Белое солнце пустыни
Белое солнце пустыни | |
---|---|
Режиссер | Vladimir Motyl [2] |
Написал | Valentin Yezhov Rustam Ibragimbekov [2] |
Продюсер: | Экспериментальная студия Мосфильма. |
В главных ролях | Anatoly Kuznetsov Спартак Мишулин Pavel Luspekayev |
Кинематография | Эдуард Розовский |
Музыка | Исаак Шварц (слова песни Булата Окуджавы ) |
Распространено | Ленфильм Мосфильм |
Дата выпуска |
|
Время работы | 85 мин. [2] |
Страна | Советский Союз |
Язык | Русский |
White Sun of the Desert ( Russian : Белое солнце пустыни , romanized : Beloye solntse pustyni ) is a 1970 Soviet Ostern film. [1]
Сочетание боевика, комедии, музыки и драмы принесло ему большой успех в российском прокате и привело к появлению множества запоминающихся цитат. Он сохраняет высокое одобрение внутри страны. Его главная музыкальная тема «Ваше благородие , госпожа удача » , музыка Исаака Шварца , слова Булата Окуджавы в исполнении Павла Луспекаева стала хитом. смотрят этот фильм Российские космонавты перед большинством космических запусков как ритуал на удачу. [3]
Сюжет
[ редактировать ]Место действия — восточный берег Каспийского моря (современный Туркменистан ), где красноармеец ведет Гражданскую войну Федор Сухов уже несколько лет в Российской Азии. Фильм открывается панорамным снимком сельской местности России. Катерина Матвеевна, любимая жена Сухова, стоит в поле. Очнувшись от этой мечты, Сухов идет по среднеазиатской пустыне, что резко контрастирует с его родиной. [4] Он находит Саида похороненным в песке. Саид, суровый среднеазиат, на протяжении всего фильма приходит на помощь Сухову в неприятных ситуациях. Сухов освобождает Саида, и у них завязываются дружеские, но сдержанные отношения. Путешествуя вместе, они попадают в бой в пустыне между кавалерийским отрядом Красной Армии и партизанами-басмачами . Командир кавалерийской части Рахимов оставляет Сухову гарем для временной защиты оставленный им вождя басмачей Абдуллы. Он также оставляет молодого красноармейца Петруху помочь Сухову с этой задачей и продолжает преследовать убегающего Абдуллу.
Сухов и женщины из гарема Абдуллы возвращаются в близлежащую прибрежную деревню. Там Сухов поручает куратору местного музея защитить женщин и готовится отправиться домой. Сухов надеется «модернизировать» жен гарема и сделать их частью современного общества. Он призывает их снять паранджу и отказаться от многоженства . Однако жены не хотят этого делать, и, поскольку Сухов берет на себя роль защитника, жены объявляют его своим новым мужем.
Вскоре в поисках морского пути через границу Абдулла и его банда приходят в ту же деревню и находят жен Абдуллы. Сухов обязательно останется. В надежде получить помощь и оружие Сухов и Петруха навещают Павла Верещагина, бывшего царского таможенника. Верещагин симпатизирует Петрухе, который напоминает ему о его мертвом сыне, но, обсудив этот вопрос с ворчащей женой, Верещагин отказывается. Сухов находит пулемет и ящик с динамитом , которые закладывает на корабль Абдуллы. Тем временем Абдулла вступил в конфронтацию со своими женами и готовится наказать их за «бесчестие», поскольку они не покончили с собой, когда Абдулла оставил их. Сухову удается схватить и запереть Абдуллу в качестве заложника, но после того, как он уходит, Абдулла убеждает Гюльчатай, младшую жену гарема, освободить его, а затем убивает Гюльчатай и Петруху.
Хранитель музея показывает Сухову старинный подземный ход, ведущий к морю. Сухов и женщины гарема пытаются сбежать через проход, но по прибытии на берег моря им приходится прятаться в большом пустом резервуаре из-под масла. Абдулла обнаруживает это и планирует поджечь нефтяной бак.
Разгневанный хладнокровным убийством Петрухи, Верещагин решает помочь Сухову и берет корабль Абдуллы. Саид также помогает Сухову, и вместе они отбиваются от банды Абдуллы. Верещагин, не подозревая о динамите на корабле и не слыша выкрикиваемых Суховым предупреждений, погибает на взрывающемся корабле.
Сухов убивает Абдуллу и его банду, возвращает гарем Рахимову и прощается с Саидом. Затем он начинает свой путь домой пешком, отказавшись от лошади, поскольку лошадь - это просто «неприятность». [5]
Бросать
[ редактировать ]- Анатолий Кузнецов в роли Федора Ивановича Сухова – красноармейца , который возвращается домой пешком через пустыню после выздоровления в госпитале от ран, полученных на войне. Много мудрости и умения он проявляет в своих действиях, а нежную человечность он проявляет в своих графических мечтах, в которых мысленно пишет письма любимой жене.
- Георгий Юматов На роль был выбран , но его уволили за пьяную драку прямо перед съемками. Поэтому Мотыль позвал Кузнецова, который был вторым кандидатом при отборе. [6]
- Павел Луспекаев в роли Павла Верещагина – бывшего царского таможенника. Верещагин живет одинокой жизнью как единственный русский вместе со своей женой в глухой деревне. Стены его дома увешаны фотографиями военных кампаний, в которых он был награжден и ранен. Гражданская война оставила его без официальной работы и места, куда можно было бы пойти. Это крупный мужчина и прямолинейный человек со склонностью к алкоголизму из-за ностальгии по своему прошлому. У него есть арсенал оружия, который в какой-то момент фильма приводит обе конфликтующие стороны (Сухова и людей Абдуллы) к нему домой. Первоначально нейтральный, в конечном итоге он становится на сторону Сухова.
- Это была последняя роль Луспекаева. Ветеран Второй мировой войны и опытный театральный актер, в 1960-х годах ему ампутировали обе ноги из-за перенесенных травм. Учитывая состояние Луспекаева, Мотыль написал сценарий для человека на костылях . Луспекаев отказался, мотивируя это тем, что его персонаж должен предстать не калекой, а сильным человеком, умершим преждевременно. [6] Во время съемок он ходил на протезах ног и из-за болей был вынужден регулярно отдыхать. Он умер в 1970 году. [7] [8]
- Спартак Мишулин в роли Саида – умелый, немногословный человек. Он жаждет отомстить Джавдету , лидеру банды басмачей , убившему его отца, ограбившему его семью и похоронившему его в песке для медленной смерти; в остальном его мотивы и реакции неясны и неожиданны. Например, после того, как Сухов его откопал, Саид вместо того, чтобы поблагодарить его, говорит: "Зачем ты меня откопал? Пока Джавдет жив, ему не будет покоя". Саид то и дело появляется, чтобы помочь Сухову в борьбе с бандитами, но на вопрос, почему, просто отвечает, что "слышал стрельбу". [9] создается впечатление, что он просто ищет Джавдета через любой вооруженный конфликт поблизости.
- В отличие от Луспекаева, для Мишулина это была одна из первых ролей в кино, хотя ранее он активно работал как актер театра и телевидения. [10]
- Кахи Кавсадзе в роли Абдуллы – хитрого лидера басмачей, не уважающего человеческую жизнь. И он, и Саид происходят из бедных семей, и их отцы были друзьями. Однако, в отличие от Саида, Абдулла встал на путь бандитизма. [11]
- Кавсадзе, грузин по национальности, очень хорошо вписался в роль лидера азиатской банды. Однако он никогда не ездил на лошади, а его персонаж должен был быть заядлым наездником. На самом деле он в фильме никогда не ездит, а только сидит на лошади или даже на плечах ассистента. [10]
- Николай Годовиков в роли Петрухи – молодого красноармейца. Он пытается ухаживать за Гюльчатаем, стремясь создать семью.
- По совпадению, Годовиков начал встречаться с Денисовой (одной из актрис, сыгравших Гюльчатай) после съемок. [6]
- Раиса Куркина — Настасья , жена Верещагина — спутница жизни Верещагина, домохозяйка.
- Галина Лучай в роли Катерины Матвеевны , жены Сухова - она появляется в фильме только во снах Сухова, чтобы раскрыть его характер.
- Жены Абдуллы [12]
- Алла Лименес — Зарина
- Tatyana Krichevskaya, Galina Dashevskaya and Galina Umpeleva as Dzhamilya
- Zinaida Rakhmatova as Gyuzel
- Светлана Сливинская в роли Саиды
- Велта Чеботаренок (Деглав) в роли Хафизы
- Tatyana Tkach как Зукра
- Лидия Смирнова в роли Лейлы
- Зинаида Рахматова в роли Зульфии
- Татьяна Федотова и Татьяна Денисова в роли Гюльчатай – самой молодой и любопытной жены Абдуллы. Она единственная жена, которая общается с посторонними, то есть с Суховым и Петрухой.
Большинство жен Абдуллы играли непрофессиональные актеры. Поскольку большую часть времени они носили паранджи , их часто заменяли другие женщины и даже солдаты-мужчины из воинской части, дислоцированной неподалеку. [13] Мотыль снял несколько сцен полуобнаженных с участием некоторых жен для развития персонажей, но эти сцены были вырезаны цензорами. [6]
Оружие
[ редактировать ]Оружие явно используется для характеристики и развития персонажей. Саид вначале встречается с голыми руками; В фильме он приобретает все свое оружие и умело его использует. Сухов дает ему нож, который Саид позже бросает, чтобы убить нападавшего. Он стреляет из карабина , отнятого у бандита, которого задушил веревкой в качестве аркана (помогая Сухову). [9] Его навыки верховой езды демонстрируются, когда он прыгает на лошадь спиной вперед, идя задом наперед и держа врага под прицелом. Затем он медленно уезжает, садясь на лошадь задом наперед.
Верещагин, несмотря на наличие арсенала стрелкового оружия , сражается голыми руками, что подчеркивает его грубую силу и прямолинейность. И Сухов, и Абдулла используют пистолеты, а не винтовки, что соответствует их руководящим офицерским должностям. Сухов носит с собой револьвер Наган М1895 , личный подарок комбрига М.Н. Ковуна. [9] тогда как Абдулла использует Mauser C96 . Чтобы разобраться с бандой Абдуллы, Сухов достает и чинит автомат. У Петрухи есть винтовка, которая заклинивает и никогда не стреляет, когда это необходимо. [15] Члены банды Абдуллы носят карабины и длинные ножи, характерные для того времени и региона.
Разработка и сценарий
[ редактировать ]Режиссер Владимир Мотыль сказал, что на него повлияли такие фильмы, как «Дилижанс» и «Ровно в полдень» , и он описал фильм как «коктейль» одновременно авантюрной русской народной сказки и вестерна . Первоначально фильм предлагали нескольким режиссерам, в том числе Андрею Тарковскому и Андрею Кончаловскому , но они отказались, утверждает Мотыль: [16] по двум основным причинам. Во-первых, Кончаловский считал, что только американские актеры, во-вторых, сценарий посчитал слабым. главную роль в вестерне смогут сыграть [17] Мотыль также сначала отклонил предложение, но затем оказался в ситуации без выбора, поскольку ему не дали снять другой фильм. [13] [16]
После того как «Мосфильм» отверг первую версию фильма, доработку сценария поручили Валентину Ежову и Рустаму Ибрагимбекову. Ибрагимбеков был выбран по национальности как знаток Востока, хотя на самом деле он вырос в России и никогда не был в этом регионе. [4] Ветеран войны рассказал Ежову историю о гареме, брошенном сбежавшим вождем басмачей , которая стала стержнем нового сценария. [6] [17] Дальнейшие переписывания начались у Мотыля после того, как он сменил Кончаловского на посту режиссёра. Мотыль полностью перекроил и выдвинул на первый план образ Верещагина – все его диалоги, а также около 60% всего сценария были переписаны и импровизированы во время съемок. Мотылю пришла в голову также идея раскрыть личность Сухова через его сны, в которых он пишет письма любимой жене. Эти письма написал Марк Захаров , друг Мотыля. [16]
Спустя годы Кончаловский назвал окончательный сценарий шедевром. [4]
Съемки
[ редактировать ]Сцены снов Сухова сначала были сняты недалеко от Луги в Ленинградской области , а основная часть фильма была снята на западном берегу Каспийского моря недалеко от Махачкалы в Дагестане . Сцены с песчаными дюнами были сняты в пустыне Каракумы недалеко от Мары, Туркменистан , а сцены в музее сняты в соседнем древнем городе Мерве . [18] Кыз Кала (Гыз Гала) Заметное место занимает, например, самобытная крепость . Сцены с дюнами требовали от актеров больших усилий, которым приходилось в палящую жару делать большие круги, чтобы приблизиться к месту съемок, не оставив при этом характерных следов на песке. Однако самая тяжелая ноша легла на Мишулина, который в общей сложности провел несколько дней в засыпанном песком ящике, готовясь к нескольким дублям первой сцены. [6] [19] Деревенские постройки и дом Верещагина представляли собой временные макеты, которые приходилось регулярно ремонтировать из-за повреждений от частых ветров. [16]
Сцены верховой езды были исполнены специальной каскадерской группой, созданной для цикла фильмов «Война и мир» . Хотя в этом фильме он не выполнял никаких трюков, один из членов отряда погиб в результате несчастного случая во время съемок. Некоторые другие несчастные случаи произошли из-за плохой общей дисциплины и безопасности. Например, на лице Верещагина виден порез, когда он сражается на корабле. Такое ранение он получил накануне в пьяной драке. Кроме того, реквизит однажды ночью местные воры украли . Безопасность улучшилась после того, как Мотыль нанял местного криминального лидера на роль члена банды Абдуллы. [6] [17]
В фильме задействованы два опасных трюка: первый из них — когда офицер Абдуллы, предположительно выброшенный Верещагиным, выбивает окно второго этажа и падает на песок внизу. Другой — когда Сухов прыгает из подожженной цистерны с нефтью. Оба трюка выполнил Валентин Фабер. [10]
Саундтрек
[ редактировать ]« Ваше благородие, госпожа Удача » ( Ваше « благородие, госпожа Удача , букв. Музыкальным мотивом фильма является Ваше благородие, госпожа Удача») в исполнении Верещагина под гитару. В текстах говорится об одиночестве, зависимости человечества от удачи и надежде на любовь. Эти тексты отражают многие центральные темы фильма, в том числе печаль Верещагина и разлуку Сухова с Катериной. Песня была написана Окуджавой по личной просьбе Мотыля, работавшего с ним в прошлом. [16] Строка из этой песни «Девять граммов в сердце, подожди, не звони» включена как дань уважения в сценарий советского боевика 1985 года «Независимое плавание» .
Прием
[ редактировать ]«Белое солнце пустыни» стало одним из самых популярных фильмов всех времен в Советском Союзе, где оно приобрело статус классики. Это способствовало популяризации восточного кино. [20]
В советское время фильм не получил наград. Собрав 34,5 миллиона зрителей, это был один из самых популярных фильмов 1970 года. Он был номинирован на Государственную премию СССР 1970 года , но проиграл фильму «У озера» . Последнее рассматривалось как «идеологически правильное», тогда как первое рассматривалось как чистое развлечение, т.е. имеющее невысокую идеологическую ценность. [21] [ нужны разъяснения ] По мнению режиссера Мотыля, фильм не был допущен к зарубежным кинофестивалям, поскольку советские идеологи были уверены, что он получит там награды, что было идеологически недопустимо. он был удостоен Государственной премии России Лишь в 1998 году специальным указом президента Бориса Ельцина , признавшись культурно значимым. [21]
На Западе фильм получил ограниченное внимание. [ нужна ссылка ] Его показали на фестивале советского кино в Малом театре Карнеги в 1973 году, приурочив визит Леонида Брежнева в Соединенные Штаты. Роджер Гринспан , кинокритик New York Times , классифицировал его как «эскапистское развлечение» (вместе с другим советским фильмом, комедией « Иван Васильевич меняет профессию » ) и характеризует как « плутовское приключение». [22]
Наследие
[ редактировать ]В 1998 году создатели фильма были удостоены Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства 1997 года, почти через 30 лет после того, как фильм покинул киноэкраны. [21] По мотивам фильма выпущена российская компьютерная игра. [23] Верещагин стал символом таможенника , ему установили памятники в Амвросиевке (2001 г.), [24] Kurgan (2007), [25] Москва (2008) [7] и Луганск (2011 г.). [26] Памятники Сухову известны в Донецке (ок. 2009 г.) и Самаре (2012 г.). [27]
Все члены экипажей российских космических кораблей обязаны посмотреть «Белое солнце пустыни» перед запуском. [28] [29] [30] присвоены имена жен Абдуллы а кратерам на Венере : Зарина, Джамиля, Гузель, Сайда, Хафиза, Зухра, Лейла, Зульфия, Гюльчатай. [31] [32]
В 2008 году Рустам Ибрагимбеков объявил о начале производства спин-оффа телесериала «Белое солнце пустыни» под названием «Белое солнце пустыни - Дом». [33] [34]
Популярные цитаты
[ редактировать ]Многие популярные поговорки вошли в русский язык из фильма. Первый, безусловно, самый известный.
- Восток — дело тонкое ; относится к любому сложному или трудному делу, не обязательно «восточного» характера.
- Мне жаль великое государство (Мне за державу обидно); используется в условиях несостоятельности государства или краха его институтов. Эта фраза, помимо прочего, использовалась в качестве названия нескольких книг известных писателей. [35]
- Есть вопросы? Нет, нет! (Вопросы есть? Вопросов нет!); относится к командному тону офицера, который не слышит возражений против своей команды. Эта фраза была повторно использована в военной эпопее 2005 года в Афганистане «9-я рота» .
- Таможня дает добро (Таможня дает добро!); относится к любому типу одобрения, особенно к неохотному одобрению.
- Его гранаты не того калибра (Да гранаты у него не той системы); относится к любому оправданию или комментирует его, особенно жалкое. Эта фраза не была написана по сценарию, а импровизирована актером. Это похоже на английское « Неправильный тип снега ».
- Гюльчатай, покажи свое милое личико (Гюльчатай, открой личико); популярная русская поговорка, которую мальчики говорят девочкам.
- Гюльчатай стало именем-заместителем имени девушки из Средней Азии. [36]
- Махмуд, зажги огонь (Махмуд, поджигай!); используется, когда радостно приступаете к какой-то сложной, потенциально опасной миссии.
- I'm unlucky in death, maybe I'll be lucky in love (Не везёт мне в смерти, повезёт в любви); the refrain of the theme song
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Питер Роллберг (2009). Исторический словарь российского и советского кино . США: Роуман и Литтлфилд. стр. 745–746. ISBN 978-0-8108-6072-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с Белое солнце пустыни . mosfilm.ru
- ^ Хит, Родерик (4 апреля 2015 г.). «Белое солнце пустыни (Белое солнце пустыни, 1970)» . Ферди о фильмах.
- ^ Перейти обратно: а б с Neya Zorkaya , «Белое солнце пустыни» — рейтинг зрителя . portal-slovo.ru
- ^ Yezhov and Ibragimbekov, p. 7
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Белое солнце пустыни . yclop.com.ua
- ^ Перейти обратно: а б "В Москве будет установлен памятник таможеннику Верещагину из "Белого солнца пустыни" . Newsru (10 January 2008).
- ^ Павел Луспекаев. Верещагин – свой среди своих . c-cafe.ru
- ^ Перейти обратно: а б с Yezhov and Ibragimbekov, p. 2
- ^ Перейти обратно: а б с Я не догадывался, что стал знаменитым... kino-teatr.ru (8 May 2006)
- ^ Yezhov and Ibragimbekov, p. 4
- ^ Белое солнце пустыни . kino-teatr.ru
- ^ Перейти обратно: а б За год до смерти Владимир Мотыль рассказал о своей непростой кинематографической судьбе . km.ru
- ^ Пулемет товарища Сухова Archived 3 June 2013 at the Wayback Machine . tainy.info
- ^ Yezhov and Ibragimbekov, p. 5
- ^ Перейти обратно: а б с д и "Владимир Мотыль interview" (in Russian) . Retrieved 23 January 2007 .
- ^ Перейти обратно: а б с Федор Раззаков: Гибель советского кино. Интриги и споры. 1918–1972 , Эксмо, 2008, ISBN 978-5-699-26846-7
- ^ АНАТОЛИЙ КУЗНЕЦОВ: "БЕЛОЕ СОЛНЦЕ" МЕНЯ СОГРЕЛО И ОБОЖГЛО Trud (30 December 2005)
- ^ Как снимали «Белое солнце пустыни» . смена.ру (4 февраля 2005 г.); «...жара во время стрельбы была такая, что куриные яйца можно было сварить в песке за 10 минут».
- ^ Дэвид Гиллеспи (2003). «Звуки музыки: саундтрек и песня в советском кино». Славянское обозрение . 62 (3): 477–478. дои : 10.2307/3185802 . JSTOR 3185802 . S2CID 162189615 .
- ^ Перейти обратно: а б с Владимир Мотыль: в кино нужна госполитика . Kommersant. №104 (1507) (11 June 1998)
- ↑ Роджер Гринспан (23 июня 1973 г.) «Экран: Простота отмечает советские фильмы на фестивале: пять премьер, состоявшихся в колхозе «Маленький Карнеги», среди особенностей» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ 1С:Коллекция игрушек "Белое солнце пустыни" . zone-x.ru
- ^ ПАМЯТНИК ТЕМ, КОМУ ЗА ДЕРЖАВУ ОБИДНО . Trud (23 August 2001)
- ^ Курганские таможенники установили памятник Павлу Верещагину из «Белого солнца пустыни» . vsesmi.ru (7 August 2007)
- ^ В Луганске открыли памятник Павлу Верещагину . podrobnosti.ua (21 June 2011)
- ^ Памятник товарищу Сухову из "Белого солнца пустыни" появился в Самаре . ria.ru (7 December 2012)
- ^ ЕКА — 50 лет пребывания человека в космосе — Гагаринские традиции — версия для принтера . Esa.int. Проверено 18 апреля 2012 г.
- ^ «Космонавтика» . Архивировано из оригинала 10 февраля 2007 года . Проверено 21 января 2007 г.
- ↑ Американский космический «ботаник» взлетает . Би-би-си (7 апреля 2007 г.)
- ^ ЧЕТЫРЕ СТОЛЕТИЯ АСТРОНОМИИ . galspace.spb.ru
- ^ Результаты поиска по номенклатуре . wr.usgs.gov
- ^ Katerina Migulina (3 October 2008). "РУСТАМ ИБРАГИМБЕКОВ: "ФИЛЬМ ЗАКОНЧИТСЯ ТЕМ, ЧТО СУХОВ НАЙДЕТ В ПЕСКАХ ГОЛОВУ САИДА"." Trud
- ^ Раскроют прошлое красноармейца Сухова . colta.ru (25 September 2008)
- ^ Например
- Alexander Lebed (1995). За державу обидно-- . Грэгори-Пэйдж. ISBN 9785748200066 .
- Yury Mukhin (2006). За державу обидно! . Яуза. ISBN 978-5-87849-198-3 .
- Dmitry Puchkov (2008). За державу обидно: вопр. и ответы про СССР . Крылов. ISBN 978-5-9717-0723-3 .
- Aleksandr Kontorovich [in Russian] (2014). За Державу обидно! . Яуза : Эксмо. ISBN 978-5-457-26138-9 .
- ^ Arina Dolya, Этнические прозвища в английском и русском языках
Библиография
[ редактировать ]- Ежов Валентин и Ибрагимбеков Рустам (2001) Белая солнечная пустыня , Вагриус, ISBN 5-264-00694-6
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Beloe solntse pustyni at IMDb
- Белое солнце пустыни в Rotten Tomatoes
- Белое солнце пустыни в AllMovie
- Финальный сценарий (на русском языке)
- Смотреть Белое солнце пустыни онлайн на официальном канале Мосфильма YouTube- (с английскими субтитрами)
- Эрик, Бергер (8 апреля 2020 г.). «Мне было скучно, поэтому я посмотрел фильм, который космонавты должны посмотреть перед запуском» . Арс Техника . Проверено 8 апреля 2020 г.
- фильмы 1970 года
- фильмы 1969 года
- Приключенческие боевики 1970-х годов
- Комедийно-боевики 1970-х годов
- Военные боевики 1970-х годов
- Приключенческие комедийно-драматические фильмы 1970-х годов
- Приключенческие фильмы о войне 1970-х годов
- Военные комедийно-драматические фильмы 1970-х годов
- Романтические комедийно-драматические фильмы 1970-х годов
- Советские фильмы 1970-х годов.
- Русскоязычные фильмы 1970-х годов
- Фильмы о Гражданской войне в России.
- Пасхальные фильмы
- Военный юмор в кино
- Фильмы, действие которых происходит в пустынях
- Фильмы, действие которых происходит в Туркменистане
- Фильмы, снятые на Северном Кавказе
- Фильмы снятые в Туркменистане
- Ленфильм фильмы
- фильмы Мосфильма
- Советские приключенческие боевики
- Советские комедийные боевики
- Советские боевики-драмы
- Советские военные боевики
- Советские приключенческие комедийные фильмы
- Советские приключенческие драматические фильмы
- Советские военные приключенческие фильмы
- Советские военные комедийно-драматические фильмы
- Романтические фильмы о войне
- Советские романтические комедийно-драматические фильмы
- комедийно-драматические фильмы 1970 года