Блуждающая матка
Блуждающая матка заключалась в убеждении, что смещённая матка является причиной многих медицинских патологий у женщин. [ 1 ] Эта вера впервые засвидетельствована в медицинских текстах Древней Греции. [ 2 ] но оно сохранялось в европейской академической медицине и популярной мысли на протяжении веков. Блуждающая матка как концепция была популяризирована доктором Эдвардом Джорденом . [ 3 ] который опубликовал «Удушение матери» в 1603 году. «Удушение матери» было первым текстом на темы блуждающей утробы и истерии, написанным на английском языке.
Происхождение
[ редактировать ]Вера в «блуждающее чрево» возникла еще в Древней Греции. Некоторые ученые утверждали, что оно возникло в Египте, но сейчас это опровергнуто. [ 2 ] Одно из описаний теории «блуждающей утробы» исходит от Аретея , врача из Каппадокии, который был современником Галена во 2 веке нашей эры. Он писал, что матка может смещаться с места и плавать внутри тела. В переводе Фрэнсиса Адамса (1856 г.) [ 4 ] это гласит:
Посредине боков женщин лежит матка, женский орган , очень напоминающий животное; ибо он перемещается сам по себе туда и сюда по бокам, также вверх по прямой линии ниже хряща грудной клетки, а также наклонно вправо или влево, либо к печени, либо к селезенке, и это также подвержен выпадению вниз, и, словом, совершенно беспорядочен. Он также наслаждается ароматными запахами и приближается к ним; и он испытывает отвращение к зловонным запахам и бежит от них; и в целом матка подобна животному внутри животного.
Греческое слово, переведенное здесь как «как животное внутри животного», лучше было бы перевести как «как живое существо внутри другого живого существа». [ 5 ] Вера в то, что матка может свободно двигаться, которую вызывает этот образ, была связана с использованием ароматерапии, чтобы побудить ее подниматься или опускаться внутри тела. Возможно, это было частью древних культурных верований Греции. [ 6 ] но самые ранние известные письменные описания этого явления находятся в текстах пятого и четвертого веков до нашей эры, связанных с именем Гиппократа . Считалось, что движение матки вызывает симптомы по всему телу, в зависимости от места назначения, куда матка перемещалась в поисках жидкости. [ 7 ]
Противоположные взгляды
[ редактировать ]Соран Эфесский, еще один врач второго века нашей эры, выступал против теории «блуждающего чрева». В описании того, что он назвал «истерическим удушьем» – удушьем, возникающим в матке, – Соран писал: «матка не выходит наружу, как дикое животное из логова, наслаждаясь ароматными запахами и спасаясь от неприятных запахов, а скорее стягивается вместе из-за стриктуры, вызванной воспалением». [ 8 ] Там, где Аретей использовал более нейтральное «живое существо», Соранус использовал термин «дикий зверь», Терион . Гален также настаивал на том, что матка была неподвижной и что симптомы были вызваны веществами, оставшимися внутри нее. [ 9 ] Это говорит о том, что Аретей среди врачей своего времени был необычным человеком, верившим в подвижную и одушевленную матку. Несмотря на то, что Соран был влиятельным писателем по гинекологии, а Гален был греко-римским писателем-медиком, оказавшим наибольшее общее влияние на медицину средневековья и эпохи Возрождения в Европе, вера в «блуждающую матку» сохранялась на протяжении веков, например, в Влиятельный трактат Эдварда Джордена 1603 года о предполагаемом околдовывании 14-летней Мэри Гловер. [ 10 ]
истерия
[ редактировать ]Идея состояния, называемого истерией, вызванного «блуждающей маткой», развилась из «истерического удушья» древнегреческих писателей. Исследователи-медики стали лучше понимать анатомию после изобретения микроскопов в 17 веке и клеточных исследований в 19 веке. Теория Зигмунда Фрейда о свободно плавающем бессознательном, «разуме внутри разума», была похожа на древнюю веру в «животное внутри животного». [ 11 ]
Эдвард Джорден , автор книги «Удушение матери», использовал истерию как объяснение загадочных медицинских явлений у молодых женщин. Он предполагал, что истерия, вызванная «блужданием» матки по телу, была источником колдовства, и часто председательствовал на судебных процессах, связанных с колдовством, в качестве эксперта по этому вопросу. В «Удушении матери» феномен истерии связан с такими действиями, как пение, смех, плач и удушье.
И «блуждающая матка», и «истерия» сегодня не используются в медицинских теориях.
См. также
[ редактировать ]- Древнегреческая медицина
- Роды и акушерство в древности
- Пролапс женских половых органов
- Гинекология
- Медицинские исследования
- Женщины в медицине
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «шаблон веб-страницы» . Academic.mu.edu . Проверено 31 декабря 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мерски, Гарольд; Поттер, Пол (1989). «Чрево еще лежало в древнем Египте». Британский журнал психиатрии . 154 (6): 751–753. дои : 10.1192/bjp.154.6.751 . ПМИД 2688786 . S2CID 38228923 .
- ^ Фицхаррис, Линдси (28 апреля 2017 г.). «Блуждающая утроба: женская истерия на протяжении веков» . Доктор Линдси Фитцхаррис . Проверено 31 декабря 2019 г.
- ^ Аретей из Каппадокии; Адамс, Фрэнсис (1 января 1856 г.). Сохранившиеся произведения Аретея Каппадокийца Лондон: Отпечатано для Сиденхэмского общества.
- ^ Гилман, Сандер Л. (1993). Истерия за пределами Фрейда . Издательство Калифорнийского университета. п. 26. ISBN 0520080645 .
- ^ Гилман, Сандер (1993). Истерия за пределами Фрейда . Издательство Калифорнийского университета. стр. 17–25. ISBN 0520080645 .
- ^ Гилман, Сандер (1993). Истерия за пределами Фрейда . Издательство Калифорнийского университета. стр. 18–20. ISBN 0520080645 .
- ^ Дин-Джонс, Лесли (1994). Женщины в классическом мире: образ и текст . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Оксфордского университета. п. 199.
- ^ Гилман, Сандер (1993). Истерия за пределами Фрейда . Издательство Калифорнийского университета. п. 41. ИСБН 0520080645 .
- ^ Гилман, Сандер (1993). Истерия за пределами Фрейда . Издательство Калифорнийского университета. стр. 116–118. ISBN 0520080645 .
- ^ Гилман, Сандер Л. (1993). Истерия за пределами Фрейда . Издательство Калифорнийского университета. п. 118. ИСБН 9780520080645 .