на северо-востоке страны периода Первого Болгарского царства . Стены крепостей были построены из камней, сваренных между собой штукатуркой; они имели две грани и пространство между ними было заполнено смесью гравия и штукатурки (завал). Изнутри были построены деревянные леса, предохранявшие стены от обрушения до тех пор, пока не высохнет завал. Высота и толщина стен варьировались в зависимости от местности и в разных частях одного замкового комплекса могли различаться. Верх стен и башен имел вершины. Контрфорсы использовались как дополнительная защита от оползней.

Схема водонапорной башни

Башня различалась по форме: квадратная, прямоугольная (башня в Червене ), круглая, овальная, треугольная, подковообразная или неправильной формы. В зависимости от своего положения и функций они были: входными, оборонительными, краевыми или водонапорными башнями. Последние представляли собой башни-колодцы, расположенные в непосредственной близости от реки таким образом, что их фундаменты впитывали воду. Такие водонапорные башни были в огромной крепости Царевец в Тырново. До них можно было добраться по вертикальным стенам из главной крепости с секретными галереями. Они были чрезвычайно полезны во время длительных осад. В самом труднодоступном месте крепости находилась цитадель: отдельный вал на случай, если внешние территории будут захвачены противником. Примеры таких цитаделей можно найти в замках Шумена , Ловеча , Червена, Охрида , Девола. [2] и другие. В качестве дополнительной защиты в некоторых замках были рвы, наполненные водой. Прекрасным примером этого является Баба Вида в Видине .

Баба Вида

Во многих случаях такой ров был не нужен из-за удачного расположения крепости. Река Янтра делает двойной изгиб вокруг двух главных крепостей столицы Тырново, Царевец и Трапезица , и служила естественным водным препятствием. Подобным образом были защищены и многие другие замки, такие как Червен или Просек . Некоторые приморские крепости ( Калиакра , Несебр) также имели естественную водную преграду.

Калиакра крепость

Иногда крутых скал было достаточно для защиты, и стены возводились только в уязвимых местах. Примером такого типа крепости является крепость Белоградчик . Часто эти валы выглядели как обычные плато или холмы, поэтому их называли «скрытыми крепостями». Многие крепости этого типа охраняли горные перевалы Стара-Планины между Мезией и Фракией .

Крепость Белоградчик.

Своеобразным типом оборонительного сооружения был пиргос (одиночная башня), называемый в Западной Европе темницей . Он был построен внутри крепости, без каких-либо связей с другими постройками. Он служил последним убежищем для защитников на случай падения других частей крепости. Примерами пирго в стране являются руины в Маточине реки Тунджа ), башня в Садовом монастыре и башня Хрелио в Рильском монастыре, построенная в 1335 году и полностью сохранившаяся. Его высота 23,60 метра, пять этажей. В его фундаменте расположен подвал. Был также колодец, который снабжал защитников пресной водой во время осады. Башню поддерживали усиленные контрфорсы. Они сливаются с кирпичными арками и служат основанием часовни Преображения Господня, расположенной на вершине башни. Большинство пирго обычно имели четыре или пять этажей. В монастыре Пиргос хранились наиболее ценные предметы (казна и пожертвования), а также библиотека .

Военная архитектура имела чисто функциональное назначение. Строитель не следовал эстетическим критериям и редко возводил на укреплениях декоративные элементы. Фактически многие замки были частью крупных оборонительных систем, которые охватывали приграничные районы или проходили по центру страны. Наиболее важные системы укреплений располагались вдоль Дуная на севере, Старой Планины в Среднем, Черного моря на востоке, Родоп на юге и Македонии на юго-западе. Помимо столицы Тырново, крупными болгарскими крепостями были Видин, Силистра , Шумен, Червен, Ловеч , София, Пловдив, Лютица , Устра, Охрид, Скопие , Битола и многие другие.

Дворцовое строительство и городское планирование

[ редактировать ]
Карта средневекового Тырново

Оборонительная система Тырново была впечатляющей. Средневековая столица имела три укрепленных холма: Царевец, Трапезица и Момина Крепость (Девинград). На возвышенностях Светой горы расположились многочисленные монастыри. Между холмами располагалось несколько кварталов: Новый город (Асенова махала); квартал иностранных купцов (Фразград) и еврейский квартал; все они были окружены стенами. Дворцы императоров и патриарха располагались на наиболее укрепленном холме Царевец и оба по виду напоминали небольшую цитадель.

Руины Королевского дворца в Тырново

Императорский дворец изначально был болярским замком и претерпел две капитальные реконструкции при Иване Асене II (1218–1241) и Иване Александре (1331–1371). В окончательном виде это была небольшая крепость примерно овальной формы. Толщина его стен достигала двух метров. Входные ворота охраняли круглые и прямоугольные башни, главный вход располагался в круглой башне северного фасада. Особенно массивной была башня северо-западной окраины. Изнутри здания были построены вокруг внутреннего двора с богато украшенной королевской церковью посередине. Из-за пересеченной местности некоторые здания были двухэтажными, другие трехэтажными.

Патриарший собор Вознесения Господня в Патриаршем дворце.

Доминировал над городом Патриарший дворец, возвышавшийся на самой высокой точке Царевца. Его план напоминал план Императорского дворца. Толстые стены окружали внутренний дворик, в котором располагалась крестообразно-купольная церковь Вознесения Господня. Фундаменты двух круглых башен раскопаны: одна в северной, а другая в южной частях дворца. Главный вход находился в западной прямоугольной башне. Четырехугольная колокольня примыкала к Патриаршему собору Вознесения Господня , архитектурный облик которого уникален для Юго-Восточной Европы . Жилая и офисная части располагались в южной части.

Строительство дворцов было из камня, спаянного штукатуркой. Большие каменные блоки использовались лишь в некоторых местах, в отличие от построек из Плиски и Преслава. Внешне они имели строгий и монументальный вид. Для внушительных построек архитекторы использовали смешанные методы строительства и декоративные элементы, аналогичные церковным. К сожалению, из-за сильного ущерба, нанесенного дворцам, достоверно восстановить общий вид дворцов не представляется возможным. Некоторые помещения были богато украшены мозаикой и фресками и, вероятно, служили для аудиенций и королевских покоев. использование каменных надписей античности Для архитектуры Тырновской архитектурной школы характерно , встроенных в стены. Большинство из них прибыли из древнеримского города Никополис-ад-Иструм, расположенного в 18 км к северу от Тырново. Эта особенность произвела впечатление на болгарского католического архиепископа Петра Богдана, который в 1640 году написал интересное описание Царевца.

На холме также находились магазины, мастерские, склады и жилища, принадлежавшие, вероятно, ремесленникам и слугам. Узкие улочки были вымощены булыжником. Раскопаны фундаменты церквей, резервуаров для воды и болярских домов. Стены высотой 12 метров повторяют вершину холма. Главные ворота располагались в западной части крепости и были защищены сложным укреплением, состоявшим из трех башен, трех ворот и подъемного моста над крутыми скалами. У Царевца было еще пять ворот. Были и секретные подземные ходы. Ниже высот, вдоль реки, было построено второе кольцо стены, окружавшей холм. В окрестностях Великой лавры монастыря были обнаружены основания каменного моста, переброшенного через реку Янтру.

Аналогичным образом была организована оборонительная система другого крупного холма Трапезица. Он был окружен толстыми стенами, множеством башен и имел шесть ворот. фундаменты пиргоса При раскопках были обнаружены и 17 церквей.

В XIII и XIV веках Тырново насчитывало около 30 000 жителей и было вторым по величине городом на Балканском полуострове после византийской столицы Константинополя.

Жилая архитектура

[ редактировать ]

Обители времен Второй Болгарской империи можно разделить на два основных типа в зависимости от социального статуса их жителей.

Болярские дома

[ редактировать ]
Болярский дом, Царевец

Общий тип болярских домов XIII—XIV вв. определить сложно из-за отсутствия достаточных архитектурных данных. К северу от Королевского дворца в Царевце были раскопаны фундаменты болярского дома начала XIII века. Его генеральный план имел Г-образную форму и состоял из жилой и хозяйственной части. Высокие каменные стены закрывали двор с других сторон. Жилое здание имело два этажа. Первый этаж был построен из камня и разделен на три одинаковые комнаты, середина которых выходила во двор; там была дверь. Сохранились мраморные основания двух колонн, поддерживавших второй этаж, и части лестницы. Второй этаж был с эркерами, а помещение посередине, вероятно, было открытым. Хозяйственная часть одноэтажная, разделена на несколько частей и имеет веранду, выходящую во двор. На юго-западной окраине видны фундаменты небольшой семейной однонефной церкви. Болярский дом в Мельнике имеет аналогичный план и также датируется XIV веком.

Массовое жилище

[ редактировать ]
Фундаменты надземных домов в Тырново

От Второго Болгарского царства сохранились в основном два типа массового жилища: полуземляные дома (полуземляные) и надземные дома. Полувырытое жилище также можно разделить на два типа: равномерно вкопанное (около 150 см) и вкопанное на наклонной местности, при этом задняя часть полностью находилась под землей, а передняя была обнажена. Первый тип был построен из дерева и покрыт соломой или тростником. Подобные жилища были известны и в Первом Болгарском царстве. Дома второго типа строились из камней, спаянных глиной (в надземных частях), а крыша была деревянной. Глубина окопа достигала двух метров, а дверь находилась с обнаженной части. Пол выкладывался кирпичом или обмазывался глиной. Для отопления использовалась печь, а дым выходил из отверстия на крыше. Такие жилища встречаются на западных склонах Моминой Крепости и на склонах холма Царевец. Эти дома развивались очень медленно, их корни датируются 8-м и 12-м веками, и они продолжали использоваться в период Османское господство. [3] Разновидностью этого типа являются полуземляные дома, построенные целиком из камня и имевшие второй этаж. Самым распространенным типом домов в средневековых болгарских городах были надземные дома. Их руины были найдены в Тырново, Шумене, Ловече, Червене. Обычно они были двухэтажными и имели одну или две комнаты. Они строились на ранее выровненной площадке, вплотную примыкая друг к другу и обычно не имели дворов. Они были построены из камней, спаянных глиной или гипсом. Крыша, вероятно, была деревянной. Их жители, вероятно, были ремесленниками или слугами аристократии . Первые этажи использовались под магазины и мастерские.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б «Старое болгарское искусство», том II - Никола Мавродинов, издательство «Наука и искусство», София, 1959.
  2. ^ "Каменные щиты" - Борис Чолпанов, "Военное издательство", София, 1989.
  3. ^ Царствующий город Тарновград. Археологические исследования.», составлено Атанасом Поповым и Йорданом Алексиевым, издательство «Наука и искусство», София, 1985.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c41e9db6107c3a5cbaf70385291a8edf__1689067080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c4/df/c41e9db6107c3a5cbaf70385291a8edf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Architecture of the Tarnovo Artistic School - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)