Jump to content

Женская медицина в древности

Мраморный рельеф из Остии Антики со сценой родов.

Роды и акушерство в классической античности (здесь имеется в виду древнегреко -римский мир ) изучались врачами Древней Греции и Рима. Их идеи и практика того времени сохранялись в западной медицине на протяжении веков, и многие темы можно увидеть в современном женском здоровье. Классическую гинекологию и акушерство первоначально изучали и преподавали в древнем мире в основном акушерки, но со временем к этой работе подключились и ученые-врачи обоих полов. Акушерство традиционно определяется как хирургическая специальность, занимающаяся уходом за женщиной и ее потомством во время беременности, родов и послеродового периода (выздоровления). Гинекология включает в себя медицинскую практику, занимающуюся здоровьем женских репродуктивных органов (влагалища, матки, яичников) и груди.

Акушерство и акушерство отличаются друг от друга, но частично совпадают в медицинской практике, ориентированной на беременность и роды. Акушерство подчеркивает нормальность беременности наряду с репродуктивным процессом. В классической античности начались попытки классифицировать различные области медицинских исследований, вошли в обиход термины гинекология и акушерство. Корпус Гиппократа , большая коллекция трактатов, приписываемых Гиппократу , включает ряд гинекологических трактатов, относящихся к классическому периоду.

Женщины как врачи

[ редактировать ]
Современная гравюра с изображением Агнодики , акушерки и акушерки, которая, согласно легенде, замаскировалась под мужчину, чтобы заниматься врачебной практикой.

В эпоху классической античности женщины практиковали врачами, но они были в меньшинстве и обычно ограничивались только гинекологией и акушерством. Аристотель оказал большое влияние на более поздних писателей-медиков в Греции, а затем и в Европе. Подобно авторам « Корпуса Гиппократа» , Аристотель пришел к выводу, что женская физиология фундаментально отличается от мужской, прежде всего потому, что женщины физически слабее и, следовательно, более склонны к симптомам, так или иначе вызванным слабостью, как, например, теория юморизма . Это убеждение утверждало, что и у мужчин, и у женщин есть несколько «юморов», регулирующих их физическое здоровье, и что у женщин «более крутой» юмор. [1] Авторы Корпуса Гиппократа указывали, что мужчины более рациональны, чем женщины, и что женская физиология делает их восприимчивыми к проблемам, которые могут вызвать симптомы иррациональности. [1] Продолжая исходить из предположения, что мужчины более рациональны, мужчины доминировали в профессии врача, профессии, требующей рациональных исследований и для которой, по их мнению, женщины не подходили.

Это не помешало женщинам стать врачами. Филиста была популярным профессором медицины, читавшим лекции из-за кулисы, чтобы ее красота не отвлекала студентов. [2] В Древней Греции у акушерок также была возможность получить дополнительную медицинскую подготовку, стать врачом-акушеркой, называемой в эллинистическую, римскую и византийскую эпоху иатромеей ( ιατρομαία). [3]

Женщины-врачи, возможно, предлагали специализации помимо гинекологии и акушерства, но недостаточно информации, чтобы узнать, насколько часто. Как акушеров и гинекологов, их, похоже, было много. Кодекс Юстиниана предполагал, что женщины-врачи должны быть в первую очередь акушерами. Первый медицинский текст, написанный женщиной — это Метродора , «О женских болезнях матки» . [4]

Во времена классической античности любой мог получить образование врача в одной из многочисленных медицинских школ/больниц — Асклепейоне . Обучение включало в себя в основном практическое применение, а также стажировку у других врачей. В эллинистическую эпоху Александрийская библиотека также служила медицинской школой, где проводились исследования и обучение на теле больных. Похоже также, что дети известных врачей, мужчины или женщины, также будут следовать медицинской профессии, продолжая семейную традицию. Например, Пантея, бывшая женой врача, сама стала им - образец, который также можно наблюдать в карьере Аурелии Александрии, Зосиме и Огюста. Огюст получила признание как главный врач своего города, этот титул получил и ее муж. Метилия Доната была достаточно известна, чтобы сдать в эксплуатацию большое общественное здание в Лионе. Антиохида Тлосская , дочь выдающегося врача Диодота, была признана советом Тлоса за свою врачебную деятельность и приказала воздвигнуть себе статую. Она также была широко обсуждаемым экспертом, которого цитировали Гален и другие. Аспазия широко цитируется Аэцием по гинекологии. [5]

Этот греко-римский подход сильно отличается от других древних цивилизаций, где роль женщин как медицинских специалистов в области гинекологии и акушерства, по-видимому, не подвергалась сомнению. Медицинские школы при храмах в Древнем Египте были многочисленными, в том числе известные медицинские школы для женщин в Гелиополе и Саисе , где, как полагают, женщины также были профессорами. [2]

Рак молочной железы

[ редактировать ]

Гиппократ был первым, кто использовал термин «рак» для описания твердых поражений, иногда встречающихся в женской груди. Он рассудил, что поражения были вызваны проблемами с маткой и менструальным циклом женщины. Считалось, что симптомами этих поражений являются боль, потеря аппетита, горький привкус и спутанность сознания. [6] Гиппократ выступал против хирургического вмешательства при лечении рака молочной железы, поскольку считал его вредным и обнаружил, что прогноз был намного лучше для женщин, которым не удаляли или не лечили очаги поражения. В своей более поздней работе «Болезни женщин» Гиппократ расширил список симптомов рака на поздних стадиях, включив в него делирию, обезвоживание, сухость сосков, потерю обоняния и поверхностное дыхание. [7]

Гален считал рак молочной железы следствием избытка черной желчи в организме, ссылаясь на теорию Гиппократа о гуморальной теории болезней . Он выдвинул гипотезу, что менструальный период у женщин является методом выведения черной желчи из организма. Эта идея соответствует его наблюдению о том, что у женщин в период менопаузы и пременопаузы чаще развиваются поражения молочной железы. В отличие от Гиппократа, Гален поощрял хирургическое удаление опухолей и даже предписывал специальные диеты и очищения организма, чтобы избавить организм от избытка черной желчи. [7]

Бесплодие

[ редактировать ]

Аристотель сформулировал первые тесты на бесплодие, помещая ароматическую ткань во влагалище женщины на длительный период времени и определяя, исходит ли аромат изо рта или окрашиваются ли глаза или слюна. Этот тест определил, были ли у женщины семяпроводы открытыми или закрытыми. [8] Гиппократ провел аналогичный тест, наблюдая, будет ли запах проходить через тело женщины изо рта, когда запах исходит между ее ног, когда она была завернута в одеяло. Гиппократ дополнительно проверял бесплодие, помещая красный камень в глаза женщины и определяя, проник ли он насквозь. [8]

Акушерство

[ редактировать ]

В древности не было профессии, равной профессии современной медсестры. Ни в одном древнем медицинском источнике не говорится о каком-либо обученном медицинском персонале, помогающем врачам. Однако во многих текстах упоминается использование рабов или членов семьи врача в качестве помощников. [9] Ближайшим сходством с медсестрой в древности была акушерка. Акушерство процветало в древних цивилизациях, включая Египет, Византию, Месопотамию и средиземноморские империи Греции и Рима.

В греко-римском мире были врачи, которые положительно отзывались об акушерстве. Герофил написал руководство для акушерок, повышавшее их статус. За этим последовал труд грека Сорана Эфесского (98–138 гг. н.э.), который был широко переведен на латынь. [10] и Гален . Соранус был выдающимся гинекологом, и ему приписывают четыре книги, описывающие женскую анатомию. Он также обсудил методы борьбы с трудными родами, например, использование щипцов. [11] Он также изложил ряд критериев, по которым женщина может стать подходящей акушеркой. Он написал:

Подходящий человек… должен быть грамотным, чтобы иметь возможность постичь искусство и через теорию. Она должна иметь смекалку, чтобы легко следить за тем, что говорят и что происходит. У нее должна быть хорошая память, чтобы запомнить переданные инструкции (ведь знание возникает из памяти усвоенного). Она должна любить труд, выдерживать все невзгоды (ибо женщине, желающей приобрести столь обширные знания, необходимо мужское терпение).

Наиболее квалифицированная акушерка будет обучена всем направлениям терапии. Она должна уметь предписывать своим пациентам гигиенические правила, наблюдать общие и индивидуальные особенности случая, давать советы, вспоминая из предыдущих знаний, какие медицинские решения будут эффективными в каждом конкретном случае, и успокаивать своих пациентов. Ей не обязательно иметь ребенка, чтобы родить ребенка от другой женщины, но хорошо, если она рожала, чтобы усилить симпатию к матери.

Чтобы приобрести хорошие акушерские навыки, она должна быть дисциплинированной и всегда трезвой, иметь спокойный характер, делиться многими жизненными секретами, не быть жадной до денег, быть свободной от суеверий, чтобы не пренебрегать оздоровительными мерами, сохранять руки мягкими, избегая шерсти. - работа, так как это может сделать руки жесткими и использовать мази, чтобы они приобрели мягкость. Она также должна быть респектабельной, члены семьи должны будут доверять ей в своем доме, не должны иметь препятствий в выполнении ее работы. Длинные и тонкие пальцы с короткими ногтями необходимы, чтобы дотронуться до глубоко лежащего воспаления, не причинив при этом слишком сильной боли. Акушерки, которые освоят все это, станут лучшими акушерками. [12]

Эта подробная инструкция по акушеркам послужила своего рода учебником и наглядно продемонстрировала ту уважаемую роль, которую акушерки играли в обществе.

Контроль над рождаемостью и аборты

[ редактировать ]
Древняя монета из Кирены с изображением стебля сильфия.

В древности женщины практиковали контроль над рождаемостью главным образом благодаря своим знаниям о растениях и травах. Их знания передавали пастухи, наблюдавшие бесплодие своего скота при воздействии определенных растений. Знания о контроле над рождаемостью также передавались из уст в уста, в основном от знающих акушерок. Акушерки знали, как определить нужные растения, как их вводить, а главное, когда вводить относительно последней менструации или полового акта. [13]

Очень популярным растением, которое греки использовали для контроля над рождаемостью, был сильфий . Это гигантская трава, похожая на фенхель, наполненная острым соком и обладающая богатым вкусом. Растение использовалось настолько широко, что оно появилось на киренской монете, когда женщина одной рукой прикоснулась к растению, а другой указала на свои гениталии. [13] Спрос на это растение был настолько велик, что к четвёртому веку оно вымерло. Считается, что форма сердца произошла от семян этого растения, поскольку они имеют одинаковую форму, а растение ассоциировалось с любовью, романтикой и сексуальностью. [14]

Хотя сильфий был наиболее популярен, использовалось много других растений и трав. Еще одним используемым растением была мята королевская , абортивное средство . [15] Несмотря на то, что пеннироял токсичен, его употребляли в небольших дозах с чаем, поскольку он содержал абортивное вещество пулегон. [16] Медицинский документ, датируемый 1500 годом до нашей эры в Египте, включает список веществ, используемых в качестве противозачаточных средств. Одно из веществ заключалось в изготовлении пасты из камеди акации, фиников, клетчатки, меда и других неопознанных растений для создания своего рода спермицида. [13] Ранние врачи Гален и Диоскорид полагали, что женщины также употребляли ядра ивы и граната, чтобы предотвратить беременность. [16]

Соран Эфесский выступал за нанесение мазей из старого оливкового масла, меда, кедровой смолы и свинцовых белил на шейку матки, чтобы заблокировать отверстие матки. Однако Соранус считал, что контроль над рождаемостью был наиболее эффективным, когда оральные контрацептивы сочетались с определенными процедурами. Соранус рекомендовал женщинам избегать половых контактов во время фертильного периода цикла, а также избегать глубокого проникновения. [16] После полового акта женщинам предлагалось присесть на корточки, чихнуть и очистить влагалище, прежде чем выпить что-нибудь холодное. Если эти комбинированные методы не помогали предотвратить беременность, для прерывания беременности назначались рецепты, включающие небольшое количество киренаического сока, разбавленного вина, лейкойона и белого перца. [16]

Согласно Корпусу Гиппократа, существовали пероральные альтернативы, используемые для индукции аборта, такие как целомудренные, древесные, медные виды и виды ферулы. [14] Платон исследовал контроль, который, возможно, имели акушерки во время этого процесса:

И, кроме того, повивальные бабки посредством снадобий [149d] и заклинаний способны вызвать родовые муки и, если захотят, сделать их более мягкими, а также вызвать роды у тех, кто испытывает трудности при родах; и они вызывают выкидыши, если считают их желательными.

Беременность

[ редактировать ]

В древности существовало множество теорий, позволяющих определить, беременна ли женщина. Популярный метод заключался в исследовании сосудов ее груди. Второй метод заключался в том, чтобы посадить женщину на пол, покрытый пивом и финиковым пюре, и использовать уравнение пропорциональности в зависимости от количества раз, когда ее рвало. Другой метод включал введение лука во влагалище женщины и определение того, чувствуется ли его запах изо рта. [13] Хотя имеется мало свидетельств относительно того, были ли какие-либо из этих методов подтвержденными медицинскими процедурами или они были просто фольклором.

Труд и доставка

[ редактировать ]
Древнеримский рельеф, изображающий акушерку, сопровождающую рожающую женщину.

Больниц в древности не существовало, поэтому роды происходили в доме будущей матери с акушеркой и другими помощниками акушерки. Религия играла важную роль во время родов. Женщины призывали Артемиду , богиню, способную принести в мир новую жизнь, а также способность забрать ее. Хотя она сама оставалась девственницей, говорили, что она стала свидетельницей боли своей матери во время рождения брата Аполлона и сразу же заняла должность акушерки. Если женщина умирала во время родов, ее одежду относили в храм Артемиды, поскольку ей приписывали смерть женщины. [17] Если рождение было успешным, мать также приносила благодарственное подношение, жертвуя богине часть своей одежды. [18]

В процессе доставки широко использовались травы и другие растения, и эта практика также связана с религиозными убеждениями. Например, , считалось к для облегчения родовых болей давали напиток, посыпанный порошкообразным навозом свиньи, а немедленным родам . что окуривание жиром гиены приводило [19] Большинство из этих практик практически не имели медицинской эффективности, но, вероятно, давали некоторый плацебо эффект . Несмотря на попытки использовать науку для развития медицинских знаний, эксперименты и учения Корпуса Гиппократа не обязательно были более эффективными, чем традиционные обычаи акушерства. Например, писатели Гиппократа считали, что матка может сдвинуться с места и вызвать проблемы со здоровьем, и предписанное лечение заключалось в том, чтобы уговорить смещенную матку вернуться на место с помощью сладко пахнущих трав. [20]

Соран описал три основных этапа беременности: зачатие, подразумевающее сохранение мужского семени в утробе матери; pica , который произошел на 40-м дне беременности и включал симптомы тошноты и тяги к необычной пище. На этом этапе женщинам также рекомендовали больше заниматься спортом и спать, чтобы набраться сил и подготовиться к родовому процессу. Заключительный этап беременности описывался как роды и процесс родов. При подготовке к родам женщине посоветовали принять винные и сладководные ванны, чтобы успокоить свой разум перед родами. Затем ее живот натирали маслами, чтобы уменьшить появление растяжек, а гениталии смазывали травами и вводили смягчающие вещества, такие как гусиный жир. [19]

Роль акушерки была очень важна в процессе родов, и Соран очень подробно описал ее роль. Например, акушерка должна была иметь определенные инструменты для обеспечения безопасных родов, в том числе: чистое оливковое масло, морские губки, кусочки шерстяных бинтов для укачивания младенца, подушку, сильно пахнущие травы на случай обморока и родильный стул. [19] Родильный стул – это стул, у которого снято сиденье.

Акушерка готовила все необходимое, когда начинались роды. Во время родов мать лежала на спине на жесткой низкой кровати с опорой под бедра. Ее бедра были раздвинуты, а ступни подняты вверх. Для облегчения родовых схваток применяли легкий массаж: на живот и область гениталий накладывали ткани, пропитанные теплым оливковым маслом. К бокам женщины были приложены горячие компрессы в виде теплых пузырей, наполненных маслом. [19]

Во время самих родов мать перемещали на родильный стул, где она сидела или сидела на корточках на двух больших кирпичах, а акушерка стояла перед ней, а помощницы стояли по бокам. При нормальных родах головой вперед отверстие шейки матки слегка растягивается, а остальная часть тела вытягивается наружу. Соран велел акушерке обернуть руки кусочками ткани или тонким папирусом, чтобы скользкий новорожденный не выскользнул из ее рук. [19]

Кесарево сечение

[ редактировать ]

Широко цитируемый миф утверждает, что слово «кесарево», возможно, происходит от имени древнеримского правителя Юлия Цезаря , поскольку считалось, что Цезарь был доставлен посредством этой процедуры. [21] Самая старая ссылка на этот миф — отрывок из Суды энциклопедии X века , византийской . Миф представляет собой неверную интерпретацию отрывка из Старшего Плиния «Естественной истории» , в котором упоминается «Цезарь» (один из предков Юлия Цезаря), вырезанный из утробы его матери. [22] Эта практика, вероятно, намного старше Юлия Цезаря, и « кесарево сечение », как его проводили римляне, делалось, чтобы спасти ребенка от умирающей или уже мертвой матери, и проводилось посмертно. [23] Тот факт, что мать Юлия Цезаря Аурелия Котта прожила несколько десятилетий после рождения Цезаря, делает эту этимологию весьма маловероятной. [24] Плиний упоминает еще одну, более широко распространенную возможность этимологии слова «кесарево», утверждая, что оно происходит от латинского слова caedere , что означает «разрезать». [21]

Дискуссии раввинов, записанные в Мишне, предполагают, что евреи в римский период, возможно, успешно практиковали кесарево сечение живым матерям, которым не угрожала смерть. [25] Греки и египтяне не проводили кесарево сечение ни посмертно, ни живым матерям. [25] Однако греки имели хотя бы некоторые знания об операции кесарева сечения и ее процедуре. Согласно легенде, греческий бог Эсклепий был извлечен из утробы матери посредством этой процедуры. [21]

Помимо свидетельств о том, что евреи практиковали кесарево сечение в древности (очень мало в Древнем Риме и еще меньше в Древней Греции), существует не так уж много доказательств относительно родов с помощью кесарева сечения. Одной из причин могло быть то, что кесарево сечение проводилось не очень часто из-за медицинских осложнений или суеверий, связанных с кесаревым сечением. В раннехристианском Риме кесарева сечения почти не существовало. [25] Потеря навыков возможна из-за отсутствия кесарева сечения. В древности уровень детской смертности был высоким, поэтому кесарево сечение, безусловно, могло быть полезным. Однако ранние христианские врачи могли игнорировать кесарево сечение как социально приемлемую операцию из-за религиозных убеждений. Болезнь, потребность в секретности и социальное разочарование также могли быть факторами, которые привели к снижению числа кесаревых сечений среди первых христиан в Риме. До 10 века в христианском мире почти не существовало доказательств существования кесарева сечения. [23]

Предполагается, что недостаток образования для женщин и социальная норма, согласно которой женщины оставались в частной сфере жизни (в отличие от общественной), также способствовали нехватке кесарева сечения. [23]

Смерть и рождение

[ редактировать ]
Греческая погребальная стела на Аттике , изображающая сидящую женщину, умершую при родах, прощающуюся со своим мужем, матерью и медсестрой новорожденного, ок. 350–330 до н.э.

Смертность в древности была довольно высокой из-за нескольких факторов: отсутствия санитарных и гигиенических знаний, отсутствия понимания микроорганизмов и нехватки эффективных лекарств. В контексте рождаемости материнская и младенческая смертность возросла в геометрической прогрессии по сравнению с современными стандартами. Это произошло из-за того, что женщины принимали тяжелые роды, а также из-за повышенного риска заражения после родов.

Материнская смертность

[ редактировать ]

Данные о материнской смертности доступны только путем сравнения. Считается, что материнская смертность сопоставима с показателями аналогичных, но гораздо более поздних обществ с более сохранившимися показателями, таких как сельская Англия восемнадцатого века, где материнская смертность в среднем составляла 25 на 1000 рождений. [26]

Детская смертность

[ редактировать ]

Вопрос детской смертности в древности осложняется детоубийством и разоблачением, ни одно из которых не отражается на медицинских способностях в этот период. Первый делает это через умышленную смерть ребенка, а второй – через оставление и возможную смерть. Вместо этого они отражают социальные условия и нормы. Несмотря на свою ценность, это не та информация, которую искали, и ученые кропотливо пытались устранить «шум» в своих исследованиях. [27]

Как и в случае с материнской смертностью, трудно получить реальные данные об уровне детской смертности в древности, но были проведены сравнения между древними обществами и современными неиндустриализированными обществами. Цифры позволяют предположить, что они сопоставимы с показателями современных промышленно развитых обществ, если рассматривать их в перспективе. В то время как детская смертность составляет менее 10 на 1000 в современных промышленно развитых обществах, в неиндустриальных обществах этот показатель составляет от 50 до 200+ на 1000. Стипендия с использованием моделей таблиц смертности и предположения о продолжительности жизни при рождении в 25 лет дает цифру 300 на 1000 для римского общества. [26]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Солсбери, Джойс Э. (2001). Женщины в древнем мире . АВС-КЛИО. стр. 142–143. ISBN  9781576070925 .
  2. ^ Jump up to: а б Грант, Тед; Сэнди Картер (2004). Женщины в медицине: праздник их работы . Книги Светлячка. п. 24. ISBN  9781552979068 .
  3. ^ Ферст, Лилиан Р. (1999). Женщины-целители и врачи: восхождение на длинный холм . Университетское издательство Кентукки. п. 136. ИСБН  9780813109541 .
  4. ^ Ферст, Лилиан Р. (1999). Женщины-целители и врачи: восхождение на длинный холм . Университетское издательство Кентукки. п. 138. ИСБН  9780813109541 .
  5. ^ Ферст, Лилиан Р. (1999). Женщины-целители и врачи: восхождение на длинный холм . Университетское издательство Кентукки. стр. 136–7. ISBN  9780813109541 .
  6. ^ Иаваццо, ЧР; Тромпукис, К.; Сиемпос, II; Фалагас, Мэн (2009). «Грудь: от древнегреческих мифов до Гиппократа и Галена» . Репродуктивная биомедицина онлайн . 19 (Приложение 2): 51–54. дои : 10.1016/s1472-6483(10)60277-5 . ISSN   1472-6491 . ПМИД   19891848 .
  7. ^ Jump up to: а б САКОРАФАС, ДЖОРДЖ Х.; САФИОЛЕАС, ​​МИХАИЛ (ноябрь 2009 г.). «Хирургия рака молочной железы: историческое повествование. Часть I. От доисторических времен до Возрождения» . Европейский журнал по лечению рака . 18 (6): 530–544. дои : 10.1111/j.1365-2354.2008.01059.x . ISSN   0961-5423 . ПМИД   19674074 . S2CID   205289681 .
  8. ^ Jump up to: а б Тромпукис, К.; Калаитцис, К.; Яннакопулос, С.; Софикитис, Н.; Тулупидис, С. (февраль 2007 г.). «Сперма и диагностика бесплодия у Аристотеля» . Андрология . 39 (1): 33–37. дои : 10.1111/j.1439-0272.2006.00757.x . ISSN   0303-4569 . ПМИД   17212808 . S2CID   20205780 .
  9. ^ Ретиф, Франсуа П. (2005). Исцеляющая рука: роль женщин в древней медицине: греко-римский мир . Acta Theologica Supplemetum. п. 167.
  10. ^ Гагарин, Михаил; Элейн Фэнтем (2009). Оксфордская энциклопедия Древней Греции и Рима, Том 1 . Издательство Оксфордского университета. п. 372. ИСБН  9780195170726 .
  11. ^ Кляйбл, Кэтрин (2013). Энциклопедия древней истории . Blackwell Publishing Ltd., стр. 4495–4496. ISBN  9781444338386 .
  12. ^ Мэри Р. Лефковиц и Морин Б. Фант, Женская жизнь в Греции и Риме (Балтимор, Мэриленд, 2005), 265,
  13. ^ Jump up to: а б с д «Контроль рождаемости в древности» . Университет Иллинойса в Чикаго.
  14. ^ Jump up to: а б Бауманн-Бирбек, Линдси. «Женские репродуктивные лекарства в классической древности» (PDF) . Международное общество истории фармации . Университет Гриффита.
  15. ^ Риддл, Джон (апрель 1999 г.). Травы Евы - История контрацепции и абортов на Западе . Издательство Гарвардского университета. ISBN  9780674270268 .
  16. ^ Jump up to: а б с д Риддл, Джон М.; Эстес, Дж. Уорт; Рассел, Джозайя К. (1994). «С Евы... Контроль над рождаемостью в древнем мире» . Археология . 47 (2): 29–35. ISSN   0003-8113 . JSTOR   41770706 .
  17. ^ Жинетт Пэрис, Языческие медитации (Даллас: Spring Publications, Inc., 1986), 109.
  18. ^ Роберт Гарланд, «Мать и дитя в греческом мире», History Today , март 1986 г., 43.
  19. ^ Jump up to: а б с д и Дональд Тодман, «Роды в древнем Риме: от традиционного фольклора к акушерству», Австралийский и новозеландский журнал акушерства и гинекологии , 2007, 83.
  20. ^ Гагарин, Михаил; Элейн Фэнтем (2009). Оксфордская энциклопедия Древней Греции и Рима, Том 1 . Издательство Оксфордского университета. п. 371. ИСБН  9780195170726 .
  21. ^ Jump up to: а б с Анон. «Кесарево сечение». Национальная медицинская библиотека США. Мэриленд: Бетесда. Январь 1993 г., обновлено в мае 2008 г.
  22. ^ «Почему это вообще называется «кесарево сечение»?» . ХаффПост . 05.04.2018 . Проверено 23 ноября 2019 г.
  23. ^ Jump up to: а б с Депьерри, Кейт П. «Один способ раскопать прошлое», Американский журнал медсестер , том. 68, 1968: 521–524.
  24. ^ «кесарево сечение | Описание, история и риски» . Британская энциклопедия . Проверено 23 ноября 2019 г.
  25. ^ Jump up to: а б с Босс, Джеффри. «Кесарево сечение и выживание матери среди евреев в римский период». Мэн, Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии, 1961, 18–19.
  26. ^ Jump up to: а б Брисбен, Тодд (8 марта 2007 г.). «Роды в Древнем Риме: от традиционного фольклора к акушерству». Австралийский и новозеландский журнал акушерства и гинекологии . 47 (2): 82–85. дои : 10.1111/j.1479-828X.2007.00691.x . ПМИД   17355293 . S2CID   45176172 .
  27. ^ Риддл, Джон М. (1992). Контрацепция и аборт: от Древнего мира до эпохи Возрождения . Гарвардский университет. стр. 7–15. ISBN  0-674-16875-5 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 32be84b53767f9596acbcebc0ee5f9b8__1704028500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/32/b8/32be84b53767f9596acbcebc0ee5f9b8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Women's medicine in antiquity - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)