Абу аль-Умайтир ас-Суфьяни
Абу аль-Хасан Али ибн Абдаллах ибн Халид ибн Язид ибн Мухавия ибн Аби Суфьян , более известный как Абу аль-Умейтир ас-Суфьяни , был омейядским мятежником против правления Аббасидов в Сирии во время Четвертой мусульманской гражданской войны и самопровозглашенным мессией. который в 811 году попытался восстановить халифат Омейядов , свергнутый Аббасидами в 750 году. Он изгнал аббасидского губернатора Сирии Сулеймана ибн Аби Джафара из Дамаска и создал в городе квази-администрацию. Его притязания на халифат вскоре после этого получили признание в различных частях округов Дамаск , Хомс и Киннасрин , включая порт Сидон и город Хомс .
База поддержки Абу аль-Умейтира состояла из Бану Калб , исторически связанной с его суфьянидской ветвью семьи Омейядов, и более широкой племенной группы Яман , что ставило его в противоречие с соперниками Ямана, Кайсами . Преследование Кайсов в Дамаске привело к кампании вождя Кайси и сторонника Аббасидов Ибн Байхаса аль-Килаби с целью свержения Абу аль-Умайтира. Используя другого Омейяда, Масламу ибн Якуба, в качестве своего доверенного лица, его бойцы Кайси разбили и арестовали Абу аль-Умейтира в конце 812 или начале 813 года. Маслама потребовал халифат себе, что побудило Ибн Байхаса свергнуть его в конце 813 года. Абу аль -Умайтир и Маслама бежали из Дамаска и под защитой Калба удерживались в садах Гуты вокруг города, несмотря на попытки Ибн Байхаса захватить их. Абу аль-Умейтир умер естественной смертью, и его сторонники перешли к другому претенденту Омейядов на халифат, Саиду ибн Халиду аль-Фаддайни , подавление которого Ибн Байхасом стало последней крупной попыткой восстановить правление Омейядов в Сирии.
Жизнь и происхождение
[ редактировать ]Абу аль-Умайтир [ а ] был потомком халифов Язида I ( годы правления 680–683 ) и Муавии ибн Аби Суфьяна ( годы правления 661–680 ), принадлежавших к суфьянидской ветви династии Омейядов , основавшей и управлявшей Омейядским халифатом с 661 по 684. Дед Абу аль-Умейтира, Халид ибн Язид , был одно время претендентом на трон Омейядов, который вместо этого перешел к другой ветви семьи Омейядов, Марванидам, которые удерживали власть до свержения династии Аббасидами . в 750 году Его мать, Нафиса бинт Убайд Аллах ибн аль-Аббас, была правнучкой четвертого халифа Али ( годы правления 656–661 ). [ 2 ] Абу аль-Умейтир называл себя ибн Шейхаем Сиффином ( букв. « сын двух лидеров Сиффина » ), что является отсылкой к последующей битве при Сиффине в 657 году, когда Али и Муавия зашли в тупик в Первой мусульманской гражданской войне. . [ 3 ]
Абу аль-Умайтир, вероятно, родился во время правления омейядского халифа Хишама ибн Абд аль-Малика ( годы правления 724–743 ). [ 1 ] Он был относительно богат и владел двумя домами: один в районе Рахбат аз-Забиб или Рахбат аль-Басаль в Дамаске, а другой в своем поместье в деревне Меззе в районе садов Гуты , окружающем город. Меззе был оплотом племени Бану Кальб , старых союзников Суфьянидов, которые были известны как семейные ахвали (дяди по материнской линии) из-за их супружеских связей с халифами Муавией и Язидом. [ 4 ] Ученый человек с уважаемым характером и престижным происхождением, Абу аль-Умайтир передавал хадисы (традиции, приписываемые исламскому пророку Мухаммеду и его сподвижникам ) и исторические события ученикам Великой мечети Омейядов в Дамаске . [ 3 ] Сообщается, что он подарил муфтию Дамаска книгу хадисов, которую он составил, но муфтий сжег ее в знак протеста против более поздних претензий Абу аль-Умайтира на халифат. [ 1 ] В какой-то момент он был гостем при дворе аббасидского халифа аль-Махди ( годы правления 775–785 ) в Багдаде . [ 1 ]
Восстание
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]После революции Аббасидов принцы Омейядов были согнаны по всей Сирии и казнены, а могилы халифов Омейядов были эксгумированы, что было частью усилий новой правящей династии по уничтожению своих предшественников. Тем не менее, многие Омейяды выжили и продолжали проживать в Сирии, столичной провинции их бывшего халифата и их традиционной опоре власти. [ 5 ] При Аббасидах политическая и военная власть перешла к Ираку и восточному Халифату, а Сирия стала заброшенной провинцией, к жителям которой власти относились с подозрением. [ 6 ] Омейяды и их сторонники в Сирии стремились восстановить Халифат Омейядов и представляли постоянную угрозу халифам Аббасидов на протяжении нескольких десятилетий их правления. [ 5 ] [ 2 ]
В 750 году омейядский принц Абу Мухаммад ас-Суфьяни , внук брата Халида ибн Язида Абдаллаха аль-Усвара , возглавил восстание против Аббасидов при поддержке двух основных трибополитических фракций Сирии, Ямана и Кайса . . [ 7 ] До этого момента Яман и Кай были вовлечены в многолетнее соперничество за власть при дворе Омейядов и в армии, но оба рискуют потерять свое привилегированное положение при базирующихся в Ираке Аббасидах. [ 8 ] Восстание Абу Мухаммеда было подавлено, и он бежал из Сирии в Хиджаз (западная Аравия), где в конечном итоге был убит. [ 7 ] Другие князья Омейядов, такие как Суфьяниды, аль-Аббас ибн Мухаммад и Хашим ибн Язид, а также внук халифа Хишама Абан ибн Муавия , возглавили восстания против Аббасидов в Сирии и вдоль исламско-византийской границы около 750 г., но они также были подавлены. [ 9 ]
Через два года после смерти аббасидского халифа Харуна ар-Рашида в 809 году конфликт по поводу его преемственности между его сыновьями аль-Амином и аль-Мамуном завершился широкомасштабной гражданской войной, известной как Четвертая Фитна . Война вызвала вакуум власти в западных провинциях Халифата, включая Сирию, где многие представители племенной знати Кайси и Ямани отказались от верности Аббасидам, а местные лидеры городов по всей провинции изгнали своих представителей-аббасидов. В сельской местности общины стали жертвами бандитов и племен, известных как Завакиль . [ 10 ] Вакуум власти предоставил Омейядам возможность заявить о своих притязаниях на власть в Сирии. [ 2 ] Проомейядская фракция в Дамаске, состоявшая из членов клана Омейядов, связанных с ними мавали (неарабских клиентов или вольноотпущенников), кальби и других членов племени ямани, а также вождей племени Кайси и ученых, тайно распространяла пророчества о скором приходе Омейядов в Дамаске. Суфьяни , мессианский деятель из семьи Суфьянидов, который избавит Сирию от иракских Аббасидов. [ 11 ] Омейяды пользовались широкой поддержкой среди арабских племен, за исключением Ибн Байхаса аль-Килаби , стойкого приверженца Кайси и известного сторонника Аббасидов. Чтобы нейтрализовать его потенциальную оппозицию, они помогли убедить базирующегося в Дамаске генерал-губернатора Сирии, принца Аббасидов Сулеймана ибн Аби Джафара , заключить его в тюрьму. [ 12 ]
Претендуйте на халифат и управляйте из Дамаска
[ редактировать ]К этому моменту Абу аль-Умайтиру было восемьдесят или девяносто лет. [ 2 ] К нему обратились сторонники Омейядов, такие как Ибн Ваджх аль-Фалс, сын маула халифа аль -Валида I ( годы правления 705–715 ), чтобы взять на себя мантию руководства восстанием. [ 11 ] , эту роль, после некоторых колебаний, Абу аль-Умайтир «искусно использовал… с большой пользой» среди сирийцев Они убедили Абу аль-Умайтира в том, что он был суфийским мессией, и, по словам историка Пола М. Кобба . [ 13 ]
Проомейядские повстанцы напали на дворец Сулеймана ибн Аби Джафара, который бежал в Ирак с помощью Ибн Байхаса. [ 14 ] Абу аль-Умайтир приступил к захвату Зеленого дворца , построенного его предком Муавией, и использовал его в качестве своей правительственной резиденции. Присягу на верность ему как халифу собрали его сторонники среди жителей Дамаска, и он создал квази-администрацию. Он назначил кади (главным судьей) известного знатока хадисов Абу Мушира , потомка Гасанидов, известного пренебрежением к иракцам. Популярность Абу аль-Умайтира и Суфьянидов среди племен Калб и Ямани помогла им быстро завоевать лояльность сирийских городов и регионов, в которых доминировали эти племенные группы, таких как Хомс , лидеры которого изгнали Аббасидов в предыдущем году. [ 15 ] Ямани Киннасрина , такие как племя Танух , также признали его. [ 16 ] Подданство сирийских прибрежных городов, начиная с Сидона , было обеспечено сыном Ибн аль-Ваджха, который изгнал оттуда представителей Аббасидов, хотя портовый город Триполи устоял на стороне Аббасидов. [ 15 ]
Племена ямани, составлявшие ядро сил Абу аль-Умайтира, продолжили преследование своих коллег-кайси в Дамаске, чья поддержка Абу аль-Умайтира была менее восторженной. [ 17 ] Вялая реакция или неприятие племен и деятелей Кайси в конечном итоге привело к тому, что Абу аль-Умайтир подавил их. [ 16 ] Племя Кайси Бану Сулайм в Хурджулле, деревне недалеко от города, подверглось нападению, а их деревня была разграблена Абу аль-Умайтиром и ямани, когда они отказались выразить свою преданность ему. После этого Абу аль-Умайтир, курайшиты (племя, к которому принадлежали Омейяды и Аббасиды) и ямани устроили неистовство против каев внутри Дамаска, сжигая их дома. [ 18 ]
Кайсы обратились за поддержкой к Ибн Байхасу, который в ответ мобилизовал своих дибаба и нумайра соплеменников и мавали в Хауране для нападения на Абу аль-Умайтира в Дамаске. Абу аль-Умайтир, узнав об их приближении, послал своего родственника Омейядов Язида ибн Хишама атаковать их в Хауране. Кайсы были разбиты и рассеяны, но армия Язида приняла на себя удар, когда по возвращении в Дамаск на них напали местные жители или бедуины. Это подняло боевой дух Ибн Байхаса, который сплотил Кайсов, чтобы возобновить свою кампанию. Из своих лагерей в Гуте они осадили Дамаск. [ 19 ] Абу аль-Умайтир призвал своих сторонников освободить город, вызвав огромное количество дружественных войск из Сидона, Баальбека и долины Бекаа для подкрепления . Под командованием его сына аль-Касима и Ибн Ваджха аль-Фальса эти войска вступили в бой с силами Ибн Байхаса. Обе стороны понесли тяжелые потери в длительной битве, которая закончилась смертью аль-Касима и отступлением Ибн Байхаса к Хаурану. Смерть его сына побудила Абу аль-Умайтира приказать своим войскам под командованием его маулы аль-Мутамира ибн Мусы преследовать Ибн Байхаса. Хотя они получили преимущество на раннем этапе, подкрепление Кайси спасло Ибн Байхаса, и в последовавшем бою аль-Мутамир был убит, а проомейядские войска обратились в бегство. Это поражение стало поворотным моментом, когда позициям Абу аль-Умайтира в Дамаске был нанесен непоправимый удар. [ 20 ]
Арест, бегство и смерть
[ редактировать ]Ибн Байхас был слишком болен, чтобы продолжать кампанию, но назначил другого Омейяда, Масламу ибн Якуба, из исторически дружественной Кайси ветви Марванидов, которая управляла Халифатом с 684 по 750 год, чтобы возглавить Кайсов против Абу аль-Умейтира. Вместе с Нумайром, его родственниками и мавали Маслама возглавил нападение на Зеленый дворец и арестовал Абу аль-Умайтира. Скорее всего, это произошло в конце 812 или начале 813 года. Затем он созвал Омейядов в город, заставив их принести клятву верности ему как халифу. С санкции Масламы Кайи свергли господство Ямана в этом районе, захватив Мардж, пояс пастбищ, окружающих Гуту, а также восстановив и захватив жилые дома по всему городу. [ 20 ] Ибн Байхас с подозрением отнесся к амбициям Масламы, и Маслама также стал опасаться Ибн Байхаса, узнав о его выздоровлении. Последователи Масламы Кайси напали на Ибн Байхаса по его прибытии перед городскими воротами, но после боев племенная солидарность Кайси вынудила большую часть войск Масламы перейти на сторону Ибн Байхаса. [ 21 ] Ибн Байхас вошел в Дамаск в сентябре 813 года, слишком быстро, чтобы оставшиеся войска Масламы смогли организовать оборону. Войска, поддерживающие Омейядов, отступили к Зеленому дворцу, где Маслама освободил Абу аль-Умайтира, прежде чем оба скрылись, одетые как женщины, через ворота Баб аль-Джабия в крепость Калб в Меззе. [ 22 ]
При поддержке калбов в деревнях Меззе, Бейт-Лихья и Дарайя в Гуте Абу аль-Умайтир и Маслама выступили против Ибн Байхаса, которого Аббасиды признали правителем Дамаска. Маслама умер естественной смертью, и Абу аль-Умайтир возглавил погребальную молитву. Вскоре после этого Абу аль-Умайтир умер от старости и был похоронен в секретном месте своими сторонниками, опасавшимися, что Аббасиды осквернят его могилу, как они это сделали с могилами халифов Омейядов после того, как они захватили Сирию в 750 году. сторонники позже сплотились под началом другого мятежника Омейядов и претендента на халифат, Саида ибн Халида аль-Фаддайни , потомка халифа Усмана ( годы правления 644–656 ), который базировался в Балке (в Трансиордании ). Подавление восстания аль-Фаддайни Ибн Байхасом ознаменовало конец последней крупной попытки возродить Халифат Омейядов в Сирии. [ 23 ]
Генеалогическое древо претендентов Омейядов на халифат во время Четвертой мусульманской гражданской войны |
---|
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Маделунг 2000 , с. 328.
- ^ Перейти обратно: а б с д Маделунг 2000 , с. 327.
- ^ Перейти обратно: а б Кобб 2001 , с. 56.
- ^ Маделунг 2000 , стр. 327–329.
- ^ Перейти обратно: а б Кобб 2001 , с. 43.
- ^ Ламменс и Босворт 1997 , с. 265.
- ^ Перейти обратно: а б Кобб 2001 , стр. 47–48.
- ^ Кобб 2001 , с. 47.
- ^ Кобб 2001 , стр. 49–50.
- ^ Кобб 2001 , с. 57.
- ^ Перейти обратно: а б Маделунг 2000 , стр. 329–330.
- ^ Маделунг 2000 , стр. 330–331.
- ^ Кобб 2001 , стр. 56–57.
- ^ Маделунг 2000 , с. 331.
- ^ Перейти обратно: а б Маделунг 2000 , стр. 331, 333–334.
- ^ Перейти обратно: а б Кобб 2001 , с. 58.
- ^ Маделунг 2000 , стр. 334.
- ^ Маделунг 2000 , стр. 334–335.
- ^ Кобб 2001 , стр. 60–61.
- ^ Перейти обратно: а б Кобб 2001 , с. 61.
- ^ Кобб 2001 , с. 62.
- ^ Маделунг 2000 , с. 339.
- ^ Маделунг 2000 , стр. 340–341.
Библиография
[ редактировать ]- Кобб, Пол М. (2001). Белые знамена: раздор в Аббасидской Сирии, 750–880 гг . СУНИ Пресс. ISBN 978-0791448809 .
- Ламменс, Х. и Босворт, CE (1997). «Аль-Шам. 2. История. (а) До 1918 года» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IX: Без вещей . Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 978-90-04-10422-8 .
- Маделунг, Уилферд (2000). «Абул-Амайтар ас-Суфьяни». Иерусалимские исследования арабского языка и ислама . 24 : 327–341.