Битва при аль-Харре
Битва при аль-Харре | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Второй Фитны | |||||||
![]() Битва произошла к северу от Медины, на местности, похожей на этот участок базальтовой каменистой пустыни в окрестностях города. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Омейяды |
Жители Медины
| ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Муслим ибн Укба Марван ибн аль-Хакам |
Абдаллах ибн Ханзала † Абдаллах ибн Мути Макиль ибн Синан аль-Ашджаи | ||||||
Сила | |||||||
4,000–12,000 | 2,000 | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Неизвестный |
180–700 ансаров и курайшитов 4 000–10 000 других медийцев после битвы. | ||||||
Место битвы на территории современной Саудовской Аравии |
Битва при аль-Харре ( араб . يوم الحرة , латинизированная : Яум аль-Харра , букв. «День аль-Харры») велась между армией Омейядов халифа Язида I ( годы правления 680–683 ) под предводительством Муслима. ибн Укба и защитники Медины из фракций Ансар и Мухаджирун , восставшие против халифа. Битва произошла на лавовом поле Харрат-Ваким на северо-восточной окраине Медины 26 августа 683 года и длилась менее суток.
Элитные группировки Медины не одобряли наследственную преемственность Язида (беспрецедентную в исламской истории до того момента), возмущались нечестивым образом жизни халифа и раздражались экономическими действиями и политикой Омейядов. Объявив восстание, они осадили жителя клана Омейядов в Медине и вырыли оборонительный ров вокруг города. Экспедиционный корпус, посланный Язидом и местными Омейядами, которые к тому времени были освобождены от осады, расположился лагерем в Харрат-Вакиме, где им противостояли повстанцы. Несмотря на первоначальное преимущество, медийцы были разбиты из-за дезертирства одной из их фракций, Бану Харита, что позволило всадникам Омейядов во главе с Марваном ибн аль-Хакамом атаковать их с тыла.
После этого армия в течение трех дней грабила Медину, хотя сведения о грабеже значительно различаются. Сирийская армия приступила к осаде лидера повстанцев Абдаллаха ибн аз-Зубайра в Мекке , хотя Ибн Укба умер в пути. В отличие от призыва Ибн аз-Зубайра к созданию шуры для определения халифата и его успеха в сопротивлении Омейядам, повстанцам в Медине не хватало политической программы и военного опыта. Традиционные исламские источники называют битву при аль-Харре и ее последствия одним из «серьезных преступлений» Омейядов и клевещут на Ибн Укбу за его роль в разграблении Медины. [ 1 ]
Расположение
[ редактировать ]
Местом битвы стало лавовое поле Харрат-Ваким, расположенное на восточной окраине Медины в Хиджазе (западная Аравия ). [ 2 ] [ 3 ] Он был назван в честь крепости Ваким племени Бану Курайза , которое проживало в этом районе в доисламский период , и также был известен как Харрат Бани Курайза или Харрат Зухра. [ 4 ] Он составлял часть обширной геологической системы Харрас (базальтовые пустыни), которая охватывала регион к востоку от Хаурана в Сирии на юг до окрестностей Медины. [ 5 ] В результате известности битвы Харрат Ваким с тех пор стал называться в мусульманских источниках «Харра». [ 3 ]
Фон
[ редактировать ]При исламском пророке Мухаммеде , начиная с 622 года, и первых трех халифах, Абу Бакре ( годы правления 632–634 ), Умаре ( годы правления 634–644 ) и Усмане ( годы правления 644–656 ), Медина служила столицей раннее мусульманское государство , которое ко времени Усмана стало править империей, охватывающей Аравию , большую часть Персидской Сасанидской империи и византийские территории Сирии и Египта . Столица была перенесена в Куфу в Ираке четвертым халифом, двоюродным братом и зятем Мухаммеда Али ( годы правления 656–661 ) во время Первой мусульманской гражданской войны . Соперник Али за халифат, правитель Сирии Муавия , выиграл войну и сделал Дамаск столицей халифата Омейядов , который он основал в 661 году. [ нужна ссылка ]
Политическая и религиозная оппозиция Язиду
[ редактировать ]Наследование сына Муавии, Язида , в 680 году было беспрецедентным актом в исламской политике. Это было предметом разногласий среди жителей Медины, особенно среди выдающихся мусульманских лидеров Хиджаза. [ 6 ] Один из них, Хусейн , сын Али и внук Мухаммеда, покинул Медину, чтобы возглавить восстание против Язида в Ираке. Он был убит вместе со своей группой из примерно семидесяти последователей в битве при Кербеле силами губернатора Омейядов Убайд Аллаха ибн Зияда ; Утверждается, что Язид выставил голову Хусейна на всеобщее обозрение в Дамаске. [ 7 ]
В 680 году Язид уволил своего двоюродного брата аль-Валида ибн Утбу ибн Аби Суфьяна с поста губернатора Медины за то, что он не смог помешать Хусейну и другому главному противнику его правления, Абдаллаху ибн аз-Зубайру , внуку Абу Бакра, покинуть страну. Медина. Сменивший аль-Валида Омейяд Амр ибн Саид аль-Ашдак не смог ни поймать Ибн аз-Зубайра, укрывшегося в Каабе в Мекке , ни добиться от него присяги на верность Язиду. Аль-Ашдак мобилизовал отряд мединцев, зачисленных в армию, а также мавали (поет. маула ; неарабские, мусульманские вольноотпущенники или клиенты) из клана Омейядов, чтобы напасть на Ибн аз-Зубайра, но многие из завербованных медийцев были неохотно участвовали и платили другим, чтобы они сражались вместо них. [ 8 ] Ибн аз-Зубайр разбил эти силы, и отчасти как следствие Язид уволил аль-Ашдака и повторно назначил аль-Валида ибн Утбу в августе 681 года. Симулируя попытку примирения с халифом, Ибн аз-Зубайр потребовал, чтобы Язид заменил аль-Валида ибн Утба с более мягким губернатором. Язид согласился, поставив на престол своего молодого и политически неопытного двоюродного брата Усмана ибн Мухаммада ибн Аби Суфьяна в декабре 682 года. [ 9 ]
Большинство жителей Медины и многие представители более широкой мусульманской общины симпатизировали Ибн аз-Зубайру на фоне общей неопределенности по поводу стабильности правления Омейядов и перспективы прихода к власти Ибн аз-Зубайра. [ 8 ] Сообщения о нечестивом поведении Язида, в том числе о развлечениях с поющими девушками и домашней обезьянкой, способствовали распространению в Медине мнения о его непригодности в качестве халифа. [ 10 ] Мединцы в основном состояли из ансаров ( коренных медийцев, которые принимали Мухаммеда и были в его союзе после его эмиграции из Мекки в 622 году) и мухаджирунов (первых сторонников Мухаммеда, эмигрировавших вместе с ним). Мухаджируны были преимущественно выходцами из курайшитов , племени, к которому принадлежали Мухаммед, Али и Омейяды. [ 11 ] Во время противостояния Язиду мединцы были в основном детьми этих двух фракций, которые вместе представляли первое военное поколение ислама, и чувствовали угрозу потенциальной потери унаследованных военных пенсий, вызванных финансовыми реформами Омейядов. Реформы предусматривали, что пенсии будут выплачиваться только в обмен на действительную военную службу. [ 3 ]
Чтобы примириться с мединцами, Язид попросил их прислать делегацию к его двору в Дамаске. [ 3 ] Усман ибн Мухаммад организовал посольство в Медине. [ 12 ] Язид пытался расположить к себе делегатов, одаривая их подарками и деньгами. [ 3 ] [ 12 ] Это оказалось бесплодным, когда делегаты вернулись и подстрекали жителей Медины рассказами, подробно описывающими скандальный образ жизни Язида. [ 3 ] Самым громким критиком среди делегатов был Абдаллах ибн Ханзала . Он заявил, что он и его сыновья будут сражаться против Язида, если другие не присоединятся к нему, и хотя Язид уважал его, он использовал дары, которые последний дал ему, против халифа. [ 13 ] Ибн аз-Зубайр взял под свой контроль Мекку в сентябре 683 года и объединился с Ибн Ханзалой в противостоянии Язиду. [ 10 ] [ 14 ] [ 15 ] Лидеры мединской оппозиции отвергли советы посланников и друзей Язида в Дамаске, чтобы избежать восстания как попытки подорвать единство мединцев. Яркими исключениями из этого объединенного блока были Алиды (семья Али), Абдаллах ибн Умар ибн аль-Хаттаб , сын второго халифа и сподвижник Мухаммада Абу Барзы . Все они считали, что антиомейядская оппозиция в Хиджазе борется за власть и богатство, а не за справедливое и благочестивое дело. [ 16 ]
Экономические и социальные жалобы
[ редактировать ]Муавия приобрел обширную собственность и сельскохозяйственные поместья в Медине у ее жителей. В источниках эти земли назывались савафи - термин, обычно обозначающий завоеванные земли, которые становились государственной собственностью, но в случае Медины означали приобретенные земли, которые стали личными владениями халифа. Согласно сообщениям, цитируемым историком 9-го века Ибн Кутайбой , жители Медины утверждали, что Муавия купил земли за сотую их стоимость во время голода и отчаяния. Историк 9-го века аль-Якуби считал, что собственность была конфискована. Жители Медины считали эти приобретения незаконными и наносящими ущерб их экономическим интересам. [ 17 ]
Муавия запустил на этих землях проекты возделывания и орошения и получил значительную прибыль от фиников и пшеницы. [ 18 ] Чтобы удовлетворить потребности в рабочей силе для выращивания и обслуживания, Муавия нанял многочисленных мавали , состоящих из военнопленных из завоеванных провинций, в том числе многих квалифицированных рабочих. Мавали . были верны своему покровителю, в данном случае Муавии, а затем и Язиду [ 19 ] Мавали Омейядов в Медине было много, и источники фиксируют несколько случаев напряженности между ними и жителями Медины. [ 20 ] Язид унаследовал поместья и мавали своего отца. Раскулаченные землевладельцы Медины потребовали вернуть Язиду свои права собственности. [ 21 ] Историк Меир Джейкоб Кистер утверждает, что восстание в Медине возникло в результате «конфликта между владельцами поместий и собственности в Медине и несправедливыми правителями Омейядов, которые отобрали у них их собственность». [ 22 ]
Прелюдия
[ редактировать ]Усман ибн Мухаммад не смог контролировать растущую оппозицию правлению Омейядов. [ 3 ] По словам историка аль-Мадаини (ум. 843), первый акт восстания медийцев произошел во время собрания в мечети, где каждый из участников бросал по предмету одежды, например, тюрбану или обуви, арабу. обычай, символизирующий разрыв связей, отказываться от верности Язиду. [ 23 ] По словам историка Абу Михнафа (ум. 774), первым актом восстания медийцев было присяга на верность Ибн Ханзале. [ 24 ] После этого они напали на Омейядов и их сторонников в городе, численностью около 1000 человек, которые бежали в квартал своего ведущего старейшины Марвана ибн аль-Хакама . [ 25 ] Последний направил срочные просьбы о помощи к Язиду, [ 25 ] [ 26 ] который направил армию для подавления оппозиции как со стороны медийцев, так и со стороны Ибн аз-Зубайра. [ 10 ]
Согласно альтернативным сообщениям аль-Якуби и аль-Вакиди (ум. 823), в течение месяца, предшествовавшего битве, глава поместья Язида в Медине Ибн Мина несколько раз пытался собрать урожай для халифа были нарушены бывшими владельцами поместий, в частности из ансаритского клана Балхарит. Усман ибн Мухаммад в ответ назначил охрану, чтобы помочь Ибн Мине и его людям собрать урожай. Их встретила группа ансаров и курайшитов, которые отказались позволить людям Омейядов продолжить свою работу. Затем Усман ибн Мухаммад потребовал вмешательства Язида, который отправил экспедицию против горожан Медины. [ 27 ] В этих отчетах медийцы изгнали и забросали Омейядов камнями в ответ на упреки Усмана ибн Мухаммада их лидерам за то, что они не позволили людям халифа проникнуть в поместья. [ 28 ]
Экспедиционный корпус халифа состоял из 4000–12 000 хорошо оснащенных сирийских арабских соплеменников, среди которых доминировали Бану Кальб . [ 25 ] [ 26 ] В качестве стимула для солдат, предвидевших тяжелую кампанию, каждому солдату заплатили на 100 серебряных дирхамов сверх его обычного жалованья. [ 26 ] Первоначальный выбор Язида на пост командующего этими силами, аль-Ашдак, отказался от этой должности из принципа, чтобы не проливать кровь своих собратьев-курайшитов, в то время как Ибн Зияд, все еще не оправившийся от последствий своей роли в смерти Хусейна, также отказался. [ 26 ] верный, пожилой, некурайшитский ветеран Муслим ибн Укба . Вместо этого командование получил [ 25 ] [ 26 ] По словам аль-Якуби, силы Ибн Укбы состояли из равного количества войск из пяти джундов («армий») Сирии: Раух ибн Зинба аль-Джудхами возглавлял людей Палестины , Хубайш ибн Дульджа аль-Кайни возглавлял люди Иордании , Абдаллах ибн Масада аль-Фазари возглавлял людей Дамаска , Хусейн ибн Нумайр ас-Сакуни возглавлял людей Хомса , а Зуфар ибн аль-Харис аль-Килаби возглавлял людей Киннасрина . [ 29 ]
Услышав о наступлении Сирии, мединцы усилили осаду Омейядов Медины, прежде чем позволить им уйти после того, как они дали клятву не помогать приближающейся армии. [ 26 ] По пути в Сирию изгнанные Омейяды столкнулись с армией Ибн Укбы в регионе Вади-аль-Кура между Сирией и Мединой. [ 30 ] Вопросы Ибн Укбы об обороне Медины были отвергнуты большинством Омейядов. [ 30 ] некоторые из них продолжили свой путь на север, [ 26 ] но сын Марвана Абд аль-Малик сотрудничал и предоставил ценную информацию. [ 30 ] Под руководством Марвана к экспедиции присоединилось большинство изгнанников. [ 26 ] В Медине защитники численностью около 2000 человек [ 22 ] вырыли траншею, чтобы защитить уязвимый северный угол города, и разделились на четыре отряда, двумя из которых командовали курайшиты, в том числе Абдаллах ибн Мути , одним - Ибн Ханзала из ансаров, а последним - не- Курайшиты и неансариты, Макил ибн Синан аль-Ашджаи. [ 30 ]
В течение трех дней, начиная с 23 августа, Ибн Укба пытался вести переговоры с лидерами Медины. Он призвал к единству и пообещал мединцам две ежегодные выплаты от Язида и значительное снижение цен на кукурузу. [ 26 ] Эти или подобные условия Язид, возможно, предложил перед экспедицией представителю медийцев, племяннику Али Абдаллаху ибн Джафару . [ 21 ] По словам историка Лауры Веччиа Валььери , это указывает на то, что экономические проблемы способствовали мединскому противостоянию Омейядов. [ 26 ]
Боевой
[ редактировать ]
Переговоры между Ибн Укбой и медийцами застопорились, и последовали столкновения. [ 26 ] Мединские всадники выступили против Ибн Укбы в Харре. [ 30 ] и, возможно, дошел до носилок Ибн Укбы, [ 31 ] откуда он командовал своими войсками. [ 26 ] При их приближении Ибн Укба противостоял им верхом на лошади и активно участвовал в бою. [ 26 ] Мединцы получили раннее преимущество, [ 26 ] но в конечном итоге были настигнуты сирийцами, и несколько знатных ансаритов и курайшитов были убиты, в том числе Ибн Ханзала, восемь его сыновей и горстка других людей из мединской элиты. [ 31 ]
Эскадроны Мединанского мавали , сражавшиеся под командованием мауля Язида ибн Хурмуза , защищали большой участок рва и сдерживали нападение сирийцев, отказываясь от требований сдаться. [ 32 ] Историки Вахб ибн Джарир (ум. 822) и ас-Самхуди (ум. 1533) считали, что линии Медины были скомпрометированы бегством Бану Харита, члены которого предоставили Марвану и его всадникам доступ через свой квартал в Медине, что позволило им атаковать мединцев у Харры с тыла. [ 31 ] Курайшиты под предводительством Ибн Мути бежали с поля боя и направились в безопасное место к Ибн аз-Зубайру в Мекке. [ 26 ] По словам аль-Вакиди, битва завершилась 26 августа 683 года. [ 31 ] Бои длились меньше суток. [ 22 ]
Последствия
[ редактировать ]Существует множество противоречивых версий относительно последствий сирийской победы. По словам Абу Михнафа и ас-Самхуди, Ибн Укба дал своим войскам полную свободу действий для грабежа Медины в течение трех дней. [ 31 ] Число жертв в Медине во время сражения и сразу после него колеблется от 180 до 700 членов ансаров и курайшитов и от 4 000 до 10 000 других жителей Медины. [ 26 ] Аль-Самхуди далее утверждал, что в результате предполагаемого изнасилования мединских женщин войсками Ибн Укбы у них позже родилось 1000 внебрачных детей. [ 33 ]
В отчете историка Аваны ибн аль-Хакама (ум. 764) описывается более организованный захват, во время которого Ибн Укба призвал знатных людей Медины присягнуть Язиду в мечети Куба и воспользовался случаем, чтобы казнить нескольких видных лидеров оппозиционное движение, в том числе представители курайшитов и Макила ибн Синана аль-Ашджаи. [ 31 ] Последний был близким другом и принадлежал к той же племенной группировке Гатафан , что и Ибн Укба, но, тем не менее, был казнен за отречение от Язида. [ 34 ] Сыну халифа Усмана ( годы правления 644–656 ), члену клана Омейядов, подстригли бороду в наказание за подозрение в сговоре с медийцами, хотя с Али ибн аль-Хусейном , сыном Хусейна, обращались хорошо личные указания Язида. [ 26 ] Вахб ибн Джарир также не отметил трехдневного грабежа Медины, и Вельхаузен сомневается, что оно имело место. [ 35 ]
Сообщения Абу Михнафа и Аваны сходятся во мнении, что после упорядочивания дел в Медине Ибн Укба отправился покорять Ибн аз-Зубайра в Мекку, но заболел и умер по дороге в Аль-Мушаллал. [ 33 ] По приказу Язида он ушел в качестве заместителя Хусейна ибн Нумайра аль-Сакуни, который в сентябре приступил к осаде Мекки . [ 33 ]
Оценка
[ редактировать ]По наблюдению Кистера, восстанию в Медине не хватало политической программы, в отличие от восстания Ибн аз-Зубайра, который созвал шуру (консультацию) для принятия решения о халифате. Мединцы были уверены в победе в любом противостоянии с сирийцами. Организуя защиту своего города, они переняли тактику Мухаммеда в битве у Рва , где он отбил осаду Медины, выкопав рвы, чтобы предотвратить проникновение вражеских всадников. В аль-Харре у мединцев не было собственных лошадей и оружия, о чем свидетельствует совет, который Марван дал Ибн Укбе, где он далее сообщил, что мединцы не воинственны и лишь немногие будут иметь решимость сражаться. Выжившие среди лидеров Медины оплакивали быстрое поражение своих благочестивых людей в Харре, противопоставляя его успешному шестимесячному сопротивлению сирийской армии Ибн аз-Зубайра и его небольшой группы сторонников в Мекке. [ 36 ] Кистер считает освобождение осажденных Омейядов вместо их эффективного использования в качестве заложников «безрассудным», а веру повстанцев в то, что Омейяды не помогут сирийцам и не убедят их повернуть назад, «легковерными». [ 36 ]
Предполагаемая жестокость армии Омейядов по отношению к горожанам Медины стала знаменитым делом , на которое ссылались будущие поколения. [ 37 ] С тех пор Ибн Укба стал известен как «Мусриф», играя от его имени «Мусульманин», что означало «тот, кто превышает все границы приличия». [ 37 ] Историк Майкл Лекер считает сообщения о сирийских зверствах в Медине «несомненно антиомейядскими и, вероятно, преувеличенными». [ 38 ] Более того, Вельхаузен отвергает изображение Ибн Укбы в более поздних мусульманских и западных источниках как жестокого язычника с глубокой ненавистью к исламу в целом и жителям Медины в частности, как ложь, которая развилась с течением времени и не поддерживается ранние и более заслуживающие доверия мусульманские источники. [ 39 ] По оценке Велльхаузена, подавление мединского восстания не стало причиной значительного снижения политического статуса города; этому уже способствовало убийство халифа Усмана в 656 году, последствия которого ознаменовали конец Медины как столицы зарождающегося мусульманского государства. [ 11 ] Город продолжал оставаться центром религиозной науки, высокой арабской культуры и оплотом поэтов и певцов. [ 11 ] Вальери опровергает сомнения Веллхаузена относительно масштабов армейских грабежей, утверждая, что «[традиционные мусульманские] источники единодушны по этому вопросу». [ 26 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хоутинг 2000 , стр. 107-1. 47–48.
- ^ Смит 1994 , с. 110, примечание 534.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Валььери 1971 , с. 226.
- ^ Вкусно 1985 , с. 44.
- ^ Редакторы 1971 , с. 226.
- ^ Веллхаузен 1927 , с. 141–142.
- ^ Хоутинг 2000 , с. 50.
- ^ Jump up to: а б Кистер 1977 , стр. 34–35.
- ^ Кистер 1977 , стр. 35–36.
- ^ Jump up to: а б с Хоутинг 2000 , с. 47.
- ^ Jump up to: а б с Веллхаузен 1927 , с. 161.
- ^ Jump up to: а б Веллхаузен 1927 , с. 152.
- ^ Ховард 1990 , с. 219.
- ^ Энтони 2016 , с. 12.
- ^ Гибб 1960 , с. 55.
- ^ Кистер 1977 , стр. 36–37.
- ^ Кистер 1977 , стр. 41–43, 47.
- ^ Кистер 1977 , стр. 38, 41–43.
- ^ Кистер 1977 , стр. 44–46.
- ^ Кистер 1977 , стр. 45–47.
- ^ Jump up to: а б Кистер 1977 , стр. 47–48.
- ^ Jump up to: а б с Кистер 1977 , стр. 49.
- ^ Веллхаузен 1927 , с. 153.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. 153–154.
- ^ Jump up to: а б с д Веллхаузен 1927 , с. 154.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Валььери 1971 , с. 227.
- ^ Кистер 1977 , стр. 38–39.
- ^ Кистер 1977 , стр. 38.
- ^ Бистерфельдт и Гюнтер 2018 , стр. 944–945.
- ^ Jump up to: а б с д и Веллхаузен 1927 , с. 155.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Веллхаузен 1927 , с. 156.
- ^ Кистер 1977 , стр. 45.
- ^ Jump up to: а б с Веллхаузен 1927 , с. 157.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. 156–157.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. 157, 159.
- ^ Jump up to: а б Кистер 1977 , стр. 48–49.
- ^ Jump up to: а б Ласснер 1986 , с. 51-52.
- ^ Вкусно 2011 , с. 179.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. 159–160.
Источники
[ редактировать ]- Энтони, Шон В. (2016). «Мекканская тюрьма Абдаллы бен аз-Зубайра и заключение Мухаммеда бин аль-Ханафии» В Померанце, Морис А.; Шахин, Арам А. (ред.). Наследие арабо-исламского обучения: исследования, представленные в Вадад Кади . Лейден и Бостон: Брилл. стр. 100-1 3–27. ISBN 978-90-04-30590-8 .
- Бистерфельдт, Хинрих; Гюнтер, Себастьян (2018). Работы Ибн Вадиха аль-Якуби (Том 3): английский перевод . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-35621-4 .
- Гибб, ХАР (1960). «Абдаллах ибн аз-Зубайр» . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 54–55. OCLC 495469456 .
- Хоутинг, Джеральд Р. (2000). Первая династия ислама: Халифат Омейядов, 661–750 гг. Н. Э. (Второе изд.). Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-24072-7 .
- Ховард, IKA, изд. (1990). История ат-Табари, том XIX: Халифат Язида ибн Мухавии, 680–683 гг. Н. Э. / 60–64 гг . Хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-0040-1 .
- Кистер, MJ (1977). «Битва при Харре: некоторые социально-экономические аспекты». В Мириам Розен Аялон (ред.). Исследования памяти Гастона Вита . Иерусалим: Институт азиатских и африканских исследований. стр. 33–49.
- Ласснер, Джейкоб (1986). Исламская революция и историческая память: исследование искусства апологетики Аббасидов . Американское восточное общество.
- Лекер, Майкл (1985). «Мухаммед в Медине - географический подход». Иерусалимские исследования арабского языка и ислама . 6 : 29–62.
- Лекер, Майкл (2011). «Еврейская реакция на исламские завоевания» . В Кречи, Волхард; Стейнике, Мэрион (ред.). Динамика в истории религий между Азией и Европой: встречи, представления и сравнительные перспективы . Брилл. ISBN 978-90-04-18500-5 .
- Льюис, Б .; Зверинец, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. , ред. (1971). "Ярра " Энциклопедия ислама, второе издание Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 226. OCLC 495469525 .
- Смит, Дж. Рекс, изд. (1994). История ат-Табари, том XIV: Завоевание Ирана, 641–643 гг. н.э./21–23 гг. хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-1293-0 .
- Валььери, Л. Векча (1971). «Аль-Харра» . В Льюисе, Б .; Менаж, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 226–227. OCLC 495469525 .
- Веллхаузен, Юлиус (1927). Арабское королевство и его падение . Перевод Маргарет Грэм Вейр. Калькутта: Калькуттский университет. OCLC 752790641 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бьюли, Аиша (2000). «Жители Медины», Мухаммад ибн Саад, Том. 2 . Издательство Та-Ха. ISBN 978-1897940907 .