Хамдаллах Мустафи
Хамдаллах Мустафи | |
---|---|
Рожденный | 1281 Казвин , Ильханат |
Умер | после 1339/40 г. Казвин, эмират Чобанидов |
Известные работы | Дате-и гузида Зафарнама Нужат аль-Кулуб |
Родственники | Амин ад-Дин Наср (прадед) Зейн ад-Дин (брат) Фахр ад-Дин Мустауфи (двоюродный брат) |
Хамдалла Мустауфи Казвини [ а ] ( персидский : Хамдаллах Муставфи Казвини , латинизированный : Хамдаллах Муставфи Казвини ; 1281 - после 1339/40) был персом. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] чиновник, историк, географ и поэт. Он жил в последнюю эпоху монгольского Ильханства и последовавшее за этим междуцарствие.
Уроженец Казвина , Мустауфи принадлежал к семье муставфисов (финансовых бухгалтеров), отсюда и его имя. Он был близким соратником выдающегося визиря и историка Рашид ад-Дина Хамадани , вдохновившего его на написание историко-географических трудов. Мустауфи — автор трех работ; Тарих-и гузида («Отрывок из истории»), Зафарнамах («Книга Победы») и Нужат аль-Кулуб («Блаженство сердец») соответственно. Мустауфи, очень влиятельная фигура, в концептуализации истории и географии Ирана подражал другим историкам с 13 века.
Он похоронен в куполообразном мавзолее в своем родном Казвине, Иран.
Биография
[ редактировать ]Мустауфи родился в 1281 году в городе Казвин , расположенном в Персидском Ираке ( Irāq-i Ajam ), регионе, соответствующем западной части Ирана . Его семья происходила от арабов , которые занимали пост губернатора города в 9-м и 10-м веках, а затем служили муставфитами (высокопоставленными финансовыми бухгалтерами) при приходе Газневидов . [ 1 ] Наср служил мустауфи Ирака , Прадед Мустауфи Амин ад- Дин что с тех пор стало прозвищем семьи. [ 1 ] [ 2 ] Амин ад-Дин Наср, находясь на пенсии, был убит в 1220 году во время набега монголов после разграбления Казвина во время монгольского вторжения в Иран . [ 1 ]
Тем не менее, семья Мустауфи по-прежнему очень служила монголам и даже приобрела еще большую известность в этот период; его старший двоюродный брат Дин Мустауфи некоторое время служил визирем Ильханата Фахр ад - , а его брат Зайн ад-Дин был помощником выдающегося визиря и историка Рашида ад-Дина Хамадани . [ 1 ] [ 2 ] Таким образом, семья Мустауфи была среди тех многих семей из Персидского Ирака, которые приобрели известность в эпоху монголов. Вскоре возникло соперничество между персидскими иракцами и уже утвердившимися хорасанцами , особенно между Муставфитами и семьей Джувейни , что очевидно в работе Муставфи, где упоминание о Джувайни в некоторых случаях опущено. [ 5 ] [ 6 ] Мустауфи пошел по стопам своей семьи, будучи в 1311 году назначен финансовым бухгалтером своего родного Казвина, а также других соседних округов, включая Абхар , Занджан и Тарумайн. [ 1 ] [ 2 ]
На этот пост он был назначен Рашидом ад-Дином, который пробудил у него интерес к истории и вдохновил его начать писать « Зафарнаму» («Книгу победы») в 1320 году как продолжение « Фирдоуси » Шахнаме («Книга победы») . королей»). [ 1 ] [ 2 ] Он завершил работу в 1334 году, состоящую из 75 000 стихов, в которых рассказывается об истории исламской эпохи вплоть до эпохи Ильханата. [ 1 ] [ 2 ] До этого он также написал подобную летопись; « Тарих -и гузида» («Отрывок из истории») 1330 года, который был его первым произведением. [ 1 ] [ 2 ] Хроника, созданная для сына Рашид ад-Дина Гийят ад-Дина Мухаммада , представляла собой всемирную историю , повествующую о событиях пророков, доисламских царей Ирана и исламского мира. [ 1 ] О жизни Мустауфи в конце Ильханства ничего не известно, кроме того, что он путешествовал между Тебризом и Багдадом . [ 1 ]
Летом 1339 года Мустауфи находился в Саве , работая на зятя Гият ад-Дина Мухаммада Хаджи Шамса ад-Дина Закарии, который был визирем правителя Хасана Джалаиридов Бузурга ( годы правления 1336–1356 ). Там он пытался помочь в управлении диваном , но вскоре оказался безработным после отступления Хасана Бузурга в Багдад из-за поражения от чобанидского князя Хасана Кучака . Мустауфи колебался, возвращаться ли ему в родной Казвин или бежать в гораздо более безопасный южный Иран. [ 1 ] В конце концов он решил уехать в южноиранский город Шираз в поисках лучшей доли, но был разочарован приемом, оказанным ему при дворе правителя Инджуидов Амира Масуда Шаха ( годы правления 1338–1342 ). [ 1 ]
Тем не менее, он оставался там еще десять месяцев, пока не решил уйти из-за хаоса, возникшего во время династической борьбы Инджуидов за трон. [ 1 ] Он вернулся на север, где его хорошо приняли в Аве , Саве, Кашане и Исфахане , наконец, вернувшись в Казвин в конце 1340 года. Он упоминает о потрясениях, которые он пережил в этот период, в нескольких своих стихах, а также перенес болезнь. (или, возможно, от скуки), пока он не оправился, завоевав симпатию неизвестного покровителя, возможно, Хасана Бузурга. Примерно в это же время Мустауфи завершил свой космографический и географический труд «Нужат аль-Кулуб» («Блаженство сердец»). [ 1 ] [ 2 ] Он умер где-то после 1339/40 года в Казвине. [ 2 ] [ 5 ] где он был похоронен в куполообразном мавзолее. [ 1 ]
Работает
[ редактировать ]Дате-и гузида
[ редактировать ]Первой работой Мустауфи была « Тарих-и гузида » («Отрывок из истории»), всемирная история, повествующая о событиях пророков, доисламских царей Ирана и исламского мира. [ 1 ] Основанная на тогда еще неполной «Зафарнаме» , работа основывалась на более ранних источниках, которые полностью подтверждены Мустауфи. [ 1 ] Тарих-и гузида содержит важную информацию после смерти монарха Ильханства Газана в 1304 году. Политическая история завершается в положительном тоне: Гияс ад-Дин Мухаммад назначается визирем Ильханства. [ 1 ] Предпоследняя глава содержит описание жизни выдающихся ученых и поэтов, а последняя описывает Казвин и дает репортаж о его истории. [ 1 ]
Зафарнама
[ редактировать ]Второй работой Мустауфи была « Зафарнама» («Книга победы»), продолжение « Фирдоуси » Шахнаме («Книга царей»). [ 1 ] [ 2 ] Его название представляет собой заемный перевод среднеперсидской » книги «Пирузинамак . [ 7 ] Он завершил работу в 1334 году, состоящую из 75 000 стихов, в которых рассказывается об истории исламской эпохи вплоть до эпохи Ильханата. [ 1 ] [ 2 ] Хотя ранняя часть во многом зависит от творчества Рашид ад-Дина (о котором также упоминает Мустауфи), она менее заметна по сравнению с его «Тарих-и гузида» . [ 1 ] В произведении также есть аспекты, напоминающие современное стихотворное повествование « Шахнаме-йе Ченгизи » Шамса ад-Дина Кашани. Тем не менее, Зафарнама является уникальным первоисточником о правлении монарха Ильханата Ольджайту ( годы правления 1304–1316 ) и его преемника Абу Саида Бахадур-хана ( годы правления 1316–1335 ). Важность этой работы была признана Тимуридов историком эпохи Хафиз-и Абру , который включил большую часть ее в свой труд « Зайл-е Джаме ат-таварих» . [ 1 ] Как и «Тарих-и гузида» , « Зафарнама» имеет положительный вывод: Абу Саид Бахадур-хан успешно подавил восстание, после чего наступил мир. [ 1 ] Однако Мустауфи, возможно, завершил свою работу преждевременно, возможно, из-за хаотичных событий, последовавших за распадом Ильханата. Это подтверждается тем фактом, что позже он составил прозаическое продолжение «Зафарнамы » , в котором упоминается смерть Абу Саид Бахар-хана и последовавшие за этим беспорядки в Иране. [ 1 ]
Нужат аль-Кулуб
[ редактировать ]Самая известная работа Мустауфи - « Нужат аль-Кулуб» («Блаженство сердца»), которая является практически единственным источником, описывающим географию и события эпохи Ильханата. Источник дает жизненно важную информацию о правительстве, торговле, экономической жизни, межконфессиональных конфликтах, сборе налогов и других подобных темах. [ 2 ] Как и его «Тарих-и гузида» и «Зафарнама» , Муставфи отказывается иметь опыт в этой области и заявляет, что к написанию этой работы его подтолкнули друзья. Он также думал, что доступный источник на персидском языке будет полезен, поскольку большинство географических источников об Иране написаны на арабском языке (например, работы Абу Зайда аль-Балхи и Ибн Хордадбеха ). [ 1 ] [ 8 ]
Работа также считается существенным вкладом в этнонациональную историю Ирана. [ 9 ] Мустауфи особенно использует термин «Иран» в своей работе. [ 10 ] [ 11 ] После падения Иранской Сасанидской империи в 651 году идея Ирана или Иранзамина («земля Ирана») как политического образования исчезла. Однако оно осталось как элемент национального самочувствия иранцев и время от времени упоминалось в произведениях других народов. [ 10 ] [ 9 ] С приходом Ильханства эта идея возродилась. [ 10 ] По мнению современного историка Питера Джексона (2017), причиной этого возрождения стало падение Аббасидского халифата в 1258 году и «относительное лишение избирательных прав политического ислама». [ 12 ] Мустауфи описывает границы Ирана, простирающиеся от реки Инд до Хорезма и Трансоксианы на востоке до Византии и Сирии на западе, что соответствует территории Сасанидской империи. [ 9 ] [ 12 ] Он определяет провинции Ирана в 20 главах; Ирак («Арабский Ирак») или «сердце Ираншахра», Персидский Ирак , Арран , Муган , Ширван , Грузия , Византия, Армения , Рабиа , Курдистан , Хузестан , Фарс , Шабанкара, Кирман , Мукран , Ормуз , Нимруз , Хорасан , Мазандаран , Кумис , Табаристан и Гилян . [ 9 ] Этому способу концептуализации истории и географии Ирана подражали другие историки с 13 века. [ 9 ]
Убеждения
[ редактировать ]Сообщается, что Хамдаллах был «убежденным шиитом », и существует множество доказательств, подтверждающих это утверждение, таких как его подробный отчет об истории Двенадцати Имамов в Тарих-и Гузиде и о шиитских кварталах в Иране в Нужат аль-Гузида . -Кулуб . Однако он не любил шиитов, таких как Саад ад-Дин Саваджи, которого он называл рафези , а также шиитского эмира Хаджи ад-Дильканди, которого он осуждал за то, что он не включил первых трех халифов в хутбу. . Иранолог предполагает , Чарльз П. Мелвилл что Хамдалла, возможно, на самом деле был суннитом -шафиитом , который был преобладающим мазхабом (школой мысли) в то время в Казвине, а также школой мысли Рашид ад-Дина Хамадани. [ 1 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб Мелвилл 2003 , стр. 631–634.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Спулер 1971 , с. 122.
- ^ Хилленбранд 2007 , с. 97.
- ^ Komaroff 2012 , p. 94.
- ^ Jump up to: а б Лейн 2014 , с. 190.
- ^ Джексон 2017 , с. 275.
- ^ Камола 2019 , с. 166.
- ^ Мелвилл 2012 , с. 165.
- ^ Jump up to: а б с д и Ашраф 2006 , стр. 507–522.
- ^ Jump up to: а б с Мелвилл 2019 , с. 42.
- ^ Мелвилл 2012 , с. 166.
- ^ Jump up to: а б Джексон 2017 , с. 325.
Источники
[ редактировать ]- Ашраф, Ахмад (2006). «Иранская идентичность III. Средневековый исламский период» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том XIII/5: Иран X. Религии в Иране-Ираке V. Период Сефевидов . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 507–522. ISBN 978-0-933273-93-1 .
- Хилленбранд, Кэрол (2007). Турецкий миф и мусульманский символ: битва при Манцикерте . Издательство Эдинбургского университета. стр. 1–304. ISBN 9780748625727 . JSTOR 10.3366/j.ctt1r2bzf . ( требуется регистрация )
- Камола, Стефан (2019). Создание истории Монголии Рашид ад-Дин и Джамих ат-Таварих . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-1474421423 .
- Комарофф, Линда (2012). За пределами наследия Чингисхана . Брилл. стр. 1–678. ISBN 9789004243408 .
- Джексон, Питер (2017). Монголы и исламский мир: от завоевания к обращению . Издательство Йельского университета. стр. 1–448. ISBN 9780300227284 . JSTOR j.ctt1n2tvq0 . ( требуется регистрация )
- Лейн, Джордж (2014). «Персидские знатные люди и семьи, которые поддерживали Ильханство». Кочевники как проводники культурных изменений . Издательство Гавайского университета. стр. 182–213. дои : 10.1515/9780824847890-011 . ISBN 9780824847890 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - Мелвилл, Чарльз (2003). «Хвала Аллаху » В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, том XI/6: Хадж Сайах – Гарем I. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 631–634. ISBN 978-0-933273-70-2 .
- Мелвилл, Чарльз (2012). Персидская историография: история персидской литературы . Издательство Блумсбери. ISBN 978-1845119119 .
- Мелвилл, Чарльз (2019). «Концепции государственного устройства и государственного образования в монгольском Иране». В Бабайе, Сьюзен (ред.). Иран после монголов . Издательство Блумсбери. стр. 1–320. ISBN 9781786736017 .
- Спулер, Б. (1971). «Хамд Аллах ибн Аби Бакр ибн Ахмад ибн Наср аль-Муставфи аль-Хазвини » В Льюисе, Б .; Зверинец, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. OCLC 495469525 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Надежда, Майкл (2016). Власть, политика и традиции в Монгольской империи и Ильханстве Ирана . Издательство Оксфордского университета. стр. 1–272. ISBN 9780191081071 .
- Лейн, Джордж Э. (2012). «Монголы в Иране». В Дарьяи, Турадж (ред.). Оксфордский справочник по истории Ирана . Издательство Оксфордского университета. стр. 1–432. ISBN 978-0-19-987575-7 .
- Резаи Насаб, Захра; Халили, Александр (2022). «Хамд Аллах Муставфи» . В Маделунге, Уилферд ; Дафтари, Фархад (ред.). Энциклопедия Исламика Интернет . Брилл Онлайн. ISSN 1875-9831 .