Аиша
Аиша Мать верующих | |
---|---|
Аиша | |
Рожденный | в. 613/614 |
Умер | в. Июль 678 г. (63–65 лет) Медина , Хиджаз, Халифат Омейядов (современная Саудовская Аравия) |
Место отдыха | Кладбище Аль-Баки , Медина |
Супруг | Мухаммед ( м. 620; умер в 632) |
Родители) | Абу Бакр (отец) Умм Руман (мать) |
Семья |
|
Айша бинт Аби Бакр [ а ] ( ок. 613/614 н. э. – июль 678 г. ) была исламского пророка Мухаммеда . третьей и самой молодой женой [ 8 ] [ 9 ]
О ее детстве мало что известно. Большинство классических источников сходятся во мнении, что Аише было 6 или 7 лет на момент замужества и 9 лет на момент вступления в брак ; ее возраст был источником идеологических разногласий. [ 10 ] Аиша сыграла важную роль в ранней истории ислама, как при жизни Мухаммеда, так и после его смерти. В суннитской традиции Аиша изображается ученой, умной и любознательной. Она способствовала распространению послания Мухаммеда и служила мусульманской общине в течение 44 лет после его смерти. [ 11 ] Она также известна тем, что рассказала 2210 хадисов . [ 12 ] не только по вопросам, связанным с личной жизнью Мухаммеда, но и по таким темам, как наследство , паломничество и эсхатология . [ 13 ] Ее интеллект и знания в различных предметах, включая поэзию и медицину, были высоко оценены ранними учеными и светилами, такими как аз-Зухри и ее ученик Урва ибн аз-Зубайр . [ 13 ]
Ее отец, Абу Бакр ( годы правления 632–634 ), стал первым халифом , сменившим Мухаммеда, а через два года ему наследовал Умар ( годы правления 634–644 ). Аиша сыграла ведущую роль в оппозиции третьему халифу Усману ( годы правления 644–656 ), хотя она также выступала против тех, кто несет ответственность за его убийство. [ 14 ] Она отказалась признать преемника Усмана Али ( годы правления 656–661 ) и присоединилась к аз-Зубайру ибн аль-Авваму и Тальхе ибн Убайд Аллаху . Она потерпела поражение в Верблюжьей битве , после чего удалилась в Медину, примирилась с Али и не выступала против халифа Муавии ( годы правления 661–680 ). [ 14 ] Она участвовала в битве, произнося речи и возглавляя войска на спине своего верблюда. В итоге она проиграла битву, но ее участие и решимость оставили неизгладимое впечатление. [ 7 ] Из-за ее участия в этой битве мусульмане-шииты в целом негативно относятся к Аише . В суннитском исламе Аиша рассматривается как ведущий исламский ученый и учитель нескольких сподвижников и табиинов .
Источники
Биографические сведения о Мухаммаде и его сподвижниках зафиксированы в хадисах и сире . Хадисы первоначально передавались устно, а затем были собраны и обобщены знатоками хадисов . [ 15 ] В исламе хадисы считаются фундаментальными источниками, уступающими только Корану . [ 16 ] Однако историческая достоверность как хадисов, так и сиры была предметом споров в некоторых академических кругах. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
Ранний период жизни
Аиша родилась в Мекке ок. 613–614 . [ 20 ] [ 21 ] Она была дочерью Абу Бакра и Умм Руман Мухаммеда , двух самых доверенных сподвижников . [ 8 ] Никакие источники не дают более подробной информации о детских годах Аиши. [ 22 ] [ 23 ]
Брак с Мухаммедом
Мухаммед рассказал, что дважды видел во сне Аишу, которую нес ангел в шелковой ткани и сказал ему, что она станет его женой. Мухаммед верил, что если сны были от Бога, он воплотит их в жизнь. [ 24 ] [ 25 ] После смерти его первой жены Хадиджи бинт Хувайлид его тетя Хавла бинт Хаким предложила ему жениться на Аише. [ 26 ] [ 27 ] Отец Аиши Абу Бакр сначала не был уверен в том, стоит ли выдавать свою дочь замуж за Мухаммеда; он думал, что они братья. Мухаммед пояснил, что они были просто братьями по религии, и что он имел законное право жениться на Аише. [ 28 ] [ 27 ] Затем помолвка Аиши с Джубайром ибн Мутимом, мальчиком ее возраста, была расторгнута. [ 29 ] [ 27 ] Востоковед У. Монтгомери Уотт предполагает, что Мухаммед надеялся укрепить свои связи с Абу Бакром; [ 14 ] укрепление связей обычно служило основой брака в арабской культуре. [ 30 ]
Все дошедшие до нас хадисы сходятся во мнении, что Аиша вышла замуж за Мухаммеда в Мекке, но брак был заключен только в месяце Шавваль после его хиджры в Медину (апрель 623 г.). [ 31 ] В некоторых классических источниках Аиша говорит о том, что брак был заключен в самой Медине, не упоминая о каких-либо задержках. [ 31 ]
Возраст вступления в брак и консумация
Исламские источники классической эпохи указывают возраст Аиши на момент ее замужества как шесть или семь и девять или десять лет на момент его заключения. В хадисе из «Сахих аль-Бухари» Аиша вспоминает, что вышла замуж в шесть лет. [ 32 ] В биографии Ибн Саада указано, что ее возраст на момент замужества составляет от шести до семи лет, а ее возраст на момент вступления в брак составляет девять лет, в то время как биография Мухаммеда Ибн Хишама предполагает, что на момент вступления в брак ей, возможно, было десять лет. [ 33 ] Ат-Табари отмечает, что Аиша осталась со своими родителями после свадьбы и завершила отношения в девять лет, поскольку на момент замужества она была молода и сексуально незрелой; однако в другом месте Табари, по-видимому, предполагает, что она родилась во время Джахилии (до 610 г. н.э. ), что соответствует возрасту вступления в брак около двенадцати или более лет. [ 34 ] [ 35 ]
В исламской литературе молодой возраст ее замужества не вызвал сколько-нибудь существенного обсуждения; тем не менее, Спеллберг и Али находят само упоминание о ее возрасте нетипичным для ранних мусульманских биографов и предполагают, что это связано с ее девственностью и, более того, религиозной чистотой. [ 33 ] [ 36 ] [ б ] Ее возраст не интересовал и более поздних мусульманских ученых и остался незамеченным даже христианскими полемистами средневековья и раннего Нового времени. [ 37 ] Ранние писатели -востоковеды , даже в своем снисходительном подходе к Мухаммеду и исламу, были в первую очередь озабочены принятием Мухаммедом полигамии и этикой браков по политическим причинам; [ 38 ] те немногие, кто обсуждал возраст Аиши, решили объяснить разницу в возрасте, сославшись на современное понимание Востока как горячего места, пропагандирующего сексуальные девиантные практики. [ 39 ]
Начиная с конца девятнадцатого века, когда Восток и его предполагаемая безнравственность подвергались все большему осуждению. [ с ] колонизирующие державы стремились регулировать возраст согласия . Поскольку такие усилия столкнулись с конфликтом с местными формами шариата , возраст вступления Аиши в брак – и связанный с этим прецедент Пророчества – стали основным объяснением отсталости мусульманских обществ и их нежелания к реформам. [ 41 ] В ответ некоторые мусульмане [ д ] решила присоединиться к проектам модернизации и пересчитать свой возраст – используя ловкие уловки упущения и совершения – чтобы исправить его в раннем подростковом возрасте, но консерваторы отвергли такие ревизионистские прочтения, поскольку они бросали вызов Ильм аль-Хадису . [ 42 ]
С середины 20-го века, на фоне растущей обеспокоенности исламским экстремизмом, когда мусульманские общества и сам ислам оказались под новым пристальным вниманием, резкой критики в адрес юного возраста Аиши при вступлении в брак стало много; с тех пор это побудило многих [ и ] Мусульманские ученые с новой силой контекстуализируют традиционно принятый возраст Аиши, подчеркивая культурный релятивизм, анахронизм, политические аспекты брака, необычное телосложение Аиши и т. д. [ 44 ] [ ж ] С конца двадцатого века полемисты использовали возраст Аиши, чтобы обвинить Мухаммеда в педофилии и объяснить сообщения о более высокой распространенности детских браков в мусульманских обществах. [ 46 ]
Личная жизнь
Отношения с Мухаммедом

В большинстве традиций мусульманских Хадиджа бинт Хувайлид описывается как самая любимая и любимая жена Мухаммеда; Суннитская традиция ставит Аишу на второе место после Хадиджи. [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] Есть несколько хадисов, историй или высказываний Мухаммеда, подтверждающих это убеждение. Один рассказывает, что когда спутник спросил Мухаммеда: «Кто человек, которого ты любишь больше всего на свете?» он ответил: «Аиша». [ 52 ] Другие рассказывают, что Мухаммед построил квартиру Аиши так, что ее дверь вела прямо в мечеть. [ 53 ] [ 54 ] и что она была единственной женщиной, от которой Мухаммед получил откровения. [ 55 ] [ 56 ] Они купались в одной воде, и он молился, пока она лежала перед ним, растянувшись. [ 57 ]
Различные традиции раскрывают взаимную привязанность между Мухаммедом и Аишей. Часто он просто сидел и смотрел, как она и ее друзья играют в куклы, а иногда даже присоединялся к ним. [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ] «Аиша, должно быть, чувствовала себя равной и не испытывала страха перед этим пророком Божьим, поскольку его объявление об откровении, позволяющем ему вступать в браки, запрещенные другим мужчинам, вызвало у нее ответ: «Мне кажется, ваш Господь спешит удовлетворить ваше желание!» '" [ 61 ] Более того, у Мухаммеда и Аиши были крепкие интеллектуальные отношения. [ 62 ] Мухаммед ценил ее острую память и интеллект и поэтому поручил своим товарищам перенять у нее некоторые из своих религиозных практик. [ 63 ] [ 64 ]
Обвинение в супружеской измене
Когда Мухаммед и его последователи совершили набег на племя Бану Мусталик , он взял с собой Аишу, которой в то время было 13 лет. Ее везли в закрытых носилках на спине верблюда. Аиша рассказала, что, когда группа рейдов отдыхала ночью по пути домой в Медину после успешной операции, она вышла справить нужду. Сделав это и вернувшись к своему носилкам, она поняла, что ее ожерелье пропало, поэтому вернулась обратно, чтобы найти его. Когда она нашла его, конвой уже ушел, думая, что она на носилках. Полагая, что они заметят ее отсутствие и вернутся ее искать, Аиша решила остаться на месте. [ 65 ] [ 66 ]
Аиша рассказала, что Сафван ибн Муаттал , молодой мусульманин из отряда, совершавшего набег, по какой-то причине отстал. На своем одиночном обратном пути в Медину он встретил Аишу, спящую на земле одна. [ 67 ] [ 68 ] Он обратился к ней, позволил ей покататься на своем верблюде, пока он вел его, и проводил ее домой в Медину. Лишь утром конвой Мухаммеда понял, что Аиши нет в ее носилках. [ 67 ] А позже, когда они отдыхали от жаркого полуденного солнца, к ним столкнулись Аиша и Сафван. [ 69 ] [ 68 ] Слух об обвинении Аиши в прелюбодеянии с Сафваном распространил Абдулла ибн Убай ибн Салил. [ 70 ] Более того, говорили, что она уже несколько раз беседовала с ним раньше. Этот слух о супружеской измене, если бы он был правдой, мог бы привести к тому, что Аишу забили камнями до смерти . [ 67 ] [ 71 ]
По прибытии в Медину Аиша заболела и почувствовала, что Мухаммед к ней необычайно холоден. Она узнала об этом слухе только примерно три недели спустя, когда Умм Миста рассказала ей об этом, когда они возвращались после дефекации в открытом поле ночью, как это было принято для мусульманских женщин в то время. Впоследствии Аиша пошла к своей матери, спрашивая, о чем говорят люди, и она ответила: «Дочь, будь спокоен, потому что я клянусь Богом, что ни одна красивая женщина не выйдет замуж за мужчину, у которого есть другие жены, но что эти другие жены придрался бы к ней». Так что Аиша проплакала всю ночь. [ 72 ] [ 73 ] [ 68 ]
Мухаммед, несмотря на свою привязанность к Аише, не был уверен в ее невиновности. Он спросил Усаму ибн Зайда и Али об их мнении. Усама поручился за невиновность Аиши. [ 72 ] [ 74 ] но Али сказал: «Женщин много; ты легко найдешь замену. Спроси ее рабыню, она может открыть правду». [ 75 ] [ 76 ] [ 77 ] [ 74 ] Когда пришла рабыня, Али жестоко избил ее и сказал: «Скажи апостолу правду». [ 76 ] Но ее ответ был таков: она знала об Аише только хорошее, за единственным исключением: когда Аише поручили присматривать за тестом, она задремала и дала его съесть овце. [ 77 ] [ 76 ]
Позже Мухаммед посетил Аишу в доме ее родителей и посоветовал ей исповедоваться, если она согрешила, поскольку Бог был милостив к тем, кто ищет покаяния. [ 78 ] [ 76 ] Прошло больше месяца с тех пор, как Аиша вернулась одна с Сафваном. [ 79 ] Несмотря на совет Мухаммеда, Аиша отказалась извиняться, поскольку это означало бы вину. Она сказала Мухаммеду, что не может найти лучшей аналогии для своей нынешней ситуации, чем ситуация с отцом Джозефа , который терпел неверие, несмотря на то, что говорил правду, и у которого не было другого выбора, кроме как оставаться терпеливым. Вскоре после этого Мухаммед впал в транс и получил стихи (Коран 24:11–15), подтверждающие невиновность Аиши. [ 78 ] [ 76 ] [ 80 ]
Смерть Мухаммеда
Аиша оставалась любимой женой Мухаммеда на протяжении всей его жизни. Когда он заболел и заподозрил, что, вероятно, умрёт, он стал спрашивать у жен, в чьей квартире ему жить дальше. В конце концов они выяснили, что он пытался определить, когда ему пора родить с Аишей, и разрешили ему уйти на пенсию. Он оставался в квартире Аиши до самой смерти, а его последний вздох был сделан, когда он лежал на руках Аиши, своей второй самой любимой девушки. [ нужны разъяснения ] жена. [ 81 ] [ 82 ] [ 83 ] [ 84 ] [ 85 ]
Политическая карьера
Важность Аиши для возрождения арабских традиций и лидерства среди арабских женщин подчеркивает ее значимость в исламе. [ 86 ] Аиша стала участвовать в политике раннего ислама и первых трех периодов правления халифата: Абу Бакра, Умара и Усмана. В то время в исламе, когда от женщин не ожидали или не хотели вносить свой вклад вне дома, Аиша выступала с публичными речами, принимала непосредственное участие в войне и даже сражениях и помогала мужчинам и женщинам понять практики Мухаммеда. [ 47 ] [ необходимы дополнительные ссылки ]
Роль во время халифата
Роль во время первого и второго халифата
После смерти Мухаммеда в 632 году Абу Бакр был назначен первым халифом. Этот вопрос о преемственности Мухаммеда является чрезвычайно спорным для шиитов , которые считают, что Али был назначен Мухаммедом руководителем, в то время как сунниты утверждают, что общественность избрала Абу Бакра. [ 87 ] У Абу Бакра было два преимущества в достижении своей новой роли: его давняя личная дружба с Мухаммедом и его роль тестя. Будучи халифом, Абу Бакр был первым, кто установил руководящие принципы новой позиции власти. [ 88 ]
Аиша получила особые привилегии в исламском сообществе, поскольку была известна как жена Мухаммеда и дочь первого халифа. Будучи дочерью Абу Бакра, Аиша получила почетные титулы, полученные благодаря сильной преданности ее отца исламу. Например, ей был присвоен титул ас-сиддика бинт ас-Сиддик , что означает «правдивая женщина, дочь правдивого мужчины». [ 89 ] ссылка на поддержку Абу Бакром Исры и Мираджа . [ 90 ]
В 634 году Абу Бакр заболел и не смог выздороветь. Перед своей смертью он назначил Умара, одного из своих главных советников, вторым халифом. [ 89 ] На протяжении всего времени пребывания Умара у власти Аиша продолжала играть роль консультанта по политическим вопросам. [ 89 ]
Первая Фитна

В 656 году дом Усмана был осадён примерно 1000 повстанцами. В конце концов повстанцы ворвались в дом и убили Усмана, спровоцировав Первую Фитну . [ 91 ] После убийства Усмана повстанцы попросили Али стать новым халифом, хотя, по многим сообщениям, Али не был причастен к убийству Усмана. [ 92 ] [ 93 ] Сообщается, что Али первоначально отказался от халифата , согласившись править только после того, как его последователи настояли на своем.
Когда Али не смог казнить тех, кто был просто обвинен в убийстве Усмана, Аиша произнесла пламенную речь против него за то, что он не отомстил за смерть Усмана. Первым, кто ответил Аише, был Абдулла ибн Аамар аль-Хадрами, губернатор Мекки во время правления Усмана, и видные члены Бану Умайя .
Аиша вместе с армией, в которую входили аз-Зубайр ибн аль-Аввам и Тальха ибн Убайд Аллах , выступила против армии Али, требуя судебного преследования убийц Усмана, которые смешались с его армией за пределами города Басра . Когда ее войска захватили Басру, она приказала казнить 600 мусульман и еще 40 человек, в том числе Хакима ибн Джабалу, которые были казнены в Большой мечети Басры. [ 94 ] [ 95 ]

Али собрал сторонников и сразился с силами Аиши возле Басры в 656 году. Битва известна как Верблюжья битва после того, как Аиша направила свои силы из хауда на спине большого верблюда. Войска Аиши потерпели поражение, и около 10 000 мусульман были убиты в битве. [ 96 ] считается первым сражением, в котором мусульмане сражались с мусульманами. [ 97 ]
Спустя 110 дней конфликта Али встретил Аишу примирением. Он отправил ее обратно в Медину под военным конвоем во главе с ее братом Мухаммадом ибн Аби Бакром , одним из командиров Али. Впоследствии она удалилась в Медину, больше не вмешиваясь в дела государства. Али также назначил ей пенсию. [ 98 ]
Хотя она удалилась в Медину, ее безуспешные усилия против Рашидунского халифата Али не положили конец Первой Фитне. [ 99 ]
Вклад в ислам и влияние
После 25 лет моногамных отношений со своей первой женой Хадиджой бинт Хувайлид Мухаммед участвовал в девяти годах многоженства , женившись еще как минимум на девяти женах. Последующие браки Мухаммеда изображались исключительно как политические браки, а не как союзы, основанные на сексуальных потворствах. В частности, союзы Мухаммеда с Аишей и Хафсой бинт Умар связывали его с двумя наиболее значительными лидерами ранней мусульманской общины, отцом Аиши, Абу Бакром, и отцом Хафсы, Умаром ибн аль-Хаттабом. [ 100 ]
Брак Аиши придал ей значимость среди многих представителей исламской культуры, и она стала известна как самая образованная женщина своего времени. Будучи любимой женой Мухаммеда после покойной Хадиджи, Аиша занимала важное место в его жизни. [ 86 ] Когда Мухаммед женился на Аише в ее юности, она была доступна «... ценностям, необходимым для руководства и влияния на сестричество мусульманских женщин». [ 101 ] После смерти Мухаммеда Аиша оказалась известным источником хадисов благодаря ее интеллекту и памяти. [ 86 ] Аиша передала идеи, выражающие практику Мухаммеда (сунну). Она выразила себя как образец для подражания для женщин, что также можно увидеть в некоторых приписываемых ей традициях. Традиции, касающиеся Аиши, обычно противостояли идеям, неблагоприятным для женщин в попытках вызвать социальные изменения. [ 102 ]
По словам Резы Аслана : [ 103 ]
Так называемое мусульманское женское движение основано на идее, что ответственность за подавление прав женщин несут мужчины-мусульмане, а не ислам. По этой причине мусульманские феминистки всего мира выступают за возвращение к тому обществу, которое Мухаммед изначально представлял для своих последователей. Несмотря на различия в культуре, национальностях и верованиях, эти женщины считают, что урок, который следует извлечь из опыта Мухаммеда в Медине, заключается в том, что ислам – это, прежде всего, эгалитарная религия. Их Медина — это общество, в котором Мухаммед назначил таких женщин, как Умм Варака, духовными наставниками Уммы; в которых жены самого Пророка иногда публично упрекали; в котором женщины молились и сражались бок о бок с мужчинами; в котором такие женщины, как Аиша и Умм Салама, выступали не только как религиозные, но и как политические (и, по крайней мере, один раз) военные лидеры; и в котором призыв собраться для молитвы, прозвучавший с крыши дома Мухаммеда, собрал мужчин и женщин вместе, чтобы преклонить колени бок о бок и получить благословение как единое неделимое сообщество.
Ее интеллектуальный вклад в устные тексты ислама со временем был переведен в письменную форму, став официальной историей ислама. [ 104 ] После смерти Мухаммеда Аиша считалась наиболее надежным источником учения хадисов. [ 101 ] Подтверждение Аишей способов молитвы Мухаммеда и его чтения Корана позволило развить знания его сунны молитвы и чтения стихов Корана. [ 47 ]
Политическое влияние
Спеллберг утверждает, что политическое влияние Аиши помогло продвинуть ее отца Абу Бакра на пост халифата после смерти Мухаммеда. [ 9 ]
После поражения в Верблюжьей битве Аиша отступила в Медину и стала учительницей. [ 9 ] По прибытии в Медину Аиша отказалась от своей общественной роли в политике. Ее прекращение публичной политики не остановило полностью ее политическое влияние. В частном порядке Аиша продолжала оказывать влияние на тех, кто связан с исламской политической сферой. В исламском сообществе она была известна как умная женщина, которая обсуждала законы с товарищами-мужчинами. [ 105 ] Аиша также считалась воплощением правильных ритуалов во время паломничества в Мекку , путешествия, которое она совершила с несколькими группами женщин. Последние два года своей жизни Аиша проводила большую часть своего времени, рассказывая истории Мухаммеда, надеясь исправить ложные отрывки, которые сыграли важную роль в формулировании исламского закона. В связи с этим политическое влияние Аиши продолжает влиять на мусульман. [ 9 ]
Смерть
Аиша умерла в своем доме в Медине 17 Рамадана 58 года хиджры (16 июля 678 года). [ г ] Ей было 67 лет. [ 107 ] Абу Хурайра возглавил ее заупокойную молитву после тахаджуд (ночной) молитвы, и она была похоронена на кладбище аль-Баки . [ 108 ]
См. также
- Список людей, связанных со стихами Корана
- Жены Мухаммеда
- Жемчужина Медины (художественное произведение, во многом основанное на существовании Аиши)
- Критика Мухаммеда
- Детские браки
Ссылки
Примечания
- ^ Арабский : Аиша бинт Аби Бакр , латинизированный : ʿĀ'isha бинт Аби Бакр ; / ˈ ɑː iː ʃ ɑː / , [ 2 ] [ 3 ] также США : /- ʃ ə , aɪ ˈ iː ʃ ə / , [ 4 ] Как и у других жен Мухаммеда, к ее имени иногда добавляется почетное «Мать верующих» (араб. Мать верующих , латинизировано: umm al- muʾminīn ). [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
- ↑ Ибн Саад отмечает, что Аиша хвасталась тем, что она была единственной девственной женой до самого Мухаммеда. [ 32 ]
- ↑ Ученые отмечают формирование беспрецедентного политического сознания в Европе того времени, которое создало моральный императив для западных элит спасти жертв восточного варварства. Кроме того, эти реформы были особенно приемлемы для колониальных правительств, поскольку они способствовали проникновению бюрократии в до сих пор частные дела и способствовали построению управляемого национального государства. [ 40 ]
- ^ Аббас Махмуд аль-Аккад в Египте и другие.
- ↑ Али находит исключение среди «традиционных южноазиатских биографов», которые совершенно откровенно отмечают «практичность» женитьбы на девственнице. [ 43 ]
- ↑ Али отмечает, что поляризующая среда побудила даже ученых и популярных авторов с Запада включить апологетику, основанную на анахронизме и политических подтекстах, часто за счет исторической точности. [ 45 ]
- ↑ Это общепринятая дата, хотя действительная дата смерти доподлинно не известна. [ 106 ]
Цитаты
- ^ Спеллберг 1994 , с. 157.
- ^ «Айша» . Словарь английского языка американского наследия (5-е изд.). ХарперКоллинз . Проверено 6 мая 2019 г.
- ^ «Айша» . Словарь английского языка Коллинза . ХарперКоллинз . Проверено 6 мая 2019 г.
- ^ «Аиша» . Словарь Merriam-Webster.com . Мерриам-Вебстер . Проверено 6 мая 2019 г.
- ^ Коран 33:6
- ^ Брокельманн 1947 .
- ^ Jump up to: а б Эбботт 1942 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Jump up to: а б Эспозито 2004а .
- ^ Jump up to: а б с д Спеллберг 1994 , с. 3.
- ^ Спеллберг 1996 , стр. 39–40.
- ^ Алим 2007 , с. 130.
- ^ Исламьят: основной текст для студентов. [ нужна полная цитата ]
- ^ Jump up to: а б Саид 2013 , стр. 27–29.
- ^ Jump up to: а б с Ватт 1960 .
- ^ Саид 2008 , с. 54.
- ^ Эспозито 2004b , с. 101.
- ^ Нигосян 2004 , с. 6.
- ^ Льюис 1950 , стр. 36–38.
- ^ Холл 1999 .
- ^ Эбботт 1942 , с. 1.
- ^ Ибн Саад 1995 , с. 55
«Аиша родилась в начале четвертого года пророчества»
т. е. год 613–614. - ^ Ватт 1961 , с. 102.
- ^ Эбботт 1942 , с. 7.
- ^ Лиман 2005 , с. 22.
- ^ Нил 2021 , с. 144.
- ^ Самади 2021 , с. 72.
- ^ Jump up to: а б с Эбботт 1942 , с. 3.
- ^ Самади 2021 , с. 73.
- ^ Тернер 2003 , с. 52.
- ^ Сонбол 2003 , стр. 3–9.
- ^ Jump up to: а б Бахрамян 2015 .
- ^ Jump up to: а б Спеллберг 1994 , с. 39.
- ^ Jump up to: а б Спеллберг 1994 , с. 40.
- ^ Спеллберг 1994 , с. 197-198 (Примечание 4).
- ^ Али 2014 , с. 189-190.
- ^ Али 2014 , с. 157-158.
- ^ Али 2014 , с. 158.
- ^ Али 2014 , с. 158-159, 161-162.
- ^ Али 2014 , с. 164-165.
- ^ Али 2014 , с. 172.
- ^ Али 2014 , с. 167-168, 170-171.
- ^ Браун 2014 .
- ^ Али 2014 , с. 173.
- ^ Али 2014 , с. 173, 175-178.
- ^ Али 2014 , с. 174, 188–189.
- ^ Али 2014 , с. 187, 190-191.
- ^ Jump up to: а б с Ахмед 1992 , с. 51.
- ^ Родед 1994 , с. 36.
- ^ Родед 2008 , с. 23.
- ^ Джозеф 2007 , с. 227.
- ^ Маколифф 2001 , с. 55.
- ^ Мернисси 1988 , с. 65.
- ^ Мернисси 1988 , с. 107.
- ^ Эбботт 1942 , с. 25.
- ^ Родед 1994 , с. 28.
- ^ Эбботт 1942 , с. 46.
- ^ Шейх 2003 , с. 33.
- ^ Эбботт 1942 , с. 8.
- ^ Лингс 1983 , стр. 133–134.
- ^ Хайкал 1976 , стр. 183–184.
- ^ Ахмед 1992 , стр. 51–52.
- ^ Мернисси 1988 , с. 104.
- ^ Мернисси 1988 , с. 78.
- ^ Рамадан 2007 , с. 121.
- ^ Родинсон 2021 , с. 199–200.
- ^ Роджерс 2012 , с. 66.
- ^ Jump up to: а б с Родинсон 2021 , с. 200–1.
- ^ Jump up to: а б с аль-Бухари 1997 , с. 232, том. 6, нет. 4750.
- ^ Глабб 2001 , с. 264.
- ^ Смирна Си. Комментарий к Корану, т. 1, ат-Табари .
- ^ Роджерс 2012 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б Родинсон 2021 , с. 201–2.
- ^ аль-Шати 2006 , с. 87.
- ^ Jump up to: а б Форвард 1997 , с. 90.
- ^ Спеллберг 1994 , с. 70.
- ^ Jump up to: а б с д и Глабб 2001 , с. 265.
- ^ Jump up to: а б аль-Шати 2006 , с. 88.
- ^ Jump up to: а б Родинсон 2021 , с. 202–3.
- ^ аль-Бухари 1997 , с. 285, том. 5, нет. 4141.
- ^ аль-Шати 2006 , с. 89–90.
- ^ Ахмед 1992 , с. 58.
- ^ Эбботт 1942 , с. 69.
- ^ Лингс 1983 , с. 339.
- ^ Хайкал 1976 , стр. 502–503.
- ^ Ибн Исхак 1955 , с. 679 и 682.
- ^ Jump up to: а б с Эльза 2001 .
- ^ Агайе 2005 .
- ^ Спеллберг 1994 , стр. 4–5.
- ^ Jump up to: а б с Спеллберг 1994 , стр. 34–40.
- ^ Спеллберг 1994 , с. 33.
- ^ См.:
- Стоун 2002 , с. 47
- Холт 1977 , стр. 70–72.
- Табатабаи 1979 , стр. 50–57
- аль-Асир 1231 , с. 19П.19
- ^ Холт 1977 , стр. 67–68.
- ^ Маделунг 1997 , с. 107 и 111.
- ^ Исхак 1955 .
- ^ Разви 2001 .
- ^ Глабб 1963 , с. 320.
- ^ Гудвин 1994 .
- ^ Море 1892 , с. 261.
- ^ Блэк 1994 , с. 34.
- ^ Аслан 2005 , стр. 58–136.
- ^ Jump up to: а б Анвар 2005 .
- ^ Гейссингер 2011 , стр. 37–49.
- ^ Аслан 2005 , с. 136.
- ^ Ахмед 1992 , стр. 47–75.
- ^ Гейсингер 2011 , с. 42.
- ^ Хайламаз 2013 , стр. 192–193.
- ^ Насаи 1994 , с. 108
«Аише было восемнадцать лет, когда умер Святой Пророк (мир ему и благословение Аллаха), и она оставалась вдовой в течение сорока восьми лет, пока не умерла в возрасте шестидесяти семи лет. за свою жизнь видела правила четырех халифов. Она умерла в Рамадан 58 года хиджры во время халифата Муавии...» - ^ Ибн Касир , с. 97.
Источники
- Эбботт, Набия (1942). Айша, возлюбленная Мухаммеда . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0405053184 . Архивировано из оригинала 10 марта 2014 года . Проверено 10 марта 2014 г.
- Афсаруддин, Асма (2014). «Аиша бат. Аби Бакр». Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн . Проверено 11 января 2015 г.
- Лиман, Оливер (28 октября 2005 г.). Коран: Энциклопедия . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-203-17644-3 .
- Самади, Мона (25 мая 2021 г.). Улучшение правового статуса женщин в исламском праве . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-44695-3 .
- Нил, Бронвен (14 января 2021 г.). Сны и гадания от Византии до Багдада, 400–1000 гг. н.э. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-887114-9 .
- Тернер, Брайан С. (2003). Ислам: Ислам, пол и семья . Тейлор и Фрэнсис США. ISBN 978-0-415-12350-1 .
- Нападающий, Мартин (24 апреля 1997 г.). Мухаммед: Краткая биография . Публикации Oneworld. ISBN 978-1-85168-131-0 .
- Нагель, Тилман (6 июля 2020 г.). Миссия Мухаммеда: религия, политика и власть при зарождении ислама . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. ISBN 978-3-11-067498-9 .
- Клоппенборг, Риа; Ханеграаф, Воутер Дж. (24 сентября 2018 г.). Женские стереотипы в религиозных традициях . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-37888-9 .
- Петерсон, Дэниел (2007). Мухаммад, Пророк Божий . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-0754-0 .
- Браун, Джонатан AC (2011). Мухаммед: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-955928-2 .
- Фиппс, Уильям Э. (6 октября 2016 г.). Мухаммед и Иисус: сравнение пророков и их учений . Издательство Блумсбери. ISBN 978-1-4742-8935-1 .
- Эль-Ажари, Таиф Камаль (2019). «Две жены одновременно: Сауда и Аиша». Королевы, евнухи и наложницы в истории ислама, 661–1257 гг . Издательство Эдинбургского университета. стр. 24–5. ISBN 978-1-4744-2318-2 .
- Энтони, Шон В. (21 апреля 2020 г.). Мухаммед и империи веры: создание пророка ислама . Университет Калифорнии Пресс. ISBN 978-0-520-97452-4 .
- аль-Шати, Бинт (2006). Жены Пророка . Горгиас Пресс. ISBN 978-1-59333-398-0 .
- Глабб, сэр Джон Бэгот (2001). Жизнь и времена Мухаммеда . Купер Сквер Пресс. ISBN 978-0-8154-1176-5 .
- Родинсон, Максим (2 марта 2021 г.). Мухаммед . Нью-Йоркское обозрение книг. ISBN 978-1-68137-493-2 .
- аль-Бухари, Мухаммед ибн Исмаил (1 июня 1997 г.). Перевод смыслов Сахиха Аль-Бухари: арабский-английский . Перевод Хана, Мухаммада М. Дар-ус-Салама. ISBN 978-9960-717-31-9 .
- Роджерс, Расс (2012). Полководчество Мухаммеда: битвы и кампании Пророка Аллаха . Университетское издательство Флориды. ISBN 978-0-8130-3766-0 .
- Агайе, Камран Скот (зима 2005 г.). «Истоки суннитско-шиитского раскола и возникновение традиции тазие». TDR: Обзор драмы . 49 (4 (Т188)): 42–47. дои : 10.1162/105420405774763032 . S2CID 57564760 .
- Ахмед, Лейла (1992). Женщины и гендер в исламе: исторические корни современных дебатов . Издательство Йельского университета . ISBN 978-0300055832 .
- аль-Асир, Али ибн (1231 г.). Полная история . Том. 2.
- ат-Табари . Тарих ар-Русул ва аль-Мулук [ История пророков и царей ].
- аль-Табари (1987). Фонд сообщества (PDF) (на арабском языке). Том. 7. Перевод Уильяма Монтгомери Ватта ; М. В. Макдональд. Издательство Государственного университета Нью-Йорка . ISBN 978-0887063442 . Архивировано из оригинала (PDF) 19 мая 2017 года . Проверено 10 марта 2014 г.
- аль-Табари (1990). Последние годы Пророка (PDF) (на арабском языке). Том. 9. Перевод Исмаила Пунавалы . Издательство Государственного университета Нью-Йорка . ISBN 978-0887066917 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- аль-Табари (1998). Биографии сподвижников и преемников Пророка (на арабском языке). Том. 39. Перевод Эллы Ландау Тассерон. Издательство Государственного университета Нью-Йорка . ISBN 0791428192 .
- Алим, Шамим (2007). Пророк Мухаммад (ы) и его семья: социологическая перспектива . АвторДом. ISBN 9781434323576 .
- Али, Кесия (2014). «Мать правоверных». Жизнь Мухаммеда . Гарвард: Издательство Гарвардского университета. стр. 133, 155–199. ISBN 9780674050600 .
- Али, Мухаммед (1997). Мухаммад Пророк . Ахамадия Анджуман Ишаат Ислам. ISBN 978-0913321072 .
- Анвар, Джавед (4 апреля 2005 г.). «История показывает важность женщин в мусульманской жизни» . Мусульманский еженедельник . Архивировано из оригинала 24 декабря 2013 года . Проверено 19 июня 2012 г. - через New America Media.
- Армстронг, Карен (1992). Мухаммед: Биография Пророка . ХарперКоллинз . ISBN 978-0062500144 .
- Аслан, Реза (2005). Нет бога, кроме Бога: Истоки, эволюция и будущее ислама . Нью-Йорк: Рэндом Хаус . ISBN 978-0385739757 .
- Бахрамян, Али (2015). «Аиша». В Маделунге, Уилферд (ред.). Исламская энциклопедия . Брилл. дои : 10.1163/1875-9831_isla_COM_0235 .
- Барлас, Асма (2002). Верующие женщины в исламе: нечитая патриархальные интерпретации Корана . Издательство Техасского университета . ISBN 978-0292709041 . Прочтите страницы 125 , 126 , 127 и 128 онлайн.
- Блэк, Эдвин (1994). Ставка на Багдад: внутри 7000-летней истории войн, прибылей и конфликтов Ирака . Джон Уайли и сыновья . ISBN 978-0914153122 . Проверено 31 декабря 2013 г.
- Брокельманн, Карл (1947). История исламских народов . с обзором событий, 1939–1947 гг. (на немецком языке) Перевод Джоэла Кармайкла и Моше Перлманна. Сыновья ГП Патнэма .
- Браун, Джонатан AC (2014). Неправильное цитирование Мухаммеда: вызов и варианты интерпретации наследия Пророка . Публикации Oneworld . стр. 142–148. ISBN 978-1780744209 .
- Эльсадда, Хода (весна 2001 г.). «Беседы о женских биографиях и культурной идентичности: представления двадцатого века о жизни Аиши бинт Аби Бакр». Феминистские исследования . 27 (1): 37–64. дои : 10.2307/3178448 . hdl : 2027/spo.0499697.0027.105 . JSTOR 3178448 .
- Эспозито, Джон Л. (2004a). «Аиша в исламском мире: прошлое и настоящее» . Оксфордские исламские исследования онлайн . Архивировано из оригинала 4 сентября 2018 года . Проверено 12 ноября 2012 г.
- Эспозито, Джон Л. (2004b). Оксфордский словарь ислама . Издательство Оксфордского университета. п. 101. ИСБН 978-0-19-975726-8 .
- Гейсингер, Аиша (январь 2011 г.). « Аиша бинт Аби Бакр и ее вклад в формирование исламской традиции». Религиозный компас . 5 (1): 37–49. дои : 10.1111/j.1749-8171.2010.00260.x .
- Глабб, Джон Бэгот (1963). Великие арабские завоевания . Ходдер и Стоутон . ISBN 978-0340009383 .
- Гудвин, Январь (1994). Цена чести: мусульманки приподнимают завесу молчания над исламским миром . Литтл, Браун и компания . ISBN 978-0452283770 .
- Халлак, Ваэль Б. (1999). «Подлинность пророческих хадисов: псевдопроблема». Студия Исламика (89): 75–90. дои : 10.2307/1596086 . ISSN 0585-5292 . JSTOR 1596086 .
- Хайкал, Мухаммад Хусейн (1976). Жизнь Мухаммеда (на арабском языке). Перевод Исмаила Раги аль-Фаруки. Публикации Североамериканского фонда . ISBN 978-0892591374 .
- Хайламаз, Ресит (1 марта 2013 г.). Аиша: Жена, Спутница, Ученая . Книги Тугры. ISBN 9781597846554 .
- Холт, Питер Малкольм (1977). «Нилотский Судан» . В Холте, Питер Малкольм; Ламбтон, Энн К.С .; Льюис, Бернард (ред.). Кембриджская история ислама . Том. 2А. Издательство Кембриджского университета. стр. 327–344. ISBN 978-0-521-29137-8 .
- Ибн Исхак (1955). Сират Расул Аллах [ Жизнь Мухаммеда ] (на арабском языке). Перевод Альфреда Гийома . Оксфордский университет. ISBN 978-0196360348 .
- Исхак, Мохаммед (1955). «Хаким бин Джабала — героическая личность раннего ислама». Журнал Пакистанского исторического общества . 3 (1): 138–150.
- Ибн Касир . «книга 4, глава 7». Аль-Бидая ва'ль-Нихая [ Начало и конец ] (на арабском языке).
- Ибн Саад (1995). Женщины Медины (на арабском языке). Том. 8. Перевод Аиши Бьюли. Издательство Та-Ха. ISBN 978-1897940242 .
- Джозеф, Суад , изд. (2007). Энциклопедия женщин и исламских культур: Том 5 – Практики, интерпретации и представления . Брилл. ISBN 978-9004132474 .
- Лапидус, Ира М. (2002). История исламских обществ (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0521779333 .
- Льюис, Бернард (1950). Арабы в истории .
- Лингс, Мартин (1983). Мухаммед: его жизнь, основанная на древнейших источниках . Внутренние традиции Интернэшнл . ISBN 978-1594771538 .
- Маделунг, Уилферд (1997). Наследство Мухаммеда . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0521646963 .
- Маколифф, Джейн Даммен (2001). Энциклопедия Корана Том. 1. Издательство «Брилл» . ISBN 978-9004147430 .
- Мернисси, Фатема (1988). Le Harem Politique [ Вуаль и мужская элита: феминистская интерпретация прав женщин в исламе ] (на французском языке). Перевод Мэри Джо Лейкленд. Издательство «Персей Букс» . ISBN 978-0201632217 .
- Мьюир, Уильям (1892). Халифат: его взлет, упадок и падение из первоисточников . Общество религиозных трактатов .
- Насаи, Имам Абу Абд-ур-Рахман Ахмад, изд. (1994). Сунан Насаи: английский перевод с арабским текстом . Том. 1. Перевод Сиддики, Мухаммада Икбала. Лахор: Публикация Кази.
- Нигосян, Соломон А. (29 января 2004 г.). Ислам: его история, учение и практика . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-11074-9 .
- Рамадан, Тарик (2007). По следам Пророка . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-530880-8 .
- Разви, Али Ашгар (2001). «Битва при Басре (Верблюжье сражение)» . Пересказ истории ислама и мусульман . Всемирная федерация мусульманских общин ходжи-шиитов-исна-ашери. ISBN 978-0950987910 .
- Родед, Рут (1994). Женщины в исламских биографических сборниках: от Ибн Саада до «Кто есть кто» . Издательство Линн Риннер . ISBN 978-1555874421 .
- Родед, Рут (2008). Женщины в исламе и на Ближнем Востоке: читатель . ИБ Таурис . ISBN 978-1845113858 .
- Саид, Абдулла (15 января 2008 г.). Коран: Введение . Рутледж. ISBN 978-1-134-10294-5 .
- Шейх, Садийя (2003). Энциклопедия ислама и мусульманского мира . Справочник Макмиллана. ISBN 978-0028656038 .
- Сонбол, Амира (2003). «Расцвет ислама: с 6 по 9 века» . У Джозефа, Суада (ред.). Энциклопедия женщин и исламских культур . Том. 1. Издательство «Брилл» . ISBN 978-9004113800 .
- Уэрри, EM (4 июля 2013 г.). Исчерпывающий комментарий к Корану: включая перевод Сэйла и предварительные беседы: Том IV . Рутледж. ISBN 978-1-136-39281-8 .
- Бэгли, FRC (1 февраля 2013 г.). Двадцать три года: исследование пророческой карьеры Мухаммеда . Рутледж. ISBN 978-1-135-03041-4 .
- Хекмат, Анвар (1997). Женщины и Коран: статус женщин в исламе . Книги Прометея. ISBN 978-1-57392-162-6 .
- Морган, Дайан (12 ноября 2009 г.). Эссенциальный ислам: всеобъемлющее руководство по вере и практике . Издательство Блумсбери США. ISBN 978-0-313-36026-8 .
- Ирвинг, Вашингтон (2007). Мохаммед . Издания Вордсворта. ISBN 978-1-84022-573-0 .
- Хасан, Риаз (2013). Ислам и общество: социологические исследования . Издательство Мельбурнского университета. ISBN 978-0-522-86256-0 .
- Босворт, CE; Донзель, Э. ван; Льюис, Б.; Пеллат, Ч., ред. (1991). Энциклопедия ислама, Том VI (Мах-Мид): [Fasc. 99-114а] . Брилл. ISBN 978-90-04-08112-3 . Проверено 20 декабря 2023 г.
- Спеллберг, Дениз (1994). Политика, гендер и исламское прошлое: наследие Аиши бинт Аби Бакр . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0231079990 – через archive.org.
- Спеллберг, Дениз А. (1996). Политика, гендер и исламское прошлое: наследие Аиши Бинт Аби Бакр . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-07999-0 .
- Саид, Асма (6 августа 2013 г.). Женщины и передача религиозных знаний в исламе . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107031586 .
- Табатабаи, Мухаммад Хусейн (1979). Шиитский ислам (на арабском языке). Перевод Хоссейна Насра . Издательство Государственного университета Нью-Йорка . ISBN 978-0873952729 .
- Валььери, Лаура Векча (1977). «4». Ин Холт, Питер М .; Ламбтон, Энн ; Льюис, Бернард (ред.). Кембриджская история ислама . Том. 1. Издательство Кембриджского университета . дои : 10.1017/CHOL9780521219464 . ISBN 978-1139055024 .
- Ватт, Уильям Монтгомери (1960). Аисха Бинт Аби Бакр (2-е изд.). Энциклопедия ислама онлайн. ISBN 978-9004161214 .
- Ватт, Уильям Монтгомери (1961). Мухаммед: Пророк и государственный деятель . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0198810780 .
Дальнейшее чтение


- Афшаре, Халех (2006). Демократия и ислам . Общество Хансарда .
- «Аскари, Муртада Шариф . Роль Аиши в истории ислама . Иран: Ансарян.
- Боукер, Джон (2000). Краткий Оксфордский словарь мировых религий . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acref/9780192800947.001.0001 . ISBN 978-0192800947 .
- Шавель, Женевьева (2007). Айша: Возлюбленная пророка (на французском языке). Издания SW Télémaque. ISBN 978-2753300552 .
- Ривзи, Саид Ахтар (1971). Жизнь Пророка Мухаммеда . Дарул Таблиг, Северная Америка. [ ISBN отсутствует ]
- Родинсон, Максим (2002). Мухаммед . Новая Пресса. ISBN 978-1565847521 . (перевод с французского Энн Картер)
- «Жизнеописание Аиши» . Архивировано из оригинала 1 февраля 2008 года . Проверено 22 ноября 2004 г.
- 610-е рождения
- 678 смертей
- Арабские люди VII века
- Женщины 7 века
- Люди Корана
- арабские женщины
- Дочери халифов
- Дети халифов Рашидуна
- Семья Абу Бакра
- Детские браки
- Жены Мухаммеда
- Женщины в средневековой войне
- Женщины на войне на Ближнем Востоке
- Мусульманские святые женщины
- Ангельские провидцы
- Люди Первой Фитны
- Женщины-спутницы Пророка
- Похороны в Джаннат аль-Баки.
- Арабские женщины на войне