Исламофобия в Швеции
Часть серии о |
исламофобия |
---|
![]() |
Исламофобия в Швеции относится к набору дискурсов, поведения и структур, которые выражают чувства тревоги, страха, враждебности и неприятия ислама и/или мусульман в Швеции . [ 1 ] [ 2 ] Исторически сложилось так, что отношение к мусульманам в Швеции было смешанным с отношениями, которые в начале 16 века были в основном негативными. [ 3 ] улучшение в 18 веке, [ 4 ] и снова снижается с ростом шведского национализма в начале 20 века. [ 5 ] По словам Йонаса Оттербека, шведского историка религии, отношение к исламу и мусульманам сегодня улучшилось, но «уровень предрассудков был и остается высоким». [ 6 ] Исламофобия может проявляться через дискриминацию среди рабочей силы, [ 7 ] предвзятое освещение в СМИ, [ 8 ] и насилие против мусульман. [ 9 ] Антииммиграционные [ 10 ] [ 11 ] и антиисламские [ 12 ] Шведские демократы — вторая по величине партия в риксдаге.
История
[ редактировать ]В начале 16 века популярный онтологический дискурс в Швеции относительно ислама был в основном негативным, изображая религию фаталистической, фанатичной, жестокой, жестокой и агрессивной. [ 3 ] На популярной картине того же века изображен святой Христофор, несущий Иисуса на плече ребенка и спасающий его из воды, в которой тонут Папа и Мухаммед . Картина была направлена на католицизм и изображала Папу и Мухаммеда лжепророками. Турки часто использовались как синонимы мусульман, поскольку молитвенник Каспара Мелиссандра 1609 года гласит: «Милый Господь Иисус Христос, сохрани нас от турок, татар, Папы и всех сект». Указы 17 века в конечном итоге сделали исповедание ислама незаконным, как и любую другую религию за пределами Шведской церкви . В 1734 году членство в Шведской церкви было установлено в качестве предварительного условия для получения гражданства, и любому нелютеранину мог быть запрещен въезд в страну. [ 13 ]
В 18 веке общественное мнение по отношению к мусульманскому миру улучшилось благодаря постоянным контактам с Османской империей . Король Карл XII сделал исключения из вышеупомянутых законов о гражданстве в 1718 году, предоставив мусульманским и еврейским мигрантам из Османской империи право исповедовать свою религию. [ 4 ] Мнение об исламе и мусульманах снова ухудшилось в начале 20 века с ростом национализма и ориентализма в Швеции. Архиепископ Натан Сёдерблом , учитель и наставник нескольких ведущих шведских учёных-востоковедов, резко критиковал веру. Позиция Седерблома оказала большое влияние на академический дискурс, поскольку лишь немногие шведские ученые в то время имели связь с мусульманами. [ 5 ]
После Второй мировой войны концепция мультикультурализма получила поддержку среди шведской общественности и шведского правительства. К 1980-м годам присутствие ислама впервые стало заметным в шведском обществе и было встречено неоднозначной реакцией. Йонас Оттербек, шведский историк религии, утверждает, что большая часть антимусульманских настроений в стране возникла из-за неприятия традиционной исламской одежды, такой как хиджаб , и веры в то, что саудовский ваххабизм (чрезвычайно консервативное движение в исламе) был представителем целая религия. [ 14 ] В конце 1980-х годов экстремистские ксенофобские группы начали рассматривать мусульман как серьезную социальную проблему и вызывать рецессию в экономике Швеции. [ 15 ]
Хокан Хвитфельт провел опросы в 1990-х годах, чтобы изучить отношение шведской общественности к исламу. Он обнаружил, что большинство шведов «скорее или очень негативно относятся к исламу» и считают ислам «несовместимым с демократией, репрессивным по отношению к женщинам и экспансивным» по своей природе. Хвитфельт заявил, что ответственность за негативное отношение во многом лежит на СМИ. [ 15 ] Отношение к исламу и мусульманам в конце 1990-х и начале XXI века улучшилось, но, по словам Оттербека, «уровень предрассудков был и остается высоким». [ 6 ]
В трудоустройстве
[ редактировать ]В исследовании, проведенном в декабре 2008 года Йенсом Агерстрёмом и Дан-Улофом Рутом из Кальмарского университета, был сделан вывод: «Что касается отношения, тогда как 49% работодателей открыто сообщили о более негативных чувствах к арабам-мусульманам, чем к коренным шведским мужчинам, IAT показал, что не менее более 94% продемонстрировали небольшую неявную предвзятость отношения». Когда дело дошло до темы производительности, «78% неявно ассоциировали арабо-мусульманских мужчин с меньшей производительностью, но только 12% прямо заявили, что эта целевая группа работает хуже, чем коренные шведские мужчины». Когда работодателей напрямую спросили, предпочитают ли они при найме сотрудников коренных шведов мужчинам-арабам-мусульманам, «половина из них ответила, что так и есть». [ 16 ] Исследование, проведенное в 2007 году Моа Берселлом из Стокгольмского университета, пришло к выводу, что заявления о приеме на работу с именами, которые воспринимались как этнические шведы, в два раза чаще вызывались на собеседование по сравнению с заявлениями от людей с именами, звучащими по-иностранному, несмотря на идентичную квалификацию. [ 7 ] Более недавнее исследование 2012 года, в котором использовались имена, звучащие по-арабски, и имена, звучащие по-шведски, и скорректированное с целью сделать заявителей, звучащих по-арабски, более компетентными и харизматичными, показало, что заявки со звучащими по-шведски именами по-прежнему получают больше обратных звонков. [ 17 ] Другие исследования, такие как отчет шведских мусульман в сети сотрудничества за 2013 год, назвали «масштаб дискриминации мусульман на рынке труда» «тревожным». [ 18 ]
В образовании
[ редактировать ]Шведская неправительственная организация EXPO заявила в 2015 году, что как школьный персонал, так и учебные материалы не способны избежать дискриминации и стереотипов. [ 19 ] Исследование Йонаса Оттербека подтвердило вывод о том, что школьные учебники содержат множество стереотипов об исламе. [ 20 ] Исследование, проведенное в 1993 году Кьеллом Харенстамом, пришло к выводу, что учебники часто изображают ислам как «милитаристский». [ 21 ] Исследование Лены Сойер [ 22 ] и Масуд Камали [ 23 ] в 2006 году обнаружили, что школьные программы часто продвигают идею « столкновения цивилизаций » между шведским обществом и мусульманским миром. Исследование Захры Баяти пришло к выводу, что «расовая сегрегация в обществе восстанавливается в сфере образования, например, при групповой работе или стажировке». [ 24 ]
В СМИ
[ редактировать ]Исследование Ильвы Брюне в 2006 году. [ 25 ] и Мохаммад Фазлхашеми в 2007 году. [ 26 ] пришел к выводу, что иммигранты и мусульмане, в частности, сталкиваются с представлениями как «другие» и описываются стереотипами, часто связанными с агрессивным поведением. Правительственное агентство «Омбудсмен по вопросам равноправия» опубликовало в 2015 году отчет, в котором выяснилось, что стереотипы о мусульманах менее распространены в шведских государственных СМИ. [ 8 ]
В системе правосудия
[ редактировать ]В Швеции нет законов, которые напрямую направлены против мусульман, но критики Закона о борьбе с терроризмом 2003 года, такие как «Шведские мусульмане в сети сотрудничества», утверждают, что определения терроризма в законе слишком широки, что приводит к тому, что многие невиновные мусульмане подвергаются аресту практически без каких-либо последствий. вероятная причина . [ по мнению кого? ] Согласно отчету, на который ссылаются новостные программы шведского телевидения Aktuellt и Rapport, в период с 2003 по 2011 год по меньшей мере 26 человек были арестованы и 15 задержаны. [ нужна ссылка ] Все арестованные были мусульманами. Писатель и журналист Ян Гийу назвал Закон о борьбе с терроризмом «расовым законом на практике». [ 27 ] Шведский национальный совет по предупреждению преступности опубликовал в 2008 году отчет, в котором пришел к выводу, что мусульмане с меньшей вероятностью получат объективное лечение в уголовных делах, и что информаторы, участвовавшие в исследовании, заявили, что существует тенденция не доверять подозреваемым мусульманам, особенно если они мужчины. Исследование показало, что стереотипы в отношении мусульман присутствуют во всех инстанциях шведской судебной системы. [ 28 ]
В политике
[ редактировать ]По словам шведского писателя Дж. Лестера Федера, антииммиграционные настроения в Швеции часто связаны с идеей контрджихада и страхом, что «нация [рухнет] под тяжестью мусульманской иммиграции». [ 29 ] В 2019 году Шведская академия вручила Нобелевскую премию по литературе Петеру Хандке, отрицателю геноцида в Боснии. [ 30 ] Шведские социальные службы обвиняются в похищении мусульманских детей. [ 31 ] Однако Швеция отвергла эти обвинения, назвав их «дезинформацией». [ 32 ]
Преступления на почве ненависти
[ редактировать ]Некоторые мусульмане стали жертвами насилия из-за своей религии. [ 9 ] В 1993 году двое молодых иммигрантов из Сомали получили ножевые ранения, а местная мечеть в городе была сожжена. [ 33 ] Полиция заявила, что виновные в нанесении ножевого ранения руководствовались расовой ненавистью. [ 34 ]
Исламский центр Имама Али в Ярфелле , крупнейшая шиитская мечеть в Швеции, был сожжен в мае 2017 года в результате поджога, по подозрению полиции. [ 35 ]
Поджоги мечети Мальмё в 2003 и 2005 годах.
[ редактировать ]В 2003 году произошел поджог мечети Мальмё , в результате которого была повреждена мечеть и полностью разрушены другие здания Исламского центра. Еще одно нападение произошло в октябре 2005 года. [ 36 ]
Поджоги мечетей в Швеции в 2014 г.
[ редактировать ]серия поджогов В конце 2014 года в течение одной недели произошла трех мечетей в Швеции . [ 37 ] Помимо ударов коктейлями Молотова , некоторые мечети были разграблены расистскими граффити. [ 37 ] [ 38 ]
Беспорядки 2022 года в Швеции
[ редактировать ]В апреле 2022 года датская крайне правая партия «Страм Курс» запланировала демонстрацию, в ходе которой было сожжено священную книгу ислама — Коран . Антимусульманский лидер партии Расмус Палудан заявил, что ранее он сжег копию Корана и был готов повторить этот акт. Однако они были вынуждены отказаться от этих планов после того, как в различных городах Швеции вспыхнули ожесточенные столкновения. На мероприятии протестующие бросали камни в полицию и поджигали автомобили. Полиция арестовала более 40 человек, некоторые сотрудники полиции и протестующие также получили ранения. Саудовская Аравия раскритиковала этот акт, назвав его «преднамеренным злоупотреблением Священным Кораном со стороны некоторых экстремистов в Швеции, а также провокацией и подстрекательством против мусульман». [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ]
Организации
[ редактировать ]Tryckfrihetssällskapet (Общество свободы прессы) — антимусульманская лоббистская группа, получившая известность в 2012 году, когда один из ее ведущих членов напал на двух мусульманок возле больницы в Мальмё , выкрикивая антимусульманские ругательства. [ 43 ]
Оппозиция
[ редактировать ]После поджогов мечетей в конце 2014 года многие шведы повесили вырезанные из бумаги сердечки на мечети, взорванные зажигательными бомбами, в знак солидарности со шведскими мусульманами. [ 44 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ричардсон, Робин (2012), Исламофобия или антимусульманский расизм – или что? – Еще раз о концепциях и терминах (PDF) , стр. 7 , получено 10 декабря 2016 г.
- ^ Хоган, Линда; Лерке, Дилан (2009). Религия и политика мира и конфликта . Wipf и Stock Publishers. п. 205. ИСБН 9781556350672 .
- ^ Jump up to: а б Оттербек 2002 , с. 143.
- ^ Jump up to: а б Оттербек 2002 , с. 145.
- ^ Jump up to: а б Оттербек 2002 , с. 146.
- ^ Jump up to: а б Оттербек 2002 , с. 149.
- ^ Jump up to: а б Берселл, Моа (2007). «Что в названии? Полевой эксперимент, проверяющий наличие этнической дискриминации при приеме на работу» (PDF) . Рабочий документ 2007:7 . ISSN 1654-1189 .
- ^ Jump up to: а б Омбудсмен по вопросам дискриминации (2015 г.), Представления, стереотипы и оценка новостей: отчет по анализу СМИ представлений мусульман в шведских новостях (PDF) (на шведском языке), Ödeshög: DanagårdLiTHO
- ^ Jump up to: а б Ну и дела, Оливер (2 января 2015 г.). «Исламофобия в Швеции становится сильнее» . Местный . Проверено 21 мая 2017 г.
- ^ Ридгрен, Йенс (2006). От налогового популизма к этническому национализму: радикальный правый популизм в Швеции . Оксфорд : Книги Бергана. стр. 108–113. ISBN 1-84545-218-6 .
- ^ Бен Келли (31 августа 2018 г.). «Шведские демократы: как националистическая, антииммигрантская партия укоренилась в либеральной северной гавани» . Независимый . Лондон .
- ^ Маза, Кристина (17 августа 2018 г.). «Кто такие шведские демократы? Крайне правая антиисламская партия может получить большинство на предстоящих выборах» . www.newsweek.com . Новости.
...они протестуют против мусульманского вторжения в Швецию
- ^ Оттербек 2002 , с. 144.
- ^ Оттербек 2002 , с. 147.
- ^ Jump up to: а б Оттербек 2002 , с. 148.
- ^ Агерстрем, Йенс; Рут, Дан-Олоф (декабрь 2008 г.). Скрытые предрассудки и этнические меньшинства: арабы-мусульмане в Швеции (PDF) . Институт изучения труда. п. 10 . Проверено 21 мая 2017 г.
- ^ Агерстрем, Йенс; Бьёрклунд, Фредрик; Карлссон, Рикард; Рут, Дан-Олоф (1 июля 2012 г.). «Теплый и компетентный Хасан = холодный и некомпетентный Эрик: суровое уравнение дискриминации при приеме на работу в реальной жизни» . Фундаментальная и прикладная социальная психология . 34 (4): 359–366. дои : 10.1080/01973533.2012.693438 . ISSN 0197-3533 . S2CID 14688693 .
- ^ Бенауда, Хелена; Дубакиль, Фатима; Гигович, Эльвир; Мустафа, Омар; Сирадж, Ахмед (февраль 2013 г.). Альтернативный отчет «Шведские мусульмане в сотрудничестве» (PDF) . Шведские мусульмане в сети сотрудничества. п. 29. Архивировано из оригинала (PDF) 29 сентября 2013 года . Проверено 21 мая 2017 г.
- ^ Абраши, Аромат (2016). «Национальный отчет об исламофобии в Швеции за 2015 год» (PDF) . Отчет об исламофобии в Европе . Стамбул, Турция: Фонд политических, экономических и социальных исследований. п. 503 . Проверено 20 апреля 2017 г.
- ^ Оттербек, Йонас; Бевеландер, Питер (2006). Исламофобия – исследование концепции, отношения молодежи и уязвимости молодых мусульман (на шведском языке). Форум живой истории. ISBN 978-9197607360 .
- ^ Харенстам, Кьелл (1993). Учебник ислама: анализ образа ислама в учебниках религиоведения (на шведском языке). Acta Universitatis Gothoburgensis. ISBN 978-9173462679 . OCLC 906641431 .
- ^ Камали, Масуд; Сойер, Лена (2006). Дилемма образования Демократические идеалы и альтернативные практики (на шведском языке). Стокгольм, Швеция: Государственные общественные расследования . ISBN 978-91-38-22560-8 .
- ^ Камали, Масуд (2006), «Раздельная интеграция: о социальной сплоченности и ее препятствиях» , Долгосрочное исследование шведской экономики. Основной отчет, английский перевод (на шведском языке), Statens publicen utredningar , ISBN 978-91-38-22615-5 , ISSN 0375-250X , получено 21 мая 2017 г.
- ^ Баяти, Захра (2014). «Другой» в педагогическом образовании: исследование условий жизни расово шведских студентов в эпоху глобализации (PDF) (на шведском языке). Гетеборгские исследования в области педагогических наук. стр. 0 (Аннотация). ISBN 978-91-7346-788-9 . Проверено 21 мая 2017 г.
- ^ Брюне, Ильва (2006). «Ежедневная доза. Дискриминация в новостях и журналах» (PDF) . Мы и дом СМИ: значение СМИ для структурной дискриминации (на шведском языке): 89–122. ISSN 0375-250X . Архивировано из оригинала (PDF) 27 декабря 2017 года . Проверено 24 мая 2017 г.
- ^ Фазлхашеми, Мохаммад (2007). «Заметки, антисемитизм и исламофобия» (PDF) . Шведское агентство интеграции: Расизм и отчуждение в Швеции: антисемитизм, антицыганство и исламофобия (на шведском языке). 30 . Серия отчетов Шведского агентства интеграции.
- ^ Бенауда, Хелена; Дубакиль, Фатима; Гигович, Эльвир; Мустафа, Омар; Сирадж, Ахмед (февраль 2013 г.). Альтернативный отчет «Шведские мусульмане в сотрудничестве» (PDF) . Шведские мусульмане в сети сотрудничества. п. 13. Архивировано из оригинала (PDF) 29 сентября 2013 года . Проверено 21 мая 2017 г.
- ^ Мартенс, Питер; Шеннон, Дэвид; Торнквист, Нина (2008). «Дискриминация в судебном процессе: о невыгодном положении лиц иностранного происхождения» (PDF) (на шведском языке). Совет по предупреждению преступности . Проверено 21 мая 2017 г.
- ^ Федер, Дж. Лестер; Мангеймер, Эдгар (3 мая 2017 г.). «Как Швеция стала «самой альтернативно-правой» страной в Европе» . Новости БаззФида . Стокгольм, Швеция . Проверено 22 мая 2017 г.
- ^ «Стокгольмский синдром: Организация Нобелевской премии теперь полностью занята отрицанием геноцида» . 20 ноября 2019 г.
- ^ «Шведская социальная система плохо обращается с мусульманскими детьми: эксперты и семьи» . Ежедневный Сабах . 5 мая 2022 г.
- ^ «Почему власти Швеции обвиняются в похищении мусульманских детей?» .
- ^ Барбер, Никола (2007). Ориентируйтесь на Швецию . Гарет Стивенс. п. 20. ISBN 9780836867398 . Проверено 22 мая 2017 г.
- ^ Росси, Мелисса (4 августа 2005 г.). «Дипломат о Европе: полный путеводитель для бездельников по нашим континентальным кузенам» . Пингвин Великобритания. п. 557. ИСБН 9780141954226 .
- ^ «Мусульмане Швеции выражают «шок» по поводу пожара в мечети» . Аль-Джазира на английском языке . 1 мая 2017 года . Проверено 22 мая 2017 г.
- ^ «Поджог мечети Мальмё» . Местный . 22 октября 2005 г. Проверено 14 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Милн, Ричард (январь 2015 г.). «В Швеции произошло третье нападение на мечеть» . Файнэншл Таймс .
- ^ «В Швеции произошел третий поджог мечети за неделю» . «Стрейтс Таймс» . www.straitstimes.com. Январь 2015.
- ^ «В результате беспорядков в Швеции против крайне правой группировки пострадали трое» . Время . Проверено 17 апреля 2022 г.
- ^ «Трое ранены в беспорядках из-за крайне правых демонстраций в Швеции» . Вашингтон Пост . Проверено 17 апреля 2022 г.
- ^ «Десятки арестованных в ходе беспорядков в Швеции, спровоцированных запланированным поджогом Корана» . Новости Би-би-си . 18 апреля 2022 г. Проверено 18 апреля 2022 г.
- ^ «Швеция: трое полицейских пострадали в беспорядках перед демонстрацией, на которой должен был быть сожжен Коран» . Хранитель . 14 апреля 2022 г. Проверено 14 апреля 2022 г.
- ^ Пратт, Дуглас; Вудлок, Рэйчел (26 мая 2016 г.). Страх перед мусульманами?: Международные перспективы исламофобии . Спрингер. п. 161. ИСБН 9783319296982 . Проверено 22 мая 2017 г.
- ^ Эдди, Мелисса (1 января 2017 г.). «В Швеции, стране открытых дверей, антимусульманские настроения находят точку опоры» . Нью-Йорк Таймс . Эскильстуна, Швеция . Проверено 22 мая 2017 г.
Источники
[ редактировать ]- Оттербек, Йонас (весна 2002 г.). «Изображение ислама в Швеции: исторический обзор» (PDF) . Мусульманский мир . 92 (1/2): 143–156. дои : 10.1111/j.1478-1913.2002.tb03737.x . Проверено 22 мая 2017 г.