~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Arc.Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Номер скриншота №:
✰ C32AECE4995FA3220DB319B2D15A92F3__1717838280 ✰
Заголовок документа оригинал.:
✰ Vowel harmony - Wikipedia ✰
Заголовок документа перевод.:
✰ Гармония гласных — Википедия ✰
Снимок документа находящегося по адресу (URL):
✰ https://en.wikipedia.org/wiki/Vowel_harmony ✰
Адрес хранения снимка оригинал (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/c3/f3/c32aece4995fa3220db319b2d15a92f3.html ✰
Адрес хранения снимка перевод (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/c3/f3/c32aece4995fa3220db319b2d15a92f3__translat.html ✰
Дата и время сохранения документа:
✰ 16.06.2024 01:48:28 (GMT+3, MSK) ✰
Дата и время изменения документа (по данным источника):
✰ 8 June 2024, at 12:18 (UTC). ✰ 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Сервисы Ask3.ru: 
 Архив документов (Снимки документов, в формате HTML, PDF, PNG - подписанные ЭЦП, доказывающие существование документа в момент подписи. Перевод сохраненных документов на русский язык.)https://arc.ask3.ruОтветы на вопросы (Сервис ответов на вопросы, в основном, научной направленности)https://ask3.ru/answer2questionТоварный сопоставитель (Сервис сравнения и выбора товаров) ✰✰
✰ https://ask3.ru/product2collationПартнерыhttps://comrades.ask3.ru


Совет. Чтобы искать на странице, нажмите Ctrl+F или ⌘-F (для MacOS) и введите запрос в поле поиска.
Arc.Ask3.ru: далее начало оригинального документа

Гармония гласных — Википедия Jump to content

Гармония гласных

Из Википедии, бесплатной энциклопедии

В фонологии , гармония гласных — это фонологическое правило согласно которому гласные данного домена — обычно фонологического слова — должны иметь определенные отличительные особенности (таким образом, «в гармонии»). Гармония гласных обычно находится на большом расстоянии, а это означает, что затронутые гласные не обязательно должны быть непосредственно соседними, и между затронутыми гласными могут быть промежуточные сегменты. Обычно одна гласная вызывает сдвиг других гласных, прогрессивно или регрессивно, внутри домена, так что затронутые гласные соответствуют соответствующей характеристике запускающей гласной. Общие фонологические особенности, которые определяют естественные классы гласных, участвующих в гармонии гласных, включают отклонение гласных , высоту гласных , назализацию , округлость , а также выдвинутый и втянутый корень языка .

Гармония гласных встречается во многих агглютинативных языках. Данная область действия гармонии гласных часто выходит за границы морфем, а суффиксы и префиксы обычно следуют правилам гармонии гласных.

Терминология [ править ]

Термин «гармония гласных» используется в двух разных смыслах.

В первом смысле это относится к любому типу процесса ассимиляции гласных на большие расстояния, как прогрессивному , так и регрессивному . В этом смысле термин « гармония гласных» является синонимом термина «метафония» .

Во втором смысле гармония гласных относится только к прогрессивной гармонии гласных (от начала до конца). Для обозначения регрессивной термин умлаут гармонии используется . В этом смысле метафония - это общий термин, тогда как гармония гласных и умлаут являются подтипами метафонии. Термин умлаут также используется в другом смысле для обозначения типа градации гласных . В этой статье «гармония гласных» будет использоваться как для прогрессивной, так и для регрессивной гармонии.

«Междугородная» [ править ]

Процессы гармонии являются «дальними» в том смысле, что в ассимиляции участвуют звуки, разделенные промежуточными сегментами (обычно согласными сегментами). Другими словами, гармония – это усвоение звуков, не прилегающих друг к другу. Например, гласная в начале слова может вызвать ассимиляцию гласной в конце слова. Во многих языках ассимиляция происходит по всему слову. Схематически это представлено на следующей диаграмме:

до
ассимиляция
  после
ассимиляция
В а Ц В б Ц В б С В а Ц В а Ц В а Ц   ( V a = гласная типа a, V b = гласная типа b, C = согласная)

На диаграмме выше V a (гласная типа a) заставляет следующую V b (гласную типа b) ассимилироваться и становиться гласной того же типа (и, таким образом, они, образно говоря, становятся «в гармонии»).

Гласную, которая вызывает ассимиляцию гласных, часто называют триггером, а гласные, которые ассимилируют (или гармонизируют ), называют целями . Когда триггеры гласных лежат в корне или основе слова, а аффиксы содержат цели, это называется гармонией гласных , контролируемой основой (противоположная ситуация называется доминантой ). [1] Это довольно распространено среди языков с гармонией гласных. [ нужна цитата ] и его можно увидеть в венгерском суффиксе дательного падежа :

Корень Дательный Блеск
город город для 'город'
радость радость 'радость'

Суффикс дательного падежа имеет две разные формы -nak/-nek . Форма -nak появляется после корня с гласными заднего ряда ( o и a — гласные заднего ряда). Форма -nek появляется после корня с гласными переднего ряда ( ö и e — гласные переднего ряда).

Особенности гармонии гласных [ править ]

Гармония гласных часто включает в себя такие аспекты, как

Роуз и Уокер (2011) [2] Есть (2018) [3] [4] [5] Измерение Ценить
Гармония спины Палатальная гармония Отставание гласных сзади или спереди
Круглая Гармония Лабиальная гармония Округлость округлый или неокругленный
Гармония высоты Гармония высоты Высота гласной высокий или низкий
Гармония корней языка Гармония корней языка Расширенный и втянутый корень языка выдвинутый или втянутый

Во многих языках можно сказать, что гласные принадлежат к определенным наборам или классам, например, гласные заднего ряда или округленные гласные. В некоторых языках существует более одной системы гармонии. Например, в алтайских языках предполагается, что гармония округления накладывается на гармонию обратного хода.

Даже среди языков с гармонией гласных не все гласные должны участвовать в преобразовании гласных; эти гласные называются нейтральными . Нейтральные гласные могут быть непрозрачными и блокировать гармонические процессы, а могут быть прозрачными и не влиять на них. [1] Промежуточные согласные также часто прозрачны.

Наконец, языки, в которых есть гармония гласных, часто допускают лексическую дисгармонию или слова со смешанным набором гласных, даже если непрозрачная нейтральная гласная не задействована. Ван дер Хюлст и ван де Вейер (1995) указывают на две такие ситуации: многосложные триггерные морфемы могут содержать ненейтральные гласные из противоположных гармонических наборов, а некоторые целевые морфемы просто не могут гармонизироваться. [1] Многие заимствованные слова демонстрируют дисгармонию. Например, турецкий вакит («время» [от арабского вакт ]); * вакыт . было бы ожидаемо

с гармонией Языки гласных

корейский [ править ]

есть три класса гласных В корейском языке : положительные, отрицательные и нейтральные. Эти категории свободно следуют за передними (положительными) и средними (отрицательными) гласными. В среднекорейском языке была сильная гармония гласных; однако в современном корейском языке это правило уже не соблюдается строго. В современном корейском языке оно применяется только в определенных случаях, таких как звукоподражание , прилагательные , наречия , спряжение и междометия . Гласная ( eu ) считается частично нейтральной и частично отрицательной гласной. В современном корейском языке есть и другие следы гармонии гласных: многие корейские слова имеют тенденцию следовать гармонии гласных, например 사람 ( сарам , «человек») и 부엌 ( бу-ок , «кухня»).

Гармония корейских гласных
Положительные/"светлые" (Ян )/плюс гласные

Янсон моым

а ( а , [а] ) ( йа , [джа] ) ( о , [о] ) ( ва , [ва] ) ( йо , [джо] ) ( [ʌ] )
( аэ , [ɛ] ) ( да , [jɛ] ) ( ое , [ø] ) ( ваэ , [ваэ] ) ( [ей] ) ( [ʌj] )
Отрицательные/темные (Eum )/минус гласные

Сборник голосов (ымсон моым)

( эо , [ʌ,ə] ) ( йо , [jʌ,jə] ) ( ты , [ты] ) ( wo , [wʌ,wə] ) ( ю , [дзю] ) ( л , [ɯ] )
( е , [е] )) ( йе , [есть] ) ( ви , [й] , [ви] ) ( мы , [мы] ) ( [джудж] ) ( ui , [ɰi] )
Нейтральные (Jung )/центральные гласные

Нейтральная гласная (чунгсон моым)

( я , [я] )

Монгольский [ править ]

-РТР э[ e ] ты [ ты ] о[ о ] и и ]
+РТР а[ a ] у[ ʊ ] о[ ɔ ]

Монгольский язык демонстрирует как гармонию корня языка , так и гармонию округлений. В частности, в гармонию корня языка входят гласные: /a, ʊ, ɔ/ (+RTR) и /i, u, e, o/ (-RTR). Гласная /i/ фонетически похожа на гласную -RTR. Однако он в значительной степени прозрачен для гармонии гласных. Гармония округления влияет только на открытые гласные /e, o, a, ɔ/ . Некоторые источники называют первичный аспект гармонизации фарингеализацией или паталальностью (среди прочего), но ни один из них технически неверен. Аналогичным образом, ссылка на ±RTR как на единственную определяющую особенность категорий гласных в монгольском языке также не совсем точна. В любом случае две категории гласных различаются в первую очередь положением корня языка, и ±RTR является удобным и довольно точным дескриптором задействованных артикуляционных параметров. [6] [7] [8]

Тюркские языки [ править ]

Тюркские языки наследуют свою систему гармонии гласных от пратюркского , который уже имел вполне развитую систему. Единственным исключением является узбекский язык , который потерял гармонию гласных из-за обширного персидского влияния; однако его ближайший родственник, уйгурский , сохранил тюркскую гармонию гласных.

азербайджанский [ править ]

В азербайджанской системе гармонии гласных есть как передние/задние, так и округленные/неокругленные гласные. [9]

Гармония азербайджанских гласных Передний Назад
Неокругленный Закругленный Неокругленный Закругленный
Гласный е, а, я ОУ а, я ОУ
Две формы суффикса а а
Четырехформный суффикс я ты я в

татарский [ править ]

В татарском нет нейтральных гласных. Гласная é встречается только в заимствованных словах . В заимствованных словах можно встретить и другие гласные, но они считаются гласными заднего ряда. Татарский язык также имеет округлый лад, но он не представлен в письменной форме. О и ö можно было писать только в первом слоге, но обозначаемые ими гласные могли произноситься в том месте, где написаны ı и е.

Передний ä Это я он ты
Назад а я в О в Это

Kazakh [ edit ]

В казахском языке система гармонии гласных представляет собой преимущественно переднюю/заднюю систему, но существует также система гармонии округлений, не представленная орфографией.

Кыргызский [ править ]

Система гармонии киргизских гласных — это прежде всего система переднего и заднего ряда, но существует также система гармонии округлений, которая сильно напоминает казахскую.

турецкий [ править ]

В турецком языке существует двумерная система гармонии гласных, где гласные характеризуются двумя особенностями: [±передний] и [±округлый]. Существует два набора систем вокальной гармонии: простой и сложный. Простой вариант касается нижних гласных e, a и имеет только функцию [±front] ( e front vs a back). Сложный касается верхних гласных i, ü, ı, u и имеет как [±front], так и [±rounded] характеристики ( i front unrounded vs ü front rounded и ı back unrounded vs u back rounded). Ближние гласные ö, o не участвуют в процессах гармонии гласных.

Гармония турецких гласных Передний Назад
Неокругленный Закругленный Неокругленный Закругленный
Гласный и и/ я / я / ö /ø/ ю /у/ а /а/ я /ɯ/ о /о/ в /в/
Простая система Это а
Сложная система я ты я в
Гармония спереди и сзади [ править ]

В турецком языке есть два класса гласных – передние и задние . Гармония гласных гласит, что слова не могут содержать гласные как переднего, так и заднего ряда. Поэтому большинство грамматических суффиксов имеют переднюю и заднюю формы, например Türkiye' de "в Турции", но Almanya' da "в Германии".

Гармония турецких гласных [10]
Nom .sg Gen .sg. Nom.pl Gen.pl. Блеск
IP судьба веревки веревок 'веревка'
он электричество или ваши руки 'рука'
девочка твоя дочь девушки твои дочери 'девочка'
Гармония округления [ править ]

Кроме того, существует вторичное правило, согласно которому i и ı в суффиксах имеют тенденцию превращаться в ü и u соответственно после округленных гласных, поэтому некоторые суффиксы имеют дополнительные формы. Это дает такие конструкции, как Türkiye' dir «это Турция», kapı dır «это дверь», но gün dür «это день», karpuz dur «это арбуз».

Исключения [ править ]

Не все суффиксы полностью подчиняются гармонии гласных.

В суффиксе -(i)yor буква o неизменна, а буква i меняется в зависимости от предыдущей гласной; например sön ü y or r – «он/она/оно исчезает». Аналогично, в суффиксе -(y)ken является е инвариантом: Roma'dayk en «Когда в Риме»; то же самое относится и к суффиксу -(y)ebil : inanıl a b i lir – «достоверный». Суффикс -ki демонстрирует частичную гармонию, никогда не употребляя гласную заднего ряда, но допуская только вариант с гласной переднего ряда -kü : dünk ü - «принадлежащий вчерашнему дню»; yarınk i – «принадлежащий завтрашнему дню».

Большинство турецких слов имеют гармонию не только в суффиксах, но и внутри. Однако есть много исключений.

Сложные слова считаются отдельными словами с точки зрения гармонии гласных: гласные не обязательно должны гармонировать между членами составного слова (таким образом, такие формы, как bu | gün допустимы «этот|день» = «сегодня»). Гармония гласных не распространяется на заимствованные слова , как в otobüs – от французского «автобус». Есть также несколько исконных современных турецких слов, которые не следуют этому правилу (например, anne «мать» или kardeş «родной брат», которые раньше подчинялись гармонии гласных в своих старых формах, ana и karındaş соответственно). Однако в таких словах суффиксы все же гармонируют с конечной гласной; таким образом, annes i – «его/ее мать» и voleybolc u – «волейболистка».

В некоторых заимствованных словах последняя гласная — это a , o или u и, таким образом, выглядит как гласная заднего ряда, но фонетически на самом деле является гласной переднего ряда и соответствующим образом управляет гармонией гласных. Примером может служить слово саат , означающее «час» или «часы», заимствованное из арабского языка. Множественное sa a tler число . На самом деле это не исключение из правила гармонии гласных; скорее, это исключение из правила, согласно которому a обозначает гласную переднего ряда.

Дисгармония имеет тенденцию исчезать благодаря аналогии, особенно в заимствованных словах; например, Hüsnü (мужское имя) < ранее Hüsni , от арабского husnî ; Müslüman «Мусульманин, мусульманин (прил. и сущ.)» <османско-турецкий müslimân , от персидского mosalmân ).

Тувинский [ править ]

Тувинский язык обладает одной из наиболее полных систем гармонии гласных среди тюркских языков. [11]

персидский [ править ]

Персидский язык — это язык, который включает в себя различные типы регрессивной и прогрессивной гармонии гласных в разных словах и выражениях. [12]

В персидском языке прогрессивная гармония гласных применяется только к предлогам/послелогам, когда они присоединены к местоимениям.

Предлог/Послепозиция Местоимение Результат
Быть (Чтобы) мужчина (я) Бехем (для меня)
(От) мужчина (я) Азам (от меня)
Ба (С) мужчина (я) Бахам (со мной)
Ра (Ат/Для) мужчина (я) Мара (у/для меня)
тебе) Торо (у/для тебя)

В персидской регрессивной гармонии гласных некоторые особенности распространяются от запускающей неначальной гласной к целевой гласной в предыдущем слоге. Применение и неприменение этой гармонии спины, которую также можно считать гармонией округления.

Глагол Результат округления гармонии
Бе-до (бежать) Они будут
Бе-кон (делать) Бокон
Беро (идти) Боро
Бе-кош (убивать) Bokosh

Уральские языки [ править ]

Во многих, хотя и не во всех, уральских языках наблюдается гармония между гласными переднего и заднего ряда. Часто предполагается, что гармония гласных существовала в протоуральском языке , хотя ее первоначальный объем остается предметом дискуссий.

Samoyedic [ edit ]

Гармония гласных встречается в нганасане и реконструирована также для протосамойдского языка .

венгерский [ править ]

Типы гласных [ править ]

Венгерский язык , как и его дальний родственник финский, имеет ту же систему передних , задних и промежуточных (нейтральных) гласных, но более сложную, чем в финском, и некоторые процессы гармонии гласных. Основное правило состоит в том, что слова, включающие хотя бы одну гласную заднего ряда, получают суффиксы гласных заднего ряда ( kar ba – в (в) руке), а слова, исключающие гласные заднего ряда, получают суффиксы гласных переднего ряда ( kéz be – в (в) руке). Одногласные слова, в которых есть только нейтральные гласные ( i , í или é ), непредсказуемы, но e принимает суффикс гласной переднего ряда.

Одно существенное различие в классификации венгерского и финского языков заключается в том, что стандартный венгерский язык (вместе с 3 из 10 местных диалектов) не учитывает разницу между финскими «ä» [æ] и «e» [e] – венгерской гласной переднего ряда «e». ' [ɛ] точно произносится как финская гласная переднего ряда 'ä' [æ] . В 7 из 10 местных диалектов есть гласная ë [e] , которая никогда не была частью венгерского алфавита и поэтому не используется в письменной форме.

Передний Это Это я в он Он ты фу
Назад а на - - О от в ты
Поведение нейтральных гласных [ править ]

Неокругленные гласные переднего ряда (или промежуточные или нейтральные гласные) могут встречаться либо вместе с гласными заднего ряда (например, p a carrot , k o cs i car), либо с закругленными гласными переднего ряда (например, tető , tündér ), но округленные гласные переднего ряда и гласные заднего ряда могут встречаться вместе . встречаются вместе только в словах иностранного происхождения (например, sofőr = шофер, французское слово, обозначающее водителя). Основное правило заключается в том, что слова, включающие хотя бы одну гласную заднего ряда, имеют суффиксы гласных заднего ряда (например, répá|ban в морковке, kocsi|ban в машине), а слова, исключающие гласные заднего ряда, обычно используют суффиксы гласных переднего ряда (за исключением слов, включающих только гласные заднего ряда). гласные i или í , для которых не существует общего правила, например, list|et , híd|at ).

открыть середина закрыто
Назад ("низкий") крыло ой ууу
Передний ("высокий") неокругленный (нейтральный)   и является я в
округлый   он ух ух

Некоторые другие правила и рекомендации, которые следует учитывать:

  • Сложные слова получают суффикс в соответствии с последним словом, например: ártér (пойма) соединение ár + суффикс гласной переднего ряда tér , так же, как слово tér , когда оно стоит отдельно ( tér|en , ártér|en )
  • В случае слов очевидного иностранного происхождения: учитывается только последняя гласная (если это не i или í ): sof ő r|h ö z , a nsz|sz a l , gener á l| Октябрь Парламент , er|ben , parlament|ben, szoftver|reПрограммное обеспечение
    • Если последняя гласная иностранного слова i или í , то во внимание будет приниматься предпоследняя гласная, например, p a pír|h o z , Ra shid |d a l . Если иностранное слово включает только гласные i или í, то оно получает суффикс гласной переднего ряда, например: Mitch-nek (= «для Митча»)
    • Есть некоторые невенгерские географические названия, в которых вообще нет гласных (например, хорватский остров Крк ), и в этом случае, поскольку слово не включает гласную заднего ряда, оно получает суффикс гласной переднего ряда (например, Krk-re = ​​to Krk).
  • Для сокращений: учитывается последняя гласная (как и в случае с иностранными словами), например: HR (произносится: há-er ) получает суффикс гласной переднего ряда, так как последняя произнесенная гласная является гласной переднего ряда ( HR-rel = с HR)
  • В некоторых односложных венгерских словах с i , í или é строго используются передние суффиксы ( g é p|r e , m é ly|r ő l , v í z > v i z| e t , h í r| e k ), в то время как некоторые другие могут возвращать только суффиксы ( j | a k, sí j |r ó l , y í l > ny i l| a t , zs í r|b a n , í r| á s )
  • Некоторые иностранные слова, которые подходят венгерскому языку и начинаются с гласной заднего ряда и заканчиваются гласной переднего ряда, могут иметь суффиксы как переднего, так и заднего ряда (поэтому их можно по выбору считать иностранным словом или венгерским словом): f a rmer|b a n или Farm e r|b е н
Суффиксы с несколькими формами [ править ]

Грамматические суффиксы в венгерском языке могут иметь одну, две, три или четыре формы:

  • одна форма : каждое слово получает один и тот же суффикс независимо от включенных в него гласных (например, -kor )
  • две формы (наиболее распространенные): слова получают суффикс гласной заднего ряда или гласного переднего ряда (как упоминалось выше) (например, -ban/-ben )
  • три формы : есть одна форма гласной заднего ряда и две формы гласной переднего ряда; один для слов, последняя гласная которых является округленной гласной переднего ряда, и один для слов, последняя гласная которых не является округленной гласной переднего ряда (например, -hoz/-hez/-höz )
  • четыре формы : есть две формы гласных заднего ряда и две формы гласных переднего ряда (например, -ot/-at/-et/-öt или просто -t , если последний звук является гласным)

Пример основных числительных:

- выше ( в , на время) ( в ) к/к/к ( к ) -т/-от/-ат/-эт/-эт (винительный падеж)
Назад (обычный стебель) имеет ) (6 шесть лет
восемь лет
три возраста

возраст
четыре возраста
девять лет
десять лет
пять лет
года два
через шесть
восемь через
три через
сотню через
шесть приносит
восемь приносит
три приносит
сто приносит
шесть или
(основа с низкой гласной) нью- йоркский ЖК (8)
тепло r 3 ( )
сто 100 ( )
восемь в
три в
сто в
Передний неокругленный (нейтральный) е гы (1)
четыре 4 ( )
к и л е нк (9)
т ы з (10)
одной в
четыре через
девять через
десять через
пять через
два в
дом в
четырех до
до девяти
до десяти
egyодин
четыре эт
девять эт
десять и т. д.
округлый пять ( 5 )
два он (2)
пяти до
до двух
пять пять
две т

Я остался [ править ]

Гармония гласных возникла у южных манси .

Khanty [ edit ]

В языке ханты гармония гласных встречается в восточных диалектах и ​​затрагивает как флективные, так и словообразовательные суффиксы. Особенно развита система гармонии гласных в вахско-васюганском диалекте: [13]

Триггерные гласные
Передний /ага/ /ø/ /и/ /я/ /ɪ/ /ʏ/ /Это/ /œ/
Назад /ɑ/ /О/ /в/ /ɯ/ /ʌ/ /ʊ/ /ɔ/
Целевые гласные
Передний /ага/ /ø/ /и/ /я/ /ɪ/ /ʏ/
Назад /ɑ/ /О/ /в/ /ɯ/ /ʌ/ /ʊ/

Триггерные гласные встречаются в первом слоге слова и контролируют заднюю часть всего слова. На целевые гласные влияет гармония гласных, и они располагаются в семи парах переднего и заднего ряда одинаковой высоты и округлости, которым присвоены архифонемы A, O, U, I, Ɪ, Ʊ.

Гласные /e/ , /œ/ и /ɔ/ появляются только в первом слоге слова и, таким образом, являются строго триггерными гласными. Все остальные гласные качества могут выступать в обеих ролях.

Гармония гласных утрачена в северных и южных диалектах, а также в сургутском диалекте восточных хантов.

Мари [ править ]

Большинство разновидностей марийского языка имеют гармонию гласных.

Эрзя [ править ]

В эрзянском языке существует ограниченная система гармонии гласных, включающая только две гласные фонемы: / е / (передний) и / о / (задний).

Мокша , ближайший родственник эрзи, не имеет фонематической гармонии гласных, хотя /ə/ имеет передние и задние аллофоны в распределении, аналогичном гармонии гласных в эрзя.

Финские языки [ править ]

Гармония гласных встречается в большинстве финских языков . Он был утерян в ливонском и стандартном эстонском языках , где гласные переднего ряда ü ä ö встречаются только в первом (ударном) слоге. Однако южноэстонский язык выро сето ), а также некоторые [северно-эстонские] диалекты сохраняют гармонию гласных.

финский [ править ]
Схема, показывающая гармонию гласных в финском языке.
Гармония финских гласных и согласие падежей на примере возможных неожиданных ситуаций («в возможных неожиданных ситуациях»): возможных дублях в , неожиданных дублях в и ситуациях , с нейтральной гласной первой и второй гласной заднего ряда, в дублях .

В финском языке есть три класса гласных — передние , задние и нейтральные , где каждая гласная переднего ряда имеет пару гласных заднего ряда. Грамматические окончания, такие как падежные и словообразовательные окончания, но не энклитики , содержат только архифонематические гласные U, O, A, которые реализуются либо как задние [u, o, ɑ] , либо как передние [y, ø, æ] внутри одного слова. Из гармонии гласных следует, что начальный слог каждого отдельного (несложного) слова определяет переднюю или заднюю часть всего слова. Первоначально нейтральные гласные прозрачны и не подвержены влиянию гармонии гласных. В первом слоге:

  1. гласная заднего ряда приводит к тому, что все неначальные слоги реализуются с гласными заднего (или нейтрального) ряда, например pos+ahta+(t)a posahtaa
  2. гласная переднего ряда приводит к тому, что все неначальные слоги реализуются с помощью гласных переднего ряда (или нейтральных), например, räj+ahta+(t)a räjähtää .
  3. нейтральная гласная действует как гласная переднего ряда, но не контролирует переднюю или заднюю часть слова: если в неначальных слогах есть гласные заднего ряда, слово действует так, как будто оно началось с гласных заднего ряда, даже если они происходят от словообразовательных окончаний, например sih+ahta+(t)a sihahtaa ср. sih+ise+(t)a sihistä .

Например:

  • каура начинается с гласной заднего ряда → кауралла
  • куори начинается с гласной заднего ряда → куорелла
  • sieni начинается без гласных заднего ряда → sienia (не * sienia )
  • kårä начинается без гласных заднего ряда → kärä
  • туоте начинается с гласных заднего ряда → туоттеесса
  • kerä начинается с нейтральной гласной → kerällä
  • кера начинается с нейтральной гласной, но имеет неначальную гласную заднего ряда → keralla

Некоторые диалекты, в которых есть открывающие дифтонг-коды, меняющие звук, также допускают использование архифонемных гласных в начальном слоге. Например, в диалекте Тампере стандартное «ie» отражается как «ia» или «iä», контролируемое неначальными слогами, например tiä галстук но miakka miekka

... о чем свидетельствует tuotteessa (не * tuotteessä ). Даже если фонологически гласные переднего ряда предшествуют суффиксу -nsa , грамматически ему предшествует слово, контролируемое гласной заднего ряда. Как показано в примерах, нейтральные гласные делают систему несимметричной, поскольку фонологически они являются гласными переднего ряда, но оставляют контроль переднего/заднего ряда за любыми грамматическими гласными переднего или заднего ряда. Фактические качества нейтральных гласных практически не изменяются.

Как следствие, у носителей финского языка часто возникают проблемы с произношением иностранных слов, которые не подчиняются гармонии гласных. Например, слово «олимпия» часто произносится как «олимпия» . Положение некоторых кредитов нестандартизировано (например, chattailla/chättäillä ) или плохо стандартизировано (например, polymeeri , иногда произносится polumeeri и autoritäärinen , которые нарушают гармонию гласных). Если иностранное слово нарушает гармонию гласных из-за того, что не использует гласные переднего ряда, поскольку оно начинается с нейтральной гласной, то обычно учитывается последний слог, хотя это правило соблюдается нерегулярно. [14] Эксперименты показывают, что, например, миллионер всегда становится (спереди) миллионером , но мученик становится в равной степени. Часто и мученик (сзади), и мученик (спереди), даже у одного и того же говорящего.

Что касается гармонии гласных, сложные слова можно рассматривать как отдельные слова. Например, в syyskuu («осенний месяц», т.е. сентябрь) есть и u , и y , но оно состоит из двух слов syys и kuu и склоняется к syys·kuu·ta (не * syyskuutä ). То же самое касается энклитиков, например, taaksepäin «назад» состоит из слова taakse «назад» и -päin «-варды», что дает, например, taaksepäinkään (не * taaksepäinkaan или * taaksepainkaan ). Если имеет место слияние, гласная гармонизируется некоторыми говорящими, например, tälläinen pro tällainen tämän lainen .

Некоторые финские слова, основы которых содержат только нейтральные гласные, демонстрируют чередующийся образец с точки зрения гармонии гласных при изменении или образовании новых слов путем образования. Примеры включают meri «море», meressä «в море» ( индессив ), но merta ( разделительный ), а не * mertä ; veri "кровь", verestä "из крови" ( элатив ), но verta (партитив), а не * vertä ; pelätä «бояться», но pelko «бояться», а не * pelkö ; кипу "боль", но кипеа "боль", а не * кипеа .

В хельсинкском сленге есть жаргонные слова, корни которых нарушают гармонию гласных, например Sörkka . Это можно интерпретировать как шведское влияние.

Вепс [ править ]

Вепсский язык частично утратил гармонию гласных.

Йокуты [ править ]

Гармония гласных присутствует во всех йокутских языках и диалектах. Например, в Явельмани четыре гласные (которые дополнительно могут быть как долгими , так и краткими). Их можно сгруппировать, как показано в таблице ниже.

Неокругленный Закругленный
Высокий я в
Низкий а ɔ

Гласные в суффиксах должны гармонировать либо с /u/, либо с его отличными от / u/, аналогами, /ɔ/ или не- /ɔ/ либо с аналогами . Например, гласная в суффиксе аориста отображается как /u/, когда она следует за /u/ в корне, но когда она следует за всеми остальными гласными, она отображается как /i/ . Точно так же гласная в недирективном герундийном суффиксе появляется как /ɔ/, когда она следует за /ɔ/ в корне; в противном случае он отображается как /a/ .

Слово НАСИЛИЕ Комментарий
-хун / -хин   (суффикс аориста)
Мутхун [мухун] 'клянусь (аорист)'
что? [ɡijˀhin] 'прикосновение (аорист)'
гофин [ɡɔфин] 'взять младенца (аорист)'
Ксатин [ксатин] 'есть (аорист)'
-тау / -тау   (недирективный герундиальный суффикс)
гоптоу [ɡɔptɔw] 'заботиться о младенце (нереж. нем.)'
гиятау [ɡijtaw] 'прикосновение (нереж. нем.)'
муттау [мутау] 'клянусь (нереж. нем.)'
Ксаттау [xatːaw] 'есть (нереж. нем.)'

В дополнение к гармонии, обнаруженной в суффиксах, существует ограничение гармонии для основ слов: в основах с более чем одним слогом все гласные должны иметь одинаковые размеры округления губ и высоты языка. Например, основа должна содержать все высокие округленные гласные или все низкие округленные гласные и т. д. Это ограничение еще больше усложняется тем, что (i) длинные высокие гласные понижаются и (ii) эпентетическая гласная [i] , которая не гармонирует с гласными основы .

шумерский [ править ]

Есть некоторые свидетельства гармонии гласных в зависимости от высоты гласной или ATR в префиксе i 3 /e- в надписях из досаргонического Лагаша (особенности образца привели к тому, что несколько ученых постулировали не только фонему /o/ , но даже /ɛ/ и, совсем недавно, /ɔ/ ) [15] Многие случаи частичного или полного уподобления гласной определенных префиксов и суффиксов одной и той же гласной в соседнем слоге отражены в письменной форме в некоторые поздние периоды, причем наблюдается заметная, хотя и не абсолютная, тенденция двусложных основ иметь одну и ту же гласную в оба слога. [16] То, что выглядит как сокращение гласных в перерыве между звуками (*/aa/, */ia/, */ua/ > a, */ae/ > a, */ue/ > u и т. д.), также очень распространено.

Другие языки [ править ]

Гармония гласных в той или иной степени встречается во многих других языках, таких как

Другие виды гармонии [ править ]

Хотя гармония гласных является наиболее известной гармонией, не все типы гармонии, встречающиеся в языках мира, включают только гласные. Другие типы гармонии включают согласные (известны как гармония согласных ). Более редкими типами гармонии являются те, которые включают тон или одновременно гласные и согласные (например, поствелярная гармония ).

Гармония гласных и согласных [ править ]

В некоторых языках существуют процессы гармонии, которые включают взаимодействие гласных и согласных. Например, у Чилкотина есть фонологический процесс, известный как сглаживание гласных (т.е. поствелярная гармония), при котором гласные должны гармонировать с увулярными и фарингеализованными согласными.

В Чилкотине есть два класса гласных:

  • «плоские» гласные [ᵊi, e, ᵊɪ, o, ɔ, ə, a]
  • не «плоские» гласные [i, ɪ, u, ʊ, æ, ɛ]

Кроме того, в Чилкотине есть класс фарингеальных «плоских» согласных [tsˤ, tsʰˤ, tsʼˤ, sˤ, zˤ] . Всякий раз, когда в слове встречается согласная этого класса, все предшествующие гласные должны быть плоскими гласными.

[jətʰeɬtsˤʰosˤ] 'он держит ее (ткань)'
[ʔяблокиˤ] 'яблоки'
[натакʼə̃сˤ] 'он растянется'

Если в слове не встречаются плоские согласные, то все гласные будут принадлежать к неплоским классам:

[nænɛntʰƽsʊç] «Я причешусь»
[тетʰƽскʼɛн] «Я сожгу это»
[тэтɬʊç] 'он смеется'

Другие языки этого региона Северной Америки (область культуры Плато), такие как St'át'imcets , имеют аналогичные гармонические процессы гласно-согласных.

Слоговая сингармония [ править ]

Слоговая сингармония была процессом в праславянском языке, прародителем всех современных славянских языков . Это относится к тенденции передности (небности) распространяться на весь слог. Таким образом, это была форма гармонии согласных и гласных, в которой свойство «небный» или «небный» применялось ко всему слогу сразу, а не к каждому звуку в отдельности.

В результате гласные заднего ряда становились передними после j или небной согласной, а согласные палатализовались перед j или гласной переднего ряда. Дифтонги также были гармонизированы, хотя вскоре они были монофтонгизированы из-за тенденции заканчивать слоги гласной (слоги были или становились открытыми). Это правило оставалось в силе в течение долгого времени и гарантировало, что слог, содержащий гласную переднего ряда, всегда начинался с небной согласной, а слогу, содержащему j , всегда предшествовал небный согласный, а за ним следовала гласная переднего ряда.

Подобный процесс происходит в скольт-саамском языке , где палатализация согласных и фронтирование гласных представляет собой супрасегментарный процесс, применимый к целому слогу. Супрасегментарная палатализация обозначается буквой ʹ , которая является буквой-модификатором prime , например, в слове vääʹrr 'гора, холм'.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Перейти обратно: а б с ван дер Хюлст Х. и ван де Вейер Дж. (1995). Гармония гласных. В Дж. А. Голдсмите (ред.), Справочник по фонологической теории (стр. 495–534). Оксфорд: Блэквелл.
  2. ^ Роуз, С.; Уокер, Р. (2011). «Системы Гармонии». У Дж. Голдсмита; Дж. Риггл; А. Ю (ред.). Справочник по фонологической теории (2-е изд.) . Блэквелл.
  3. ^ Ко, С. (2018). Гармония корней языка и контраст гласных в языках Северо-Восточной Азии . Отто Харрасовиц.
  4. ^ Ко С., Джозеф А. и Уитмен Дж. (2014). Сравнительные последствия анализа гармонии корней языка для прото-тунгусского, прото-монгольского и прото-корейского языков. В М. Роббитсе и В. Бисанге (ред.). Изменение парадигмы: в заевразийских языках и за его пределами (стр. 141–176). Филадельфия, Пенсильвания: Джон Бенджаминс.
  5. ^ Ко, С. (2011). Контраст гласных и сдвиг гармонии гласных в монгольских языках. Языковые исследования, 47 (1), 23–43.
  6. ^ Свантессон Ж.-О., Цендина А., Карлссон А. и Франзен В. (2005). Гармония гласных. В «Фонологии монгольского языка» (стр. 46–57). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  7. ^ Годфри, Р. (2012). Непрозрачное вмешательство в гармонию монгольских гласных халха: контрастный взгляд. Рабочие документы Макгилла по лингвистике, 22 (1), 1–14.
  8. ^ Баррере И., Янхунен Дж. (2019). Монгольская гармония гласных в евразийском контексте. Международный журнал евразийской лингвистики, 1 (1).
  9. ^ Озтопчу, Куртулуш (2003). Элементарный азербайджанский (2-е печатное изд.). Санта-Моника, Калифорния. ; Стамбул: [Симург]. стр. 32, 49. ISBN  975-93773-0-6 .
  10. ^ Примеры от Roca & Johnson (1999 : 150)
  11. ^ Смолек, Эми (2011). Гармония гласных в тувинском и игбо: статистический анализ и теоретический анализ оптимальности. Бакалаврская диссертация, Суортморский колледж https://www.swarthmore.edu/sites/default/files/assets/documents/linguistics/2011_Smolek.pdf
  12. ^ Джем, Башир (1 октября 2020 г.). «Гармония гласных в персидском языке» . Лингва . 246 : 102905. doi : 10.1016/j.lingua.2020.102905 . ISSN   0024-3841 .
  13. ^ Гуля, Янош (1966). Восточно-остяцкая хрестоматия . Публикации Университета Индианы, уральская и алтайская серия. Том. 51. С. 37–39.
  14. ^ Ринген, Кэтрин О.; Хейнямяки, Орвокки (1999). «Вариации гармонии финских гласных: отчет OT». Естественный язык и лингвистическая теория . 17 (2): 303–337. дои : 10.1023/А:1006158818498 . S2CID   169988008 .
  15. ^ Смит, Эрик Дж. М. (2007). «Гармония и инвентарь гласных шумерского языка». Журнал клинописных исследований . 57 .
  16. ^ Михаловский, Петр (2008). «Шумерский». В Вударде, Роджер Д. (ред.). Древние языки Месопотамии, Египта и Аксума . Издательство Кембриджского университета. п. 17.
  17. ^ Иссам М. Абу-Салим Журнал лингвистики Том. 23, № 1 (март 1987 г.), стр. 1–24.
  18. ^ Джеффри Хан (16 июня 2016 г.). Неоарамейский диалект ассирийских христиан Урми (4 тома) . БРИЛЛ. стр. 138–. ISBN  978-90-04-31393-4 .
  19. ^ Перейти обратно: а б с д Это Дерек Нерс, Жерар Филиппсон, Языки банту , Routledge, 2003. ISBN   0-7007-1134-1
  20. ^ Ложенга, Констанс Куч. «Два типа гармонии гласных в Малиле (М.24)» (PDF) . SIL , Лейденский университет . Архивировано из оригинала (PDF) 19 июля 2011 года . Проверено 22 ноября 2009 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  21. ^ Бекман, Джилл Н. (1997). «Позиционная верность, позиционная нейтрализация и гармония гласных шона» . Фонология . 14 (1): 1–46. дои : 10.1017/S0952675797003308 . ISSN   0952-6757 . JSTOR   4420090 . S2CID   8386444 .
  22. ^ Перейти обратно: а б «Альваро Ариас. «Гармонизация гласных в функциональной фонологии (синтагматики в фонологии относительно двух случаев латиноамериканской метафонии)», Moenia 11 (2006): 111–139» .
  23. ^ Перейти обратно: а б с Льорет (2007)
  24. ^ Делукки, Рашель (2016). Фонетика и фонология гармонии гласных. Результаты -А в диалектах итальянской Швейцарии в романской перспективе . Тюбинген: Narr Francke Verlag. ISBN  978-3-7720-8509-3 .
  25. ^ З. Ёсида, Юко. «Акценты в Токио и Киото, качество японских гласных с точки зрения продолжительности и эффективности лицензирования» (PDF) . Проверено 25 октября 2016 г.
  26. ^ Пастер, Мэри (2004). «Гармония высоты гласных и блокировка в шотландском языке Бьюкен» (PDF) . Фонология . 21 (3): 359–407. дои : 10.1017/S0952675704000314 . S2CID   53455589 .
  27. ^ Денвуд, Филип (январь 1999 г.). Тибетский . ISBN  9027238030 .

Библиография [ править ]

  • Ариас, Альваро (2006): «Гармонизация гласных в функциональной фонологии (синтагматики в фонологии относительно двух случаев латиноамериканской метафонии)», Moenia 11: 111–139.
  • Делукки, Рашель (2016), Фонетика и фонология гармонии гласных. Результаты -А в диалектах итальянской Швейцарии в романской перспективе , т. 1, с. Romanica Helvetica 134, Тюбинген: Narr Francke Attempto Verlag, ISBN  978-3-7720-8509-3
  • Джейкобсон, Леон Карл. (1978). Гармония гласных ДхоЛуо: фонетическое исследование . Лос-Анджелес: Калифорнийский университет.
  • Кремер, Мартин. (2003). Гармония гласных и теория соответствия . Берлин: Мутон де Грюйтер.
  • Ли, Бинг. (1996). Гармония тунгусских гласных: Описание и анализ . Гаага: Голландская академическая графика.
  • Льорет, Мария-Роза (2007), «О природе гармонии гласных: распространение с целью», в Бисетто, Антониетта; Барбьери, Франческо (ред.), Труды XXXIII собрания по порождающей грамматике , стр. 15–35
  • Пигготт Г. и ван дер Хюлст Х. (1997). Локальность и природа носовой гармонии. Лингва, 103 , 85–112.
  • Рока, Игги; Джонсон, Вин (1999), Курс фонологии , Blackwell Publishing
  • Шахин, Кимари Н. (2002). Поствеларная гармония . Амстердам: Паб John Benjamins.
  • Смит, Норвал; и Гарри ван дер Хюлст (ред.). (1988). Особенности, сегментарная структура и процессы гармонии (точки 1 и 2). Дордрехт: Форис. ISBN   90-6765-399-3 (ч. 1), ISBN   90-6765-430-2 (ч. 2).
  • Ваго, Роберт М. (ред.). (1980). Проблемы гармонии гласных: материалы лингвистической конференции CUNY по гармонии гласных, 14 мая 1977 г. Амстердам: Дж. Бенджаминс.
  • Ваго, Роберт М. (1994). Гармония гласных. В Р. Э. Ашере (ред.), Энциклопедии языка и лингвистики (стр. 4954–4958). Оксфорд: Пергамон Пресс.
  • Уокер, Р.Л. (1998). Назализация, нейтральные сегменты и эффекты непрозрачности (докторская диссертация). Калифорнийский университет, Санта-Круз.
Arc.Ask3.Ru: конец оригинального документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: C32AECE4995FA3220DB319B2D15A92F3__1717838280
URL1:https://en.wikipedia.org/wiki/Vowel_harmony
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vowel harmony - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть, любые претензии не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, денежную единицу можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)