Jump to content

Переключение цепи

В исторической лингвистике сдвиг цепи — совокупность звуковых изменений , при которой изменение произношения одного звука речи (как правило, фонемы ) связано и предположительно вызывает изменение произношения других звуков. [1] Звуки, участвующие в сдвиге цепи, можно упорядочить в «цепочку» таким образом, что после завершения изменения каждая фонема будет звучать так, как звучала фонема перед ней в цепочке до изменения. [ указать ] Изменения, составляющие сдвиг цепи, интерпретируемые как правила фонологии , находятся в так называемом порядке встречной подачи . [ нужны разъяснения ]

Хорошо известным примером является Великий сдвиг гласных , который представлял собой сдвиг цепочки, затронувший все долгие гласные в среднеанглийском языке . [2] Изменения в гласных переднего ряда можно резюмировать следующим образом:

Перетаскивающая - это сдвиг цепи , или тянущая цепь при котором сначала меняется фонема на «переднем» краю цепи. [3] В приведенном выше примере сдвиг цепочки будет цепочкой вытягивания, если /i:/ сначала изменится на /aɪ/ , открывая пробел в позиции [i] , который /e:/ затем перемещается для заполнения. Цепочка push — это сдвиг цепочки, при котором фонема в «конце» цепочки перемещается первой: в этом примере, если /aː/ переместилась в сторону [eː] , будет создан эффект «скопления» и /e:/ будет таким образом, двигайтесь к [i] и так далее. [3] Неизвестно, какие фонемы изменились первыми во время Великого сдвига гласных; Многие ученые полагают, что с верхних гласных, таких как /i:/ сдвиг начался низкие гласные , такие как /aː/ . , но некоторые предполагают, что первыми могли сдвинуться [4]

Примеры [ править ]

Во время Великого сдвига гласных в 15 и 16 веках все долгие гласные среднеанглийского языка, которые соответствуют напряженным гласным в современном английском языке, изменили произношение. Изменения можно резюмировать следующим образом: [1] [2]

Большой сдвиг гласных
Гласные переднего ряда Э я: аɪ
это: я: или еː
Гласные заднего ряда ɔː оː тыː аʊ
аː еː

Большинство гласных сместилось к более высокому месту артикуляции , так что произношение гусей изменилось с /ge:s/ на /giːs/ и сломалось с /brɔːken/ на /broːkən/ . Высшие гласные /iː/ и /uː/ стали дифтонгами (например, мыши изменились с /miːs/ в /maɪs/ ), а нижняя гласная заднего ряда /aː/ оказалась впереди , в результате чего имя изменилось с /naːmə/ в /neːm/ . [2]

Великий сдвиг гласных происходил на протяжении столетий, и не все варианты английского языка были затронуты одинаково. Например, некоторые говорящие в Шотландии до сих пор произносят хаус так же, как его звук в среднеанглийском языке до сдвига, как [hu(ː)s] . [4]

Сдвиг цепочки может затронуть только один региональный диалект языка или может начаться на определенном региональном диалекте, а затем распространиться за пределы региона, в котором он возник. Ряд недавних региональных изменений цепочки произошел на английском языке. Вероятно, самым известным из них является сдвиг гласных в северных городах , который в основном ограничивается регионом « Внутренний Север » Соединенных Штатов. Другими примерами в Северной Америке являются питтсбургский сдвиг гласных , южный сдвиг гласных (на юге США ), калифорнийский сдвиг гласных и канадский сдвиг (хотя последние два могут быть одинаковыми). В Англии сдвиг гласных кокни среди рабочего класса Лондона известен по его известности в таких пьесах, как Джорджа Бернарда Шоу » «Пигмалион (и связанный с ним мюзикл «Моя прекрасная леди» ): [ нужна ссылка ]

ɔɪ

Многие сдвиги цепочки представляют собой сдвиги гласных , поскольку многие наборы гласных естественным образом располагаются по многозначной шкале (например, высота гласных или переднее положение). Однако сдвиги цепочки могут возникать и в согласных. Известным примером такого сдвига является известный Первый германский звуковой сдвиг или Закон Гримма , в котором протоиндоевропейские глухие смычные согласные стали фрикативными , простые звонкие смычки стали глухими, а хриплые звонкие смычки стали яснозвонкими:

бʱ б п ж
d t θ
ɡʱ ɡ k h, x

Другой — сдвиг согласных в верхненемецком языке , который отделил древневерхненемецкий язык от других западногерманских диалектов, таких как древнеанглийский , старофризский и старосаксонский :

д т ц , с
ɡ к кх , х
б п пф , ж

Романские языки к северу и западу от центральной Италии (например, французский , испанский , португальский , каталонский и различные северные итальянские языки) известны набором цепных сдвигов, называемых леницией , которые влияют на стоп-согласные между гласными: [ нужна ссылка ]

пп п б β , v
тт т д ð (или исчезает)
kk k ɡ ɣ , j (или исчезает)

При этом каждый звук становился слабее (или более «смягченным»).

Синхронные смены [ править ]

Также возможно, что сдвиги цепочек происходят синхронно в фонологии языка, существующей в один момент времени. [5]

Нзеби (или нджеби), язык банту в Габоне , имеет следующий сдвиг цепочки, вызываемый морфофонологически определенными суффиксами времени/вида:

а е и я
а я
ɔ тот в

Ниже приведены примеры: [6]

Основная форма Цепно-смещенная форма
сал "на работу" сал-и сɛли
βɛɛd "давать" βɛɛd-i βeedi
ставка «на керри» ставка-я быть
бис "отказаться" бис-я бис
kolən "спускаться" колен-и кулини
tɔɔd "приехать" жаба-я туд
suɛm "спрятаться" suɛm-i суэми

Другой пример цепочки из бедуинского арабского языка хиджази включает в себя повышение и удаление гласных: [5]

а я удаление

В неконечных открытых слогах /a/ повышается до /i/, а /i/ в той же позиции удаляется.

Переключения синхронной цепи могут быть круговыми. Примером этого является тон Сямынь или тайваньский тон сандхи : [5] : фн 348 [ нужен лучший источник ]

53 44 22 21 53

Контурные тона понижаются до более низкого тона, а самый низкий тон (21) возвращается к самому высокому тону (53).

Синхронные сдвиги цепей являются примером теоретической проблемы фонологической непрозрачности . Хотя его легко объяснить в фонологии, основанной на деривационных правилах, его анализ в стандартной параллельной теории оптимальности проблематичен. [5]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мюррей, Роберт (2001). «Историческая лингвистика: изучение языковых изменений» . В У. О'Грейди; Дж. Арчибальд; М. Аронов; Дж. Рис-Миллер (ред.). Современная лингвистика. Введение . Бедфорд Сент-Мартин. стр. 287–346 . ISBN  0-312-24738-9 .
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Фромкин, Виктория; Родман, Роберт (1993). Введение в язык . Харкорт Брейс. стр. 326–327 . ISBN  0-03-054983-3 .
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Любович, Анна (2011). «Цепные сдвиги». Блэквеллский компаньон по фонологии . стр. 1–19. дои : 10.1002/9781444335262.wbctp0073 . ISBN  9781444335262 .
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Винклер, Элизабет Грейс (2007). Понимание языка . Лондон: Континуум. п. 187. ИСБН  978-0-8264-84826 .
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Киршнер, Роберт. (1996). Синхронные сдвиги цепей в теории оптимальности. Лингвистическое исследование , 27 , 341–350.
  6. ^ Гатри, Малькольм. (1968). Заметки о Нзеби (Габон). Журнал африканских языков , 7 , 101–129.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e8dc9211899b2209775b2bb8caf40fed__1709084100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e8/ed/e8dc9211899b2209775b2bb8caf40fed.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chain shift - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)