Jump to content

Женщины в Древнем Египте

Статуя королевы Меритамен в Ахмиме .
Жена и мать дворянина Усерхата изображены принимающими подношения, могила Усерхата ( TT51 )

Женщины в древнем Египте имели некоторые особые права, которых не имели другие женщины в других сопоставимых обществах. Они могли владеть собственностью и в суде были юридически равны мужчинам. Однако Древний Египет был патриархальным обществом, в котором доминировали мужчины. Известно, что лишь немногие женщины занимали важные посты в администрации, хотя были женщины-правители и даже женщины- фараоны . Женщины при королевском дворе получили свое положение благодаря отношениям с королями-мужчинами. [1]

Модель кухни; женщины-работницы измельчают, пекут и варят пиво. Производство хлеба и пива (из ферментированного хлеба) обычно было женской задачей. Двенадцатая династия Египта , 2050-1800 гг. до н.э. Египетский музей Берлина .

Большинство женщин принадлежали к крестьянству и работали вместе со своими мужьями. Известно, что женщины управляли фермами или бизнесом в отсутствие своих мужей или сыновей. Среди высших слоев общества женщина обычно не работала вне дома, а вместо этого руководила домашней прислугой и образованием своих детей. Исключением является текстильная промышленность. Здесь женщины хорошо зарекомендовали себя как ткачихи. В письме, найденном в Лахуне и датируемом примерно 1800 годом до нашей эры, упоминаются шесть женщин-ткачих. [2]

Женщины-ткачихи из гробницы Хнумхотепа, около 1897–1878 гг. до н.э. Период: Среднее царство Династия: 12-я династия Правление: правление Сенусрета II

В Старом Королевстве богатые женщины часто владели собственным домом. Работали мужчины и женщины бок о бок, и нередко в штате женского хозяйства можно встретить и женщин с административными должностями. Особенно в сценах гробниц того периода, мужчинам часто обслуживают мужчины, а женщинам - женщины. Здесь видно разделение полов. [3]

Женщины, принадлежащие к семьям, достаточно богатым, чтобы нанимать нянь для ухода за детьми, часто работали парфюмерами, а также работали в судах и храмах, например, акробатами, танцовщицами, певцами и музыкантами, что считалось респектабельным занятием для женщин из высшего сословия. Женщины любого класса могли работать профессиональными плакальщицами или музыкантами, и это была обычная работа. Дворянки могли быть членами жречества, связанного либо с богом, либо с богиней. [4] Женщины могли даже быть во главе бизнеса, как, например, госпожа Ненофер Нового царства , а также могли быть врачами, как госпожа Песешет во времена Четвертой династии Египта .

Хетпет ( жрица Хатхор ), старое королевство, 5-я династия

Семья и брак

[ редактировать ]

Целью брака было иметь больше детей и потомков семьи. [5]

В Новом царстве существовала поговорка:

«Возьми жену, пока ты молодЧто она родит тебе сынаОна должна заботиться о тебе, пока ты молод Правильно заставлять людейСчастлив тот человек, у которого много людейЕго приветствуют из-за его потомства». [5]

Это правда, что в египетских изображениях подразумевались некоторые эгалитарные отношения между мужем и женой.

Сенеб и его жена сенетянка

Например, в песнях о любви брат и сестра имели такое же значение, как муж и жена . «Сн», египетское слово, означающее «брат», также означало «сверстник», «товарищ» или «второй». Таким образом, песни о любви могут относиться к эгалитарным отношениям между мужем и женой. [6] Пример инбридинга среди королевской семьи был подан богами с тех пор, как Осирис женился на своей сестре Исиде .

Однако на изображениях обычно изображены муж и жена, нежно относящиеся к своим детям, поэтому мы предполагаем, что большинство семей в целом были счастливы, но брак был более реалистичным. Жена делила обязанности и работала вместе с мужем. Браки в Древнем Египте обычно были моногамными, но нередко мужчина с высоким экономическим статусом имел более одной жены. Это было особенно верно, если первая жена мужчины не могла иметь собственных детей. Хоть и можно было развестись, но было очень сложно. Браки обычно заключались родителями, которые выбирали подходящих партнеров для своих детей. Несмотря на то, что гласили законы, предполагалось, что женщины принимают больше семейных решений и контролируют большую часть дома, чем обычно. Женщины контролировали большую часть своего имущества, могли выступать в качестве юридических лиц, передающих дела в суд, и даже работали на общественных началах. Мужья не брали на себя полный контроль над имуществом своих жен, потому что в Древнем Египте женщины обладали определенной степенью независимости. Например, от ок. В 365 г. до н. э. был заключен новый брачный договор, который в основном защищал женщин от развода, возлагая большее финансовое бремя на мужчин. [7]

Брачный контракт из Древнего Египта тридцатой династии. Дата: 380–343 гг. До н.э., в Метрополитен-музее .

Влияние цариц и цариц-матерей считалось важной причиной особых прав женщин в Древнем Египте по сравнению с другими обществами того времени. Королевы и королевы-матери всегда обладали огромной властью, поскольку многие фараоны были очень молоды, когда вступали на престол. Например, великий фараон Яхмос I в Новом царстве всегда советовался со своей матерью Аххотепом I и своей главной женой Нефертари . [5]

Хотя женщины Древнего Египта считались одной из самых независимых групп женщин, вдовство могло вызвать подозрения из-за отсутствия мужского контроля. Вдовы также получили больше юридической свободы: они могли покупать и продавать землю, делать пожертвования и даже выдавать кредиты. [8]

Беременность

[ редактировать ]
Рамессид Острака с женщиной, кормящей ребенка грудью

Существует множество свидетельств сложных верований и обычаев Древнего Египта, связанных с важной ролью рождаемости в обществе. Если женщина не была фертильной, ее муж потенциально мог развестись с ней из-за отсутствия наследников. Религиозные верования включали правила очищения, аналогичные другим религиям региона. Считалось, что женщины в Египте удаляют нечистые элементы во время менструации , их освобождали от работы и не могли входить в закрытые помещения храмов во время менструации. Ритуалы зачатия использовали пары, желающие иметь детей. Контрацепция также была разрешена, и сохранились медицинские тексты, в которых упоминаются многие противозачаточные формулы (хотя ингредиенты сейчас часто трудно идентифицировать). Некоторые формулы, такие как напитки на основе сельдерея и пиво, сомнительны, но другие демонстрируют базовые знания о несколько эффективных методах, таких как спермицид , изготовленный из ферментированной камеди акации , который производит убивающую сперму молочную кислоту . [9]

После беременности матку отдавали под защиту определенной богини Тененет . Ритуальная медицинская помощь заключалась в смазывании тела женщины благотворными маслами с помощью бутылочки в виде женщины, позирующей с руками, положенными на круглый живот. обществе существовал способ В древнеегипетском для семей, которые хотели узнать пол своего ребенка, который распространился в Грецию, Византию, а затем в Европу, где это практиковалось на протяжении веков, и никто не осознавал, что это произошло из Древнего Египта. Он включает в себя помещение зерен ячменя и пшеницы в тканевый мешочек и замачивание их в моче беременной женщины; если первым прорастал ячмень, считалось, что ребенок родится мальчиком, а если первой проросла пшеница, считалось, что ребенок родится девочкой. В Древнем Египте слово ячмень было синонимом слова «отец». [10]

Когда пришло время родов, беременной женщине помогали акушерки. Она будет побрита, включая голову. Акушерки поддерживали женщину во время родов, пока она сидела на корточках на коврике. По углам циновки были помещены четыре кирпича, которые считались воплощением четырех богинь: Нут , великой богини неба; Тефнут , старшая, женская полярность первой пары; Асет прекрасная; и Небет-Хет , превосходный. [11]

Женщины, играющие официальную роль на самых высоких уровнях

[ редактировать ]
Древнего царства Египетская принцесса Нефертиабет (датируется 2590-2565 гг. до н. э.) из своей гробницы в Гизе , картина на известняке, сейчас находится в Лувре.

Сохранилось мало примеров того, чтобы женщины занимали высокие должности. Известно, что некоторые женщины становились фараонами . Одним из примеров женщины, занимающей высокий государственный пост, является Небет , ставшая визирем во времена Шестой династии. Визирь был высшим государственным чиновником, уступавшим только королю. [12]

Египетское общество древности, как и многие другие цивилизации того времени, использовало религию в качестве основы общества. Так оправдывался престол власти фараонов, как помазанный богами, и обладатель престола имел божественное право. Обычно в древних обществах власть передавалась от одного мужчины к другому. Женщины рожали наследников, что также сигнализировало о важности брака. Сын унаследовал власть, а в тех случаях, когда у короля не было сына, трон наследовали члены семьи мужского пола, удаленные от короля, например двоюродные братья или дяди. В этой системе дочери не наследовали власть автоматически.

В египетской цивилизации обязанность передачи власти преемнику-мужчине не обходилась без исключений. Королевская кровь, фактор, определяемый божественной законностью, была уникальным критерием доступа к трону. Однако божественная сущность передавалась царственной супруге, как это было с Нефертити , женой Эхнатона .

Египтяне предпочитали, чтобы ими управляла женщина королевской крови (которая, согласно мифологии, была божественной), а не мужчина, у которого не было королевской крови. Кроме того, во время кризисов преемственности к власти приходили женщины. Когда это произошло, женщина-фараон переняла все мужские символы трона. В некоторых случаях даже существуют сомнения относительно пола некоторых фараонов, которые могли быть женщинами.

Во времена Восемнадцатой династии Египта , когда умер Аменхотеп I , его преемник Тутмос I, судя по всему, не был его сыном, по крайней мере, он не был ребенком второй жены покойного фараона; если его жена Ахмес была родственницей Аменхотепа I, этот союз допускал божественную законность. Следующий преемник, принцесса Хатшепсут , дочь Тутмоса I и Великой королевской жены, позволила Тутмосу II, сыну своей второй жены и, следовательно, сводному брату принцессы, занять трон, женившись на нем.

Бронзовая статуя Божественной Поклонницы Амона из Двадцать второй династии Египта в Египетском музее Берлина .

В Древнем Египте женщины стали чаще занимать трон. Например, как с Хатшепсут , занявшей место своего племянника Тутмоса III . Когда Хатшепсут унаследовала трон от своего покойного мужа и стала фараоном, ее дочь Неферуре взяла на себя роль, выходящую за рамки обычных обязанностей королевской принцессы, приобретя более царственную роль. [13] Были также Клеопатры , из которых самой известной является Клеопатра VII (69–30 гг. до н. э.), известная своей красотой и отношениями с Юлием Цезарем , а затем с Марком Антонием , лидерами, которые зависели от ее трона.

Наиболее известны женщины-фараоны, в которых историки наиболее уверены:

Статуя Собекнеферу , Берлинский Египетский музей 14475, (ок. 1760–1756 до н.э.)
статуя Хатшепсут (ок. 1760 – ок. 1756 до н. э.)
Формы преномена (левый столбец) и номена (правый столбец) для Анххеперуре Нефернеферуатен. [14] [15] [16]
Фараон Туосрет держит два систра в храме Амада, Нубия, 1191–1189 гг. До н.э.

Многие из Великих королевских жен также сыграли важную дипломатическую и политическую роль:

В других местах Нового Королевства Великой Жене часто наделяли божественную роль: «Жена бога», «Рука бога». Хатшепсут была первой Великой женой ( Тутмоса II ), получившей этот последний титул.

Колоссальная статуя Аменхотепа III и царицы Тие , 1387-1350 гг. до н. э.; Египетский музей , Каир
Нефертити Бюст в Новом музее в Берлине.

Что касается женщин, занимающих должности на высших уровнях бюрократии, можно упомянуть Небет, визиря Древнего Египта во времена Шестой династии Египта . Необходимо признать, что женщина на столь высоком уровне власти оставалась крайне редкой и только при Двадцать шестой династии Египта можно было встретить подобную ситуацию. Однако женщины занимали многочисленные должности, такие как писцы, в бюрократии, за исключением времен Нового царства , когда все должности государственной бюрократии были заполнены мужчинами.

Была также Божественная Поклонница Амона , которой была дарована большая духовная власть, но также власть, ограниченная Фивами .

«Королевский гарем»

[ редактировать ]

настоящее время существует тенденция называть женские помещения дворца фараона в Древнем Египте гаремом . В [17]

Однако популярное предположение, что в Египте фараонов был гарем, является анахронизмом ; в то время как женщины и дети фараона, включая его мать, жен и детей, имели свои собственные жилые помещения со своей администрацией во дворце фараона, царственные женщины не жили изолированно от контактов с мужчинами или в уединении от Остальная часть двора связана с термином «гарем». [17]

Таким образом, обычай называть женские помещения дворца фараона «гаремом» является апокрифом и использовался из-за неверных предположений о том, что Древний Египет был похож на более позднюю культуру исламского гарема. [17]

Женщины в древнеегипетской литературе

[ редактировать ]
Портрет Фаюмской мумии, около 100-200 гг. н.э., Лувр , Париж .

Литература Древнего Египта действительно включала изображения женщин легкомысленными, капризными и ненадежными. Однако женщины пользовались статусом, который считался редким в цивилизациях того времени.

Если художники и скульпторы создавали женщине безмятежный образ члена счастливой семьи, то писатели иногда изображали женщин как источник несчастий и виновных в грехах.

Гастон Масперо описывает в Contes populaires («Популярные сказки») роковое злоключение Битау, скромного батрака в доме своего брата Анупу. Соблазненный женой брата, он поддается обаянию ее красоты. Она без колебаний доносит на него Анупу, лгая и никогда не переставая, пока не получит окончательного наказания для Битау от рук Анупу. Но она в свою очередь наказана; Много позже Анупу обнаруживает, что его жена выставила его дураком, которую он убивает и бросает ее тело собакам.

Важно не интерпретировать это неправильно: редко лестное изображение женщин в египетской литературе не зря показывает, что женщин презирали. Рассказчики часто относились к фараону так же, как к упрямому и капризному персонажу.

Мужчинам было предложено беречь своих жен. Птаххотеп ( Третья династия Египта ) выразил это в следующем изречении (написанном в Папирусе Приссе ): «Вы должны любить свою жену всем своим сердцем, [...], делать ее сердце счастливым, пока вы живы».

Романтика присутствовала и в египетской литературе, например, в папирусе Лейденского музея:

Я взял тебя в жены, когда был молодым человеком. Я был с тобой. Потом я покорил все звания, но никогда не покидал тебя. Я никогда не заставлял твое сердце страдать. Вот что я сделал, когда был молодым человеком и осуществлял все высокие функции фараона: Жизнь, Здоровье, Сила, Я никогда не покидал тебя, говоря наоборот: «Это было от того, что я был с тобой!» [...] Мои духи, торты и одежду я не перенесла в другое жилище. [...] Когда вы заболели, я сделал себя санитарным чиновником и сделал все необходимое. [...] Когда я присоединился к Мемфису , я попросил отпуск как фараон, я пошел в место, где вы живете (вашу могилу), и я глубоко плакал. [...] Я не войду в другой дом. [...] Но вот сестры, которые в доме, я ни к одной из них не пошла. [18]

Женщины в древнеегипетском искусстве

[ редактировать ]
статуя принцессы Нофрет , Древнеегипетское царство (2590-2565 гг. до н.э.)
Верхняя часть туловища женской фигурки. Вырезать глаза и рот. Она носит сложный головной убор. Фрагмент керамики. Период Рамессида. Из Египта. Музей египетской археологии Петри, Лондон.

Египетских женщин редко изображали стареющими и морщинистыми; были стандарты, которым нужно было соответствовать. Женщины были показаны стройными и красивыми, отчасти для того, чтобы они могли принять такое тело в загробной жизни. Египетское искусство было далеко от реалистического. Это показывает, насколько древние египтяне заботились о том, как их воспринимают. Почти не было изображений беременных женщин или женского тела после родов. Однако мужчину можно было показать спортивным и обаятельным или старым и опытным. Эти идеалистические изображения будут отражать целевой образ, например, физически здорового короля или уставшего короля, который работает день и ночь на благо своего народа. Люди изображались на пике своей красоты и молодости, в попытке остаться такими навсегда. Однако в третьем промежуточном периоде ученые видят сдвиг в художественном стиле, изображающем женщин. Появился более округлый тип телосложения, с более крупной, опущенной грудью и утолщенным телом. [19] Это изображение уже не обязательно было связано со старением женщин. Также существовал определенный «тип», которому нужно было следовать. Женщины и дети были представлены в художественном стиле, который связывал их с мужем или отцом. Наиболее очевидным примером может служить период Амарны . произошли Эхнатона В период Амарны большие изменения в художественном стиле. Однако наиболее отличительной частью было то, что Нефертити , его жена и дети были показаны с тем же типом телосложения, что и у него, что в этом отношении было совершенно уникальным. Есть изображения, показывающие Нефертити с телом, настолько похожим на тело Эхнатона , что их трудно было отличить друг от друга; на обоих изображениях длинные подбородки, круглая талия, полные ягодицы, впалые скулы и полные губы. Но есть и другие изображения, показывающие Нефертити совершенно иной, с женственным лицом и стройной фигурой. После периода Амарны элитные женщины иногда изображались с более полной грудью.

Нефертити с телом, похожим на Эхнатона тело

Божественный образ и религия

[ редактировать ]
Осирис и Исида , статуэтки в Эрмитаже , Санкт-Петербург , Россия

При изобилии божеств в египетской мифологии существовало большое количество богинь, как и в Греции. Изучая их символику, можно узнать образ женщины в глазах древних египтян. Как и в случае с греческими божествами, многие из них были связаны друг с другом кровью или браком, например Исида и ее сестра Нефтида , обе жены Осириса (бога мертвых) и Сета , которые сами были братьями.

Женщины и их образ чаще всего ассоциировались с жизнью и плодородием. В случае с богиней Исидой , которая была связана со многими принципами: как жена Осириса , убитого его братом, она была связана с погребальными обрядами. Как мать она стала женской защитницей, но прежде всего матерью-создательницей, дающей жизнь. Через эту богиню принципы жизни и смерти были тесно связаны. По сути, хотя она была связана с погребальными обрядами, эти обряды должны были предотвратить повторную смерть умершего в последующем измерении, что, среди прочего, объясняет пищу, в изобилии найденную археологами в гробницах. С другой стороны, жизнь в ее физическом аспекте имеет смысл только после смерти, потому что эти принципы являются частью движения вечного нового начала, которое тогда в некотором смысле более духовно, движения жизни или вечной жизни. Символом богини также является пальма, символ вечной жизни. Она вдохнула дыхание вечной жизни в своего умершего мужа.

Богиня олицетворяла уважение эпохи к женщинам, потому что было крайне важно поддерживать дух ее образа. Именно эту идею вечной жизни и зрелости отражала Исида , почитаемая как Небесная Мать. Именно в этой роли Исида , возможно, стала самым важным божеством египетской мифологии . Ее влияние распространилось даже на религии разных цивилизаций, где ее стали называть под разными именами и где ее культ рос, особенно в Римской империи .

Наиболее влиятельными богинями были Исида , богиня магии и мистицизма, Хатхор , богиня питания и любви, Бастет , богиня-защитница дома, и Сехмет , богиня гнева.

Священство

[ редактировать ]

Женщины могли стать священниками в Древнем Египте. Однако, как это было принято в древних обществах, не существовало общего правила, определяющего права женщин становиться священниками. Вместо этого священство было разным для каждого отдельного божества в зависимости от местного культа каждого божества. Это означало, что женщины могли быть приняты священниками определенного божества в одном храме и не приняты в другом, как это было в случае с мужчинами.

Жрица Хатхор

[ редактировать ]

Одним из самых известных женских священств в Древнем Египте была Жрица Хатхор или Пророчица Хатхор, что было титулом Жрицы богини Хатхор в храме Дендеры в Древнем Египте . [20]

Божьи жены

[ редактировать ]

«Божья жена Амона» была жрицей высшего ранга культа Амона . В начале Нового царства этот титул ассоциировался с членами королевской семьи, обычно с женами королей или матерями королей. Первой царской женой, носившей этот титул, была Яхмос-Нефертари , жена Яхмоса I , которая затем передала его своей дочери Меритамен , которая затем передала его Хатшепсут . И Яхмос-Нефертари , и Хатшепсут использовали этот титул как альтернативу Главной жене царя , что отражает значение, лежащее в основе этого титула. Титул «Жена Бога» был еще одним титулом, которым награждали королевских женщин, исполнявших сакральные роли. В нубийский и саитский периоды они строили собственные часовни и погребальные храмы. Помимо «Жены Бога» , эти женщины имели и другие титулы, такие как «Божественная поклонница» или «Рука Бога» . В отличие от почитаемых женщин в других культурах, концепция целомудрия не имела отношения к религиозной практике древних египтян. [21]

Социально-политическое положение женщин

[ редактировать ]
Пара собирает урожай
Женщины-музыканты
Аменхотеп III и царица Тие

Во многих художественных подходах Древнего Египта мы видим женщин, поддерживающих или обнимающих своих мужей, возможно, даже защищающих их. Так что в каком-то смысле женщина могла быть защитницей, что, вероятно, связано с представлением о богинях-покровительницах. Женщины смешались с обществом, свидетельства тому мы видим там, где изображались крестьянки, помогающие собирать урожай; [22] горожанки показаны как профессиональные музыканты, танцовщицы, [23] сотрудники храма и гости вечеринки.

Таким образом, женщины были не просто традиционными домохозяйками, но и вносили свой вклад в жизнь общества, причем иногда даже нетрадиционными способами. Есть сцены работы женщин в ткацких мастерских и надгробные надписи, свидетельствующие о профессиональной деятельности женщин. Такие титулы могли варьироваться от политических до религиозных и погребальных. Некоторые титулы, начертанные на могилах, носили в основном почетный характер; почтить память женщин после их смерти. Некоторые примеры титулов: надзиратель женщин-врачей, судья и визирь, директор столовой и надзиратель над погребальными священниками. [24]

Религиозные должности не ограничивались дворянками, как некоторые могли бы подумать, на самом деле мы видим свидетельства того, что жрицы главных богинь носили скромные титулы, такие как фермеры-арендаторы. По мере того, как история движется от Старого царства к Среднему царству , мы видим все меньше и меньше женщин во власти, что может указывать на изменения в политических и социальных нормах. Однако в Новом царстве тексты показывают, что женщины имели собственную правосубъектность и могли даже покупать и наследовать землю без необходимости согласия мужчины.

В этот период женщин изображали во всех формах и размерах, причем их статус и богатство отражались в размере их статуй. Идеалистические изображения были важной частью египетского искусства, главным образом потому, что они верили, что эти изображения последуют за ними в вечность. Египетские матери составляли значительную часть древнего Египта. Египетские мужчины, даже принадлежащие к высшему социальному классу, часто помещали на своих памятниках только имена своих матерей. Египетские матери изображались более заметно, чем отцы, в том числе и в литературе. Древние египтяне обращали внимание на размер и количество; большие гробницы указывали на значимость умершего.

Некоторые царицы ранних династий даже отмечали гробницы размером с могилы их мужей. Парная статуя Аменхотепа III и его жены-простолюдины, царицы Тие , доминирует в зале Каирского музея , изображая царицу такого же размера, как и король. Хатшепсут , неудовлетворенная своим статусом второй после своего отца, попыталась прояснить свое божественное зачатие, чтобы узаконить свое правление фараоном, записав чудо своего рождения на стенах второй террасы.

Влияние изображения

[ редактировать ]

Повторное открытие Древнего Египта в эпоху Наполеона.

[ редактировать ]

В 1798 году Наполеон Бонапарт возглавил кампанию в Египте , которая закончилась военным фиаско, но позволила ему вернуться во Францию ​​с рисунками и наблюдениями художников и ученых, которые он привез с собой в экспедицию.

Но именно в 1822 году Египет стал более открытым для исследователей, весь мир увлекся древним Египтом и захотел узнать больше о его истории и культуре.

Последовавшее за этим увлечение Египтом и всем, что касалось Античности , имело мощное влияние. В ту эпоху в Париже почти все области творчества были в значительной степени вдохновлены повторными открытиями античности. Искусство перенаправилось по этому пути, следуя моде Древнего Египта на всех эстетических путях. Таким образом, менялись стили одежды, и женщины во времена Наполеоновской империи перенимали стили, связанные с древнеегипетскими женщинами в сочетании с влиянием Древней Греции и Рима: от корсетов отказались (только временно), а также от нижних юбок и завышенной талии в стиле ампир. был популярный силуэт платья. Платья были более легкими и украшены мотивами античности, например пальмами, одним из символов богини Исиды .

Современные изображения женщин в Древнем Египте

[ редактировать ]
Теда Бара позирует для кадра из «Клеопатры» . Экзотические декорации и костюмы, изображающие фантастическую версию Древнего Египта, хорошо вписались в популярный « вампира » Теды Бары. образ
Элизабет Тейлор и Ричард Бертон снялись в «Клеопатре» .

Когда речь заходит о женщинах Древнего Египта, первый образ, который приходит на ум большинству, — это Клеопатра, или, точнее, Клеопатра VII . Несмотря на греческое происхождение, именно она ассоциировалась с образом женщины в Древнем Египте на протяжении нескольких поколений. Во многом это произошло благодаря современному кинематографу, особенно фильмам Золотого века Голливуда .

В 1950-х и 1960-х годах был снят ряд костюмированных драм , в которых на экране были показаны египетские женщины, представленные в ту эпоху, когда кинематографисты хотели продемонстрировать гламур. В 1963 году гламурный образ Клеопатры был закреплён перед публикой в ​​фильме «Клеопатра» режиссёра Джозефа Л. Манкевича , роль которого исполнила Лиз Тейлор .

Эта страсть к царице объясняется бурной жизнью, которую она прожила, полной интриг, романов (двумя самыми известными ее любовниками были Юлий Цезарь и Марк Антоний ), ее властью и трагической смертью (она умерла самоубийством). Короче говоря, она очаровывает своей жизнью и тем, что она делала. Благодаря своей связи с Древним Египтом, она обладает для зрителей аурой тайны, той же аурой, которая окружает древний Египет и его эзотерические аспекты, той же загадочностью, связанной в народном воображении с древними проклятиями мумий или другими тайнами гробниц. Представленные таким образом египетские женщины становятся своего рода соблазнительницами, очаровывающими романтизированным взглядом на нее.

В знак известности этот воображаемый Египет не только был объектом фантазий, но и изображался в карикатурном виде. Самыми известными из этих карикатур сегодня являются те, которые появляются в таких средствах массовой культуры, как Астерикс комиксы Рене Госинни и Альберта Удерзо . Играя на гламурном образе, созданном кинематографом, авторы высмеивают обаяние Клеопатры по отношению к окружающим, уделяя особое внимание ее носу и преувеличивая ее царственный статус, изображая ее капризной и темпераментной, далекой от идеала женщины-соблазнительницы. так часто представлялось.

В более общем виде этот образ египетских женщин, сильных, скрытых за таинственной и волшебной завесой и обладающих соблазнительной силой, сохраняется и по сей день, например, в американском сериале « Звездные врата SG-1 » или снова в фильме Люка Бессона . фильм «Пятый элемент» (1997).

Модельеры также регулярно вдохновляются иконографией египетских женщин, которые стали эстетическим ориентиром.

Королевские женщины (в хронологическом порядке)

[ редактировать ]
Бюст Клеопатры VII , правившей в конце династии Птолемеев в Египте . Старый музей , Берлин .

См. также

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Джойс Тилдесли, Дочери Исиды: Женщины Древнего Египта , Пингвин (1995) ISBN   978-0-14-017596-7
  • Гей Робинс, Женщины в Древнем Египте , издательство Гарвардского университета (1993) ISBN   978-0-674-95469-4
  • Кэролайн Грейвс-Браун, Танцы для Хатор: Женщины в Древнем Египте , Континуум (2010) ISBN   978-1-84725-054-4

Источники

[ редактировать ]
  • Кристиан Дерош Ноблкур, Женщины во времена фараонов , Сток, 1986 г.
  • Пьер Монте, Повседневная жизнь в Египте во времена Рамзеса , Ашетт, 1946 г.
  1. ^ Ф. Г. Уилфонг: Гендер в Древнем Египте , в: Виллеке Вендрич (редактор): Египетская археология , Исследования Блэквелла в глобальной археологии, Молден, Оксфорд, 2010, ISBN   9781405149884 , с. 165
  2. ^ Марк Коллиер, Стивен Квирк : Папирусы Лахуна UCL: Отчеты , Оксфорд, 2006, ISBN   1-84171-907-2 , 144-145.
  3. Генри Джордж Фишер : Египтянка Древнего царства и периода Гераклеополя , второе издание, исправленное и дополненное, Нью-Йорк, 2000 г. ISBN   0-87099-967-2 , стр. 19–10 онлайн.
  4. ^ Хант, Норман Бэнкрофт (2009). Жизнь в Древнем Египте . Нью-Йорк: Издательство Таламус. ISBN  978-0-8160-6338-3 .
  5. ^ Jump up to: а б с ТИНОР, РОБЕРТ Л. (2010). Египет: Краткая история . Издательство Принстонского университета. ISBN  9780691153070 . JSTOR   j.ctt7rjf4 .
  6. ^ Брак и семейная жизнь в Древнем Египте Рэя Эрвина Бабера, Социальные силы, Том. 13, № 3 (март 1935 г.), стр. 409-414.
  7. ^ Войцеховская, Агнешка (2016). От Амиртея до Птолемея: Египет в четвертом веке до нашей эры (1-е изд.). Харрасовиц Верлаг. дои : 10.2307/j.ctvc5pfn6 . ISBN  9783447106559 . JSTOR   j.ctvc5pfn6 .
  8. ^ Визнер-Хэнкс, Мерри (2011). Гендер в истории: глобальные перспективы (2-е изд.). Молден, Массачусетс: Уайли-Блэквелл. стр. 27–29. ISBN  9781405189958 .
  9. ^ Жак, Кристиан (1996). Египетские женщины . Перрин. ISBN  978-2-262-01075-1 .
  10. ^ Жак, Кристиан (1996). Египетские женщины . Перрин. ISBN  978-2-262-01075-1 .
  11. ^ Жак, Кристиан (1996). Египетские женщины . Перрин. ISBN  978-2-262-01075-1 .
  12. ^ Генри Джордж Фишер : Египтянка Древнего царства и периода Гераклеополя , второе издание, исправленное и дополненное, Нью-Йорк, 2000 г., iISBN 0-87099-967-2, стр. 36-37 онлайн.
  13. ^ Тилдесли, Джойс (2006). Хроника цариц Египта . Темза и Гудзон. стр. 98 . ISBN  978-0-500-05145-0 .
  14. ^ Додсон, А ; Амарна Закат (2009), приложение 3
  15. ^ Джеймс Питер Аллен Преемственность Амарны (2006) в П. Брэнде (редактор), «Оживление его имени: исследования египетской эпиграфики и истории в память об Уильяме Дж. Мурнейне »; Архивировано из оригинала
  16. ^ Джайлз, 2001 г.
  17. ^ Jump up to: а б с Силке Рот, Университет Иоганна Гутенберга в Майнце, Энциклопедия египтологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, 2012, escholarship.org
  18. ^ цитируется П. Монте
  19. ^ Вечно молодой? Изображение пожилых и стареющих женщин в древнеегипетском искусстве Деборы Суини, Журнал Американского исследовательского центра в Египте, Vol. 41, (2004), стр. 67-84.
  20. ^ Гиллам, Р. (1995). Жрицы Хатор: их функции, упадок и исчезновение. Журнал Американского исследовательского центра в Египте, 32, 211–237. дои: 10.2307/40000840
  21. ^ Жена Бога, Слуга Бога: Жена Бога Амона (ок. 740–525 до н.э.), Мариам Ф. Айад
  22. ^ Женский монументальный знак Древнего Египта, автор:Барбара С. Леско, Библейский археолог, Том. 54, № 1 (март 1991 г.), стр. 4-15.
  23. ^ Женский монументальный знак в Древнем Египте Барбары С. Леско, Библейский археолог, Том. 54, № 1 (март 1991 г.), стр. 4-15.
  24. ^ Женский монументальный знак в Древнем Египте Барбары С. Леско, Библейский археолог, Том. 54, № 1 (март 1991 г.), стр. 4-15.
[ редактировать ]

СМИ, связанные с женщинами Египта, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 58a313ea734859419bfd2572ec1bc457__1720814640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/58/57/58a313ea734859419bfd2572ec1bc457.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Women in ancient Egypt - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)