Аххотеп I
Аххотеп I | ||||
---|---|---|---|---|
Похороны | Возможно, Дейр-эль-Бахари. | |||
Супруг | Секененре Люди | |||
Проблема |
| |||
Египетское имя |
| |||
Династия | Семнадцатая династия Египта | |||
Отец | Senakhtenre | |||
Мать | Тетишери |
Аххотеп I ( древнеегипетский : jꜥḥ - ḥtp (.w) , альтернативно англизированный Аххотпе или Аххотеп , « Ях (Луна) удовлетворен») была древней египетской царицей, жившей ок. 1560–1530 гг. до н.э. , [ 1 ] в конце Семнадцатой династии и начале Восемнадцатой династии Египта . Ее титулы включают «Дочь короля», «Сестра короля», «Великая (королевская) жена», «Та, кто соединен с Белой Короной» и «Мать короля». Она была дочерью царицы Тетишери и фараона Сенахтенре Яхмоса и, вероятно, была сестрой, а также супругой царицы фараона Секененре Тао .
Аххотеп I прожила долгую и влиятельную жизнь и, как полагают, управляла в качестве регента своего маленького сына Яхмоса I , пока он не стал достаточно взрослым, чтобы править. Стела, найденная в Карнаке, восхваляет способности Аххотепа как лидера и культ Аменхотепа. Я продолжал помнить Аххотепа после ее смерти, по крайней мере, до XXI династии .
В то время как обнаружение в 19 веке в Египте двух отдельных гробов вызвало споры о личности Аххотепа и истинном месте захоронения, которые продолжались и в 21 веке, ученые постепенно стали более широко признавать, что гроб, найденный в Дейр-эль-Бахари , в каком-то Острие, повторно использованное для захоронения первосвященника, вероятно, сначала принадлежало Аххотепу I.
Семья
[ редактировать ]Аххотеп I была дочерью царицы Тетишери и фараона Сенахтенре Яхмоса . [ 1 ] [ примечание 1 ] Она была королевской женой Семнадцатой династии короля Секененре Тао , который также считался ее братом. [ 3 ] : 124
Аххотеп была матерью фараона Яхмоса I. Ее точное родство с фараоном Камосом неизвестно, но он, возможно, был ее зятем (братом Секененре Тао) или ее сыном. Среди других детей Аххотепа - принцесса Яхмос-Небетта , [ 3 ] Принцесса Яхмос-Тумериси , [ 4 ] : 142–143 и более поздняя царица Яхмос-Нефертари , которая была замужем за своим братом Яхмосом I. [ 3 ] : 124 Хотя принц Яхмос Сапаир , принц Бинпу и принцесса Яхмос-Хенутемипет , возможно, также были детьми Аххотепа, их материнство менее достоверно. [ 3 ] : 126
Жизнь
[ редактировать ]В начале правления фараона Секененре Тао гиксосы почти столетие контролировали части северного и центрального Египта. При поддержке семьи, в том числе Аххотепа I, Секененре Тао начал военную кампанию по возвращению контроля. Он умер от ран, полученных в бою, и на короткое время его сменил фараон Камос, который продолжал возглавлять кампанию против гиксосов. Камос погиб в бою всего три года спустя, оставив маленького сына царицы Аххотепа, Яхмоса I, следующим наследником престола. [ 5 ]
Ученые полагают, что Аххотеп взяла на себя обязанности регента своего сына, пока он не стал достаточно взрослым, чтобы править. [ 5 ] найденной На стеле, в Карнаке времен правления Яхмоса I, есть раздел, в котором описывается Аххотеп I как правитель Египта и объединяющий его народ - атрибуты, которые обычно принадлежат царям. [ 6 ] [ 4 ] : 135 Восхваление Стелы Аххотепа можно перевести следующим образом: [ 6 ] : 366–367
Воздайте должное Хозяйке Земли, правительнице берегов реки Хау-небу, с именем, известным во всех странах, и исполняющей волю масс. Жена Царя, Сестра Государя, жизнь-процветание-здоровье, Дочь Царя и Мать Августейшего Царя, которая знает дела и поддерживает Египет; она объединила свой офицерский класс; и она защитила его; она вернула дезертиров и собирает диссидентов; она умиротворила Верхний Египет и подавляет его мятежников, жена царя Аххотеп жива.
Частично основываясь на тексте стелы, ученые предположили, что Аххотеп командовала египетской армией, возможно, в юности ее сына или когда он позже, уже взрослый, находился за границей. [ 7 ] В лингвистическом анализе стелы Танеаш Сидпура предположил, что эта формулировка не обязательно подразумевает прямое военное руководство, но дает понять, что Аххотеп считалась эффективным правителем, чьи знания и способности помогли объединить ее народ. [ 6 ] : 98–99
Правящее влияние Аххотепа, вероятно, продолжалось в той или иной форме на протяжении всего официального правления ее сына, когда он достиг совершеннолетия, а, возможно, и после него. Анализируя египетских королевских чиновников начала Восемнадцатой династии , Беатрис Нория Серрано отмечает, что чиновники, явно связанные с Аххотепом I (например, посредством титулов, надписей и артефактов), обычно занимали гражданские административные должности, такие как «надзиратели двойного дома». золота», «надзиратель двойного зернохранилища (царственной жены и) матери царя Аххотепа» или «старший управляющий матери царя». [ 8 ] : 108 Напротив, чиновники, явно связанные с Яхмосом I, обычно были связаны с пограничным управлением или культом бога Амона . Нория Серрано предполагает, что это может указывать на продолжающееся разделение правящих обязанностей между Аххотепом I и ее сыном: Аххотеп, возможно, управлял управлением дворцом и столицей Фив , а также другими внутренними делами, в то время как Яхмос I сосредоточил свое внимание на вопросах пограничного управления. и укрепление королевской власти за границей. во время правления Тутмоса I. Чиновники гражданской администрации снова продемонстрировали явную связь с королем только [ 8 ] : 108 правления Яхмоса I и его сына Аменхотепа I. который пришел к власти после окончания [ 9 ]
Хотя точные даты неизвестны, ученые в целом сходятся во мнении, что Аххотеп I прожила долгую жизнь, пережив своего сына Яхмоса I. [ 10 ] Аххотеп упоминается на стеле Карес (CG 34003), датируемой десятым годом правления ее внука Аменхотепа I, а ее управляющий Юф также упоминает ее на своей стеле (CG 34009). Юф называет Аххотепа матерью Яхмоса I, которая позже станет управляющей царицы Яхмоса , жены Тутмоса I. Это предполагает, что Аххотеп I мог умереть в довольно преклонном возрасте во время правления Тутмоса I. [ 11 ]
Культ Аменхотепа I продолжал помнить Аххотепа после ее смерти, по крайней мере, вплоть до XXI династии . [ 9 ] и ее изображение было найдено во многих гробницах Нового Королевства , где владельцы гробниц включили ее в свои списки уважаемых предков. [ 6 ] : 97
Дебаты по поводу разных Аххотепов
[ редактировать ]Два гроба
[ редактировать ]В 1859 году группа египетских рабочих, нанятых французским египтологом Огюстом Мариеттом, обнаружила гроб на месте раскопок в Дра-Абу-эль-Наге . Гроб был идентифицирован как принадлежащий царице по имени Аххотеп, и на нем были написаны титулы «Великая королевская жена» и «Та, кто соединен с Белой Короной». Хотя при первом обнаружении в гробу находилась мумия, вскоре после этого тело и повязки были уничтожены, оставив после себя мало улик, подтверждающих личность обитателя гроба. [ 4 ] : 131–134
В 1881 году отдельная группа в Дейр-эль-Бахари раскопала еще один гроб, на этот раз также принадлежавший царице по имени Аххотеп. На этом гробу был более длинный и сложный набор надписей, включая добавление «Дочь короля», «Сестра короля» и «Мать короля», но не содержалось тело человека по имени Аххотеп. Вместо этого этот гроб, по-видимому, повторно использовали для захоронения первосвященника по имени Пинуджем I. [ 4 ] : 134–135 Обнаружение этого второго гроба подняло новые вопросы о личности Аххотепа из стоянки Дра Абу эль-Нага, вызвав научные дебаты по поводу истинного количества египетских цариц по имени Аххотеп. [ 2 ]
Теории вокруг идентичности
[ редактировать ]Первоначально ученые предполагали, что имя Аххотеп, и подобные титулы, начертанные на гробах, означали, что оба сосуда, вероятно, принадлежали одной и той же царице Аххотеп: возможно, гроб в Дейр-эль-Бахари изначально был спроектирован для хранения гроба в Дра-Абу-эль-Наге. , и гробы разделились. Однако размеры гробов не соответствовали этому сценарию. [ 4 ] : 135 Поскольку гроб в Дра Абу эль-Нага был найден похороненным с предметами, на которых были написаны имена фараонов Камоса и Яхмоса I, было также высказано предположение, что Дра Абу эль-Нага Аххотеп могла быть матерью Яхмоса (и возможно, жена Камоса или фараона Секененре Тао). Версии этой теории были популярны среди исследователей вплоть до начала 20 века. [ 4 ] : 134, 135
Однако, начиная с 1960-х годов, ученые начали придавать большее значение королевскому титулу «Мать короля», который появлялся только на гробу Дейр-эль-Бахари. Необъяснимое отсутствие этого титула в захоронении в Дра Абу эль-Нага означало, что два гроба, вероятно, принадлежали двум разным царицам по имени Аххотеп. Следовательно, «Королевская мать» в Дейр-эль-Бахари стала более широко связана с царицей Аххотепом I, матерью фараона Яхмоса I. [ 4 ] : 135–136 в то время как «Великая королевская жена» Дра Абу эль-Нага, у которой, по-видимому, не было сына, брата или отца, взошедшего на трон, была предложена в качестве второй королевы Аххотепа , чья личность и место в королевских генеалогических древах все еще находится под большим количеством спекуляций. [ 4 ] : 146–148
Исследователи 20-го и 21-го веков продолжали изучать теорию единого Аххотепа. [ примечание 2 ] хотя академик Марилина Бетро утверждает, что такие интерпретации имеющихся данных «создают больше проблем, чем решают». [ 4 ] : 137 Другие ученые предложили альтернативные реконструкции, которые доказывают существование как минимум трех Аххотепов. [ примечание 3 ] с хронологическим порядком и нумерацией, меняющейся в зависимости от интерпретаций. [ 4 ] : 139
Могила Дейр эль-Бахари
[ редактировать ]Гроб Аххотепа I, найденный в Королевском тайнике (TT320) в Дейр-эль-Бахари , сделан из дерева и картона . [ 4 ] : 135 Он представляет собой более ранний пример « риси-дизайна » египетских гробов (пероподобные узоры, проявляющиеся по всему телу) и демонстрирует множество стилистических сходств с гробом дочери Аххотепа Яхмоса-Нефертари. [ 11 ] : 366 Тип символа лунного полумесяца, обнаруженный в его надписях, позволяет предположить, что гроб был написан в честь Аххотепа после правления Яхмоса I, когда в культурном отношении этот символ претерпел изменения в изображении. [ 4 ] : 139
Ученый Энн Мэйси Рот заметила, что лицо, вырезанное на гробу Аххотепа, «очень похоже на лицо Яхмоса на его гробу... хотя его подбородок более квадратный, а ее глаза и брови очень похожи на лица на гробу Ахмеса-Нефертари. " [ 11 ] : 366
В какой-то момент гроб Аххотепа I повторно использовали для похорон первосвященника Пинуджема I в Дейр-эль-Бахари. [ 4 ] : 134–135 Никакого погребального инвентаря, принадлежавшего Аххотепу I, вместе с этим гробом обнаружено не было, и вопрос о том, действительно ли ее первоначальное место захоронения находилось в Дейр-эль-Бахари или где-то еще, остается без ответа. [ 12 ] : 101
Примечания
[ редактировать ]- ^ Из-за прежнего мнения о том, что было два фараона с одинаковым именем Секененре Тао, многие научные источники называют отца Аххотепа Секененре Тао I, а ее мужа - Секененре Тао II, но теперь более широко признается, что фараон считался Секененре. Тао I на самом деле звали Сенахтенре Яхмос. [ 2 ] : 27
- ^ Примеры см. в обсуждениях Eaton-Krauss. [ 10 ] и Сидпура. [ 6 ]
- ^ Например, см. обсуждение Энн Мэйси Рот. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Очвада, Ханнингтон; Гейтс, Генри Луи (2011). «Аххотеп (1560–1530 до н.э.)». В Гейтсе, Генри Луи; Акьемпонг, Эммануэль; Нивен, Стивен Дж. (ред.). Словарь африканской биографии (онлайн-изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-538207-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Сидпура, Танеаш (2016). Грегори, Стивен Р.В. (ред.). «Где моя мумия… Кто моя мумия? Переоценка гроба Дра Абу-эль Нага царицы Аххотеп (CG 28501) с царицей Саткамосе » (PDF) . Материалы Второго Бирмингемского симпозиума по египтологии . 2 : 21–46.
- ^ Перейти обратно: а б с д Додсон, Эйдан; Хилтон, Дайан (2004). Полные королевские семьи Древнего Египта . Американский университет в Каире Press . ISBN 978-977-424-957-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Бетро, Марилина (2022). «Личность Аххотепа и текстовые источники». В Миниачи, Джанлука; Лаковара, Питер (ред.). Сокровища египетской царицы Аххотепа и международные отношения на рубеже среднего бронзового века (1600-1500 гг. до н. э.) . Публикации Золотого Дома. стр. 131–152. ISBN 978-1906137724 .
- ^ Перейти обратно: а б «Как мятежные царицы Египта изгнали гиксосов» . Нэшнл Географик . 7 марта 2019 г. Архивировано из оригинала 20 июля 2021 г. Проверено 30 июня 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Сидпура, Танеаш (2022). Мухи, львы и раковины устриц: исследование военных наград в Древнем Египте от додинастического периода до Нового царства . Манчестер: Манчестерский университет: докторская диссертация. стр. 93–98.
- ^ Карни, Элизабет Д. (2001). «Женщины и военное руководство в Египте фараонов» . Греческие, римские и византийские исследования . 42 (1): 25–41.
- ^ Перейти обратно: а б Нория Серрано, Беатрис (2021). «Офицеры царицы-матери Аххотепа». В Аррансе Каркамо, Марта; Санчес Касадо, Рауль; Планельес Ороско, Альберт; Аларкон Робледо, Серхио; Ортис Гарсиа, Джонатан; Мора Риудавец, Патрисия (ред.). Текущие исследования в египтологии 2019: материалы двадцатого ежегодного симпозиума, Университет Алькалы, 17–21 июня 2019 г. Археопресс. стр. 98–113. ISBN 978-1-78969-907-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Трой, Лана (2005). «Новое царство: Восемнадцатая династия до периода Амарны». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-510234-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Итон-Краусс, Марианна (2003). «Бис: Гробы Аххотепа, жены Секени-ан-Ре Тао и матери Яхмоса» . В Блёбауме — Анке Илона; Коль, Йохем; Швейцер, Саймон Д. (ред.). Египет-Мюнстер: культурные исследования Египта, Ближнего Востока и смежных территорий [ Египет-Мюнстер: Культурные исследования Египта, Ближнего Востока и смежных территорий ]. Отто Харрасовиц Верлаг. стр. 75–90. ISBN 978-3-447-04633-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Рот, Энн Мэйси (1999). «Гробы Аххотепа: археология египетской реконструкции». В Титере, Эмили; Ларсон, Джон А. (ред.). Золото похвалы: исследования Древнего Египта в честь Эдварда Ф. Венте . Восточный институт Чикагского университета . стр. 361–378. ISBN 1-885923-09-0 .
- ^ Янош, Питер (1992). «Царицы Аххотеп I и II и международные отношения Египта» (PDF) . Журнал форума древней хронологии . 5 : 99–105.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Граецкий, Вольфрам (2005). Древнеегипетские царицы: Иероглифический словарь . Публикации Золотого Дома. ISBN 978-0954721893 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Аххотепом, на Викискладе?