Переключение цепи
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2010 г. ) |
Изменение и чередование звуков |
---|
Фортицион |
Диссимиляция |
В исторической лингвистике сдвиг цепи — совокупность звуковых изменений , при которой изменение произношения одного звука речи (как правило, фонемы ) связано и предположительно вызывает изменение произношения других звуков. [1] Звуки, участвующие в сдвиге цепи, можно упорядочить в «цепочку» таким образом, что после завершения изменения каждая фонема будет звучать так, как звучала фонема перед ней в цепочке до изменения. [ указать ] Изменения, составляющие сдвиг цепи, интерпретируемые как правила фонологии , находятся в так называемом порядке встречной подачи . [ нужны разъяснения ]
Хорошо известным примером является Великий сдвиг гласных , который представлял собой сдвиг цепочки, затронувший все долгие гласные в среднеанглийском языке . [2] Изменения в гласных переднего ряда можно резюмировать следующим образом:
- aː → eː → iː → aɪ
Перетаскивающая - это сдвиг цепи , или тянущая цепь при котором сначала меняется фонема на «переднем» краю цепи. [3] В приведенном выше примере сдвиг цепочки будет цепочкой вытягивания, если /i:/ сначала изменится на /aɪ/ , открывая пробел в позиции [i] , который /e:/ затем перемещается для заполнения. Цепочка push — это сдвиг цепочки, при котором фонема в «конце» цепочки перемещается первой: в этом примере, если /aː/ переместилась в сторону [eː] , будет создан эффект «скопления» и /e:/ будет таким образом, двигайтесь к [i] и так далее. [3] Неизвестно, какие фонемы изменились первыми во время Великого сдвига гласных; Многие ученые полагают, что с верхних гласных, таких как /i:/ сдвиг начался низкие гласные , такие как /aː/ . , но некоторые предполагают, что первыми могли сдвинуться [4]
Примеры [ править ]
Во время Великого сдвига гласных в 15 и 16 веках все долгие гласные среднеанглийского языка, которые соответствуют напряженным гласным в современном английском языке, изменили произношение. Изменения можно резюмировать следующим образом: [1] [2]
Гласные переднего ряда | → → |
---|---|
→ или | |
Гласные заднего ряда | → → → |
→ |
Большинство гласных сместилось к более высокому месту артикуляции , так что произношение гусей изменилось с /ge:s/ на /giːs/ и сломалось с /brɔːken/ на /broːkən/ . Высшие гласные /iː/ и /uː/ стали дифтонгами (например, мыши изменились с в ), а нижняя гласная заднего ряда /aː/ оказалась впереди , в результате чего имя изменилось с в . [2]
Великий сдвиг гласных происходил на протяжении столетий, и не все варианты английского языка были затронуты одинаково. Например, некоторые говорящие в Шотландии до сих пор произносят хаус так же, как его звук в среднеанглийском языке до сдвига, как [hu(ː)s] . [4]
Сдвиг цепочки может затронуть только один региональный диалект языка или может начаться на определенном региональном диалекте, а затем распространиться за пределы региона, в котором он возник. Ряд недавних региональных изменений цепочки произошел на английском языке. Вероятно, самым известным из них является сдвиг гласных в северных городах , который в основном ограничивается регионом « Внутренний Север » Соединенных Штатов. Другими примерами в Северной Америке являются питтсбургский сдвиг гласных , южный сдвиг гласных (на юге США ), калифорнийский сдвиг гласных и канадский сдвиг (хотя последние два могут быть одинаковыми). В Англии сдвиг гласных кокни среди рабочего класса Лондона известен по его известности в таких пьесах, как Джорджа Бернарда Шоу » «Пигмалион (и связанный с ним мюзикл «Моя прекрасная леди» ): [ нужна ссылка ]
- iː → eɪ → aɪ → ɔɪ → oɪ
Многие сдвиги цепочки представляют собой сдвиги гласных , поскольку многие наборы гласных естественным образом располагаются по многозначной шкале (например, высота гласных или переднее положение). Однако сдвиги цепочки могут возникать и в согласных. Известным примером такого сдвига является известный Первый германский звуковой сдвиг или Закон Гримма , в котором протоиндоевропейские глухие смычные согласные стали фрикативными , простые звонкие смычки стали глухими, а хриплые звонкие смычки стали яснозвонкими:
- бʱ → б → п → ж
- dʱ → d → t →
- ɡʱ → ɡ → k → h, x
Другой — сдвиг согласных в верхненемецком языке , который отделил древневерхненемецкий язык от других западногерманских диалектов, таких как древнеанглийский , старофризский и старосаксонский :
→ → ц , → → кх , → → пф ,
Романские языки к северу и западу от центральной Италии (например, французский , испанский , португальский , каталонский и различные северные итальянские языки) известны набором цепных сдвигов, называемых леницией , которые влияют на стоп-согласные между гласными: [ нужна ссылка ]
- пп → п → б → , v
- тт → т → д → (или исчезает)
- kk → k → ɡ → , j (или исчезает)
При этом каждый звук становился слабее (или более «смягченным»).
Синхронные смены [ править ]
Также возможно, что сдвиги цепочек происходят синхронно в фонологии языка, существующей в один момент времени. [5]
Нзеби (или нджеби), язык банту в Габоне , имеет следующий сдвиг цепочки, вызываемый морфофонологически определенными суффиксами времени/вида:
а | → | е | → | и | → | я |
а | → | я | ||||
ɔ | → | тот | → | в |
Ниже приведены примеры: [6]
Основная форма Цепно-смещенная форма сал "на работу" сал-и → сɛли βɛɛd "давать" βɛɛd-i → βeedi ставка «на керри» ставка-я → быть бис "отказаться" бис-я → бис kolən "спускаться" колен-и → кулини tɔɔd "приехать" жаба-я → туд suɛm "спрятаться" suɛm-i → суэми
Другой пример цепочки из бедуинского арабского языка хиджази включает в себя повышение и удаление гласных: [5]
а | → | я | → | удаление |
В неконечных открытых слогах /a/ повышается до /i/, а /i/ в той же позиции удаляется.
Переключения синхронной цепи могут быть круговыми. Примером этого является тон Сямынь или тайваньский тон сандхи : [5] : фн 348 [ нужен лучший источник ]
53 | → | 44 | → | 22 | → | 21 | → | 53 |
Контурные тона понижаются до более низкого тона, а самый низкий тон (21) возвращается к самому высокому тону (53).
Синхронные сдвиги цепей являются примером теоретической проблемы фонологической непрозрачности . Хотя его легко объяснить в фонологии, основанной на деривационных правилах, его анализ в стандартной параллельной теории оптимальности проблематичен. [5]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мюррей, Роберт (2001). «Историческая лингвистика: изучение языковых изменений» . В У. О'Грейди; Дж. Арчибальд; М. Аронов; Дж. Рис-Миллер (ред.). Современная лингвистика. Введение . Бедфорд Сент-Мартин. стр. 287–346 . ISBN 0-312-24738-9 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Фромкин, Виктория; Родман, Роберт (1993). Введение в язык . Харкорт Брейс. стр. 326–327 . ISBN 0-03-054983-3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Любович, Анна (2011). «Цепные сдвиги». Блэквеллский компаньон по фонологии . стр. 1–19. дои : 10.1002/9781444335262.wbctp0073 . ISBN 9781444335262 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Винклер, Элизабет Грейс (2007). Понимание языка . Лондон: Континуум. п. 187. ИСБН 978-0-8264-84826 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Киршнер, Роберт. (1996). Синхронные сдвиги цепей в теории оптимальности. Лингвистическое исследование , 27 , 341–350.
- ^ Гатри, Малькольм. (1968). Заметки о Нзеби (Габон). Журнал африканских языков , 7 , 101–129.