Сарт

Сарт — это имя оседлых жителей Центральной Азии , значение которого на протяжении веков менялось.
Источник
[ редактировать ]Существует несколько теорий происхождения этого термина. Оно может быть получено от санскритского сартхаваха ( सार्थवाह ), что означает «торговец, торговец, руководитель каравана », термина, предположительно используемого кочевниками для описания горожан, согласно Василию Бартольду , Джерарду Клосону и совсем недавно Ричарду Фольцу . [1] [2]
Самое раннее известное использование этого термина встречается в караханидском тюркском тексте 1070 года «Кутадгу Билиг» «Благословенное знание», в котором он относится к оседлому населению Кашгара . [ нужна ссылка ] Этот термин относился ко всем оседлым мусульманам Центральной Азии независимо от языка.
Рашид ад-Дин Хамадани в « Джами' ат-таварих» пишет, что Чингисхан повелел Арслан-хану , князю карлуков , дать титул «Сартактай», который относился к таджикам и узбекам . [3]
В монгольском источнике XIII века « Тайная история монголов » говорится, что монголы называли ремесленников, захваченных в Средней Азии, особенно в Хорезме , Сартуулом .
Альтернативные значения
[ редактировать ]В послемонгольский период мы обнаруживаем, что Али-Шир Наваи называет иранский народ сартом Улуси («Сартский народ»), и для него Сарт тили («Сартский язык») был синонимом персидского языка . Точно так же, когда Бабур называет жителей Маргилана «сартами», он делает различие с жителями Андижана , которые являются тюрками, и ясно, что он имеет в виду персоязычных. Он также называет население городов и деревень Кабулского « вилаята . сартами»
Точно так же Бабур писал в « Бабурнаме» в 1525 году: «В стране Кабул проживает много и различных племен. Ее долины и равнины населены тюрками , аймаками и арабами . В городе и большей части деревень население состоит из таджиков (сартов)». [4]
Дальнейшее изменение использования, по-видимому, произошло с приходом в оазисные районы Туркестана таза узбеков чистых узбеков . [5] при Мухаммаде Шайбани . Они различали между собой полукочевых носителей ферганского кыпчакского языка и оседлого тюркоязычного населения, уже проживавшего в городах-оазисах, большинство из которых говорило на чагатайском языке , одном из карлукских языков . Именно в этот период, по-видимому, стало проявляться различие между терминами «сарт» и «таджик», поскольку раньше они часто использовались как синонимы. Даже после того, как узбеки перешли к оседлому образу жизни, они продолжали сохранять это различие между тюркоязычными, входившими в состав одного из узбекских племен, и сартами, которые таковыми не были.
В июне 2010 года слово «сарт» использовалось в этническом конфликте между киргизами и узбеками на юге Кыргызстана, чтобы отличить менее восточноазиатских узбеков от кыргызов. [ нужна ссылка ]
Развитие этнической идентичности в Центральной Азии
[ редактировать ]
На протяжении всей династии Цин оседлые жители оазисов вокруг Тарима, говорящие на карлукских тюркских языках, все еще были широко известны как таранчи или сарты при монгольских правителях ходжанских или чагатайских родов. Другие части мусульманского мира знали эту территорию как Могулистан или восточную часть Туркестана , и Цин обычно объединял всех своих мусульманских подданных в категорию « народ хуэй », не делая различия между говорящими на мандаринском диалекте дунганами и этническими группами, говорящими на других языках. такие как таранчи, сарты, салары , монгуоры , бонаны и т. д. Это сродни практике императорской России объединять всех мусульман, связанных с османскими или мусульманскими сферами Чингизидов, как «татар».
В 1911 году китайские националисты под руководством Сунь Ятсена свергли правление династии Цин и основали Китайскую Республику .
К 1920 году джадидистский пантюркизм бросил вызов цинским и китайским военачальникам-республиканцам, контролирующим Синьцзян. -турфан Поэт Абдулхалик , проведший свои ранние годы в Семее и джадидистских интеллектуальных центрах в Узбекистане, вернулся в Синьцзян под псевдонимом, который он позже превратил в фамилию: Уйгур. Он принял имя уйгур от Советского Союза, который дал это имя своей этнической группе в 1921 году в Ташкенте. Он написал знаменитое националистическое стихотворение «Ойган», которое открывалось строкой «Эй пекир уйгур, ойган!» (Эй, бедный уйгур, просыпайся!). Позже он был казнен китайским военачальником Шэн Шицаем в Турфане в марте 1933 года за разжигание уйгурских националистических настроений посредством своих произведений.
Современные значения
[ редактировать ]Василий Бартольд утверждает, что к XIX веку те, кого называли «сартами», стали гораздо более тюркизированными, чем это было раньше. В литературе императорской России XIX века этот термин иногда использовался для обозначения тюркоязычных народов Ферганы , Ташкента , Шымкента и южной Сырдарьинской области , также встречавшихся в меньшем количестве в Самарканде и Бухарском эмирате . «Сарт» также широко использовался русскими как общий термин для всех оседлых уроженцев Туркестана. Было много споров о том, что это означает и откуда взялось это название. Бартольд пишет, что «для казаха каждый член оседлой общины был сартом, независимо от того, был ли его язык тюркским или иранским ».
Николай Остроумов был тверд в своем убеждении, что это не этническое определение, а профессиональное, и подкреплял это цитатами некоторых (очевидно, распространенных) местных поговорок: «Плохой кыргыз становится сартом, а плохой сарт становится киргизом». . Эта путаница достигла своего пика во время переписи населения Российской империи 1897 года : в Ферганской области проживало очень большое сартское население, а в соседней Самаркандской области - очень мало, но очень много узбеков. Различие между ними часто было далеко не ясным.
Исторически сарты принадлежали к более древним оседлым группам, тогда как узбеки произошли от племен, пришедших в регион вместе с Мухаммадом Шайбани в 16 веке. Похоже, что, по крайней мере, в Хорезме узбеки говорили на ныне вымершем кипчакском языке, более близком к казахскому , в то время как сарты говорили на персидском огузском тюркском языке . В Фергане сарты говорили на карлукском языке, который был очень близок к современному уйгурскому и считается более ранней исторической формой узбекского языка .
В 1924 году советский режим постановил, что отныне все оседлые тюркоязычные народы в Средней Азии (и многие другие, говорящие по-персидски, например, в Самарканде и Бухаре) [ нужна ссылка ] будут известны как «узбеки», а термин «сарт» должен быть отменен как оскорбительное наследие колониального правления. [ нужна ссылка ] , хотя сам Ленин использовал этот термин в своих коммюнике.
Однако в течение первых нескольких лет советские власти выбрали для новой Узбекской ССР язык не современный узбекский язык, который встречается сегодня, а кочевой, менее персидский и довольно экзотический диалект города Туркестан на территории нынешнего Казахстана. .
Уйгуры — это народ, которого старые русские путешественники называли сартами (имя, которое они использовали для оседлых тюркоязычных жителей Центральной Азии в целом), а западные путешественники называли их тюрками, в знак признания их языка. Китайцы раньше называли их Чань-тоу («Головы в тюрбанах»), но этот термин был исключен, поскольку считался уничижительным, и китайцы, используя свое собственное произношение, теперь называли их Вэйуэр . Фактически, на протяжении веков у них не было никакого «национального» названия; люди идентифицировали себя с оазисом, из которого они пришли, таким как Кашгар или Турфан». [6]
Это оказалось во многом непонятным большинству жителей основных городов, от Ташкента до Бухары. Поэтому на смену ему пришел современный, фундаментально персидский городской узбекский язык, который является единственным тюркским языком без какой-либо гармонии гласных .
очень трудно придать единое этническое или даже лингвистическое значение Таким образом, термину «сарт» . Исторически различные тюркские и персидские народы Центральной Азии идентифицировались в основном по образу жизни, а не по каким-либо воображаемым этническим или даже языковым различиям. Казахи, киргизы и туркмены были кочевниками, пасущимися в степях, горах и песчаных пустынях соответственно. С другой стороны, оседлые тюрки и таджики были сартами, поскольку они либо жили в таких городах, как Хива , Бухара или Самарканд, либо жили в сельских сельскохозяйственных общинах.
Использование Дунсян
[ редактировать ]Мусульманские, монголоязычные дунсянцы Северо-Западного Китая называют себя Сарта или Санта . Неясно, есть ли какая-либо связь между этим термином и сартами Средней Азии.
Использование в Сибири
[ редактировать ]Сарт — одно из имен сибирских бухарцев, поселившихся в Сибири в 17 веке.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Голден, Питер Б. Введение в историю тюркских народов (1992). п. 150
- ^ Фольц, Ричард История таджиков: иранцы Востока, примечание 27 к главе 4 [1]
- ^ Дагиев, Дагихудо (2013). Смена режима в Центральной Азии: государственность, национализм и политические изменения в Таджикистане и Узбекистане . Тейлор и Фрэнсис. п. 28. ISBN 978-1-134-60076-2 .
- ^ Джон Лейден, эсквайр; Уильям Эрскин, эсквайр, ред. (1921). «События 910 года (1525)» . Воспоминания Бабура . Гуманитарный институт Паккарда . п. 5 . Проверено 30 апреля 2020 г.
- ^ Голден, Питер Б. Введение в историю тюркских народов . п. 406-408
- ^ Латтимор (1973), с. 237.
Ссылки
[ редактировать ]- Оуэн Латтимор . (1973) «Возвращение на северную границу Китая». Географический журнал , Vol. 139, № 2 (июнь 1973 г.), стр. 233–242.
- Ostroumov, Nikolai Petrovich (1884), Значение Названия "Сарт" , Tashkent
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Ostroumov, Nikolai Petrovich (1890), Сарты – Этнографические Материалы , Tashkent, p. 7
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Бартольд, В.В. (1934), «Сарт», Энциклопедия ислама , вып. 4 (СЗ), стр. 175–176.
- Бартольд, В ; Субтельный, Мария Ева (1997), «Сарт», Энциклопедия ислама , вып. 9 (САН-СЗЕ), стр. 66–68.
- Брил, Юрий (1978), «Сарты в Хивинском ханстве», Журнал истории Азии , том. 12, Висбаден: О. Харрасовиц, стр. 121–151, ISSN 0021-910X.
- Субтельный, Мария Ева (1998), «Симбиоз турок и таджиков», в Манце, Беатрис (редактор), Центральная Азия в исторической перспективе , Серия критических проблем Джона М. Олина, Боулдер, Колорадо, США: Westview Press (опубликовано в 1994 г.) ), ISBN 0-8133-8801-5
- Наваи, Али Шир; Деверо, Роберт (1966), Мухакамат аль-Лугатайн , Лейден: Брилл
- Арат, Решит Рахмети (1947), Кутадгу билиг , Ассоциация турецкого языка, том. 87, Стамбул: Национальная образовательная типография, с. 571
- Такстон, Уиллер (2002), Бабурнама: мемуары Бабура, принца и императора , Нью-Йорк: Современная библиотека, стр. 5, 156 , ISBN 0-375-76137-3
- Табиб, Рашид ад-Дин ; Такстон, Уилер (1978), Джамиут-таварих Рашидуддина Фазлуллы = Сборник хроник , Источники восточных языков и литератур, том. 4, Кембридж, Массачусетс, США: Гарвардский университет, факультет ближневосточных языков и цивилизаций, с. 78
Внешние ссылки
[ редактировать ]