Яхья ибн Яхья аль-Гассани
Яхья ибн Яхья ибн Кайс аль-Гассани ( арабский : يحيى بن يحيى الغساني , латинизированный : Яхья ибн Яхья ибн Кайс аль-Гассани ; 684–750-е годы) был Омейядов правителем . Мосул во время правления халифа Умара II ( годы правления 717–720 ), передатчика хадисов (преданий и высказываний, приписываемых исламскому пророку Мухаммеду ) в Дамаске , где он провел большую часть своей жизни. Он был членом элитной семьи Гасанидов в Дамаске, и его потомки также были передатчиками хадисов в Дамаске еще в 9 веке.
Жизнь
[ редактировать ]Яхья родился в 684 году. [ 1 ] Он был сыном Яхьи ибн Кайса ибн Хариты ибн Амра (ум. 684), главы шурты ( сил безопасности) омейядского халифа Марвана I ( годы правления 684–685 ). [ 1 ] Они были членами племени Гасанидов , которое в VI веке служило федерациями Византийской империи в Сирии и приняло христианство. [ 2 ] Во время мусульманского завоевания Сирии многие Гасаниды под командованием вождя Джабалы ибн аль-Айхама бежали из региона вместе с отступающими византийскими армиями, но значительное число осталось и стало частью военной, политической и научной элиты Сирии и приняло ислам во время правления и халифата Сирии. Муавия ибн Аби Суфьян (640–680). [ 2 ] Семья Яхьи была отмечена как «благородная семья» дамасским историком Ибн Асакиром (ум. 1176). [ 1 ]
Халиф Умар II назначил Яхью губернатором Мосула и зависимых от него районов и оставался на этом посту до смерти халифа в 720 году. [ 3 ] После этого Яхья вернулся в Дамаск, где посвятил свою жизнь науке, в частности, как передатчик хадисов , а также как знаток исламского права, арабского языка и риторики. [ 4 ] называли его сайидом ахлем Димашком (повелителем Дамаска). Историки Ибн Асакир, Абу Зура (ум. 878) и Ибн Хаджар аль-Аскалани (ум. 1449) [ 1 ] Халиф Хишам ( годы правления 724–743 ) рассматривал Яхью на пост кади (главного исламского судьи) Дамаска , но вместо этого выбрал Язида ибн Аби Малика. [ 1 ]
Яхья умер в 749/50, 750/51 или 752/53 годах, в зависимости от источника. [ 3 ]
Потомки
[ редактировать ]Хотя Яхья был самым известным членом своей семьи, некоторые другие также были записаны как передатчики хадисов. [ 5 ] Его дядя по отцовской линии Сулейман ибн Кайс передал хадисы Мухаммеда через сподвижников последнего , включая Абу Дарду (ум. 652). [ 5 ] Сын Яхьи Хишам, внуки аль-Валид и Ибрагим, правнуки Ман (ум. 835) и Ахмад и праправнук Харита, последний из которых также был строителем бани в Иерусалиме , все передавшие хадисы и входили в состав дамасской научной элиты. [ 5 ]
Передатчик
[ редактировать ]Одним из повествований, выдвинутых Яхьей, было обнаружение мощей Иоанна Крестителя во время строительства мечети Омейядов в Дамаске по приказу халифа аль-Валида I ( годы правления 705–715 ). [ 5 ] Другим повествованием было оплакивание аббасидского халифа аль-Махди во время его визитов в Дамаск и Иерусалим о том, что Омейяды превзошли Аббасидов в отношении их мечети в Дамаске, Купола Скалы в Иерусалиме, халифа Умара II и их клиенты ( мавали ). [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Халек 2011 , с. 45.
- ^ Перейти обратно: а б Халек 2011 , стр. 43–44.
- ^ Перейти обратно: а б Форанд 1969 , с. 89.
- ^ Халек 2011 , стр. 45–46.
- ^ Перейти обратно: а б с д Халек 2011 , с. 46.
- ^ Халек 2011 , стр. 46–47.
Библиография
[ редактировать ]- Форанд, Пол Г. (январь – март 1969 г.). «Губернаторы Мосула согласно Тариху аль-Мавсилу аль-Азди». Журнал Американского восточного общества . 89 (1): 88–105. дои : 10.2307/598281 . JSTOR 598281 .
- Халек, Нэнси (2011). Дамаск после мусульманского завоевания: текст и изображение в раннем исламе . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-973651-5 .