Марван I
Марван I Марван | |||||
---|---|---|---|---|---|
Четвертый халиф Омейядов халифата | |||||
Царствование | Июнь 684 г. - апрель / май 685 г. | ||||
Предшественник | Муавия II | ||||
Преемник | Абд аль-Малик | ||||
Рожденный | 623 или 626 Мекка , Хиджаз, Аравия | ||||
Умер | Апрель/май 685 г. (59–63 года) Дамаск или Аль-Синнабра , Омейядский халифат | ||||
Супруг |
| ||||
Проблема |
| ||||
| |||||
Дом | Марванид | ||||
Династия | Омейяды | ||||
Отец | Аль-Хакам ибн Аби аль-Ас | ||||
Мать | Амина бинт Алькама аль-Кинания | ||||
Религия | ислам |
аль-Хакам ибн Аби аль-Ас ибн Умайя араб . مروان ( Марван ибн 623 или 626 — апрель ; ибн аль-Хакам ибн Аби аль-Ас ибн Умайя /май 685), широко известный как Марван I , был четвертым халифом Омейядов. , правивший менее года в 684–686 гг. Он основал правящий дом Марванидов династии Омейядов , который заменил дом Суфьянидов после его распада во Второй Фитне и оставался у власти до
Во время правления своего двоюродного брата Усмана ( годы правления 644–656 ) Марван принял участие в военной кампании против византийцев Африканского экзархата (в центральной части Северной Африки), где приобрел значительные военные трофеи. Он также служил губернатором Усмана в Фарсе халифа (юго-западный Иран), прежде чем стать катибом (секретарем или писцом) . Он был ранен во время осады повстанцами дома Усмана , в результате которой халиф был убит. В последовавшей за этим гражданской войне между Али ( годы правления 656–661 ) и преимущественно курайшитскими сторонниками Аиши , Марван встал на сторону последнего в Верблюжьей битве . Позже Марван служил губернатором Медины при своем дальнем родственнике халифе Муавии I ( годы правления 661–680 ), основателе халифата Омейядов. Во время правления сына и преемника Муавии Язида I ( годы правления 680–683 ) Марван организовал защиту царства Омейядов в Хиджазе (западная Аравия) от местной оппозиции. После смерти Язида в ноябре 683 года мекканский мятежник Абдаллах ибн аз-Зубайр объявил себя халифом и изгнал Марвана, который нашел убежище в Сирия , центр правления Омейядов. После смерти последнего суфьянидского халифа Муавии II в 684 году Марван, воодушевленный бывшим губернатором Ирака Убайд Аллахом ибн Зиядом , добровольно выдвинул свою кандидатуру в халифат во время саммита проомейядских племен в Джабии . Племенная знать во главе с Ибн Бахдалом из Бану Калб избрала Марвана, и вместе они победили поддерживающие Зубайридов племена Кайса в битве при Мардж-Рахите в августе того же года.
В последующие месяцы Марван восстановил власть Омейядов над Египтом , Палестиной и северной Сирией, чьи губернаторы перешли на сторону Ибн аз-Зубайра, одновременно держа под контролем Кайев в Джазире (Верхняя Месопотамия). Он отправил экспедицию под руководством Ибн Зияда, чтобы отвоевать Зубайридский Ирак, но умер, пока она шла, весной 685 года. Перед своей смертью Марван прочно утвердил своих сыновей на руководящих постах: Абд аль-Малик был назначен его преемником, Абд аль-Маликом. - Азиз был назначен губернатором Египта, а Мухаммед курировал военное командование в Верхней Месопотамии. Хотя Марван был заклеймен как преступник и отец тиранов в более поздней антиомейядской традиции, историк Клиффорд Э. Босворт утверждает, что халиф был проницательным, способным и решительным военачальником и государственным деятелем, который заложил основы дальнейшего правления Омейядов в стране. еще шестьдесят пять лет.
Ранняя жизнь и семья
[ редактировать ]Марван родился во 2 или 4 году хиджры (623 или 626 г. н. э.). [ 2 ] Его отцом был аль-Хакам ибн Аби аль-Ас из Бану Умайя (Омейядов), сильнейшего клана курайшитов , политеистического племени, которое доминировало в городе Мекка в Хиджазе . [ 2 ] [ 3 ] Курайшиты приняли ислам массово в ок. 630 год после завоевания Мекки исламским пророком Мухаммедом , который сам был членом курайшитов. [ 4 ] Марван знал Мухаммеда и поэтому причисляется к его сахабам (сподвижникам). [ 2 ] Матерью Марвана была Амина бинт Алькама из Кинаны . [ 2 ] древнее племя курайшитов, господствовавшее на территории, простирающейся на юго-запад от Мекки до побережья Тихамы . [ 5 ]
У Марвана было как минимум шестнадцать детей, среди них как минимум двенадцать сыновей от пяти жен и умм валада (наложницы). [ 6 ] От жены Аиши, дочери его двоюродного брата по отцовской линии Муавии ибн аль-Мугиры , у него были старший сын Абд аль-Малик Муавия и дочь Умм Амр. [ 6 ] [ 7 ] Умм Амр позже вышла замуж за Саида ибн Халида ибн Амра, правнука двоюродного брата Марвана по отцовской линии Усмана ибн Аффана , который стал халифом (лидером мусульманской общины) в 644 году. [ 8 ] Жена Марвана Лейла бинт Заббан ибн аль-Асбах из племени Бану Кальб родила ему Абд аль-Азиза и дочь Умм Усман. [ 6 ] которая была замужем за сыном халифа Усмана аль-Валидом; Аль-Валид также был женат в какой-то момент на дочери Марвана Умм Амр. [ 7 ] Другая жена Марвана, Кутайя бинт Бишр из Бану Килаб , родила ему Бишра и Абд ар-Рахмана, последний из которых умер молодым. [ 6 ] [ 7 ] Одна из жен Марвана, Умм Абан аль-Кубра, была дочерью халифа Усмана. [ 6 ] Она была матерью шести его сыновей: Абана , Усмана, Убайд Аллаха , Айюба, Дауда и Абдаллаха, хотя последний из них умер ребенком. [ 6 ] [ 9 ] Марван был женат на Зайнаб бинт Умар, внучке Абу Саламы из Бану Махзум , которая была матерью его сына Умара . [ 6 ] [ 10 ] Марвана Умм валад также звали Зайнаб, и она родила ему сына Мухаммеда . [ 6 ] У Марвана было десять братьев, и он был дядей по отцовской линии десяти племянников. [ 11 ]
Секретарь Усмана
[ редактировать ]Во время правления халифа Усмана ( годы правления 644–656 ) Марван принял участие в военной кампании против византийцев Карфагенского экзархата (в центральной части Северной Африки), где приобрел значительные военные трофеи. [ 2 ] [ 12 ] Вероятно, они составили основу значительного богатства Марвана, часть которого он вложил в недвижимость в Медине . [ 2 ] столица Халифата. В неопределенный момент он служил губернатором Усмана в Фарсе халифа (юго-западный Иран), прежде чем стать катибом (секретарем или писцом) и, возможно, надзирателем казначейства Медины. [ 2 ] [ 13 ] По словам историка Клиффорда Э. Босворта , в этом качестве Марван «несомненно помог» в пересмотре «того, что стало текстом Корана каноническим » во время правления Усмана. [ 2 ]
Историк Хью Кеннеди утверждает, что Марван был «правой рукой» халифа. [ 14 ] Согласно традиционным мусульманским сообщениям, многие из бывших сторонников Усмана среди курайшитов постепенно отказались от своей поддержки в результате всепроникающего влияния Марвана, которого они обвиняли в спорных решениях халифа. [ 13 ] [ 15 ] [ 16 ] Историк Фред Доннер ставит под сомнение правдивость этих сообщений, ссылаясь на маловероятность того, что Усман окажется под сильным влиянием более молодого родственника, такого как Марван, и редкость конкретных обвинений против последнего, и описывает их как возможную «попытку позднейшей исламской традиции спасти репутацию Усмана как одного из так называемых «праведных» ( рашидун ) халифов, сделав Марвана … виновником несчастных событий в конце двенадцатилетнего правления Усмана». [ 13 ]
политикой Усмана Недовольство кумовской и конфискацией земель бывшей сасанидской короны в Ираке [ а ] вынудили курайшитов и обездоленную элиту Куфы и Египта выступить против халифа. [ 18 ] В начале 656 года повстанцы из Египта и Куфы вошли в Медину, чтобы заставить Усмана изменить свою политику. [ 19 ] Марван рекомендовал принять против них жестокие меры. [ 20 ] Вместо этого Усман заключил соглашение с египтянами, самой крупной и откровенной группой среди мятежников. [ 21 ] По возвращении в Египет повстанцы перехватили письмо от имени Усмана губернатору Египта Ибн Аби Сарху , в котором ему предписывалось принять меры против повстанцев. [ 21 ] В ответ египтяне вернулись в Медину и в июне 656 года осадили Усмана в его доме. [ 21 ] Усман утверждал, что не знал об этом письме, и, возможно, оно было написано Марваном без ведома Усмана. [ 21 ] Несмотря на приказ об обратном, [ 22 ] Марван активно защищал дом Усмана и был тяжело ранен в шею, когда бросил вызов повстанцам, собравшимся у его входа. [ 2 ] [ 13 ] [ 23 ] Согласно традиции, он был спасен благодаря вмешательству своей кормилицы Фатимы бинт Аус, а его маула (вольноотпущенник или клиент) Абу Хафс аль-Ямани доставил его в безопасный дом . [ 23 ] Вскоре после этого Усман был убит повстанцами. [ 21 ] который стал одним из основных факторов, способствующих Первой Фитне . [ 24 ] После убийства Марван и другие Омейяды бежали в Мекку. [ 25 ] Призывы отомстить за смерть Усмана возглавили Омейяды, одна из жен Мухаммеда, Аиша , и двое его видных сподвижников, аз-Зубайр ибн аль-Аввам и Тальха ибн Убайд Аллах . Наказание убийц Усмана стало сплоченным лозунгом оппозиции его преемнику Али ибн Аби Талибу , двоюродному брату и зятю Мухаммеда. [ 26 ]
Роль в Первой Фитне
[ редактировать ]В последовавших за этим военных действиях между Али и преимущественно курайшитскими сторонниками Аиши Марван встал на сторону последних. [ 2 ] Он сражался вместе с войсками Аиши в Верблюжьей битве недалеко от Басры в декабре 656 года. [ 2 ] Историк Леоне Каэтани предположил, что Марван был организатором стратегии Аиши там. [ 27 ] Современный историк Лаура Вечча Вальери отмечает, что, хотя «теория Каэтани привлекательна», в традиционных источниках нет информации, подтверждающей ее, и если бы Марван был военным советником Аиши, «он действовал настолько осторожно, что источники почти не говорят о его действиях». ." [ 27 ]
Согласно одной из версий исламской традиции, Марван воспользовался случаем битвы, чтобы убить сторонника Аиши Тальхи, которого он считал особенно ответственным за подстрекательство к смерти Усмана. [ 2 ] Марван выпустил стрелу в Талху, которая попала в седалищную вену ниже колена, когда их войска отступили в рукопашной схватке с солдатами Али. [ 28 ] Историк Вилферд Маделунг отмечает, что Марван «очевидно» ждал момента, чтобы убить Талху, когда Аиша оказалась близка к поражению и, таким образом, была в слабом положении, чтобы призвать Марвана к ответу за свои действия. [ 28 ] Другая версия традиции приписывает смерть Талхи сторонникам Али во время отступления Талхи с поля боя. [ 29 ] и Каэтани отвергает вину Марвана как выдумку, сделанную в целом антиомейядскими источниками. [ 30 ] Маделунг считает, что убийство Талхи Марваном подтверждается пропагандой Омейядов 680-х годов, провозглашавшей его первым человеком, отомстившим за смерть Усмана, убив Талху. [ 30 ]
После того, как битва закончилась победой Али, Марван присягнул ему на верность. [ 2 ] Али помиловал его, и Марван уехал в Сирию , где губернатором был его дальний родственник Муавия ибн Аби Суфьян , отказавшийся от верности Али. [ 31 ] Марван присутствовал вместе с Муавией в битве при Сиффине недалеко от Ракки в 657 году. [ 32 ] который закончился тупиком в отношениях с армией Али и неудачными арбитражными переговорами по урегулированию гражданской войны. [ 33 ]
Губернатор Медины
[ редактировать ]Али был убит членом хариджитов , секты, выступавшей против Али и Муавии, в январе 661 года. [ 34 ] Его сын и преемник Хасан ибн Али отрекся от престола в соответствии с мирным договором с Муавией , который вошел в столицу Хасана и бывшей Али в Куфе и получил там признание халифом в июле или сентябре, что ознаменовало создание халифата Омейядов . [ 34 ] [ 35 ] Марван служил губернатором Муавии в Бахрейне (восточная Аравия), а затем два раза занимал пост губернатора Медины в 661–668 и 674–677 годах. [ 2 ] родственники Марвана из Омейядов Саид ибн аль-Ас и аль-Валид ибн Утба ибн Аби Суфьян . В период между этими двумя сроками этот пост занимали [ 2 ] Медина потеряла свой статус политического центра Халифата после убийства Усмана. При Муавии столица была перенесена в Дамаск. [ 36 ] Хотя Медина была преобразована в губернаторство провинции, она оставалась центром арабской культуры и исламской науки, а также домом традиционной исламской аристократии. [ 37 ] Старая элита Медины, включая большую часть семьи Омейядов, возмущалась потерей власти Муавии; по заключению историка Юлиуса Велльхаузена , «какое значение имел Марван, бывший всемогущим имперским канцлером Усмана, а теперь ставший эмиром Медины! Неудивительно, что он бросал завистливые взгляды на своего кузена из Дамаска, который до сих пор его опередил. " [ 38 ]
Во время своего первого срока Марван приобрел у Муавии большое поместье в оазисе Фадак на северо-западе Аравии, которое затем подарил своим сыновьям Абд аль-Малику и Абд аль-Азизу. [ 2 ] Первое увольнение Марвана с поста губернатора заставило его отправиться в суд Муавии за объяснениями от халифа, который перечислил три причины: отказ Марвана конфисковать для Муавии имущество их родственника Абдаллаха ибн Амира после увольнения последнего с поста губернатора. губернаторство Басры; Критика Марвана усыновления халифом сиротского Зияда ибн Абихи , преемника Ибн Амира в Басре, как сына его отца Абу Суфьяна , что оспаривала семья Омейядов; и отказ Марвана помочь дочери халифа Рамле в домашнем споре с ее мужем Амром ибн Усманом ибн Аффаном . [ 39 ] В 670 году Марван возглавил сопротивление Омейядов попытке похорон Хасана ибн Али рядом с могилой Мухаммеда , вынудив брата Хасана, Хусейна , и его клан, Бану Хашим , отказаться от первоначальной организации похорон и похоронить Хасана на кладбище аль-Баки. вместо. [ 40 ] После этого Марван принял участие в похоронах и восхвалял Хасана как человека, «чье терпение весило горы». [ 41 ]
По словам Босворта, Муавия, возможно, с подозрением относился к амбициям Марвана и линии Абу аль-Ас Бану Умайя в целом, которая была значительно более многочисленной, чем линия Абу Суфьяна (Суфьянидов), к которой принадлежал Муавия. [ 11 ] Марван был одним из старейших и самых престижных Омейядов в то время, когда было мало опытных Суфьянидов зрелого возраста. [ 11 ] Босворт предполагает, что «возможно, страх перед семьей Абуль-Аса побудил Муавию усыновить своего предполагаемого сводного брата Зияда бен Сумайю [Зияда ибн Абихи] и пойти на необычный шаг, назвав своего собственного сына Язидом» . как наследник халифата при жизни». [ 11 ] [ б ] Ранее Марван оказывал давление на сына Усмана Амра, чтобы тот претендовал на халифат на основании легитимности его отца, члена ветви Абу аль-Аса, но Амр не был заинтересован. [ 44 ] Марван неохотно принял назначение Муавией Язида в 676 году, но незаметно призвал другого сына Усмана, Саида , оспорить преемственность. [ 45 ] Амбиции Саида были нейтрализованы, когда халиф передал ему военное командование в Хорасане , самом восточном регионе Халифата. [ 46 ]
Лидер Омейядов в Медине
[ редактировать ]После смерти Муавии в 680 году Хусейн ибн Али, Абдаллах ибн аз-Зубайр и Абдаллах ибн Умар , все сыновья видных курайшитских сподвижников Мухаммеда, претендовавших на халифат, [ 47 ] продолжал отказываться от верности выбранному Муавией преемнику Язиду. [ 48 ] Марван, лидер клана Омейядов в Хиджазе, [ 49 ] посоветовал аль-Валиду ибн Утбе, тогдашнему губернатору Медины, заставить Хусейна и Ибн аз-Зубайра, которых он считал особенно опасными для правления Омейядов, признать суверенитет халифа. [ 50 ] Хусейн ответил на призыв аль-Валида, но отказался присягнуть Язиду, поскольку считал его нарушителем Корана и учения Пророка. Хусейн покинул Медину и был вызван в город Куфа. Он послал своего двоюродного брата Муслима ибн Акила послом в город. Муслим написал Хусейну письмо, в котором говорилось, что люди приветствовали его. Жители Куфы вскоре предали Муслима после того, как письмо было отправлено Хусейну. Ибн Зияд, губернатор Куфы, приказал казнить Муслима.
Хусейн узнал, что Муслим был убит. Он изменил свой курс на восток и намеревался уйти мирно, чтобы избежать конфликта. Он был остановлен войсками Язида и зверски убит в битве при Кербеле.
Тем временем Ибн аз-Зубайр избежал вызова аль-Валида и сбежал в Мекку, где он сплотил оппозицию Язиду из своей штаб-квартиры в Каабе , святейшем святилище ислама, где насилие традиционно запрещено. [ 51 ] В традиционных исламских анекдотах, касающихся ответа Язида, Марван предупреждает Ибн аз-Зубайра не подчиняться халифу; [ 52 ] Вельхаузен считает эти изменчивые традиции ненадежными. [ 53 ] В 683 году жители Медины восстали против халифа и напали на местных Омейядов и их сторонников, что побудило их укрыться в домах Марвана в пригороде города, где они были осаждены. [ 54 ] [ 55 ] В ответ на просьбу Марвана о помощи, [ 54 ] Язид направил экспедиционный корпус сирийских соплеменников во главе с Муслимом ибн Укбой, чтобы утвердить власть Омейядов в регионе. [ 11 ] Омейяды Медины были впоследствии изгнаны, и многие, в том числе Марван и семья Абу аль-Аса, присоединились к экспедиции Ибн Укбы. [ 11 ] В последовавшей за этим битве при аль-Харре в августе 683 года Марван повел своих всадников через Медину и начал атаку с тыла на медийских защитников, сражавшихся с Ибн Укбой на восточных окраинах города. [ 56 ] Несмотря на победу над мединцами, армия Язида отступила в Сирию после смерти халифа в ноябре. [ 49 ] После ухода сирийцев Ибн аз-Зубайр объявил себя халифом и вскоре получил признание в большинстве провинций Халифата, включая Египет, Ирак и Йемен . [ 57 ] Марван и Омейяды Хиджаза были изгнаны во второй раз сторонниками Ибн аз-Зубайра, а их имущество было конфисковано. [ 11 ]
Халифат
[ редактировать ]Присоединение
[ редактировать ]К началу 684 года Марван находился в Сирии, либо в Пальмире , либо при дворе маленького сына и преемника Язида Муавии II в Дамаске . [ 11 ] Последний умер через несколько недель после начала своего правления, так и не назначив преемника. [ 58 ] Губернаторы сирийских джунд (военных округов) Палестины , Хомса и Киннасрина впоследствии присягнули Ибн аз-Зубайру. [ 11 ] В результате, по словам Босворта, Марван «разочаровался в будущем Омейядов как правителей» и был готов признать легитимность Ибн аз-Зубайра. [ 11 ] призвал его Однако изгнанный губернатор Ирака Убайд Аллах ибн Зияд добровольно стать преемником Муавии II во время саммита лояльных сирийских арабских племен, проходившего в Джабии . [ 11 ] Заявки на лидерство мусульманской общины обнажили конфликт между тремя развивающимися принципами преемственности. [ 59 ] Общее признание Ибн аз-Зубайра соответствовало исламскому принципу передачи руководства самому праведному и выдающемуся мусульманину. [ 59 ] в то время как сторонники Омейядов на саммите в Джабии обсуждали два других принципа: прямую наследственную преемственность, введенную Муавией I и представленную назначением его внука-подростка Халида ибн Язида ; и арабская племенная норма выбора самого мудрого и наиболее способного члена ведущего клана племени, воплощенная в данном случае Марваном. [ 60 ]
Организатор саммита Джабия Ибн Бахдал , вождь могущественного племени Бану Кальб и двоюродный брат Язида по материнской линии, [ 49 ] поддержал кандидатуру Халида. [ 11 ] [ 14 ] Большинство других вождей во главе с Раухом ибн Зинбой из Иудхама и Хусейном ибн Нумайром из Кинды , [ 11 ] отдал предпочтение Марвану, сославшись на его зрелый возраст, политическую хватку и военный опыт, а не на молодость и неопытность Халида. [ 61 ] Историк 9-го века аль-Якуби цитирует Рауха, возвещающего Марвана: «Народ Сирии! Это Марван бен аль-Хакам, вождь курайшитов, который отомстил за кровь Усмана и сражался с Али бин Аби Талибом в битве. Верблюда и Шиффин». [ 62 ] 64 г. хиджры) был достигнут консенсус В конечном итоге 22 июня 684 г. (29 шавваля , согласно которому Марван присоединился к халифату. [ 63 ] за ним следовал Халид, а затем Амр ибн Саид ибн аль-Ас , еще один выдающийся молодой Омейяд. [ 11 ] В обмен на поддержку Марвана лоялистским сирийским племенам, которые вскоре после этого стали известны как фракция «Яман» ( см. ниже ), была обещана финансовая компенсация. [ 14 ] Ямани ашраф (племенная знать) потребовала от Марвана тех же придворных и военных привилегий, которые они имели при предыдущих халифах Омейядов. [ 64 ] Хусейн ибн Нумайр пытался достичь аналогичной договоренности с Ибн аз-Зубайром, который публично отверг эти условия. [ 65 ] Напротив, по словам историка Мохаммада Рихана, Марван «осознал важность сирийских войск и полностью поддержал их требования». [ 66 ] По словам Кеннеди, «Марван не имел опыта или контактов в Сирии; он полностью зависел от ашрафов из племен ямани, которые его избрали». [ 14 ]
Кампании по восстановлению правления Омейядов
[ редактировать ]В противовес Калбу, прозубайридские племена Кайси возражали против воцарения Марвана и призвали ад-Даххака ибн Кайса аль-Фихри , губернатора Дамаска , мобилизоваться для войны; соответственно, ад-Даххак и Кайи разбили лагерь на равнине Мардж-Рахит к северу от Дамаска. [ 14 ] Большинство сирийских джунд поддержали Ибн аз-Зубайра, за исключением Иордании , доминирующим племенем которой был калб. [ 66 ] При критической поддержке Калба и его союзных племен Марван выступил против более крупной армии ад-Даххака, в то время как в городе Дамаск дворянин Гассанид изгнал сторонников ад-Даххака и взял город под власть Марвана. [ 14 ] В августе силы Марвана разгромили Кайсов и убили ад-Даххака в битве при Мардж-Рахите . [ 11 ] [ 14 ] Возвышение Марвана подтвердило мощь племенной конфедерации Кудаа , частью которой был Калб. [ 67 ] и после битвы оно заключило союз с Кахтанской конфедерацией Хомса, образовав новое суперплемя Яман. [ 68 ] Разгромная победа Омейядов и Ямани при Мардж Рахите привела к длительной кровной мести Кайса и Ямана . [ 69 ] Остатки Кайса сплотились вокруг Зуфара ибн аль-Хариса аль-Килаби , который захватил крепость Каркисия (Циркесий) в Верхней Месопотамии , из которой он возглавил племенную оппозицию Омейядам. [ 14 ] В приписываемом ему стихотворении Марван поблагодарил племена Ямани за их поддержку в Мардж-Рахите:
Когда я увидел, что дело будет связано с грабежом, я приготовил Гасана и Кальба против них [каев].
И саксаки [киндиты], люди, которые хотели победить, и Тайи , которые настаивали на нанесении ударов,
И Каин , который придет, отягощенный оружием, и Танух - трудная и высокая вершина.
[Враг] не захватит королевскую власть иначе, как силой, и если Кайс приблизится, скажите: «Держитесь подальше!» [ 70 ]
Хотя он уже был признан лоялистскими племенами в Джабии, Марван принял церемониальную присягу на верность в качестве халифа в Дамаске в июле или августе. [ 63 ] Он женился на вдове Язида и матери Халида Умм Хашим Фахите , тем самым установив политическую связь с Суфьянидами. [ 11 ] Веллхаузен рассматривал этот брак как попытку Марвана завладеть наследством Язида, став отчимом его сыновей. [ 71 ] Марван назначил Гассанида Яхью ибн Кайса главой своей шурты (сил безопасности), а своего маулю Абу Сахля аль-Асвада своим хаджибом (камергером). [ 72 ]
Несмотря на его победу при Мардж-Рахите и консолидацию власти Омейядов в центральной Сирии, власть Марвана не была признана в остальных бывших владениях Омейядов; По словам Кеннеди, с помощью Ибн Зияда и Ибн Бахдала Марван взялся восстановить правление Омейядов в Халифате «с энергией и решимостью». [ 69 ] В Палестину он отправил Рауха ибн Зинбу, который заставил бежать в Мекку своего соперника за лидерство в племени Иуда, прозубайридского правителя Натиля ибн Кайса . [ 73 ] Марван также укрепил правление Омейядов на севере Сирии, и оставшаяся часть его правления была отмечена попытками восстановить власть Омейядов. [ 11 ] К февралю/марту 685 года он закрепил свое правление в Египте при ключевой помощи арабской племенной знати столицы провинции Фустата . [ 69 ] Прозубайридский губернатор провинции Абд аль-Рахман ибн Утба аль-Фихри был изгнан и заменен сыном Марвана Абд аль-Азизом. [ 11 ] [ 69 ] После этого силы Марвана под предводительством Амра ибн Саида отразили экспедицию Зубайридов против Палестины, начатую братом Ибн аз-Зубайра Мусабом . [ 11 ] [ 74 ] Марван отправил в Хиджаз экспедицию под предводительством командира Кудаа Хубайша ибн Дулджи , которая была разбита в Ар-Рабаде к востоку от Медины. [ 11 ] [ 73 ] Тем временем Марван послал своего сына Мухаммеда проверить племена Кайси в районе среднего Евфрата. [ 69 ] К началу 685 года он отправил армию под предводительством Ибн Зияда, чтобы отвоевать Ирак у Зубайридов и проалидов . [ 11 ] (сторонники халифа Али и его семьи и предшественники шиитской секты ислама).
Смерть и преемственность
[ редактировать ]После правления от шести до десяти месяцев, в зависимости от источника, Марван умер весной 65 г. хиджры/685 г. [ 11 ] Точная дата его смерти не ясна из средневековых источников: историки Ибн Саад , ат-Табари и Халифа ибн Хайят относят ее к 29 Шабана /10 или 11 апреля, аль-Масуди – к 3 Рамадану / 13 апреля и Илия Нисибисский 7 мая. [ 11 ] Большинство ранних мусульманских источников утверждают, что Марван умер в Дамаске, в то время как аль-Масуди утверждает, что он умер в своей зимней резиденции в аль-Синнабре недалеко от Тивериадского озера . [ 11 ] Хотя в традиционных мусульманских источниках широко сообщается, что Марван был убит во сне Умм Хашим Фахитой в отместку за серьезное словесное оскорбление ее чести со стороны халифа, большинство западных историков отвергают эту историю. [ 75 ] По сообщению аль-Масуди, [ 76 ] Босворт и другие подозревают, что Марван скончался от чумы, поразившей Сирию. [ 11 ]
По возвращении Марвана в Сирию из Египта в 685 году он назначил своих сыновей Абд аль-Малика и Абд аль-Азиза своими преемниками в таком порядке. Он внес изменения после того, как достиг аль-Синнабры, и ему сообщили, что Ибн Бахдал признал Амра ибн Саида будущим преемником Марвана. [ 77 ] Он вызвал и допросил Ибн Бахдала и в конечном итоге потребовал, чтобы он выразил верность Абд аль-Малику как своему прямому наследнику. [ 77 ] Этим Марван отменил договоренность, достигнутую на саммите Джабии в 684 году. [ 11 ] восстановление принципа прямого наследственного преемства. [ 78 ] Абд аль-Малик присоединился к халифату без сопротивления со стороны предыдущих назначенцев, Халида ибн Язида и Амра ибн Саида. [ 11 ] После этого наследственная преемственность стала стандартной практикой халифов Омейядов. [ 78 ]
Оценка
[ редактировать ]Сделав свою семью основой своей власти, Марван смоделировал свою администрацию по образцу халифа Усмана, который широко полагался на своих родственников, в отличие от Муавии I, который в основном держал их на расстоянии. [ 79 ] С этой целью Марван обеспечил преемственность Абд аль-Малика на посту халифа и поручил своим сыновьям Мухаммеду и Абд аль-Азизу ключевые военные командования. [ 79 ] Несмотря на бурное начало, «Марваниды» (потомки Марвана) стали правящим домом царства Омейядов. [ 67 ] [ 79 ]
По мнению Босворта, Марван «очевидно был военным лидером и государственным деятелем большого мастерства и решительности, наделенным качествами хильма [уравновешенности] и проницательности, которые характеризовали других выдающихся членов клана Омейядов». [ 11 ] Его восхождение на пост халифа в Сирии, на незнакомой территории, где у него не было опоры, заложило основы правления Абд аль-Малика, которое укрепило правление Омейядов еще на шестьдесят пять лет. [ 11 ] По мнению Маделунга, путь Марвана к халифату был «поистине высокой политикой», кульминацией интриг, начиная с его ранней карьеры. [ 80 ] В их число входило поощрение расширения прав и возможностей Умейядов со стороны Усмана, становление «первым мстителем» за убийство Усмана путем убийства Тальхи, а также подрыв в частном порядке и публичное усиление власти суфьянидских халифов Дамаска. [ 80 ]
Марван был известен своей грубостью и отсутствием социального изящества. [ 11 ] Он получил необратимые травмы после ряда боевых ранений. [ 11 ] За высокий и изможденный вид он получил прозвище хайт батил (нитка, похожая на паутинку). [ 11 ] В более поздней антиомейядской мусульманской традиции Марван высмеивался как Тарид ибн Тарид (объявленный сын преступника) в связи с предполагаемым изгнанием его отца аль-Хакама в Таиф исламским пророком Мухаммедом и изгнанием Марвана из Медины Ибн аль- Зубайр. Его также называли Абу аль-Джабабирой (отцом тиранов), потому что его сын и внуки позже унаследовали трон халифа. [ 11 ] В ряде высказываний, приписываемых Мухаммеду, Марван и его отец являются предметом предчувствий исламского пророка, хотя Доннер считает, что большая часть этих сообщений, вероятно, была задумана шиитскими противниками Марвана и Омейядов в целом. [ 81 ]
Ряд сообщений, цитируемых средневековыми исламскими историками аль-Баладхури ( ум. 892 ) и Ибн Асакиром ( ум. 1176 ), свидетельствуют о благочестии Марвана, например, историка 9-го века аль-Мадаини утверждение о том, что Марван был среди лучших читателей Корана, и Марван утверждает, что читал Коран более сорока лет до битвы при Мардж-Рахите. [ 82 ] На основании того, что многие из его сыновей носили явно исламские имена (в отличие от традиционных арабских имен), Доннер предполагает, что Марван действительно мог быть «глубоко религиозным» и «глубоко впечатленным» посланием Корана о почтении Бога и пророков Ислам , включая Мухаммеда. [ 83 ] Доннер отмечает сложность «достижения обоснованной оценки Марвана», как и большинства исламских лидеров его поколения, из-за отсутствия археологических и эпиграфических документов и ограничения его биографической информации часто полемическими литературными источниками. [ 84 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Коронные земли Ирака — это земли, оставленные сасанидской королевской семьей, иранской аристократией и зороастрийским духовенством во время арабского завоевания Сасанидской Месопотамии в 630-х годах. Затем эти земли были переданы в общую собственность мусульманам Куфы и Басры , главных арабских городов-гарнизонов, основанных в Ираке после завоевания. Их конфискация халифом Усманом в качестве собственности центральной казны в Медине вызвала всеобщее испуг среди первых мусульманских поселенцев в Куфе, которые получали значительные доходы от этих земель. [ 17 ]
- ^ халифом Муавией I Назначение своего собственного сына Язида I своим преемником было беспрецедентным актом в исламской политике, ознаменовавшим переход к наследственному правлению от выборной или консультативной формы преемственности предыдущих халифов. Этот шаг вызвал в более поздней исламской традиции обвинения в том, что Омейяды превратили власть халифата в монархию. [ 42 ] [ 43 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кеннеди 2004 , с. 397.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Босворт 1991 , с. 621.
- ^ Делла Вида и Босворт 2000 , с. 838.
- ^ Доннер 1981 , с. 77.
- ^ Ватт 1986 , стр. 116.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Доннер 2014 , с. 110.
- ^ Jump up to: а б с Ахмед 2010 , с. 111.
- ^ Ахмед 2010 , стр. 119–120.
- ^ Ахмед 2010 , с. 114.
- ^ Ахмед 2010 , с. 90.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в Босворт 1991 , с. 622.
- ^ Маделунг 1997 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б с д Доннер 2014 , с. 106.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Кеннеди 2004 , с. 91.
- ^ Маделунг 1997 , с. 92.
- ^ Делла Вида и Хури 2000 , с. 947.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 68, 73.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 86–89.
- ^ Хиндс 1972 , стр. 457–459.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 127, 135.
- ^ Jump up to: а б с д и Хиндс 1972 , с. 457.
- ^ Маделунг 1997 , с. 136.
- ^ Jump up to: а б Маделунг 1997 , с. 137.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. 50–51.
- ^ Энтони 2011 , с. 112.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. 52–53, 55–56.
- ^ Jump up to: а б Валььери 1965 , с. 416.
- ^ Jump up to: а б Маделунг 1997 , с. 171.
- ^ Ландау-Тассерон 1998 , стр. 27–28, примечание 126.
- ^ Jump up to: а б Маделунг 2000 , с. 162.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 181, 190, 192, примечание 232, 196.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 235–236.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 77–80.
- ^ Jump up to: а б Хиндс 1993 , с. 265.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. 104, 111.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. 59–60, 161.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. 136, 161.
- ^ Веллхаузен 1927 , с. 136.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 343–345.
- ^ Маделунг 1997 , с. 332.
- ^ Маделунг 1997 , с. 333.
- ^ Кеннеди 2004 , с. 88.
- ^ Хоутинг 2000 , стр. 107-1. 13–14,
- ^ Маделунг 1997 , стр. 341–342.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 342–343.
- ^ Маделунг 1997 , с. 343.
- ^ Ховард 1990 , с. 2, примечание 11.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. 142, 144–145.
- ^ Jump up to: а б с Кеннеди 2004 , с. 90.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. 145–146.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. 147–148.
- ^ Веллхаузен 1927 , с. 148.
- ^ Веллхаузен 1927 , с. 147.
- ^ Jump up to: а б Веллхаузен 1927 , с. 154.
- ^ Валььери 1971 , с. 226.
- ^ Валььери 1971 , с. 227.
- ^ Гибб 1960 , с. 55.
- ^ Дури 2011 , стр. 23.
- ^ Jump up to: а б Дури 2011 , стр. 23–24.
- ^ Дури 2011 , стр. 23–25.
- ^ Дури 2011 , стр. 24–25.
- ^ Бистерфельдт и Гюнтер 2018 , с. 952.
- ^ Jump up to: а б Веллхаузен 1927 , с. 182.
- ^ Рихан 2014 , с. 103.
- ^ Рихан 2014 , стр. 103–104.
- ^ Jump up to: а б Рихан 2014 , с. 104.
- ^ Jump up to: а б Кобб 2001 , с. 69.
- ^ Кобб 2001 , стр. 69–70.
- ^ Jump up to: а б с д и Кеннеди 2004 , с. 92.
- ^ Хоутинг 1989 , стр. 107-1. 60–61.
- ^ Маделунг 1997 , с. 349.
- ^ Бистерфельдт и Гюнтер 2018 , с. 954.
- ^ Jump up to: а б Бистерфельдт и Гюнтер 2018 , с. 953.
- ^ Веллхаузен 1927 , с. 185.
- ^ Маделунг 1997 , с. 351.
- ^ Маделунг 1997 , с. 352.
- ^ Jump up to: а б Майер 1952 , с. 185.
- ^ Jump up to: а б Дури 2011 , стр. 25.
- ^ Jump up to: а б с Кеннеди 2004 , с. 93.
- ^ Jump up to: а б Маделунг 1997 , стр. 348–349.
- ^ Доннер 2014 , стр. 106–107.
- ^ Доннер 2014 , стр. 108, 114, примечания 23–26.
- ^ Доннер 2014 , стр. 110–111.
- ^ Доннер 2014 , с. 105.
Источники
[ редактировать ]- Ахмед, Асад К. (2010). Религиозная элита раннего исламского Хиджаза: пять просопографических тематических исследований . Оксфорд: Отдел просопографических исследований колледжа Линакр Оксфордского университета. ISBN 978-1-900934-13-8 .
- Бистерфельдт, Хинрих; Гюнтер, Себастьян (2018). Работы Ибн Вадиха аль-Якуби (Том 3): английский перевод . Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 978-90-04-35621-4 .
- Босворт, CE (1991). «Марван ибн аль-Хакам» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VI: Махк – Мид . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 621–623. ISBN 978-90-04-08112-3 .
- Кобб, Пол М. (2001). Белые знамена: раздор в Аббасидской Сирии, 750–880 гг . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-7914-4879-7 .
- Из жизни, Джорджио Леви и Босворт, CE (2000). «Омейяд б. Абд Шамс » В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель, Э. и Генрихс, WP (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание Том X: Т – У. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 100-1 837–839. ISBN 978-90-04-11211-7 .
- Делла Вида, Джорджио Леви и Хури, Раиф Жорж (2000). «Усман б. Аффан» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том X: Т – У. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 946–949. ISBN 978-90-04-11211-7 .
- Доннер, Фред М. (1981). Ранние исламские завоевания . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-05327-8 .
- Доннер, Фред М. (2014). «Был ли Марван ибн аль-Хакам первым «настоящим» мусульманином». В Savant Сара Боуэн; де Фелипе, Хелена (ред.). Генеалогия и знания в мусульманских обществах: понимание прошлого . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. стр. 105–114. ISBN 978-0-7486-4497-1 .
- Дури, Абд аль-Азиз (2011). Ранние исламские институты: администрация и налогообложение от Халифата до Омейядов и Аббасидов . Перевод Разии Али. Лондон и Бейрут: IB Tauris и Центр исследований арабского единства. ISBN 978-1-84885-060-6 .
- Гибб, ХАР (1960). «Абдаллах ибн аз-Зубайр» . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 54–55. OCLC 495469456 .
- Хоутинг, GR , изд. (1989). История ат-Табари, том XX: Крах власти Суфьянидов и приход Марванидов: халифаты Муавии II и Марвана I и начало халифата Абд аль-Малика, 683–685 гг. Н.э./64 г. хиджры 66 . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-88706-855-3 .
- Хоутинг, Джеральд Р. (2000). Первая династия ислама: Халифат Омейядов, 661–750 гг. Н. Э. (Второе изд.). Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-24072-7 .
- Хиндс, Мартин (октябрь 1972 г.). «Убийство халифа Усмана». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 13 (4): 450–469. дои : 10.1017/S0020743800025216 . JSTOR 162492 . S2CID 159763369 .
- Хиндс, М. (1993). «Муавия иб. Аби Суфьян» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 263–268. ISBN 978-90-04-09419-2 .
- Ховард, IKA, изд. (1990). История ат-Табари, том XIX: Халифат Язида ибн Мухавии, 680–683 гг. Н. Э. / 60–64 гг . Хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-0040-1 .
- Кеннеди, Хью (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу: Лонгман. ISBN 978-0-582-40525-7 .
- Ландау-Тассерон, Элла, изд. (1998). История ат-Табари, том XXXIX: Биографии сподвижников Пророка и их преемников: Дополнение ат-Табари к его истории . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-2819-1 .
- Маделунг, Уилферд (1997). Наследование Мухаммеда: исследование раннего Халифата . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-56181-7 .
- Маделунг, В. (2000). «Талха» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том X: Т – У. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 161–162. ISBN 978-90-04-11211-7 .
- Майер, Луизиана (1952). «Ас-Синнабра». Израильский журнал исследований . 2 (3): 183–187. JSTOR 27924483 .
- Рихан, Мохаммед (2014). Политика и культура племени Омейядов: конфликты и фракционность в ранний исламский период . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris. ISBN 978-1-78076-564-8 .
- Валььери, Л. Векча (1965). «Аль-Джамаль» . В Льюисе, Б .; Пеллат Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том II: C – G. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 414–416. OCLC 495469475 .
- Валььери, Л. Векча (1971). «Аль-Харра» . В Льюисе, Б .; Менаж, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 226–227. OCLC 495469525 .
- Ватт, WM (1986). «Танец» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том V: Кхе-Махи . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 116. ИСБН 978-90-04-07819-2 .
- Веллхаузен, Юлиус (1927). Арабское королевство и его падение . Перевод Маргарет Грэм Вейр. Калькутта: Калькуттский университет. OCLC 752790641 .
- Энтони, Шон (25 ноября 2011 г.). Халиф и еретик: Ибн Саба и истоки шиизма . БРИЛЛ. ISBN 978-900420930-5 .