Абд аль-Азиз ибн Марван
Абд аль-Азиз ибн Марван Абдул Азиз бин Марван | |
---|---|
Губернатор Египта | |
В офисе 685–705 | |
Предшественник | Абд ар-Рахман ибн Утба |
Преемник | Абдаллах ибн Абд аль-Малик |
Личные данные | |
Умер | 12 мая 705 г. Шляпа |
Супруги |
|
Дети |
|
Родители |
|
Родственники | Абд аль-Малик (брат) Аль-Валид I (племянник и зять) |
Резиденция(а) | Фустат (685–690) Хулван (690–705) |
Религия | ислам |
Военная служба | |
Верность | Омейядский халифат |
Лет службы | 684–685 |
Битвы/войны | |
Абд аль-Азиз ибн Марван ибн аль-Хакам ( арабский : عَبْدِ الْعَزِيز بْنِ مَرْوَان بْنِ الْحَكَم , романизированный : ʿАбд аль-Азиз i ибн Марван ибн аль-Хакам (умер 12 мая 705 г.) был губернатором Омейядов и фактическим наместником Египта г. между 685 и его смерть. Он был назначен своим отцом, халифом Марваном I ( годы правления 684–685 ). Правление Абд аль-Азиза было отмечено стабильностью и процветанием, отчасти из-за его тесных связей и зависимости от арабских военных поселенцев Фустата . Под его руководством и наблюдением армия под предводительством Мусы ибн Нусайра завершила мусульманское завоевание Северной Африки . Он был отстранен от линии преемственности халифского престола и, во всяком случае, умер раньше своего брата, халифа Абд аль-Малика ( годы правления 685–705 ). Однако один из сыновей Абд аль-Азиза, Умар , стал халифом в 717 году.
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Абд аль-Азиз был сыном видного омейядского государственного деятеля Марвана ибн аль-Хакама и одной из его жен, Лейлы бинт Заббан ибн аль-Асбах из племени Бану Калб . [ 1 ] Абд аль-Азиз, возможно, посещал Египет, когда провинцией управлял Маслама ибн Мухаллад (667–682), назначенец Муавии I , основателя халифата Омейядов . [ 2 ] входил в состав посольства, В 682 году Абд аль-Азиз вместе со своим старшим сводным братом Абд аль-Маликом посланного Марваном к антиомейядскому мятежнику Абдаллаху ибн аз-Зубайру в Мекку . [ 2 ] Когда жители Медины , где проживала семья Омейядов, восстали против преемника Муавии, халифа Язида I ( годы правления 680–683 ), и осадили Омейядов в 683 году, Абд аль-Азиз не упоминается как присутствовавший. [ 2 ] Историк Вильгельм Бартольд предполагает, что он мог находиться в то время в Египте. [ 2 ]
Ибн аз-Зубайр объявил себя халифом и получил широкое признание после смерти Язида в 683 году. Летом 684 года, когда Марван был избран халифом поддерживающими Омейядов племенами в Сирии , главным из которых был Бану Кальб, Абд аль- Азиз был в компании своего отца. [ 2 ] Он сражался вместе со своим отцом и Бану Кальб против сторонников Ибн аз-Зубайра в Сирии, ад-Даххака ибн Кайса аль-Фихри и племен Кайса в последующей битве при Мардж Рахите недалеко от Дамаска в августе. Абд аль-Азиз был сброшен с лошади во время битвы, которая закончилась сокрушительной победой Омейядов и Кальбитов. [ 3 ] После этого он сыграл ведущую роль в завоевании Египта Марваном у его губернатора Зубайрида Абд ар-Рахмана ибн Утбы , выступая в качестве командира контингента, который переправился в провинцию через Синайский полуостров через на Красном море портовый город Айла . [ 2 ] Там он столкнулся с Ибн Джахдамом и его заместителем Зухайром ибн Кайсом , последний позже перешел на сторону Абд аль-Азиза. [ 4 ] После того, как Марван вернулся в Сирию, он назначил Абд аль-Малика своим преемником, за которым последует Абд аль-Азиз. Абд аль-Малик стал халифом после смерти Марвана в апреле 685 года. [ 5 ] [ 6 ]
Губернатор Египта
[ редактировать ]Абд аль-Азиз наиболее известен своим двадцатилетним пребыванием на посту губернатора ( амира ) Египта с 685 г. н.э. ( 65 г. хиджры ) до своей смерти в 705 г. н.э. (86 г. хиджры). [ 7 ] Он был назначен на этот пост Марваном после того, как Марван покинул Египет и направился в Сирию в феврале 685 года. [ 2 ] Он пользовался широкой автономией в управлении Египтом и действовал как фактический наместник страны. [ 7 ] Абд аль-Азиз также руководил завершением мусульманского завоевания Северной Африки ; он назначил Мусу ибн Нусайра на свой пост губернатором Ифрикии . [ 8 ]
Основание Хулвана и строительные работы в Фустате
[ редактировать ]В первые годы своего правления Абд аль-Азиз проживал главным образом в Фустате , оставив его только для двух визитов ко двору халифа в Дамаске и четырех визитов в Александрию . [ 8 ] Фустат был столицей провинции, основанной в 640-х годах арабским завоевателем и первым правителем исламского Египта Амром ибн аль-Асом . Абд аль-Азиз был крупным покровителем архитектурных проектов, и его правление ознаменовало расцвет строительных работ в городе эпохи Омейядов. [ 9 ] Под его руководством было построено несколько домов, дворцов, крытых рынков и фонтанов. [ 9 ]
Абд аль-Азиз полностью перестроил и расширил мечеть Амр ибн аль-Ас Фустата , общинную мечеть . [ 9 ] К западу, в 686/87 г. [ 10 ] он построил Дар аль-Мудхахаба (Позолоченный дворец). [ 2 ] Жилой комплекс был также известен в современных арабских источниках как аль-Мадина (Город), что указывает на его размер: площадь до 4–5 гектаров (9,9–12,4 акра), включая сады. В состав комплекса входило несколько зданий высотой не менее двух этажей. [ 10 ] Он выходил на Нил и, вероятно, включал в себя дом и прилегающую к нему землю высокопоставленного чиновника Хариджи ибн Худхафы (ум. 661), которую Марван купил у сына Хариджи за 10 000 золотых динаров . [ 11 ]
По мнению историка Владислава Кубяка, Дар аль-Байда (Белый дворец), построенный Марваном в Фустате, возможно, считался Абд аль-Азизом неподходящим для человека его ранга, и новый дворец стал официальной резиденцией египетских Марванидов. (потомки халифа Марвана). [ 10 ] Он построил баню в городе, названном в честь своего сына Заббана, которому она была дарована. Баня стала предметом знаменитого стиха:
У кого в душе есть место белому, пусть будет это белое в бане Заббана.
У него нет ни дыхания, ни ресниц, однако он является идолом в творении человека. [ 12 ]
Во время правления Абд аль-Азиза было построено как минимум четыре крытых рынка, каждый из которых специализировался на определенном виде товаров. [ 13 ] В августе/сентябре 688 года он также построил мост Кантара через Халидж Амир аль-Муминин (Канал Повелителя правоверных ), который проходил через Фустат и соединял Гелиополь (Айн-Шамс) с Нилом. [ 14 ] Мост, расположенный в районе Хамра аль-Кусва, вероятно, предназначался для обслуживания главной транспортной дороги в Фустате, и его остатки все еще были видны в 12 веке. [ 15 ] Это был один из многих мостов, построенных в городе Абд аль-Азизом. [ 16 ]
Когда чума поразила Фустата в 689 или 690 году, [ 8 ] [ 2 ] Абд аль-Азиз перенес свою резиденцию и резиденцию правительства примерно в 20 км (12 миль) к югу от города и основал Хулван . [ 2 ] [ 17 ] По словам египетского историка XV века аль-Макризи , Абд аль-Азиз переехал из-за наводнения в Фустат в 690 году и выбрал место Хулвана для своей новой столицы, потому что его высота составляет 35 метров (115 футов) над берегами реки. Нил находился выше линии паводка реки. [ 17 ] По словам Кубиака, с основанием Хулвана начался обычай создания «городов-спутников-резиденций», который, по словам Кубиака, «повторялся бесчисленное количество раз более поздними правителями в различных регионах исламского мира». [ 18 ]
Абд аль-Азиз построил в Хулване мечеть, ряд церквей (см. ниже) и дворцов, а также посадил виноградники и пальмы. [ 17 ] Он воздвиг в новом городе нилометр , хотя его заменил нилометр, построенный на острове Ар-Рауда на реке Нил в 715 году. [ 17 ] Халван был хорошо известен своими стеклянными павильонами, которым покровительствовал губернатор, и искусственным озером, питаемым акведуком. [ 19 ] Процветание города при Абд аль-Азизе высоко оценил поэт Убайд Аллах ибн Кайс ар-Рукайят. [ 17 ]
Внутренние дела
[ редактировать ]Абд аль-Азиз оказался способным губернатором. [ 20 ] и его правление было периодом мира и процветания, отмеченным его примирительным и кооперативным отношением к лидерам местных арабских поселенцев ( джунд ). На протяжении всего своего пребывания в должности Абд аль-Азиз полагался на них, а не на сирийцев , которые в других местах были главной опорой режима Омейядов. [ 21 ]
Абд аль-Азиз был известен своей щедростью. Египетский историк X века аль-Кинди цитирует сообщение о том, что он организовал установку тысячи мисок с едой вокруг своего дворца и еще сто мисок поставлял племенным поселенцам Фустата, причем и то, и другое ежедневно. [ 22 ] Эти чаши также упоминаются в известной хвалебной речи Ибн Кайса ар-Рукайята:
Это сын Лейлы, Абд аль-Азиз: в Бабилюне [Вавилонской крепости]
его миски с едой переполнены. [ 23 ]
По словам аль-Кинди, Абд аль-Азиз ввел в Египте исламский ритуал, состоящий из посиделок, проводимых в мечетях во время послеобеденных молитв на девятый день Зу аль-Хиджа , Дня Арафа . [ 24 ] Абд аль-Азиз выступил против повышения налогового бремени для новообращенных мусульман из числа коренного населения. Абд аль-Малик призвал его последовать примеру халифа-губернатора Ирака и восточного халифата аль-Хаджаджа ибн Юсуфа , который ввел подушный налог ( джизью ) на жителей своей провинции даже после их обращения в ислам. Ислам. Вместо этого Абд аль-Азиз последовал совету кади ( главного исламского судьи) и казначея Египта Абд ар-Рахмана ибн Хубайры и не применил эту меру. [ 25 ] [ 26 ]
Средневековый египетский историк Ибн Абд аль-Хакам (ум. 971) сообщает, что у Абд аль-Азиза была копия Корана, отличная от версии аль-Хаджаджа, которая была ему отправлена. [ 27 ] Утверждается, что исправленная версия содержала грамматические исправления и была унаследована последовательно сыном Абд аль-Азиза Абу Бакром, а затем дочерью Абд аль-Азиза Асмой и сыном аль-Хакамом. [ 28 ] Писатель из Багдада Абу Убайд Аллах аль-Марзубани (ум. 995) похвалил Абд аль-Азиза за продвижение арабского языка. Вызвав недопонимание своим ошибочным произношением арабского языка, Абд аль-Азиз постарался научиться правильному произношению и позже сделал подарки своим просителям в зависимости от их владения арабским языком. [ 29 ]
Отношения с христианами
[ редактировать ]X века По словам мелькитского христианского патриарха Евтихия Александрийского , Абд аль-Азиз разрешил своим слугам-мелькитам основать небольшую церковь в Хулване, посвященную Святому Георгию . [ 30 ] Одному из секретарей губернатора -якобита Афанасиосу также было разрешено построить церковь в непосредственной близости от Вавилонской крепости (Каср аш-Шам) в окрестностях Фустата. [ 30 ]
Помимо личных благосклонностей к христианам своего круга, Абд аль-Азиз проводил ограничительную политику в отношении коренного христианского населения Египта. В 693/94 году во время одного из своих визитов в Александрию он арестовал христианских лидеров города и разогнал их по деревням и сельским районам страны. Затем он обязал каждый район платить налоги в соответствии с урожайностью его полей и садов. [ 31 ] [ 32 ] Абд аль-Азиз приказал своему сыну аль-Асбаху провести перепись всех монахов провинции, наложил на каждого из них подушный налог в размере одного золотого динара, от которого они ранее были освобождены, и запретил набор новых монахов. . [ 33 ] [ 34 ] Он также внимательно следил за выборами коптских патриархов и обязал патриархов [ нужны разъяснения ] занять свое место в Хулване. [ 35 ] Публичная демонстрация христианских символов была запрещена, а христианский источник сообщает, что Абд аль-Азиз приказал уничтожить все кресты в Египте. [ 36 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Марван назвал Абд аль-Азиза своим вторым наследником после Абд аль-Малика. Последний, однако, хотел, чтобы его сын аль-Валид I ( годы правления 705–715 ) стал его преемником, и Абд аль-Азиза убедили не возражать против этого изменения. [ 20 ] В действительности Абд аль-Азиз умер 12 мая 705 г. н. э. (13 джумада I 86 г. хиджры), за четыре месяца до Абд аль-Малика. [ 35 ] Абд аль-Азиза на посту губернатора сменил сын Абд аль-Малика Абдаллах , целью которого было восстановить контроль халифата над провинцией и, по словам историка Хью Н. Кеннеди , «устранить все следы правления Абд аль-Азиза». администрация». [ 37 ]
Благодаря своим крупным архитектурным работам в Фустате и Хульване, примерно совпадающим с периодом самых ранних этапов монументальной исламской архитектуры при халифах Абд аль-Малике и аль-Валиде I, Кубиак называет Абд аль-Азиза, возможно, «истинным отцом исламской архитектуры». ". [ 9 ] Его патронажная деятельность положила начало тенденции, которую продолжили более поздние губернаторы и халифы. [ 38 ] Хотя за время своего правления он тратил большие суммы денег, личный образ жизни Абд аль-Азиза был аскетичным. [ 2 ] После смерти он оставил относительно небольшое состояние в 7000 золотых динаров (по словам его казначея) и рваную одежду. [ 2 ] В знак своего благочестия он заявил на смертном одре, что желает быть простым погонщиком, бродящим по Хиджазу (западная Аравия), человеком ничтожным или сборищем праха. [ 39 ]
Семья и потомки
[ редактировать ]По словам историка Ибн Саада (ум. 845), у Абд аль-Азиза были дети от трех жен и двух рабынь. [ 40 ] Он женился на Умм Асим бинт Асим, внучке халифа Умара ( годы правления 634–644 ), когда они оба проживали в Дамаске в ок. 684–685 . [ 41 ] Абд аль-Азиз высоко ценил эту супружескую связь с семьей бывшего халифа и потратил на свадьбу 400 золотых динаров. [ 41 ] Хотя Ибн Саад насчитывает четырех сыновей от Умм Асим — Асима, Умара , Абу Бакра и Мухаммада. [ 42 ] - аль-Баладхури и Ибн Абд аль-Хакам считают двоих: Абу Бакра Асима и Умара II. [ 43 ] Через двенадцать лет после смерти Абд аль-Азиза Умар был назначен халифом и правил до 720 года. [ 35 ]
От другой жены, Умм Абдаллах бинт Абдаллах, внучки Амра ибн аль-Аса, у Абд аль-Азиза были сыновья Сухайль и Сахль, а также дочери Сахла и Умм аль-Хакам. [ 40 ] [ 42 ] [ 44 ] От третьей жены, Лейлы бинт Сухайль, у него родилась дочь Умм аль-Банин . [ 42 ] Абд аль-Азиз также был женат на Хафсе, дочери Асмы бинт Абд ар-Рахмана ибн аль-Хариса из известного курайшитского клана Бану Махзум . [ 45 ]
Пятеро его детей, включая старшего сына аль-Асбаха, родились от рабынь. [ 40 ] По словам египетского историка аль-Кинди (ум. 961), Абд аль-Азиз назначил аль-Асбага временным губернатором Александрии, а во время визита Абд аль-Азиза в Сирию в 695 году - своим заместителем на всей территории Александрии. Египет. [ 22 ] Абд аль-Азиз рассчитывал, что аль-Асбах, на которого он питал надежды на халифскую преемственность, станет его преемником на посту губернатора Египта, превратив провинцию в наследственный придаток его семьи, но аль-Асбах умер за несколько месяцев до того, как Абд аль-Азиз -Азиз. [ 37 ]
Среди других сыновей Абд аль-Азиза от его рабынь были Заббан и Джузай. [ 42 ] Последний был одним из первых Омейядов, переехавших в Аль-Андалус (Иберийский полуостров, где в 756 году был основан эмират Омейядов ) после революции Аббасидов в 750 году, переехав вскоре после падения последнего халифа Омейядов Марвана. II ( годы правления 744–750 ). [ 46 ] Джузай умер в 757 году и оставил в Кордове нескольких потомков . Потомки Заббана обосновались в Ньебле , и один из них застроил площадь Сувайкат аз-Заббанияин в Кордове. [ 47 ] Ибн Абд аль-Хакам отмечает третью рабыню греческого или коптского происхождения по имени Мария. [ 48 ] от которого у Абд аль-Азиза родился сын по имени Мухаммед. В честь Марии Абд аль-Азиз построил в Фустате дворец под названием Каср Мария (Дворец Марии). [ 49 ]
Потомки Абд аль-Азиза оставались влиятельными в египетских делах до начала периода Аббасидов . [ 50 ] Внуки Абд аль-Азиза Мухаммад и Амр, оба сыновья Сала, несколько раз упоминаются в традиционных исламских источниках. [ 51 ] и Амр считался среди сторонников алидского мятежника Абдаллаха ибн Муавии, когда последний бежал из Мерва в Египет в 747 году. [ 52 ]
Сразу после революции Аббасидов внук Абд аль-Азиза Умар ибн Сухайль и правнук Иса ибн аль-Валид ибн Умар были депортированы в Калансуву из Египта и казнены, а его внуки Марван ибн аль-Асбах, Абд аль-Малик ибн Аби Бакр и аль-Асбах ибн Заббан были убиты в резне семьи Омейядов в Нахр Аби Футрус . [ 53 ] Его внуки Асим и Умар (оба сыновья Абу Бакра) и сыновья Асима, Маслама, Абан и Абд аль-Малик, нашли безопасность среди коптских жителей Верхнего Египта, но были помилованы губернатором Аббасидов Салихом ибн Али и вернулись в Фустат. [ 54 ] Правнук Абд аль-Азиза, аль-Асбах ибн Суфьян ибн Асим, поддерживал аббасидского халифа аль-Мансура ( годы правления 754–775 ) в Египте. [ 55 ] а другой правнук, Дихья ибн Мусаб ибн аль-Асбах, возглавил восстание в стране против халифа аль-Хади ( годы правления 785–786 ). [ 56 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фишбейн 1990 , с. 162.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Бартольд 1971 , стр. 72.
- ^ Хоутинг 1989 , с. 62.
- ^ Хури 2002 , с. 559.
- ^ Майер 1952 , с. 185.
- ^ Босворт 1991 , с. 622.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди 1998 , стр. 65, 70–71.
- ^ Jump up to: а б с Кеннеди 1998 , с. 71.
- ^ Jump up to: а б с д Кубяк 1987 , с. 123.
- ^ Jump up to: а б с Кубяк 1987 , стр. 45, 128.
- ^ Кубяк 1987 , стр. 44–45, 116.
- ^ Hilloowala 1998 , с. 107.
- ^ Кубяк 1987 , с. 127.
- ^ Кубяк 1987 , стр. 111, 116.
- ^ Кубяк 1987 , стр. 111–112, 116, 120.
- ^ Кубяк 1987 , с. 116.
- ^ Jump up to: а б с д и Джонс 1971 , с. 572.
- ^ Кубяк 1987 , с. 42.
- ^ Кубяк 1987 , с. 128.
- ^ Jump up to: а б Зеттерштён 1960 , с. 58.
- ^ Кеннеди 1998 , стр. 70–71.
- ^ Jump up to: а б Мухаммад ибн Юсуф аль-Кинди 1912 , с. 51.
- ^ Фишбейн 1990 , с. 162, примечания 587–589.
- ^ Мухаммад ибн Юсуф аль-Кинди 1912 , с. 50.
- ^ Ибн Абд аль-Хакам 1922 , с. 156.
- ^ Деннетт 1950 , с. 76.
- ^ Кубяк 1987 , с. 102.
- ^ Hilloowala 1998 , с. 112.
- ^ Ученые биографии Абу Убайдаллы аль-Марзубани: в обзоре Хафиха аль-Ягмури. Под редакцией Рудольфа Зельхейма. Ф. Штайнер Верлаг, Висбаден, 1964, с. 3.
- ^ Jump up to: а б Евтихий Александрийский 1909 , с. 41.
- ^ Беккер 1902 , с. 98.
- ^ Деннетт 1950 , с. 75.
- ^ Беккер 1902 , с. 99.
- ^ Деннетт 1950 , с. 5, 73.
- ^ Jump up to: а б с Бланкиншип, Халид Яхья (2009). «Абд аль-Азиз б. Марван» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_22584 . ISSN 1873-9830 .
- ^ Робинсон 2005 , с. 80.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди 1998 , стр. 71–72.
- ^ Кубяк 1987 , с. 124.
- ^ Бартольд 1971 , стр. 73.
- ^ Jump up to: а б с Мухаммад ибн Саад 1904–1940 , стр. 9–11.
- ^ Jump up to: а б Бартольд 1971 , стр. 71.
- ^ Jump up to: а б с д Бьюли 2000 , с. 153.
- ^ Sijpesteijn 2014 , с. 183, примечание 31.
- ^ Sijpesteijn 2014 , с. 183.
- ^ Ахмед 2010 , с. 124.
- ^ Ускиза Бартоломе 1992 , с. 423.
- ^ Суббота 1957 , с. 83.
- ^ Кубяк 1987 , стр. 96, 169.
- ^ Ибн Абд аль-Хакам 1922 , с. 112.
- ^ Кеннеди 1998 , стр. 77–78.
- ^ Sijpesteijn 2014 , с. 184.
- ^ Sijpesteijn 2014 , с. 184, примечание 34.
- ^ Каэтани 1923 , с. 23.
- ^ Каэтани 1923 , стр. 22–23.
- ^ Маколифф 1995 , с. 236.
- ^ Ахмед 2007 , с. 440, примечание 151.
Библиография
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Бьюли, Аиша (2000). «Жители Медины», Мухаммад ибн Саад, Том 2 . Издательство Та-Ха. ISBN 9781897940907 .
- Евтихий Александрийский (1909). Чейхо, Л.; Карра де Во, Б. (ред.). Анналы Том. VIII. Бейрут: CSCO, арабские писатели.
- Фишбейн, Майкл, изд. (1990). История ат-Табари, Том XXI: Победа Марванидов, 685–693 гг. Н. Э. / 66–73 гг . Хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-0221-4 .
- Мухаммад ибн Юсуф аль-Кинди (1912). Гость, Рувон (ред.). Китаб аль-Влат ва-Китаб аль-Кудат . Лейден: Брилл.
- Хоутинг, GR , изд. (1989). История ат-Табари, том XX: Крах власти Суфьянидов и приход Марванидов: халифаты Муавии II и Марвана I и начало халифата Абд аль-Малика, 683–685 гг. Н.э./64 г. хиджры 66 . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-88706-855-3 .
- Хиндс, Мартин , изд. (1990). История ат-Табари, том XXIII: Зенит дома Марванидов: последние годы Абд аль-Малика и халифата аль-Валида, 700–715 гг. Н. Э. / 81–95 гг. Хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-88706-721-1 .
- Маколифф, Джейн Даммен , изд. (1995). История ат-Табари, Том XXVIII: Подтверждение власти Аббасидов: Ранние годы аль-Мансура, 753–763 гг. Н. Э. / 136–145 гг . Хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-1895-6 .
- Мухаммад ибн Саад (1904–1940). Сахау, Э. (ред.). Китаб ат-Табакат аль- Кабир Том. 5. Лейден.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Ибн Абд аль-Хакам (1922). Торри, Чарльз К. (ред.). Полная книга Египет ва- аббаруха Нью-Хейвен.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Вторичные источники
[ редактировать ]- Ахмед, Асад (2007). «Просопография и реконструкция истории Хиджази раннего исламского периода: случай семьи Авфидов» . В Китс-Рохане, KSB (ред.). Просопографические подходы и приложения: Справочник . Оксфорд: Prosoprograpica et Genealogica. стр. 415–458. ISBN 978-1-900934-12-1 .
- Ахмед, Асад К. (2010). Религиозная элита раннего исламского Хиджаза: пять просопографических тематических исследований . Отделение просопографических исследований колледжа Линакр Оксфордского университета. ISBN 9781900934138 .
- Бартольд, WW (1971). «Халиф Умар II и противоречивые сведения о его личности» . Исламский ежеквартальный журнал . 15 . Перевод Яна В. Верихо: 69–104.
- Беккер, Карл Генрих (1902). Вклад в историю Египта под исламом (на немецком языке). Страсбург: Трюбнер.
- Бланкиншип, Халид Яхья (2009). «Абд аль-Азиз б. Марван» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- Босворт, CE (1991). «Марван ибн аль-Хакам» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VI: Махк – Мид . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 621–623. ISBN 978-90-04-08112-3 .
- Каэтани, Леоне (1923). Общая хронография бассейна Средиземноморья и мусульманского Востока с 622 по 1517 год нашей эры: то есть от начала мусульманской эры до падения Египта под власть турок-османов (на итальянском языке). Рим: Акк. из Линкейцев.
- Дельгадо, Хорхе Лирола (1993). Военно-морская мощь Аль-Андалуса во времена халифата Омейядов . Гранада: Служба публикаций Университета Гранады. ISBN 84-338-1797-3 .
- Деннетт, Дэниел С. младший (1950). Преобразование и подушный налог в раннем исламе . Кембридж: Издательство Гарвардского университета.
- Хиллувала, Ясмин (1998). История завоевания Египта, представляющая собой частичный перевод « Футух Миср » Ибн Абд аль-Хакама и анализ этого перевода (PDF) (Диссертация). Университет Аризоны.
- Джонс, JMB (1971). "Хулван " В Льюисе, Б .; Зверинец, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 572. OCLC 495469525 .
- Кеннеди, Хью (1998). «Египет как провинция Исламского халифата, 641–868 гг.» . В Петри, Карл Ф. (ред.). Кембриджская история Египта, Том 1: Исламский Египет, 640–1517 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 62–85. ISBN 0-521-47137-0 .
- Хури, Р.Г. (2002). «Зухайр б. Кейс» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том XI: W – Z. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 559. ИСБН 978-90-04-12756-2 .
- Кубяк, Владислав Б. (1987). Аль-Фустат: его основание и раннее городское развитие . Каир: Американский университет в Каире Press. ISBN 978-1-61797-741-1 .
- Майер, Луизиана (1952). «Ас-Синнабра». Израильский журнал исследований . 2 (3): 183–187. JSTOR 27924483 .
- Робинсон, Чейз Ф. (2005). Абд аль-Малик . Лондон: Публикации Oneworld. ISBN 978-1-85168-361-1 .
- Сабада, Элиас Терес (1957). «Арабские родословные в Аль-Андалусе» . Аль-Андалус (на испанском языке). 22 (1): 55–112. ISSN 0304-4335 .
- Сейпестейн, Петра М. (октябрь 2014 г.). «Ранний папирус Омейядов, приглашение на хадж». Журнал ближневосточных исследований . 73 (2): 179–190. дои : 10.1086/677240 . hdl : 1887/85169 . JSTOR 10.1086/677240 . S2CID 162233422 .
- Ускиса Бартоломе, Арансасу (1992). «Семья Омейядов в Аль-Андалусе». В Марине, Мануэла; Господи, Занон (ред.). Ономастически-биографические исследования Аль-Андалуса: V (на испанском языке). Мадрид: Высший совет научных исследований. стр. 373–432. ISBN 84-00-07265-0 .
- Зеттерштейн, К.В. (1960). «Абд аль-Азиз б. Марван» . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. OCLC 495469456 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мабра, Джошуа. Княжеская власть в государстве ранних Марванидов: жизнь Абд аль-Азиза ибн Марвана (ум. 86/705) . Gorgias Press : Пискатауэй, Нью-Джерси, 2017. ISBN 978-1-4632-0632-1