Jump to content

Эллинистический иудаизм

Эллинистический иудаизм — форма иудаизма классической античности , сочетавшая еврейскую религиозную традицию с элементами эллинистической культуры . До первых мусульманских завоеваний восточного Средиземноморья главными центрами эллинистического иудаизма были Александрия в Египте и Антиохия в Турции , два главных греческих городских поселения на Ближнем Востоке и в Северной Африке , оба основанные в конце четвертого века до н. э. после завоеваний Александра Македонского . Эллинистический иудаизм также существовал в Иерусалиме в период Второго Храма , где произошел конфликт между эллинизаторами и традиционалистами.

Основным литературным продуктом контакта между иудаизмом Второго Храма и эллинистической культурой является Септуагинты перевод еврейской Библии с библейского иврита и библейского арамейского языка на греческий койне , в частности, на еврейский греческий койне . Упоминаются также философские и этические трактаты Филона и историографические труды других эллинистических еврейских авторов. [1] [2]

Упадок эллинистического иудаизма начался во втором веке, и его причины до сих пор до конца не изучены. Возможно, что в конечном итоге он был маргинализирован, частично поглощен или постепенно стал койне-говорящим ядром раннего христианства, сосредоточенным на Антиохии и ее традициях, таких как Мелькитская греко-католическая церковь и Греческий православный патриархат Антиохии .

Карта империи Александра, простирающейся на восток и юг древней Македонии .

Завоевания Александра в конце четвертого века до нашей эры распространили греческую культуру и колонизацию — процесс культурных изменений, называемый эллинизацией — на негреческие земли, включая Левант . Это привело к эллинистическому периоду , который стремился создать общую или универсальную культуру в Александрийской империи, основанную на культуре Афин пятого века , а также слияние ближневосточных культур. [3] Этот период характеризуется новой волной греческой колонизации, которая основала греческие города и королевства в Азии и Африке . [4] самым известным из которых является Александрия в Египте. Создавались новые города, состоящие из колонистов из разных частей греческого мира, а не из конкретного мегаполиса («материнского города»), как раньше. [4]

С завоеванием Иудеи Александром Македонским распространение эллинизма вызвало смешение местной культуры коренных народов и культуры завоевателей. [5] Еврейская жизнь как в Иудее, так и в диаспоре находилась под влиянием культуры и языка эллинизма. Местные коренные элиты часто играли значительную роль в принятии и продвижении эллинизма, что приводило к его влиянию на все региональные культуры, включая еврейскую культуру. В Палестине постепенно прижился эллинизм, несмотря на относительно небольшое количество иностранных жителей. [6]

Мозаичный пол еврейской синагоги на Эгине (300 г. н.э.).

Евреи, жившие в странах к западу от Леванта, образовали эллинистическую диаспору. Египетская диаспора является наиболее известной из них. [7] Это стало свидетелем тесных связей. Действительно, существовала прочная экономическая интеграция Иудеи с царством Птолемеев , правившим из Александрии, а между царским двором и лидерами еврейской общины существовали дружеские отношения. Это была диаспора по выбору, а не по навязыванию. Информация менее надежна относительно диаспор на других территориях. Это говорит о том, что ситуация была в целом такой же, как и в Египте. [8]

Греки благосклонно относились к еврейской культуре, а эллинизм приобрел приверженцев среди евреев. Хотя эллинизм иногда представлялся (под влиянием 2-й книги Маккавеев , которая сама по себе написана на греческом языке койне) как угроза ассимиляции, диаметрально противоположной еврейской традиции,

Адаптация к эллинской культуре не требовала компромисса с еврейскими заповедями или совестью. Когда в Иерусалиме появилась греческая гимназия , ее основал еврейский первосвященник . И другие жрецы вскоре вступили в борцовские поединки в Палестре . Они явно не считали такие действия подрывающими свои священнические обязанности.

Более поздние историки иногда изображали эллинизм и иудаизм однозначно несовместимыми, вероятно, из-за влияния преследований Антиоха IV. Однако не похоже, что большинство евреев эллинистической эпохи считали греческих правителей хуже или отличавшихся от персидских или вавилонских правителей. В трудах эллинизированных евреев, таких как Филон Александрийский, нет особой веры в несовместимость еврейской и греческой культур; Еще один пример: Послание Аристея представляет евреев и иудаизм в выгодном свете по стандартам греческой культуры. Единственным важным отличием, по которому, похоже, не пошли на компромисс даже самые эллинизированные евреи, был запрет на многобожие; это все еще отделяло эллинистических евреев от более широкой греческой культуры, отказываясь чтить святыни, храмы, богов и т. д., которые не принадлежали Богу Израиля. [10]

Эллинистические правители Иудеи

[ редактировать ]

Под сюзеренитетом царства Птолемеев, а затем и империи Селевкидов , Иудея стала свидетелем периода мира и защиты своих институтов. [11] За помощь против своих врагов-Птолемеев Антиох III Великий пообещал своим еврейским подданным снижение налогов и финансирование восстановления города Иерусалима и Второго Храма . [11]

Отношения ухудшились при преемнике Антиоха Селевке IV Филопаторе , а затем, по не до конца понятным причинам, его преемник Антиох IV Епифан радикально отменил прежнюю политику уважения и защиты, запретив ключевые еврейские религиозные обряды и традиции в Иудее (хотя и не среди диаспоры) и спровоцировав традиционалистское восстание против греческого правления . [11] В результате этого восстания было сформировано независимое еврейское царство, известное как Хасмонейское царство , которое просуществовало с 141 по 63 год до нашей эры. Династия Хасмонеев в конечном итоге распалась из-за гражданской войны .

Эллинизация еврейского общества

[ редактировать ]

В целом еврейское общество было разделено на консервативные фракции и проэллинистические фракции. [12] Проэллинистические евреи, как правило, принадлежали к высшему классу или меньшинствам, живущим в общинах с нееврейским большинством. Они жили в городах, которые находились далеко от Иерусалима и были тесно связаны с греческими торговыми сетями. [13]

Самым значительным литературным достижением эллинистического иудаизма стала разработка Септуагинты . Другие известные работы включают Книгу Мудрости , Сираха и псевдоэпиграфическую апокалиптическую литературу, такую ​​как Успение Моисея , Заветы Двенадцати Патриархов , Книга Варуха и греческий Апокалипсис Варуха . Некоторые ученые считают апостола Павла евреем-эллинистом, хотя он утверждал, что был фарисеем ( Деяния 23:6 ). [14]

Филон Александрийский защищал иудаизм как монотеистическую философию, предвосхитившую догмы эллинистической философии . Он также популяризировал среди греческой аудитории такие метафоры, как « обрезание сердца». [15]

Эллинизация была очевидна в религиозном еврейском истеблишменте:

«Хони» стал «Менелаем»; «Иисус Навин» стал «Ясоном» или «Иисусом» [Ἰησοῦς]. Эллинское влияние пронизало все, и даже в самых оплотах иудаизма оно изменило организацию государства, законы и общественные дела, искусство, науку и промышленность, затрагивая даже обычные вещи жизни и общие объединения людей. [...] Надпись, запрещающая незнакомцам выходить за пределы определенного места в Храме, была на греческом языке; и, вероятно, это было вызвано присутствием многочисленных евреев из грекоязычных стран во время праздников (ср. «ропот греков на евреев», Деян. VI, 1). Сундуки в Храме, в которых хранились пожертвования в шекелях, были помечены греческими буквами (Шек. iii. 2). Неудивительно поэтому, что были синагоги распутников , киренян , александрийцев, киликийцев в самом Святом городе и азиатов ( Деян. VI, 9). [16]

Турбулентность, вызванная смертью Александра Великого, также способствовала популяризации еврейского мессианства . [13]

Эллинистические еврейские диаспоры

[ редактировать ]

На протяжении 2000 лет евреи жили в Греции и создали еврейскую общину романиотов. [17] Они говорили на йеванике , греческом диалекте с влиянием иврита , арабского и арамейского языков . [18] Согласно устной традиции, они были потомками еврейских беженцев, бежавших из Иерусалима в 70 году нашей эры после разрушения Второго Храма . [19] Однако, согласно существующим надписям, их присутствие датируется 300-250 гг. до н.э. [20] Греческие философы, такие как Клеарх из Соли, были впечатлены евреями и считали их потомками индийских философов. [21]

В другом месте евреи Александрии создали «уникальный сплав греческой и еврейской культуры». [12]

Поглощение ранним христианством

[ редактировать ]
Джошуа . Фреска из синагоги Дура-Европос .

Причины упадка эллинистического иудаизма неясны. Возможно, оно было маргинализировано, поглощено или стало ранним христианством (см. Евангелие от евреев ). В посланиях Павла и Деяниях апостолов сообщается, что после того, как он первоначально сосредоточил внимание на обращении эллинизированных евреев в Анатолии, Македонии, Фракии и Северной Сирии, не критикуя их законы и традиции, [22] [23] Апостол Павел в конечном итоге предпочел евангелизировать общины греческих и македонских прозелитов и богобоязненных или греческие круги, симпатизирующие иудаизму : апостольский указ, разрешающий новообращенным отказаться от обрезания, сделал христианство более привлекательным вариантом для заинтересованных язычников, чем раввинистический иудаизм , который требовал ритуального обрезания для новообращенных. (см . Бритмила ). См. Также споры об обрезании в раннем христианстве. [24] [25] и отмена законов Ветхого Завета .

Привлекательность христианства, однако, могла потерпеть неудачу, поскольку в 80-х годах н. э. Домицианом оно было явно объявлено вне закона как «еврейское суеверие», в то время как иудаизм сохранял свои привилегии до тех пор, пока его члены платили fiscus Judaicus .

Первый стих Деяний 6 указывает на проблемные культурные различия между эллинизированными евреями и израильтянами, говорящими на арамейском языке в Иерусалиме, разобщенность, которая отразилась внутри самой формирующейся христианской общины:

там говорится о «эллинистах» и «евреях». Существование этих двух отдельных групп характеризует самую раннюю христианскую общину в Иерусалиме. Евреи были евреями-христианами, которые говорили почти исключительно на арамейском языке, а эллинисты также были евреями-христианами, родным языком которых был греческий. Это были грекоязычные евреи диаспоры, вернувшиеся поселиться в Иерусалиме. Чтобы обозначить их, Лука использует термин эллинистический . Когда он имел в виду греков, язычников , неевреев, говоривших по-гречески и живших по греческому образцу, то он употреблял слово эллины (Деян. 21,28). Как ясно видно из самого контекста Деяний 6, эллинисты не являются эллинами. [26]

Некоторые историки полагают, что значительная часть эллинизированных еврейских общин Южной Турции ( Антиохия , Александретта и соседние города) и Сирии / Ливана постепенно перешла в греко-римскую ветвь христианства, которая в конечном итоге образовала « мелькитское » (или «имперское») Эллинистические церкви региона БВСА :

Как христианский иудаизм зародился в Иерусалиме, так и языческое христианство зародилось в Антиохии , тогдашнем ведущем центре эллинистического Востока, с Петром и Павлом в качестве его апостолов. Из Антиохии оно распространилось на различные города и провинции Сирии, среди сирийцев-эллинистов, а также среди евреев-эллинистов, которые в результате великих восстаний против римлян в 70 и 130 годах нашей эры были изгнаны из Иерусалима и Палестины в Сирия. [27]

Наследие

[ редактировать ]

Широкое влияние за пределами иудаизма Второго Храма

[ редактировать ]

И раннее христианство , и ранний раввинский иудаизм были гораздо менее «ортодоксальными» и менее теологически однородными, чем сегодня; и оба находились под значительным влиянием эллинистической религии и заимствовали аллегории и концепции из классической эллинистической философии и работ грекоязычных еврейских авторов конца периода Второго Храма, прежде чем две школы мысли в конечном итоге подтвердили свои соответствующие «нормы» и доктрины. в частности, из-за растущих разногласий по ключевым вопросам, таким как статус «законов чистоты», обоснованность христианских мессианских верований и использование греческого и латыни койне в качестве литургических языков вместо библейского иврита и т. д. [28]

Первые синагоги в Европе, Северной Африке и на Ближнем Востоке.

[ редактировать ]

Само слово «синагога» происходит от еврейского греческого койне , языка, на котором говорили эллинизированные евреи Юго-Восточной Европы (Македония, Фракия, Северная Греция), Северной Африки и Ближнего Востока после III века до нашей эры. Многие синагоги были построены эллинистами или приверженцами эллинистического иудаизма на греческих островах , в Киликии , северо-западной и восточной Сирии и северном Израиле еще в первом веке до нашей эры, особенно в Делосе , Антиохии , Александретте , Галилее и Дура-Европосе : из-за мозаики изображающие и фрески, считали потенциально способствующими «поклонению образам» героические фигуры и библейские персонажи (которые последующие поколения еврейских ученых и раввинов ), многие из этих ранних синагог сначала были ошибочно приняты за греческие храмы или антиохийские греческие православные церкви.

Концепции Мишны и Талмуда

[ редактировать ]

Многие из еврейских мудрецов, составивших Мишну и самые ранние версии Талмуда , были эллинизированными евреями, в том числе Йоханан бен Закай , первый еврейский мудрец, которому присвоили титул раввина , и раввин Меир , сын прозелитов- анатолийских греков, принявших ранний раввинистический иудаизм.

Даже израильские раввины вавилонского еврейского происхождения, такие как Гилель Старший , чьи родители были говорившими на арамейском языке еврейскими мигрантами из Вавилонии (отсюда и прозвище «Ха-Бавли»), должны были изучать греческий язык и греческую философию, чтобы быть знакомыми со сложным раввинским языком. - многие богословские нововведения, представленные Гиллелем, имели греческие названия, наиболее известное из которых - талмудическое понятие Прозбул , от греческого койне προσβολή, «доставлять»:

В отличие от литературного иврита, популярный арамейский или иврит постоянно принимал новые греческие заимствования, о чем свидетельствует язык Мишны и талмудической литературы. Хотя оно отражает ситуацию более позднего периода, его истоки уходят корнями задолго до христианской эры. Коллекция заимствованных слов из Мишны, найденная у Шюрера, показывает области, в которых эллинистическое влияние впервые стало заметным: военное дело, государственное управление и законодательная власть, торговля и коммерция, одежда и домашняя утварь и, что немаловажно, строительство. Так называемый медный свиток с утопическим списком сокровищ также содержит ряд греческих заимствований. Когда в конце первого века до н.э. Гилель на практике отменил правило о прощении долгов в субботний год (Втор. 15:1-11) посредством возможности особой оговорки со стороны кредитора, эта оговорка была дана греческое имя, введенное в палестинский юридический язык — perōzebbōl = προσβολή, знак того, что даже в то время юридический язык был пронизан греческим языком.

- Мартин Хенгель, иудаизм и эллинизм (1974)

Влияние на левантийские византийские традиции

[ редактировать ]

Уникальное сочетание этнокультурных черт, унаследованных от слияния греко - македонской культурной основы, эллинистического иудаизма и римской цивилизации, породило отчетливо антиохийские «ближневосточно-римские» христианские традиции Киликии (Юго-Восточная Турция) и Сирии/Ливана:

«Смесь римских, греческих и еврейских элементов превосходно адаптировала Антиохию к той огромной роли, которую она сыграла в ранней истории христианства. Город был колыбелью церкви». [29]

Некоторые типично греческие «древние синагогальные » священнические обряды и гимны частично сохранились до наших дней, особенно в отдельных церковных службах последователей мелькитской греко-католической церкви и ее сестринской церкви, Антиохийской греческой православной церкви в провинции Хатай на юге. Турции , Сирии , Ливане , Северном Израиле , а также в греко-левантийских христианских диаспорах Бразилии , Мексики , США и Канады .

Но многие из сохранившихся литургических традиций этих общин, уходящих корнями в эллинистический иудаизм и, в более общем смысле, в Второго Храма греко-еврейскую культуру Септуагинты , были постепенно вычеркнуты в эпоху позднего средневековья и современной эпохи как фанариотами европейско-греческими ( Вселенским Патриархом Константинополя ), так и Ватиканские ( римско-католические ) богословы-язычники, стремившиеся «вернуть» левантийские греко-православные и греко-католические общины в европейское христианство: таким образом, некоторые древние иудео-греческие традиции были намеренно отменены или сокращены в процессе.

Члены этих общин до сих пор называют себя « Рум » (буквально «римляне»; обычно на английском языке их называют «византийцами») и обращаются к грекам на турецком , персидском и левантийском арабском языках . В этом контексте термин Рум предпочтительнее Явани или Ионани (буквально « ионийский »), что также относится к грекам на древнем иврите , санскрите и классическом арабском языке .

Отдельные эллинизированные евреи

[ редактировать ]

Эллинистический и Хасмонейский период

[ редактировать ]

Иродианский и римский период

[ редактировать ]

Поздняя античность и раннее средневековье

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Уолтер, Н. Еврейско-эллинистическая литература до Филона Александрийского (за исключением историков), ANRW II: 20.1.67-120
  2. ^ Барр, Джеймс (1989). «Глава 3 - Еврейский, арамейский и греческий языки в эллинистическую эпоху». В Дэвисе, штат Вашингтон; Финкельштейн, Луи (ред.). Кембриджская история иудаизма. Том 2: Эллинистический век (1-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 79–114. ISBN  9781139055123 .
  3. ^ Рой М. Маклауд, Александрийская библиотека: центр обучения в древнем мире
  4. ^ Jump up to: а б Ульрих Вилькен, Греческая история в контексте древней истории .
  5. ^ Хезсер, Кэтрин (19 августа 2010 г.). «Греко-римский контекст еврейской повседневной жизни в римской Палестине». Оксфордский справочник по повседневной жизни евреев в римской Палестине . Издательство Оксфордского университета. п. 28. дои : 10.1093/oxfordhb/9780199216437.013.0003 .
  6. ^ Загенберг, Юрген К.; Ван Де Занде, Дайан (19 августа 2010 г.). «Урбанизация». Оксфордский справочник по повседневной жизни евреев в римской Палестине . Издательство Оксфордского университета. стр. 165–166. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199216437.013.0010 .
  7. ^ «Сиракузский университет. «Еврейская диаспора в эллинистический период» » . Архивировано из оригинала 30 января 2012 г. Проверено 11 сентября 2013 г.
  8. ^ Хегерманн, Харальд (1990). «Глава 4: Диаспора в эллинистическую эпоху». В Дэвисе, штат Вашингтон; Финкельштейн, Луи (ред.). Кембриджская история иудаизма (1-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 115–166. дои : 10.1017/CHOL9780521219297.005 . ISBN  9781139055123 .
  9. ^ Грюн, Эрих С. ​​(1997). «Факты и вымысел: еврейские легенды в эллинистическом контексте». Эллинистические конструкции: Очерки культуры, истории и историографии . Издательство Калифорнийского университета. стр. 72 и далее.
  10. ^ Граббе, Лестер Л. (2008). История евреев и иудаизма в период Второго Храма: Пришествие греков: ранний эллинистический период (335–175 гг. До н. Э.) . Библиотека исследований Второго Храма. Том. 68. Т&Т Кларк. стр. 155–165. ISBN  978-0-567-03396-3 .
  11. ^ Jump up to: а б с Грюн, Эрих С. ​​(1993). «Эллинизм и гонения: Антиох IV и евреи». В Грин, Питер (ред.). Эллинистическая история и культура . Издательство Калифорнийского университета. стр. 238 и далее.
  12. ^ Jump up to: а б Армстронг, Карен (2006). Великая трансформация: начало наших религиозных традиций (первое изд.). Нью-Йорк: Кнопф. стр. 350–352 . ISBN  978-0-676-97465-2 .
  13. ^ Jump up to: а б Граббе 2010, с. 10–16
  14. ^ «Савл из Тарса: не еврейский ученый, эллинист». Архивировано 29 марта 2009 г. в Wayback Machine , Еврейская энциклопедия.
  15. ^ Например, Левит 26:41, Иезекииль 44:7.
  16. ^ «Эллинизм». Архивировано 29 марта 2009 г. в Wayback Machine , Еврейская энциклопедия , Цитата: из разделов «Диапазон эллинского влияния» и «Реакция против эллинского влияния».
  17. ^ Холокост в Греции: Янина. URL-адрес доступен 15 апреля 2006 г. Архивировано 20 октября 2004 г. в Wayback Machine.
  18. ^ "Язык" . Еврейская община Родоса — Официальный сайт . Проверено 20 января 2024 г.
  19. ^ Бонфил, Роберт (2011). Евреи в Византии: диалектика культур меньшинств и большинства . Иерусалимские исследования в области религии и культуры. Брилл. п. 105 . ISBN  9789004203556 .
  20. ^ Дэвид М. Льюис (2002). Роудс, Пи Джей (ред.). Избранные статьи по истории Греции и Ближнего Востока . Кембридж : Издательство Кембриджского университета . п. 381. ИСБН  0-521-46564-8 .
  21. ^ Иосиф Флавий. Контра Апионем , I.176-183. Получено 16.06.2012 с сайта http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=J.+Ap.+1.176&fromdoc=Perseus%3Atext%3A1999.01.0215 .
  22. ^ Деяния 16: 1–3.
  23. МакГарви о Деяниях 16. Архивировано 16 октября 2012 г. в Wayback Machine : «Тем не менее, в рассматриваемом нами случае мы видим, как он собственноручно обрезает Тимофея, и это «из-за некоторых евреев, находившихся в этих кварталах».
  24. ^ 1 Коринфянам 7:18.
  25. ^ "делают себе крайнюю плоть"; Я Макк. я. 15; Иосиф Флавий, «Муравей». xii. 5, § 1; Ассумптио Мосис, VIII.; Я Кор. VII. 18;, Тосеф.; Талмуд описывает Шаббат xv. 9; Евамот 72а,б; Йерушалми Пиа i. 16б; Евамот VIII. 9а; [1] Архивировано 8 мая 2020 г. в Wayback Machine ; Католическая энциклопедия: Обрезание. Архивировано 16 января 2013 г. в Wayback Machine : «На эту эписпастическую операцию, выполняемую спортсменам, чтобы скрыть следы обрезания, ссылается Св. Павел, me epispastho (1 Коринфянам 7:18)».
  26. ^ «Конфликт и разнообразие в древнейшей христианской общине». Архивировано 10 мая 2013 г. в Wayback Machine , о. В. Кесич, ОСА
  27. ^ «История христианства в Сирии». Архивировано 17 января 2013 г. в Wayback Machine , Католическая энциклопедия.
  28. ^ Даниэль Боярин. «Умереть за Бога: мученичество и становление христианства и иудаизма», Стэнфорд: Stanford University Press, 1999, стр. 15.
  29. ^ «Антиохия», Библейская энциклопедия , Том. я, с. 186 (стр. 125 из 612 в онлайн-файле .pdf .
  30. Александр II Иудейский. Архивировано 16 октября 2011 г. в Wayback Machine в Еврейской энциклопедии.
  31. ^ «Артапан | Энциклопедия.com » www.энциклопедия.com . Получено 1 февраля 2024 г.
  32. ^ «Клеодем | Еврейский историк | Британника» . www.britanica.com . Проверено 19 февраля 2024 г.
  33. ^ Бартлетт, Джон Р., изд. (1985), «ЕВПОЛЕМ» , «Евреи в эллинистическом мире: Иосиф Флавий, Аристей, Сивиллинские оракулы», Евполем , Кембриджские комментарии к сочинениям еврейского и христианского мира, том. 1, Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 56–71, номер документа : 10.1017/CBO9780511621307.005 , ISBN.  978-0-521-28551-3 , получено 19 февраля 2024 г.
  34. ^ Ланфранчи, Пьерлуиджи (2018), « Иезекииля Эксагоге Трагика », «Эксагоге Иезекииля Трагика» , стр. 125–146, doi : 10.1017/9781139833936.006 , ISBN  978-1-107-03855-4 , получено 19 февраля 2024 г.
  35. ^ Неемия xii. 11
  36. ^ Еврейские древности xi. 8, § 7
  37. ^ Мак. xii. 7, 8, 20
  38. ^ Талмуд Бавли , Кидушин, 71а.
  39. ^ Филипп Бобишон (редактор), Жюстин Мученик, Диалог с Трифоном , критическое издание, введение, греческий текст, перевод, комментарии, приложения, указатели, (Сборник Paradosis № 47, том I-II.) Editions Universitaires de Friboorg Швейцария, (1125 стр.), 2003 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Иностранный язык

[ редактировать ]
  • ред. В. Г. Кюммель и Х. Лихтенбергер (1973), еврейские сочинения эллинистического римского периода (на немецком языке), Гютерсло {{citation}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Деллинг, Герхард (1987), Встреча эллинизма и иудаизма. Взлет и падение римского мира (на немецком языке), том. Том II 20.1

Английский

[ редактировать ]
  • Борген, Педер. Раннее христианство и эллинистический иудаизм . Эдинбург, Шотландия: T&T Clark, 1996.
  • Коэн, Гетцель М. Эллинистические поселения в Сирии, бассейне Красного моря и Северной Африке . Эллинистическая культура и общество 46. Беркли: Калифорнийский университет Press, 2005.
  • Грюн, Эрих С. ​​Конструкты идентичности в эллинистическом иудаизме: очерки ранней еврейской литературы и истории . Бостон: Де Грютер, 2016.
  • Мирге, Франсуаза. Ранняя история сострадания: эмоции и воображение в эллинистическом иудаизме . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2017.
  • Нойснер, Джейкоб и Уильям Скотт Грин, ред. Словарь иудаизма в библейский период: с 450 г. до н.э. по 600 г. н.э. 2 тома. Нью-Йорк: Справочник библиотеки Макмиллана, 1996.
  • Чериковер, Виктор (1975), Эллинистическая цивилизация и евреи , Нью-Йорк: Атенеум.
  • Еврейская энциклопедия
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d6574f1df0769d8bbf1117bdf045a31d__1718813340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d6/1d/d6574f1df0769d8bbf1117bdf045a31d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hellenistic Judaism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)