Битва при Айн аль-Варде
Битва при Айн аль-Варде | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Второй Фитны | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Омейядский халифат | Кающиеся ( проалиды ) | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Убайд Аллах ибн Зияд Хусейн ибн Нумайр ас-Сакуни Шурахбиль ибн Зил Кала аль-Химьяри |
Сулейман ибн Сурад аль-Хузаи † Рифаа ибн Шаддад | ||||||
Сила | |||||||
20,000 | 3,000 | ||||||
Расположение в современной Сирии |
Битва при ( Варде . ) was fought in early January 685 between the аль Айн Penitents - Tawwabinараб [ а ] «Кающиеся» представляли собой группу сторонников Алидов. [ б ] Куфаны во главе с Сулейманом ибн Сурадом , сподвижником Мухаммеда в его неудавшемся восстании против Омейядов в 680 году. Куфаны , , который хотел искупить свою неспособность помочь Хусейну ибн Али поддерживающие Алида, призывали Хусейна восстать против халифа Омейядов Язида , но затем не смог помочь ему, когда он был убит в битве при Кербеле в 680 году. Кающиеся получили широкую поддержку в Ираке после смерти Язида в 683 году. Большинство их сторонников покинули их незадолго до отбытия в северную Сирию, где большая армия Омейядов под командованием Убайд Аллаха ибн Зияда готовилась начать наступление. нападение на Ирак. В трехдневной битве, последовавшей за Рас-эль-Айном , небольшая армия Кающихся была уничтожена, а ее высшие лидеры, включая Ибн Сурада, были убиты. Тем не менее, эта битва оказалась предвестником и источником мотивации для последующего более успешного движения Мухтара ат-Такафи .
Фон
[ редактировать ]Назначение первым халифом Омейядов Муавией своего сына Язида наследником в 676 году встретило сопротивление многих, кто возмущался его приходом к халифату. Наследственная преемственность была чужда арабским обычаям, где власть передавалась внутри более широкого клана, и исламским принципам, согласно которым высшая власть над мусульманской общиной не принадлежала какому-либо человеку. Оппозицию возглавляли, в частности, сыновья нескольких видных сподвижников Мухаммеда , могли претендовать на «некоторые претензии на то , которые, по мнению исламиста Г. Р. Хотинга , чтобы считаться кандидатами на халифы» в силу своего происхождения. [ 4 ] Они отказались подкупить или уговорить признать Язида. [ 5 ] [ 4 ]
После смерти Муавии в апреле 680 года Язид приказал губернатору Медины , где базировались все его противники, добиться их повиновения. Из них Хусейн ибн Али и Абдаллах ибн аз-Зубайр уклонились от губернатора и бежали в Мекку . [ 6 ] [ 7 ] Там Хусейн получил письма из иракского гарнизонного города Куфа с приглашением восстать против Язида и вернуть себе законное место лидера мусульманской общины, которое ранее занимал его отец, халиф Али ( годы правления 656–661 ). Хусейн послал своего двоюродного брата Муслима ибн Акиля подготовить почву для его прибытия. Ибн Акиль прислал в ответ положительное сообщение, призывая Хусейна отправиться в Куфу. Вскоре после этого Ибн Акиль был задержан и казнен губернатором Омейядов Убайд Аллахом ибн Зиядом , а его сторонники были подавлены. Не зная о ситуации, Хусейн отправился в Куфу, но был перехвачен и убит недалеко от города. Ожидаемая поддержка так и не прибыла. [ 8 ] [ 9 ]
Воюющие стороны
[ редактировать ]кающиеся
[ редактировать ]
Некоторые из сторонников Хусейна в Куфе, называвшие себя кающимися , обвинили себя в катастрофе и решили искупить вину за предполагаемое греховное оставление своего лидера. Учитывая запрет самоубийства в исламе, они решили принести себя в жертву в борьбе с виновниками резни, добиться спасения и мученической смерти. Сулейман ибн Сурад , сподвижник Мухаммеда и старый союзник Али. Лидером движения был выбран [ 10 ] Тем временем Язид умер в 683 году, и власть Омейядов рухнула в Халифате, что привело к гражданской войне, известной как Вторая Фитна . Ибн Зияд был изгнан из Ирака и бежал в Сирию. Это дало кающимся возможность действовать. Была начата крупномасштабная вербовочная кампания, которая имела значительный успех: к движению присоединились 16 000 человек. Однако в день отъезда прибыло всего 4000 человек. [ 11 ] из них еще 1000 ушли в путь. [ 12 ] Не испугавшись, кающиеся двинулись вверх по реке Евфрат к Джазире (Верхняя Месопотамия). Все они были конными и хорошо экипированы. [ 13 ]
Омейяды
[ редактировать ]Кратковременное правление преемника Язида Муавии II закончилось его смертью через несколько недель. Без подходящего суфьянида [ с ] Кандидатом на его место сторонники Омейядов в Сирии выбрали Марвана ибн аль-Хакама халифом , двоюродного брата Муавии I. Вступление Марвана на престол было оспорено несколькими северосирийскими племенами во главе с Бану Кайсом, которые поддерживали дело базирующегося в Мекке контрхалифа Абдаллаха ибн аз-Зубайра . [ 14 ] Марван победил их с небольшой армией в 6000 человек в битве при Мардж-Рахите (684 г.). После победы он отправил Ибн Зияда обратно в Ирак. Понимая, что его силы недостаточно сильны, чтобы отвоевать провинцию, Ибн Зияд решил усилить армию Омейядов, набирая ее из различных сирийских арабских племен, включая даже племена, которые выступали против Марвана в битве при Мардж-Рахите. К тому времени, когда он столкнулся с кающимися, Ибн Зияд собрал огромную армию сирийцев. [ 15 ]
Боевой
[ редактировать ]По пути в Сирию кающиеся сделали короткую остановку в Аль-Каркисии . Беженцы из Кайси после битвы при Мардж-Рахите в прошлом году закрепились там и помогали кающимся припасами. Вождь Кайси Зуфар ибн аль-Харит аль-Килаби сообщил Ибн Сураду о местонахождении войск Омейядов и посоветовал ему выступить на Айн аль-Варда (отождествляемый с современным Рас-эль-Айном ) и прибыть туда раньше Омейядов, поскольку город мог использоваться в качестве базы для операций в засушливых степях. Учитывая большое численное неравенство, Зуфар убеждал его избегать генерального сражения и вместо этого разделить свою конницу на небольшие отряды и вести постоянные стычки с их флангами, «стреляя в них стрелами и коля в них на открытом пространстве, ибо они превосходят вас численностью, и вы не можете будьте уверены, что вы не будете окружены». [ 16 ] Заметив отсутствие пехоты в отряде кающихся, Зуфар также посоветовал спарить отряды так, чтобы один мог сражаться конным, а другой, когда это необходимо, пешим. Несмотря на проявленное сочувствие, Зуфар воздержался от прямого присоединения к Кающимся, не видя никакой надежды в их начинаниях. [ 16 ] Тем не менее он предложил Ибн Сураду остаться в Аль-Каркисии и вместе с ним сражаться с Омейядами, но Ибн Сурад отказался. [ 17 ]
Следуя совету Зуфара, кающиеся разбили лагерь возле Айн аль-Варда, оставив город позади. Они отдыхали пять дней, прежде чем прибыла армия Омейядов. Общая численность последнего составляла 20 000 человек, но из-за разногласий между двумя полевыми командирами он был разделен на две части. [ 18 ] Около 8000 солдат находились под командованием Шурахбиля ибн Зил-Калы, а остальные находились под командованием Хусейна ибн Нумайра . Шурахбиль прибыл первым, опередив Ибн Нумайра, и разбил лагерь. [ 19 ] Кающиеся напали на него, и его войска бежали. [ 18 ] [ 19 ] На следующий день прибыл Ибн Нумайр со своими войсками. Он призвал кающихся сдаться, которые, в свою очередь, потребовали капитуляции армии Омейядов и выдачи Ибн Зияда, верховного главнокомандующего силами Омейядов, для казни за его причастность к смерти Хусейна. Бой начался в среду, 4 января. [ д ] Ибн Сурад разделил кающихся на три группы, отправив две атаковать фланги Омейядов, а сам остался в центре. В первый день Кающиеся смогли дать отпор Омейядам, но на следующий день Ибн Зияд отправил Шурахбиля обратно в бой под командованием Ибн Нумайра, и численное превосходство армии Омейядов начало преобладать. Несмотря на то, что «Кающиеся» удержали позиции, они понесли серьёзные потери. [ 20 ] На третий день боя они были полностью окружены. Ибн Сурад приказал своим людям спешиться и двинуться пешком, чтобы вступить в бой один на один. Армия Омейядов начала обстреливать их стрелами, и кающиеся были почти уничтожены. Ибн Сурад пал от выстрела стрелы, а из оставшихся четырех командиров трое были убиты один за другим. Наконец, знамя кающихся перешло к последнему командиру, Рифаа ибн Шаддаду. [ 21 ] В этот момент кающиеся получили известие, что их сторонники из аль-Мадаина и Басры собираются присоединиться к ним. [ 22 ] но к настоящему времени они были полностью уничтожены, поэтому вместо того, чтобы ждать подкрепления, Рифаа отступил с несколькими выжившими и ночью сбежал в Аль-Каркисию. [ 21 ]
Последствия
[ редактировать ]Небольшое количество выживших кающихся грешников испытывало угрызения совести за то, что не выполнили свои обеты жертвоприношения. [ 13 ] Они перешли, чтобы присоединиться к другому проалидскому лидеру, Мухтару аль-Такафи , которому губернатор Омейядов ранее не позволил оказать помощь Хусейну в битве при Кербеле. Мухтар критиковал движение кающихся за отсутствие у него организации и политической программы. После ухода Ибн Сурада Мухтар стал бесспорным лидером сторонников Алида Куфана. У него были долгосрочные планы и более организованное движение; он присвоил лозунг кающихся «Месть за Хусейна», но также выступал за создание халифата Алидов во имя сына Али Мухаммада ибн аль-Ханафии . [ 23 ] В отличие от «Кающихся», которые были чисто арабским движением, Мухтар также обращался к местным новообращенным неарабам ( мавали ). Кроме того, ему удалось привлечь на свою сторону влиятельного военачальника и вождя Наха племени Ибрагима ибн Малика аль-Аштара . [ 24 ] Объединив свои силы, он захватил Куфу, а, следовательно, и ее восточные и северные владения, в октябре 685 года. Позже он послал значительно большую и профессиональную армию численностью 13 000 человек, состоящую в основном из пехоты, под командованием Ибн аль-Аштара, для борьбы с Омейядами. Ибн аль-Аштар уничтожил армию Омейядов в битве при Хазире и убил Ибн Зияда, Ибн Нумайра и Шурахбиля. [ 25 ] Мухтар контролировал большую часть Ирака, части Джазиры , Арминии , а также части западного и северного Ирана ( Адхарбайджан и Джибаль ). [ 26 ] [ 27 ] до того, как он был убит зубайридским губернатором Басры Мусабом ибн аз-Зубайром в апреле 687 года. [ 28 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Основным источником движения кающихся является работа иракского историка Абу Михнафа (умер в 774 г.). [ 1 ] [ 2 ] По мнению историка Гернота Роттера, рассказ Абу Михнафа, которого обычно считают надежным, в этом отношении не совсем достоверен. [ 3 ]
- ^ Политические сторонники четвертого халифа Али и его потомков (Алидов).
- ^ Омейяды линии Муавии и Язида; потомки Абу Суфьяна
- ↑ По мнению Роттера, эта дата вымышленная, и битва должна была состояться летом 685 года. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Веллхаузен 1901 , с. 74.
- ^ Роттер 1982 , с. 93.
- ^ Jump up to: а б Крысы 1982 , с. 98.
- ^ Jump up to: а б Хоутинг 2000 , с. 46.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. 140–145.
- ^ Хоутинг 2000 , с. 47.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. 145–146.
- ^ Дафтари 1990 , стр. 49–50.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. 146–147.
- ^ Хальм 1997 , стр. 17–18.
- ^ Дафтари 1990 , с. 51.
- ^ Джафри 2000 , с. 217.
- ^ Jump up to: а б Веллхаузен 1901 , с. 73.
- ^ Доннер 2010 , стр. 182–183.
- ^ Кеннеди 2001 , с. 32.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди 2001 , стр. 27–28.
- ^ Джафри 2000 , стр. 217–218.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди 2001 , с. 28.
- ^ Jump up to: а б Хоутинг 1989 , с. 143.
- ^ Хоутинг 1989 , с. 144.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди, 2001 , стр. 28–29.
- ^ Хоутинг 1989 , с. 147.
- ^ Доннер 2010 , с. 183.
- ^ Дафтари 1990 , с. 52.
- ^ Веллхаузен 1901 , с. 84.
- ^ Доннер 2010 , с. 185.
- ^ Закери 1995 , с. 207.
- ^ Доннер 2010 , с. 185–186.
Источники
[ редактировать ]- Дафтари, Фархад (1990). Исмаилиты: их история и доктрины . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-37019-6 .
- Доннер, Фред М. (2010). Мухаммед и верующие у истоков ислама . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-05097-6 .
- Хоутинг, GR , изд. (1989). История ат-Табари, том XX: Крах власти Суфьянидов и приход Марванидов: халифаты Муавии II и Марвана I и начало халифата Абд аль-Малика, 683–685 гг. Н.э./64 г. хиджры 66 . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-88706-855-3 .
- Хоутинг, Джеральд Р. (2000). Первая династия ислама: Халифат Омейядов, 661–750 гг. Н.э. (второе изд.). Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-24072-7 .
- Хальм, Хайнц (1997). Шиитский ислам: от религии к революции . Перевод Эллисон Браун. Принстон: Издательство Маркуса Винера. ISBN 1-55876-134-9 .
- Джафри, С.М. (2000). Истоки и раннее развитие шиитского ислама . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 0195793870 .
- Кеннеди, Хью (2001). Армии халифов: армия и общество в раннем исламском государстве . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-25093-5 .
- Роттер, Гернот (1982). Омейяды и Вторая гражданская война (680–692 гг.) (на немецком языке). Висбаден: Немецкое восточное общество. ISBN 9783515029131 .
- Веллхаузен, Юлиус (1901). Религиозно-политические оппозиционные партии в древнем исламе (на немецком языке). Берлин: Книжный магазин Вайдмана. ОСЛК 453206240 .
- Веллхаузен, Юлиус (1927). Арабское королевство и его падение . Перевод Маргарет Грэм Вейр. Калькутта: Калькуттский университет. OCLC 752790641 .
- Закери, Мохсен (1995). Сасанидские солдаты в раннем мусульманском обществе: истоки айярана и футуввы . Висбаден: Отто Харрассовиц. ISBN 978-3-447-03652-8 .